Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Есть в НЛП одна забавная модель - «части личности» - которая довольно удачно описывает многие ситуации. Общая идея: за нашим поведением стоят «части личности», которые реализуют свои намерения. Получается довольно удобно - при работе с этими «частями личности» можно использовать уже имеющиеся коммуникативные стратегии: общаться с ними, договариваться, убеждать, разрешать их конфликты и так далее.

«Части личности» - это только удобный способ думать о наших внутренних процессах.

В результате многие проблемы мы можем описать как неэффективное поведение частей или конфликт между ними.

  • Трудно вставать по утрам: часть, ответственная за комфорт, конфликтует с частью, ответственной за личностный рост и они мешают друг другу.
  • Агрессивность при конфликте: для части, ответственной за безопасность, это лучший вариант поведения.
  • Лень заниматься спортом: часть, ответственная за расслабленность, мешает части, которая ответственна за хорошее самочувствие (или для чего там люди спортом занимаются).
  • Полнота: часть, ответственная за удовольствие, использует еду для удовлетворения своего намерения, а полнота только последствие этого поведения.

В результате получаются довольно интересные способы изменения. Но для них потребуется ещё некоторые навыки.

Техники, в которых используют части личности - «Интеграция конфликтующих частей», «Шестишаговый рефрейминг», «Договор частей», - относят к рефреймингам. В данном случае под рефреймингом подразумевается ситуация, когда результат достигается без «добавления» внешних ресурсов, только за счёт внутренней реорганизации. Хорошая метафора - когда костёр догорает, достаточно перевернуть поленья, чтобы он разгорелся вновь.

Контакт с бессознательным

Для начала нужно как-то с этими частями общаться - иначе как мы сможем применить наши коммуникативные навыки. Есть несколько способов, как это можно сделать.

Ассоциация с частью

Определяем часть: образ, имя, голос, намерение - и ассоциируемся с ней. Входим в образ. Определяем, чего эта часть хочет и отвечаем в состоянии ассоциации на вопросы.

То есть ответы в состоянии «ассоциации с частью» считаем за ответы части.

- Какое твоё намерение в этой ситуации?

- Уважение.

Сложность этого способа в том, что трудно разделить ответы «части» и сознательные выводы.

Самокалибровка

Задаём себе вопросы - и наблюдаем ответы. Для начала стоит откалибровать собственные ответы «да» и «нет». Ещё полезный сигнал - «не знаю».

Это похоже на калибровку «согласие - не согласие», только следим за собой.

Например.

Сигнал «Да»: слегка киваю головой сверху вниз, плечи расслаблены, напрягаются уголки губ.

Сигнал «Нет»: движение головой справа - налево, плечи напрягаются, губы поджимаются.

Сигнал «Не знаю»: туловище отклоняется чуть назад, чувство онемения на лице.

А вопросы себе задаются про часть:

- Эта часть отвечает за удовольствие?

«Да».

- Она конфликтует с частью, отвечающей за безопасность?

«Нет».

- Есть ли часть, которая мне мешает стать богатым?

«Не знаю».

Следующие варианты - создание сознательно-бессознательного интерфейса.

Внутренние ощущения

Для начала желательно войти хотя бы в лёгкий транс - это не сложно, вы постоянно это делаете. Например, в метро (автобусе, электричке) почти все, когда садятся, демонстрируют хороший глубокий транс со всеми признаками: расфокусированный взгляд, застывшее лицо, расслабленное дыхание. Так что просто представьте, что вы в метро.

Так же в трансе находятся люди, которые что-то смотрят или читают в смартфоне. Аналогично - представьте, что вы что-то смотрите или читаете в смарфоне.

Вариант со смартфоном можно использовать и для общения с бессознательным - но об этом чуть позже.

Можно вспомнить себя в предсонном состоянии - уже не бодрствуешь, но ещё не заснул.

Или сядьте удобно, расслабьтесь, слегка расфокусируйте взгляд. Сосредоточьтесь на своих выдохах, просто считайте их: один, два, три… Скорее всего вы уже в трансе.

Или закройте глаза и представьте, как вы находитесь в каком-то приятном для вас месте - вот вы идёте по лесу или лежите на берегу моря. Осмотритесь вокруг, прислушайтесь к шуму ветра…

Короче, расслабьтесь и успокойтесь. Скорее всего этого вполне хватит.

Самый простой способ общаться с частью - внимательно калибровать внутренние ощущения, образы, звуки.

От варианта с самокалибровкой не жутко сильно отличается. Но здесь вы уже общаетесь с частью.

- Как будет «да»?

- Как будет «нет»?

- Как будет «не знаю»?

«Да» - тепло в области солнечного сплетения, «нет» - напряжение в животе, «не знаю» - распирание в груди.

«Да» - высокий громкий шум слева, «нет» - низкий шум справа, «не знаю» - щелчки с разных сторон.

Идеомоторные сигналы

Можно более строго - получать сигналы бессознательного через идеомоторный сигнал. В Эриксоновском гипнозе это называется «сигналинг».

Идеомоторика - это переход представления движения в само движение. Визуализируете, что палец двигается - и он начинает двигаться.

Сядьте ровно, положите руки на колени ладонями вверх. Представьте, что лёгкий рывок большим пальцем правой руки «да», а мизинца «нет». Или поворот руки ладонью внутрь «да», а наружу - «нет». А дальше как с ощущениями: задаёте себе вопрос и получаете ответ.

- Следует ли мне поменять отношение к этому человеку?

Движение мизинца - «нет».

Если не очень уверены или хочется чего-то более «приборного», можно использовать усилители мышечного сигнала: рамки и маятники. Рамка прекрасно делается из согнутой спицы, вставленной одним концом в корпус шариковой ручки. А маятник из гайки (или кольца) и ниточки длиной сантиметров 20-30.

Но можно и купить в специальном магазине. Наверняка навороченная рамка из титанового сплава с ручкой из красного дерева за 5-10 тысяч рублей будет работать лучше. Должна. По крайней мере, многие в это верят.

А дальше всё та же идеомоторика: возьмите рамку в руку за корпус ручки (как на рисунке, но две рамки не обязательно). Попробуйте: положение должно быть такое, чтобы рамка свободно вращалась. Потом закройте глаза и представьте, что она поворачивается направо - скорее всего она и повернётся направо. Потом представьте, что она возвращается в исходное положение. Потом, поворачивается налево. Ну а дальше, как скажете, так и будет: например, поворот направо «да», поворот налево «нет» (или наоборот). Только перед каждым вопросом возвращайте рамку в исходное положение.

С маятником можно играться даже более интересно: он может качаться под разными углами или даже описывать окружность. Так что представьте, что он вращается по часовой стрелке - и он будет вращаться по часовой стрелке. И как выберете: движение вперёд - назад «да», вправо - влево «нет». Или вращение по часовой стрелке «да», а против часовой стрелки «нет». Только, как с рамкой, возвращайте перед вопросом маятник в исходное положение.

Маятники и рамки конечно круто, но я лично предпочитаю калибровать собственные ощущения. В крайнем случае, вывожу сигналы на пальцы или движение головой. Просто найдите наиболее подходящий именно для вас способ контакта с самим собой.
Рамки и маятники - только усилители мышечного сигнала. Ничего эзотерического в нитке с гайкой или согнутой спице, вставленной в корпус от шариковой ручки, увы, нет.

Голос бессознательного

Если в какой-то момент вы поймете, что вы колеблетесь, проявляете неконгруэнтность, откладываете на завтра то, что могли сделать сегодня из нового или нуждаетесь в новых вариантах поведения или скучаете - бросьте взгляд через свое правое плечо и увидите там двух сумасшедших, которые сидят на табуретках и обижают вас.
И как только мы закончим вас обижать, вы сможете задать нам любой вопрос.
И это только один способ, с помощью которого ваше подсознание сможет предоставить вам весь тот материал, который был выучен и репрезентирован на этом семинаре.

Ричард Бендлер, Джон Гриндер «Из лягушек в принцы»

Есть способ, как можно научиться общаться со свои бессознательным полноценно - получать не только сигналы «да» и «нет», но и развёрнутые ответы. Сделать это для многих довольно просто - скорее всего «голос бессознательного» у вас уже есть, но вы либо его не замечаете, либо не выделяете среди остальных «внутренних голосов».

Для начала, спросите у своего бессознательного что-нибудь довольно простое - вопрос должен быть закрытым, то есть таким, на который возможны только ответы «да» и «нет»:

- Моя правая рука тёплая?

- Волга впадает в Каспийское море?

- Я хочу сейчас выпить кофе?

И постарайтесь получить ответ в аудиальном или аудиально-дигитальном канале. То есть услышать «да» или «нет» (или «не знаю»).

Дальше всё просто - вам нужно установить субмодальные отличия этого голоса бессознательного от других внутренних голосов. Например, голос бессознательного: тихий, глухой, исходит из центральной части головы, медленный, сопровождается характерным чувством расслабления во лбу. Внутренний диалог (обычно там тоже есть различия между «голосами», но это сейчас не принципиально): громкий, стерео, звук идёт «снаружи», звонкий, чёткий.

А теперь можно позадавать уже открытые вопросы:

- Что мне завтра стоит одеть?

- Как я отношусь к Сергею Ивановичу?

- С кем мне встретить Новый год?

Как я уже писал, хорошо, если при этом вы будете в лёгком трансе.

Можно использовать для общения не голос, а текст. Для некоторых это даже проще, чем работать с голосом. Представьте себе школьную доску (или что угодно другое, на чём можно писать: лист бумаги, стену, экран), задайте вопрос «бессознательному» и попросите вывести ответ в виде надписи «да» или «нет» на доске. Определите субмодальные отличия того, как пишете вы и как пишет бессознательное: шрифт, цвет, яркость, размер, наклон текста...

Возможно, вам удобнее будет представить переписку на смартфоне: вот пишите вы, вот пишет бессознательное.

Потом попросите писать не просто «да», а «точно», «конечно» и тому подобное.

И переходим к «открытым» вопросам - ответы будут написаны на доске/бумаге/экране смартфона.

Виды переговоров

Вспомним виды переговоров - они нам здесь пригодятся.

 

Разделение контекстов: переговоры о границах, чаще всего о разграничении ответственности.

Взаимная выгода: что мы полезного можем дать друг другу.

Более важное: ищется что-то гораздо более важное, чем нынешний конфликт (если есть конфликт), или то, ради чего стоит отложить разногласия.

Если удобно описать проблемную ситуацию, как конфликт частей, то в зависимости от типа переговоров получаем разные техники:

«Разделение контекстов» - техника «Договор частей».

«Взаимная выгода» и «более важное» - техника «Интеграция конфликтующих частей».

И «Договор частей», и «Интеграция конфликтующих частей» - это техники для ситуаций, которые можно описать как состояние внутреннего конфликта. «С одной стороны пора вставать, с другой - хочется ещё поспать», «надо бы сходить на фитнес, но хочется отдохнуть», «такая вкусная булочка, но надо заботиться о фигуре»... Когда человека одновременно тянет в разные стороны. При этом обе части личности должны находиться на одном уровне власти. Если одна часть победила - человек ни разу так и не пошёл на фитнес, всё время просыпает, ест все булочки подряд, - договариваться со своим оппонентом ей смысла нет. В таком случае описывать ситуацию как внутренний конфликт неудобно.

Техника «Договор частей»

У Киссинджера спрашивают: «Мистер Киссинджер, разъясните пожалуйста суть челночной политики».
- Ну, допустим, надо женить простого сибирского мужика на дочке Рокфеллера.
- Так это же невозможно!
- Ну смотрите. Еду я в сибирскую деревню, нахожу там парня и говорю ему:
- Хочешь жениться на американке?
- Да зачем, у нас и своих девушек хватает.
- А если это будет дочка Рокфеллера?
- О-о-о, это меняет дело!
Далее я еду на заседание правления швейцарского банка:
- Вы хотите иметь своим председателем простого сибирского мужика?
- А зачем он нам?
- А если он будет зятем Рокфеллера?
- О-о-о, это меняет дело!
Затем я еду к Рокфеллеру:
- Мистер Рокфеллер, я вашей дочке жениха нашел, это простой, ядрёный сибирский мужик.
- Да вы понимаете, в нашей семье все финансисты...
- А если при этом он председатель правления швейцарского банка?
- О-о-о, это меняет дело! Дочка, дочка, тебе мистер Киссинджер жениха нашел! Он председатель правления швейцарского банка!
Дочка:
- Да ну, эти финансисты все импотенты!
Киссинджер:
- А если при этом он ядрёный сибирский мужик?
- О-о-о, это меняет дело!

«Договор частей» - довольно быстрая и забавная техника. В большинстве случаев её можно сделать самому себе и даже получить результат. Описание техники на примере довольно типичной ситуации: трудного утреннего подъёма.

Как легко вставать по утрам

- Когда утром я слышу звук будильника, мне кажется, что в меня выстрелили.
- И вы вскакиваете?
- Нет, лежу как убитый!

Бывает так, что вам тяжело вставать по утрам? Звенит будильник, вы его прихлопываете и после этого начинается самое интересное. Если вы встали, то ваши глаза слипаются, голова тяжёлая и движения замедленные. Если вы остаётесь лежать, вас начинают мучить мысли о долге, работе, необходимости и прочих неприятных вещах.

Похоже? Тогда с высокой долей вероятности техника, которая будет описана дальше, вам может помочь. Она так же может помочь в ситуации:

- Надо делать уроки, но не хочется.

- Надо вымыть пол, но что-то всё время мешает.

- Не могу заставить себя сходить в магазин.

Короче - в ситуации внутреннего конфликта.

Что будет после

Вы уберёте внутренний конфликт. Например, после звонка будильника, вы можете спокойно полежать 3-5 минут, а потом бодро встать и отправиться просматривать свою ленту ВКонтакте. То есть пока вы спокойно лежите, вы продолжаете отдыхать и не занимаетесь самомучениями, а если вы встали, то вы находитесь во вполне бодром состоянии.

Как это работает

Хороший способ описать трудности вставания по утрам - это представить себе, что существуют две важные и нужные части, которые мешают друг другу. Одна часть, ответственная за комфорт (удобство, отдых - выясняйте намерение) хочет, чтобы вы продолжали отдыхать. Вторая часть, ответственная за развитие (долг, успех в жизни) считает, что вам пора вставать.

Если вы после звонка будильника продолжаете лежать, в голове появляется голос: «Пора вставать. Пора на работу. Ты опоздаешь.» Или что-то в этому духе. Может быть вместо бубнёжки эта часть, заделавшись режиссёром фильмов ужасов, начинает крутить свои короткометражки: как злится начальник, как осуждают сослуживцы, как не дают премии, как выгоняют с работы...

Если вы поддаётесь испугу и встаёте, обижается часть, ответственная за отдых. Она не столь хороший режиссёр, зато прекрасный гипнотизёр. Начинается наведение глубокого транса: слипаются глаза, дыхание становится более глубоким, в голове мутно и тяжело.

Позиция незавидная. Встал - обижается часть, ответственная за комфорт, - остался лежать - часть, ответственная за успех.

В шахматах такая позиция называется цугцванг - любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.

Вот это он и есть - внутренний конфликт. Есть две части, у каждой важная и полезная цель, но они мешают друг другу. И вам придётся выступить посредником между ними и помочь им договориться.

По шагам

1. Формулировка противоречия

Сначала определите противоречие: кто кому мешает. В случае вставания по утрам, обычно конфликтуют часть, ответственная за комфорт, и часть, ответственная за успех (ответственность, обеспеченность).

2. Имена и намерения частей

Дайте каждой части имя. Например, часть, которая хочет спать дальше, вы можете назвать «Отдых», а часть, которая хочет вас поднять с дивана - «Успех».

Названия всех частей должны быть либо нейтральными, либо позитивными.

Установите контакт с этими частями личности и выясните, взаимно ли они мешают друг другу? То есть «Отдых» мешает «Успеху», а «Успех» - «Отдыху».

Как устанавливать контакт с частями написано выше.

- Уважаемая часть «Отдых», мешает ли вам часть «Успех»?

- Уважаемая часть «Успех», мешает ли вам часть «Отдых»?

Если вы на каждый вопрос получите ответ «Да» - идём дальше.

Если этот процесс не взаимный - часть «Отдых» мешает части «Успех», а та ему нет, - то данная техника не подойдёт. Но есть ещё много других техник!

3. Соглашение

Спросите последовательно у частей:

- Согласна ли часть «Успех» не мешать части «Отдых», если та не будет мешать ей?

- Согласна ли часть «Отдых» не мешать части «Успех», если та не будет мешать ей?

Если вы получили два ответа «Да» - идём дальше.

Если нет - попробуйте уточнить причины отказа.

4. Взятие обязательств

- Берёт ли на себя часть «Успех» обязательство не мешать части «Отдых», при условии что та не будет мешать ей?

- Берёт ли на себя часть «Отдых» обязательство не мешать части «Успех», при условии что та не будет мешать ей?

Возможно вы не сразу получите согласие. Какая-то часть может не согласна утвердить договор «навсегда», но готова попробовать в течении месяца или недели.

5. Экологическая проверка

Выясните, есть ли другие части, которые имеют что-то против этого договора. Если да, то вернитесь на предыдущий шаг и переформулируйте договор так, чтобы учесть интересы и этих частей тоже.

6. Проверка и привязка к будущему

Представьте себя со стороны, как вы теперь встаёте утром: завтра, через неделю, месяц. Что изменилось? Устраивает ли вас полученный результат? Если вас не устраивают изменения - вернитесь на третий шаг и ещё раз проработайте возражения.

Демонстрация

Оператор: - Кому тяжело вставать по утрам? Ого! Я так вижу этот внутренний конфликт можно считать классическим. У вас есть прекрасная возможность прямо сейчас с ним разобраться. Хорошо, Дима. Опиши свою ситуацию.

Клиент: - Как и говорилось - тяжело вставать по утрам.

О: - А в чём это выражается.

К: - После звонка будильника я очень долго лежу, мучаюсь, и только когда становится совсем плохо - встаю.

О: - А чего бы тебе хотелось в этой ситуации?

К: - Чтобы это происходило побыстрее.

О: - Побыстрее? То есть чтобы ты мучился меньшее количество времени, но более интенсивно? Это можно устроить. Хочешь сделаем так, что ты каждое утро будешь просыпаться в холодном поту от ужаса, что ты можешь опоздать?

К: - Нет (смеётся)! Наверно я хочу чтобы это происходило быстро и легко.

О: - Вот это уже лучше. Хорошо. Дима, с одной стороны, тебе хочется поваляться, а с другой - пойти на работу?

К: - Если поваляться хочется, то на работу просто надо.

О: - Да, извечный конфликт между долгом и удовольствием. Но долг, в конце концов, побеждает?

К: - Вставать то я встаю, но остаюсь очень долго сонный. И сам процесс уж очень неприятный.

О: - То есть ты там для усиления чувства долга завёл небольшой кинотеатрик фильмов ужасов? Или пока ограничился только радиовещанием?

К: - И то, и то. Сначала я себе просто говорю, что «пора вставать». Потом, если не встаю, я уже начинаю визуализировать те проблемы, которые могут возникнуть, если я прямо сейчас не встану.

О: - Итак, одна часть, если ты не делаешь то что ей нужно, тебя пугает, а вторая делает сонным. И это происходит всегда?

К: - Нет, если я высплюсь, то встаю быстро.

О: - Хорошо. Как они действуют уже понятно. Давай им дадим имена. Только нейтральные.

К: - Хорошо, пусть одна будет «Сонной» частью, а вторая «Ответственной».

О: - Мне кажется что это не очень нейтральные имена. Попробуй ещё раз.

К: - Та, которая делает меня сонным - «А», а которая заставляет встать - «Б».

О: - А они с этим согласны?

К: - М-м-м. «А» согласна, а вторая против.

О: - Придумай ей другое имя.

К: - Первая.

О: - Она согласна?

К: - М-м-м… Да, согласна.

О: - Давай теперь подумаем, какие важные для тебя цели преследуют эти части? Каковы их намерения?

К: - Часть «А» хочет, чтобы я выспался.

О: - А что тебе это даст?

К: - Я буду чувствовать себя комфортно.

О: - Итак, её намерение комфорт?

К: - Да.

О: - Это важное для тебя намерение?

К: - Конечно!

О: - Замечательно. А каково намерение «Первой» части?

К: - Долг? Нет. Скорее, прийти на работу вовремя.

О: - А зачем тебе приходить на работу вовремя?

К: - Если я прихожу на работу вовремя, это означает, что я ответственно отношусь к своим обязанностям.

О: - То есть намерение «Первой части» - ответственно относится к своим обязанностям?

К: - Да.

О: - Это важное для тебя намерение?

К: - Ну-у-у. С одной стороны…

О: - Хорошо. А зачем тебе ответственно относится к своим обязанностям?

К: - Если я ответственно отношусь к своим обязанностям, то я могу многого добиться в жизни.

О: - А это важно для тебя?

К: - Многого добиться в жизни? Конечно, да!

О: - Хорошо. Спроси теперь часть «А», мешает ли ей «Первая» часть реализовывать её намерение?

К: - Да!

О: - А теперь спроси у «Первой» части, мешает ли ей часть «А» реализовывать её намерение?

К: - М-м-м. Да.

О: - Отлично. Спроси: «Согласна ли часть «А» не мешать «Первой» части, с условием что та не будет мешать ей?»

К: - Да.

О: - Хорошо. «Согласна ли «Первая» часть не мешать части «А», с условием что та не будет мешать ей?»

К: - Да.

О: - Отлично. Спроси: «Берёт ли на себя часть «А» обязательство не мешать «Первой» части, с условием, что та не будет мешать ей?»

К: - Да.

О: - «Берет ли на себя ответственность «Первая» часть не мешать части «А», с условием что та не будет мешать ей?»

К: - М-м-м. Она сомневается.

О: - В чём именно?

К: - Она не хочет брать на себя ответственность не попробовав и надолго.

О: - Предложи им попробовать в течении, например, месяца.

К: - М-м-м. Не месяц, но две недели.

О: - Хорошо. Итак, согласна ли «Первая» часть не мешать части «А», с условием, что та не будет мешать ей, в течении двух недель?

К: - Да.

О: - А согласна ли часть «А» не мешать «Первой» части, с условием что та не станет мешать ей, в течении двух недель?

К: - Да. Хотя ей хотелось бы большего.

О: - Хорошо. Устроит ли их такой вариант: они придерживаются этого договора две недели и, если их всё устраивает, договор продлевается на неопределённое время? Если же будут проблемы, то ты обязуешься поработать с ними ещё?

К: - Да, они согласны.

О: - А ты?

К: - Да, обещаю поработать, если что-то будет не так.

О: - Замечательно. А теперь обратись внутрь себя и спроси, есть ли какие-либо части, которые против этого договора?

К: - Вроде нет.

О: - Посмотри в своё будущее и представь, как Дима будет теперь вставать по утрам - завтра, через неделю, через месяц?

К: - О-о-о. Хорошо. Он там немного лежит, потом быстро встаёт. Правда про то, как я встаю через месяц, картинка какая-то неясная.

О: - Ну так ты же дал им две недели на пробу. Хорошо. Тебя устраивает то, что получилось?

К: - Да, вполне.

О: - Спасибо.

Вопросы

- Какая область применения данной техники?

Если есть внутренний конфликт и обе части мешают друг другу. Например: как только сяду за диплом, тут же есть хочется, только сяду есть - о дипломе думаю.

- А если части не мешают друг другу?

Тогда эта техника не сработает. Следует сделать что-то другое, например «Шестишаговый рефрейминг» или «Взмах». Хотя иногда можно выкрутиться. Была у меня одна клиентка. Первая часть мешала второй, а та в ответ ничего не могла противопоставить. Я тогда просто спросил: «Есть ли части, которые могут научить «Вторую» часть, как мешать «Первой»? Такая часть нашлась, и все быстренько договорились.

- А как узнать, что есть две части которые мешают друг другу?

Хороший признак - это последовательная неконгруэнтность - когда только собираешься выйти за дверь, тут же думаешь, что стоило бы сначала поесть, только собираешься поесть - тут же думаешь, что «чёрт с ним, пора идти». Дошёл до двери - вернулся поесть. Шаг туда, шаг обратно.

- А если просто возвращаешься и ешь?

Тогда одна мешает, а вторая нет. Или вообще конфликта нет - просто человек мог что-то забыть.

- Всегда ли нужно так тщательно прояснять ситуацию?

Не всегда, но желательно - договариваются же не только эти две части, но и сознание тоже. Ему обычно хочется понять, как там это всё работает и решить, приемлемо ли это для него. Иногда можно обойтись и без этого, но, если время позволяет, лучше помочь Клиенту осознать, как это там всё у него происходит. Здесь, на мой взгляд, это может быть полезным.

- Почему не выясняли у Клиента, как он узнаёт ответы?

Я видел, что ответы достаточно конгруэнтны. И я замечал эти ответы раньше него. Часто совершенно не обязательно формализовать такой процесс - достаточно сенсорного подтверждения, что всё идёт нормально. Вытащить то, как Клиент получает доступ к этой информации (или помочь ему это организовать) полезно, если вы видите, что он сомневается в точности ответа или вообще не понимает, как это сделать. Кстати, какие внешние признаки были, когда Дима общался с частью «А» и как выглядели ответы?

- Он наклонял голову направо вниз, дышал глубже, немного сутулился.

- Когда был ответ «Да» Дима делал глубокий вдох и согласно кивал. Если «Нет» - он отклонялся назад, отрицательно покачивал головой и хмурился. Да, ещё при этом задерживал дыхание.

А какие внешние признаки были при общении с «Первой» частью?

- Голова прямо, дыхание более поверхностное, глаза прямо - вверх.

- Когда «Да» Дима смотрел перед собой и часто кивал, когда «Нет» - голова была повёрнута чуть вправо и было отрицательное кивание.

- Почему при выяснении намерения перешли не остановились на «приходить на работу вовремя», а пошли дальше?

Когда он говорил о нём, он был несколько неконгруэнтен - я предположил, что это намерение не слишком приемлемо для Димы. В этой технике намерение выясняется, в том числе и для сознания - чтобы оно было в курсе и согласилось с тем, что это намерение приемлемо. Если вы видите, что это не совсем так, поднимитесь ещё на одну ступеньку вверх.

- Зачем здесь сначала выясняется согласие, а потом берётся обязательство?

Потому что согласиться с тем, что это делать хорошо, и обязаться делать это - разные вещи. Кто согласен с тем, что обливаться ледяной водой по утрам полезно для здоровья? А кто берёт на себя обязательство делать это каждое утро? Понятна разница?

- Почему тогда «Первая» часть не захотела вначале брать на себя обязательства?

Точно я не знаю, но могу предположить. Для неё это могло означать, что она берёт на себя обязательства навсегда. Возможно, ей нужно больше гибкости в этом вопросе и она хотела бы сначала попробовать. Но это только предположение.

По моему опыту, если части не берут на себя обязательство, это связано обычно с двумя вещами: они не уверены, что получится или не уверены в том, что вторая сторона будет выполнять условия договора. Первый вариант мы уже разобрали, а во втором варианте можно просто объяснить сомневающейся части, что в случае несоблюдения договора она имеет полное право принять адекватные меры. Например, расторгнуть договор.

- Что делать если части, даже после всех уговоров, не берут на себя обязательства?

Выясните, что собственно части не устраивает. Это простая работа с возражениями. Вам нужно вытащить их все до того, как договор будет подписан. Но, если договориться не получается - просто сделайте другую технику.

- Насколько часто возражают другие части против договора?

По моему опыту, очень редко. Ведь здесь просто договариваются две части между собой. Но проверить стоит. Если же это произойдёт - вылезет какая-то часть - то вам стоит вернуться и переформулировать договор, с «учётом интересов».

Техника «Интеграция конфликтующих частей»

Следующая техника разрешения внутреннего конфликта - «Интеграция конфликтующих частей». В ней, как и в «Договоре частей», проблема описывается как конфликт между частями. Но здесь наша задача эти конфликтующие части не развести по разным углам, а объединить в одну - проинтегрировать.

Есть два варианта этой техники - они отличаются только шагом 3.

«Переговоры о принципах»

В данном варианте техники мы ищем какое-то объединяющее обе части намерение. Так как намерения образуют иерархию, обычно, если забраться достаточно «высоко», мы обязательно найдём что-то очень важное одновременно для обеих частей. А после этого, так как они вроде бы стремятся к одному и тому же, им можно предложить объединиться.

«Поиск взаимной выгоды»

Здесь же мы просто определяем, чем части могут быть полезны друг другу. Или чему могут научить друг друга. После этого можно их вполне эффективно проинтегрировать.

По шагам

Напоминаю, что так как переговариваться можно только «на одном уровне власти», работать это будет только если одна из частей ещё окончательно не победила. То есть, то делаю - то не делаю; иногда я с этим справляюсь, а иногда бросаю; иногда могу себя заставить, а иногда нет. Например: иногда хожу в спортзал, а иногда ленюсь; иногда могу заставить себя не есть торт, а иногда не могу; то справляюсь с собой и сажусь писать статью, а то откладываю и откладываю.

1. Противоречие

Определите конфликт:

- С одной стороны я хочу А, с другой - Б.

- Утром хочется ещё поваляться, но надо идти на работу.

- Надо заниматься спортом, но хочется посмотреть телевизор.

2 Определение конфликтующих частей

Определите части, ответственные за каждое поведение/желание.

Для каждой части найдите:

  • Подходящую руку.
  • Имя.
  • Образ.
  • Характерную фразу.

Например: трудно вставать по утрам.

«С одной стороны надо идти на работу, с другой стороны ещё хочется поваляться».

Часть А

  • Правая рука.
  • «Комфортная» часть.
  • Серое облако.
  • «Давай ещё поваляемся».

Часть Б

  • Левая рука.
  • «Настойчивая» часть.
  • Серебристый шар.
  • «Надо вставать».

Выставьте руки, согнутые в локтях, перед собой. Расстояние между ладонями сантиметров 40-50. Положите образы частей в соответствующие ладони - образ части А в ладонь правой руки, образ части Б в ладонь левой руки.

3. Поиск общего намерения: «переговоры о принципах»

Выясните намерение каждой части. Задавайте вопросы каждой части до тех пор, пока не определите общее намерение.

  • Зачем тебе [это] нужно?
  • Что тебе [это] даст?
  • Какой в [этом] смысл?
[это] : намерение из предшествующего шага

3. Чем можем быть полезны друг другу: «поиск взаимной выгоды»

Поочерёдно встаньте на место каждой части и оцените, чем полезна может быть другая часть.

Например, другая часть может научить чему-то полезному, или она необходима для достижения цели, или её намерение дополняет ваше.

На практике, «переговоры о принципах» легко переходят в «поиск взаимной выгоды» и наоборот.

4. Интеграция частей

Предложите частям объединится в единое целое для достижения общего намерения или для «дополнения» друг друга. Если согласие достигнуто, начинайте медленно сводить руки и в конце сожмите ладони. Подержите их сжатыми около минуты.

5. Новая часть

Посмотрите, что у вас получилось после интеграции. Для получившейся части определите:

намерение (если оно не выяснилось в процессе техники);

  • имя;
  • образ;
  • характерную фразу.

Например:

  • Свобода.
  • «Действующая часть».
  • Серебристое облако.
  • «Сделай выбор и действуй!»

6. Экологическая проверка

Спросите себя: «Есть ли часть, которая против того, чтобы я проинтегрировался с этой новой частью?»

Если такая часть есть, то вы возвращаетесь на первый шаг и проходите весь процесс ещё раз с «новой» частью, и с частью «которая против».

7. Интеграция с новой частью

Проинтегрируйтесь с новой частью. Например, втолкните образ новой части в тело или представьте, что он втекает в вас.

8. Привязка к будущему

Представьте не менее трех ситуаций, где раньше бы проявлялось нежелательное поведение, в будущем и посмотрите, как вы теперь там себя ведете.

Вопросы

- Чем эта техника отличается от «Визуального сдавливания»?

В «Визуальном сдавливании» мы интегрируем состояния. Здесь же мы работаем на уровне ценностей и целей - поэтому «Интеграция конфликтующих частей» позволяет работать с более сложными проблемами.

- Зачем всё усложнять, если есть «Договор частей»?

В технике «Договор частей» есть важный ограничение - обе части должны мешать друг другу. Здесь такого нет. К тому же здесь есть идея интеграции, объединения в единое целое - для многих она хорошо работает.

- Сколько нужно держать ладони сжатыми?

До интеграции. Внутренне - когда заметите, что состояние «устаканилось». Внешне - когда клиент расслабится и станет более симметричным: поза, мимика, движения. Обычно для этого хватает минуты - так что можно и просто выходить «по времени»

- Как подбирать образы проблемных частей?

Во-первых, здесь нет проблемных, плохих и хороших частей. Здесь только пара очень полезных и ответственных частей, которым нужно помочь разрешить конфликт. Если вы работаете с этой техникой, думайте именно таким образом. Все части хорошие, у них очень полезные и важные намерения - просто нужно им помочь найти более приемлемые варианты поведения.

Во-вторых, по поводу образа. Я держу в голове то, что в конце эти образы надо интегрировать. Что хорошего может получиться от интеграции облачка и чугунного шара? Или ведра помоев и одуванчика? Лучше не создавать проблем и предложить Клиенту подобрать более подходящий образ. Точно так же с именами. Если на одной руке «Великая Любовь», а на другой - «Вонючий Никому Ненужный Придурок», - что получится после интеграции? И удастся ли их в таком виде проинтегрировать?

- В каком случае лучше искать общее намерение, а в каком - выяснять какие ресурсы одна часть может дать другой?

Мы просто ищем что-то общее, что может объединить эти части. Если вы идёте по цепочке намерений каждой части и находите общие слова - то здесь удобнее искать общее намерение. Если же из контекста вам кажется, что части могут друг друга чем-то дополнить или чему-то друг друга научить - переходите к переговорам «о взаимной выгоде». Но чёткого разделения нет. Например, у одной части намерение «уверенность», и у второй «уверенность». Но у первой «уверенность в себе», а у второй «уверенность в будущем» - и здесь мы можем предложить клиенту либо мысль о том что «эти части дополняют друг друга», либо мысль о том, что «обе части стремятся к общей цели».

Я помню работал с клиентом, у него на одной цепочке намерений был отдых, на другой успешная работа. Я ему говорю: «Ну так успешно работать без отдыха ведь не получится. Да и после успешной работы отдохнуть приятно. То есть они дополняют друг друга?» И он согласился.

Был случай, когда клиент называл в обоих цепочках намерение «комфорт». Но при этом сообщает, что комфорт совершенно разный: «один такой дискретный, а второй - аналоговый». Не знаю, что это обозначало для него, но эти комфорты друг друга не дополняли. Пошли искать дальше. Часто это просто метод «научного тыка» - если не получилось, предлагаем другой вариант.

Демонстрации

Как начать отдыхать: поиск взаимной выгоды

О: - Хорошо, Андрей. Какая у тебя проблема?

К: - Я никак не могу нормально отдохнуть.

О: - А что тебе мешает?

К: - Да всё время думаю о делах. Я понимаю, что нужно отдыхать, но столько дел.

О: - То есть ты вообще не отдыхаешь?

К: - Ну почему! Отдыхаю. Но как-то урывками и всё время с мыслью о делах.

О: - А ты хотел бы отдыхать больше?

К: - Может не столько больше, сколько качественней. Так, чтобы расслабиться и больше ни о чём не думать.

О: - А когда ты работаешь, ты об отдыхе думаешь?

К: - На работе - нет. А когда домой прихожу - часто ругаю себя за то, что вместо отдыха тут же начинаю что-то делать.

О: - Хорошо. Давай сейчас попробуем решить эту твою проблему. Можно ли её сформулировать так: «хочется отдохнуть полноценно, но мешают мысли о делах»?

К: - Так оно и есть.

О: - Теперь представим, что у тебя есть две конфликтующие части: одна ответственна за отдых, вторая - за дела. Похоже?

К: - Да, похоже, что так.

О: - Отлично. Теперь для каждой части нам нужно подобрать образ, имя, лозунг и подходящую руку.

К: - Ответственная за отдых, я бы её назвала «Кот» - лежит такой, отдыхает. Образ: такой черный гладкий здоровенный зверь, лежит на диване. Лозунг: «Давай поваляемся, мур-р!» Рука правая. Теперь часть ответственная за дела: такой мужичок в спецовке, с инструментами на поясе, всё время что-то чинит. Имя - «Работяга». Лозунг: «Надо заниматься делом!» Рука - левая.

О: - Хорошо. А какие намерения у каждой из этих частей?

К: - С «Котом» всё понятно - комфорт. А «Работяга» стремится успеть сделать всё. Чтобы проблем не было. Намерение - избегание проблем.

О: - Что он получает, избегая проблемы?

К: - Хм… К успеху, наверно. Для того, чтобы быть успешным, надо научиться решать проблемы.

О: - Итак. Намерение «Кота» - комфорт, «Работяги» - успех. Правильно?

К: - Да, вполне.

О: - А теперь мысленно встань на место «Кота» и подумай, чему может тебя, как «Кота», научить «Работяга»?

К: - Целеустремлённости и активности. Активно действовать в нужном направлении.

О: - Это важно для тебя, как «Кота»?

К: - Да, вполне.

О: - Есть ли ещё что-то достаточно важное, чему «Работяга» может научить «Кота»?

К: - Нет, это всё.

О: - Хорошо. Теперь встань на место «Работяги». Чему тебя, как «Работягу», может научить «Кот»?

К: - Цельности. Как вы бы сказали - конгруэнтности. Умению целиком погрузиться в состояние.

О: - Это важно для тебя, как «Работяги»?

К: - Очень.

О: - Есть ли ещё что-то достаточно важное, чему «Кот» может научить «Работягу»?

К: - Нет.

О: - Теперь ты можешь соединить свои руки и разрешить этим частям объединится, стать единым целым.

К: - Да, у меня получилось.

О: - Что у тебя получилось? Что там за новая часть образовалась?

К: - Я бы назвал её «Гармоничный человек». Он чётко знает, когда что-то делать, а когда стоит отдохнуть. При чём и то, и то, он делает достаточно эффективно.

О: - А как эта часть выглядит?

К: - Парень в джинсах, в модной футболке с плеером и портфелем в руках. Собранный такой.

О: - А какое намерение у «Гармоничного человека».

К: - Ну это понятно - гармония, целостность.

О: - Отлично. А теперь спроси себя: «Есть ли внутри тебя части, которые против того, чтобы ты проинтегрировался с этой новой частью «Гармоничный человек»?

К: - Таких частей нет.

О: - Тогда возьми в себя эту новую часть, проинтегрируйся с нею.

К: - Да.

О: - Что у тебя получилось?

К: - Какой-то подъём, ощущение не счастья, но какой-то завершённости. И тепло во всём теле.

О: - А как ты теперь будешь отдыхать?

К: - Если надо - лягу и отдохну. Или музыку послушаю. Можно фильм посмотреть, можно книгу почитать. Что хочется - то и делаю.

О: - А дела?

К: - Ну так это когда нужные дела сделал. Во! Теперь буду делать только то, что действительно нужно.

О: - Это то, что ты хотел?

К: - Да, вполне.

О: - Спасибо.

Как похудеть: переговоры о принципах

Оператор: - Итак, Ольга. С чем ты хочешь поработать?

Клиент: - Я не могу похудеть.

О: - Худеть - это как-то неопределённо. Что именно ты делаешь? И что у тебя не получается?

К: - Я совершенно не могу с собой справиться. Cоберусь сесть на диету, выдерживаю день - а потом как с цепи срываюсь. Ем в три раза больше, чем обычно. А если собираюсь пойти в спортзал - тут же такая лень нападает.

О: - Да, в такой ситуации трудно сбросить лишний вес. А твой вес держится на одном уровне, растёт, а может медленно уменьшается?

К: - За последний год практически не изменился. То есть если я стараюсь - уменьшается, но потом восстанавливается.

О: - И сколько ты хочешь сбросить?

К: - Килограмм пять - семь.

О: - Хорошо. Правильно ли я понимаю, что твою ситуацию можно охарактеризовать так: «Я хочу сбросить лишний вес, но что-то мне мешает»?

К: - Да.

О: - Можно сказать, что у тебя есть часть, отвечающая за полноту и часть, которая хочет, чтобы ты стала более стройной?

К: - Да, наверно так.

О: - Выстави пожалуйста руки перед собой. С какой рукой у тебя больше ассоциируется часть, отвечающая за полноту?

К: - Я даже не знаю…

О: - Выбери любую.

К: - Тогда с левой.

О: - Соответственно, на правой у нас будет часть, отвечающая за стройность?

К: - Получается что так.

О: - Хорошо. А теперь мне бы хотелось, чтобы ты придумала образ для части отвечающей за стройность.

К: - Это что-то лёгкое такое. Облачко. Белое.

О: - А какое бы ты её назвала. Имя должно быть нейтральным.

К: - Пусть будет «Белое Облако».

О: - Придумай ей лозунг. Фразу, максимально точно её характеризующую. Слоган. «Ты самая обаятельная и привлекательная» или «вперёд к победе».

К: - Слоган? Что-то вроде «нравиться». Или… «Следи за собой». Да. «Следи за собой».

О: - И ещё нужно определить её намерение. Чего она для тебя хочет? К чему стремиться?

К: - Чтобы я стала стройной.

О: - А зачем тебе быть стройной?

К: - Ну как! Это же… Я буду более привлекательной.

О: - То есть стройной ты хочешь стать для того, чтобы быть более привлекательной?

К: - Да!

О: - А что ты получишь от своей привлекательности? Что она тебе даст?

К: - Ну как. Комплименты, мужчины внимание обращают.

О: - А зачем тебе, чтобы на тебя обращают внимание и говорят комплименты?

К: - Я чувствую себя более уверенной в себе.

О: - То есть привлекательность тебе нужна для большей уверенности в себе?

К: - Конечно!

О: - Отлично. А теперь давай подумаем о части, которая отвечает за полноту. Ей точно так же нужно придумать образ, имя и лозунг.

К: - Образ. Такой здоровый чугунный шар. Вроде как каторжникам на ногу вешают.

О: - Подбери что-нибудь более нейтральное. Всё-таки у нас сейчас вроде как переговоры, а не военные действия.

К: - Такой маленький чёрный шарик.

О: - Хорошо. А имя?

К: - Та часть у нас «Белое Облако», тогда эта - «Чёрный Шарик».

О: - Теперь придумай лозунг.

К: - «Оставайся на месте».

О: - Отлично! Положи этот «Чёрный Шарик» на левую руку. И подумай, что она для тебя хочет? К чему она стремится?

К: - Только проблемы от неё! Ничего она мне не даёт!

О: - Давай попробуем с другой стороны. Что ты потеряешь, если станешь более стройной?

К: - Мне придётся менять всю одежду. Ещё… Не знаю даже…

О: - Хорошо. Представь себя стройной. Есть ли что-то, что тебя беспокоит?

К: - Муж. Он у меня ревнивый. И возможно будет ревновать. Так он ругается, что я толстая. Но когда я была помоложе и постройней, ревновал ужасно. А сейчас этого практически нет.

О: - Да, мужчины крайне непоследовательные существа. Я сейчас скажу фразу, а ты проверь, насколько она для тебя правильная. «Полнота мне даёт хорошие отношения с мужем».

К: - Близко, но не так. Скорее, «даёт мне большую безопасность».

О: - Получается, что эта часть отвечает за твою безопасность?

К: - Получается, что да!

О: - Я думаю ты согласишься, что безопасность - это действительно важно?

К: - Да, конечно соглашусь!

О: - А что тебе даёт безопасность?

К: - Защищённость.

О: - Хорошо, а зачем тебе защищённость? Что оно тебе даёт?

К: - Это что-то вроде уравновешенности. Спокойствие. Да, спокойствие.

О: - Теперь вернёмся к «Белому Облаку». Что тебе даст уверенность в себе?

К: - Если я буду уверена в себе? Я буду более спокойна.

О: - То есть «Белое Облако» стремится к спокойствию?

К: - Да.

О: - Обрати внимание: и «Чёрный Шарик» и «Белое Облако» стремятся к одному и тому же - к спокойствию.

К: - Это немного разное спокойствие. То, которое даёт защищённость - оно скорее спокойствие сейчас. А то, которое даёт уверенность, это спокойствие за будущее.

О: - То есть они дополняют друг друга?

К: - В общем, да.

О: - То есть эти части стремятся к одной общей цели?

К: - Да, конечно.

О: - Отлично. Спроси их, раз они стремятся к одному и тому же, может им объединиться?

К: - Да, они согласны.

О: - Тогда очень медленно начинай сводить руки. Только действительно медленно. Чтобы это заняло минуту - полторы. Когда руки сойдутся, сожми ладони. И позволь им находиться сжатыми де тех пор, пока не почувствуешь, что всё закончилось.

К: - Всё.

О: - Разведи ладони и посмотри, что там у тебя получилось.

К: - Это похоже на вращающийся шарик. И он состоит из черных и белых кусочков. Или прожилок.

О: - Тогда нужно дать ему имя и придумать лозунг.

К: - Я бы назвала эту часть «Свободная». А лозунг: «Ты можешь быть какой хочешь!»

О: - Обратись внутрь себя и спроси, есть ли части, которые против того, чтобы ты проинтегрировалась с этой «Свободной» частью?

К: - По-моему, нет.

О: - Замечательно, втолкни тогда этот образ в себя, позволь этой «Свободной» части действительно слиться с тобой…

К: - Ой, как хорошо. И мурашки такие по всему телу…

О: - Замечательно. Представь, ты на следующей неделе садишься на диету. Что ты при этом чувствуешь.

К: - Не знаю, как на счёт диеты, но когда я сейчас думаю о еде, у меня такое лёгкое состояние. Раньше, когда я о ней думала, это было… Что-то такое плотное, чем трудно управлять. А сейчас, это так - хочу ем, хочу не ем.

О: - А как на счёт того, чтобы сходить в спортзал?

К: - Без проблем. Хоть сейчас.

О: - А как там на счёт ревности мужа?

К: - Так ведь можно и вместе с ним сходить. Мне кажется, я знаю, как себя вести, чтобы он меня слегка ревновал. Но не слишком. Так, чтобы было веселее.

О: - Отлично. Посмотри тогда в своё будущее. Как будет Ольга через неделю, месяц? Как она будет себя вести?

К: - Вот я на неё смотрю, она такая более подтянутая. Не то, чтобы совсем тощая, но более подтянутая. И энергичная. И более раскованная.

О: - Тебе нравится то, что ты видишь?

К: - Да, очень!

О: - Замечательно. Спасибо.

Шестишаговый рефрейминг

Универсальная техника поиска более эффективных вариантов поведения. То есть практически «совсем универсальная».

Если не знаете, что делать с клиентом - сделайте ему «Шестишаговый рефрейминг».
Один тренер НЛП.

 

В НЛП есть такая базовая пресуппозиция: «Любое поведение – это лучший выбор из имеющихся вариантов».

 

Любое поведение человека, даже самое неэффективное или деструктивное - это лучший из имеющихся у него вариантов для данного контекста.

То есть остальные варианты ещё хуже.

Один из способов решения - найти более эффективные варианты поведения, чтобы расширить этот выбор. Вот именно это и делается в процессе «Шестишагового рефрейминга».

У этой техники довольно интересная история появления. Её автором является Джон Гриндер и вот как он описывает создание техники в книге «Шепот на ветру»:

В четверг в конце дня я прилетел из Европы в аэропорт Сиэтл Такома. Хотя рабочая поездка была напряженной, а сдвиг во времени между Европой и западным берегом США требовал особого внимания, я строил планы на три следующих дня.

Несколькими месяцами раньше я провел черырехдневный семинар для персонала психиатрического госпиталя Сент Поул в Ванкувере (Британская Колумбия). Это была тренировка, специально предназначенная, чтобы предложить точные паттерны и стратегии психиатрам, психиатрическим сестрам и вспомогательному персоналу этого психиатрического учреждения. Первоначальная тренировка была хорошо принята и было заключено соглашение, что участники семинара в течение нескольких следующих месяцев включат предложенные им паттерны в свою работу. Я должен был вернуться, чтобы провести в течение одного дня демонстрации, работая с хроническими шизофрениками из «тяжелых» палат, а затем в течение двухдневной тренировки объяснять, что я делал во время демонстраций, и помогать персоналу в уяснении их собственного опыта за последние месяцы.

Я арендовал машину в аэропорту, приехал в Ванкувер и остановился в гостинице. Я чувствовал некоторое расстройство и решил как следует выспаться, чтобы быть свежим на следующий день в начале работы. Но когда я проснулся утром, я почувствовал себя неважно. У меня была температура 104 градуса (104 градуса по Фаренгейту - это 40 градусов по Цельсию), и хотя не было застойных явлений, я почувствовал симптомы пневмонии. Я быстро оценил ситуацию и решил, что самым эффективным выходом было заключить соглашение с моим подсознанием.

Я сказал ему: «Мне нужна твоя помощь, и вот что я предлагаю. Мое поведение будет полностью в твоих руках. Я прошу тебя сделать так, чтобы мы всё исполнили во время демонстрации на самом высоком уровне, поскольку все эти сотрудники, как и их клиенты, заслуживают лучшего, что мы можем предложить. Я обещаю взамен этого, что как только окончится рабочий день, я пойду прямо в гостиницу, пропущу пару стопок бренди, лягу спать и прогоню потом эту лихорадку.»

День прошел быстро, как все дни, когда не действует сознание. Потом я узнал из разговоров с участниками, что я работал в течение этого дня с пятью различными шизофрениками, и, по крайней мере по мнению участников, с высокими результатами. Должен сознаться, что до сего времени у меня нет сознательного доступа ни к одному событию того дня, за исключением двух перерывов (кофе и еда в полдень), когда я в некоторой степени сознавал мое окружение. Я проверил это, спросив мое подсознание, как мы все это делали. Ответ последовал немедленно:

- Замолчи! Этим занимаюсь я.

Соблюдая сознательную часть сделки, я сразу же после рабочего дня отправился в гостиницу, проглотил пару стопок бренди и свалился спать в сладком забытьи. На утро я проснулся с прекрасным самочувствием после тринадцати часов сна, основательно пропотев. Во время завтрака я стал обдумывать задачи предстоявшего дня - то есть объяснение паттернов, использованных мной накануне в работе с хроническими больными. И только в этот момент я осознал, что у меня не было абсолютно никакого сознательного доступа к тому, что я делал.8

Поэтому я решил придти в тренировочную комнату раньше и провести с участниками неформальную беседу, задавая им следующие вопросы:

Какую из демонстраций вы считаете самой интересной?

Что удивило вас в этой демонстрации?

Какие конкретные взаимодействия между мной и пациентом показались вам самыми загадочными?

Почему именно вы считаете их загадочными?

Добывая всю эту информацию от первых приходящих участников в задней части комнаты, я заметил, что мои глаза все время поворачиваются к передней части комнаты, и особенно к находившейся там доске. Поняв, наконец, обычную подсказку моего подсознания, я извинился, прошел в переднюю часть комнаты и оказался перед доской, на которой было написано моей собственной рукой:

РЕФРЕЙМИНГ

1. Указать, какие формы поведения должны быть изменены.

2. Установить надежную непроизвольную систему сигнализации с подсознанием.

3. Проверить, что за поведением, подлежащим изменению, стоит некоторое позитивное намерение.

4. Создать набор альтернатив, удовлетворяющих это позитивное намерение столь же хорошо, или лучше первоначального поведения.

5. Возложить ответственность за выполнение на подсознание.

6. Выполнить экологическую проверку.

Я стоял перед этим паттерном, пораженный его простотой. Этот паттерн, прямой продукт моего подсознания, содержит в точности те различия, которыми в конечном счете паттерны нового кода отличается от паттернов классического кода. Нет сомнения - и в то время в этом никто не сомневался - что этот изящный паттерн был результатом нашей многолетней совместной работы с Бендлером и представлял блестящий синтез влияний Бейтсона и Эриксона. Но какая это была находка!

Дальнейшие разговоры с участниками показали, что некоторые из них с большим интересом заметили в моей работе с каждым из шизофреников некоторые, или все указанные в паттерне этапы (в различной форме). Это был паттерн, которого никто из них не видел в моей предыдущей четырехдневной тренировке, и который был чрезвычайно эффективен. В конце дня один из них попросил меня разъяснить паттерн, которым я пользовался. В виде ответа я указал ему то, что явилось мне на доске.

Пошаговое описание

Схема техники ''Шестишаговый рефрейминг''

 

1. Поведение «Х»

Определите поведение «Х», которое вы хотите изменить.

Назовите его любой буквой, цифрой, цветом - только чтобы это было безоценочно.

2. Контакт с частью личности

Установите контакт с частью личности, ответственной за это поведение:

Установите сигналы «Да» и «Нет».

Дайте имя этой части:

- Согласна ли часть, отвечающая за поведение «Х», чтобы ее называли «А»?

3. Намерение части «А»

Определите намерение части «А».

- Не хотите ли вы дать мне знать на уровне сознания, что вы хотите для меня сделать с помощью поведения «Х»?

Если получаете ответ «Да», то попросите сообщить об этом на уровне сознания.

Если «Нет», то можно попытаться сделать это сознательно.

Приемлемо ли это намерение для сознания?

Если нет - ищете намерение более высокого уровня.

4. Новое поведение

Создайте новые варианты поведения, которые бы реализовали данное намерение. На уровне подсознания часть «А» сообщает о своем намерении «Творческой» части и выбирает три новых варианта поведения, более эффективных чем «Х», из тех вариантов, которые придумывает «Творческая» часть. Каждый раз, когда происходит выбор, то подается сигнал «Да».

- Согласна ли «Творческая» часть помочь части «А» найти новые варианты поведения?

- А теперь мне бы хотелось, чтобы часть «А» сообщила о своем намерении «Творческой» части и та начала бы создавать новые варианты поведения, из которых часть «А» выбирала бы те, которые более эффективны чем «Х». После нахождения каждого нового варианта поведения, более эффективного чем «Х», пусть часть «А» даёт сигнал «Да». Нужно найти не менее трёх таких вариантов.

5. Экологическая Проверка

- Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против трех новых выбранных вариантов поведения?

Если «Да»:

- Пусть все части, имеющие что-либо против трех новых вариантов поведения, сообщат о своих намерениях «Творческой» части, а она начнет придумывать новые варианты поведения вместо «Х», удовлетворяющие намерениям как части «А», так и всех этих частей. Часть «А» же выберет те три, которые будут более эффективны, чем «Х». После выбора каждого варианта поведения просьба сообщать «Да».

- Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против этих трех новых выбранных вариантов поведения?

6. Ответственность

- Согласна ли часть «А» взять ответственность использовать три новых варианта поведения вместо «Х», учитывая, что они более эффективны?

Если нет, то можно предложить ей «взять ответственность попробовать в течение месяца (недели, трех месяцев) использовать эти новые варианты поведения вместо «Х».

Комментарии

1. Нежелательное Поведение

Определить поведение, которое вас не устраивает. Не обязательно описывать его словами - достаточно только представить или почувствовать. После этого назовите его любой буквой, цифрой, цветом - так, чтобы это было безоценочно: Икс, Эн, Белое, Семь...

Когда вы поведение называете эмоционально: отчуждение, наглость, дерьмо, ярость, - это все оценочные слова. В них внесено ваше отношение к этому поведению. А это может помешать. Если вы заранее называете часть себя «глупец» - какое отношение будет у вас к этой части, и, самое главное, какое у неё будет отношение к вам?

2. Контакт с частью личности

На следующем этапе нам необходимо установить контакт с частью личности, ответственной за это поведение.

Здесь нам необходимы сигналы «Да» и «Нет». Например, вы можете сказать:

- Я хотел бы пообщаться с частью личности, ответственной за поведение «Икс». Для этого нам необходимо определить сигналы «Да» и «Нет». Это может быть изменение дыхания, подрагивание век, движение пальцев, головы или ноги. Итак, как будет «Да»?... А как будет «Нет»?...

Если вы работаете с Клиентом (а не с собой), желательно, чтобы вы нашли не менее трех внешних сигналов и на «Да», и на «Нет» - тогда вы сможете всегда проверить «правдивость» сообщения. Если сигналы вам кажутся малозаметными, вы можете попросить:

- Мне бы хотелось, чтобы сигналы были достаточно заметными для меня. Еще раз, как будет «Да»?...

И это вы можете повторять до тех пор, пока не получите желаемый результат.

Так же вы можете сначала установить канал связи с бессознательным, а потом попросить передать его «части, ответственной за поведение «Икс».

Можно общаться с частью через сознание Клиента. Тогда он сам ищет внутри себя признаки сигнала, а потом сообщает вам.

Но при этом желательно, чтобы Оператор мог откалибровать их до того, как об этом ему сообщит Клиент.

Дальше. Задайте вопрос:

- Согласна ли часть, отвечающая за поведение «Икс», чтобы ее называли «А»?

Помните, что вместо «Икс» и «А» вы подставляете названия вашего поведения и вашей части.

Тут есть небольшая манипуляция. Вне зависимости от того, что вам эта часть ответит, она с вами общается! Если она не хочет, чтобы ее называли «А», предложите ей любое другое имя: «Б», «Игрек», «Семнадцать».

3. Намерение части «А»

Определите намерение части «А».

- Уважаемая часть «А». Я понимаю, что то, что вы делаете для Клиента, очень важно и необходимо. Я вас благодарю за то, что вы согласились пообщаться с нами. Но нам бы хотелось узнать, в чем состоит ваша функция, ваше намерение. Не хотите ли вы дать мне знать на уровне сознания, что вы хотите сделать для «Клиента» с помощью поведения «Икс»?

Вместо «Клиента» подставляете имя того, с кем вы работаете в данный момент.

Если получаете ответ «Да», то попросите сообщить об этом на уровне сознания.

Если «Нет», то можно попытаться сделать это сознательно. Но про это дальше.

Тут есть небольшая проблема. Положительное намерение можно представить и в виде образа, и в виде ощущения. Можно также произнести, но у нас пока нет вербального контакта с частью. Поэтому сообщить о намерении часть «А» может как раз в виде образа или ощущения. И здесь обычно проблематична именно интерпретация, подходящая сознанию. Если мы пропустим этот шаг и пойдем дальше - мы проигнорируем сознание. Но у нас нет задачи еще больше усугублять внутренние противоречия человека. Надо как-то про это намерение узнать и выразить, желательно вербально.

Если информация о намерении части будет понятна сознанию Клиента, вы идете дальше. Если нет, то Оператор может действовать простым перебором, называя различные варианты намерения и получая в ответ «Да» или «Нет». Для этого желательно хотя бы приблизительно знать, в чем состоит нежелательное поведение Клиента. Иначе гадать можно очень долго.

- А ваше (части) намерение - это защита Клиента от какого-то переживания?

- А может, вы пытаетесь дать ему уверенность в себе?

Вы можете все это сделать через сознание Клиента. То есть вы последовательно задаете вопрос: «А зачем тебе это нужно?/Что тебе это даёт?» - до тех пор, пока его ответ и невербальная реакция вас не устроят. Но после того, как это произошло, желательно всё-таки проверить правильность вашего вывода у части «А»:

- Правильно ли я понял, что ваше намерение - достижение спокойствия?

После того, как вы выяснили намерение части, вы задаете следующий очень важный вопрос:

- Приемлемо ли это намерение для сознания?

Если не приемлемо - тогда ищите намерение более высокого уровня.

4. Новое поведение

Следующий очень важный шаг - создание новых вариантов поведения. Общая идея такая.

У каждого человека есть «Творческая» часть, это именно та часть, которая способна придумать что-то новое, будь это новый вариант наклейки марки на конверт или оригинальный способ чистить зубы. Вот именно эта часть и способна придумывать новые варианты поведения. А задача части «А» - просто сидеть и выбирать из них те, которые более эффективны, чем «Икс».

- Уважаемая «Творческая» часть. Я прошу вас ответить и сообщить о том, готовы ли вы прямо сейчас помочь нам и придумать новые, более эффективные, варианты поведения вместо «Икс»?

Если идет ответ «Нет», чаще всего это сообщение других частей, пользующихся поведением «Икс» для своих целей (но не создающих его), о том, что они тут, и их мнение тоже желательно учитывать. В этом случае нужно им просто объяснить, что никакие решения без согласования с ними приниматься не будут:

- Уважаемые части, которые заинтересованы в поведении «Икс». Я понимаю, что ваши функции чрезвычайно важны и полезны для Клиента. И я благодарю вас за общение с нами. И хочу сразу предупредить, что никакие решения без вашего согласия приниматься не будут.

После того, как эти вопросы урегулированы, задание:

- Я предлагаю части «А» отправится к «Творческой» части и сообщить ей свое намерение. «Творческая» часть начинает придумывать самые различные варианты поведения, при помощи которого можно реализовать намерение части «А». Часть «А» же может выбрать из них те, которые более эффективны, чем «Икс». После каждого подходящего варианта поведения просьба к части «А» выдавать сигнал «Да». Всего необходимо найти как минимум три новых варианта поведения, более эффективных чем «Икс».

Иногда бывает забавная вещь - если какие-то варианты не подходят, то идет сигнал «Нет». Но вам нужно только «Да».

5. Экологическая Проверка

Самый важный момент - определить, не могут ли повредить каким-то образом эти новые варианты поведения Клиенту:

- Есть ли какие-то части личности, которые возражают против трех новых вариантов поведения?

Если таких частей нет (то есть никаких сигналов нет, или часть «А» выдает сигнал «Нет»), то вы идете на следующий шаг. Если же такие части (часть) есть, то вы возвращаетесь на предыдущий шаг и отправляете их всем скопом к «Творческой» части искать более приемлемые варианты поведения:

- Пусть все части, имеющие что-либо против этих трех новых вариантов поведения, сообщат свои намерения «Творческой» части, а она начнет создавать новые варианты поведения вместо «Икс», удовлетворяющие как намерению части «А», так и всех этих частей. Часть «А» выберет те три, которые будут более эффективны, чем «Икс». После выбора каждого варианта поведения просьба сообщать «Да».

Потом вы опять делаете экологическую проверку:

- Есть ли какие-то части личности, которые возражают против этих трех новых выбранных вариантов поведения?

Если таких частей нет, то вы идете дальше, а если такие части есть - то опять возвращаетесь на предыдущий шаг и повторяете поиск новых вариантов поведения, но уже с участием этих новых частей.

6. Ответственность

И последний шаг: взятие ответственности. То, что новые варианты поведения более эффективны чем «Икс», еще не означает, что часть «А» будет их вместо него использовать. То, что зарядку по утрам делать весьма полезно, знают многие. А кто делает?

- Согласна ли часть «А» взять ответственность использовать три новых варианта поведения вместо «Икс», учитывая, что они более эффективны?

Ответ «Нет» обычно может означать следующее:

Вы чего-то не заметили, и еще есть части, которые имеют что-то против этих новых вариантов поведения.

Часть «А» опасается, что она может не справится. Тогда можно предложить ей «взять ответственность попробовать в течение месяца (недели, трех месяцев) использовать эти новые варианты поведения вместо «Икс».

Если все нормально, то потом ничего не надо будет делать. Если же возникнут проблемы, вы можете еще раз сделать «Шестишаговый рефрейминг» или любую другую технику.

Учтите, что невозможно сделать изменения «навечно» - меняется мир, меняются люди. Через месяц все может измениться настолько, что эти новые варианты поведения уже не смогут удовлетворять вас. И тогда надо будет придумывать что-то новое. Моя задача - не дать вам набор надежных и эффективных способов поведения, что само по себе неплохо, а научить вас самих находить в случае надобности эти новые варианты, менять собственное поведение.

Демонстрация

Оператор: - Мне нужен человек с проблемой, которую можно описать как «делаю то, что не хочу делать». Единственное ограничение - это не фобия и не навязчивость.

Клиент: - У меня есть проблема.

О: - Мне не нужны подробности, но я хотел бы откалибровать состояние. Это то, что чувствуешь, или как поступаешь, или что думаешь?

К: - Что я чувствую в определённых ситуациях.

О: - Вспомни себя в этой ситуации. Спасибо, я вижу. А теперь, мне бы хотелось, чтобы ты как-то назвал это поведение: «икс», «пять», «зелёный».

К: - Поведение «Икс».

О: - А как бы ты назвал часть личности, которая отвечает за поведение «Икс»?

К: - Часть «А».

О: - Хорошо, скажи части, отвечающей за поведение «Икс», что очень ценишь то, что она делает для тебя и благодарен ей. Спроси, согласна ли она, чтобы её называли «А»?

К: - Нет, не согласна.

О: - А чтобы ты называл её «Б»?

К: - Да, согласна.

О: - Как ты об этом узнал?

К: - Сейчас подумаю. «Нет» - это было такое сжатие в области солнечного сплетения, «Да» - тепло и расслабление там же.

О: - Попроси часть «Б» ещё раз показать тебе, как будет «Да», только в два раза сильнее.

К: - Есть чувство сильного тепла в животе.

О: - Замечательно. А теперь попроси часть «Б» ещё раз показать тебе, как будет «Нет», только в два раза сильнее.

К: - Сильное сжатие, даже неприятно.

О: - Теперь ты можешь различить «Да» и «Нет»?

К: - Да, вполне.

О: - Хорошо, попроси часть «Б» дать тебе знать на уровне сознания, каково её намерение.

К: - Такое спокойное чувство. Но я не могу сформулировать, на что оно похоже.

О: - Спокойствие?

К: - Нет, что-то больше похожее на умиротворение.

О: - Спроси у части «Б», её намерение - это умиротворение?

К: - Она отвечает «Нет».

О: - Подумай, что это может быть?

К: - Безопасность. Да, безопасность.

О: - Хорошо, спроси у части «Б»: её намерение - безопасность?

К: - Она отвечает, что «Да».

О: - Замечательно. Сейчас я хочу пообщаться с твоей «Творческой» частью. Пусть она покажет тебе, как будет «Да».

К: - Похоже, как «Да» у части «Б», но тепло другое и немного выше.

О: - Отлично. А теперь пусть покажет, как будет «Нет».

К: - В том же месте, но это не сжатие, а скорее такое тянущее ощущение.

О: - Хорошо. Поблагодари «Творческую» часть и спроси, готова ли она прямо сейчас помочь тебе придумать новые, более эффективные варианты поведения вместо «Икс»?

К: - «Да».

О: - Замечательно. Теперь попроси часть «Б» отправиться к «Творческой» части и сообщить ей своё намерение. «Творческая» часть будет придумывать новые способы реализации этого намерения, а часть «Б» будет отбирать те варианты, которые более эффективны, чем «Икс». Таких вариантов надо найти как минимум три. После нахождения каждого такого варианта, пусть часть «Б» сообщит тебе об этом. Задание понятно?

К: - Они говорят, что «да».

О: - Хорошо, пусть начинают.

К: - Один вариант есть. ... Ещё один. ... Всё, три.

О: - Спроси у части «Б», нашли ли они три новых варианта поведения, более эффективных, чем «Икс»?

К: - Да.

О: - Отлично. Спроси, есть ли какие-то части личности, которые возражают против трех новых вариантов поведения?

К: - Да, есть.

О: - Как ты об этом узнал?

К: - Появилось тепло в области груди.

О: - Хорошо. Пусть все части, имеющие что-либо против этих трех новых вариантов поведения, сообщат свои намерения «Творческой» части, а она начнет создавать новые варианты поведения вместо «Икс», удовлетворяющие как намерению части «Б», так и всех этих частей. Часть «Б» выберет те три, которые будут более эффективны, чем «Икс». После выбора каждого такого варианта поведения просьба сообщать «Да».

К: - Один. ... Два. ... Три.

О: - А теперь есть ли какие-то части личности, которые возражают против трех новых вариантов поведения?

К: - Теперь нет.

О: - Как ты об этом узнал?

К: - Ничего не происходит - в прошлый раз была реакция на вопрос, сейчас нет.

О: - Замечательно. Согласна ли часть «Б» взять ответственность использовать три новых варианта поведения вместо «Икс», учитывая, что они более эффективны?

К: - Да, согласна.

О: - Отлично. Поблагодари часть «Б», «Творческую» часть за помощь и всё части, участвовавшие в этом процессе.

К: - Поблагодарил.

О: - Теперь представь, что завтра или послезавтра ты попадаешь в ситуацию, где раньше бы у тебя было поведение «Икс». Что ты теперь там чувствуешь?

К: - Я более уверен и спокоен.

О: - Да, я вижу. Это то, что ты хотел?

К: - Не знаю, но это мне нравится больше, чем то, что было раньше.

О: - Отлично. Спасибо.

«Шестишаговый рефрейминг» без частей

Иногда попадаются клиенты, которые принимают идею «бессознательного», но вот модель «частей личности» им не очень нравится. Они целостные, интегрированные и вообще. Тогда можно «Шестишаговый рефрейминг» немного адаптировать - правда шагов станет пять, но не суть.

1. Нежелательное поведение

Определите поведение, которое вы хотите изменить. Назовите его любой буквой, цифрой, цветом – только чтобы это было безоценочно. Например, «Х» или «зелёный».

2. Контакт с бессознательным

Установите контакт с бессознательным, для этого нам нужны сигналы «Да» и «Нет». Это может быть движение пальцев руки, изменение дыхания, наклоны туловища, внутренние ощущения или картинки.

3. Намерение, стоящее за поведением

Определите намерение, стоящее за поведением «Х». Проверьте, приемлемо ли это намерение для сознания? Если нет - ищите намерение более высокого уровня.

4. Новое поведение

Предложите бессознательному «создать три новых варианта поведения, более эффективных, чем поведение «Х» и приемлемых для всех сторон твоей личности».

Вместо «приемлемым всем сторонам твоей личности» можно использовать «экологичным для тебя» - если человек знает смысл данного термина.

5. Ответственность

Берёт ли бессознательное ответственность использовать новые варианты поведения вместо «Х», учитывая, что они более эффективны и приемлемы?

Если нет, то можно предложить бессознательному «взять ответственность попробовать в течение месяца (недели) использовать эти новые варианты поведения вместо «Х».

Где проходим

Успешное Мышление 1

Повседневный Гипноз 1

По теме

Часть личности

Статья:: Техника "Договор частей": как легко вставать по утрам, и что делать с ленью и хронической усталостью

Техника:: Интеграция конфликтующих частей

Техника:: Шестишаговый рефрейминг