глоссарий

Основные термины НЛП.

 

Глоссарий НЛП

  • Репрезентативная система

    Способ, при помощи которой человек обращается к собственному внутреннему опыту. Репрезентативные системы делят по модальности: визуальная (В); кинестетическая (К); аудиально-тональная (Ат); дигитальная(Ад). Так же присутствует деление по роли в мыслительных процессах: ведущая, основная, референтная.

  • Ресурсы

    Любые средства, которые могут быть задействованы для достижения результата: физиология, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, события или вещи. Соответственно, ресурсы делят на внешние (информация, деньги, связи, обстановка) и внутренние (знания, состояния, убеждения, ценности, способности).

  • Референтный индекс

    Референтный индекс - это представление предмета из окружающего мира в языке. Например, экран на котором вы читаете этот текст - это референт, а фраза "экран на котором вы читаете этот текст" - референтный индекс.

  • Рефрейминг

    Смена точки зрения, которая приводит к изменению оценки ситуации, поведения и т.д.

  • Субмодальности

    Субмодальности представляют собой качественные характеристики описания содержания. Например, визуальные субмодальности: яркость, расстояние, положение в пространстве, пропорции, наличие движения. Аудиальные субмодальности: громкость, высота, скорость, направление звука. При помощи субмодальностей мозг кодирует отношение: важно, плохо, неприятно, восхитительно, верю,  интересно и так далее.

    Подробная статья: Модель НЛП:: Субмодальности

  • Транс

    Транс - изменнённое состояние сознания, характеризующееся несколько другим способом мышления и работой внимания. Например, при трансе внимание либо преимущественно обращено внутрь (downtime), либо наружу (uptime), в то время как в нормальном состоянии соблюдается определённый баланс. В трансе мышление человека становится гибче, при этом он становится более внушаем и открыт изменениям. В НЛП считается, что изменения происходят в трансе.
    Контролируемый транс называтся гипнозом.

  • Трёхпозиционное описание

    Трёхпозиционное описание - модель, используемая в НЛП для сбора информации и анализа ситуации. Предполагает три рамки рассмотрения ситуация:

    • 1-я позиция: «Я-сам», ассоциация в себя. Оцениваю ситуацию со своей точки зрения.
    • 2-я позиция: «Я-другой», ассоциация в другого. «Встаю на место» другого человека, «смотрю его глазами».
    • 3-я позиция: «Наблюдатель», диссоциация. Оцениваю ситуацию как квалифицированный в данном контексте наблюдатель.
  • Трюизм

    Трюизм- это банальная истина, утверждение, с которым человек полностью согласен. В НЛП трюизмы используются для подстройки, утилизации возражений и косвенных внушений. При этом трюизм практически никогда не распознаётся, как внушение. Что удобно.

    При конструировании трюизмов обычно используют кванторы существования - иногда, бывает, случается, как-то, кто-то, - и модальность расширения границ - можешь, способен, имеешь право, разрешено, не должен.
    - Люди бываютзлыми.
    - Иногдахочется просто расслабиться.
    - Случаютсястранные вещи.
  • Убеждение

    Обобщение, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших способов взаимодействия с ним. Например: "все должны любить друг друга", "я очень хороший человек", "для того, чтобы хорошо жить, нужно много работать".

  • Фильтры восприятия

    Человек не способен обработать всю информацию, поступающую к нему из внешнего мира. Поэтому он отфильтровывает её по различным принципам, которые достаточно индивидуальны. Калибровка и подстройка под фильтры восприятия собеседника - один из важнейших навыков эффективной коммуникации. 
    К фильтрам восприятия относятся: метапрограммы (модальность, тип мотивации, врата сортировки), ценностиубеждения.

  • Фобия

    Сильный неконтролируемый страх. Получается в результате однократного научения (укусила собака - начал бояться собак, чуть не сбила машина - начал бояться переходить улицу). В НЛП для работы с фобиями используется техника "Быстрое лечение фобий"

  • Фокусы языка

    Речевые паттерны изменения убеждений.

  • Ценность

    Принципы, качества или объекты, которые обладают внутренней важностью (ценностью) или привлекательностью. В языке ценности обычно выражены номинализациями или фразами с номинализациями: свобода, равенство, братство, достаток, вера в себя.

  • Цикл обучения

    Цикл обучения описывает обычный переход по состояниям при обучении: Бессознательная Некомпетентность - Сознательная Некомпетентность - Сознательная Компетентность - Бессознательная Компетентность.

  • Часть личности

    Метафорическое описание независимых программ и стратегий поведения. Программы или "части" человек часто обзаводит "личностью". Данная модель иногда бывает достаточно удобна, особенно если помнить, что это только модель. Она, например, используется в техниках "Шестишаговый рефрейминг", "Договор частей", "Интеграция конфликтующих частей".

  • Шестишаговый рефрейминг

    Универсальная техника, основанная на бессознательном поиске новых, более эффективных вариантов поведения.

    Более подробно: Техника:: Шестишаговый рефрейминг

  • Шкалирование

    Привязка изменения аналоговой характеристики - интенсивности эмоции, силы боли, напряжения мышц, уровня знания - с воображаемой шкалой. Полезно для уточнения и осознания. "Сильная боль" и "боль 9 из 10" - довольно разные описания. Так же шкалированиемназывают способ контроля этой самой аналоговой характеристики - когда шкала используется не только для оценки, но и для управления. Иногда делают шкалирование якоря: при усиление состояния пропорционально меняют стимул - двигают пальцем по руке, сильнее сжимают кулак, делают голос громче или поднимают руку. Такие якоря обычно позволяют глубже входить в состояние.

  • Экологическая проверка

    Проверка приемлемости последствий достижения результата. В НЛП чаще используется для проверки экологичности интервенции. Экологическую проверку можно сделать разными способами:

    • Спросить: "Не повредит ли вам это новое поведение?"
    • Спросить: "Есть ли части личности, которые против нового поведения?"
    • Предложить клиенту подумать о приемлемости нового поведения и откалибровать его реакцию.
    • Задать вопрос о приемлемости нового поведения бессознательному.
  • Экология

    Забота о целостности взаимосвязей между существом и окружающей средой. Употребляется также в отношении внутренней экологии: уравновешенность взаимосвязей между личностью и ее мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями.

  • Якорь

    Любой стимул, связанный с определенной реакцией (условный рефлекс). Якоря возникают естественным путем, но их можно устанавливать преднамеренно, например, позвонить в колокольчик, чтобы привлечь внимание людей, или касаясь руки человека, отвечая на вопрос.