Наверняка вы хоть раз задавались вопросом, а зачем вы что-либо делаете: ходите на работу, пьёте кофе, курите, злитесь на соседа, женитесь, покупаете новый смартфон, обижаетесь на подругу или валяетесь целый день в постели. Ну должна же быть какая-то цель у этих действий. Особенно у самых дурацких.

Люди вообще очень забавные существа – они считают, что у всего должна быть цель.

И, да! Такую цель действительно обычно можно найти практически для любых наших действий. И называется она в НЛП намерением.

Намерение  – это цель, которая лежит за любым нашим поведением.

Что бы мы не делали - говорили, бегали, ругались, смотрели фильм, - всё это служит определённой цели.

Есть даже соответствующая базовая пресуппозиция НЛП: «За любым поведением стоит позитивное намерение».

Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьём кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия»: истерики, депрессия, аллергии, опоздания на работу, курения, - всегда есть намерение.

По крайней мере, так удобно думать (напоминаю, что в НЛП нет «истинных знаний», а есть только «полезные модели»). Потому что тогда это поведение можно научиться контролировать и изменять.

При этом может быть поведение, которое помогает удовлетворить сразу несколько намерений:

ходить на работу могут и для обеспеченности, и для удовольствия, и для карьеры;

рисовать и для красоты и для творчества;

выходить замуж и для стабильности, и для счастья, и для любви;

заниматься медитацией и для гармонии, и для спокойствия, и для развития;

читать книги и для удовольствия, и для знаний.

Позитивное намерение

Одна из важных идей в НЛП - базовая пресуппозиция о позитивном намерении.

Или

Каждое поведение служит для достижения положительной внутренней цели.

То есть, что бы человек не делал, даже очень странное или даже вредное для себя, за этим поведением стоит позитивная цель:

  • ходят на работу для обеспеченности, уверенности в себе или востребованности;
  • курят часто для удовольствия;
  • кричат на других для спокойствия;
  • занимаются спортом для здоровья, бодрости или привлекательности;
  • обижаются для подтверждения важности или получения внимания;
  • укоряют себя для мотивации;
  • смотрят сериалы для удовольствия или расслабления;
  • ходят на тренинги для развития и получения знаний.
Имеется в виду именно позитивность этой цели для самого человека. Способ реализации этого намерения может быть не слишком приемлем для окружающих. Грабитель в тёмном переулке может стремится получить «удовольствие» или «обеспеченность», а орущая на детей учительница - «спокойствие» или «статус».
Раз уж говорится о позитивном намерении, предполагается, что может быть и негативное. Например, человек может что-то делать для «страдания», «ненависти к себе», «унижения» или даже «смерти». Но за таким негативным намерением в конце концов обнаруживается позитивное: «очищение», «спокойствие», «справедливость» или «освобождение».

Намерение можно воспринимать, как потребность удовлетворить какую-то ценность в данный момент времени. Потребность реализации какого-то намерения постоянно меняется, это динамическая система: удовлетворил намерение, важность его уменьшилась, долго не удовлетворял - важность подросла. Например, поел - важность сытости уменьшилась, но через часов пять-шесть опять начало расти.

Критерии позитивного намерения

Естественно, не каждая цель является намерением. Есть набор правил, критериев, которым должно соответствовать намерение:

  • Это цель – то есть то, что человек хочет достигнуть. Отвечает на вопрос: «Чего я хочу?»
  • Это то, что человек хочет получить, а не что он хочет избежать или прекратить, вроде «избежать обиды», «уйти от лжи», «перестать быть несчастным».
  • Это внутренняя цель – то есть касается внутреннего состояния или оценки человека. Например «заработать много денег» это способ достижения, поведение, а соответствующее намерение может быть «обеспеченность» или «богатство».
  • Это именно позитивное намерение - то есть человек оценивает эту цель как положительную и полезную для себя.

Зачем выяснять намерение

Намерение – одно из базовых понятий в НЛП. И им постоянно пользуются.

Выяснять намерение, а особенно разделять намерение и поведение, может быть полезным в совершенно разных контекстах.

Это задаёт определённую рамку восприятия ситуации, позволяет найти более эффективный вариант его реализации (для себя) и более удачную реакцию на чужое поведение.

В коммуникации зачастую более полезно реагировать на намерение, а не на поведение. Даже просто понимание того, что за опозданием, обидой, криком стоит какая-то позитивная цель, меняет процесс общения. А уж реакция на намерение, а не поведение, может просто в корне изменить ситуацию.

Девушка (ну как девушка - за тридцать хорошо) жила с мамой, которая каждый раз как она приходила поздно начинала ей высказывать свои претензии.
- Где была? Почему так поздно?
- [искреннеМама, я тебя люблю!
И стандартный вечерний скандал даже не начался.

При переговорах важно не только удовлетворить основные критерии собеседника, но и его текущие намерения. То есть с одной стороны человеку может быть важно добиться результата, что для него обозначает личную эффективность, но в процессе переговоров ему так же важно проявление уважения, дружественность, подтверждение статуса, ответственность и прочие забавные вещи.

То есть непринципиальное снижение цены на одну десятую процента может обозначать как раз уважение или гибкость.

Так же в переговорах (в широком смысле этого слова) мы можем найти вариант действий, который удовлетворяет намерениям обеих сторон.

Собственно, это определение переговоров win-win.

При продажах удобно думать, что люди покупают не телефоны, машины или мебель, а удобство, свободу, стабильность или комфорт.

Реальная история: ко мне на тренинг ходила девушка, которая работала продавцом в салоне элитной сантехники. Узнав о позитивном намерении и обучив напарницу, она вместо унитазов, биде и прочих ванн, начала продавать комфорт, престиж, удобство. И выручка в среднем выросла почти в два раза.

Для изменения часто весьма полезно выяснить позитивное намерение нежелательного поведения, вроде страха, курения, опозданий или чувства неловкости при комплиментах - это позволит найти более эффективные и экологичные способы реализации этого намерения. Иногда даже просто выяснение намерения помогает человеку самостоятельно изменить проблемную ситуацию.

Определение намерения обязательный шаг во многих техниках НЛП: «Интеграция конфликтующих частей», «Взмах», «Шестишаговый рефрейминг», «Решение коммуникативной проблемы при помощи трёхпозиционного описания» и многих других.

Если во время выступления вам кто-то мешает: разговаривает с соседом, постоянно задаёт глупые вопросы, отвлекается - для «утилизации» как раз полезно удовлетворить его намерение. Дать ему внимание, информацию, подтвердить его значимость или продемонстрировать уважение.

Как выяснить намерение

Выявление намерения и его удовлетворение - разные вещи. Определение намерения поможет понять цели человека и объяснить его действия, но следует ли вам удовлетворять его намерение зависит только от ваших намерений.

Явно

Для выяснения намерения приходится задавать вопросы (как себе, если выясняете собственное намерение, так и другому человеку – если явно выясняете его намерение):

- Зачем тебе это нужно?

- Что тебе это даст?

- Что ты от этого получишь?

- Для чего ты это делаешь?

Например:
- Я боюсь подойти к красивой девушке. [поведение]
- Зачем тебе нужен этот страх, что он тебе даёт?
- Ничего не даёт, только мешает.
- А если подумать, что-то он наверно тебе всё-таки даёт, зачем-то он тебе нужен? Может он защищает тебя от чего-то или мотивирует?
- Ну, я боюсь получить отказ.
- А что произойдёт, если тебе откажут?
- Я буду чувствовать неуверенность в себе. Так что получается, что страх позволяет мне оставаться уверенным в себе. [намерение]

Не явно

Понятно, что во множестве контекстов напрямую (задавая вопросы) выяснить намерение не получится: при общении со своим мужем/женой, переговорах, совещании у начальника, беседе с друзьями, выступлении на публике.

Прямые вопросы иногда можно использовать и в беседе с другом, покупателем, партнёром, если его обосновать, быть в раппорте и демонстрировать подходящую невербалику: «Подумай, зачем тебе это нужно?».

Придётся делать «проверку боем»: предположить из контекста, какое намерение у человека, начать действовать в соответствии с этим предположением и посмотреть на результат.

Вполне научный подход: на основе поведения выводится гипотеза, потом эта гипотеза проверяется.

Например, если ваш собеседник несколько раз достал из кармана новый айфон, весьма возможно что он хочет получить подтверждение значимости, что-то вроде: «О, у тебя новый айфон! Круто!»

Если после такой фразы он успокаивается, то скорее всего ваше предположение верно.

А если на тренинге человек вдруг начинает шумно двигаться, шуршать, пересаживаться и переговариваться с соседом - возможно ему не хватает внимания тренера. Так что можно просто несколько чаще начать смотреть на него и маркировать в его сторону. Если человек успокаивается, то гипотеза верна, а если нет - следует сделать другое предположение и проверить его.

Список намерений/ценностей

Для облегчения поиска список часто встречающихся намерений.

Свобода
Любовь
Уважение
Внимание
Радость
Удовольствие
Сытость
Комфорт
Безопасность
Достаток
Спокойствие
Гармония
Здоровье
Естественность
Стабильность
Счастье
Внимание
Значимость
Личностный рост
Получение информации

Различие между намерением и поведением

По смыслу

Намерение – это внутренняя позитивная цельповедение – это попытка достигнуть этой цели.

Обратите внимание на слово «попытка» – зачастую способ, при помощи которого человек пытается достигнуть своей цели, может быть совершенно неэффективным. Например, демонстрация обиды зачастую является весьма неудачной попыткой получения одобрения. Но об этом чуть ниже.

Поведение при этом может быть неэффективным, неэкологичным, неприемлемым для самого человека или окружающих. Позитивное намерение же всегда положительно и приемлемо, как минимум для самого человека. Например:

  • за демонстрация обиды может стоять желание одобрения;
  • намерением курения может быть самоутверждение;
  • мать может кричать на ребёнка для реализации долга;
  • человек в очереди может скандалить для справедливости;
  • ногти могут грызть для спокойствия;
  • обычно цель страха - безопасность.
Для окружающих позитивное намерение обычно тоже вполне приемлемо - спокойствие, свобода, любовь… Претензии если и бывают, то именно по поводу способа реализации - то есть поведения.

Грамматически

Намерение отвечает на вопрос «зачем?» и в большинстве случаев описывается номинализацией или фразой с номинализацией:

Напоминаю, что номинализация – это слово, обозначающее «овеществлённый процесс»: дружба вместо дружить, разговор вместо разговаривать, жалость вместо жалеть.

получение удовольствия;

одобрение;

подтверждение любви;

спокойствие;

получение информации.

Поведение же отвечает на вопрос «как?», «каким способом?» и чаще всего выражается фразой с глаголом:

приходить вовремя;

строгать;

удивляться;

тщательно подбирать слова;

грызть ногти;

быстро перебегать дорогу.

НО! Поведение в некоторых случаях тоже может описываться и фразой с номинализацией:

обида;

возмущение;

демонстрация эмоций;

изменение.

Так что ещё можно различать поведение и намерение по смыслу:

когда мы думаем о чём-то, как о внутренней цели, которой хотим достигнуть – это намерение;
когда мы думаем о чём-то, как о способе достижения цели – это поведение.

Намерение намерения

Но намерение тоже может быть всего-лишь способом реализации намерения более высокого уровня (о как!) И к любому намерению можно задать вопрос: «что это тебе даёт?» или аналогичный, и получить намерение более высокого уровня.
- Я обижаюсь на мужа. [поведение]
- Зачем вы это делаете?
- Я хочу, чтобы он начал меня слушать.
- А зачем вам, чтобы муж вас слушал?
- Если он меня не слушает – это означает, что я ему безразлична.
- А если он вас слушает?
- Если он меня слушает – значит я для него важна. [намерение]
- То есть вы кричите на мужа, чтобы он показал, что вы важны для него?
- Да.
- А что лично вам даст то, что он показывает, что вы для него важны?
- Это означает, что он меня любит. [намерение более высокого уровня]
- А зачем вам, чтобы он вас любил?
- Это даёт мне уверенность в себе. [намерение более высокого уровня]
- А если вы будете уверены в себе целиком и полностью – к чему вы будете стремиться более важному?
- К гармонии, наверное. [намерение более высокого уровня]

Терминальные и инструментальные ценности

Если задавать человеку только вопросы о смысле («что это значит?», «зачем это нужно?» и так далее), он доходит до какого-то намерения и зависает. Не может определить, какое значение у этого намерения и сообщает, что это «важно само по себе». То есть это не для чего-то, а «конечная цель». Это признак так называемой «терминальной» или «конечной» ценности.

Существует популярный тест ценностных ориентаций американского аксиолога Милтона Рокича (аксиология – это наука о ценностях). Он как раз делит ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Как я уже писал, намерение – это желание (потребность) удовлетворить какую-то ценность.

Признаки терминальной ценности

Человек не может (состояние «удивления» - вполне характерное и чётко калибруемое состояние, отличное от состояния «значение есть - найти не могу») найти ответа на вопросы:
- Зачем тебе это нужно?
- Что это для тебя обозначает?

Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность «важна сама по себе».

Выяснение более важной ценности

Но то, что ценность терминальная, ещё не означает, что ничего более важного нет. Просто для выяснения более важного нужно задавать уже другие вопросы:

- Если ты получишь [это] целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

- Что для тебя более важно чем [это]?

- Если ты владеешь [этим] совершенно и полностью, что ты хочешь, имея [это], еще более важное?

[это]: намерение из предшествующего шага.

Наиболее пытливые умы задаются вопросом: «А что же там в конце?» и «Существует ли наивысшая ценность?» Ответ положительный. Если достаточно долго задавать все эти вопросы, то можно прийти к так называемым «сущностным состояниям». Это конечные (терминальные) ценности, для которых не существует каких-то более важных ценностей. То есть всё, конец пути. Обычно у человека их не более пяти, и описывают их часто как «полная гармония», «тотальное спокойствие», «единение». Но это уже совсем другая история.

 

 

Вторичные выгоды

Если намерение – это основная цель действия, то вторичные выгоды – это цели, которые человек удовлетворяет попутно, как "бонус". И они, в большинстве случаев, не осознаются.

Вторичные выгоды бывают не у каждого поведения, а намерение есть всегда!

Вторичные выгоды тоже крайне важное понятие в НЛП. Именно наличие большого числа вторичных выгод, в большинстве случаев, создаёт трудности при изменении нежелательного поведения. Например, курение может быть весьма неэкологичным способом получить удовольствие - здоровье ухудшается, зубы жёлтые, кашель, - но бросить курить мешает как раз большое количество вторичных выгод: курение как способ разбить время, отвлечься, расслабиться, завязать контакт и так далее.
Нужно понимать, что

поведение может быть неэффективно, как способ реализации намерения, но как способ реализации вторичных выгод оно эффективно всегда.

То есть человек вот этим конкретным действием может не достигать основной цели, но «побочные» цели он точно достигает . Контекст: взаимодействие с друзьями.
Поведение: демонстрация неуверенности.
Намерение: безопасность.
Вторичные выгоды: привлечение внимания, подтверждение важности, спокойствие.
Так что если мы хотим найти другое, более подходящее поведение, кроме того, что оно должно быть эффективным, надёжным, доступным и экологичным, нам нужно ещё определить, как удовлетворять вторичные выгоды.

Правда не обязательно, чтобы они удовлетворялись именно этим новым вариантом поведения. Хотя это конечно было бы элегантное решение.

Как определить вторичные выгоды

Вопросы для выявления вторичных выгод:

Что ещё [это] тебе даёт?

Что ещё при помощи [этого] ты получаешь?

Учтите, что одно и то же поведение в различных контекстах может удовлетворять различные вторичные выгоды (впрочем, как и различные намерения). Так что если вы ищете вторичные выгоды для поведения, которое человек использует в большом количестве контекстов, вам необходимо будет исследовать каждый из них.

- Я много ем. [поведение]
- Зачем ты это делаешь?
- Когда я сыта, я наконец расслабляюсь.[намерение]
- Так это замечательно!
- Что же в этом хорошего - я полнею.
- А зачем тебе быть полной?
- Совершенно не за чем!
- Ты уверена? Подумай, скорее всего ты наверняка от этого что-то получаешь.
- Ну-у-у. Когда я полная, я чувствую себя более уверенно.
- А что именно даёт тебе это чувство?
- Ну, ко мне вряд ли будут подходить знакомиться - я не хочу, чтобы меня ревновал муж.
- А что для тебя означает, когда муж тебя не ревнует?
Стабильные отношения. [вторичная выгода]
- А что ещё тебе даёт полнота?
- Я чувствую себя более крупной и думаю, что смогу справиться со сложной ситуацией.[вторичная выгода]
- А ещё?
Чувство безопасности - я выгляжу человеком, который может дать отпор. [вторичная выгода]

Примеры вторичных выгод

Курение - облегчение знакомства: вышли покурить и разговорились [социальные контакты].

Сладкоежка - легко попросить прощения, угостив вкусным [внимание].

Веганство - есть что обсудить с единомышленниками [принадлежность к группе], есть что проповедовать [значимость].

Полнота - к полным девушкам меньше пристают [безопасность].

Домашнее животное - оправдание для отказа пойти на вечеринку или в гости [поддержание границ]

Выкладывание селфи в инстаграм - создание иллюзии насыщенной и интересной жизни [самоутверждение].

Болезнь сердца - внимание и бережное отношение со стороны родственников [уважение].

Упражнения

Упражнение «Определение намерения»

Напишите 5-7 различных вариантов поведения и определите для каждого соответствующее намерение. Для этого задавайте себе вопросы:

- Зачем я это делаю?

- Что мне это даёт?

- К чему я стремлюсь в данном случае?

Помните, что намерение должно быть положительным для вас. Если вы нашли цель поведения, но эта цель не является приемлемой для вас – продолжайте задавать вопросы.

Например:

Чищу зубы по утрам - здоровье.

Грызу ногти - спокойствие.

Бегаю по утрам - бодрость.

Переедаю сладостей - удовольствие.

Перехожу улицу только на зелёный свет - безопасность.

Упражнение «Вторичные выгоды»

Для вариантов поведения из предыдущего упражнения определите вторичные выгоды (если есть).

Грызу ногти - меня жалеют [внимание], выгляжу неухоженной и ранимой, безопасной для окружающих [спокойствие].

Бегаю по утрам - следую модному тренду [значимость], лучше выгляжу [уверенность в себе].

Переедаю сладостей - заедаю волнение [спокойствие].

Упражнение «Построение цепочки намерений»

Возьмите три различных варианта поведения и простройте для каждого цепочки намерений на 3-4 шага «вглубь».

При поиске намерения следующего уровня, кроме вопросов:

- Зачем я это делаю?

- Что мне это даёт?

- К чему я стремлюсь в данном случае?

можно задавать и другие:

- Если я получу [это] целиком и полностью, к чему я буду стремиться следующему?

- Что для меня более важно чем [это]?

- Если у меня будет [это], что я буду хотеть более важное?

[это] – намерение из предыдущего шага.

Например:

Бегаю по утрам >> снять внутреннее напряжение >> хорошее самочувствие >> бодрость >> уверенность в себе >> расслабленность >> внутреннее спокойствие.

Упражнение «Различные способы реализации намерения»

Возьмите 5-7 своих намерений и для каждого распишите не менее трех способов достижения.

Спокойствие:

- полежать почитать книжку;

- расслабиться и выровнять дыхание;

- горячий душ;

- пятиминутная медитация вечером.

В этом упражнение не требуется подобрать варианты поведения, которые вы сможете тут же воплотить в жизнь – здесь, в первую очередь, важно расширение кругозора.

Упражнение «Подходящее поведение»

Вообще говоря, подходящее поведение должно удовлетворять следующим критериям. Оно должно быть:

эффективным – позволяет достигать поставленной цели;

надёжным – это происходит регулярно, а не изредка;

доступным – это можно легко получить или использовать;

экологичным – последствия этого действия для вас приемлемы.

Например, поедание курение для получение удовольствия эффективно, надёжно и доступно, но достаточно неэкологично – портит здоровье. Игра в казино как способ обогащения – эффективно, относительно доступно, более-менее экологично, но для большинства совершенно не надёжно. Получасовая прогулка по лесу как способ успокоиться – эффективно, надёжно, экологично, но в большинстве случаев не доступно (например, во время экзамена в институте).

Для каждого из намерений из предыдущего упражнения, возьмите по три контекста в которых у вас есть потребность удовлетворить это намерение и найдите как минимум одно поведение, которое удовлетворяло бы всем четырём критериям: эффективность, надёжность, доступность, экологичность.

Намерение: спокойствие.

Контекст: вечер, после работы.

Поведение: горячий душ, полежать почитать книжку.

Контекст: разговор с начальником.

Поведение: предварительное расслабление и контроль дыхания.

Контекст: знакомство с девушкой на улице.

Поведение: расслабленное весёлое состояние, пофигизм по отношению к возможности отказа.

Техника «Зачем я это делаю»

Одна из довольно полезных практик – определение цели поведения (намерения) и поиск других вариантов достижения этой цели. Это позволяет стать более гибким и заодно разобраться в себе. Но для начала немного вспомним о том, что такое намерение.

По шагам

1. Контекст и поведение

Выберите какое-то поведение, с которым вы хотите поработать. Это может быть что-то в формулировке «я делаю», так и «я не делаю»: «я не занимаюсь спортом», «я сижу за компьютером до полуночи», «я много сижу в соцсетях» и т.п.

Более полезно брать варианты поведения, которые вас не совсем устраивают. Но и поработать с вполне приемлемыми вариантами тоже может быть вполне полезно.

2. Определите терминальную ценность

Выясните терминальную ценность, которую удовлетворяете таким способом. Для этого задавайте вопросы:

- Зачем мне это нужно?
- Что мне это даёт?
- Что я от этого получаю?
- Для чего я это делаю?
- Какой в этом смысл?

до тех пор, пока не найдёте ценность, которая важна сама по себе.

3. Найдите ещё три способа удовлетворения этой ценности

А теперь творческий процесс: найдите ещё несколько способов, как можно эту самую терминальную ценность удовлетворить. Не менее трёх вариантов.

Сделать это удобно так:

Придумайте (или измените) вариант поведения , который бы вас устраивал для реализации вашей терминальной ценности в этой ситуации.

Представьте со стороны (диссоциированно), как это будет выглядеть и слышаться. Нравиться ли вам то, что вы видите и слышите? Достигаете ли вы своего намерения? Если нет, то вернитесь на шаг а).

Шагните в картинку и проживите эту ситуацию изнутри (ассоциируйтесь). Утраивает ли вас то, как это чувствуется внутри? Если нет, то на шаг а).

Экологическая проверка: не повредит ли вам этот новый вариант поведения? Если может повредить – на шаг а).

4. Встраивание

Несколько раз мысленно проиграйте ситуацию (которую выбрали в пункте 1), используя новые варианты поведения.

Демонстрация

Оператор: - Выбери какое-то поведение, намерение которого ты хотел бы определить. И найти новые способы реализации этого намерения. Это может быть как поведение, которое тебя вполне устраивает, так и такое, которое тебе не слишком нравится.

Клиент: - Иногда, когда я прихожу вечером домой после работы, я засиживаюсь в социальных сетях допоздна. Не ложусь вовремя и не высыпаюсь.

О: - Хорошо. А для чего ты это делаешь?

К: - Наверно, я так отвлекаюсь.

О: - От чего отвлекаешься?

К: - Ну, от окружающей действительности.

О: - А зачем ты от неё отвлекаешься?

К: - Чтобы она не раздражала.

О: - А что тебе даёт то, что тебя не «раздражает окружающая действительность»?

К: - Расслабление, наверно.

О: - А какой смысл в расслаблении? Зачем оно тебе нужно?

К: - Думаю, оно нужно мне для получения спокойствия.

О: - Хорошо. А зачем тебе спокойствие? Что оно тебе даёт?

К: - А вот спокойствие мне даёт состояние умиротворения.

О: - А состояние умиротворения тебе что даёт?

К: - Да особо ничего не даёт. Это вроде само по себе нужно.

О: - Точно?

К: - Да, вполне.

О: - Хорошо. Подумай, как ты ёщё можешь получить состояние умиротворения?

К: - Я могу посмотреть интересный фильм, почитать книгу, погулять, помедитировать.

О: - Отлично. Сейчас пойдем последовательно. Представь со стороны, как выглядит один из вариантов твоего поведения – например, просмотр фильма.

К: - Да, представил.

О: - Нравится ли тебе, как это выглядит со стороны?

К: - Да, вполне.

О: - Хорошо, а теперь шагни внутрь картинки. Прочувствуй это изнутри. Какие впечатления?

К: - Неплохо.

О: - Подумай, не повредит ли тебе этот вариант поведения?

К: - А вот тут может быть как с просиживанием в социальных сетях – трудно остановиться, пока фильм не кончится.

О: - Хорошо, тогда попробуй изменить образ просмотра фильма так, чтобы ты мог остановиться, когда захочешь.

К: - Да, я добавил контроль. Мне так даже больше нравится.

О: - А внутри как?

К: - И внутри хорошо.

О: - А в таком варианте, может повредить?

К: - Нет, в таком варианте не повредит.

О: - Хорошо. С остальными ты делаешь аналогично: смотришь со стороны – проверяешь, нравится или нет – если не нравится, меняешь картинку до тех пор, пока не начнёт нравится (если это возможно) – потом заходишь в картинку – проверяешь, нравится или нет – меняешь, если не нравится. В конце, делаешь экологическую проверку – смотришь, не повредит ли новый вариант поведения. Если может повредить – пытаешь изменить – если не получается, отказываешься.

...

К: - Да, сделал. Единственно, медитировать не получилось – там какое-то другое состояние получается. Но зато я подправил сидение в соцсетях – как в просмотр фильмов добавил контроль. Получилось хорошо.

О: - Замечательно. Теперь представь, как ты завтра приходишь с работы – чем ты занимаешься?

К: - Ну, могу почитать, кино посмотреть, могу погулять пойти, посмотреть, что ВКонтакте написали.

О: - Ложишься вовремя?

К: - Да, если захочу.

О: - Тоже самое, например, через неделю.

К: - Да, нормально.

О: - Через месяц?

К: - Вполне.

О: - Спасибо.

Где проходим

Успешное Мышление 1

По теме

Модель НЛП:: Базовые пресуппозиции НЛП

Мини-техника:: Зачем я это делаю?

Модель НЛП:: Намерение и вторичные выгоды

Статья:: Бессмысленные ценности

Статья:: Глубинные Состояния или зачем всё ЭТО нужно?

Техника:: Интеграция конфликтующих частей

Техника:: Шестишаговый рефрейминг

Техника:: Решение коммуникативной проблемы с помощью трех-позиционного описания