Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Теперь поговорим о целепостановке. И тут есть несколько вполне разумных этапов.

Первый - сначала нужно вообще цель поставить. Цели же не берутся из воздуха, мы как-то это делаем.

Второй этап - определить, стоит ли эту цель вообще достигать. Может быть выигрыш от этого будет меньше затрат на процесс её достижения. А так же хорошо бы исследовать последствия этого самого достижения - они могут быть как позитивными, так и не очень.

Ну и последний этап - достижение цели. Как ни странно, это в первую очередь будет зависеть от того, как мы о этой самой цели думаем - более или менее эффективно.

Связь моделей целеполагания

Для наглядности предложу небольшую схему, связывающую между собой разные модели НЛП для работы с целями.

 

Модель циклическая:
1. Знаете ли вы, какова ваша цель? Если нет, то можно использовать «Способы постановки цели», «ОПОРу» или «Стратегию Уолта Диснея».
2. Стоит ли достигать эту цель (исследованы последствия)? Если нет, то можно использовать «Декартовы координаты».
3. Рассмотрена ли цель с разных точек зрения/ при помощи разных фокусов внимания? Если нет, то можно использовать вопросы из «Сортировки мира».
4. Соответствует ли цель критериям «правильной» (подходящей под TOTE) цели? Если нет, то можно использовать «Хорошо Сформулированный Результат».
5. Цель правильно определена, но «не радует», не мотивирует и т.д. Вернитесь на первый шаг и определите, чего вы хотите «на самом деле».

Естественно, не обязательно ходить по ней строго по шагам. Или использовать все шаги. Это только некий общий план, схема.

Стратегии постановки цели

Итак, начнём с того, как найти себе цель.

Тут будет несколько моделей и техник. «Стратегии постановки цели» - это описание наиболее часто используемых эффективных способов определить цель. Техника «Стратегия Уолта Диснея» - это способ превратить мечту в конкретную достижимую цель. А модель «ОПОРа» - как согласовать сознательное и бессознательное представление о цели. Сейчас здесь мы разберём только «Стратегии постановки цели», а «Стратегия Уолта Диснея» и «Модель ОПОРа» будут описаны в последующих главах.

Роберт Дилтс в своё время исследовал, как люди ставят цели и определил шесть наиболее часто используемых стратегий сделать это. Обычно люди предпочитают один-два способы, но каждый из вариантов даёт свой взгляд на ситуацию.

Итак, у нас есть контекст, в котором мы хотим что-то изменить.

1. Уход от проблемы

«Что вы хотите прекратить или чего избежать?»

Определите, что вам не нравится в данном контексте. Это может быть и что-то внешнее, вроде грубости коллеги или маленькой квартиры, и что-то внутреннее - неуверенность в себе или плохое знание японского языка.

При этом, как и с ресурсами, внешние проблемы лучше свести к внутренним изменениям - какие ваши характеристики стоит изменить, чтобы исправить ситуацию. Например, фокус внимания с грубости коллеги можно перевести на ваше (пока) неумение общаться с людьми или (пока) неуверенность.

- Мне не нравится в себе неуверенность, лень, неспособность отвечать за себя и что для меня слишком важно, как меня оценивают другие люди.

2. Противоположность проблеме

«Что противоположно проблемному состоянию?»

Определите, что противоположно заявленной проблеме или проблемам.

- Я бы хотел быть уверенным в себе, собранным, способным отвечать за собственные поступки, учитывающий мнение других, но более ориентированный на собственную оценку.

Здесь произведены замены:

неуверенность – уверенность (поведение);

лень – собранность (поведение);

неспособность отвечать за себя – способность отвечать за собственные поступки (способность);

оценка других людей – учет мнения других, но большая ориентация на собственное мнение (ценности).

3. Кто уже это сделал?

«Кто уже в состоянии достичь желаемого состояния, сходного с вашим?»

Найдите людей, которые уже обладают желаемыми качествами и представьте, какие цели поставили бы они в этой ситуации.

- На мой взгляд, этими качествами обладает Вин Дизель. Он бы просто выбрал наиболее понятный и простой вариант, но весь выложился для его достижения. Например, стать полностью самостоятельным.

4. При помощи логики

«Какие важные качества, умения, эмоции вы хотели бы проявить в желаемом состоянии?»

Прибегните к логическому мышлению и определите, какие качества должны присутствовать в желаемом состоянии.

- Я так же хочу иметь такие качества, как большую работоспособность, немного наглости, умение быстро обучаться и быстрое переключение от одного вида деятельности к другому. А так же уверенность в том, что я смогу достигнуть эти цели.

5. Расширение

«Какие качества, связанные с вашим желаемым состоянием, вы уже имеете, и каких вы хотели бы сделать больше?»

Определите, что из необходимого у вас уже есть, а что нужно добавить.

- У меня уже есть внимание к другим людям и умение достигать поставленной цели. Но хотелось бы побольше уверенности в собственных силах и просто чувства уверенности в трудных ситуациях.

Здесь показано что, например, уверенность может быть и ценностью (уверенность в собственных силах), и способностью (умение чувствовать себя уверенно), и поведением (чувство уверенности в трудных ситуациях)

6. "Как если бы"

«Если бы у вас уже было полностью полученное желаемое состояние, что бы вы делали или что бы сделали еще?»

Что вы будете делать после того, как достигните желаемого. Каковы ваши дальнейшие планы.

- После того, как я достигну этой цели я хотел бы начать развивать у себя такие качества как профессионализм и постоянство.

 

Схема "Способы постановки целей"

Стратегия Уолта Диснея

Уолт Дисней – тот самый, основатель той компании, которая сейчас называется «The Walt Disney Company» – был не только отличным бизнесменом, но и гениальным мультипликатором. И у него была замечательная стратегия. Когда они придумывали, что им сделать, в первый день все сотрудники заходили в светлый зал и начинали мечтать о великолепном мультфильме. Во второй день они уже заходили в студию с мольбертами, красками, карандашами и рисовали, как это может выглядеть. А в третий день они собирались в коморке и конструктивно критиковали, что сделали до этого. На следующий день шли в зал…

Предлагаемая техника основана на этой стратегии и честно названа в честь создателя. А применяют её для ситуаций, когда нужно превратить мечту в конкретную, достижимую цель – сделать фантазию реализуемой и учесть возможные сложности на пути её реализации. Сюда подходят ситуации, когда вы что-то хотите предпринять, но «как то не складывается», или вы хотите лучше представить, как это всё будет, ну а так же когда уже наконец «пора начать реализовывать мечту».

Роли в технике

Мечтатель

Творчески мечтает на «полную катушку». Он создаёт максимально совершенную и восхитительную мечту. При этом он может быть довольно сильно оторваны от «текущей» реальности. Мечтатель не отвлекается на мысли о том, как этого можно достичь или какие могут быть проблемы – это задачи Реалиста и Критика соответственно. Мечтатель по типу Визуал.

Реалист

Человек дела. Фокусируется на достижении поставленной цели. Думает о том что нужно сделать. Не отвлекается на возможные препятствия – это задача Критика. Реалист по типу Кинестетик.

Критик

Критик фокусируется на возможных препятствиях. Но при этом он остаётся максимально «конструктивным» по отношению как к самой мечте, так и к способам её достижения. Его задача найти и сообщить о возможных трудностях и ошибках. Критик преимущественно говорит в форме «что добавить». Критик по типу Дигитал.

Наблюдатель

Нейтральное лицо. Эта позиция служит в первую очередь для «разбивки» состояний. Метапозиция (3-я позиция в трёхпозиционном описании).

По шагам

0. Цель

Определите цель или желание, которую вы хотели бы реализовать.

1. Определите четыре места в пространстве для каждой роли

Чаще всего используются три или четыре стула, каждый из которых является пространственным якорем. Но так же можно просто передвигаться в пространстве. В принципе, можно вообще обойтись без передвижений, но при этом крайне важно разделить и заякорить каждое состояние.

2. Войдите в позицию Мечтателя

Создайте максимально восхитительную и привлекательную мечту. Разрешите себе быть максимально творческим.

3. Войдите в позицию Наблюдателя

Кратко сообщите о том, что придумал Мечтатель.

4. Войдите в позицию Реалиста

Подумайте и расскажите о том, что нужно сделать для достижения цели, описанной Мечтателем.

5. Войдите в позицию Наблюдателя

Кратко сообщите о том, что рассказал Реалист.

6. Войдите в позицию Критика

Подумайте и расскажите о возможных препятствиях и трудностях. Старайтесь говорить преимущественно о том, что нужно добавить.

7. Войдите в позицию Наблюдателя

Кратко сообщите о том, что рассказал Критик.

8. Повторение цикла

Войдите опять в позицию Мечтателя, но трансформируйте свою мечту с учётом полученной информации.

Продолжайте перемещаться по шагам 2-7 до тех пор, пока проектом реализации мечты не будут удовлетворены все «участники» его разработки.

9. Интеграция

Поочерёдно войдите в позиции Мечтателя, Реалиста и Критика, минуя позицию Наблюдателя. Сфокусируйтесь на характерных особенностях каждого состояния. Интегрируйте их в себе.

10. Подстройка к будущему

Каковы будут ваши первые шаги по реализации задуманного?

Демонстрация

Тренер: – Мне нужен добровольный доброволец, у которого есть мечта. Которую он хочет воплотить в жизнь. Именно мечта, а не фантазия. Фантазия – это то, о чём возможно приятно думать, вы получаете от процесса удовольствие, но вы не собираетесь фантазию воплощать в реальность:
– Классно было бы, чтобы у меня было три руки.
– Ты действительно этого хочешь?
– Нет конечно. Но подумать приятно.
Итак, у кого есть мечта?
Клиент: – Я хочу начать собственный бизнес.
Т: – Отлично. Владимир. Как обстоят дела сейчас с организацией собственного бизнеса?
К: – Ну так я уже несколько лет собираюсь.
Т: – А ты знаком с областью, в которой собираешься работать?
К: – Да, вполне. Просто пока я наёмный работник, а хотелось бы быть более самостоятельным.
Т: – Замечательно. Вот у нас три стула – на одном ты будешь мечтать, на втором думать о воплощении мечты, а на третьем будешь конструктивно критиковать. Где что будет?
К: – Ну пусть здесь буду мечтать, а здесь критиковать.
Т: – Хорошо. Итак, садись на стул Мечтателя. Здесь твоя задача отпустить своё воображение и намечтать по максимуму. Сейчас не сдерживай себя, воображай на полную катушку.
К: – Я хочу собственную фирму. Небольшую, человека на 2-3.
Т: – Это действительно мечта по максимуму? Я даже стесняюсь спросить, какая она у тебя в меньшем размере. Разреши себе выйти за привычные ограничения, пофантазируй.
К: – Хорошо. Я представляю себе большую фирму, мы контролируем большую часть рынка, на меня работает несколько тысяч человек.
Т: – А чем вы занимаетесь?
К: – Оптовая торговля, как говорится, товарами народного потребления
Т: – Опиши мне, как выглядит твой офис, здание, в котором он находится и прочее.
К: – Центральный офис в высотке в Москва-сити, занимаем несколько этажей. Мой кабинет большой, стол такой прозрачный, на нём компьютер, бумаги. А так же у меня склады по всей стране, машины, офисы в разных городах.
Т: – Представь себе эти склады, машины, людей, которые там работают.
К: – Да.
Т: – А как выглядишь ты?
К: – Я представляю как вхожу в офис, пью кофе, читаю и подписываю бумаги. После работы еду за город в свой дом. У меня хорошая машина, с шофёром.
Т: – Замечательно. Теперь выйди за круг, на место Наблюдателя. Ты слышал, что сказал Мечтатель. Кратко перескажи, что он сказал.
К: – Я сказал...
Т: – Стоп! Наблюдатель диссоциирован, он говорит об остальных ролях в третьем лице.
К: – Мечтатель сказал, что он хочет собственную фирму, она занимается оптовой торговлей. У этой фирмы офис в центре Москвы, склады и офисы по всей стране.
Т: – Хорошо. Теперь садись на этот стул – здесь ты будешь думать, как реализовать свою мечту, что надо сделать.
К: – Сначала нужно эту фирму организовать – зарегистрировать, найти кредиты, вложить деньги. Нужно найти людей, офис, складские помещения, транспорт. Подписать договора, организовать логистику. Много чего нужно. Но делать всё это с ориентиром на дальнейший рост.
Т: – Выходи сюда, ты опять Наблюдатель. Что сказал Реализатор?
К: – Он сказал, что нужно пройти обычные этапы организации фирмы, но с прицелом на будущее.
Т: – Владимир, здесь ты Критик. Но конструктивный. Твоя задача – исследовать препятствия.
К: – Насколько я понимаю, главный вопрос – это где и подо что взять деньги. Второе – договора. Пока ты неизвестен на рынке, с этим довольно сложно. В-третьих, отсутствие подробного плана. Это основное.
Т: – Хорошо, ты Наблюдатель. Что сказал Критик.
К: – Он обозначил три основных проблемы: деньги, репутация, подробный план.
Т: – Садись на место Мечтателя. Ты слышал, что сказали Реализатор и Критик. Учитывая их соображения, как изменится твоя мечта?
К: – Сейчас я себе представляю небольшую, но хорошо работающую фирму, задача которой закрепиться на рынке. Офис небольшой, возможно один или два склада, работает всего человек 15-20.
Т: – А о себе что можешь сказать?
К: – Ну как, машина скорее всего старая и живу там же, где сейчас – деньги идут в бизнес.
Т: – Хорошо, что скажет Наблюдатель?
К: – Мечтатель представляет себе небольшую, хорошо работающую фирму.
Т: – Теперь ты Реализатор.
К: – Для того чтобы организовать даже небольшую фирму, нужно сделать кучу дел. Хорошо бы найти партнёров, чтобы не делать всё самому. Оформление можно поручить фирме, которая этим занимается. Но вот найти деньги, помещения, договориться – тут лучше найти партнёров.
Т: – Наблюдатель.
К: – Реализатор сказал, что не обязательно делать всё самому – стоит найти партнёров, что-то заказать на стороне.
Т: – Теперь ты Критик.
К: – Тут нужно аккуратно найти партнёров, спланировать – но это я бы не назвал основными препятствиями.
Т: – Наблюдатель.
К: – У Критика особых возражений нет.
Т: – Тогда давай «соберём» тебя обратно – просто последовательно сядь на места Мечтателя, Реализатора и Критика, вживаясь эти состояния.
...
К: – Да, сделал.
Т: – Отлично. Тогда отойди в сторону и скажи, что дал тебе этот процесс? Как изменилась твоя мечта?
К: – До этого это действительно мечта была – а сейчас конкретная цель, с представлением о том, что именно нужно делать. И, главное, я понял, что нужно разделить ответственность – найти партнёров, часть дел поручить специалистам и так далее.
Т: – И с чего ты начнёшь?
К: – Буду искать партнёров.
Т: – Хорошо. Спасибо.

Вопросы

- Разве можно создать представление о новом бизнесе за двадцать минут?

Всё зависит от ситуации. Здесь не было задачи простроить полный план развития предприятия на ближайшие пять лет – скорее действительно просто сделать мечту достижимой. Дать первый толчок. В других случаях процесс может продолжаться намного дольше, несколько дней – как у Уолта Диснея, когда они при помощи этой стратегии проектировали мультфильмы.

- Какая здесь задача у Оператора?

Как обычно – Оператор организует процесс, следит, чтобы Клиент был в нужной модальности – визуальной у Мечтателя, кинестетической у Реализатора и дигитальной у Критика, чтобы Клиент был диссоциирован в позиции Наблюдателя. И мотивирует Клиента.

- Когда заканчивать?

Когда у Критика не будет существенных возражений.

- Обязательно ли делать технику со стульями?

Нет конечно. Просто стулья, размещённые по комнате – хорошие пространственные якоря. Когда ходишь намного легче переходить из одного состояния в другое. Можно и не ходить ни куда, но тогда сложнее чётко разделить роли. Хотя при определённом опыте всё это вполне эффективно можно делать исключительно в собственной голове.

- А зачем вообще эти игры в визуалов и дигиталов?

Каждая роль даёт свой набор рамок восприятия, стратегий мышления, состояний. Когда в куче – это не работает. Например, хорошо мечтается, если тебя в этот момент не критикуют. Есть такая стратегия «мозгового штурма» – наверное слышали. Собираются люди кучей и придумывают что-то новое. Там по ролям только «мечтатели» и «критики». Правда у «мозгового штурма» задача как раз создать мечту. «Наши конкуренты выпустили новый автомобиль. Нам нужно что-то придумать в ответ». Так вот. Вся эта стратегия как раз строится на разделении состояний – мечтаем отдельно, критикуем отдельно. Так это устроено.

- Зачем тогда на последнем шаге собирать всё обратно?

Обычно целым жить удобнее, чем разложенным на кусочки.

- Можно ли делать данную технику без Оператора?

Вполне. Но с Оператором намного проще.

Стратегия творчества и постановки целей «ОПОРа»

Ещё одна стратегия ориентированная на постановку целей и творчество. В ней всего четыре шага, для запоминания можно использовать акроним ОПОР или ОПОРа.
Мне больше нравится ОПОР, что обозначает «быстро». Помните: «мчаться во весь опор». Но если кому больше нравится ассоциация со стабильностью и поддержкой, можно использовать акроним ОПОРа - здесь буква «а» в конце не несёт никакой смысловой нагрузки и добавлена только для благозвучия.

Определение

Определите и сформулируйте задание на «сет». Вполне дигитально:
- Выяснить, чего я хочу на работе.
- Придумать новый способ завязывания шнурков.
- Расставить приоритеты.
- Выбрать модель смартфона.

Представление

Сенсорно представьте, как это может быть или как вы это представляете на данный момент. Можно нарисовать схему или картинку, сделать презентацию и т.п.

Отвлечение

На этом шаге нужно дать свободу бессознательному. Отвлекитесь. Можно использовать уже знакомую вам EMDR или технику Нового кода НЛП, например «Квадратное дыхание» (описание дано чуть ниже). Хорошо заняться каким-то трансовым процессом: погулять, побегать, поприседать или поотжиматься.

Результат

Оцените, что получилось в конце процесса – какие идеи пришли вам в голову, как изменилось представление в образе цели. Внесите изменения в схему или картинку. Если результат вас устраивает – то можно закончить процесс. Если хотите улучшить – переходите на первый шаг.

Несколько примеров работы

Рабочее время

Оператор: - Мне нужен человек, который хочет поставить или прояснить цель, сделать выбор или разобраться в приоритетах. Сергей, хорошо. С чем именно ты хочешь поработать?

Клиент: - Я хочу разобраться с рабочим графиком.

О: - Сформулируй свою цель более чётко.

К: - Правильно выстроить рабочий график.

О: - Как сейчас выглядит твоё представление об этой цели?

К: - Какой-то хаотичный образ – ничего не понятно.

О: - Хорошо. Сделаем сет EMDR. Сосредоточься на этом образе. Положи руки на плечи крест-накрест. И начинай хлопать по плечам ладонями – хлопки по обоим плечам за секунду. … Хорошо. Вдох.. Выдох… Как изменилось твоё представление о цели?

К: - Сейчас это набор кубиков.

О: - И что этот образ обозначает?

К: - Нужно просто эти кубики расставить по местам.

О: - Хорошо. И как ты сформулируешь сейчас свою цель?

К: - Правильно распределить рабочую нагрузку.

О: - Как тебе сейчас представляется эта цель?

К: - Как кучка кубиков разного размера.

О: - Отлично. Сделаем ещё один сет EMDR.

К: - Сейчас это просто белый экран.

О: - И что это для тебя обозначает?

К: - Ничего. Ступор.

О: - Ты знаешь, иногда проблема может быть в том, что проблема в начальной постановке цели. И в процессе ОПОР старая цель может просто разрушиться – чтобы можно было поставить новую.

К: - Возможно это так.

О: - Как бы ты сейчас определил, чего ты хочешь?

К: - Чего я хочу в жизни.

О: - Это крутой переход. Как сейчас тебе представляется эта цель?

К: - Как какая-то большая картина, закрытая серой пеленой.

О: - Хорошо. Как обычно – концентрируешься на образе. Ещё одна сессия EMDR.

К: - У меня не образ. Сейчас скорее дигитально – мне нужно найти баланс между семьёй и работой.

О: - Хорошо. И как это для тебя выглядит?

К: - Как весы. И это больше ощущение, чем образ.

О: - Замечательно. Сосредоточься на этом образе и ещё одна сессия EMDR.

К: - Я понял, что семья для меня важнее работы. Раньше я время на семью оставлял по остаточному принципу – работа была главнее. А сейчас главное – семья.

О: - Но работать то ты собираешься?

К: - Да, конечно. Это про расстановку приоритетов. Семья стала главнее работы, но работа тоже важна.

О: - И какова твоя цель сейчас.

К: - Я бы хотел остановиться и разобраться во всём этом. Я расставил приоритеты и хотел бы с этим пожить и понять, что получилось.

О: - Отлично.

К: - Спасибо.

Сбросить вес

Работала я гуляя по парку. Сначала я определила задачу, как сбросить вес. Когда я представила эту цель – это был смутный далёкий образ. Я подышала квадратным дыханием несколько минут. Образ стал чуть ближе и чётче. Я подумала, что правильнее определить что я хочу, как «стать более стройной». Представляется это как смутный образ довольно стройной женщины. И он приблизился. Я ещё подышала несколько минут. Образ стал чётче и ярче. И я уже определила цель как «хочу быть в хорошей физической форме». Когда я представляла это, то видела уже себя в купальнике, подтянутой и стройной. И образ стал ещё ближе и чётче. Я ещё подышала. Я в образе выпрямилась и стала чуть более мускулистой. А цель после этого стала «могу быть в хорошей физической форме». После этого образ себя приблизился практически вплотную. В этот раз я дышала минут десять. И в конце образ на меня «наделся». И я поняла, что готова быть в хорошей физической форме.

И после этого как-то меньше хочется есть сладкого, стала регулярно ходить на йогу – от чего я раньше постоянно отлынивала. Не могу сказать, что сразу сбросила вес, но более подтянутой уже стала.

Творчество

Само описание этой модели результат использования этой модели. Процесс выглядел приблизительно так.

Сначала была просто идея – сделать способ работы с целями, использующий и сознательный, и бессознательный подходы. Нарисовал картинку: с одной стороны ХСР, с другой – некий абстрактный рисунок, обозначающий нечто бессознательное. И стрелки показывающие связи между ними. Сделал EMDR (глазами подвигал). После этого понял, что это должна быть стратегия – последовательность действий.

Сформулировал задачу, как определение стратегии постановки цели. Картинка цикла. В ней есть шаг работы с трансом, но остальные шаги не определены. Сделал ещё раз EMDR. Цикл стал проясняться – появились шаги с формулировкой задачи и оценкой.

После этого уже сел за компьютер и начал рисовать схему в редакторе. Четыре шага, подбор иконок. Когда более-менее картинка нарисовалась и появился некоторый «затык» - ещё раз EMDR. Появилось желание найти акроним к стратегии.

Ну а дальше списки слов, которые могут обозначать названия для каждого шага. Выбор некоторого количества вариантов. Например, СПЕЦ: сформулируй – представь – EMDR – цель; ФОТО: формулировка – образ – транс – оценка; ОПОР: определение – представление – отвлечение – результат; СВЕТ: сформулируй – вообрази – EMDR – тест; 4О: определение – образ – отвлечение – оценка. Так как появились трудности с выбором, просто спросил себя, что лучше – выбралось ОПОР. Или ОПОРа, если добавить «а» в конце для красоты. И понять, что стратегию можно использовать не только для целепостановки, но и для творчества.
А дальше – попробовал стратегию на себе и других. И убедиться в работоспособности.

Техника «Квадратное дыхание»

Взято из книжки Алексея Каптерева «Книга о тактике».

Теперь, собственно, упражнение. Оно называется “квадратное дыхание” и оно ОЧЕНЬ ПРОСТОЕ. Вам нужно 7-8 минут дышать по схеме, показанной на картинке. Вдох, выдох и пауза примерно равны друг другу по длительности, нормальный, комфортный для большинства ритм – примерно 4-6 секунд.

Такое дыхание позволяет восстановить оптимальное мышечное напряжение. Оно применяется для тренировки фри-дайверов, людей, ныряющих без акваланга. Расслабленность помогает им потреблять меньше кислорода и дольше находиться под водой.

Поставьте таймер и дышите. Если вам сложно сконцентрироваться, вы можете попросить кого-то руководить вами: партнер водит рукой по квадрату и командует “вдох, пауза, выдох, пауза, вдох…”, а вы очень честно выполняете.

Техника «Декартовы координаты»

Названа в честь Рене Декарта с его координатами. Мы это проходили в школе: две оси перпендикулярные друг другу и т.д. Да, иногда эта техника называется «Картезианский квадрат» - просто потому, что латинизированное имя Декарта Картезий (Cartesius).

Часто нужно принято решение типа «делать - не делать». Например: покупать машину или не покупать, жениться или нет, менять работу или не менять и так далее.

Данная техника не подходит для ситуаций поиска лучшего выбора, вроде: «какую машину покупать?», «на ком жениться?» или «какую работу лучше выбрать?».

Техника «Декартовы координаты» как раз предназначена для оценки последствий каждого из выборов.

Итак, вы хотите сделать выбор, например, «покупать или не покупать автомобиль». Представьте себе квадрат разделённый на четыре части. По одной оси будет «получу - потеряю», по другой «сделаю - не сделаю». Как на картинке.

 

Декартовы координаты

 

А дальше вам просто нужно будет записать в каждой соответствующей области приобретения и потери.

- Что я получу, если сделаю?

- Что я потеряю, если сделаю?

- Что я получу, если не сделаю?

- Что я потеряю, если не сделаю?

Многие догадываются, что «получу, если сделаю» похоже на «потеряю, если не сделаю», а «получу, если не сделаю» на «потеряю, если сделаю». Вроде бы. Но наша голова работает довольно хитро: приобретения сильно отличаются от потерь - потери ценятся раза в два-три больше, чем приобретения. Есть даже такое когнитивное искажение «отвращение к потере».

 

Например, для покупки автомобиля это может выглядеть так:

 

 Что я получу, если не сделаю?

 +5 Сэкономлю деньги
 +4 Кучу дополнительного времени
 +8 Смогу не возить родителей на дачу
 +9 Можно спокойно выпить с друзьями

 Что я получу, если сделаю?

 +7 Удовольствие
 +4 Повышение статуса
 +8 Удобство
 +9 Привлекательность у девушек
 +4 Расслабление
 +10 Ощущение роста

 Что я потеряю, если не сделаю?

 -10 Свободу передвижения
 -6 Подтянутый вид
 -9 Уверенность в собственных силах

 Что я потеряю, если сделаю?

 -9 Деньги
 -4 Время на уход за машиной
 -6 Время на стояние в пробках
 -6 Независимость от вещи

 Теперь просто складываем баллы по столбикам «сделаю» / «не сделаю» и смотрим результат. За: 7+4+8+9+4-9-4-6-6=7. Против: 5+4+8+9-10-7-10=-1. 7- (-1)=8. 8 баллов в плюс за покупку. Такой вполне логический и наглядный вариант получается.

Уточнение цели с помощью «Врат сортировки»

Для уточнения представления о цели можно использовать уже знакомые вам «Врата сортировки» (или «Сортировку мира» - кому как нравится). Вам просто нужно будет ответить на семь вопросов, которые как раз помогут вам взглянуть на вашу цель с самых разных точек зрения - обычно люди предпочитают использовать только две-три.

Внимательные читатели уже заметили, что «Врат сортировок» шесть, а вопросов семь. Да, первый и четвёртый вопрос относятся к ВС «вещи».

Учтите, что ответ на каждый вопрос требует определённого способа мышления, именно поэтому они разделены на такие группы и отвечать на них удобнее именно в таком порядке. Пройти этот процесс полезно, когда вы берётесь за достаточно большой проект: поступление в институт, строительство дома, создание своей фирмы, проект на работе, женитьба, туристический поход.

В том смысле, что если вы собираетесь сходить в магазин за продуктами, не обязательно каждый раз задавать себе философские вопросы «зачем я это делаю?» или «для кого это всё?»

Вопросы на конкретизацию цели

 

  1. Что это такое? Максимально чётко определите, что именно вы хотите сделать.

  2. Зачем это надо / почему? Причины и глобальные цели, ради которых вы хотите это сделать.

  3. Кто / с кем / для кого? Кто именно будет это делать, кто будет помогать, и, собственно, для кого это делается.

  4. Ресурсы? Какие ресурсы нужны для достижения этой цели: сколько времени, денег, людей, какие инструменты и т.д.

  5. Где? Где именно это всё будет происходить.

  6. Как делаем? Последовательность действий.

  7. Когда? Сроки: когда всё начинается и заканчивается, сроки этапов.

В некоторых случаях 6 и 7 пункты удобно объединить, сразу прописывая сроки этапов.

Например, я хочу построить дом (дом я никогда не строил, так что это скорее мои фантазии на тему – просто показать, как отвечать на вопросы).

  1. Что это такое? Двухэтажный кирпичный дом площадью 100 кв.м.

  2. Зачем это надо / почему? Хочу иметь собственный дом за городом, чтобы рядом был лес, речка и было тихо и нормальная экология. Дом, в котором буду жить с семьёй и который я смогу оставить детям. Это даст мне уверенность в себе, комфорт и счастье.

  3. Кто / с кем / для кого? Строить будут наёмные рабочие, помогать - отец и брат, а строю я всё это для семьи – меня, жены и детей.

  4. Ресурсы? 300 тысяч рублей, 2 тонны кирпича, вагон досок, 15 ящиков плитки, 50 мешков цемента, 10 человек.

  5. Где? На моём участке в 50 км. от городаТула.

  6. Как делаем?

  • Формулировка технического задания.

  • Поиск строителей.

  • Проект дома.

  • Составление сметы.

  • Получение разрешения на строительство и прочих документов.

  • Строительство.

  • Прием готового дома.

  • Регистрация.

  1. Когда? Начало – 10 февраля этого года. Подготовка документации и согласование – февраль-май, закладка фундамента – май. … Окончание строительства – ноябрь. Регистрация готового здания – ноябрь-декабрь.

 

Хорошо сформулированный результат

Хотя модель называется «Хорошо сформулированный результат» - часто просто используют аббревиатуру ХСР, - по факту это «Хорошо сформулированная цель». Но так уж исторически сложилось с переводом...

В НЛП (и не только) используется модель описания поведенческих стратегий TOTE: Тест - Операции - Тест - Выход (Test - Operations - Test - Exit), о которой мы поговорим чуть позже. «Хорошо сформулированный результат» - это способ думать о цели максимально оптимально с точки зрения этого самого TOTE. Предложена эта модель Лесли Камерон, но она говорила о пяти условиях:

  • позитивная формулировка;

  • демонстрируемость в чувственном опыте;

  • правильная контекстуализация;

  • человек может его инициировать и поддерживать;

  • сохранении позитивных побочных эффектов (экологичность).

Здесь будет описан более подробный вариант - девять пунктов.

Условия хорошо сформулированной цели:

  1. позитивно сформулирована;

  2. контролируется вами;

  3. описывается сенсорным языком;

  4. соответствует контексту;

  5. подходящего размера;

  6. экологична;

  7. включает необходимые ресурсы;

  8. исследованы препятствия;

  9. определён первый шаг.

Схема

Хорошо сформулированный результат

 

1. Цель позитивно сформулирована

- Позитивно ли сформулирована ваша цель?

Иногда мы определяем цель как то, от чего хотим избавиться или чего хотим избежать: не есть после 18:00, бросить курить, прекратить обижаться и так далее. Но такие цели довольно трудно достигнуть, потому что знание чего мне не надо, ещё не даёт понимание, что я хочу получить. Представьте, что вы идёте в магазин со списком того, что не хотите покупать. Или вспомните задачку Ходжи Насреддина «не думать о белой обезьяне». Просто голова так не работает.

Отрицание может быть выражено как отрицательной частицей «не», так и словами «отказаться», «прекратить», «бросить», «расстаться», «избегать» и т.п.

Так что цель должна быть сформулирована позитивно - что вы хотите получить: стать более стройным, купить собственную квартиру, чувствовать себя уверенно…

Поэтому, если ваша цель пока сформулирована негативно, её надо переформулировать в позитивный вариант.

бросить курить - контролировать тягу к курению;

не волноваться - быть спокойным;

уйти с работы - найти новую работу;

не бояться знакомиться - чувствовать уверенность при знакомстве;

прекратить обижаться на критику - конструктивно относиться к критике.

2. Контролируется вами

- Контролируете ли вы и только вы ваш результат?

- Связано ли достижение вашего результата с кем-нибудь ещё?

- Если связано, то что ты можешь сделать для достижения этой цели?

Есть то, что зависит преимущественно только от нас: стать более стройным, выучить английский язык, чувствовать себя уверенно, - а есть то, что зависит ещё и от других людей или обстоятельств: выйти замуж, построить дом, стать начальником отдела, получить известность. Мы не можем напрямую контролировать многие события и других людей, но способны воздействовать на них при помощи нашего поведения. Поэтому достижение «внешней цели»: карьеры, богатства, известности, - в первую очередь будет связано с тем, что вы можете сделать для этого.

- Я хочу нравиться девушкам.

- Что ты можешь сделать для этого?

И во многих случаях для достижения «внешнего» результата, в первую очередь надо будет изменить себя - то есть достигнуть результата «внутреннего». Продолжая диалог...

- Вести себя более уверенно.

- Ты умеешь так себя вести?

- Пока нет. Так что для начала надо научиться чувствовать уверенность при общении и вести себя соответствующе.

3. Сенсорное представление

- Как вы узнаете, что достигли цели?
- Что вы будете видеть, слышать и чувствовать, когда достигнете цели?

Цель желательно представлять: видеть, слышать, чувствовать, - а не просто называть. Так что на этом шаге вам нужно представить, что будет, когда вы достигнете цели: что вы будет видеть вокруг себя, как вы будете выглядеть, что будете слышать, чувствовать, что говорить себе, что будут говорить другие люди, что конкретно вы будете делать, какие будут запахи и так далее.

То есть вы создаёте такую полную сенсорную галлюцинацию достижения цели.

- Когда я достигну цели, я буду видеть …, слышать …, чувствовать …, делать …, говорить себе …

4. Подходящий контекст

- Есть ли ситуации, где вы не хотите этого?

- Где, когда и с кем вы хотите этого?

Не всё хочется иметь во всех ситуациях, в любом месте и времени и с любыми людьми: спокойствие может не очень подходить к просмотру комедии, а в отпуск приятнее съездить с женой, но не с тёщей. Так что стоит определить подходящий контекст для цели - здесь хочу, а здесь нет.

Если цель «внутренняя»: уверенность, спокойствие, расслабленность, энергичность, настойчивость - то определите контексты, в котором вы хотите это иметь, а где не хотите. Например, расслабленность хороша во время отдыха, но не слишком подходит во время игры в футбол.

То есть в результате цель будет определена для какого-то контекста: уверенность при общении с начальником, удовольствие при просмотре интересного фильма, настойчивость при достижении цели.

Если цель скорее «внешняя»: поехать в отпуск, построить дом, жениться - определите с кем, когда и где вы хотите этого. Например, поехать летом в Испанию с мужем и детьми хочу, а зимой в Воркуту со свекровью - нет.

5. Цель экологична

- Что вы потеряете, если достигните результата?
- Согласны ли вы с этими потерями ради достижения результата?
- Как вы можете компенсировать эти потери (или обойти их)?

Когда мы что-то получаем, мы обычно при этом ещё и что-то теряем. Например, женившись мы теряем часть свободы, став фрилансером теряем стабильность, став стройным теряем возможность свалить собственные неудачи на внешность.

И в этом пункте мы оцениваем возможные потери и определяем, приемлемы ли они. Согласен ли я потерять «это» достигнув цель. Можно так же вернуться на первый шаг и переопределить цель так, чтобы снизить потери.

Для определения баланса приобретений и потерь как раз можно использовать «Декартовы Координаты».

6. Имеет подходящий размер

- Имеет ли цель подходящий размер?

Если цель слишком большая – теряется мотивация на пути. Если ваша цель "полностью овладеть английским языком" с очень жёсткими критериями, то даже долго и интенсивно занимаясь, вы не будете замечать приближения.

Критерии - вещи дискретные. Предположим, для вас критерий знания языка свободное общение с англоговорящими людьми. Выучили 1000 английских слов - проверили - пока свободно не общаюсь. Запомнили таблицу времён - проверили - нет, пока не получается общаться свободно. Прочитали «Моби Дика» в оригинале - нет, всё ещё свободно не общаюсь. И теряется мотивация.

Поэтому крупную цель удобнее разбить на более мелкие "подцели", достижение которых проще контролировать и обратная связь быстрее. Например: за неделю выучить 100 новых слов, сбросить за этот месяц 2 кг и тому подобная.

Естественно, есть и обратный процесс - цель может оказаться слишком «маленькой», вроде «выучить 10 английских слов». В таком случае стоит разобраться, к какой более «крупной» цели это всё ведёт.

7. Включает необходимые ресурсы

- Какие ресурсы нужны вам для достижения цели?

- Можете ли вы иметь к ним доступ?

Определите ресурсы, нужные вам для достижения цели.

Если нет – сформулируйте доступ к ресурсам как цель.

- Для того, чтобы быть уверенным на собеседовании мне нужны уверенность, спокойствие, вера в успех и хороший костюм. Уверенность, спокойствие и вера в успех у меня есть, а костюм надо купить.

8. Исследование препятствий

- Что мешает вам начать достигать (достигнуть) цель прямо сейчас?

- Какие препятствия могут встретиться на вашем пути?

- Что вы можете сделать для преодоления этих препятствий?

Исследуйте, что может помешать вам на пути достижения этой цели.

Если препятствия на данный момент "не преодолимы" – переформулируйте в цель и пройдите весь процесс ХСР с этой целью.

9. Определите первый шаг

- Каков будет ваш первый шаг по достижению цели?

Можно очень долго мечтать о цели, но если не начать её достигать, она так и останется мечтой. Так что определяем первый шаг, с чего начинаем.

Собираетесь найти новую работу - что вы сделаете для её поиска прямо сегодня вечером или завтра с утра? Это может быть даже просмотр объявлений о найме или выкладывание собственной анкеты на job.ru.

Хотите стать более стройным, определите ваш самый первый шаг: завтра с утра делаю пробежку, прямо сегодня ем меньше плюшек, а больше фруктов и овощей.

Демонстрация

Возможный диалог Оператора с Клиентом.

Тренер: - Андрей, какова твоя цель?

Клиент: - Я хочу избавиться от лени.

[предлагаем сделать позитивную формулировку цели]

- Это то, чего ты не хочешь. А что ты хочешь получить?

- Я хочу делать свои дела во время.

- Все свои дела?

- В первую очередь по работе.

- То есть ты хочешь делать во время свои рабочие дела?

- Да.

- А что такое для тебя «рабочие дела»?

- Ну у меня есть список обязанностей, плюс определённые задачи даёт начальство.

- А как ты определяешь «вовремя».

- Есть определённые сроки, когда всё нужно сделать.

[определяем область контроля]

- Хорошо. Это зависит только от тебя или от кого-то ещё?

- Не только от меня. Некоторые вещи зависят от коллег - часть они должны сделать. Например, дать мне часть данных для отчёта. К тому же иногда наоборот - это я должен вовремя что-то сделать. Командная работа.

- А что ты можешь сделать для того, чтобы они вовремя давали тебе эти данные?

- Для начала, мне нужно самому проявлять активность и напоминать им об этом. И учитывать в своём плане их, скажем так, особенности.

- И как бы теперь ты определил свою цель?

- Я хочу вовремя делать свою часть дел и мотивировать других на то, чтобы они вовремя сделали свою. В контексте работы, само собой.

[сенсорное представление цели]

- Хорошо, Андрей, представь, что ты уже достиг этой цели. Опиши это сенсорно: как ты себе это представляешь?

- Я вижу себя, который напоминает другим о том, что им надо сделать. При этом я и сам всё делаю вовремя.

- Хорошо, давай уточним. А что ты слышишь при этом? Какой у тебя голос, когда ты говоришь?

- Когда мотивирую других, говорю достаточно бодро, уверенно. И они мне тоже отвечают уверенно, что сделают.

- А что ты чувствуешь?

- Уверенность, спокойствие. При этом ещё такую готовность сделать то, что решил.

- Отлично. Сделай сейчас фильм об этом - как ты выглядишь, что слышишь и говоришь, что чувствуешь и делаешь. Хорошо будет, если ты сможешь посмотреть его как сторонний наблюдатель, так и, при желании, войти в него и прожить изнутри.

- Да, сделал. Я могу посмотреть со стороны, что будет, так и изнутри прожить.

- Тебя устраивает то, что ты видишь?

- Да, вполне.

[определяем подходящий контекст]

- Есть ли ситуации, в которых ты не хотел бы этого делать?

- Ну, я не хотел бы «убиваться» на работе ради результата. Тут важно определить реальность сроков. Так что здесь ещё важно, чтобы сроки, определённые начальством совпадали с реальностью.

- Тогда давай более чётко определим, что такое «вовремя».

- Это сроки, поставленные начальством. Но если они явно не соответствуют реальности - то тогда с поправкой на жизнь.

- А как ты будешь определять эту поправку?

- Из опыта. А так же по текущей ситуации - можно более-менее спрогнозировать, когда что успеем сделать.

- Итак, как ты теперь будешь определять, что вовремя, а что нет?

- Если установленные сроки реальные - то по ним, а если нет - то по оценке, когда реально успеем.

- А где, когда и с кем ты бы хотел этого?

- Понятно - работа, в рабочее время и с коллегами. При чём только с теми, которые имеют отношение к задаче.

[проверка экологии]

- Давай подумаем об экологии. Если ли что-то, что ты потеряешь, если достигнешь этой цели? И можно ли это как-то компенсировать?

- Я думаю, если я буду слишком активно мотивировать коллег, я им разонравлюсь. Так что мотивацию стоит сделать менее назойливой. Наверно всё, что я могу потерять.

- И большие будут потери?

- Небольшие, но выигрыш намного больше.

- Хорошо. Я попрошу тебя слегка подправить твой 4-D фильм о цели с учётом того, что мы только что говорили.

- Да, поправил. В этом фильме коллеги стали более дружелюбными. А я стал более спокоен.

[подходящий размер цели]

- А размер цели тебе подходит? Может стоит его сделать поменьше и разбить на подцели? Или укрупнить?

- Удобно было бы разбить на две части: мотивировать коллег и самому следовать срокам. А всё вместе даст как раз «делать дела вовремя».

[есть ли нужны ресурсы]

- А какие ресурсы тебе нужны для достижения этой цели?

- Для того, чтобы самому следовать срокам мне нужны усидчивость, дисциплина и умение следовать планам. А для мотивации коллег стоит научиться выбирать оптимальный уровень мотивации.

- И что из этих ресурсов у тебя уже есть?

- Практически всё. Правда, умение следовать планам нужно потренировать - я планам умею следовать, но больше только когда всё зависит от меня. А тут ещё другие люди участвуют. И с подбором уровня мотивации надо ещё. потренироваться.

[исследование препятствий]

- Какие препятствия могут возникнуть? И как ты можешь с ними разобраться?

- Коллеги могут начать сопротивляться - но здесь как раз надо научиться оптимально их мотивировать. Так же могу сам саботировать этот процесс - надо, кроме коллег, замотивировать и себя. Вроде всё.

[первый шаг]

- Какой будет твой первый шаг по достижению этой цели?

- Завтра приду на работу и буду реализовывать это всё - и свою дисциплину, и мотивацию коллег.

[подведение итогов]

- Отлично. Давай тогда резюмируем: как изменилась твоё представление о цели, твои впечатления.

- Цель стала более чёткой, понятной. И мотивация появилась её достигать.

- Можешь описать, как теперь для представляется цель?

- Я буду делать рабочие дела вовремя. При этом сроки я внутренне проверяю. Для достижения этой цели мне нужно научиться правильно мотивировать и себя, и коллег, связанных с задачей. А так же нужно стать более дисциплинированным.