Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Вы наверняка смотрели сериал «Теория лжи» («Lie to me»). Ну хоть одну серию краем глаза. Там великий доктор Лайтман и члены его команды могут посмотреть на человека и сказать, врёт ли он. Мечта многих миллионов людей на этой планете.

Кадр из сериала «Lie to me».

В НЛП то, чем занимается Лайтман, называется калибровкой. Не в смысле определения врёт ли человек. Хотя…

Когда этот сериал вышел, я радостно сообщил детям, что наконец появился сериал про то, чем я занимаюсь. Ну, приблизительно, с поправками. А то про юристов сериалы есть, про пожарных, хирургов, психиатров,  сексологов, детективов, патологоанатомов, гипнотизёров, фокусников тоже есть, вот наконец и про НЛПеров появился.

Люди лгут

Заголовок несколько громкий, зато привлекает внимание. Только под слово «ложь» здесь понимается несколько другое, чем в сериале «Lie to me». «Лгут» в том смысле, что говорят и демонстрируют не совсем то, что испытывают. Большей частью совершенно неосознанно, просто потому что они не осознают, что именно с ними происходит или не очень способны описать свои чувства словами. Так же люди лгут (в широком смысле этого слова), потому что это нужно для поддержания хороших отношений с окружающими. Так устроено наше общество, нравится нам это или нет. Представьте, вы приходите на работу, а ваши коллеги радостно сообщают вам:
- Ты выглядишь как проститутка.
- Я тебя ненавижу.
- Иванова явно красивее тебя.
- Я бы прямо сейчас сорвал с тебя одежду и занялся с тобою сексом на этом столе.
- Я бы пристрелил нашего начальника.
- Чего-то я не то съел и меня пучит.
- У меня геморрой разыгрался.

Некоторые кое-что из этого говорят и за это их как раз не любят.

Многие социальные нормы как раз и служат для поддержания хороших отношений и избегания драк.

Плакат к сериалу «Доктор Хаус».

То есть люди лгут:

  • просто потому, что не понимают, что именно они испытывают;
  • потому, что не могут описать свои оценки словами;
  • чтобы поддержать хорошие отношения;
  • потому что так принято;
  • они демонстрируют то, что называется «социально одобряемый ответ»;
  • чтобы избежать конфликтов;
  • чтобы казаться лучше;
  • чтобы избежать неприятных последствий.

И по множеству других причин.
Естественно возникает желание понять, что же там происходит внутри у человека «на самом деле». Но другой человек для нас «черный ящик» - мы можем только догадываться о происходящему у него внутри по некоторым внешним проявлениям: изменению голоса, наклону головы, направлению взгляда, покраснению кожи, изменению позы, применению определенных слов и т.д.

Калибровка

Люди довольно забавно устроены - они думают практически всем телом. Так что изменения в мышлении будут проявляться в теле: напряжении мышц, интонациях, позах, движениях, дыхании. И даже в языке. А изменения в теле приводят к изменению в мышлении.

Небольшое упражнение. Возьмите какую-то сложную для вас ситуацию и расскажите о ней с тремя разными эмоциями:
отрицательно (раздражённо, гневно, неприязненно);
нейтрально (спокойно, отстранённо);
положительной (весело, радостно, счастливо, восторженно).
Например, рассказ об отключении горячей воды.
Раздражённо.
- Ну сколько можно. Каждый год одно и то же. Полмесяца нет горячей воды, как будто живём не в двадцать первом веке, а в девятнадцатом. Не посуду нормально помыть, ни душ принять. Даже нагреватель не помогает - когда есть горячая вода, в ванной тепло от полотенцесушителя, а так просто мёрзнешь. Неужели нельзя такие трубы проложить, чтобы они не прорывались когда попало?!
Отстранённо.
- Сегодня отключают горячую воду на две недели. Это необходимо для проверки труб и своевременной их замены, что обеспечит большую надёжность в поставках горячей воды в остальное время года. Понятно, что это доставляет некоторые неудобства, но результат этого стоит. Мне бы не хотелось, чтобы горячая вода исчезала совершенно незапланированно и было не понятно, когда она наконец появится. К тому же можно купить электрический нагреватель воды и минимизировать неудобства.
Радостно.
- Сегодня у нас отключили горячую воду на две недели. На две, а не на три! Это же классно – в полтора раза меньше ждать горячей воды. И сделали это наконец в жаркое время, а не когда на улице плюс пять целыми днями. Так что будет повод в баню наконец с друзьями сходить, а не отнекиваться наличием горячего душа дома. Позакаляться, хоть и в принудительном порядке. Встряска такая, чтобы жизнь слишком однообразной не казалась.
Рассказывать можно самому себе – то есть мысленно, про себя. Во время рассказа ваша задача удерживать заданную эмоцию всё время. Если сбились – начинайте рассказ с данной эмоцией сначала. При этом желательно, чтобы каждый вариант был рассказан разными словами.
И вы заметите, что если вы меняете эмоцию, то меняются и слова. В обратную сторону работать будет тоже - если вы будете говорить о том, что хорошего в данной ситуации, то эмоция тоже будет меняться.

Ещё раз, базовая пресуппозиция НЛП:

Сознание и тело - единая система.

При калибровке мы сопоставляем внешние признаки - голос, движения, тип речи, интонации, мимику - с внутренними состоянием. При её помощи можно понять согласен человек с вашим утверждением, хорошо ли ему сейчас, изменилась ли его реакция после коллапса якорей. Вне зависимости от того, что он (или она) говорит.

Калибровка – это сопоставление внешних признаков и внутреннего состояния человека.

В НЛП калибровка один из основных инструментов: при её помощи коммуникация и консультирование становятся намного более точными науками.

Понятно, что результаты калибровки ещё нужно интерпретировать: что человек показал, в какой момент и по какому поводу.

Вольтметр
Термин «калибровка» пришёл их приборостроения - видите на фотографии приборчика (который красиво называется вольтметр и служит для измерения напряжения) внизу белую штучку с прорезью? Вот вращая её можно выставить стрелочку вольтметра на на нужное значение - откалибровать его. А называется эта штучка «калибровочный винт». Его аналог вы скорее всего найдёте в механических часах, пружинном термометре, стрелочном амперметре и во многих других приборах.
Ещё один калибровочный прибор это камертон, такая металлическая «вилка» с двумя зубцами. Если по нему стукнуть - он станет фиолетовым  издаст эталонный звук. Используют камертон для настройки различных музыкальных инструментов - роялей, гитар, арф. То есть «калибруют» звучание этих инструментов.

Один из важных принципов калибровки:

общие признаки одного состояния у человека одинаковы в различных контекстах.

То есть грусть или радость человек будет более-менее одинаково демонстрировать в различных ситуациях. Например, если человеку нравится пирог и при рассказе о нём он симметрично улыбается, его плечи расслаблены и голос выше, то скорее всего он будет демонстрировать те же самые признаки, если ему действительно нравится машина, книга, фильм или телефон.
Так что для калибровки обычно сначала создаётся ситуация, в которой человек точно реагирует как нам надо, и мы можем заметить эти самые внешние признаки. А потом уже смотрим, насколько реакции схожи. Например, если вы к человеку обратитесь по имени, он выдаст наружу невербальный (а иногда и вербальный) сигнал согласия. Остаётся только это всё заметить и запомнить: уголки губ вверх, плечи расслаблены, наклон туловища вперёд, морщинки у внешних уголков глаз («гусиные лапки»). И уже можно проверять, насколько он «искренен» в своём согласии при ответе на нужные вопросы: подпишет ли он договор, придёт домой к семи и нравится ли ему ужин (но тут лучше использовать калибровку «нравится - не нравится»).
Для многих «простых» реакций признаки у большинства людей достаточно схожи. Например:

Актёр Тим Рот, играющий доктора Кэла Лайтмана из сериала «Теория лжи», демонстрирует базовые эмоции по Полу Экману, специалисту по выявлению лжи и автору одноимённой сериалу книги.

Но вот интенсивность каждого признака и индивидуальные отличия требуют

индивидуального подхода для каждого человека.

То есть каждого человека приходится калибровать отдельно. Как с приборами. К тому же более сложные состояния ещё более индивидуальны, и шпаргалки уже не помогут.

Виды калибровки

Интуитивная или аналитическая

Небольшая метафора. Представьте, что у вас задача накормить тридцать человек. Есть на выбор три блюда, которые можно приготовить и большое желание сэкономить бюджет. Вы можете просто сообщить специальной программе что хотите приготовить и на сколько человек, а она сама найдёт рецепт, узнает текущие цены, подберёт наиболее выгодного продавца продуктов, всё рассчитает и сообщит: «Самое выгодное блюдо салат «Оливье».
Либо вы можете самостоятельно сесть, посмотреть прайсы различных продавцов, рассчитать стоимость покупки в каждом случае, учесть стоимость доставки и в конце получить результат: «Самое выгодное салат «Оливье».

А может быть «плов с бараниной», если вы ошиблись при вычислении стоимости горошка. Но точно не «говядина по-японски», потому что там стоимость одной говядины больше, чем всех продуктов для «Оливье».

В первом случае всё происходит намного быстрее, но вы получаете только ответ: «салат «Оливье». Почему так вышло вы  не в курсе. Во втором случае вы знаете откуда какая цифра взялась, но затратили на процесс оценки намного больше времени.
При интуитивной калибровке бессознательное само определяет признаки, оценивает и сообщает результат: «ей не нравятся ананасы». В аналитическом варианте вы сами наблюдаете за выражением лица, тоном голоса, наклоном туловища и подрагиванием левой ноги и делаете вывод: «ей не нравятся сырые ананасы, а к консервированным она относится нейтрально». То есть

интуиция - это результат неосознаваемых внутренних расчётов.
Но, как я уже писал ранее, все эти процессы при желании можно и осознать.

При аналитической калибровке вы «разбираете» поведение другого человека на элементы, выделяете важные и сравниваете результаты.  А вот интуитивно мы обычно действует несколько хитрее: мы сопереживаем человеку и оцениваем собственное состояние - эта стратегия в писихологии называется «эмпатия».

Хотя бессознательное можно научить и аналитической калибровке, без всякого «сопереживания».

Самокалибровка

Если с калибровкой других людей мы разобрались, поговорим о том, чем мы занимаемся регулярно - калибровкой своего собственного состояния, самокалибровкой. Подумайте о завтрашнем дне. Вам он нравится или нет? Скорее всего вы сможете ответить на этот вопрос, совершенно интуитивно. Но добавим немного аналитики.
А как вы узнали? Где в теле находится чувство, которое сообщает вам о том, как вы относитесь к завтрашнему дню? Это давление, вибрация, распирание, сжатие или что-то ещё? Какова его интенсивность? Есть ли какие-то еще изменения в голосе, движениях, позе?

Более подробно о самокалибровке поговорим в теме о субмодальностях.

То есть и себя любимого можно калибровать как интуитивно, так и аналитически.

Соответственно, стратегий калибровки других людей получается несколько:
чисто эмпатическая - сопереживаю другому и своё состояние оцениваю интуитивно;
сопереживаю другому, но своё состояние оцениваю аналитически;
чистая аналитика.

Все эти варианты можно изобразить в виде «квадрата Декарта».

 

Виды калибровки.

 

Плюсы и минусы

Плюс интуитивной калибровки - как себя, так и других - в том, что всё это происходит очень быстро, вам не нужно отвлекаться на процесс, и вы можете в свободное время общаться, подстраиваться, делать ремонт и учиться играть на рояле. Минусы в том, что сама стратегия интуитивной калибровки может быть не слишком эффективной, в ней могут быть ошибки. Короче, она может не работать или работать плохо. А так как эта стратегия в таком варианте работает по принципу «чёрного ящика» - то есть не понятно, как и откуда получен такой результат, - для её изменения придётся сначала её осознать, найти ошибку, поправить ошибку, потом всё это довести до уровня бессознательной компетентности. Либо просто научиться уже опробованной эффективной стратегии калибровки.

Чем мы дальше и будет заниматься.

Плюсы аналитической калибровки в том, что она более «объективная» - вы можете сравнить свои выводы с выводами других людей:
- В этом состояние он говорит быстрее, наклоняется вперёд и более высокий тонус мышц.
- Да, да, точно. И ещё у него более напряжённые губы и он менее симметричен.
И она обычно более точная.
Минусы тоже обычные - в сознательном варианте калибровка более долгая и занимает ресурсы сознательного внимания.

Правила

Сенсорно-очевидное описание

Сравните два описания реакции человека:
- В этот момент он начал волноваться и как-то сначала удивился, а потом ушел в себя и задумался о чем-то хорошем и приятном.
- Когда он волнуется, он немного краснеет, дыхание становится более прерывистым, голова наклоняется немного вправо, а руки сжимаются в кулаки.
В первом случае человек говорит о своём мнение. Но у каждого человека свои представления о том, как конкретно кто волнуется, удивляется и уходит в себя. Если вы нахмурились, кто-то скажет, что «он огорчен», кто-то что «он задумался», а кто-то что «он сердится».

С другой стороны, если сказать, что кто-то «сердится», у каждого будет свое представление о том, как это выглядит. Один представит себе мечущегося в гневе, другой – ссутулившегося и обиженного. И скорее всего это не слишком совпадёт с тем, что было «на самом деле».

Для того, чтобы этой информацией можно было пользоваться, она должна быть представлена в максимально понятной и однозначной форме. О том,  что такое прерывистое дыхание и наклон головы вправо, у большинства людей все-таки более однозначное представление, чем о том, как выглядит «уход в себя».

Сенсорно-очевидное описание: внешние признаки, которые подмечаете и описываете вы и которые легко могут проверить другие люди.

Правило «3 на 3»

Следующее важное правило (для аналитической калибровки): вам нужно определить для данного состояния

не менее трёх признаков, каждый из которых повторяется не менее трёх раз.

 

3х3


То есть вам нужно найти минимум три сенсорно-очевидных отличия калибруемого состояния. Это может касаться позы, движений, мимики, изменений голоса, дыхания или употребления определенных слов. Например:

  • легкий наклон головы влево;
  • голос выше;
  • постоянно употребляет слово «например».

Или:

  • дыхание частое, неровное;
  • слегка дергается правая щека;
  • постукивание пальцами руки или ритмичное движение стопой.

Учтите, что изменение состояния обычно проявляется на всех «уровнях» – в голосе, позе, движениях, речи, - но при этом некоторые могут быть достаточно малозаметны. Так что выбирайте те, которые лучше заметны и более выражены.

С другой стороны, признаков может быть очень много, поэтому выбирайте те из них, которые вам проще определить и отследить.

А повторение три раза нужно для того, чтобы быть уверенным, что признаки относятся именно к этому состоянию. А то люди такие, попросил его представить банан - а он подумал об Африке, потом о крокодилах, представил как его крокодил кусает… И на лице вдруг появился страх, а не удовольствие.

Как калибровать

Аналитическая самокалибровка

Здесь нам будут интересны в основном ощущения и физические реакции. При чём ощущения довольно хитрые - при помощи которых мы узнаём об оценке и эмоциях, метаощущения. Расположены они по большей части в области груди и живота, изредка захватывают плечи, шею и лицо. Плюс физические реакции тела - напряжение мышц, движения, дыхание, поза.

Конечно, можно так же ещё калибровать свой голос и речь - но это возможно, если вы говорите.

Теперь вызовите у себя три разных эмоции и опишите связанные с ними ощущения.

На что обращаем внимание в первую очередь: метаощущения, напряжение мышц рук, туловища и шеи, наклоны туловища и головы, напряжение мышц лица, особенно губы, веки и брови.
Учтите, что некоторые переживания будут довольно быстрыми и у них будет очень слабая телесная реакция, практически одни метаощущения. Поэтому небольшая шпаргалка, как анализировать метаощущения:
качество: распирание, сжатие, вибрация, напряжение, расслабление, холод, тепло, боль, движение, покалывание;
положение: внизу живота, в области солнечного сплетения, в центре груди;
интенсивность: слабая, средняя, сильная;
размер: с пятирублёвую монету, с яблоко, с раскрытую ладонь, полностью захватывает всю грудь или живот;
есть или нет движение;
если движение есть: скорость, направление, постоянное или нет.

Радость: легкое распирание в груди, ощущение лёгкости в плечах, голова поднята, поза прямая, симметричная улыбка.
Злость: стягивающее ощущение внизу живота, пресс напряжён, наклон вперёд, голова опущена, губы сжаты, напряжение между бровями.
Азарт: сильное распирающее ощущение в груди, глубокое дыхание, напряжение мышц плеч, наклон вперёд.

Напоминаю о правиле «3 на 3». Здесь, правда, от него остаётся всего одна тройка - три признака, которые явно отличают одно состояние от другого. Выбирайте наиболее характерные и заметные вам. Хорошо, если вы найдёте различия в признаках «в одной системе» - в дыхании, в качестве или местоположении метаощущения, в напряжении мышц. Либо наоборот, очень характерное отличие: появляется напряжение возле крыла носа, скручивающее ощущение в животе, тянущее ощущение во лбу.

Теперь выберите для этих трёх состояний наиболее удобные для калибровки три признака. Для каждого.
Радость: легкое распирание в груди, ощущение лёгкости в плечах, симметричная улыбка.
Злость: стягивающее ощущение внизу живота, пресс напряжён, губы сжаты.
Азарт: сильное распирающее ощущение в груди, глубокое дыхание, напряжение мышц плеч.
Теперь можно просто потренироваться в аналитической самокалибровке: берёте по три состояния (выбирайте каждый раз всё менее и менее отличающиеся) и ищите для каждого три признака, которые отличают их от остальных. Семь - девять раз будет вполне достаточно для создания навыка.

Интуитивная самокалибровка

А вот здесь наша задача «осознать» состояние, придать ему смысл, понять, что оно нам сообщает. То, что вы испытываете, это злость, радость, страх, восторг, голод, спокойствие, обида, презрение, раздражение, счастье, азарт, удивление?

Разложение чувств на составляющее весьма полезно в одном контексте, но в другом требуется практически обратное - найти смысл, который имеют для вас эти ощущения.
- Что ты сейчас чувствуешь?
- Дрожь в груди.
- И что, чёрт возьми, это дрожь для тебя обозначает?

Для интуитивной самокалибровки будет другая шпаргалка - о чём сообщают эмоции.

Учтите, что эмоции - это оценочные чувства по поводу каких-то событий. Поэтому описывать их «смысловую функцию» удобно через описание этих самых событий.

радость сообщает нам о том, что произошло или произойдёт желаемое событие;
счастье – удовлетворены важные ценности;
восторг – вы получили больше, чем рассчитывали;
ностальгия – было приятное событие в прошлом и оно не повторится;
раздражение – ситуация развивается не в соответствии с ожиданиями (со знаком минус);
восхищение – ситуация развивается не в соответствии с ожиданиями (со знаком плюс);
злость - мои ожидания серьёзно нарушены;
предвкушение – уверенность в том, что произойдёт приятное событие;
страх – опасность в будущем;
сомнение – неуверенность в достижении цели;
азарт - есть возможность выигрыша (в широком смысле этого слова).
Часть эмоций вполне социальны, то есть связаны в первую очередь с другими людьми:
вина – я нарушил важные ценности;
стыд – другие узнали, что я нарушил важные ценности;
презрение – ты нарушил важные ценности;
обида - ты нарушил мои ценности;
превосходство – я лучше тебя;
зависть – у тебя есть что-то важное, чего нет у меня;
уважение – сообщение о признании статуса.
Ещё одна полезная вещь, которую стоит знать, это

на кого эмоция направлена: на себя, на других или информацию.

Злится можно:

  • на себя: «Ну как я так напортачил!»
  • на другого: «Ты меня обманул!»
  • на ситуацию: «Опять трамвай опоздал!».

Так что для эмоции ещё определите, на кого она направлена.

Аналитическая калибровка

При аналитической калибровке мы «разбираем» поведение человека на элементы. А так как человек большой, то элементов поведения у него много. Но нам нужны не все, а те, которые характерны для калибруемого состояния.

Напоминаю про правило «3 на 3» - для каждого калибруемого состояния ищем по три признака, которые повторились по три раза. А описываем мы их сенсорно-очевидно - чтобы другим было понятно и можно было сравнить с тем, что они сами накалибровали.

 

Основные области калибровки:

  • поза - человек может по-разному наклоняться (вперёд - назад, вправо - влево), может опираться на одну ногу или стоять симметрично, по-разному напрягать мышцы ног и рук, наклонять голову и вообще иметь более или менее симметричную позу;
  • мимика у нас расположена на лице и служит в первую очередь для демонстрации эмоций, так что смотрим как напряжены губы, уголки губ вверх или вниз, симметричная ли улыбка, есть ли морщинки в уголках глаз, напряжены ли мышцы лба, подняты ли брови;
  • так как человек способен ещё и двигаться, то смотрим на то, чем и как он двигает - руками, ногами, головой, движения плавные или порывистые, законченные или прерывистые, и так далее;
  • голос может быть выше или ниже, звонче или глуше, тише или громче, человек может говорить с разной скоростью и интонационностью;
  • если вы достаточно наблюдательны, то можете заметить, что люди ещё и дышат, а делать они это могут быстрее или медленнее, плавно или с задержками, животом, грудью или всем вместе;
  • особенности речи - характерные слова, обороты, построение предложений.

Уф. И это ещё не полный список, а так, для начала.

По этим внешним признакам мы вполне аналитически можем сказать, какую эмоцию человек испытывает и проанализировать её. Иногда это полезно, но  это может и мешать - как только мы эмоцию «назвали», мы можем подгонять поведение человека под это слово. Ярлыки - они такие.

Эмпатическая калибровка

При эмпатической калибровке мы «встаём на место» другого человека. Называется вторая позиция (в трёхпозиционном описании). А далее уже идёт самокалибровка - нам нужно понять, что мы чувствуем. И сделать это аккуратно, правильно отделить собственные «фоновые» переживания от «считанных» с другого человека.

Некоторые люди сочувствуют довольно оригинальным способом - они представляют, что оказались в ситуации, которую описывает другой человек: «Если бы мне задали этот вопрос», «если бы на меня орал начальник», «если бы у меня был «Бентли». В результате они моделируют, что бы они почувствовали, оказавшись в данном контексте, а не то, что чувствует другое человек.

Упражнения

Сенсорно-очевидное описание

Давайте потренируемся делать сенсорно-очевидные описания. При этом лучше не называть эмоции: грусть, радость, страх, удивление - как только вы что-то называете словом, то можете привязаться к значению и искать «правильные признаки». Просто «состояние 1, состояние 2, состояние 3…». Ваша задача найти и описать три сенсорно-очевидных признака для каждого состояния, по которым эти состояния можно отличать друг от друга. Например:

 

Кадры из передачи «Just For Laughs Gags».

Состояние 1: губы расслаблены, веки расслаблены, глаза широко открыты.
Состояние 2: нижние веки напряжены, нижняя губа прикушена, уголки губ подняты,
Состояние 3: нос сморщен, голова приподнята, верхняя губа напряжена и приподнята.
Наблюдаете за человеком, выделяете три его состояния, находите три признака для каждого состояния и описываете их.
При работе в группе просите водящего несколько раз продемонстрировать три разных состояния. А когда тренируетесь сами можно использовать видео.
Хорошо, если вы сделаете это упражнение не менее чем с семью людьми.

Самокалибровка

Вспомните две разные ситуации из своего прошлого. Желательно, чтобы эмоции по поводу этих ситуаций отличались: радость и азарт, злость и спокойствие, удивление и счастье, и тому подобное.
Для каждой ситуации определите: что это за эмоция, что она для вас обозначает, на кого направлена. После этого найдите не менее трёх сенсорных признаков этого переживания: напряжение в области живота, плечи напряжены и приподняты, дыхание частое, грудное.
Не менее пяти пар состояний.

Калибровка «Согласие - несогласие»

В группах по три - четыре человека. Водящему задают вопросы, он на них отвечает молча, про себя.

Большая просьба, когда вы водите - будьте искренними. А то некоторые начинают либо помогать, активно мотая головой, либо играют в «партизана на допросе» - напрягаются и стараются никак не реагировать.

Сначала устанавливаем признаки - говорим утверждения с которыми человек согласится ли не согласится. Или задаём вопросы, на которые водящий скорее всего ответит «правильно».

Соответственно, вопросы должны быть «закрытые» - те, на которые можно ответить «да» или «нет».

Например.
Если вы называете человека по имени, он искренне соглашается, что это его имя, или не соглашается, если имя назвали не правильно.
- Извини, я забыл как тебя зовут … Андрей? [нет] Алексей [да]?
Ещё есть известные факты: «Париж столица Франции», «Земля вращается вокруг Солнца», «в фильме «В джазе только девушки» играет Мэрлин Монро».
- Сейчас выходит очередной фильм про «Звёздные войны». И там опять играет Арнольд Шварцнеггер. [нет] Или Харрисон Форд. [да]
Аналогично с риторическими вопросами. Вообще, риторический вопрос не требует ответа, но невербально люди с ним всё равно соглашаются (или не соглашаются).
- Мы же все хотим стать более успешными! [да]
Следующий тип вопросов: «что можно проверить».
- У тебя часы на левой руке? [нет]
Человек в ответ на вопрос начинает проверять, смотрит на левую руку - часов нет. Они на правой. Или их вообще нет.
Последний вариант - вы уже знаете ответ. Человек сам вам рассказывал об этом, или вы ещё как-то узнали.
- Ты же этим летом был в Испании? [да]
Вы задаёте столько вопросов, чтобы все члены группы смогли найти достаточное количество признаков согласия и несогласия.

Помните, что люди не автоматы, и они могут выдавать более сложные невербальные ответы на вопросы, которые логически вроде как требуют ответа «да» или «нет». Например, на совершенно идиотские вопросы, вроде: «Твой пол мужской?» - вы получите скорее замешательство, чем согласие.
К тому же на один и тот же вопрос может быть несколько ответов и все правильные. У одной девушки спросили, есть ли у неё кошка. Она сказала «да», но при этом отрицательно помотала головой. Выяснилось, что у неё кот.

После этого уже начинаете задавать вопросы, на которые не знаете «правильного» ответа.
- У тебя есть собака?
- Ты живешь выше пятого этажа?
- Ты читал книжку «Моби Дик»?
После каждого вопроса калибрующие голосуют - кто за согласие, кто за несогласие. А водящий после голосования говорит, что он сам по этому поводу думает.

Будьте тактичны по отношению друг к друг другу. А то на одной тренинге в группе были один парень и три девушки. И когда парня калибровали девушки с пулемётной скоростью задали вопросы: «Ты пользовался услугами проституток?», «Ты болел венерическими заболеваниями?», «Тебе понравилось?». К чему относился последний вопрос понятно не было.

После того, как все калибрующие пять раз подряд угадали «правильный» ответ, все проговаривают по каким признакам они калибровали. И водящим становится следующий. На всё упражнение минут 25-30.
Наиболее типичные признаки:
согласие - низкий тонус мышц, наклон вперёд, симметричная улыбка, дыхание плавное, ответ быстрый, кивок головой сверху вниз;
несогласие - напряженные плечи, напряжённые скульные мышцы, поджатые губы, ответ более медленный, задержка дыхания перед ответом, отклонение назад, движение головой вправо - влево.

Большой плюс от этого упражнения в том, что «согласие» и «несогласие» у большинства людей проявляются очень похоже, вот только «интенсивность» признаков разная.

Калибровка «нравится - не нравится»

Если сигналы «согласие - несогласие» дискретные - то есть либо «да», либо «нет» - то между «нравится» и «не нравится» существует плавный переход: «великолепно!» - «хорошо» - «нормально» - «нейтрально» - «не очень» - «плохо» - «ужасно!».

В группах по четыре человека. Один «водит», остальные калибруют. Здесь уже водящий разговаривает - он проговаривает слово, которое оценивает.
- Как ты относишься к бананам?
- Бананы.
Или просто:
- Блондинки.
- Блондинки.

Не надо задавать вопросы типа «нравится ли тебе ...», потому что на них вы получите ответы «да» или «нет». Спрашивайте: «Как ты относишься к … ?»

Сначала водящий выбирает три ситуации из своей жизни - одна нравится, вторая воспринимается нейтрально, третья не нравится. И как-то их называет: «теплое море», «погода в Гондурасе», «слякоть».
После чего в различном порядке по три раза вспоминает эти ситуации и проговаривает их названия.
После чего калибрующие уже начинают задавать вопросы:
- Как ты относишься к Красному морю?
- Как ты относишься к розам?
- Горячий борщ.
- Высокая брюнетка.
Водящий после каждого вопроса проговаривает: «Красное море», «розы», «борщ», «высокая брюнетка». Члены группы голосуют за «нравится», «нейтрально», «не нравится». После чего водящий говорит, как он относится к «высоким брюнеткам».
При этом первый калибрующий отслеживает только голову: мимику, наклон головы, покраснение кожи, напряжение век и лба. Второй - тело: наклоны туловища, тонус мышц, дыхание. Третий следит за голосом: высотой, громкостью, скорость речи, интонационностью. И желательно, чтобы он либо закрывал глаза во время калибровки, либо отворачивался.
После того, как все калибрующие пять раз подряд угадали «правильный» ответ, все проговаривают замеченные признаки. И меняются ролями. На всё упражнение 40-45 минут.
Типичные признаки:
нравится - симметричная улыбка, покраснение кожи, морщинки у внешней стороны глаз, поза прямая, дыхание ровное, голос громче, звонче и ниже;
не нравится - уголки губ вниз или асимметричная улыбка, побледнение кожи, поджатые губы, дыхание напряженное, напряжённые плечи, потеря симметрии, голос тише, глуше и выше.