Просмотров: 30113

Оглавление
Зачем мы столько занимаемся невербальной коммуникацией, если всё можно просто сказать словами. Без этих невербальных штучек. Можно, никто не запрещает. Но восприниматься такой рассказа будет сильно хуже.

Можете сами попробовать - пообщайтесь с каким-нибудь своим знакомым максимально убрав невербалику: монотонный голос, отсутствие движений, неподвижная поза. И смотрите только в одну точку. Очень интересный эффект получается. Так что такой эксперимент я рекомендую проводить мысленно, чтобы не портить отношения с людьми.

Людям очень важна невербальная составляющая общения - она позволяет понять оценку содержания, задать контекст.

Содержание + невербалика = смысл.

Например, при помощи невербальных сообщений мы можем передать отношение: важно, нужно, страшно, скучно, интересно, плохо, хорошо, верно.  Та же оценка, переданная словами, воспринимается намного хуже, а иногда и просто игнорируется.
Оценка содержания же помогает понять, как воспринимать эту информацию: это сарказм, смысл нужно сменить на противоположный; это неважно - пропускаем; это важно - запоминаем; в этом он сомневается - оставим под вопросом; с этим он не согласен - учтём; и так далее.

Именно в этом смысле «форма важнее содержания».

С другой стороны, когда мы с кем-то общаемся, нам очень важна обратная связь: интересно ли человеку то, что я говорю, понимает ли он, слушает ли он меня вообще? Во многих случаях слушатель влияет на общение намного сильнее, чем рассказчик.

Что логично - ведь рассказывают слушателю.

Упражнение «Обратная связь»

Предложите членам группы разбиться на пары и рассчитаться на первый-второй. Первым предложите выйти за дверь.
Инструкция оставшимся («вторым»): «Я попрошу первых выбрать какое-то интересное событие из жизни и рассказать о нём в течении двух-трёх минут. Ваша задача первую треть рассказа демонстрировать позитивный интерес, вторую часть рассказа демонстрировать скуку с лёгким негативом, а третью часть рассказа опять демонстрировать позитивный интерес.»
Инструкция «первым»: «Выберите какой-то интересный случай их своей жизни и, вернувшись в свои пары, расскажите о нём. Продолжительность рассказа две-три минуты.»
- Хорошо. Сейчас вопрос к рассказчикам, «первым». Как проходило общение?
- Вначале всё было хорошо, но потом стало скучно. Хотя в конце всё исправилось.
- Вроде слушателю понравилось.
- В какой-то момент собеседнику стало скучно, так что я поменял тему.
- Замечательно. Я открою тайну - какую инструкцию я давал «вторым». Я попросил их в первую треть рассказа демонстрировать интерес, во вторую треть демонстрировать скуку, а в конце опять интерес. И теперь вопрос слушателям, «вторым» - как с вашей точки зрения проходило общение?
- Вначале рассказ было очень живым и эмоциональным, но когда я стала демонстрировать скуку, рассказчик стал говорить медленнее и менее эмоционально, пока совсем не остановился. Но когда я опять продемонстрировала интерес, он опять оживился.
- У нас, когда я демонстрировал скуку, рассказчик сначала начал говорить громче, с большим напором, но потом как-то сник.
- Да, так бывает. Рассказчик замечает, что собеседнику скучно, и пытается его привести в «рабочее состояние». Вот это упражнение как раз демонстрирует важность как невербальной коммуникации вообще, так и невербальной обратной связи во время общения в частности.
История, которую любит рассказывать Фрэнк Пьюслик. Однажды ему нужно было лететь из Сан-Франциско в Москву. В аэропорту делать было особо нечего, так что Фрэнк занялся, как он сам её называет, «супермаркет терапией» - то есть начал тренировать полезные коммуникативные навыки. Как раз в зале обнаружилась пара о чём-то спорящих русских. О чём они спорили Фрэнк не понимал - на тот момент из русских слов он знал тольк

о «конечно» и «четыре». Так что совершенно спонтанно он выбрал одного из спорщиков и начал его «поддерживать» - изображая, что читает журнал, когда говорил «его» спорщик, Фрэнк согласно кивал головой и улыбался, а когда говорил «чужой» хмурился и кивал головой отрицательно. Через несколько минут спорщики уже начали «ссылаться» на Фрэнка, а через десять минут «свой» победил. Проигравший подошёл к Фрэнку, и начал сердито что-то выговаривать. Тот просто пожал плечами. Затем подошёл выигравший, «свой», и начал что-то говорить бодрым голосом. С этим Фрэнк само-собой соглашался, согласно кивая головой. И даже в конце сказал «конечно».

Из чего состоит невербальная коммуникация

Фраза «невербальная коммуникация» звучит красиво, но из чего именно она состоит? Основные элементы

жесты, позы, мимика и голос.
Естественно, невербальная информация будет передаваться и при помощи ритма, дыхания, направления взгляда, положения в пространстве, изменения цвета кожи и прочих вещей, но в первую очередь стоит обратить внимание на жесты, позы, мимику и голос.

Жесты

Зачем нужны жесты

Итак, что дают жесты во время общения. Первое: они позволяют сделать выступление более эмоционально окрашенным, задать оценки словам. А то ведь слушателю не понятно, что более важно, что менее, а вот это вообще юмор.
Второе: жесты позволяют лучше понять содержимое. Знаете, как картинки в книжке. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Хотя, это свойство вообще всей невербалики.

Третье: при помощи жестов можно «адресовать» информацию, сообщить к кому конкретно она относится. Вот это для поваров, а это для сталеваров.
Четвёртое: жесты помогают структурировать информацию. Разложить по полочкам.
Как это конкретно сделать – дальше. Но в начале немного теории.

Жесты – слова

В большинстве случаев жесты не стоит интерпретировать однозначно, вроде: руки за спиной, значит что-то скрывает, открытые ладони обозначают честность, - значение жеста будет сильно зависеть от контекста.  Но есть жесты, которые имеют однозначное значение (по крайней мере, для данной культуры) - договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» - молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.
Вот такие исключения.

Кинестетические и визуальные жесты

Условно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические.

Визуальные жесты указующие – говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Например, будущее для многих людей находится справа вверху, именно туда они говоря про него и указывают. Так же сюда относится маркирование реального объекта - человека, стула, стакана, - для того, чтобы было понятно, о ком или о чём речь: «Вы [жест на конкретного человека] меня не слушаете».

Кинестетические жесты передают состояние: напряжение мышц демонстрирует важность, законченность жестов - уверенность, скорость движения - скорость. Плюс сюда относится вариант, когда человек изображает действие: пальцами показывает ходьбу или бег, крутит воображаемый руль, изображает, что он солит еду.

Плакаты с кинестетическим и визуальным жестами.

В большинстве случаев оценка: интересно, приятно, грустно, восхитительно, – передаётся при помощи мимики и голоса. Есть всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи жестов, например важность. Обычно чем выше образ – тем он важнее. А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность передаётся уровнем тонуса мышц – ладони, руки, плеч.

Фидель Кастро и Саакашвили – оба говорят о важном, но у первого жест более визуальный, важное где-то вверху, а второй важность передаёт только напряжением мышц и мимикой.

При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится: если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше – для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.

Ленин и Сталин. Оба говорят о большой и важной цели, но за счёт разного мышечного тонуса восприятие этого «важного» довольно сильно отличается.

Так что наверно более правильно стоит говорить о «визуальной» и «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» - о кинестетических.

Я, ты, информация

При помощи указующих жестов можно сделать важную вещь - показать,

к кому сообщение относится: к себе, слушателям или информации.

- Я важен.
- Ты важен.
- Это (информация) важно.

К кому относится сообщение так же ещё можно показать взглядом, головой и даже всем телом. Но чаще используют именно жесты.

Так как мы указываем, жесты получаются визуальные.

Я, ты, информация.

При сообщении о себе направление пальцев или кистей рук к себе.
Если про других - направление рук, пальцев на слушателя или слушателей.

Ещё это можно передать при помощи направления взгляда или подбородка.

Когда говорят о чём-то абстрактном или отсутствующем в комнате - жесты в сторону.

Красиво всё это называется «аналоговое маркирование», и о нём чуть позже.

Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличны – оценку показал, а к кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.

Жесты для понимания

Жестами можно «проиллюстрировать» то, что вы говорите. Это усиливает впечатление и помогает лучше понять говорящего. Например.
Думаю: указательный палец у виска.
Слушаю: и жест на ухо.
Размышление: покачивание расслабленной ладонью в области виска
Последовательное действие: вращательные движения кистями.
А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.

Уго Чавес: «Я наблюдаю за тобой».
Александр Филиппенко: «Если подумать».
Оксана Фёдорова: «Это вот так меня достало».

Оценка

Тут достаточно однозначно описать не получится, смысл жеста будет зависеть ещё и от выражения лица, голоса, наклона туловища, направления взгляда и т.д. Так что все варианты ниже нужно читать как: возможно, скорее всего, вероятно. Как я и обещал, я буду описывать основные принципы.

Уровень важности

Визуально – чем важнее, тем выше и шире.
Кинестетически передаётся степенью напряжением мышц, скоростью и резкостью движений. Можно важность показывается через «весомость» – чем тяжелее предмет, тем более сильное чувство. Часто рукой даже покачивают, как будто «взвешивают» чувство.


Уверенность – сомнение

Еще одна важная характеристики оценки – уровень уверенности, или сомнения, как кому больше нравится.
Сомнение передаётся пожиманием плеч, покачивающими движениями кистей рук. Так же жестами «задумчивости» - палец или рука у рта.
Уверенность – четкими направленными движениями.

Фидель Кастро: «Мы однозначно не согласны».
Михаил Жванецкий: «Непонятная штука».

Искренность

К уверенности близка демонстрация искренности: «Я верю в то, что говорю». Можно ладонью или ладонями в области сердца. Либо наоборот, движения расслабленных ладоней от себя: «От души говорю». Ещё один вариант – расслабленные раскрытые ладони в сторону слушателя или расслабленные кисти в свою сторону. Только плечи поднимать не надо, а то получится: «Я не виноват. Честно – честно».

Само собой, при этом должна быть соответствующая мимика и «искренний» голос, а то может получиться что-то совершенно другое.

Фидель Кастро: «Говорю от сердца».
Владимир Жириновский: «Верьте мне».
Алина Кабаева: «Я? Да никогда!»

Согласие – несогласие

Согласие передаётся обычно согласным киванием головы, а так же мимикой и голосом. Так же для демонстрации согласия используют «большой палец вверх» и «ОК».
Для несогласия обычно используют отодвигающий жест ладонь. Ещё головой можно отрицательно помотать.

Иллюстраторы и манипуляторы

Пол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений: иллюстраторы и манипуляторы. Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить – шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле – кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.

Манипуляторы совсем не обязательно сообщают о лжи – они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение: неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение – это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору не стоит.

Анжелина Джоли: «Ты меня заводишь, но я пытаюсь себя контролировать».
Мила Йовович: «Я волнуюсь».

Другое дело, что когда во время разговора человек начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце - это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Но при этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства: например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.

Семён Фарада: «Надо подумать».
Леонид Парфёнов: «Ну и вопрос!»

Мимика

Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду - просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции - как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые люди демонстрируют как реакцию: ему сказали - он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация - это как говорить очень невнятно: «Хчу сбщть вм вжную ность». Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: сообщения-иллюстрации больше для общения

И если невербальные эмоции-реакции как раз удобнее калибровать - они сообщают об «искренней» оценке ситуации, то эмоции-иллюстрации стоит научиться  показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

Эмоция-реакция и эмоции-иллюстрации.

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» - мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» - они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и так далее. «Правильные» сообщения-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем - показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь -

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях - очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей - к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Вообще, сколько специалистов по эмоциям - столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

И можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят - на то и смотрим ;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Упражнение «Калибровка эмоций»

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций - большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать и «правильно» демонстрировать. Так что тренируемся. Для удобства ориентируйтесь на список «основных» эмоций от другого известного специалиста по эмоциям Кэролла Изарда: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, горе, стыд, вина, интерес, смущение.

Можно использовать и список большего размера: азарт, беспокойство, благодарность, боязнь, брезгливость, гнев, вина, восхищение, высокомерие, гордость, доверие, достоинство, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, любовь, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, отвращение, омерзение, печаль, превосходство, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скорбь, скука, сострадание, сомнение, спокойствие, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, чувство утраты, ярость
Понятно, что эмоций несколько больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags - они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.

1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.
2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.
3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.
4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.
5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.
6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.
7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.
8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.
9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.
10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.
11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.
12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим о нашем отношении: к себе, информации или слушателю.

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает - всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем - эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость: удовлетворена какая-то ценность.
Страх: будет сильно неприятное событие (страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление: произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство: нарушены какие-то ценности.
Счастье: основные ценности удовлетворены (счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием - оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль:  были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся; упущенные возможности.
Горе: потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт: есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение: поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение: ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Про позы и голос поговорим в теме «основные невербальные сообщения».

Основные невербальные сообщения

Невербальных сообщений много - одних эмоций штук 50. Или 100 - в зависимости от того, как считать. А кроме них и ещё и другие сообщения есть. Могу предложить вам что-то вроде условного алфавита, на основе которого можно строить «слова» и «фразы». Всего восемь штук.


Основные невербальные сообщения

Условно можно разделить эти все восемь сообщений на аналоговые,- которые плавно меняются от одного «полюса» к другому, и дискретные, которые имеют только несколько отдельных значений. К аналоговым относится позитив - негатив, уровень важности, скорость и уверенность - сомнение, к дискретным, согласие/несогласие, активность/пассивность, превосходство/подчинение и направление сообщения (я, слушатели или информация).

Позитив - негатив («знак»)

Или нравится - не нравится. Одно из основных оценочных сообщений. В первую очередь передаётся при помощи мимики, позы и голоса.

Хотя, естественно, будет проявляться и во всех остальных областях: позе, движениях, дыхании, ритме и т.д.

 


Позитив: уголки губ вверх, поза симметричная, прямая, голос выше, дыхание ровное.
Негатив: уголки губ вниз, часто складки между бровями, нижняя губа напряжена и поднята, поза ассиметричная, согнутая, голос ниже, дыхание зажатое.

Напоминаю, что это описание именно «полюсов» - а так состояние будет меняться по шкале: «ОТЛИЧНО!!! - замечательно - хорошо - нейтрально - неприятно - плохо - УЖАС!!!». Именно поэтому нужно определить нейтральное состояние, условный ноль шкалы. А так же интенсивность невербальных признаков. А то более-менее одно выражение лица для одного может обозначать «УЖАС-УЖАС-УЖАС!!!!», а для другого «слегка неприятно».

Важно - не важно («энергия»)

Это сообщение об уровне важности того, о чём идёт речь (или о чём человек думает). Выражается в уровне эмоциональной возбуждённости («энергии») - чем важнее, тем уровень выше. В визуальном варианте - чем выше образ, тем важнее, а неважно часто изображается жестом сверху вниз.



Плюс есть специальные способы показать важность размером: пальцами или размахом рук.

При этом важна конгруэнтность - визуальное маркирование должно совпадать с кинестетическими признаками. 


Важно: повышение тонуса мышц (лицо, руки, тело), голос более интонационный и громкий, в иллюстративном варианте маркирование образа вверх (чем выше - тем важнее), весомости «предмета», напряжением кисти рук.
Неважно: низкий тонус мышц, голос спокойный и расслабленный, маркирование вниз.

Скорость

Скорость показывает быстроту реакций и мышления. «Люди думают с той скоростью, с которой говорят». Так же скорость будет связана с ведущей в данный момент модальностью человека (кинестетическая самая медленная, визуальная самая быстрая). В первую очередь проявляется в скорости движений и речи.

При этом скорость напрямую не зависит от «энергии»: есть люди, которые в расслабленном состояние говорят со скоростью пулемета и наоборот, когда человек сильно напряжён, но говорит медленно.

 

Низкая скорость: речь медленная, движения плавные, спокойные, обычно мало мелких движений.
Высокая скорость: речь более быстрая, движения резки, быстрые, часто много мелких движений.

Уверенность - сомнение

Точно ли я знаю или предполагаю, или не очень. Уверен или сомневаюсь. Хотите в чём-то убедить людей - демонстрируйте уверенность. А демонстрация некоторого уровня сомнения показывает, что вы готовы к обсуждению. И вообще не очень страшный.

Есть такой психологический эффект Даннинга-Крюгера: профессионалы часто демонстрируют сомнение при высказываниях в своей области, а дилетанты - уверенность. Так что часто дилетантам верят больше. Парадокс.

 

Уверенность: высокая симметрия, чёткие жесты, устойчивая поза, ровный голос.
Сомнение: потеря симметрии, покачивания, переминания с ноги на ногу, меняющийся голос, иллюстративные жесты: пожимание плечами, почёсывание головы, потирание губ.

Превосходство - подчинение

Сообщение о доминировании. Или подчинении. Вполне такой инстинктивный сигнал. Волки при подчинении подставляют горло, люди склоняют голову.

 

 

Превосходство: поднятый подбородок, слегка прикрытые верхние веки, прямая поза, плечи приподняты.
Подчинение: голова опущена, ссутуленная поза, опущенные плечи.

Согласие - несогласие

Согласен я с утверждением, или нет. Демонстрация согласия часто используется как сообщение говорящему о том, что его слушают. А так же демонстрация поддержки.

Часто при согласии демонстрируют позитив, при несогласии негатив. Но это не обязательно. Например, можно быть согласным с чем-то неприятным: «Да, наш начальник такая сволочь!».

 

Согласие: согласное (сверху-вниз в нашей культуре) покачивание головой, поднятая голова, прямая поза, иллюстративные жесты: большой палец вверх, пожимание рук, как демонстрация достижения соглашения.
Несогласие: покачивание головой из стороны в сторону (в нашей культуре), согнутая поза, отодвигающие жесты.

Активность - пассивность

Это сообщение о готовности к действию, мотивированности. Обычно есть резкий переход от пассивного состояния к активному.

При этом активным можно быть на низкой «энергии», и пассивным на высокой. Хотя при переходе к активному состоянию обычно «энергия» возрастает.

Те же самые эмоции условно можно разделить на пассивные, в которых человек вряд ли что-то будет делать: спокойствие, блаженство, печаль, счастье, и активные: азарт, ярость.

 

 

Активность: наклон вперёд, поднятые плечи, более высокий тонус мышц, «сконцентрированный» взгляд.
Пассивность: прямая или отстранённая назад поза, опущенные плечи, более низкий тонус мышц, «рассеянный» взгляд.

Направление сообщения

Ну, про направление сообщения я уже писал. Позволяет понять, к чему относится оценка: к самому человеку, к слушателями или информации. Согласитесь, что сообщения: «Я уверен в себе», «я уверен в вас», «я уверен в этой информации» довольно разные сообщения.
Передаётся жестами (на кого жест направлен - про того и сообщение): в первую очередь руки, но так же возможно пальцы, направление взгляда, подбородок.

Некоторые сообщения могут быть одновременно и про себя, и про других или информацию: «Я лучше тебя», «вы меня обидели» и так далее. При этом демонстрация «я обижен» от «ты меня обидел» довольно сильно отличается.

 

 

Чем передаются

Если говорить о демонстрации (иллюстрации) сообщения, то в первую очередь они передаются:

 

При этом реакция проявляется во всех системах: голосе, движениях, дыхании, речи, позе, мимике. Но для калибровки выбираются наиболее заметные.

Примеры

Как выглядят некоторые из этих сообщений для одного человека - Владимира Жириновского.
1. Нейтральное состояние.
2. Демонстрация активности.
3. Активность, маркирование на зал.
4. Сомнение, маркирование на себя.
5. Отрицание.
6. Негатив.

Упражнение «Демонстрация основных невербальных сообщений»

В группах по 4-5 человек.
Берётся пара сообщений, например важно - не важно. И все по очереди демонстрируют сначала «важно», потом «не важно». При чём нельзя повторять способы демонстрации предыдущих членов группы.
Остальные наблюдают за демонстрацией и оценивают её точность. Если у выступающего что-то не получается, дают сенсорные рекомендации, что ему нужно изменит в поведении: голос более монотонный, руки более напряжены, наклон туловища вперёд.
20 минут.

Эмоции и основные невербальные сообщения

Эмоции вполне неплохо раскладываются по основным невербальным сообщениям. Так что их можно калибровать как эмпатически, так и вполне аналитически. Ниже схема разложение некоторых эмоций по основным невербальным сообщениям.

Упражнение «Калибровка основных невербальных сообщений»

Определите, какие основные невербальные сообщения присутствуют на каждом из снимков и соответствующую эмоцию. Условно-правильные ответы ниже.

Сами кадры из замечательного сериала «Boston Legal».

 

1. Активность, важно, негатив, направление на слушателя (гнев).
2. Сомнение, негатив, направление на информацию (озадаченность).
3. Отрицание, направление на слушателей, важность (несогласие).
4. Позитив, превосходство, направление на предмет (самодовольство).
5. Несогласие, важность, превосходство, направление на слушателя (вызов).
6. Сомнение, пассивность, небольшой негатив, направление на информацию (неприятная информация).
7. Активность, негатив, направление на говорящего (презрение).
8. Сомнение, важность, направление на слушателей (предложение изменить оценку).
9. Уверенность, направление на слушателей (сообщение о принятии решения).
10. Негатив, важность, направление на слушателя (обвинение).
11. Сомнение, подчинение, негатив, направление на информацию (вина).
12. Активность, негатив, направление на слушателя (недовольство).
13. Важность, уверенность, активность, маркирование на слушателя (убеждение).
14. Негатив, важность, маркирование на слушателя (возмущение).
15. Негатив, превосходство, важность, направление на слушателя (презрение).
16. Важность, уверенность, направление на слушателей (уверенность в информации).

Метасообщения

Метасообщение - это удобный способ понимать смысл невербальных сообщений (не основных, а вообще). Буквально, вы прямой речью описываете, как понимаете невербальное сообщение другого человека.
- Я очень устал.
- Я счастлив тебя видеть.
- Ты мне нравишься.
- Не обращайте на меня внимание.
- Вы обратили внимание, как я хорошо выгляжу?

Приставка «мета» здесь обозначает, что метасообщение - это «сообщение о сообщении», то есть мы невербально сообщаем, как относиться к сообщению, то есть словам. Хотя метасообщение может быть и безо всяких слов.

Несколько правил.

Метасообщение выражается прямой речью.

Никаких «он хотел сказать» и «демонстрирует превосходство» - только прямая речь.
- Мне можно верить.
- Я уверен в себе.
- Это не важно.

Метасообщение может быть об информации, себе или слушателях.

Очень важно разобраться (или продемонстрировать), к кому это сообщение относится. В особо ответственных случаях стоит применять аналоговое маркирование - то есть прямо показать рукой, головой или взглядом.
- Я уверен в себе.
- Я уверен в вас.
- Я уверен в информации.

Метасообщение есть всегда, даже когда мы молчим.

Какое-то метасообщение от человека идёт всегда, даже если он слушает или пытается показать, что он вне ситуации - это, собственно, и есть метасообщение.

Метасообщение субъективно.

Не существует «правильной» расшифровки метасообщений. Поэтому на тренировках по калибровке метасообщений это делают в достаточно больших группах - чтобы посмотреть, как кто его понимает. Точно так же, оно может быть описано разными фразами, передающими приблизительно один и тот же смысл.

Список метасообщений

Вот небольшой список часто встречающихся метасообщений.
-  Я уверен в себе.
-  Я устал.
-  Как вы мне надоели!
-  Я спокоен.
-  Я хороший парень.
-  Хочу спать.
-  Пожалей меня.
-  Кому нужна моя помощь?
-  Мне все пофигу.
-  Я стесняюсь.
-  Мне трудно.
-  А вообще-то я белая и пушистая...
-  Я хозяин.
-  Я согласен с вами.
-  Меня нет.
-  У меня все прекрасно!
-  Вы меня раздражаете.
-  Обратите на меня внимание.
-  Я вам очень нужен.
-  Командовать парадом буду я!
-  Проведем вечер вместе?
-  Вы мне нравитесь...
-  Ну почему все так плохо?
-  У меня есть важное сообщение.
-  У меня есть тайна...
-  Ну надо же!
-  Я очень интересный человек!
-  Это интересно.
-  Это не интересно.
-  Это важно.
-  Это не важно.
-  Я важнее (круче) тебя.
-  Мне скучно.

Упражнение «Калибровка метасообщений»

К сожалению тут только фотографии, а невербальные сообщения передаются и движениями, и голосом. Плюс метасообщение ещё определяется и контекстом, который в данной ситуации приходится досочинять.

Расшифровка метасообщений - мои личные галлюцинации на данный счёт, не являющиеся объективной реальностью. В квадратных скобках - о чём/ком метасообщение.
Все фотографии Howard Schatz.
 


1. - Это страшно. [о ситуации]
2. - Я прикольный. [о себе]
3. - Я «хороший парень». [о себе]

Такое «официальное» американское метасообщение.


1. - Обратите внимание, как я плохо себя чувствую. [о других и о себе]

Такое демонстративное метасообщение, в нём большой кусок про «обратите внимание»: фокус внимания на собеседника, демонстративные жесты и т.д.

2. - Я «хороший парень». [о себе]

Женский вариант метасообщения №3 из предыдущего примера. Ну, «хорошая девка» по-русски имеет совершенно другой смысл.

3. - Я тебе покажу. [о других и о себе]

 


1. - Это скучно. [о ситуации]
2. - Что же будет. [о ситуации]
3. - Я недоволен этим, но это там [о себе и ситуации]

«Комплексные» метасообщения удобно передавать через «но»: «Я хочу показать, что я уверен в себе, но я очень стесняюсь».
 


1. - Ну чего тебе надо? [о собеседнике]
2. - Умора! [о ситуации]
3. - Это ужасно! [о ситуации]

Упражнение «Демонстрация метасообщений»

В группах по 4-5 человек.
Водящий тянет карточку с метасообщением и демонстрирует его. Остальные члены группы сообщают, как они поняли это мета-сообщение. Если мнение большинства сильно отличается от того, что написано в карточке, Водящему даётся сенсорная обратная связь, как более конгруэтно показать это метасообщение. Максимум ещё две попытки.
30 минут.