Шкалирование

В фильмах про врачей иногда показывают сцены, где врач предлагает пациенту определить уровень боли:

- Насколько сильно вам больно? Ноль - это боли нет, а десять - нестерпимая боль.

То, что делают здесь врачи - шкалируют состояние. В науке и технике шкалируют напряжение, силу тока, расстояние, вес, яркость и рост экономики. Но точно так же можно шкалировать любые аналоговые характеристики состояния: уровень/степень/глубину радости, сосредоточенности, страха, счастья, обиды, транса, мотивированности и множества других.

Шкалирование позволяет и лучше разобраться в состоянии, и управлять этим состоянием.

Давайте немного потренируемся в самокалибровке. Со шкалированием.

Вспомните приятную ситуацию. И оцените её от 0 до 10 по уровню приятности:

0 - нейтральное состояние;

10 - максимум, ничего лучше уже быть не может.

Можно использовать любую шкалу, которая вам нравится: от 0 до 10, от 0 до 100 (если вам больше нравятся проценты), от 1 до 5.

Эта ситуация приятна на 3, 5, 6 баллов?

Выберите другую ситуацию, с определённой эмоцией. Например, радостью. Степень вашей радости в процентах: 20%, 40%, 90%? Где

0% - нейтральное состояние;

100% - максимально возможная радость.

Надеюсь, принцип вы поняли.

Шкалирование – это сопоставление интенсивности состояния с числовым значение воображаемой шкалы.

Оценка

Шкалирование можно использовать для лучшего понимания состояния. Понятно, что заинтересованность на 3 и на 9 - разные вещи. Намного больше конкретики. Несколько примеров использования.

Колесо жизненного баланса

Эту штуку вы наверно уже встречали - на тренингах, в статьях, в блогах и на картинках в инстаграме.

«Изобрёл» его Пол Джон Мейер, но сейчас об этом уже никто не помнит. Его используют кому не лень в самых различных интерпретациях и контекстах.

Один из вариантов этого самого колеса: круг, разделённый на 6-10 секторов со шкалами. Каждый сектор - какой-то жизненный контекст: работа, отношения, отдых, хобби… И нужно оценить для каждого сектора уровень удовлетворённости: работа - 9, личная жизнь - 2, отдых - 1, здоровье - 7. Потом смотрите на то, что получилось, осознаёте свою никчёмность и понимаете, с каким контекстом или контекстами стоит поработать. Такой очень наглядный способ оценить собственную жизнь.

Постановка целей

Шкалирование удобно использовать и при постановке целей. Не просто «хочу стать уверенней», а «хочу стать уверенней на 60%». Или 8 баллов. Согласитесь, что такой вариант явно более конкретен.

У нас получается шкала изменения:

  • уверенность в себе сейчас на 3, а хочу на 9;
  • средний уровень волнения сейчас 8, хочу 2;
  • счастлив сейчас на 20%, а хочу на 100%.

При этом часто стоит пройтись по шкале и определить, какие изменения будут на каждом уровне.

Само собой проверяя экологичность последствий. То есть мы «выражаем в цифрах» актуальное и желаемое состояния и исследуем последствия.

- Если у тебя уверенность будет на 5 баллов, как изменится твоя жизнь и какие будут последствия? А если будет 6? А если 10?

Вот прямо сейчас подумайте, какие бы свои характеристики вы бы хотели изменить: собранность, настойчивость, лень, привлекательность, организованность. Выберите одну и оцените теперешний уровень и желаемый. Разбейте процесс изменения на 3-4 шага и исследуйте их.

Это способ достаточно сенсорно и конкретно исследовать процесс изменения. Что хорошо так мотивирует.

- Я хочу повысить уровень своей организованности: сейчас у меня она на 3 балла, а хочу 10. У меня в жизни, если честно, бардак. Я постоянно опаздываю, не делаю того, что обещал. В отношениях тоже какая-то неразбериха.

- Если у меня будет организованность на 10 баллов, я буду очень собранный, сосредоточенный, всё будет на своих местах. В жизни наконец появится порядок. Но при этом я потеряю спонтанность и творчество. Нет, наверно 10 - это много. Лучше 7 или 8.

- Вот 8 хороший уровень, с одной стороны я достаточно собран и организован, с другой стороны есть место спонтанности, лёгкости и креативности.

- Если пройтись от 3 до 8. 5 баллов. Да, организованность выше, я уже делаю намеченные дела, но остаётся ещё какая-то расхлябанность.

- 6 баллов. Расхлябанность меньше, уже даже понимаю чего хочу в каждой ситуации. И наконец нахожу себе девушку для стабильных отношений. На работу уже хожу в костюме, а не в футболке, мне зарплату повышают. Расхлябанность исчезает и вместо неё скорее умение находить новое и интересное в ситуации.

- 7 баллов. С одной стороны я достаточно серьёзен, с другой - у меня достаточно внутренней свободы и творчества. Нет, 8 - это много. Оптимально будет 7.

Как вы понимаете, увеличение одной полезной характеристики весьма может уменьшать какие-то другие, не менее полезные. Так что здесь стоит найти оптимальный уровень. А то если всё время усидчивость была на 2, кажется, что если она будет на 10 - то жизнь станет идеальной. А исследуешь и выясняешь, что с повышение усидчивость уменьшается интерес к жизни и получение удовольствия. И усидчивость на 10 превращает тебя в скучного зануду. А вот 6 баллов - самое то.

А дальше уже переходим к определению ресурсов, доступу к ним и добавлению в ситуацию. Всё по «9 шаговой схеме изменения».

Эквалайзер качеств

Аналогично «Колесу жизненного баланса» можно сделать «Эквалайзер качеств».

1. Выберите актуальные свои качества: собранность, настойчивость, коммуникабельность, креативность, дисциплинированность и так далее

Здесь лучше брать «положительные» качества, которые вы хотите скорее усилить.

2. Выпишете их в столбик, рядом с каждым рисуя шкалу 0 до 10.

Можно и любую другую, какая вам нравится.

3. Поставьте на этой шкале текущий и желаемый уровень качества.

4. Представьте себя вот с такими настройками, ассоциируйтесь с ним и прочувствуйте, нравится ли вам новое состояние. Если нет - выйдите и подправьте настройки.

5. Исследуйте экологичность этого изменения.

6. Переходите к следующим шагам «9 шаговой схемы изменения».

Уровень навыков НЛП

Похожим образом можно оценить и ваши навыки в какой-то области, например в НЛП.

Я нарисовал их в виде звезды, но можно и в виде круга или набора шкал, как в предыдущем упражнении.

«Звезда навыков» требует пояснения. Она организована так, что каждый луч для разных контекстов будет определяться по-разному.

Для каждого контекста приведены всего-лишь один или несколько примеров - просто для понимания построения модели. Контексты применения НЛП выбираете сами: общение, целепостановка, консультирование, переговоры, личное развитие, образование, моделирование и так далее.

С этой звездой имеет смысл поступить так же, как с «колесом баланса» - оценить уровень навыков в сравнении с желаемым. Так как все семь навыков сильно связаны друг с другом, у вас есть возможность увидеть «слабое звено» - то, что мешает эффективно работать всей системе.

Напоминаю базовую пресуппозицию НЛП: «Самый слабый элемент системы определяет её устойчивость». Смысл которой в том, что большее внимание стоит обратить на развитие слабых сторон - потому что именно они создают «бутылочное горлышко». Вы можете прекрасно калибровать, но это не сильно поможет, если вы не можете донести нужную информацию. У вас может быть чёткая цель, отличный контроль за собственным состоянием, умение собирать и обрабатывать информацию, но что толку, если вы принимаете не оптимальные решения.

Цель

Всё, что связано с постановкой целей и исследованием последствий.

Например, в контексте личного развития - это умение ставить собственные цели;

в контексте консультирования - умения помочь человеку определить цели на сессию;

в контексте переговоров - определение целей (намерений) сторон.

Получение информации

Калибровка, управление фокусом внимания, настройка фильтров восприятия.

В контексте самогипноза - умение калибровать сигналы бессознательного;

в контексте коммуникации - калибровка состояния другого человека;

в контексте консультирования - сбор информации по определённым точкам, например SCORE;

в контексте образования - контроль внимания и настройка фильтров восприятия для лучшего обучения.

Передача информации

Умение донести информацию до окружающих или себя. Сюда относится подстройка и раппорт.

В контексте коммуникации - правильная демонстрация невербальных сообщений; подстройка;

в контексте публичных выступлений - наглядность информации и грамотное аналоговое маркирование;

в переговорах - аргументация своей позиции;

в гипнозе - правильная конструирование команд для внушения.

Оценка

Оценка информации: хорошо, правильно, нравится, законно, - и переоценка, в случае надобности. Сюда же относится и принятие решения.

В контексте личного развития - осознание отношения к важным вещам;

в контексте переговоров - оценка предложения, принятие решения, умение менять оценку партнёра;

в контексте моделирования - выбор наиболее значимого паттерна;

в контексте публичных выступлений - грамотная демонстрация оценки информации.

Модель

Создание удобных карт.

В контексте публичных выступлений - хорошие объясняющие метафоры, план выступления;

в контексте консультирования - создание модели проблемы клиента и её решения;

в контексте моделирования - создание модели успешности;

в контексте образования - создание плана своего обучения.

Состояние

Калибровка и управление состоянием, как своим, так и чужим.

В контексте личного развития - умение контролировать собственные эмоции; самомотивация.

в контексте публичных выступлений - демонстрация состояния, управление состоянием группы;

в контексте консультирования - поддержание собственного ресурсного состояния, мотивация клиента;

в контексте гипноза - вызов и управление состоянием транса.

Обучение

Обучение в широком смысле этого слова - создание и разрушение паттернов, донесение информации. Большая часть психотерапии можно отнести сюда: как отучиться от ненужного и научиться нужному.

В контексте консультирования - эффективное решение проблем клиента;

в контексте публичных выступлений - успешное донесение информации до слушателей;

в контексте образования - эффективные стратегии обучения;

в контексте моделирования - описание модели мастерства в такой форме, чтобы она успешно усвоилась;

в контексте гипноза - создание работающих метафор изменения.

Характеристики состояния

Шкалирование можно использовать и для запоминания состояния. Выбираете характеристики, определяете максимум и минимум для каждой - и у вас хороший способ записи.

Только нужно выбрать набор характеристик достаточный для того, чтобы состояние вспомнить. Я рекомендую скорость, энергию и знак - по опыту, для большинства людей этих трёх параметров достаточно для описания и контроля состояния. Только для записи знака удобно использовать шкалу от -5 до +5.

Сосредоточенность: энергия 3, скорость 2, знак 0.

Счастье: энергия 4, скорость 5, знак +4.

Злость: энергия 7, скорость 6, знак -4.

Аналогичный вариант можно использовать для оценки субмодальностей: яркость 8, расстояние 2,5 метра, контрастность 4, насыщенность цветов 5; громкость 6, высота 3, звонкость 2, скорость 7.

Растяжка

Сейчас ненадолго отвлечёмся от шкалирования и поговорим ещё об одном подходе - растяжке.

Растяжка - это способ расширения привычных границ.

Для аналоговой характеристики растяжка - это поиск крайних состояний: максимальная и минимальная уверенность, интенсивность, яркость или громкость. Но растяжкой можно назвать и исследование разных фреймов ситуации: наборов точек зрения, убеждений, оценок и так далее.

Например, когда мы тренировали рефрейминг, там была растяжка по оценкам ситуации: почему нравится, почему не нравится, почему нейтрально.

Например, как можно «растянуть» набор точек зрения на ситуацию.

Посмотри по-другому

Рассмотрите сложную для вас ситуацию с разных позиций. Для облегчения выбора я сделал набор «ролевых» карточек.

В наборе нет какого-то глобального смысла - просто девять вариантов, которые мне быстро пришли в голову. Можно придумать свои и добавить к этим ещё три - пять - двадцать штук, на ваш выбор.

Игра очень простая. Если вы хотите переоценить ситуацию, отношения, план - по очереди вытягиваете 3-5 карточек и описываете с точки зрения ролей.

Можно играть в группе - тогда водящий задаёт ситуацию, а остальные описывают её в зависимости от случайно вытянутой карточки.

Например. Парень не поздравил девушку с праздником, девушка обиделась, но хочет проработать эту ситуацию.

Философ: «Поздравления с праздниками древняя традиция. Но это именно традиция, нечто не имеющее рационального объяснения. Кто-то в определённый день должен сказать другому человеку определённые слова и подарить трупики цветов. Тебе не кажется это смешным?»

Писатель: «Я, думаю, из этого может получиться небольшой рассказ. Про то, как у девушка познакомилась с интересным парнем, общение, кафе, цветы. Скоро 14 февраля, она себе представляет, что он ей подарит, куда они пойдут, как отметят. Это всё подробно описывается. Начиная с утра она ждёт, он не звонит. Сначала она ещё мечтает, потом злится, потом думает, что с ним что-то случилось, потом, что он её бросил. И так по кругу. Хочет сама позвонить ему, но не делает этого, злится на себя за то, что не сделала. Постепенно фокус её внимания смещается с парня на неё, на самооценку, она начинает заниматься самокопанием, переоценивать свою жизнь. Понимает, насколько она зависима от чужих оценок. Успокаивается, решает, что теперь она будет самостоятельной и независимой и спокойно относится к мужикам. Представляет себе всё это. Но тут звонит телефон и она бегом бросается к нему».

Романтик: «Ну это же так мило - ты волнуешься, переживаешь. Он забыл - и ты понимаешь, насколько он для тебя важен, что это настоящее чувство. А потом скандал, выяснение отношений, перемирие, ужин при свечах и красивый секс в конце!».

Техника «Смена модальности»

Эту технику я в своё время разработал для изменения убеждений. Ключевой элемент в ней - растяжка по модальностям.

Когда мы думаем о действиях, мы используем модальности. В речи они выражаются словами и фразами: могу, должен, способен, мог бы, хотелось, возможно, вынужден и т.д. В зависимости от этой самой модальности будущее будет выглядеть более или менее определённым. Сравните: «я должен завтра встать в 7.00», «я могу завтра встать в 7.00», «возможно я встану завтра в 7.00». Когда вы представляете себе, что «должны» - вариант один и его очень трудно изменить, если думаете, что «можете» - то это более неопределённо и меняется легче, а в случае с «возможно» скорее всего вариантов много.

Будущее отличается от прошлого тем, что оно не определено – и думая о нём разными способами мы организуем своё поведение. Необходимость – должен, обязан, вынужден, - заставляет нас действовать только одним единственным способом; возможность – возможно, могу, способен, – даёт выбор. Но при этом ни один из способов думать о будущем не является лучшим, всё зависит от ваших целей и контекста. Например, если ваша цель «встать завтра в 7.00», то думать об этом как о необходимости может быть полезным. Но, возможно, вас будет больше мотивировать мысль, что «я могу встать завтра в 7.00 … и много успею сделать».

Но если думать что другие «должны», а они этого не делают, в результате испытываешь отрицательные эмоции – раздражение, гнев, обиду, злость. Собственно, эти эмоции как раз и сообщают о нарушении ожиданий. Просто одни ожидания более полезны, другие менее. Один из способов сделать свою жизнь более приятной – научиться думать о будущем более подходящим способом, с более подходящей модальностью.

Вообще говоря, модальность сообщает об отношении, оценке. Можно выделить три основные группы:

о канале получения информации: рассказали, видел, почувствовал, вспомнил;

об оценке информации: важно, не нужно, раздражает, восхищён;

о рамках или границах: разрешено, законно, существует, можно, нельзя, способен.

Для работы с образами будущего нам будут более полезны два последних типа.

Оценкаважно, нужно, хорошо, плохо, радует, восхищает, омерзительно, обидно, - задаёт привлекательность для вас события, но практически не влияет на определённость этого самого будущего.

Необходимостьдолжен, обязан, невозможно, вынужден, необходимо, - повышает определённость будущего и делает его трудноизменяемым.

Возможностьмогу, способен, не обязан, не должен, - наоборот, делает будущее менее определённым и легкоизменяемым.

На определённость будет влиять и вероятность события – точно, определённо, конечно, возможно, вероятно, маловероятно, может быть.

Возьмите что-то, что вы планируете сделать в будущем, и подумайте об этом, как:

я должен это сделать;

я вынужден это сделать;

я могу это сделать;

я способен это сделать;

хотелось бы это сделать;

я сделаю это;

я возможно сделаю это;

я точно сделаю это.

Отслеживайте, что меняется в образе ситуации, как меняются ваши переживания, что происходит с голосом, которым вы себе говорите фразу.

1. Ситуация

Наиболее подходящим эта техника будет для работы с «неоправданными ожиданиями»:

он должен был сделать, а не сделал;

она обязана была прийти во время;

это предложение он должен был сделать мне;

я должен быть настоящим мужиком;

они должны были сделать это хорошо.

Чем более «жесткие» наши ожидания, тем более велико разочарование, когда они не сбываются. К тому же наши представления об определённости события определяют наши поступки для его создания – если ситуация «обязана случиться», чего напрягаться?

Особенно это заметно с требованиями к другим людям – они (он) «должны» только в наших головах и могут совсем о своём долге ничего не знать. А могут и знать, но не воспринимать это как необходимость. Но если мы опираемся на заданность их поступков, нам нет смысла принимать какие-то усилия, чтобы они поступали в соответствии с нашими ожиданиями – они ведь обязаны, - и чувствуем гнев, разочарование и прочее, если они наши ожидания нарушают.

Ещё есть вариант требований к миру: «это должно быть так», «судьба обязана быть благосклонной в этот раз». Обычно он приводит к максимальному разочарованию – мир или судьба вряд ли кому-нибудь чем-нибудь обязаны.

Итак, можно выбрать:

  • ситуацию в прошлом, где были нарушены ваши ожидания;
  • ситуацию в будущем, где у вас, скорее всего, неоправданные требования к себе, миру или окружающим;
  • постоянные необоснованные требования, вроде: «они должны меня уважать», «мир обязан сделать меня счастливым».

2. Текущее отношение

Подумайте о своём ожидании, представьте себе его сенсорно – в виде образов, звуков, чувств. Проговорите фразу, описывающую это ожидание: «они должны меня любить», «она обязана заботиться о моём здоровье».

3. Растяжка

Попробуйте разные модальности по отношению к вашему ожиданию, например: хотелось бы, вынуждены, хорошо бы, могут, возможно, точно, будут. Отмечайте, как меняется сенсорное представление ситуации.

4. Оптимальный вариант

Выберите наиболее подходящий вариант отношения.

5. Экологическая проверка

Подумайте, не навредит ли вам новое отношение. Если возможны проблемы – вернитесь на предыдущий шаг и подберите новый вариант отношения.

6. Закрепление

Внесите новое отношение в свою жизнь. Посмотрите, что там изменилось, как меняются ваши переживания.

Управление состоянием

Если объединить вместе шкалирование и растяжку, то можно получить очень эффективный инструмент для контроля состояния. Мы его уже использовали, когда тренировались управлять скоростью и энергией. Сейчас разберём общие принципы, как это делается.

Тут подходов несколько. Можно найти в опыте ситуации, когда испытывались крайние состояния и создать шкалу перехода, а можно постепенно усиливать/ослаблять состояние, пока ни будут достигнуты крайние точки.

Адреналиновый барометр

Такое название не совсем удачно – барометр же давление показывает, но им не управляет. Тут было бы более правильно что-то вроде «регулятора адреналина», но…

Эта техника позволить вам управлять уровнем эмоционального убеждения или уровнем энергии. Но подход можно использовать для контроля за любыми другими характеристиками: уровнем эмоции, глубиной транса, высотой голоса.

В принципе, «адреналиновый барометр» - способ управлять уровнем «энергии». Здесь будет дан немного другой способ шкалирования, чем в варианте с энергией и скоростью.

1. Воображаемая шкала

Сначала для «адреналинового барометра» нужно представить воображаемую шкалу на полу: ноль – это минимум, двадцать – максимум.

Почему двадцать - не знаю. Исторически сложилось.

Шкалу на полу выбираете так, чтобы по ней можно было ходить свободно. Удобная длина метра три-четыре.

2. Растяжка

Делаем растяжку – получаем состояния в крайних точках. Встаньте на точку «ноль» и вспомните предсонное состояние: вы почти засыпаете, разговариваете с собой таким тягучим медленным голосом, дыхание медленное, глубокое, взгляд слегка расфокусирован. Прочувствовали? Хорошо.

Теперь в обход шкалы идёте в точку максимума. Здесь вы вспоминаете состояние крайнего эмоционального возбуждения, желательно положительного или нейтрального. Крик заядлого болельщика «г-о-о-л!», ощущение во время прыжка с парашютом или спуска на американских горках вполне подойдут. Или ощущение перед первым свиданием. Или перед первой свадьбой. Найдите в своём опыте. Погрузитесь в него, переживите его ещё раз! Максимально! На 100 процентов! Даже на 105! А еще лучше на 120!

Выбирайте нейтральные и положительные переживания. В состояние ужаса адреналин тоже высокий, но не очень экологично брать это состояние за образец.

3. Плавный переход

Теперь нужно простроить шкалу, чтобы было не два пиковых состояния, а плавный переход между ними. Для этого пройдитесь несколько раз по шкале туда обратно, делая так, чтобы ваше состояние плавно менялось от минимума к максимуму. В большинстве случаев достаточно трёх-четырёх переходов.

Обычно в начале изменение скорее скачкообразные – идёшь от нуля, и уровень адреналина минимальный и вырастает только перед точкой максимума. При движении от максимума к нулю аналогично – высокий уровень адреналина держится почти всю дорогу и падает только в конце.

4. Метафора управления

Для удобства управления можно придумать метафору управления: ручку, рычаг и т.п. И сопоставить изменение уровня адреналина с положением этой ручки – минимум на нуле, максимум в крайнем положении. Для этого можно пройтись по шкале, мысленно поворачивая ручку (выставляя рычаг) на нужное значение. Или просто поворачиваете ручку и вызываете у себя соответствующий уровень эмоционального возбуждения.

5. Тренировка

Навык управления адреналином стоит потренировать. Для начала попробуйте переход в ряд состояний, например: 2, 4, 8, 5, 3, 12, 18, 1, 16 и т.д. Выбрали число в пределах вашей шкалы, вошли в состояние, побыли в нём секунд десять, выбрали следующее число. На всю тренировку минут пять – семь.

Следующий навык – удержание состояния. Выбрали какой-то уровень – например, двенадцать – и удерживайте его минут десять.

И постепенно тренируйтесь во всё более сложном контексте: сначала дома, в спокойно обстановке, потом на улице, потом в метро или трамвае, потом при общении в комфортной обстановке, а потом уже начинаете потихоньку применять в напряжённых ситуациях. Это именно навык, и его нужно тренировать. Обычно, если заниматься минуть по пятнадцать-двадцать в день, за неделю навык уже нарабатывается.

Шкалирование эмоции

Если в предыдущем варианте мы работали с крайними точками, то здесь мы будем «растягивать» уровень эмоции.

Как вы понимаете, работа с эмоцией просто пример. Шкалировать можно и мотивированность, и уровень сосредоточенности, и чувствительность к боли, и далее по списку.
Если вы прошкалируете три - пять эмоций, скорее всего ваше бессознательное смоделирует общий принцип, и дальше вам будет достаточно «подставить эмоцию в шкалу» и она автоматически прошкалируется.

1. Эмоция

Определите эмоцию, управлять которой вы хотите научиться.

2. Шкала

Определите внутри себя шкалу. Для этого просто определите ваше представление о максимально возможном уровне эмоции как 100%. И определите, какой уровень этой эмоции по этой шкале у вас прямо сейчас - это может быть и 30%, и 10%, и даже 1%.

3. Максимальный уровень

Постепенно увеличивая интенсивность состояния дойдите до максимума.

В реальности, он может довольно сильно отличаться от тех 100%, что вы себе представили. У кого-то реальный максимум может достигаться на 85%, а у кого-то на 230%.

4. Тренировка управления

Пройдитесь по шкале от нуля до максимума и обратно с шагом в пять-десять процентов.

5. Метафора управления

Создайте метафору управления – какую-нибудь ручку, рычаг, двигая который можно управлять этой шкалой.

6. Внедрение

Все, навык создан, осталось его закрепить. Для этого нужно регулярно тренироваться. Входить и выходить из состояния, удерживать его, менять уровень. Сначала лучше тренироваться в спокойной обстановке – например, дома, потом на улице, потом при общении с людьми, потом уже в «рабочей» ситуации.

Демонстрация

Тренер: Я думаю вам бы хотелось управлять собственными состояниями, например эмоциями. Получать доступ и нужное количество. Ведь иногда эмоции бывает «слишком много», а иногда «катастрофически мало». Например, волнение перед экзаменом – это хороший пример «слишком много». А неуверенность перед ним же – слишком мало. Уверенности я имею в виду. Хорошо, кто хочет научиться управлять какой-то своей эмоцией. Андрей, замечательно. Что это за эмоция?

Клиент: Уверенность в себе.

Тренер: Отлично. Прочувствуй её сейчас.

Клиент: Да.

Тренер: Хорошо, ты можешь себе представить максимально возможный уровень уверенности в себе. Ну, когда кроме уверенности вообще ничего не остаётся. Абсолютная уверенность.

Клиент: Представить то я могу…

Тренер: Пока этого достаточно. Пусть этот максимальный уровень будет сто процентов. Тот уровень уверенности в себе, который ты можешь вызвать в себе прямо сейчас – это сколько? В процентах?

Клиент: Чуть меньше половины.

Тренер: А если в процентах: тридцать, тридцать три, сорок девять с половиной?

Клиент: Ну я не могу так точно.

Тренер: Приблизительно.

Клиент: Около сорока.

Тренер: Отлично. Сконцентрируйся опять на этой эмоции. Сделай сейчас пятьдесят процентов.

Клиент: Да.

Тренер: Шестьдесят.

Клиент: Да.

Тренер: Семьдесят.

Клиент: Да.

Тренер: Восемьдесят.

Клиент: М-м-да.

Тренер: Девяносто.

Клиент: (Мнётся) Да.

Тренер: Хорошо. Давай не такими большими шагами. От восьмидесяти ведь восемьдесят три процента недалеко?

Клиент: Да, это близко. У меня получилось.

Тренер: Ну тогда и восемьдесят пять процентов для тебя просто получатся?

Клиент: М-м-м. Да.

Тренер: А восемьдесят семь ещё проще.

Клиент: … Да.

Тренер: Хорошо. Идём на рекорд – девяносто процентов.

Клиент: … Да!

Тренер: А девяносто три?

Клиент: Девяносто два!

Тренер: Хорошо, остановимся на этом. Девяносто два процента! Замечательно.

А теперь небольшой диктант. Я буду называть уровень в процентах, а ты у себя выставляй нужное состояние. Тридцать, … пять, … девяносто, … шестьдесят три, … восемьдесят шесть, девяносто девять.

Клиент: О, у меня и сейчас и девяносто девять получилось!

Тренер: Отлично. Раз получилось девяносто девять, значит получится и сто. Тебе осталось чуть-чуть!

Клиент: Да!

Тренер: Теперь пройдись по шкале вверх-вниз несколько раз, от нуля до почти ста, аккуратно размечая эти уровни эмоций. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.

Клиент: Я сделал это.

Тренер: Хорошо. Спасибо. Несколько вопросов. Андрей, что тебе дал этот процесс?

Клиент: Я научился управлять уверенностью. У меня как бы ручка такая внутри появилась. Я могу её покрутить – и получаю нужный уровень.

Тренер: Замечательно! Андрей, представь пожалуйста, как ты можешь этим пользоваться в жизни?

Ну, например при общении с начальником. Или с женой. С клиентами когда общаюсь.

Тренер: Тебе понравилось то, что получилось?

Клиент: Да, замечательно.

Шкалирование раппорта

Шкалирование (и растяжку) можно использовать как способ интеграции навыков. Например - сделать шкалу раппорта.

«Шкалу раппорта» можно использовать и для установления раппорта, и для разрыва раппорта (отстройки), и для регуляции уровня раппорта - часто излишний раппорт не очень нужен и даже вреден.

Начальное значение (отстройка, раппорта нет) - отношение к человеку индифферентное. Как образец можно взять отношение к совершенно постороннему человеку.

Максимум - максимальный раппорт. Вспомните ситуацию, когда у вас с кем-то максимальное понимание, чувство полной близости, принятия.

Потом как обычно: представьте себе визуальную метафору управления, например вращающуюся ручку или рычаг. И потренируйтесь в плавном переходе от нулевого раппорт до максимального и обратно.

Обычно вначале есть участок отстроенности, при котором раппорта вообще нет. Другая мимика, поза, голос. Потом происходит скачкообразный переход (чаще всего в области 20-30%) при котором раппорт появляется и дальше он уже только нарастает.

Где проходим

Успешное Мышление 1

По теме

Модель НЛП:: Шкалирование

Презентация:: Скорость, энергия и знак - универсальные характеристики состояния

Заметка:: Поле транса - простой способ управления состоянием

Статья:: Как определить, какие навыки НЛП стоит развивать

Слайдкаст:: Шкалирование и растяжка состояния

Техника:: Адреналиновый барометр

Видео:: Шкалирование эмоций

Статья:: Личностное редактирование