Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Люди довольно забавно устроены - они думают практически всем телом. Так что изменения в мышлении будут проявляться в теле: напряжении мышц, интонациях, позах, движениях, дыхании. И даже в языке. А изменения в теле приводят к изменению в мышлении.

Напоминаю базовую пресуппозицию НЛП: Сознание и тело - единая система.

При калибровке мы сопоставляем внешние признаки - голос, движения, тип речи, интонации, мимику - с внутренними состоянием. При её помощи можно понять согласен человек с вашим утверждением, хорошо ли ему сейчас, изменилась ли его реакция после коллапса якорей. Вне зависимости от того, что он (или она) говорит.

Калибровка – это сопоставление внешних признаков и внутреннего состояния человека.

В НЛП калибровка один из основных инструментов: при её помощи коммуникация и консультирование становятся намного более точными науками.

Понятно, что результаты калибровки ещё нужно интерпретировать: что человек показал, в какой момент и по какому поводу.

То есть грусть или радость человек будет более-менее одинаково демонстрировать в различных ситуациях. Например, если человеку нравится пирог и при рассказе о нём он симметрично улыбается, его плечи расслаблены и голос выше, то скорее всего он будет демонстрировать те же самые признаки, если ему действительно нравится машина, книга, фильм или телефон.

 

Так что для калибровки обычно сначала создаётся ситуация, в которой человек точно реагирует как нам надо, и мы можем заметить эти самые внешние признаки. А потом уже смотрим, насколько реакции схожи. Например, если вы к человеку обратитесь по имени, он выдаст наружу невербальный (а иногда и вербальный) сигнал согласия. Остаётся только это всё заметить и запомнить: уголки губ вверх, плечи расслаблены, наклон туловища вперёд, морщинки у внешних уголков глаз («гусиные лапки»). И уже можно проверять, насколько он «искренен» в своём согласии при ответе на нужные вопросы: подпишет ли он договор, придёт домой к семи и нравится ли ему ужин (но тут лучше использовать калибровку «нравится - не нравится»).

 

Вольтметр
Термин «калибровка» пришёл их приборостроения - видите на фотографии приборчика (который красиво называется вольтметр и служит для измерения напряжения) внизу белую штучку с прорезью? Вот вращая её можно выставить стрелочку вольтметра на на нужное значение - откалибровать его. А называется эта штучка «калибровочный винт». Его аналог вы скорее всего найдёте в механических часах, пружинном термометре, стрелочном амперметре и во многих других приборах.
Ещё один калибровочный прибор это камертон, такая металлическая «вилка» с двумя зубцами. Если по нему стукнуть - он издаст эталонный звук. Используют камертон для настройки различных музыкальных инструментов - роялей, гитар, арф. То есть «калибруют» звучание этих инструментов.

Для многих «простых» реакций признаки у большинства людей достаточно схожи, но вот интенсивность каждого признака и индивидуальные отличия требуют

индивидуального подхода для каждого человека.

То есть каждого человека приходится калибровать отдельно. Как с приборами.

Виды калибровки

Интуитивная или аналитическая

Небольшая метафора. Представьте, что у вас задача накормить тридцать человек. Есть на выбор три блюда, которые можно приготовить и большое желание сэкономить бюджет. Вы можете просто сообщить специальной программе что хотите приготовить и на сколько человек, а она сама найдёт рецепт, узнает текущие цены, подберёт наиболее выгодного продавца продуктов, всё рассчитает и сообщит: «Самое выгодное блюдо салат «Оливье».

Либо вы можете самостоятельно сесть, посмотреть прайсы различных продавцов, рассчитать стоимость покупки в каждом случае, учесть стоимость доставки и в конце получить результат: «Самое выгодное салат «Оливье».

А может быть «плов с бараниной», если вы ошиблись при вычислении стоимости горошка. Но точно не «говядина по-японски», потому что там стоимость одной говядины больше, чем всех продуктов для «Оливье».

В первом случае всё происходит намного быстрее, но вы получаете только ответ: «салат «Оливье». Почему так вышло вы не в курсе. Во втором случае вы знаете откуда какая цифра взялась, но затратили на процесс оценки намного больше времени.

При интуитивной калибровке бессознательное само определяет признаки, оценивает и сообщает результат: «ей не нравятся ананасы». В аналитическом варианте вы сами наблюдаете за выражением лица, тоном голоса, наклоном туловища и подрагиванием левой ноги и делаете вывод: «ей не нравятся сырые ананасы, а к консервированным она относится нейтрально». То есть

интуиция - это результат неосознаваемых внутренних расчётов.
Но, как я уже писал ранее, все эти процессы при желании можно и осознать.

При аналитической калибровке вы «разбираете» поведение другого человека на элементы, выделяете важные и сравниваете результаты. А вот интуитивно мы обычно действует несколько хитрее: мы сопереживаем человеку и оцениваем собственное состояние - эта стратегия в писихологии называется «эмпатия».

Хотя бессознательное можно научить и аналитической калибровке, без всякого «сопереживания».

Самокалибровка

Если с калибровкой других людей мы разобрались, поговорим о том, чем мы занимаемся регулярно - калибровкой своего собственного состояния, самокалибровкой. Подумайте о завтрашнем дне. Вам он нравится или нет? Скорее всего вы сможете ответить на этот вопрос, совершенно интуитивно. Но добавим немного аналитики.

А как вы узнали? Где в теле находится чувство, которое сообщает вам о том, как вы относитесь к завтрашнему дню? Это давление, вибрация, распирание, сжатие или что-то ещё? Какова его интенсивность? Есть ли какие-то еще изменения в голосе, движениях, позе?

Более подробно о самокалибровке поговорим в теме о субмодальностях.

То есть и себя любимого можно калибровать как интуитивно, так и аналитически.

Соответственно, стратегий калибровки других людей получается несколько:
  • чисто эмпатическая - сопереживаю другому и своё состояние оцениваю интуитивно;
  • сопереживаю другому, но своё состояние оцениваю аналитически;
  • чистая аналитика.

Все эти варианты можно изобразить в виде «квадрата Декарта».

 

 

Виды калибровки

 

Плюсы и минусы

Плюс интуитивной калибровки - как себя, так и других - в том, что всё это происходит очень быстро, вам не нужно отвлекаться на процесс, и вы можете в свободное время общаться, подстраиваться, делать ремонт и учиться играть на рояле. Минусы в том, что сама стратегия интуитивной калибровки может быть не слишком эффективной, в ней могут быть ошибки. Короче, она может не работать или работать плохо. А так как эта стратегия в таком варианте работает по принципу «чёрного ящика» - то есть не понятно, как и откуда получен такой результат, - для её изменения придётся сначала её осознать, найти ошибку, поправить ошибку, потом всё это довести до уровня бессознательной компетентности. Либо просто научиться уже опробованной эффективной стратегии калибровки.

Чем мы дальше и будет заниматься.

Плюсы аналитической калибровки в том, что она более «объективная» - вы можете сравнить свои выводы с выводами других людей:

- В этом состояние он говорит быстрее, наклоняется вперёд и более высокий тонус мышц.

- Да, да, точно. И ещё у него более напряжённые губы и он менее симметричен.

И она обычно более точная.

Минусы тоже обычные - в сознательном варианте калибровка более долгая и занимает ресурсы сознательного внимания.

Правила

Сенсорно-очевидное описание

Сравните два описания реакции человека:

- В этот момент он начал волноваться и как-то сначала удивился, а потом ушел в себя и задумался о чем-то хорошем и приятном.

- Когда он волнуется, он немного краснеет, дыхание становится более прерывистым, голова наклоняется немного вправо, а руки сжимаются в кулаки.

В первом случае человек говорит о своём мнение. Но у каждого человека свои представления о том, как конкретно кто волнуется, удивляется и уходит в себя. Если вы нахмурились, кто-то скажет, что «он огорчен», кто-то что «он задумался», а кто-то что «он сердится».

С другой стороны, если сказать, что кто-то «сердится», у каждого будет свое представление о том, как это выглядит. Один представит себе мечущегося в гневе, другой – ссутулившегося и обиженного. И скорее всего это не слишком совпадёт с тем, что было «на самом деле».

Для того, чтобы этой информацией можно было пользоваться, она должна быть представлена в максимально понятной и однозначной форме. О том, что такое прерывистое дыхание и наклон головы вправо, у большинства людей все-таки более однозначное представление, чем о том, как выглядит «уход в себя».

Сенсорно-очевидное описание: внешние признаки, которые подмечаете и описываете вы и которые легко могут проверить другие люди.

Правило «3 на 3»

Следующее важное правило (для аналитической калибровки): вам нужно определить для данного состояния

не менее трёх признаков, каждый из которых повторяется не менее трёх раз.

 

 

 

3х3

То есть вам нужно найти минимум три сенсорно-очевидных отличия калибруемого состояния. Это может касаться позы, движений, мимики, изменений голоса, дыхания или употребления определенных слов. Например:

  • легкий наклон головы влево;

  • голос выше;

  • постоянно употребляет слово «например».

Или:

  • дыхание частое, неровное;

  • слегка дергается правая щека;

  • постукивание пальцами руки или ритмичное движение стопой.

Учтите, что изменение состояния обычно проявляется на всех «уровнях» – в голосе, позе, движениях, речи, - но при этом некоторые могут быть достаточно малозаметны. Так что выбирайте те, которые лучше заметны и более выражены.

С другой стороны, признаков может быть очень много, поэтому выбирайте те из них, которые вам проще определить и отследить.

А повторение три раза нужно для того, чтобы быть уверенным, что признаки относятся именно к этому состоянию. А то люди такие, попросил его представить банан - а он подумал об Африке, потом о крокодилах, представил как его крокодил кусает… И на лице вдруг появился страх, а не удовольствие.

Как калибровать

Аналитическая самокалибровка

Здесь нам будут интересны в основном ощущения и физические реакции. При чём ощущения довольно хитрые - при помощи которых мы узнаём об оценке и эмоциях, метаощущения. Расположены они по большей части в области груди и живота, изредка захватывают плечи, шею и лицо. Плюс физические реакции тела - напряжение мышц, движения, дыхание, поза.

Конечно, можно так же ещё калибровать свой голос и речь - но это возможно, если вы говорите.

Теперь вызовите у себя три разных эмоции и опишите связанные с ними ощущения.

На что обращаем внимание в первую очередь: метаощущения, напряжение мышц рук, туловища и шеи, наклоны туловища и головы, напряжение мышц лица, особенно губы, веки и брови.
Учтите, что некоторые переживания будут довольно быстрыми и у них будет очень слабая телесная реакция, практически одни метаощущения. Поэтому небольшая шпаргалка, как анализировать метаощущения:
качество: распирание, сжатие, вибрация, напряжение, расслабление, холод, тепло, боль, движение, покалывание;
положение: внизу живота, в области солнечного сплетения, в центре груди;
интенсивность: слабая, средняя, сильная;
размер: с пятирублёвую монету, с яблоко, с раскрытую ладонь, полностью захватывает всю грудь или живот;
есть или нет движение;
если движение есть: скорость, направление, постоянное или нет.

Радость: легкое распирание в груди, ощущение лёгкости в плечах, голова поднята, поза прямая, симметричная улыбка.

Злость: стягивающее ощущение внизу живота, пресс напряжён, наклон вперёд, голова опущена, губы сжаты, напряжение между бровями.

Азарт: сильное распирающее ощущение в груди, глубокое дыхание, напряжение мышц плеч, наклон вперёд.

Напоминаю о правиле «3 на 3». Здесь, правда, от него остаётся всего одна тройка - три признака, которые явно отличают одно состояние от другого. Выбирайте наиболее характерные и заметные вам. Хорошо, если вы найдёте различия в признаках «в одной системе» - в дыхании, в качестве или местоположении метаощущения, в напряжении мышц. Либо наоборот, очень характерное отличие: появляется напряжение возле крыла носа, скручивающее ощущение в животе, тянущее ощущение во лбу.

Теперь выберите для этих трёх состояний наиболее удобные для калибровки три признака. Для каждого.

Радость: легкое распирание в груди, ощущение лёгкости в плечах, симметричная улыбка.

Злость: стягивающее ощущение внизу живота, пресс напряжён, губы сжаты.

Азарт: сильное распирающее ощущение в груди, глубокое дыхание, напряжение мышц плеч.

Теперь можно просто потренироваться в аналитической самокалибровке: берёте по три состояния (выбирайте каждый раз всё менее и менее отличающиеся) и ищите для каждого три признака, которые отличают их от остальных. Семь - девять раз будет вполне достаточно для создания навыка.

Интуитивная самокалибровка

А вот здесь наша задача «осознать» состояние, придать ему смысл, понять, что оно нам сообщает. То, что вы испытываете, это злость, радость, страх, восторг, голод, спокойствие, обида, презрение, раздражение, счастье, азарт, удивление?

Разложение чувств на составляющее весьма полезно в одном контексте, но в другом требуется практически обратное - найти смысл, который имеют для вас эти ощущения.
- Что ты сейчас чувствуешь?
- Дрожь в груди.
- И что, чёрт возьми, это дрожь для тебя обозначает?

Для интуитивной самокалибровки будет другая шпаргалка - о чём сообщают эмоции.

Учтите, что эмоции - это оценочные чувства по поводу каких-то событий. Поэтому описывать их «смысловую функцию» удобно через описание этих самых событий.

радость сообщает нам о том, что произошло или произойдёт желаемое событие;

счастье – удовлетворены важные ценности;

восторг – вы получили больше, чем рассчитывали;

ностальгия – было приятное событие в прошлом и оно не повторится;

раздражение – ситуация развивается не в соответствии с ожиданиями (со знаком минус);

восхищение – ситуация развивается не в соответствии с ожиданиями (со знаком плюс);

злость - мои ожидания серьёзно нарушены;

предвкушение – уверенность в том, что произойдёт приятное событие;

страх – опасность в будущем;

сомнение – неуверенность в достижении цели;

азарт - есть возможность выигрыша (в широком смысле этого слова).

Часть эмоций вполне социальны, то есть связаны в первую очередь с другими людьми:

вина – я нарушил важные ценности;

стыд – другие узнали, что я нарушил важные ценности;

презрение – ты нарушил важные ценности;

обида - ты нарушил мои ценности;

превосходство – я лучше тебя;

зависть – у тебя есть что-то важное, чего нет у меня;

уважение – сообщение о признании статуса.

Ещё одна полезная вещь, которую стоит знать, это

на кого эмоция направлена: на себя, на других или информацию.

Злится можно:

  • на себя: «Ну как я так напортачил!»

  • на другого: «Ты меня обманул!»

  • на ситуацию: «Опять трамвай опоздал!».

Так что для эмоции ещё определите, на кого она направлена.

Аналитическая калибровка

При аналитической калибровке мы «разбираем» поведение человека на элементы. А так как человек большой, то элементов поведения у него много. Но нам нужны не все, а те, которые характерны для калибруемого состояния.

Напоминаю про правило «3 на 3» - для каждого калибруемого состояния ищем по три признака, которые повторились по три раза. А описываем мы их сенсорно-очевидно - чтобы другим было понятно и можно было сравнить с тем, что они сами накалибровали.

 

 

Основные области калибровки:

  • поза - человек может по-разному наклоняться (вперёд - назад, вправо - влево), может опираться на одну ногу или стоять симметрично, по-разному напрягать мышцы ног и рук, наклонять голову и вообще иметь более или менее симметричную позу;

  • мимика у нас расположена на лице и служит в первую очередь для демонстрации эмоций, так что смотрим как напряжены губы, уголки губ вверх или вниз, симметричная ли улыбка, есть ли морщинки в уголках глаз, напряжены ли мышцы лба, подняты ли брови;

  • так как человек способен ещё и двигаться, то смотрим на то, чем и как он двигает - руками, ногами, головой, движения плавные или порывистые, законченные или прерывистые, и так далее;

  • голос может быть выше или ниже, звонче или глуше, тише или громче, человек может говорить с разной скоростью и интонационностью;

  • если вы достаточно наблюдательны, то можете заметить, что люди ещё и дышат, а делать они это могут быстрее или медленнее, плавно или с задержками, животом, грудью или всем вместе;

  • особенности речи - характерные слова, обороты, построение предложений.

По этим внешним признакам мы вполне аналитически можем сказать, какую эмоцию человек испытывает и проанализировать её. Иногда это полезно, но это может и мешать - как только мы эмоцию «назвали», мы можем подгонять поведение человека под это слово. Ярлыки - они такие.

Эмпатическая калибровка

При эмпатической калибровке мы «встаём на место» другого человека. Называется вторая позиция (в трёхпозиционном описании). А далее уже идёт самокалибровка - нам нужно понять, что мы чувствуем. И сделать это аккуратно, правильно отделить собственные «фоновые» переживания от «считанных» с другого человека.

Некоторые люди сочувствуют довольно оригинальным способом - они представляют, что оказались в ситуации, которую описывает другой человек: «Если бы мне задали этот вопрос», «если бы на меня орал начальник», «если бы у меня был «Бентли». В результате они моделируют, что бы они почувствовали, оказавшись в данном контексте, а не то, что чувствует другое человек.

Но вот интенсивность каждого признака и индивидуальные отличия требуют

индивидуального подхода для каждого человека.

То есть каждого человека приходится калибровать отдельно. Как с приборами. Для начала нужно установить «нейтральное» состояние от которого можно отталкиваться. Например, если у человека в «нейтральном» состоянии опущены уголки губ - это не будет признаком, например, печали. К тому же более сложные состояния ещё более индивидуальны, и шпаргалки уже не помогут.