Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Описание: Александр Любимов

Изменение некоторых субмодальностей даёт больший эффект, чем других. Но есть обычно одна субмодальность, от которой зависит всё. Вы меняете её и получаете нужное изменение. А все остальные выставляются сами по себе. Такую субмодальность называют критической. И для каждого вида кодировки будет своя критическая субмодальность: для нравится одна, для верю – другая.  И тогда для изменения достаточно найти эту критическую субмодальность. И… хлоп. Всё меняется.

Эта техника практически не отличается от техники "Смена субмодальностей", просто здесь меняется не группа субмодальностей, а только одна - критическая. Всё остальное то же самое.

Например, если у меня есть группа ситуаций, которые мне не нравятся. Там везде будет одна и та же критическая субмодальность?
Да. Только если они не нравятся одинаковым способом. Например, одни ситуации меня оскорбляют, другие – раздражают, третьи – обижают. Здесь могут быть разные критические субмодальности. По отдельности для оскорбления, раздражения и обиды. Но тут есть одна приятная новость. Нам же нужно знать, как привести к эталону. Если у вас эталон – это спокойное отношение, тогда вы просто будете менять критическую субмодальность спокойствия. И получите нужное состояние.
А если при этом не изменится критическая субмодальность "оскорбления"?
Если вы меняете спокойствие? Тогда вы будете спокойно относится к тому, что вас оскорбляют. Здесь просто нужно очень аккуратно выбирать эталон. Чётко понимать, к чему вы хотите прийти в конце.
Когда лучше искать критическую субмодальность, а когда менять субмодальности кучей?
Здесь скорее вопрос в удобстве. Или в выборе способа нахождения критической субмодальности. И в первом, и во втором случае, в конечном итоге нам  нужно изменить критическую субмодальность – иначе ничего не выйдет. Если вы меняете все "кучей", часто получается намного быстрее. Но такой способ может быть неудобным, если вам нужно научиться делать такое изменение регулярно. Например, регулярно нужно создавать (или убирать) навязчивость или понимание. Тогда удобнее, именно удобнее, выяснить критическую субмодальность и тренироваться менять именно её. Также в некоторых техниках требуется определение именно критической субмодальности.

Понятно, что когда мы меняли оценку ситуации в технике "Смена субмодальностей", критическая субмодальность была в тройке победителей. Мы просто её явно не выделяли. При поиске критической субмодальности поступают немного по-другому, чем просто при поиске различий. Меняют субмодальности по одной и смотрят: сработает или нет.

До этого мы работали с картинкой. Но ситуация для человека может быть и преимущественно аудиальной – он больше её слышит, чем видит. Например, если это разговор. Давайте сейчас поработаем с ситуацией, в которой больше разговоров. И здесь уже всё сделаем через критическую субмодальность.

Схемы смены критической субмодальности

Схема смены критической субмодальности

По шагам

Рабочая ситуация

Выберите из своего опыта ситуацию, отношение к которой вы хотите изменить.

Эталонная ситуация

Выберите из своего опыта ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.

Субмодальные отличия

Составьте список субмодальных отличий "Рабочей" и "Эталонной" ситуации.

Изменение

Измените первую субмодальность "Рабочей" ситуации из списка на соответствующую субмодальность "Эталонной" ситуации.

Проверка.

Изменилась ли ваша оценка "Рабочей" ситуации?
Если "Нет", приводим всё в исходное состояние и возвращаемся на шаг 3.
Если "Да" - идём дальше.

Если список субмодальностей закончился, а критическая субмодальность всё ещё не найдена – возвращаемся на шаг 2 и дополняем список.

Новые возможности.

Попросите Клиента вспомнить "Рабочую" ситуацию и проверьте невербальные признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее 3-х вариантов нового поведения.

Экологическая проверка.

Проверьте экологию: - Может ли полученное изменение как-то повредить вам в жизни?
Если "Да" – вернитесь на 2-й шаг и выберите другую более подходящую "эталонную" ситуацию.

Демонстрация

Тренер: Итак, Дима, у тебя есть ситуация, отношение к которой ты хотел бы изменить? И это больше связано с разговором?
Клиент: - Да.
Т: - Как мы назовём эту ситуацию?
К: - "Крик" наверное. Там на меня кричат…
Т: - Хорошо. "Крик", почти как фильм. И эта ситуация связана в первую очередь с тем, что ты слышишь?
К: - Да, я слышу разговор, прокручиваю его у себя в голове…
Т: - Теперь нам нужна "эталонная" ситуация, в которой тоже есть разговор, но которая тебе нравится.
Есть такая.
Т: - Как назовём?
К: - "С друзьями".
Т: - Отлично. Теперь нам нужно найти субмодальные различия между "Криком" и "С друзьями". Где звук громче?
К: - В неприятной ситуации громче.
Т: - А в ней звук стерео или моно?
К: - Стерео…, не могу сказать.
Т: - В какой ситуации звук выше?
К: - Опять в неприятной. Там как будто визг какой-то.
Т: - В какой ситуации звук более звонкий или глухой.
К: - Когда с друзьями, там немного более глухой.
Т: - Когда ты слышишь эти разговоры, скорость нормальная, или где-то быстрее, медленнее?
К: - В неприятной немного побыстрее.
Т: - А длительность записи большая? Может где-то только небольшой кусочек. Иногда так бывает – как будто ленту магнитофона закольцевали…
К: - В неприятной ситуации это практически одна фраза. И она повторяется. А в ситуации с друзьями – там я могу вспомнить разговоры, о чём потом болтали. Не всё дословно конечно, но…
Т: - Замечательно. Теперь давай попробуем изменить твоё восприятие "Крика". Сделай в ней звук немного тише.
К: - Она становится чуть менее напряжённой…
Т: - Хорошо, верни прежнюю громкость. А теперь сделай звук в "Крике" более глухим.
К: - Сделал. Она стала менее скандальной, но всё ещё достаточно неприятная.
Т: - Хорошо, сделай прежнюю звонкость. Теперь замедли в "Крике" скорость "воспроизведения".
К: - Не получается.
Т: - Представь, что у тебя диктофон с клавишей подстройки скорости. Знаешь, на кассетных диктофонах обычно ставят такую специальную ручку, чтобы можно прослушать побыстрее или помедленнее разговор. Вот представь, что "Крик" записан на кассету этого диктофона. И ты можешь регулировать – делать быстрее или медленнее. Попробуй.
К: - Да, получается.
Т: - Теперь замедли скорость так, чтобы она стала такой же, как в "С друзьями".
К: - Делаю. Да. Хм. Она как-то сразу стала глуше, и я теперь припоминаю практически весь разговор.
Т: - Замечательно. Подумай, а как бы ты мог по-другому поступить в этой ситуации? Найди три – четыре варианта…
К: - Да, я мог бы
Т: - Подумай, то, что ты теперь будешь по-новому относится к этой ситуации может как-то повредить тебе в жизни?
К: - Нет, Скорее наоборот. Я наверно буду намного легче переносить такие агрессивные события…
Т: - Спасибо.

Комментарии

Итак, какая субмодальность была критической в данном случае?
- Судя по всему, скорость воспроизведения.
Да. Обратите внимание, как изменилось состояние Димы, когда он начал менять скорость воспроизведения. Если человек начинает менять критическую субмодальность – это будет сразу заметно в невербалике.
Какие субмодальности чаще всего бывают критическими?
Очень хитрый вопрос. Потому что, для каждого отношения свой набор. Для нравится – не нравится это: цвета, положение в пространстве, черно-белое – цветное, ассоциация – диссоциация в визуальном канале, громкость в аудиальном канале.
Для навязчивости будет немного другое: яркость, наличие фона, изменение пропорций для визуального канала. В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Люди разные.
Как поступать, если в ситуации есть и звук, и картинка?
Посмотрите, что влияет сильнее. Если непонятно, найдите субмодальные отличия в визуальном и аудиальном каналах, и меняйте субмодальности по одной и в том, и в другом канале. Что-то сработает.