Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Описание: Александр Любимов

Субмодальности кодируют отношение. Значит, меняя субмодальности, можно менять отношение. Не только регулировать силу переживания, но и менять оценку: плохое на хорошее (или нейтральное), замешательство на понимание. 

Общая схема смены субмодальностей

Общая схема при смене субмодальностей достаточно стандартна. Есть то, что мы хотим изменить, и то, что мы берём за эталон. Если мы меняем отношение к ситуации из прошлого: "рабочая" ситуация (неприятная), "эталон" - приятная ситуация. Дальше нам нужно просто найти различия в субмодальностях между "рабочей" и "эталонной" ситуацией. И субмодальности "рабочей" сделать такими же, как у "эталонной".
Такая схема будет подходить для изменения оценки ситуации в прошлом, для создания мотивации, изменения отношения к человеку и т.д.

Смена субмодальностей

 

Закрепление результата

В некоторых случаях желательно результат "закрепить". Это может быть полезным, если при изменении обнаруживается, что новый образ "неустойчив", и образ ситуации постоянно пытается вернуться в старое, нежелательное состояние.
Предположим, что вы уже нашли субмодальные различия между "рабочей" и "эталонной" ситуацией.

Процесс описан для В канала, для А канала надо заменить слова "образ" и "картинка", на "разговор" или "звук", а "вид" на "что вы слышите".

1. Два вида "рабочей" ситуации

Вам нужно определить два вида "рабочей" ситуации: старый (нежелательный) и новый (желательный).

2. Процесс смены

Посмотрите на старую картину "рабочей" ситуации, резко смените её на новую картинку  "рабочей" ситуации, отвлекитесь: посмотрите вокруг. Повторите процесс 5-7 раз.

3. Проверка работоспособности

Проверьте, насколько устойчиво изменение. Если вы представляете себе старую картинку "рабочей" ситуации, она должна стать менее "устойчивой": расплываться, удаляться, меняться на новую. Иногда говорят, что "её трудно удержать".

Смена субмодальностей неприятной ситуации

Эта просто частный пример того, как можно использовать сдвиг субмодальностей.

>Вы находите 3-4 субмодальных различий. Меняете их у "рабочей" ситуации и определяете: изменилась ли оценка ситуации. Если нет, то ищете ещё 3-4 субмодальных различия, опять меняете. Определяете, изменилось ли отношение.

По шагам

1. Рабочая ситуация

Выберите из своего опыта ситуацию, отношение к которой вы хотите изменить.

2. Эталонная ситуация

Выберите из своего опыта ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.

3. Субмодальные отличия

Найдите три-пять субмодальных отличий "Рабочей" и "Эталонной" ситуации.

Например:

Неприятная ситуация

Приятная ситуация

Маленькая 
Чёрно-белая
Тусклая
Внизу слева

Есть движение
Диссоциация

Большая
Цветная
Яркая 
Спереди

Есть движение
Диссоциация


4. Изменение

Замените субмодальности "Рабочей" ситуации на субмодальности "Эталонной".

5. Проверка

Если оценка ситуации стала желательной, то вы закончили. Если нет, то вернитесь на второй шаг и найдите еще несколько отличий.

6. Новые возможности

Попросите Клиента вспомнить "Рабочую" ситуацию и проверьте невербальные признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее 3-х вариантов нового поведения.

7. Экологическая проверка

Проверьте экологию: - Может ли полученное изменение как-то повредить вам в жизни?
Если "Да" – вернитесь на 2-й шаг и выберите другую более подходящую "эталонную" ситуацию.

Демонстрация

Тренер: - Даша, вспомни неприятную ситуацию, отношение к которой ты бы хотела изменить.
Клиент: - Да, есть такая ситуация.
Т: - Мне не нужно содержание, но давай как-нибудь её назовём.
К: - Пусть будет "Спор".
Т: - Отлично. Мы собираемся изменить отношение к ситуации "Спор". Но нам нужна "эталонная" ситуация – к которой ты относишься хорошо.
К: - Она должна быть связана с предыдущей ситуацией?
Т: - Нет. Просто ситуация, которая тебе нравится.
К: - Да, я нашла её.
Т: - Назови её.
К: - "Чтение".
Т: - Расскажи мне про "Чтение". Не про содержание, а про то, как ты её воспринимаешь.
К: - Я читаю.
Т: - Ты это видишь, слышишь, чувствуешь?
К: - Вижу. Я вижу, как я читаю.
Т: - Где расположен экран, на котором показывают Дашу, которая читает?
К: - Вот здесь, передо мной, на расстоянии руки.
Т: - Можешь руками показать размер картинки.
К: - Вот.
Т: - Хорошо. Это кино или фотография? Есть там движение?
К: - Там есть движение. Я вижу, как перелистываю страницы.
Т: - У нас получилось, "Чтение": расположена перед тобой, на расстоянии руки, есть движение. Так?
К: - Да, всё верно.
Т: - Замечательно. Теперь давай вспомним о "Споре".
К: - Я вижу, как я спорю.
Т: - А где расположена эта картинка?
К: - Слева внизу.
Т: - Покажи рукой, где.
К: - Вот здесь. Вот такого размера.
Т: - То есть она меньше, чем "Чтение", слева внизу, и, как ты показываешь, она наклонна?
К: - Да.
Т: - Там есть движение?
К: - Да, там тоже есть движение.
Т: - А какая картинка ярче?
К: - "Чтение" ярче.
Т: - Они цветные, чёрно-белые?
К: - Обе цветные. Только в "Чтении" цвета более насыщенные, а в "Споре" они более блёклые.
Т: - Хорошо. Давай попробуем изменить. Сделай сейчас следующее: мысленно вырежи картинку "Чтение" из пространства, а теперь возьми "Спор" и вставь точно в это место пространства. Одновременно он станет более ярче и цвета станут более насыщенными.
К: - Я сделала. Но что-то не очень. Немного  полегче, но не более того.
Т: - Хорошо. Верни обе ситуации на места и давай поищем, чем они ещё отличаются. В "Споре" ты видишь себя со стороны, или смотришь на всё своими глазами?
К: - Я в ситуации.
Т: - А в "Чтении"
К: - Я вижу себя со стороны.
Т: - Движение в обоих случаях происходит одинаково? Или может есть рывки, одно кино быстрее или медленнее?
К: - В "Споре" как будто зацикленный кусочек кино. И он несколько быстрее. И повторяется, повторяется.
Т: - А в чтении?
К: - Там я просто вижу, как я читаю. Оно плавное, спокойное.
Т: - Так, как ты говоришь, получается, что в "Споре" оно идёт рывками.
К: - Да, действительно.
Т: - Подведём итог. "Чтение": перед тобой, более яркая, цвета более насыщенны, движение более плавное, медленное, кино продолжительное, здесь ты видишь себя со стороны. "Спор": слева внизу, меньше, наклонное, менее яркая, цвета блёклые, движение прерывистое, более быстрое, кино короткое, и ты в ситуации?
К: - Всё правильно.
Т: - Хорошо. Теперь делаем так. Ты опять вырезаешь "Чтение" из пространства, потом берёшь "Спор" и вставляешь прямо в это же место пространства. Ты выходишь из ситуации и смотришь на себя со стороны. Одновременно картинка "Спора" становится более яркая, цвета более насыщенными, кино более продолжительное, тебе будут показывать более плавное, без рывков, медленнее.
К: - О! Я сделала.
Т: - Что изменилось?
К: - Я поняла, что не всё так плохо. Когда я сейчас вижу ситуацию целиком, и понимаю, что можно было бы поступить по-другому.
Т: - Ты можешь представить не менее трёх новых способов, как ты могла бы поступить в этой ситуации?
К: - Да, я придумала.
Т: - Подумай: то, что ты изменила отношение к этой ситуации может тебе как-то повредить в жизни?
К: - Нет. Скорее наоборот.
Т: - Спасибо.

Комментарии

Что делать, если не получается изменить требуемую субмодальность?
Придумайте какой-нибудь приёмчик. Если надо перенести на другое место:
- Вырежи эталонную картинку из пространства и в образовавшееся место вставь рабочую картинку.
- Возьми картинку руками и перенеси…
Если вам нужно изменить яркость, цвета и прочее:
- Представь, что у тебя пульт от телевизора. Ты нажимаешь кнопку…
Если нужно изменить цвета:
- У тебя в руках кисточка. Раскрась в нужные цвета.
Поищите, где-то в опыте у человека есть необходимые навыки. Все мы что-то передвигали, раскрашивали, пользовались телевизором или компьютером.
Как давать инструкции по изменению субмодальностей?
Я обычно привязываю весь набор к изменению одной субмодальности. Например, если различие в ассоциации-диссоциации, можно сказать: «Ты входишь в картинку, и одновременно меняются цвета, появляется движение…»
Если есть различия в местоположении: «Ты ставишь картинку "рабочей" ситуации на место "эталонной". Как только ты это сделаешь, изменится фокус и объём.»
И так далее. В этом же случае можно сказать: «Ты делаешь картинку объемной, одновременно с этим она перемещается и у неё меняется фокус…»
Обязательно делать привязку?
Не обязательно. Просто так обычно процесс происходит легче. Вы можете просто последовательно предложить человеку изменить субмодальности: "Ты делаешь картинку объёмной, … теперь добавь движения, … теперь сделай её ярче".
Как определить, к чему привязывать изменение?
Во-первых, можно откалибровать. Человек невербально покажет вам, какая субмодальность для него более важна.
Во-вторых, часто в речи люди говорят о более значимых субмодальностях. "Ситуации как-то отдалилась", "она стала более тусклой", "потеряла объём". Слышали такое?
В-третьих, вы привязываете всё изменение к изменению какой-то субмодальности, если не получается – привязываете к другой.
В-четвёртых, есть некая статистика. Например, за знак ситуации чаще всего отвечают: цвета, местоположение, ассоциация.
В-пятых, есть так называемые "критические" субмодальности. И о них дальше.