Есть история о Милтоне Эриксоне. Он вырос на ферме и как-то наблюдал, как отец пытается завести упирающегося быка в загон. Милтон подошёл и предложил свою помощь. Уставший отец разрешил. Милтон подошёл к быку сзади и начал тянуть за хвост - и тот влетел в загон.
Очень условно варианты воздействия можно разделить на "прямые" и "провокативные". При "прямом" воздействии мы направляем человека - тянем быка за уздечку (или что там на быков навешивают), при "провокативном" вызываем сопротивление так, чтобы человек двигался в нужную сторону - как Милтон Эриксон, когда тянул быка за хвост. Провокативный способ воздействие во многих случаях может быть весьма полезен - вместо того, чтобы уговаривать и мотивировать Клиента, вы провоцируете его и он сам начинает мотивировать себя.
Один из способ "провокации" - формально поддерживать проблемное состояние, но заключать сообщение в кавычки при помощи иронии или сарказма. Так же можно приводить аргументы в защиту поддержания проблемного состояния, но опирающиеся на неважные для Клиента ценности.
Фрагмент из сессии Фрэнка Фарелли, регулярно использующего провокативные способы воздействия (клиент хочет бросить курить):
Фрэнк: - Тебе очень повезло - тогда почему бы не продолжить курить и не отпраздновать это? Да-да. Кроме того, табачным компаниям необходима помощь. Ты слышала, что они в США делают с бедными табачными компаниями? Триста миллиарда долларов хотят отсудить. Кому-то надо курить, для того, чтобы всё это оплачивать. Каждый раз, когда ты делаешь "у-у-у-у" говори себе: "я помогаю бедным табачным компаниям, чтобы они оплачивали свои счета".