Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Портрет Че Гевары - исходная фотография и результат обработки.

НЛПера как-то спросили:
- Что является главным изобретением человечества?
- Термос!
- Но почему?
- Наливаешь горячее – остается горячим, наливаешь холодное – остаётся холодным!
- И что?
- А как он узнаёт?!

Что такое субмодальности

Вы наверняка редактировали фотографии: делали ярче или темнее, меняли пропорции, увеличивали или уменьшали, делали чёрно-белой, добавляли рамку и так далее. Содержание при этом особо не менялось - как была фотография вечеринки, так и оставалась, - но менялось восприятие, оценка.

У нас в голове тоже есть набор «регуляторов». Мозг для кодирования отношения: нравится - не нравится, знакомо или нет, верю - не верю, моё - не моё, - использует так называемые субмодальности: сенсорные различия в представлении информации.

Например, неприятная ситуация в прошлом может быть тёмной, маленькой, расположенной слева внизу, статичной и прямоугольной. А приятная ситуация в прошлом - яркой, большой, овальной, находится прямо перед глазами и в ней может быть движение.

Нам же нужно быстро узнать, как мы относимся вот к этому конкретному человеку. Мы же не вычисляем каждый раз: «Три дня назад я ему улыбнулась. А сегодня пожала руку. Значит, он мне симпатичен.» Мы видим человека и уже знаем, что это тот, кого мы любим (или ненавидим, или злимся, или равнодушны).

То есть скорее всего в ситуации мы производим определённые вычисления и на её основе делаем оценку, но вот саму оценку мы запоминаем в виде субмодальностей.

Яркость, размер, положение, цвета, фокус изображения – это субмодальности визуального канала. Точно так же существуют субмодальности аудиального канала: громкость, тембр, стерео – моно. Есть свои субмодальности и у кинестетического канала: ощущения имеют размер, интенсивность, качество (вибрация, сжатие, холод), местоположение.

Субмодальности касаются только способа представления информации, но не её содержания.

Давайте поставим мысленный эксперимент: для начала представьте себе толпу незнакомых людей. А теперь посреди этой толпы представьте кого-то знакомого.

Совершенно не обязательно видеть всех чётко - это даже могут быть просто силуэты. Просто одни силуэты незнакомых вам люде, а один - друга или коллеги по работе.

И контрольный вопрос: чем образ знакомого отличается от остальных. Он ярче; чётче; он цветной, а остальные серые; он «подсвечен»; все остальные плоские, а он объёмный? Это и будут субмодальные различия знакомый - не знакомый.

 

 

Как мы можем использовать субмодальности

Управляя субмодальностями мы можем управлять оценкой. То есть изменять оценку с неприятной на приятную (или наоборот), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей.

Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей - это его «командный язык». Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь. Например, мы фокусируемся на предмете, обычно делая его более резким и ярким, а всё остальной превращая в серый «фон». Меняя субмодальности восприятия текущей ситуации можно контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя.

При помощи субмодальностей можно управлять нашими состояниями: вызывать творческое состояние или уменьшать интенсивность неприятных эмоции.

Схема

Схема "Субмодальности"

Вопросы на выявление субмодальностей

Дальше дан список субмодальностей и возможных вопросов, которые могут помочь выяснить эти субмодальности.

Визуальные

Положение

Где находится картинка?

Где этот образ расположен в пространстве?

Покажите местоположение образа руками.

Картинка слева или справа от центра?

Эта картинка наклонена?

Расстояние

Как близко (далеко) от вас находится образ?

Попробуйте показать рукой расстояние до образа.

Цветной – ч/б

Это цветное или черно-белое?

Есть ли в картинке цвета?

Цвета

Какие цвета в этом образе?

Цвета живые, яркие или блеклые?

Яркость

Эта картинка скорее яркая или темная?

В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?

Фокус

Этот образ резкий или он размыт?

Картинка в фокусе или размыта?

Детальность

Насколько детализирован этот образ?

Деталей много или мало?

Вы видите только общие контуры или можете различать детали?

Фон

Есть ли фон?

Форма

Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?

Ассоциация – диссоциация

Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?

Если диссоциация:

Вы видите себя справа, слева или сверху?

Вы видите свое лицо или спину?

Панорамность

Вы находитесь внутри образа?

Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?

Граница

Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты?

Имеет ли граница цвет?

Как широка эта граница?

Движение

Это кино или слайд (фотография)?

Есть ли в этом образе движение или он статичен?

Насколько быстро это движение?

Пропорции

Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?

Размерность

Это плоское или объемное?

Аудиальные

Положение

Вы слышите это изнутри или снаружи?

Источник звука расположен внутри вас?

Откуда этот звук исходит?

Высота

Какова высота звука?

Звук скорее высокий или низкий?

Громкость

Какова громкость этого?

Звук громкий или тихий?

Моно/стерео

Звук объемный?

Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?

Монотонность

Это монотонный звук или скорее мелодия?

Темп

Это быстро или медленно?

Ритм

Есть ли в этом звуке ритм?

Если есть, попробуйте его показать движением ладони.

Длительность

Это непрерывное или прерывистое?

Кинестетические

Качество

Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение...

Интенсивность

Насколько сильно это ощущение?

Положение

Где находится это ощущение?

Покажите рукой местоположение этого.

Движение

Это ощущение двигается или статично?

Это движение непрерывно или оно происходит волнами?

Направление

Откуда это движение стартует?

Каково направление его движения?

Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?

Скорость

Ощущение перемещается быстро или медленно?

Есть ли рывки или это плавное движение?

Размер

Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?

Упражнение «Как я узнаю»

Задание этого упражнения касается не того, как вы вычисляете (например – «моё – не моё», это процесс оценки), а как вы узнаете об этом. То есть, после того как вы вычислили, вы же как-то узнаёте «моё – не моё». Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите сложные вычисления «я – не я». Вот как вы об этом узнаёте?

Сравните субмодальные различия:

Я: образ ярче, чётче, объемный.

Не Я: образ тусклее, более размытый, плоский.

Визуальный канал

Я или не я

Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.

Нравится еда или нет.

Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности образа «вкусной» и «невкусной» еды?

Моё – не моё.

Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?

Важно – не важно.

Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.

Аудиальный канал

Само собой, везде здесь будет иметься в виду ваше внутреннее представление.

Голос знакомого человека

Чем отличается голос знакомого человека от голоса незнакомого человека?

Мой и чужой голос

Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.

Разные мнения

Если вы для себя формулируете разные оценки ситуации, то можно сравнить субмодальные отличия внутренних голосов, которыми вы общаетесь с собой. Один «за» – другой «против».

Приятная музыка

Чем музыка, которая вам нравится, субмодально отличается от той, которая вам не очень нравится?

Кинестетический канал

Где находится радость?

Вспомните состояние радости: где чувство радости находится в теле? В животе, в груди, в горле?

Об эмоциях - радости, счастье, злости, азарте, - мы узнаём по так называемым мета-ощущениям, которые обычно располагаются в области живота и груди.

Качество счастья

Вспомните состояние счастья. Что это за ощущение: дрожь, вибрация, сжатие, распирание, напряжение, расслабление, … ? Есть ли движение?

Размер удивления

Вспомните состояние удивления. Где находится это ощущение, какое у него качество, какой у него размер?

Техника «Управление интенсивностью переживаний»

Часто в жизни бывает так: переживание вроде подходящее к ситуации, но его как-то мало. Или наоборот много. Например, в споре было слишком много агрессии. То есть, она там была на месте, но её было много. Или: «Я о нём грущу слишком сильно», - грусть тут на месте, но её слишком много. Аналогично, «слишком неприятная ситуация». Вот эта техника помогает управлять уровнем интенсивности переживаний - убрать все эти «слишком» и «больше чем». Соответственно, она не очень хороша для того, чтобы изменить качество оценки - со злости на уважение или с неприятного на приятное. Для этого есть другие техники. Естественно, эту технику можно использовать и для усиления переживаний - сделать воспоминание более приятным или ярким.

Напоминаю, что мы меняем нашу оценку ситуации, а не те чувства и переживания, которые были в ней: «Когда я сейчас об этом думаю, мне так стыдно, хотя тогда было весело». Вот «стыдно» - это оценка ситуации сейчас, в которой было «весело».

Некоторые думают: «А почему бы просто не убрать ситуацию, которая мне не нравится - отодвинуть в бесконечность или сжать в точку». Но всё, что с нами произошло – это наш опыт. То, что мы пережили и на чём научились. Этот опыт может быть неприятным – но он наш. Если мы убираем ситуации, мы лишаемся этого опыта, теряем к нему доступ. И можем опять вляпаться в аналогичную ситуацию. Гораздо более экологично просто сделать переживания подходящей интенсивности.

 

Как это работает. Слышали фразы «это событие отдалилось». Самое забавное, что говоря так, люди обычно рассказывают как это у них там устроено. Действительно, для большинства людей расстояние до изображения, яркость и размер обычно кодируют интенсивность переживания.

Расстояние, размер и яркость образа обычно влияют на интенсивность переживаний, а место и цвета - на знак. В аудиальном канале за интенсивность обычно отвечают громкость и расстояние до источника звука.

Демонстрация

Оператор: - Андрей, мне бы хотелось, чтобы ты выбрал какую-то ситуацию из прошлого, уровень переживаний по отношению к которой ты хотел бы изменить. То есть само переживание подходит, но его интенсивность тебя не устраивает: тебе бы хотелось побольше или поменьше.

Клиент: - Да, я выбрал.

Оператор: - Что это, если не секрет?

Клиент: - Недавно я забыл сотовый телефон в кафе. До сих пор жалею. При чём купил всего месяц назад.

Оператор: - Стоп, стоп. Достаточно. Я вижу, что это неприятное для тебя переживание. И как бы ты хотел его изменить? Усилить, или наоборот, уменьшить.

Клиент: - Естественно, уменьшить. Телефон я забыл, с этим ничего не сделаешь, но я всё ещё переживаю. И уже новый купил, но…

Оператор: - Хорошо. Вспомни о том, как ты забыл телефон в кафе. Это больше то, что ты видишь, или то, что слышишь?

Клиент: - В основном, вижу.

Оператор: - Отлично, а покажи где находится экран, на котором тебе показывают это кино? Или это слайд?

Клиент: - Кино. Как я кладу телефон на стол, потом ухожу, а он остаётся.

Оператор: - А экран где?

Клиент: - Вот здесь, прямо перед глазами.

Оператор: - Попробуй этот экран приблизить. Что происходит?

Клиент: - Становится ещё более обидно.

Оператор: - Верни картинку на место. А теперь отодвинь её. Что меняется?

Клиент: - Всё становится более далёким. Чем дальше - тем менее обидно.

Оператор: - Отлично, опять верни картинку на место. А теперь сделай её менее яркой. Что меняется?

Клиент: - Тоже становится спокойнее. Но намного меньше, чем когда отодвигали.

Оператор: - Хорошо. Верни картинку на место и сделай обычной яркости. А теперь отодвигай её до тех пор, пока не найдёшь приемлемый уровень переживаний для себя. Но при этом не слишком слабый, чтобы быть достаточно бдительным.

Клиент: - Да, где-то метрах в пяти. Вот здесь, в углу комнаты.

Оператор: - Подумай, если ты будешь так к этой ситуации относиться, это никак не повредить тебе в жизни?

Клиент: - Думаю, что нет. Когда картинка в углу, небольшой уровень обиды есть. Даже не обиды, а раздражения. И он как раз будет напоминать, что телефон не стоит бросать где попало.

Оператор: - Тогда нам нужно закрепить полученный результат. Сделай так: ты сначала представляешь картинку так, как ты о ней думаешь сейчас. А потом резко передвигаешь на то место, которое ты ей только что подобрал. Потом все образы внутри стираешь - для этого можно просто посмотреть вокруг. И опять повторяешь весь процесс сначала: картинка на старом месте - отбрасываешь её на новое место - стираешь. Так нужно сделать пять – семь раз. Старайся двигать ею как можно быстрее. Готов? Начали.

Клиент: - Я сделал это.

Оператор: - Подумай об этой ситуации с телефоном.

Клиент: - Отпустило. Ситуация стала намного более спокойной, нет уже этой зацикленности.

Оператор: - То есть, когда ты теперь о ней вспоминаешь, где ты её видишь?

Клиент: - Вон там, в пяти метрах.

Оператор: - Ну что, тогда всё. Спасибо.

По шагам

Работать можно двумя способами: с изображением и звуком. Я предлагаю вам попробовать оба и выбрать тот, который для вас будет работать лучше.

1. Выбор ситуации

Выберите ситуацию, интенсивность переживаний по отношению к которой вы хотите изменить. Определите, что производит большее воздействие: звук или картинка.

2 а. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа со звуком

Попробуйте сделать звук тише. Можно представить, что перед вами регулятор громкости или дистанционный пульт от телевизора, и вы уменьшаете звук. А возможно это у вас получиться само собой.

2 б. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа с изображением

Отодвиньте картинку. Если не получается сразу, можно попробовать взять ее руками и ими и отодвинуть. Можно поработать с яркостью или размытостью. Посмотрите, что влияет сильнее - с этим и работайте.

3. Изменение оценки ситуации

После того, как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь, потом попробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость. Так надо сделать раз 5-7. Учтите, что уменьшать громкость надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот уменьшать звук надо стараться чрезвычайно быстро.

При работе с изображением сделайте то же самое с расстоянием. Или с яркостью, если она влияет сильнее. Или с размером.

4. Проверка

Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если всё работает – звук сам, без вашего вмешательства, станет тише (картинка отодвинется, станет менее яркой). Если нет – попробуйте проделать пункт 3 еще раз, но уменьшать звук ещё быстрее. Если и это не даст желаемого эффекта - попробуйте одновременно отодвигать картинку. А если работали с изображением, попробуйте одновременно делать звук тише.

Обучение подсознания

Сейчас мы работали с отдельной ситуацией. Но, наверно, хотелось бы иметь внутри автомат, который сам бы регулировал интенсивность переживаний. Это не означает, что вы больше не сможете вспоминать неприятные ситуации, но ваше бессознательное само теперь сможет выбирать наиболее подходящую уровень интенсивности переживаний для них. Для этого нужно просто повторить весь процесс с ещё тремя - четырьмя ситуациями.

Буквально, мы здесь встраиваем навык подбора оптимального уровня переживания.

5. Обучение подсознания

Проделайте пункты 1-4 еще с 3-4 ситуациями, аналогичными первой. То есть в которых вы хотите именно уменьшить интенсивность переживаний по поводу ситуаций и не хотите их заменить на что-то другое.

6. Проверка работоспособности

Вспомнить несколько неприятных ситуаций, аналогичным тем, которые вы выбрали в предыдущем пункте. Как меняется ваше восприятие? Обычно люди говорят что-то вроде:

- У меня действительно, как только неприятную ситуацию вспоминаю, она становится несколько дальше.

- Для меня это вызвало внутри какой-то процесс. Такое впечатление, что там идёт глобальная переоценка.

- Я в конце концов просто представил себе регулятор интенсивности и выставлял его как мне нравится. Где побольше, где поменьше.

Смена субмодальностей

Выше была описана техника, которая позволяет менять интенсивность переживания. Но меняя субмодальности можно менять качество оценки: с не уверен на уверен, с правильно на неправильно, с злости на спокойствие.

Звучит, конечно, несколько технологично, но делается довольно просто: сдвинул картинку, усилил звук, сделал цвета ярче… При чём схема будет довольно стандартной, вне зависимости от того, что мы пытаемся сделать: изменить отношение к человеку, переоценить ситуацию, усилить мотивацию и т.д. и т.п.

Общая схема

Для начала, нам нужно определить, что мы хотим изменить. Это у нас будет «рабочий» объект.

Напоминаю, что менять при помощи субмодальностей мы можем только отношение к ситуации (человеку, вещи, действию). Я бы даже сказал больше - так как субмодальности кодируют оценку, ничего кроме оценки (в широком смысле) при помощи субмодальнстей изменить не получится. Правда, большая часть психологических задач и будут касаться смены оценки.

Потом мы выбираем «эталонный» объект - нечто схожее, к чему у нас желаемое отношение. Если есть человек, который раздражает (и хочется это отношение изменить) - ищем человека, к которому испытываем спокойствие. Если мысль о написании диплома вызывает отвращение - думаем, что делать нравится. Ситуация с собой в прошлом вызывает стыд - ищем ситуацию с собой, которая воспринимается с юмором.

 

Находим субмодальные отличия между «рабочим» и «эталонным» объектами.

Меняем субмодальности «рабочего» объекта на субмодальности «эталонного».

Вуаля. А теперь по шагам, на примере смены субмодальностей неприятной ситуации.

Техника «Смена субмодальностей неприятной ситуации»

 

По шагам

1. Рабочая ситуация

Выберите из своего опыта ситуацию, отношение к которой вы хотите изменить.

2. Эталонная ситуация

Выберите из своего опыта ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.

3. Субмодальные отличия

Найдите три субмодальных отличия «Рабочей» и «Эталонной» ситуаций.

4. Изменение

Замените субмодальности «Рабочей» ситуации на субмодальности «Эталонной».

5. Проверка

Если оценка ситуации стала желательной, то вы закончили. Если нет, то вернитесь на третий шаг и найдите еще несколько субмодальных отличий.

6. Новые возможности

Вспомните «Рабочую» ситуацию и определите, как изменилось ваше отношение. Подумайте о том, как бы вы могли вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее трёх вариантов нового поведения.

7. Экологическая проверка

Проверьте экологию: «Может ли полученное изменение как-то повредить мне в жизни?»

Если «Да» – вернитесь на 2-й шаг и выберите другую, более подходящую «эталонную» ситуацию.

Закрепление результата

В некоторых случаях желательно результат «закрепить». Это может быть полезным, если при изменении обнаруживается, что новый образ «неустойчив» и постоянно пытается вернуться в старое, нежелательное состояние.

Предположим, что вы уже нашли субмодальные различия между «рабочей» и «эталонной» ситуацией.

1. Два вида «рабочей» ситуации

Вам нужно определить два вида «рабочей» ситуации: старый (нежелательный, со «старыми» субмодальностями) и новый (желательный, с «новыми» субмодальностями).

2. Закрепление

Посмотрите на старую картину «рабочей» ситуации, резко смените её на новую картинку «рабочей» ситуации. Отвлекитесь: посмотрите вокруг. Повторите процесс 5-7 раз.

3. Проверка работоспособности

Проверьте, насколько устойчиво изменение. Если вы представляете себе старую картинку «рабочей» ситуации, она должна стать менее «устойчивой»: расплываться, удаляться, меняться на новую. Иногда говорят, что «её трудно удержать».

Демонстрация

Оператор: - Даша, выбери неприятную ситуацию в прошлом, отношение к которой ты бы хотела изменить.

Клиент: - Да, есть такая ситуация.

Оператор: - Мне не нужно содержание, но какую оценку или эмоцию ты хочешь изменить?

Клиент: - В той ситуации было слишком много агрессии.

Оператор: - И давай как-нибудь её назовём.

Клиент: - Пусть будет «Спор».

Оператор: - Отлично. Мы собираемся изменить отношение к ситуации «Спор». Но нам нужна «эталонная» ситуация - та, к которой ты относишься так, как хотела бы относиться к «спору».

Клиент: - Она должна быть связана с предыдущей ситуацией?

Оператор: - Нет. Просто ситуация, которая связана с тобой.

Клиент: - Да, я нашла её.

Оператор: - Назови её.

Клиент: - «Чтение».

Оператор: - Расскажи мне про «Чтение». Не про содержание, а про то, как ты её воспринимаешь.

Клиент: - Я читаю. И когда я думаю о ней, мне спокойно и комфортно.

Оператор: - Ты это видишь, слышишь, чувствуешь?

Клиент: - Вижу. Я вижу, как я читаю.

Оператор: - То есть, ты видишь себя со стороны?

Клиент: - Да.

Оператор: - Где расположен экран, на котором показывают Дашу, которая читает?

Клиент: - Вот здесь, передо мной, на расстоянии руки.

Оператор: - Можешь руками показать размер картинки.

Клиент: - Вот.

Оператор: - Хорошо. Это кино или фотография? Там есть движение?

Клиент: - Там есть движение. Я вижу, как перелистываю страницы.

Оператор: - Итак, «чтение»: расположена перед тобой, на расстоянии руки, есть движение. Так?

Клиент: - Да, всё верно.

Оператор: - Замечательно. Теперь давай вспомним о «Споре».

Клиент: - Я вижу, как я спорю.

Оператор: - А где расположена эта картинка?

Клиент: - Слева внизу.

Оператор: - Покажи рукой, где.

Клиент: - Вот здесь. Вот такого размера.

Оператор: - То есть она меньше, чем «Чтение», слева внизу, и, как ты показываешь, она наклонена?

Клиент: - Да.

Оператор: - Там есть движение?

Клиент: - Да, там тоже есть движение.

Оператор: - А какая картинка ярче?

Клиент: - «Чтение» ярче.

Оператор: - Они цветные, чёрно-белые?

Клиент: - Обе цветные. Только в «Чтении» цвета более насыщенные, а в «Споре» они более блёклые.

Оператор: - Хорошо. Давай попробуем изменить. Сделай сейчас следующее: мысленно вырежи картинку «Чтение» из пространства, а теперь возьми «Спор» и вставь точно в это место пространства. Одновременно он станет ярче и цвета станут более насыщенными.

Клиент: - Я сделала. Но что-то не очень. Немного полегче, но не более того.

Оператор: - Хорошо. Верни обе ситуации на места и давай поищем, чем они ещё отличаются. В «Споре» ты видишь себя со стороны, или смотришь на всё своими глазами?

Клиент: - Я в ситуации.

Оператор: - А в «Чтении»

Клиент: - Я вижу себя со стороны.

Оператор: - Движение в обоих случаях происходит одинаково? Или может есть рывки, одно кино быстрее или медленнее?

Клиент: - В «Споре» как будто зацикленный кусочек кино. И он несколько быстрее. И повторяется, повторяется.

Оператор: - А в «Чтении»?

Клиент: - Там я просто вижу, как я читаю. Оно плавное, спокойное.

Оператор: - Так, как ты говоришь, получается, что в «Споре» оно идёт рывками.

Клиент: - Да, действительно.

Оператор: - Подведём итог. «Чтение»: перед тобой, более яркая, цвета более насыщенны, движение более плавное, медленное, кино продолжительное, здесь ты видишь себя со стороны. «Спор»: слева внизу, меньше, наклонное, менее яркая, цвета блёклые, движение прерывистое, более быстрое, кино короткое, и ты в ситуации?

Клиент: - Всё правильно.

Оператор: - Хорошо. Теперь делаем так. Ты опять вырезаешь «Чтение» из пространства, потом берёшь «Спор» и вставляешь прямо в это же место пространства. Ты выходишь из ситуации и смотришь на себя со стороны. Одновременно картинка «Спора» становится более яркая, цвета более насыщенными, кино более продолжительное, тебе будут показывать более плавное, без рывков, медленнее.

Клиент: - О! Я сделала.

Оператор: - Что изменилось?

Клиент: - Я поняла, что не всё так плохо. Когда я сейчас вижу ситуацию целиком, и понимаю, что можно было бы поступить по-другому.

Оператор: - Отлично. Придумай, как бы ты могла по-другому поступить в той ситуации. Три-четыре варианта.

Клиент: - Да, я придумала.

Оператор: - Подумай: то, что ты изменила отношение к этой ситуации может тебе как-то повредить в жизни?

Клиент: - Нет. Скорее наоборот.

Оператор: - Спасибо.

Приёмы

Если трудно изменить субмодальность «напрямую», можно придумать какой-нибудь приёмчик. Если надо перенести на другое место:

- Вырежи эталонную картинку из пространства и в образовавшееся место вставь рабочую картинку.

- Возьми картинку руками и перенеси…

Если вам нужно изменить яркость, цвета и прочее:

- Представь, что у тебя пульт от телевизора. Ты нажимаешь кнопку…

Если нужно изменить цвета:

- У тебя в руках кисточка. Раскрась в нужные цвета.

Поищите - где-то в опыте обязательно есть необходимые навыки. Все мы что-то передвигали, раскрашивали, пользовались телевизором или компьютером.

Изменение всего набора субмодальностей удобно привязать к изменению одной субмодальности. Например, если различие в ассоциации-диссоциации, можно сказать:

- Ты входишь в картинку, и одновременно меняются цвета, появляется движение…

Если есть различия в местоположении:

- Ты ставишь картинку «рабочей» ситуации на место «эталонной». Как только ты это сделаешь, изменится фокус и объём.

Плоское - объёмное:

- Ты делаешь картинку объемной, одновременно с этим она перемещается и у неё меняется фокус…

Критические субмодальности

Скорее всего, вы уже заметили, что изменение некоторых субмодальностей даёт больший эффект, чем других. Но есть обычно одна субмодальность, от которой зависит всё. Вы меняете её - и получаете нужное изменение. А все остальные меняются автоматически.

Например, поместили картинку на нужное место - и у неё «автоматически» выставились нужная яркость, расстояние и резкость.

Такую субмодальность называют критической. И для каждого вида оценки будет своя критическая субмодальность: для нравится одна, для верю – другая, для согласия - третья. И для изменения достаточно найти эту критическую субмодальность и изменить её.

Для каждой модальности будет своя критическая субмодальность для одной и той же оценки. Например, для важности в визуальном канале может быть размер, в аудиальном - громкость, в кинестетическом - интенсивность. И обычно эти критические субмодальности в разных модальностях меняются синхронно: уменьшил размер картинки с человеком - одновременно уменьшилась и громкость его голоса.

Понятно, что когда мы меняли оценку ситуации в предыдущем упражнении, критическая субмодальность была в тройке победителей. Мы просто её явно не выделяли. При поиске критической субмодальности поступают немного по-другому, чем просто при поиске различий: меняют субмодальности по одной и смотрят - сработает или нет.

Упражнение «Поиск критической субмодальности»

Выберите несколько вещей, предметов и тому подобное, к которым вы относитесь с различными оценками. В том числе вам нужна вещь, к которой вы относитесь нейтрально.

Все представления должны быть в одном канале: либо все картинки, либо всё звуки и т.д.
  • Жареная картошка – нравится.
  • Вороны – умиляют.
  • Смартфон Samsung  S6 – раздражает.
  • Boeing 777 – впечатляет.
  • Утюг – нейтрально.
Представление вещи, к которой вы относитесь нейтрально, берётся как эталон.

Меняя субмодальности по одной найдите критические субмодальности для каждой из оценок.

Техника «Изменение оценки ситуации при помощи смены критической субмодальности»

 

Рабочая ситуация

Выберите из своего опыта ситуацию, отношение к которой вы хотите изменить.

Эталонная ситуация

Выберите из своего опыта ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.

Субмодальные отличия

Составьте список субмодальных отличий «Рабочей» и «Эталонной» ситуации, 3-7 штук.

Изменение

Меняйте по очереди субмодальности «Рабочей» ситуации из списка на соответствующие субмодальности «Эталонной» ситуации. Если оценка «Рабочей» ситуации изменилась, то идём дальше, если нет - возвращаем всё в исходное состояние и меняем следующую субмодальность.

Если вы прошли по всем выбранным субмодальностям, но нужно изменение не произошло, поищите ещё субмодальные различия. Возможно, стоит сменить модальность: например, с визуальной на аудиальную.

Новые возможности

Попросите Клиента вспомнить «Рабочую» ситуацию и проверьте невербальные признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее трёх вариантов нового поведения.

Экологическая проверка

Проверьте экологию: - Может ли полученное изменение как-то повредить вам в жизни?

Если «Да» – вернитесь на 2-й шаг и выберите другую, более подходящую «эталонную» ситуацию.

Демонстрация

До этого мы работали с картинкой. Но ситуация для человека может быть и преимущественно аудиальной – он больше её слышит, чем видит. Например, если это разговор. Давайте сейчас поработаем с ситуацией, в которой больше разговоров. И здесь всё сделаем через изменение критической субмодальности.

Оператор: - Мне нужен человек, который хочет изменить отношение к ситуации. И, желательно, чтобы эта ситуация больше была связана со звуками, например, с разговорами. … Итак, Дима, у тебя есть ситуация, отношение к которой ты хотел бы изменить? И это больше связано с разговором?

Клиент: - Да.

Оператор: - Как мы назовём эту ситуацию?

Клиент: - «Крик» наверное. Там на меня кричат…

Оператор: - Хорошо. «Крик», почти как картина. И эта ситуация связана в первую очередь с тем, что ты слышишь?

Клиент: - Да, я слышу разговор, прокручиваю его у себя в голове.

Оператор: - Теперь нам нужна «эталонная» ситуация, в которой тоже есть разговор, но которая тебе нравится.

Клиент: - Есть такая.

Оператор: - Как назовём?

Клиент: - «С друзьями».

Оператор: - Отлично. Теперь нам нужно найти субмодальные различия между «Криком» и «С друзьями». Где звук громче?

Клиент: - В неприятной ситуации громче.

Оператор: - А в ней звук стерео или моно?

Клиент: - Стерео…, не могу сказать.

Оператор: - В какой ситуации звук выше?

Клиент: - Опять в неприятной. Там как будто визг какой-то.

Оператор: - В какой ситуации звук более глухой?

Клиент: - Когда с друзьями, там немного более глухой.

Оператор: - Когда ты слышишь эти разговоры, скорость нормальная, или где-то быстрее, медленнее?

Клиент: - В неприятной немного побыстрее.

Оператор: - А длительность записи большая? Может где-то только небольшой кусочек. Иногда так бывает – как будто ленту магнитофона закольцевали…

Клиент: - В неприятной ситуации это практически одна фраза. И она повторяется. А в ситуации с друзьями – там я могу вспомнить разговоры, о чём потом болтали. Не всё дословно конечно, но…

Оператор: - Замечательно. Теперь давай попробуем изменить твоё восприятие «Крика». Сделай в ней звук немного тише.

Клиент: - Она становится чуть менее напряжённой…

Оператор: - Хорошо, верни прежнюю громкость. А теперь сделай звук в «Крике» более глухим.

Клиент: - Сделал. Она стала менее скандальной, но всё ещё достаточно неприятная.

Оператор: - Хорошо, сделай прежнюю звонкость. Теперь замедли в «Крике» скорость «воспроизведения».

Клиент: - Не получается.

Оператор: - Представь, что у тебя диктофон с кнопкой подстройки скорости. Знаешь, на диктофонах обычно ставят такую специальную кнопку, чтобы можно прослушать побыстрее или помедленнее разговор. Вот представь, что «Крик» записан на в память этого диктофона. И ты можешь регулировать – делать быстрее или медленнее. Попробуй.

Клиент: - Да, получается.

Оператор: - Теперь замедли скорость так, чтобы она стала такой же, как в «С друзьями».

Клиент: - Делаю. Да. Хм. Она как-то сразу стала глуше, и я теперь припоминаю практически весь разговор.

Оператор: - Замечательно. Подумай, а как бы ты мог по-другому поступить в этой ситуации? Найди три – четыре варианта…

Клиент: - Да, я мог бы... Придумал.

Оператор: - Подумай, то, что ты теперь будешь по-новому относится к этой ситуации, может как-то повредить тебе в жизни?

Клиент: - Нет, скорее наоборот. Я наверно буду намного легче переносить такие агрессивные события.

Оператор: - Спасибо.