трёхпозицонное описание

 

Для сбора информации и оценки коммуникативной ситуации в НЛП используется так называемое трёхпозиционное описание.

Другие названия: «три позиции восприятия», «позиционные переходы», «трёхпозионное восприятие», а иногда просто «трёшка».
Модель заимствована у Вирджинии Сатир.

Эта модель использует информацию, моделируемую при помощи ассоциации и диссоциации.

1-я позиция восприятия

Первая позиция восприятия предполагает, что человек оценивает ситуацию со своей точки зрения, исходя из собственных интересов и ценностей. Несмотря на кажущуюся простоту это не всегда сделать достаточно легко – все три позиции восприятия в сознании могут быть «сцеплены» и человеку может быть трудно отделить свои интересы от интересов другого человека. Или от оценки ситуации со стороны. Так же обычно есть предпочтительный способ оценки ситуации – в НЛП это метапрограмма «Фокус силы» или «Референция».
В первой позиции восприятия человек говорит о себе в первом лице: «Я должен сдать этот экзамен». Невербалика характерна для ассоциации – выраженные эмоциональные реакции, большая подвижность и тонус мышц и т.д.

2-я позиция восприятия

Вторая позиция восприятия предполагает «ассоциацию в другого» - в данном случае, в другого участника общения. Понятно, что если других участников несколько – вторых позиций тоже может быть несколько. Например, при оценке семейного конфликта, определение взглядов на ситуацию самой жены (клиентка) производится из первой позиции, а оценка этой же ситуации с точки зрения мужа и свекрови – из соответствующих вторых позиции, с ассоциацией, соответственно, в мужа и свекровь.

При этом под второй позицией понимают именно состояние «ассоциации в другого», а не результат логического анализа этого самого другого. То есть вторая позиция – способ использовать возможности бессознательного для моделирования карты другого человека. Для того, чтобы эту информацию вытащить (вернее, создать, её же там фактически нет, бессознательно просто создаёт её по мере надобности), нужно определить, что вам собственно нужно. Ответить на вопросы, высказать «свою» точку зрения.

Во второй позиции восприятия человек обращается к себе во втором лице: «Ты же хочешь сдать эти экзамены».
Аналогично первой позиции, невербалика характерная для ассоциации.

Вход во вторую позицию – часто встречающийся способ обучения. Например, дети регулярно разыгрывают ситуации – принимая роли то родителей, то преступников, то животных, - моделируя поведенческие навыки. Обучение актёрскому мастерству так же предполагает развитие навыка «ассоциации в другого».

Рекомендации как войти во вторую позицию присутствуют в языке, вспомните все эти"встать на его место" и "посмотреть его глазами". В большинстве случаев, эти рекомендации нужно понимать почти буквально - ведь это инструкция, описание внутренней стратегии перехода во вторую позицию. Итак, давайте перечислим фразы, которые описывают как стать другим:

Обратите внимание, часть инструкций кинестетические: «встань на его место», «походи в его башмаках», -  а часть визуальные: «взгляни его глазами», ­«посмотри с его точки зрения». В любом случае, вы как бы мысленно входите в образ его тела или надеваете этот образ на себя.

3-я позиция восприятия

Третья позиция восприятия предполагает диссоциацию от ситуации. При этом предполагается, что человек является экспертом в том, что происходит, и может дать взвешенную оценку и рекомендации участникам. Третья позиция предполагает отсутствие эмоциональной включённости и ориентацию на анализ ситуации. То есть в третьей позиции человек не отстаивает чью-то точку зрения, а анализирует процесс, взаимосвязи и может дать рекомендации участникам, как им достигнуть цели. Если цель определена. Соответственно, человеку в третьей позиции нужно задавать рамку оценки - например, если это разрешение сложной ситуации между бизнес-партнёрам, то поиск взаимовыгодного решения.
В третьей позиции человек говорит о себе в третьем лице: «Для Ивана важно сдать эти экзамены».
Невербалика характерна для диссоциации: отстранённая «застывшая» поза, низкий тонус мышц, слабые эмоциональные реакции. Часто переход в дигитальную модальность с соответствующей невербаликой.
Рекомендации по входу в третью позицию восприятия тоже присутствуют в языке:

Для перехода в третью позицию можно порекомендовать как визуальный способ диссоциации – посмотреть на себя со стороны, - так и дигитальный – проанализировать ситуацию.

Кстати, каждую из позиций восприятия можно заякорить, что облегчает использование каждой точки зрения.
Часто для облегчения переходов по позициям используют пространственные якоря – то есть одно место в пространстве соответствует первой позиции, другое – второй, и ещё одно место рядом – третьей позиции восприятия.

4-я позиция восприятия

Желание добавить к трём позициям четвёртую регулярно возникает в умах максимально продвинутых НЛПеров. Я встречал несколько предложений по поводу четвёртой позиции - от варианта с инверсией метапрограмм, до варианта с инверсией ценностей. Более-менее прижился вариант, который предложил Роберт Дилтс: «Я-система». Он действительно достаточно удачен и предлагает четвёртой позицией «ассоциацию в систему» с которой работаете. Например, позиция «семья», «отдел», «команда», «город», «биржа». Естественно, мы предполагаем, что система обладает целями, ценностями, убеждениями и т.д. Это даёт лучшее ситуации, которые вряд ли можно вытащить на уровне простой «трёшки».

Использование трёхпозиционного описания

Трёхпозиционное описание или его элементы регулярно используются в различных техниках и моделях НЛП.

Проверочный тест

Проверочный тест по теме