В один тёплый весенний день я подошёл к родителям и сказал, что хочу научиться кататься на двухколёсном велосипеде. Тем более, что брат им не пользуется. Мне выдали потрёпанный «Школьник» старшего брата и я отправился во двор тренироваться. Первое, что я обнаружил – эта штука всё время хочет упасть. То есть для того, чтобы ехать на велосипеде нужно было делать одновременно несколько вещей – удерживать равновесие, крутить педали и рулить, чтобы не врезаться в бросающиеся прямо под колёса кусты. И ещё нужно было уметь тормозить, а для этого на «Школьнике» нужно было крутить педали в обратную сторону. То есть когда перед тобой появляется куст, надо прекратить крутить педали вперёд, и, не смотря на шок, вспомнить, что их нужно крутить назад.

В первый день я упал несколько раз и повредил практически все кусты позади дома. На второй день я уже практически не падал, но пару раз в кусты всё-таки въехал. На третий день у меня уже получилось проехать метров двадцать практически по прямой. А на четвёртый день я уже смог объехать вокруг дома.

Через несколько лет мне на день рождения купили новый «Аист» взамен вконец угробленному «Школьнику». Особо он ничем, кроме размера, не отличался, так что на нём я без проблем поехал сразу.

Через много лет, когда я уже женился и переехал поближе к Измайловскому парку, однажды весной я понял, что я взрослый состоявшийся мужчина и хочу радиоуправляемый вертолёт  велосипед. С передачами. Так что пошёл в ближайший спортивный магазин и купил себе горный велосипед. Сесть на него и крутить педали было не сложно – трудности возникли, когда надо было тормозить. Вначале я всё время пытался крутить педали в обратную сторону, вместо того, чтобы жать на специальную ручку. Плюс у него была возможность переключать передачи, с подбором которых тоже надо было разобраться. Так что я катался по парку и тренировался тормозить и переключать передачи. Но я справился. Теперь, поменяв пару горных велосипедов и накатав с десяток тысяч километров, я могу уверенно считать, что я умею кататься на двухколёсном велосипеде.

Круг обучения

Есть в НЛП довольно интересная модель, которая описывает процесс обучения. Называется она «Круг обучения».

 

 

По этой модели начинается всё с этапа, называемого «Бессознательная Некомпетентность». Вы даже не знаете, что хотите научиться чему-то: говорить по-английски, кататься на велосипеде, плавать или делать рефрейминг. Не то, чтобы вы не знали о велосипедах или англичанах, но до пока они у вас интереса не вызывают.

Ричард Бендлер как-то сказал, что есть два способа себя ограничивать: «знать и не хотеть» и «не знать и не хотеть». Например, вы можете прекрасно знать о существовании НЛП, но не испытывать никакого желания ему научиться. Оно просто находится все фокуса вашего интереса. Это – «знать и не хотеть». А вот когда вы просто не знаете о том, что есть такая замечательная штука, как НЛП и, соответственно, не хотите ему научиться – это «не знать и не хотеть».

«Сознательная Некомпетентность» - вы понимаете, что вы хотите научиться кататься на велосипеде, говорить по-английски и правильно делать реверанс. Может вы наконец узнали о их существовании, или увидели в сериале, как кто-то лихо делает реверанс, или вас позвали кататься на велосипеде, и тут вы поняли, чего лишены в жизни. Короче, вы захотели этому научиться. Знаний и опыта у вас нет, но уже появилась мотивация.

Дальше вы начинаете собирать информацию, тренироваться или ходить в кружок любителей классического реверанса. И после некоторого количества занятий, сосредоточившись на процесс вы способны это делать: «Для того, чтобы автомобиль поехал, сначала нужно повернуть ключ, сдвинуть эту ручки и нажать на эту педаль». Это состояние «Сознательной Компетентности» - вы способны делать что-то, удерживая на нём ваше сознательной внимание.

Главный минус здесь в том, что пока ваше сознание сосредоточено на выполнении этого процесс, больше ничего в него не помещается. То есть если вы сознательно заняты калибровкой во время разговора, на понимание смысла сил уже не хватает.

Но, через некоторое количество затраченного на тренировки времени, вы доводите навык до автоматизма: ноги сами крутят педали велосипеда, вы не задумываясь переключаете передачи в машине и ваши пальцы сами находят нужную клавишу на клавиатуре. Поздравляю! Вы достигли уровня «Бессознательной Компетентности». Это состояние, при котором человек может делать что вам нужно не отвлекая на выполнение действия своего сознательного внимания. Большинство действий мы выполняем именно на этом уровне – ходим, разговариваем, пишем и водим машину. Хотя все эти навыки не врождённые – мы всему учились. И если вы во время написания письма будете думать о том, что «для того, чтобы написать прописную букву «а» нужно сначала написать кружочек, а потом хвостик, а для написания буквы «у» сначала пишем крючочек, а потом петельку», скорее всего это письмо вы будете писать довольно долго и с кучей ошибок.

Как я уже писал – если ваше сознание серьёзно занято чем-то одним, другое уже туда не помещается.

В НЛП считается, что только когда человек достиг уровня «Бессознательной Компетентности» в какой-то области, можно говорить о том, что он умеет «это делать».

Но не всегда наше обучение идёт по «полному» кругу обучения – иногда мы учимся даже без «сознательной» цели научиться. Когда вы идёте по привычному маршруту - на работу, в институт или в ближайший магазин за хлебом - скорее всего вы это делаете автоматически. Не думаю, что вы специально сознательно тренировались. Или дети, которые повторяют интонации или жесты за родителями, не учились этому осознанно. Бессознательное умеет учиться и без помощи сознания.

Но это ещё не всё. После того, как вы чему-то обучились, вы можете решить, что хотите обучиться чему-то ещё в этой области – улучшить навык, увеличить гибкость или качество. Например, вы умеете ездить на машине с автоматической коробкой передач, а хотите научиться ездить на «механике». Или вы знаете «британский» английский, а теперь хотите научиться «американскому». И цикл обучения запускается вновь.

Но при этом важно понимать, что не любая бессознательная компетентность будет полезна. Довольно большая часть проблем человека как раз и состоит в том, что он «научился чему-то ненужному и не может отучиться». Может быть это поведение когда-то было полезным, или полезно только в узком контексте, или оно эффективно, но больно неприятные последствия. Но человек научился и теперь ЭТО происходит автоматически: он испытывает страх вид паука, грызёт ногти при волнении, курит или чешет подбородок, когда размышляет.
Да, вторая основная проблема: «не могу научиться нужному».

Пирамида обучения

Профессор Государственного университета в штате Огайо Эдгар Дейл в конце шестидесятых годов прошлого века экспериментировал с разными способами подачи материала – только рассказывал что-то студентам, демонстрировал рисунки, заставлял их выступать с речами на нужную тему или даже заставлял выполнять какие-то реальные действия. Потом смотрел, что через две недели осталось в студенческих головах. Результаты он оформил в виде картинки, названной «конусом опыта Дейла» («Dale’s cone of experience» по-английски). Выглядит он так.

Конус опыта Эдгара Дейла

 

А на основе «конуса опыта» к концу уже семидесятых годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения». Выглядит она явно проще конуса опыта.

 

Пирамида обучения

 

Цифры, конечно, получились слишком «красивые», но смысл данной модели – показать общий принцип. Видно, что чем активнее человек участвует в обучении – обсуждает, делает, учит других - тем лучше он усваивает материал.

Ещё раз вспоминаем базовую пресуппозицию НЛП: «Форма важнее содержания».

Это я к тому, что как бы ни была хороша книжка – без тренингов, упражнений и практики нормально выучиться вряд ли получится.

Логическое и интуитивное обучение

Здесь я пишу «логическое» и «интуитивное» а не «сознательное» и «бессознательное» потому, что «интуитивные» процессы можно вывести на осознание, а вроде бы «логические» выполнять вполне бессознательно.

При этом у обучения есть несколько подходов: можно условно назвать их «логическим» и «интуитивным».

Это очень условная и упрощённая модель, просто для демонстрации общих принципов.

Знаете, как дети учатся говорить? Ребёнок произносит слово или фразу, наблюдает реакцию окружающих – если она положительная, то он повторяет, как сказал, если она отрицательная – пробует сказать по-другому. Тем более, что эти самые «окружающие» обычно проговаривают, как сказать правильно.

Но если кто-то взялся изучать иностранный язык в более взрослом возрасте, скорее всего обучение будет выглядеть немного по-другому – он будете заучивать правила, времена, исключения, при этом для каждого слова или фразы в словаре будет перевод и транскрипция: «Я вас (не) понимаю - I (don´t) understand you - Ай (доунт) андэстэнд ю».

Но для того, чтобы язык выучить нормально, вам всё-таки нужен специалист по языку, который будет вас поправлять и показывать, как говорить правильно.

Первый способ «интуитивный» – ребёнок произносит слово, быстро получает обратную связь от окружающих, и если обратная связь положительная ребёнок чувствует положительную эмоцию, а в случае негативной обратной связи он чувствует негативную эмоцию. Негативная эмоция мотивирует избегать ошибок, позитивная мотивирует двигаться к цели. И то, и то важно.

При «логическом» способе обучения мы (обычно) изучаем модели, которые уже кто-то разработал. Вы приходите в школу (институт, курсы, семинары), и вам выдают учебник или пособие, в котором модель уже описана. «Жи ши пиши с буквой и!», «числитель дроби пишется над чертой», «сила равна произведению массы на ускорение», «сочетание клавиш Ctrl+C копирует выделенный фрагмент в буфер обмена». После чего вы тренируетесь писать слова с «жи» и «ши»: шишки, лыжи, ужин, жидкий, машина, жилка, шип, кувшин, шить. Или копировать выделение, нажимая Ctrl+C, и вставлять выделенное, нажимая клавиши Ctrl+V.

У логического обучения много плюсов. Например, совершенно не обязательно «изобретать» модели заново – можно пользоваться чьими-то наработками.

Осознавание модели (создание её логической модели) может дать большую эффективность: один из создателей НЛП Ричар Бендлер писал, что те, кто пользовался считанными с кого-то моделями, часто бывали более эффективны чем «образцы» просто за счёт более последовательного и осознанного применения этих моделей.

Логические модели проще передавать – через статьи, книги или презентации, которые могут прочитать или посмотреть миллионы людей. А вот передача интуитивной модели обычно требует наличие «носителя», с которого эту модель надо считывать.

Да здравствует логическое обучение!

Да, но.

Логическую модель, в большинстве случаев, стоит довести до уровня «бессознательной компетентности» - если вы ею собираетесь пользоваться в жизни. А вот доведение до уровня «бессознательной компетентности» как раз будет очень сильно зависеть от методики преподавания – смотрим на «пирамиду обучения».

У «логических» моделей, например, описывающих человеческое поведение, может быть неточность передачи. Транскрипция классная штука, но она передаёт звучание слова очень приблизительно. Для постановки правильного произношения требуется носитель языка. И хороший носитель. Который может слышать ваши ошибки, даже если вы их сами не слышите – а это уже интуитивное обучение.

Однажды в Голландии мне нужно было взять билет на поезд до Лейдена, где я проводил тренинг. Я подошёл к кассе, сказал как меня учили «лейде», и увидел непонимание на лице кассирши. Дальше я попробовал разные способы произнесения буквы «е, а так же «лёйде», «лэйде» и даже «лойде». Непонимание меньше не становилось. Пока кто-то в очереди за спиной не сказал «лейде», кассирша сказала что-то вроде «а-а!» и пробила билет. Я был уверен, что я произносил «лейде» точно так же, хотя бы в одном из вариантов. Потом я тренировался на окружающих - русские в этой Голландии мой «лейде» прекрасно понимали, вредничали только голландцы.

Интуитивное обучение часто бывает более быстрым. Цитата из замечательной книжки Джоны Лерер «Как мы принимаем решения»

«Рассмотрим, к примеру, эксперимент, известный как «айовский игровой тест». Он был разработан нейробиологами Антонио Дамасио и Антуаном Бекара. Игра проводилась следующим образом: человеку — «игроку» — выдавалось четыре колоды карт, две черных и две красных, и 1000 долларов на игру. Каждая карта сообщала игроку, выиграл он деньги или проиграл. Общая рекомендация состояла в том, чтобы переворачивать карты из одной из четырех колод и выиграть как можно больше денег. Но карты были распределены по колодам не случайным образом. Ученые их подтасовали. Две колоды состояли из крайне рискованных карт. Выигрыши там были больше (100 долларов), но штрафы в них тоже были непомерные (1250 долларов). Две другие колоды были сравнительно сбалансированными и умеренными. Хотя выигрыши в них были меньше (50 долларов), они реже штрафовали игрока. Если бы игрок тянул только из этих колод, он бы в результате оказался в неплохом выигрыше.

Сначала процесс выбора оставался совершенно случайным. Не было никакой причины отдавать предпочтение какой-то конкретной колоде, так что большинство людей пробовало брать из каждой стопки, ища наиболее прибыльные карты. В среднем людям требовалось перевернуть около пятидесяти карт для того, чтобы начать тянуть исключительно из прибыльных стопок. И в среднем около восьмидесяти карт уходило на то, чтобы проходивший эксперимент человек смог объяснить, почему он или она отдают предпочтение этим колодам. Логика медлительна.

Но Дамасио интересовала не логика, а эмоции. Все время игры участники эксперимента были подсоединены к компьютеру, который измерял электрическую проводимость их кожи. Обычно более высокие уровни проводимости свидетельствуют о нервозности и беспокойстве. Ученые выяснили, что уже после десятка карт рука игрока становилась более «нервной», когда тянулась к опасной колоде. Хотя сам игрок все еще не очень понимал, какие стопки наиболее прибыльны, его эмоции сформировали вполне определенное чувство страха. Эмоции знали, какие колоды таили в себе риск. Чувства человека разгадали игру первыми.»

НЛП для обучения

Так в чём же плюсы НЛП, когда столько написано книг по психологии, изучено столько человеческих мозгов при помощи МРТ и предложено моделей человеческой коммуникации?

А в НЛП используется очень удачный способ изучение человеческой успешности – моделирование внутренних процессов. Ведь один и тот же навык можно описывать разными способами. Например, мы можем изучить язык, собрать статистику и вывести набор правил: «в безударном положении в корне пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокорневого слова», «не пишется слитно с существительными, если отрицание придаёт слову новое, противоположное значение».

Но внутренние, интуитивные стратегии несколько отличаются - бессознательно мы учимся другим способом. Посмотрите на слово:

САМАЛЁТ

Вы понимаете, что оно с ошибкой. Но как вы об этом узнали? Представьте его мысленно. У кого-то ошибка будет выделена цветом: САМАЛЁТ, у кого-то другим шрифтом или курсивом: САМАЛЁТ, а может быть будет другой размер буквы: САМАЛЁТ, или она будет подчёркнута: САМАЛЁТ. Короче, у большинства эта буква будет выделена. Это называется стратегия правописания: вы пишите слово, вспоминаете его правильное написание и проверяете результат по ощущению в передней части тела.

Посмотрите на слово «САМАЛЁТ» - что вы чувствуете? У меня, например, оно вызывает неприятное ощущение в области груди.

А это неприятное чувство уже запускает стратегию поиска ошибки - она выделяется во внутреннем представлении. А потом человек её исправляет на бумаге или в компьютере. Никаких правил и проверочных слов. И происходит всё это очень-очень быстро и вполне бессознательно.

Да, сейчас я описал эффективную стратегию - большинство тех, кто пишет грамотно (из «обследованных») пользуется именно этой стратегией. Но, естественно, есть и неэффективные - например, аудиальная, когда правильность написания слова проверяется «на слух». Или стратегия с «ошибками» в процессе: человек видит ошибку, но не исправляет. Встречается ещё эффективная кинестетическая - это когда человек запомнил мышцами, как слово пишется, но она очень медленная.

Обучают этой стратегии совсем по-другому, чем, например, на уроках русского языка - встраивают эффективный процесс: «Напиши слово, посмотри на него, вспомни, как оно правильно пишется, если написано правильно - почувствуй тепло в животе, если неправильно - напряжение в груди». И через относительно короткое время человек начинает писать грамотно.

Да, для такой стратегии нужно сначала создать «словарь», для чего полезно читать книжки. Без грамматических ошибок. А не безграмотные записи в блогах.

А как же заученные правила на уроках русского языка? Они совсем не нужны?

Нужны. И даже люди с эффективной стратегией грамотности постоянно ею пользуются - например, когда попадается слово, которого нет во внутреннем «словаре».

Да, правильно пишется

САМОЛЁТ

И большая часть «НЛП-практика» - это как раз обучение стратегиям, считанным с людей успешно общающихся, обучающих, управляющих своим состоянием, выступающих на публике, пишущих книги или ставящих цели.

Фрэнк Пюслик, тоже один из создателей НЛП, рассказывал, как они моделировали чужую успешность. Находили успешного человека, например, хорошего психотерапевта, к нему отправляли члена группы для «снятия» стратегии. Когда он возвращался,  то демонстрировал стратегию этого психотерапевта, а остальные члены группы задавали ему вопросы: «А как он поступает в таком случае?», «А почему он здесь говорит вот так?». Если «моделировщик» не знал ответа, то отправлялся обратно к этом психотерапевту и дорабатывал модель.

Так что в книге вы найдёте успешные стратегии:

  • коммуникации;
  • постановки целей;
  • контроля собственного состояния;
  • переоценки;
  • переговоров;
  • убеждения собеседника;
  • убирания фобий и страхов;
  • контроля за навязчивостями;
  • общения с собственным бессознательным;
  • и многих других.

При этом

в НЛП для изучения эффективных стратегий используют эффективные стратегии обучения.

Оперантное обучение

«Человеку нельзя разрешать заводить детей, прежде чем он не сумеет обучить цыпленка»

Один дрессировщик дельфинов.

Цыплята хорошо учатся. Например, их довольно просто научить «танцевать». Вы следите за цыплёнком и, когда он поворачивается налево, даёте ему зёрнышко. Через какое-то время он начинает поворачиваться налево намного чаще. После этого можно уточнить – давать зёрнышко, только если он повернётся на полкруга. Через какое-то время цыплёнок научится кружится – «танцевать». Такое издевательство над бедной птицей называется «оперантное обучение», но вы его знаете под термином «дрессировка».

Идея оперантного научения принадлежит бихевиористу Берресу Фредерику Скиннеру, поэтому часто этот метод обучения называют методом Скиннера. 

Оперантное обучение строится на системе поощрений и наказаний, при помощи которых можно усилить или прекратить какой-то тип поведения. Поощрение называется позитивным подкреплением, а наказание, соответственно, негативным подкреплением.

Как вы уже поняли, танцевать цыплёнка научили исключительно за счёт позитивного подкрепления.

Дрессировка - любимый способ обучения. Люди дрессируют собак, лошадей и дельфинов, кошки вполне успешно дрессируют хозяев, жёны - мужей, родители - детей, многие люди дрессируют сами себя и так далее. Правда, у кого-то это получается более успешно, у кого-то менее.

Например, когда родители радуются, как только ребёнок произносит первое слово - это позитивное подкрепление. А когда чиновник при вашем появлении корчит недовольную гримасу - негативное.

Родители постоянно дрессируют детей, давая им невербальную (а иногда и вербальную) обратную связь. Точно так же друг друга дрессируют муж с женой, друзья, коллеги, тренер группу, а группа тренера. По большей части процесс дрессировки проходит совершенно вне сознательного внимания. И может получиться совсем не то, что хотелось бы.

Ребёнок приходит со двора радостный и грязный, мать выражает недовольство. Бессознательное ребёнка связывает радость и негативную реакцию матери и через некоторое время домой он радостным не возвращается. Это негативное подкрепление.

Другой ребёнок заболевает, вокруг него суетятся родители, заботятся и бессознательное понимает - если болеешь, ты будешь получать внимание и одобрение. Это позитивное подкрепление.

Я часто говорю, что все психологические проблемы можно свести всего к двум типам: «научился чему не надо и не знаю как отучиться» и «не могу научиться нужному».

Но подкрепление можно использовать и для полезного обучения. Учитывая, что получение навыков обычно идёт через подкрепление.

Описанный выше пример того, как дети учатся языку - пример оперантного обучения.

Вы учитесь играть в дартс: кидаете в цель стрелку - если попадает ближе к центру, то чувствуете позитивную эмоцию, стрелка уходит в молоко - негативную. Постепенно вы начинаете играть всё лучше и лучше - всё больше ваших стрелок попадает центр и всё меньше - в молоко.

Оперантное обучение не задаёт жёсткого паттерна поведения - у вас появляется склонность делать более эффективные вещи. Но остаётся некий разброс, который даёт гибкость. Это отличается от якорей, которые чётко вызывают заданную реакцию.

Здесь подкреплением является ваша собственная эмоция. Негативная показывает чего надо избегать, устанавливает «границы». Позитивная показывает, к чему стоит стремиться. То есть и негативное, и позитивное подкрепление важны и полезны.

Правила оперантного обучения

Преимущественно используйте позитивное подкрепление

Негативное подкрепление без позитивного практически не работает. По крайней мере, если вы чему-то хотите научиться. Маленький эксперимент, имени Ходжи Насреддина. Который, когда к нему привели на улучшение внешности ростовщика, заставил его и его родственников молиться и НЕ ДУМАТЬ о белой обезьяне. Они не смогли. Посмотрим, сможете ли вы. Представьте себе большую белую обезьяну. Большую и белую - гориллу, мартышку, шимпанзе, не важно. Самое главное, что она белая. Запустите не телефоне (или где ещё) секундомер - ваша задача в течении двух минут НЕ ДУМАТЬ о белой обезьяне. Если подумали - хлопните в ладоши. Или стукните по столу.

Поехали.

Сколько раз вы вспомнили о белой обезьяне? Три, пять, десять?

Задача НЕ ДУМАТЬ о чём-то очень трудная, потому что для понимания что не думаешь, нужно сначала вспомнить, о чём именно не надо думать. Да, есть люди которые вполне успешно способны выполнить это упражнение. Во-первых, кто хорошо умеет управлять своим вниманием, например, кто занимается медитацией, аутотренингом или самогипнозом. Они действительно в течении двух минут могут либо не думать вообще, либо думать о зелёном помидоре. Во-вторых те, у которых наоборот очень плохо с управлением вниманием. «Ходжа Насреддин… Обезьяна… Они же разные бывают… Кинг-Конг например… Он Нью-Йорк крушил… А Нью-Йорк в Америке… А там ещё Анджелина Джоли… О, а зачем у меня секундомер включён? И что я делал двенадцать минут?».
Нам просто очень сложно не делать что-то без представления о том, что делать вместо этого. 

Поэтому - больше позитивного подкрепления.

Когда родители только ругают ребёнка за плохие оценки, и особо не хвалят за хорошие - такое подкрепление работает плохо. Точно так же начальник, который только ругает за ошибки, и не считает важным похвалить за достижения - снижает эффективность работы подчинённых.

Подкрепление сразу после нужного события

Чем чётче бессознательное может связать между собой подкрепление и событие - тем лучше. Ему же ещё нужно понять, какое конкретное поведение вызывает такую реакцию. Поэтому чем быстрее получено подкрепление после нужного поведение - тем быстрее ваработается навык. Сделали десять приседаний - сразу похвалили себя. Заметили собственную ошибку в тексте - сразу немного огорчились, ту же исправили и сразу же сильно порадовались. Дописали статью - попили чая с печенькой. А если вы делаете упражнение желательно, чтобы обратная связь была сразу после его выполнения, а не в конце занятия или в конце курса.

Позитивное подкрепление после занятия

После всего занятия - по иностранному языку, йоге, калибровке или вычислению интегралов - сделайте себе приятно. Похвалите себя, съешьте конфетку или просто воспроизведите сильный позитивный якорь.

Вариабельное подкрепление после заучивания

После того, как вы научились чему-то, полезно изредка себя подхваливать. Не постоянно - постоянное подкрепление после заучивания начинает ухудшать навык.

Чем подкреплять

Своё собственное поведение можно подкреплять

позитивно: положительной эмоцией, похвалой, подарком самому себе, лакомством (конфеткой или кусочком печеньки), позитивным якорем;

негативно: негативной эмоцией, болью (можно себя слегка ущипнуть), негативным якорем.

Чужое поведение можно подкреплять:

позитивно: улыбкой, демонстрацией позитивной эмоции, вниманием, согласием, похвалой, позитивным символом, вроде поднятого вверх большого пальца, лакомством, позитивным якорем;

негативно: недовольным выражением лица, демонстрацией негативной эмоции, несогласием, негативным символом (большой палец вниз), отрицательным якорем.

Несколько рекомендаций

Тренируйтесь: делайте упражнения, применяйте навыки в жизни - чисто теоретические знания в НЛП особой пользы вряд ли принесут.

Доводите нужный навык до уровня бессознательной компетентности.

Тренируйтесь так, чтобы получать быструю обратную связь, чтобы вы могли быстро получить оценку своим действиям. Например, упражнения с чётким сенсорным результатом, чтобы вы сразу видели, насколько хорошо у вас получилось. Или чтобы был специалист, который может вам сказать, что получилось хорошо, а что пока не очень.

Подкрепляйте свои результаты - оценивайте, насколько хорошо у вас получилось. Мы учимся используя эмоции: положительные нас мотивируют делать правильно, негативные - избегать ошибок.