Упражнения по НЛП НЛП в картинках

То, чем люди постоянно занимаются – это обучение. Мы учимся пользоваться новыми приборами, общаться с новыми людьми и разрешать вызовы, которые подбрасывает нам мир. Собственно, вся наша жизнь состоит из достижения целей. И какие-то цели мы достигать умеем и делаем это хорошо и быстро, некоторые достигаются сложнее, а с некоторыми возникают трудности – и тогда говорят о проблемах. Но мы постоянно учимся разрешать эти проблемы – как использовать новый прибор, научиться общаться с этим человеком или готовить блинчики.

 

 

При этом стоит помнить, что

мы можем воздействовать на мир только при помощи самих себя.

Ну нет у нас другого инструмента – только мы сами и всё. Даже для влияния на других людей требуется использовать собственные голос, жесты и слова. Так что один из важных навыков

научиться эффективно пользоваться собой.

Наш мозг отличный инструмент, он позволяет делать совершенно восхитительные вещи.

Или ужасные – в зависимости от пожеланий заказчика.

В принципе, нашу голову можно воспринимать как устройство – очень сложное, хитро устроенное, но устройство. А любым устройством нужно уметь пользоваться, иначе оно будет делать не совсем то. А иногда и совсем не то.

Например, можно научиться откладывать важные дела на потом – психологи это называют красивым термином «прокрастинация». Или бояться летать на самолётах. Чувствовать растерянность в ответственной ситуации. Скандалить с близкими людьми. Жрать кушать слишком много. Или бояться будущего, а так же страдать от нереализованных мечтаний. Короче, люди вполне успешно пользуются своей головой для того, чтобы испортить себе жизнь.

Вот НЛП – это как раз довольно подробная инструкция с примерами по правильному использованию этого замечательного инструмента. При чём хорошо проработанная, задокументированная и доказавшая свою эффективность. И что мне особенно нравится – результат нагляден и проверяем.

Например, можно научиться делать важные дела вовремя, избавиться от страха полётов, высоты и пауков, чувствовать себя уверенным и спокойным в ответственной ситуации, эффективно разрешать конфликты, контролировать свой аппетит и хорошо планировать.

Так что если хотите попробовать – НЛП может предложить вам упражнения, техники и идеи, которые помогут сделать вашу жизнь лучше. При чём все эти техники, идеи и упражнения достаточно хорошо опробованы, отработаны и уже доказали свою эффективность большому количеству людей.

Актуальное и желаемое состояния

Начнём с общей идеи – в НЛП часто говорят модели – о том, как вообще происходит изменение. Итак, есть состояние (поведение, убеждение, качество, навык) который вы хотите изменить. Может быть оно вам совсем не нравится – вроде растерянности в ответственные моменты, - а может вы что-то делаете достаточно хорошо, но хотите делать ещё лучше. Например, вы умеете хорошо общаться с людьми, но хотите делать это ещё лучше. Или вы нормально встаёте по утрам, но хотите это делать быстрее и легче. Вот то, что вы хотите изменить в НЛП называется актуальным состоянием. Например:

  • боюсь собак;
  • сложно начать разговор первому;
  • толстая;
  • не уверена в себе;
  • не достаточно хорошо выступаю на публике;
  • не умею готовить картофель «Дофинэ» с молоком и сыром;
  • трудно вставать по утрам.

Естественно, вместо актуального состояния вы хотите что другое. Вместо растерянности – спокойствие, вместо откладывания важных дел – умение взять в себя в руки, вместо осознание себя ничтожеством – принятие себя. Называется это желаемым состоянием.
Например, возможные желаемые состояния для приведённых выше вариантов:

  • боюсь собак - чувствую себя спокойно рядом с собаками;
  • сложно начать разговор первому - умею легко начинать разговор;
  • толстая - хочу стать стройной;
  • не уверена в себе - чувствую себя более уверенно;
  • не достаточно хорошо выступаю на публике – отлично выступаю на публике и держу зал;
  • не умею готовить картофель «Дофинэ» с молоком и сыром – умею готовить картофель «Дофинэ» с молоком и сыром;
  • трудно вставать по утрам – легко встаю по утрам и чувствую себя бодрым целый день.

Упражнение «Определение желаемого состояния»

Возьмите лист бумаги и напишите в любом порядке десять вещей, которые вы хотите изменить в своей жизни (которые вас не устраивают). Они могут быть совершенно разные по важности для вас. Например:

  • тяжело вставать по утрам;
  • большой вес;
  • стесняюсь попросить надбавку к зарплате;
  • теряюсь, когда на меня кричат;
  • грызу ногти;
  • я никчёмный;
  • долго выбираю, что одеть;
  • боюсь тараканов;
  • не могу наладить отношения с тёщей (свекровью);
  • плохая усидчивость.

Теперь для каждого пункта вам нужно дописать желаемое состояние. Например:

  • боюсь собак - чувствую себя спокойно рядом с собаками;
  • тяжело вставать по утрам – по утрам я встаю бодрым и выспавшимся;
  • большой вес – я стройная;
  • стесняюсь попросить надбавку к зарплате – могу легко разговаривать с начальником на любые темы;
  • теряюсь, когда на меня кричат – могу контролировать своё состояние в кризисной ситуации;

Обратите внимание, что желаемое состояние стоит формулировать позитивно: не «перестать бояться собак», а «чувствовать себя спокойно рядом с собаками».

Упражнение «Определение актуального состояния»

Запишите десять целей, которые вы перед собой ставили, но пока не достигли (если цель есть в списке из предыдущего – пропустите её). Например:

  • научиться ездить на роликовых коньках;
  • купить новый шкаф;
  • съездить в Испанию;
  • починить зонтик;
  • разобрать фотографии с прошлого отпуска;
  • прочитать книгу «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркеса;
  • начать бегать по утрам;
  • выучить английский язык;
  • сменить работу;
  • доделать ремонт.

Теперь для каждого пункта допишите уже актуально состояние - от чего вы хотите уйти:

  • не умею ездить на роликовых коньках - научиться ездить на роликовых коньках;
  • не могу выбрать подходящий шкаф - купить новый шкаф;
  • не позволяю себе тратиться на путешествия - съездить в Испанию;
  • мокну по дождём - починить зонтик.
  • ...

Ресурсы

Из пункта А в пункт Б вышел поезд… Для того, чтобы он проехал поезду нужна энергия – электричество. Или дизельное топливо, если тепловоз. Или уголь, если паровоз. Точно так же и нам, чтобы попасть из пункта А (актуальное состояние) в пункт Б (желаемое состояние) требуется энергия, горючее. Называется это горючее «ресурсы».

Ресурсы: все что нам может помочь в достижении цели.

Это могут быть наши способности, умения, информация, ценности, убеждения, состояния, качества и т.д.
Например, ресурсом может быть:

  • состояния (спокойствие, уверенность в себе);
  • качества (настойчивость, усидчивость);
  • убеждения («Я имею право на ошибку»);
  • способности (умение выбирать друзей, способность убеждать собеседника);
  • знания/информация (динамика изменения цены нефти марки «Urals» на Лондонской товарно-сырьевой бирже).
Ресурсы могут быть внутренними и внешними.

Внутренние ресурсы – это наши состояния, умения, убеждения, знания и т.д.
Внешние ресурсы – это другие люди, деньги, информация и т.д.
При определённых условиях внешние ресурсы могут стать внутренними: информация может стать знанием, мы можем использовать чужие убеждения или научиться чужим умениям.

Внешние ресурсы мы можем контролировать только через собственное поведение.

Единственное, что человек может контролировать – это он сам, об этом мы уже говорили. Всем остальным он может управлять только при помощи своего поведения. То есть, если нам нужна помощь других людей, мы можем получить её воздействуя на них самим собой. Слова говоря всякие, улыбаясь и жестикулируя. Если им наша жестикуляция понравится – помогут. Не понравится – значит надо жестикулировать как-то по-другому. Или слова другие подобрать.
Именно поэтому в НЛП работают, в первую очередь, с внутренними ресурсами.
Так же напоминаю базовые пресуппозиции НЛП о ресурсах.

У нас есть все нужные ресурсы.

Удобно думать, что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или наконец написать этот доклад, - либо мы их можем легко найти. По крайней мере думая так вы скорее добьетесь результата, чем медитируя на тему "почему я такой несчастный" и "у меня всё равно ничего не получится, я не создан для счастья (успеха, замужества, достатка и обладания автомобилем BMW X5)".
При этом ресурс часто есть, но не в том месте, где он нужен прямо сейчас. Многие очень уверены и спокойны лёжа дома на диване, но вся уверенность куда-то пропадает при общении с начальником. У нас внутри замечательная кладовая, в которой всё, что нужно, есть. Главный вопрос в том, как в этой здоровенной кладовой найти то, что нужно прямо сейчас и как из это перетащить в то место, где это нужно прямо сейчас. Но об этом чуть дальше.

Мир полон ресурсов.

Мир вокруг нас изобилен и полон ресурсами. И каждый сможет найти в нём то, что ему нужно. Если вам нужна любовь — вы сможете найти любовь. Если нужен успех — найдёте успех. Если нужны неудачи — найдёте неудачи. Если нужна ненависть — вы найдёте и ненависть. Но лучше поискать любовь, успех и счастье.
Ещё одна полезная мысль:

то что является ресурсом в одном месте, в другом может сильно мешать.

Злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), но мешать при общении с близкими людьми.
Бодрость полезна утром, но мешает, когда вы ложитесь спать.

Как говорил одни химик: «Грязь - это нужное вещество в ненужном месте».

Упражнение «Что может быть ресурсом»

Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой запишите всё, что может быть внутренним ресурсом, а в правой – всё что может быть внешним ресурсом. Желательно, чтобы в каждом столбике было не менее семи пунктов.

Внутренние ресурсы

  • убеждения;
  • эмоции;
  • качества;

Внешние ресурсы

  • информация;
  • деньги;
  • отношения;

Упражнение «Подходящий контекст».

Возьмите какой-то конкретный ресурс - состояние спокойствия, внимательность, умение общаться - и определите, в каких контекстах это может быть ресурсом, а в каких – наоборот.
Например:
состояние спокойствия
ресурс: при беседе с налоговым инспектором;
не ресурс: в роли болельщика на футбольном матче.

Упражнение «Поиск ресурса»

Выберите то, что вы хотите изменить (актуальное состояние) и напишите список конкретных ресурсов, которые могут пригодиться для изменения (достижения желаемого состояния).

Если нужны внешние ресурсы – тогда напишите внутренние ресурсы, при помощи которых вы можете получить эти внешние ресурсы.
  • уверенность;
  • усидчивость;
  • одобрение окружающих - умение общаться;
  • убеждение, что «я могу справиться со сложной ситуацией»;
  • права на вождение машины - настойчивость;
  • юмор;

Повторите это ещё для трёх актуальных состояний.

Проверочный тест

В новом окне.

Техника «Визуальное сдавливание»

Если мы определились с тем, что мы хотим изменить (актуальное состояние), с тем, что хотим получить (желаемое состояние), и даже с тем, что нужно добавить (ресурсы) – встаёт вопрос: «Как добавить?». Ну то есть куда и что есть, но как?
В НЛП используется довольно много способов добавления ресурса, сейчас я вам предложу одну довольно универсальную, но простую и эффективную технику. Называется она красиво «Визуальное сдавливание».

Техниками в НЛП называют пошаговые инструкции для изменения. В технике как раз описывают как подобрать ресурс, но, особенно, как его внести в ситуацию.

Подходит эта техника практически для любых изменений, но не слишком важных. Например, она неплохо работает, если нужно изменить «нежелательное состояние в контексте»: раздражение, обиду, скованность, неуверенность. Или поработать с поведением: «срываюсь на крик при разговоре», «волнуюсь перед экзаменом».

В НЛП и состояния тоже относятся к поведению, так же как и реакции, эмоции и прочее. То есть всё, что мы делаем или реагируем – это с точки зрения НЛП поведение.

Но эта техника не очень хорошо работает с сильными состояниями: страх, ужас, сильное раздражение, восторг, влюблённость, ненависть. А так же с навязчивостями – это то, что ещё называют «мании» и «пристрастия», вроде курения.
Так что желательно, чтобы

задача была маленького или среднего «уровня важности».
Кстати, у этой техники есть большой плюс - о нужных ресурсах достаточно просто знать и представить подходящий образ. Например, у вас может и не быть «усидчивости» или «гармони», но если вы можете себе это представить, то их всё равно можно использовать как ресурс.

Сейчас вы сможете попробуете технику и убедиться, что она работает. А потом мы на её примере разберём некоторые подходы и принципы изменения. В описании техники возможно будут встречаться пока незнакомые термины, вроде «экологическая проверка» или «привязка к будущему» - что это такое и зачем это нужно мы разберём чуть позже. Пока просто выполняйте предложенные инструкции.

По шагам

1. Что меняем

Определите актуальное и желаемое состояния. Как это делается мы уже говорили.

2. Ресурсы

Подумайте, какие ресурсы вам могут помочь изменить ситуацию. Например:

  • спокойствие, уверенность в себе, радость (состояния);
  • умение справляться с трудностями (способность);
  • уравновешенность, усидчивость, целеустремлённость (качества);
  • справедливость, гармония (ценности);
  • вера в то, что всё будет хорошо (вера);
  • для достижения цели нужно работать (убеждение).

3. Образы актуально состояния и ресурсов

Сядьте удобно. Руки вытяните перед собой ладонями вверх, расслабленно, согнутыми в локтях.

Представьте, что вы как будто держите поднос снизу.

Положите образ того, что меняем на левую руку. Это может быть «фотография ситуации»; ассоциация - кленовый лист, водоворот, болото; геометрическая фигура - шар, куб, треугольник.

Если очень хочется, можно положить образ ситуации на правую руку – это дело вкуса. Просто тогда на левую вы будете складывать ресурсы.

На правую руку положите образы ресурсов. Добавляйте ресурсы до тех пор, пока на правой руке не будет приблизительно в полтора-два раза больше. Если не хватает тех, что были в первоначальном списке (или они не совсем подходят), то поищите ещё и положите на правую руку.
Каждый ресурс постарайтесь пережить (если это возможно) и представить как можно лучше. Представлять ресурсы точно так же можно в виде шаров, кубов, дубовых листьев или рек.

4. Сжатие образов


Начинайте медленно сводить руки так, чтобы этот процесс занял минуту-полторы.

Возможно, что на определённом этапе появится ощущение сопротивления, как будто сжимаете подушку или мячик. Во здесь надо добавить «морального» желания руки сжать. Не «физической силы», а именно «желания».

Когда ладони приблизятся друг к другу, надо их медленно сжать, чтобы образы «перемешались». Позвольте себе оставаться с прижатыми к друг другу ладонями некоторое время.

Для интеграции обычно хватает минуты – полторы. Так что можно просто засечь время.

5. Проверка работоспособности

Подумайте о ситуации, в которой вы раньше испытывали нежелательные эмоции, или о человеке, событии, предмете, к которому вы меняли отношение. Что изменилось? Чувствуете ли вы себя так, как хотели бы? Если нет, подумайте какие ресурсы вам ещё нужны и повторите процесс с новыми ресурсами - на левую руку положите образ ситуации, который получился после сжатия рук, на правую – дополнительные ресурсы, которые могут вам помочь достигнуть желаемого состояния.

6. Экологическая проверка

Не повредит ли вам, если теперь в этой ситуации у вас будет это новое состояние или поведение? Если последствия вас не устраивают – вернитесь на самый первый шаг и пройдите по всем шагам техники, учитывая новые пожелания.

7. Привязка к будущему

Представьте себе три-четыре ситуаций в будущем, где вы бы раньше испытывали нежелательное состояние – через неделю, месяц, год, пару лет. Желательно выбирать максимально отличающиеся контексты. Посмотрите, как изменилось ваше поведение.

Девятишаговая схема изменения

Есть такая статистика - каждая формула в книге снижает количество читателей приблизительно вдвое.

Конечно, если это не учебник по алгебре или физике.

Но я рискну дать вам одну формулу. Она очень простая:

Актуальное состояние + Ресурс = Желаемое состояние.

Мы добавляем в актуальное состояние ресурсы и получаем желаемое состояние - это, собственно, и демонстрирует техника «Визуальное сдавливание».
Осталось только выяснить несколько моментов - где ресурсы брать, как именно добавлять, что делать, если не получилось и прочие мелочи. Так что распишем эту формулу подробнее: представляю вам девятишаговую схему изменения – это такой шаблон для построения техники.

 

Девятишаговая схема изменения

 

По поводу актуального и желаемого состояний мы уже говорили. Контекст – это ситуации, для которых мы хотим произвести изменение. Просто потому что хочется быть спокойным на экзамене, а вот когда надо бежать стометровку – не хочется. И чтобы изменение было только где нужно, нам этот самый контекст для изменения и нужно определить.

Во многих техниках НЛП поиск актуального и желаемого состояний, а так же определение контекста не прописаны – это уже вполне стандартная процедура и предполагается, что это всё выясняется на этапе сбора информации.

А вот с ресурсом нужно сделать несколько действий. Во-первых его нужно всё-таки определить, хотя бы логически: «А что мне нужно для достижения желаемого состояния?».
Но пока это просто логика, после этого нужно получить к нему доступ: одно дело определить, что нужна смелость, другое дело – прочувствовать, что это такое, испытать её.

То же самое: одно дело решить, что нужны деньги, другое – их достать.

После этого этот самый ресурс нужно внести в контекст, чтобы там вместо противного актуального состояния было такое миленькое желаемое.
И само-собой потом нужно проверить работает ли то, что получилось. А то может ресурсов надобавляли, а желаемого состояния всё ещё нет или оно не совсем такое, какое нужно.
Если работает не слишком хорошо, то стоит вернуться на шаг определения ресурса и найти, что ещё стоит добавить.
После этого стоит проверить приемлемость последствий изменения – в НЛП это называется экологической проверкой. Так как само желаемое состояние может быть крайне полезным и эффективным, но последствия этого изменения могут быть крайне неприятными. Например, Иван Петрович стал совершенно спокойно относиться к любому поведению своего начальника (желаемое состояние), тот посчитал, что его игнорируют и Ивана Петровича уволил (последствия). Для проверки экологии стоит задать вопросы:
- Что Вы потеряете, если достигнешь этого?
- Согласны ли Вы с этой потерей?
Если последствия устраивают – идете дальше, если же нет – думайте, что можно изменить: желаемое состояние, уточнить контекст, ресурсов ещё добавить и так далее.

Обычно, когда определяют желаемое состояние на первых шагах тоже делают предварительную экологическую проверку. Но, как выяснилось на практике, этой проверки часто не хватает - конечный результат может отличаться от представлений вначале, последствия после внесения ресурса выглядят по другому и так далее.

И последний шаг – это обучение бессознательного новому поведению в контексте, «привязка к будущему». В большинстве случаев для «привязки к будущему» человеку предлагают представить себя трёх-четырёх в ситуациях, где раньше у него было актуальное состояние, через различные промежутки времени: завтра, через неделю, через месяц. И чтобы эти ситуации несколько отличались.
Например, в технике «Визуальное сдавливание» мы как раз шли по этой схеме: определили актуальное и желаемое состояния и подобрали подходящие ресурсы.

Есть вариант этой техники когда желаемое состояние определяется скорее бессознательно, исходя из актуального состояния и подбирая нужные ресурсы: «Что вам нужно, чтобы справиться с этой ситуацией?» А потом определяя, стоит ли ещё что-то добавить.

Доступ к ресурсу – визуальное представление состояния (качества, убеждения, способности). Внесение ресурса – это как раз когда мы сжимали руки и образы «сдавливались», интегрировались. А дальше по схеме – определение работоспособности, экологическая проверка и привязка к будущему.