Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.

А. П. Чехов.

Упражнение «Я слишком...»

Возьмите листик бумаги и напишите на нем любое утверждение типа «Я слишком ...»:

Я слишком много времени трачу на компьютер.

Я слишком рассеянна!

Я слишком ленив.

Я слишком доверчива.

Желательно, чтобы оно соответствовало вашему представлению о себе.

После этого поменяйтесь листиком с другим членом группы. Ваша задача – собрать у членов группы как можно больше различных ответных фраз, начинающихся с «Зато ...».

Я слишком ленив.

Зато ты не сделаешь лишних ошибок.

Я слишком доверчива.

Зато ты доверяешь людям.

Я слишком рассеяна.

Зато ты не потратишь время на кучу ненужных дел.

Зато это уменьшает нагрузку.

10 минут.

Теперь заберите листики со своими утверждениями обратно и прочитайте, что там написано. Что изменилось в восприятии вашего поведения после этого?

- После того, как я прочитал, что мне написали, все стало как-то более спокойно и приятно.

- Я написала: «Я слишком послушна». А вот один из ответов, который мне понравился больше всего: «Зато будешь хорошей женой».

- А я увидел мою проблему как бы с других сторон. И оттуда все видится не так уж проблематично.

- А у меня еще круче. Раньше я от этого страдал, а теперь мне это даже нравится.

 

Однажды к Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир, и привел свою дочь.

– Она меня не слушается. Она упрямая, – заявил он.

Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала:

– Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком?

– Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля!

– И вы были настойчивы в достижении своей цели?

– О, да! Я трудился как вол.

– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь, унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая?

– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли...

Поведение девочки не изменилось, изменилась оценка её поведения отцом.

 

Для людей намного большее значение имеет оценка события, чем само событие. Смысл, а не факты. Но смысл штука субъективная. И на основе одних и тех же фактов можно сделать разные выводы. Факты тоже, как бы так сказать, понятие растяжимое. Способ, при помощи которого прямо во время общения можно поменять смысл события называется «разговорный рефрейминг»

Разговорный рефрейминг – способ изменить смысл ситуации.
С английского слово reframe можно перевести множеством разных способов – это и замена рамки у картины, и наоборот, замена картины в рамке. При этом понятие рамки (ftrame) в НЛП очень важно – это как раз способ воспринимать ситуацию. Так что рефрейминг – это как раз «смена точки зрения».
При этом рефрейминги бывают разные, кроме разговорного рефрейминга есть техники, использующие эту идею: «Шестишаговый рефрейминг», «Договор частей», «Интеграция конфликтующих частей».

Про одного и того же человека можно сказать, что он жадный, а можно сказать, что он домовитый. Делает то он всё то же самое, а вот смысл разный. Такой способ, когда мы просто говорим, что это поведение, событие или факт имеют другой значение, называется рефреймингом смысла.  

 

 

Но, как я уже писал, факты тоже понятие растяжимое. В зависимости от того, какие факты мы рассматриваем – создаём контекст – смысл события тоже будет меняться.

Помните красивую фразу: «Вырвано из контекста».

Сравните:

- Он жадный.

- Он жадный до знаний.

- Он настойчивый.

- Он настойчивый только, если дело касается его личной выгоды.

- Он злой.

- Он злой к врагам.

- Моя жена кричит.

- Моя жена кричит от радости.

Здесь мы не меняем оценочное слово, но ищем контекст (обычно «уточняем» факты) в котором это поведение будет иметь другой смысл. Это называется рефрейминг контекста.

В упражнении «Зато ...» вы как раз и придумывали различные рефрейминги контекста.

 

 

Вот полные версии пословиц и поговорок. Обратите внимание, как меняется смысл высказывания.

Бедность – не порок, а гораздо хуже.

В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.

За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.

Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.

Один в поле не воин, а путник.

От работы кони дохнут, а люди – крепнут.

Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.

Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

Рука руку моет, да обе свербят.

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.

Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.

Как сделать рефрейминг

Конструируем рефрейминг смысла

Для того, чтобы сделать разговорный рефрейминг в фразе, на которую мы реагируем, должно быть оценочное слово: жадный, плохо, ненависть, законно, популист.

Либо эта оценка достаточно явно следует из ситуации.

Когда мы придаём смысл чему-то, мы относим это «что-то» к какой-то категории: хорошо, важно, человек, растение и т.д. Естественно, есть критерии и определения, на основе которых это делается: «делает бесплатно что-то для других» - альтруист, «постоянно рассказывает о своих проблемах» - нытик. Но так как они сформулированы довольно общо, да и к тому же большинство людей вряд ли осознаёт эти определения, так что можно назвать это как-то по другому. Это и будет рефрейминг смысла:

берём оценочное слово или фразу - прикидываем определение - придумываем, как можно назвать по-другому.

Альтруиста мы можем назвать «человеком, который не думает о себе», сместив фокус внимания с других людей на него самого. Дипломат - «человек, который формулирует свои мысли так, чтобы не обидеть другого человека». Так что можно его назвать «лицемером» или «трусом».

Впрочем, можно использовать и другие значения этого слова - официальный представитель государства в другой стране и чемодан. Что тоже будет срабатывать, так как в сознании человека эти определения слова «дипломат» присутствую одновременно, а подходящее выбирается исходя из контекста.

Фанатик - «человек, безоговорочно следующий убеждениям». Так что можно назвать его «целеустремлённым», «принципиальным» или «человеком, у которого есть более важные ценности, чем пожрать и выпить». Понятно, что это всё можно повернуть и в обратную сторону, и назвать «целеустремлённого» или «принципиального» «фанатиком».

При этом при рефрейминге смысла часто требуется «аргументация» отнесения к другой категории - как раз сообщение о критериях или правилах.
- Он же предатель!
- Человека, который думает своей головой и видит последствия, вряд ли можно назвать предателем.

Упражнение «Другой эпитет»

В группах по 3-4 человека. Сделайте к эпитету рефрейминг (смените оценку поведения). Для этого сначала дайте определение: гурман – «любитель вкусно поесть». А потом придумайте, как это поведение можно назвать по-другому, с противоположной оценкой: обжора; человек-желудок; для него самое важное в жизни – это жрачка.

  1. Авантюрист
  2. Альтруист
  3. Бабник
  4. Баловень
  5. Беспутный
  6. Выскочка
  7. Высокий
  8. Графоман
  9. Гурман
  10. Дилетант
  11. Дипломат
  12. Жадина
  13. Игрок
  14. Импровизатор
  15. Исполин
  16. Клоун
  17. Красотка
  18. Кумир
  19. Личность
  20. Мизантроп
  21. Мямля
  22. Напористый
  23. Неженка
  24. Необузданный
  25. Неустрашимый
  26. Новичок
  27. Обольститель
  28. Общительный
  29. Однолюб
  30. Озорник
  31. Опытный
  32. Оригинал
  33. Отличник
  34. Паразит
  35. Педант
  36. Победитель
  37. Позёр
  38. Понимающий
  39. Посредственный
  40. Протеже
  41. Реалист
  42. Скептик
  43. Стукач
  44. Тормоз
  45. Фанатик
  46. Фантазер
  47. Щеголь

Конструируем рефрейминг контекста

При рефрейминге контекста мы ищем где данное качество или навык будут полезными (вредными). Например, «любовь» - это когда что-то сильно нравиться. Но нравиться же может и что-то нехорошее - обжорство, воровство и т.д. «Преданность» - «верность по отношение к кому-то или чему-то», точно так же может быть и к чему-то не очень хорошему - устаревшим идеям, плохим людям.
Так что стратегия построения рефрейминга контекста:

определяемя оценочное слово или фразу - прикидываем определение - ищем, в какой ситуации это поведение будет иметь другое значение.

Ябеда - человек, который сообщает о чужих проступках, доносничает.

- Это проявление социальной ответственности и определённого мужества - пойти против толпы.

Нерешительность - сомнение в выборе или не готовность выбирать.

- Он совершенно нерешителен, когда можно сделать подлость.

Упражнение «Рефрейминг контекста»

В группах по 3-4 человека. Сделайте для оценочных слов из списка рефрейминг контекста - то есть вы должны найти такой контекст, где привычный «знак» слова (красиво это называется «коннотация») меняется на противоположный. Дружественный - дружественный к своим недостаткам, злой - злой к врагам.

Предварительно, как и в предыдущем упражнении, желательно сначала дать определение слову.
  1. Авторитарный
  2. Важный
  3. Весёлый
  4. Властный
  5. Гениальный
  6. Добрый
  7. Доверчивый
  8. Дружественный
  9. Жалкий
  10. Застенчивый
  11. Злобный
  12. Злой
  13. Интеллигентный
  14. Искренний
  15. Крутой
  16. Ловкий
  17. Настырный
  18. Не важный
  19. Не нужный
  20. Не правильный
  21. Не приятно
  22. Нежный
  23. Независимый
  24. Нужный
  25. Обидчивый
  26. Плохой
  27. Правильный
  28. Приятно
  29. Сильный
  30. Скромный
  31. Тупой
  32. Умный
  33. Усидчивый
  34. Хамоватый
  35. Хороший
  36. Эгоистичный

Разрыв шаблона

Но если мы сконструировали рефрейминг – это ещё не значит, что он сработает для данного человека. Для того, чтобы человек сменил оценку, нужно несколько условий. Во-первых, рефрейминг должен «попасть в карту» - зацепить за важные для человека ценности и понятия. И во-вторых, рефрейминг должен быть неожиданным.

Хороший разговорный рефрейминг всегда разрыв шаблона.

Человек на несколько секунд «подвисает» и понимает, что «так он об этом не думал».

Так что данный рефрейминг срабатывает для данного человека именно в этот момент, в этом контексте и после вот этой его фразы. Через минуту он может и не сработать.  

Схема

Упражнения

Упражнение «Придумать рефрейминг»

В группах по три человека. Челны группы предлагают Водящему сложные ситуации - он должен максимально быстро придумать любой рефрейминг. Задача данного упражнения дать Водящему серьёзную нагрузку, но при этом не чрезмерную - если он не справляется, то уменьшайте скорость, помогайте ему найти варианты ответа, придумывайте менее сложные задания. И оставайтесь максимально дружественны друг к другу.

- Тебя уволили с работы.

- Наконец отдохну.

- Ты неудачник.

- Я бы назвал себя человеком, который не останавливается на достигнутом и постоянно ищет что-то новое.

- У нас в городе плохие дороги.

- Есть места, где дорог вообще нет.

15 минут.

Упражнение «Отпор»

Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать «наезды» – определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Группа придумывает отрицательные качества человека (не обязательно существующие в действительности), а тот отвечает фразой, начинающейся с “зато...” (рефрейминг контекста). После “зато” идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. Причем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг смысла). Где-то по 4-5 предложений каждому.

- Ты вспыльчивая.

- Зато мужчинам нравятся страстные женщины.

- У тебя косоглазие.

- Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.

Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать «наезды», то есть поддерживать личную экологию.

Если вы нашли подходящие рефрейминги в трёх случаях – это уже хороший результат.

20 минут.

Упражнение «Три оценки»

Для ситуации – в жизни, фильме, новостях и т.п. – придумать точку зрения, с которой эта ситуация:

  • будет положительна;

  • будет отрицательна;

  • будет нейтральна (не важно, не интересно, ни на что не влияет).

Сегодня пришёл на работу в 9:15

Положительно: начальник не заметил.

Отрицательно: я опоздал.

Нейтрально: важно не во сколько я пришёл, а что успел сделать за сегодня.