Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Описание: Александр Любимов

По шагам

Техника Интеграция Логических Уровней

1. Подготовка.

Подготовьте листы бумаги с написанными на них логическими уровнями. Найдите место, где вы можете положить их на полу на расстоянии шага друг от друга.

2. Контекст.

Определите контекст, с которым вы хотите поработать.

3. Путь вверх.

Последовательно вставая на листы бумаги, отвечайте на соответствующие вопросы.

Можно так же придумать метафоры "себе, на данном уровне", например:
"Окружение" - "Смотрящий по сторонам";
"Поведение" - "Весёлый развратник";
"Способности" - "Катящийся камень" и т.д.

4. Доступ к миссии.

Представьте себе вашу миссию максимально сенсорно (ВАКМета). Опишите свой образ, свое видение мира, частью которого являетесь вы сами. Затем шагните в этот образ - смотрите, чувствуйте и прислушивайтесь к этому опыту. Ощутите себя обладающим всеми ресурсами, которые нужны для реализации вашей цели. Ощутите себя духовным существом, частью Вселенной, частью чего-то большего, чем вы сами.

После этого максимально увеличьте и заякорите это своё состояние и шагните на лист "Миссия/Духовность".

5. Путь назад.

Поддерживая это состояние, идите назад, шаг за шагом, к "Личностному своеобразию", "Ценностям/Убеждениям", "Способностям", "Поведению" и "Окружению". По мере того, как вы привносите осознание собственной миссии и образ себя на каждый из уровней, обратите внимание на изменения и добавления на каждом логическом уровне.

Точно так же можно придумать метафоры "себе изменённому, на данном уровне".

6. Подстройка к будущему?

Отойдите в сторону и посмотрите в своё будущее. Что там изменилось? Как на него повлиял этот процесс?

Комментарии

Интеграция ЛУ – техника общего плана.

В большинстве случаев "Интеграция ЛУ" позволяет простроить взаимосвязи нейро-логических уровней для заданного контекста и "связать" их между собой.

Для "закрепления" уровней можно использовать любые типы якорей.

В данном пошаговом описании для "закрепления" ЛУ используются в большей степени пространственные якоря. Но так же можно использовать и любые другие: кинестетические, визуальные и т.д.

Выбор контекста для работы.

Можно выбрать любой контекст для проведения данной техники. Но в первую очередь, рекомендуется брать наиболее "сложный" контекст или наиболее значимый. Хотя часто они совпадают.

Демонстрация

Тренер: - Мне нужен человек, который хочет разобраться выровнять свои логические уровни в каком-то контексте. Хорошо, Игорь. С чем ты хочешь поработать?

Клиент: - Хотелось бы разобраться с взаимоотношением с женщинами.

Т: - Прямо сейчас ты не будешь ничего говорить о данном контексте. Просто подумай о твоих взаимоотношениях с женщинами, чтобы мы могли откалибровать твоё состояние.

К: - О чем именно подумать?

Т: - Подумай, что именно для тебя важно в этом контексте. Что ты хотел бы изменить. Вспомни конкретные ситуации.

К: - Подумал.

Т: - Отлично. Игорь, встань пожалуйста на бумажку с надписью "окружение" и расскажи, что тебя окружает в данном контексте? Что находится в фокусе твоего внимания?

К: - Ну как. Женщины. Вещицы всякие: цветы, подарки.

Т: - Это всё?

К: - Вроде всё.

Т: - Какая метафора для этого уровня? Имеется в виду, не уровня вообще, а твоего уровня "окружение" в этом контексте?

К: - Первое, что приходит в голову: "Собрание сочинений".

Т: - Идём дальше. Шагни вперёд на уровень "поведение". Прямо на бумажку. Что ты делаешь в контексте "взаимоотношения с женщинами"? Наиболее важные вещи: как те, которые тебя устраивают, так и те, которые тебя по каким то причинам не устраивают.

К: - Разговариваю; ссорюсь; ещё раз ссорюсь, но по другому; хожу в разные места: кино, дискотеки, кафе; занимаюсь сексом; стремительно покидаю чужую территорию. Наверно всё.

Т: - Метафора этого уровня.

К: - "Убегающий"

Т: - Хорошо. Сделай шаг вперёд, на уровень "способности". Какие твои способности, умения поддерживают твоё поведение в этом контексте?

К: - Я могу познакомиться с девушкой, могу удержать её внимание, могу развлечь. Могу понять, чего она хочет. Могу быть резким и сердитым. Из основного – всё наверное.

Т: - Метафора.

К: - "Грозовое облако"

Т: - Теперь шагни на уровень "ценности и убеждения". Какие ценности и убеждения поддерживают твои способности в этом контексте? Что для тебя важно и во что ты веришь?

К: - Ценности: свобода, удовольствие, привлекательность. Убеждения. "Женщина нужна для удовольствия". "Мне нравится общаться с женщинами". "В отношениях самое главное – это свобода". "Секс – подтверждение моей личной привлекательности".

Т: - Метафора.

К: - Довольно забавно. "Коллекционер". Нет, не совсем. "Коллекционер удовольствий".

Т: - Теперь шагни на уровень "идентичность". Кто этот человек, с этими убеждениями, ценностями, способностями, с этим поведением в этом окружении?

К: - "Ищущий счастья"

Т: - Хорошо, теперь шагни вперёд на уровень "миссии". Подумай, какая твоя главная цель в этом контексте? К чему ты стремишься?

К: - Я уже об этом думал. С одной стороны - это удовольствие. С другой стороны - это подтверждение нужности. Но есть ещё что-то более важное. Что-то вроде близости. Да, наверно, личная близость. Как взаимоотношение с людьми. Не сексуальная, а духовная.

Т: - Есть ли что-то более важное чем "духовная близость" для тебя в этом контексте?

К: - Когда я сейчас об этом думаю… Нет, это наверно самое важное.

Т: - Создай пожалуйста образ "духовной близости". Это просто визуальная метафора этой цели. Это может быть абстрактный образ или достаточно конкретная картина – это уже твой выбор.

К: - У меня такой странный образ. Как бы шар состояния, а в нём плавают кусочки конкретных ситуаций.

Т: - Шагни прямо в этот шар, прочувствуй это состояние изнутри.

К: - Ох. Хорошо.

Т: - Теперь возьми это состояние и шагни на бумажку с надписью "миссия"

К: - Я лучше весь шар сюда перенесу.

Т: - Хорошо, переноси.

К: - Да, перенёс.

Т: - Теперь шагни на уровень "Личностное своеобразие". И подумай о том, что бы ты взял сюда, на этот уровень с уровня миссии? Может быть ты взял бы всё целиком, а может только какую-то часть?

К: - Всё целиком.

Т: - Тогда сделай это. Ты можешь представить то, что берёшь в виде образа и втолкнуть этот образ в себя, или увидеть связь между этими уровнями, или что-то ещё. Это может быть твоя собственная метафора.

К: - Я просто взял "слепок" миссии и положил его на уровень "личностное своеобразие".

Т: - Хорошо. Что теперь изменилось здесь, на этом уровне?

К: - Он стал другим. То есть образ меня стал другим. Более уравновешенным.

Т: - Какая теперь метафора тебя на этом уровне? Она изменилась или осталась прежней? Раньше у тебя было "ищущий счастья".

К: - Счастье там осталось. Но… Теперь это скорее "Создающий счастье".

Т: - Отлично. Шагни ещё назад, на уровень "Ценности и убеждения". Что ты хочешь взять сюда с уровня "Личностное своеобразие"?

К: - Тоже всё. … Сделал.

Т: - Как изменился этот уровень? Раньше для тебя были важны: свобода, удовольствие, привлекательность. А убеждения были: "Женщина нужна для удовольствия". "Мне нравится общаться с женщинами". "В отношениях самое главное – это свобода". "Секс – подтверждение моей личной привлекательности". Что изменилось, добавилось или ушло?

К: - Во первых несколько изменился список ценностей. Теперь это: свобода, близкие отношения, удовольствие и любовь. Во-вторых, немного изменилось понимание ценностей. "Свобода" теперь – это скорее личная свобода отношений, а не свобода от ответственности. Убеждения тоже несколько изменились. Про "нравится общаться с женщинами" осталось. Вместо "женщина нужна для удовольствия" появилось "мне нужны близкие отношения с женщинами". Убеждение про свободу стало несколько мягче: "в отношениях нужна свобода". А про секс: "секс – это возможность проявить свою любовь".

Т: -Метафора. Раньше была "Коллекционер". Она изменилась?

К: - Да, изменилась. Теперь это "Верящий в любовь".

Т: - Хорошо. Шагни на уровень "Способности". Что ты хочешь взять с уровня "Ценности и Убеждения"?

К: - Да все, наверно.

Т: - Хорошо, возьми.

К: - Что-то не получается.

Т: - Сделаем сейчас так. Вернёмся в обход на уровень "Миссия". … Войди поглубже в это состояние. Поставь сам себе якорь: например сожми руку в кулак. А теперь двигайся с уровня "Миссия" через "Личностное своеобразие" и "Ценности/Убеждения" на уровень "Способности" удерживая этот якорь. … Как теперь, получилось?

К: - Да, сейчас намного лучше.

Т: - Что изменилось на уровне способностей? Раньше ты был способен: познакомиться с девушкой, удержать её внимание, развлечь, понять, чего она хочет. Мог быть резким и сердитым.

К: - Эти способности остались. Просто добавилось несколько новых: быть привлекательным, уверенным в себе. Так же могу любить и быть любимым. Могу получать удовольствие от общения.

Т: - Метафора. Раньше было: "Грозовое облако"

К: - "Весенний дождь".

Т: - Отлично. Теперь шагни на уровень "Поведения". Что ты хочешь взять сюда с уровня "Способности"?

К: - Почти всё. Только вот возможность быть резким и сердитым брать не буду. Пусть остаётся как способность. … Взял.

Т: - Что изменилось здесь, на уровне поведения? Раньше ты: разговаривал, ссорился, ссорился по-другому, ходил в разные места: кино, дискотеки, кафе, занимался сексом, стремительно покидал чужую территорию.

К: - Да, в разные места хожу… Сексом занимаюсь – но как-то иначе, с чувством. Практически не ссорюсь. Теперь скорее не разговариваю, а общаюсь. Больше не убегаю. Поддерживаю отношения. Встречаюсь. Знакомлюсь.

Т: - Раньше метафора была: "Убегающий".

К: - "Продолжающий отношения".

Т: - Замечательно. Шагни на уровень "Окружение". Что ты хочешь взять сюда с уровня "Поведение".

К: - Здесь всё беру.

Т: - Что изменилось на уровне "Окружение". Раньше здесь были: женщины и вещицы всякие.

К: - Он как-то расширился. Женщины, понятно. Но вот другие люди добавились, территория расширилась. Обстановка сюда начала входить. И это всё какое-то более стабильное стало.

Т: - Метафора уровня. Раньше было "Собрание сочинений".

К: - "Открытое пространство"

Т: - Отлично. Отойди теперь, пожалуйста, в сторону и скажи, что изменится в твоей жизни после этой работы?

К: - Когда я сейчас об этом думаю… Отношения. Отношения с другими людьми и, особенно, с женщинами. Как мне представляется – они станут более гармоничными. Более открытыми.

Т: - Хорошо, спасибо Игорь.

Ответы на вопросы

- Клиент тратил много времени на определении метафор уровня. Может стоило его поторопить?

Когда человек определяет метафору, он создаёт целостное представление этого уровня. Зачастую, это более сложная задача, чем просто назвать составляющие части. Поэтому некоторые могут тратить на поиск подходящий метафоры даже больше времени чем на перечисление составляющих. Это вполне допустимо.

- Когда Клиент возвращался он шёл спиной. Это принципиально?

В этом варианте исполнения техники мы используем пространственные якоря. Для их более точного воспроизведения лучше, чтобы человек находился в том же самом положении, что и при установке якоря. С этой точки зрения это достаточно важно, хотя и не принципиально.

- Какие ещё могут быть варианты исполнения техники?

Если брать якорение уровней – вы можете использовать практически любые якоря. Например, вы можете якорить уровень прикасаясь к предплечью – чем "выше" уровень, тем выше положения якоря на предплечье. Можно использовать не пол, а лестницу: следующая ступенька – новый уровень. Или стоя на месте: каждый следующий уровень – поворот на 30 градусов. Но при этом желательно чтобы было задействовано тело. То есть. чтобы Клиент двигался, ходил, поворачивался и т.п.

Можно так же делать эту технику в более бессознательном варианте. Клиент при этом погружается в достаточно глубокий транс и практически может ничего не говорить, просто кивать в ответ на команды оператора.

В любом случае, задача данной техники – простроить взаимосвязи нейро-логических уровней для заданного контекста и "связать" их между собой.

- В данном варианте техники нужно погружать Клиента в транс?

Клиент и так скорее всего будет в трансе. Вспомните состояние Игоря: расширенные зрачки, замедленное глубокое дыхание, покраснение кожи, изменение голоса. Мы здесь специально не фокусируемся на создании трансового состояния у Клиента, просто сама техника построена так, что в процессе её выполнения Клиент погружается в достаточно глубокий транс. Помните общий принцип: изменение возможно только в трансе, хотя не обязательно глубоком.

- В каком случае стоит возвращать Клиента на уровень миссии?

Если Оператор откалибрует, что ресурса недостаточно или доступ к ресурсу потерян. Тогда вы возвращаете Клиента на самый для него ресурсный уровень – уровень "Миссия".

- Но сейчас Игорь сказал о потере доступа к ресурсу.

Вы, как Операторы, в большей степени реагируете на состояние Клиента, а не на то, чтоон говорит. Да, в данном случае Клиент осознал потерю доступа к ресурсу. Но это скорее исключение из правил. В любом случае, это ответственность Оператора калибровать состояние Клиента. Все техники НЛП построены с использованием обратной связи – вам нужно не просто провести человека через процесс, но так же всё время отслеживать результаты каждого шага процесса. Не существует техник, которые бы подошли абсолютно всем - описание техники это только шаблон, скелет. А вы уже на основе этого шаблона создаёте конкретный вариант процесса для каждого конкретного Клиента.

- Можно ли делать эту технику самостоятельно?

Не только можно, но даже нужно. Рекомендуется раз в полгода проходить её самостоятельно. Для разных контекстов. Но желательно первое прохождение сделать в паре. Когда вы делаете любую технику самостоятельно, вам нужно постоянно "переходить" по ролям: "Клиент" – "Оператор" – "Наблюдатель". Это довольно сложная задача. Поэтому мы и предлагаем в первый раз пройти технику как минимум в паре, а лучше в тройке: Клиент, Оператор, Наблюдатель – попробовать себя в каждой роли.