Небольшие аннотации разных интересных материалов, связанных с НЛП: статей, книг, инфографики, событий... В совершенно случайном порядке. Что-то новое через день-два.


Когда мы подстраиваемся под простые элементы поведения, вроде движений, поз, слов или громкости голоса, мы просто заимствуем эти паттерны поведения. Но если нужно подстроиться под более общий паттерн, вроде сенсорной модальности, мотивов, набора ценностей, вам скорее всего вначале придётся сделать предположение, а потом его проверить - начать вести себя в соответствии с этим паттерном и откалибровать реакцию собеседника. То есть если вы предположили, что перед вами Визуал, вы начинаете вести себя как Визуал и смотрите на его реакцию - появится раппорт или нет.

Аналогично с ценностями: сначала стоит сделать предположение, создать гипотезу - потом проверить её по калибровке, соглашается ли он с вами, поддерживает это мнение. Предположение можно сделать исходя из поведения человека, его метапрограмм, ранее сказанного или социального статуса.

Гипотеза - калибровка - подстройка.

Заметка:: Подстройка под ценности


Управление скоростью субъективного времени позволяет делать много весьма интересных вещей. Например, если вы замедляете внешнее время вы можете переделать кучу дел, а если ускоряете - время поездки или полёта пройдёт быстро и незаметно. Во время игры в пинг-понг или теннис, замедление времени позволит вам следить за шариком или мячом и успевать вовремя реагировать: профессиональные игроки обычно это и делают - замедляют время.

Статья:: Управление скоростью времени.


Спонтанность дает нам полет, течение, искру, но у нее есть один большой недостаток – обычно этот поток совершенно неуправляем. То есть поток есть – он может нестись, захватывать, растекаться… Но вот куда он вас занесет совершенно непонятно.
Сознательное управление дает четкость и понимание цели, но при этом невозможно контролировать большое количество информации и трудно пользоваться ассоциативно приходящей информацией (она просто не приходит). 

"Управляемая спонтанность" – это умение контролировать свою спонтанность и направлять ее к цели. Баланс между структурой и спонтанностью.


Трюизмы - (как бы) совершенно истинные утверждения. Их используют как внушения, для подстройки, для придания речи убедительности. Для конструирования трюизмов удобно использовать кванторы существования: что-то, какой-то, чей-то, кое-кто, бывает, случается, изредка, иногда, возможный, вероятный, немного. А так же модальность возможностей: может, способен, имеет право, не должен, разрешено.

Тренинг "Повседневный Гипноз" вечерами по вторникам с 12 сентября.


Как часто мы прокручиваем неприятные ситуации в голове – снова и снова. Буквально мы тренируем наш мозг воспринимать ситуацию только таким способом. И через какое-то время внешние события, внутренние оценки и эмоции «слипаются» - становятся единым целым. Мы себя натренировали. Но можно разрушить эту последовательность и изменить оценку ситуации. Достаточно описать проблемную ситуацию в обратном порядке.

Мини-техника «Ситуация задом наперед»


Использование подкрепления в общении.
С подкреплением вы знакомы, так как оно используется в дрессировке. Медведь правильно прокатился на велосипеде - ему дают сахар (позитивное подкрепление); кот полез на стол - ему дают затрещину (негативное подкрепление).
Но люди тоже хорошо обучаются таким способом, и можно "выдрессировать" собеседника внимательно слушать, понизить голос или демонстрировать позитивные эмоции. А как стимулы можно, использовать, например, лёгкую улыбку (позитивное подкрепление) или слегка поджатые губы (негативное подкрепление).

Подкрепление в обучении и коммуникации


Тренируем ввод в транс с последующим постгипнотическим внушением на самостоятельный вход - "ключ" Алиева.
Тренинг "Погружение", весна 2017 года.


Для упорядочивания опыта по времени большинство людей размещают образы событий на воображаемых кривых - линиях времени. Обычно линии времени используются для определения очерёдности событий и выстраивания причинно-следственных связей.

С организацией времени связано относительно большое количество предпочтений:

  • умение хорошо планировать;
  • правила выстраивания причинно-следственных связей;
  • восприятие целей;
  • привычка диссоциироваться или ассоциироваться;
  • склонность «зарабатываться»;
  • «горизонт планирования» - на сколько в будущее заглядывает человек;
  • следование планам и обязательства по срокам;
  • делать несколько дел одновременно;
  • ориентация на настоящее, прошлое или будущее.

Модель НЛП:: Линия времени


Один из способов структурирования информации - разложение элементов по категориям. Но иногда элементы удобнее относить одновременно к нескольким категориям. В этом случае можно использовать круги Эйлера - они позволяют строить более гибкие описания.
Например, паттерн нарушения метамодели кванторы общности. Их можно отнести и к обобщениям, и к опущениям. Просто нарушение при сверхобобщении может быть разных видов.
У человека действительно был опыт, который он распространил на весь контекст: «Все женщины, с которыми у меня были отношения, меня бросали» (было 3-4 случая) => «Женщины всегда бросают» - это чистое обобщение, он не выкидывает какие-то куски опыта, просто расширяет личный опыт на «всех женщин» (создаёт общее правило)
Но чаще при сверхобобщении человек ещё чего-то выкидывает, и оказывается, что из пяти «отношений», два заканчивал он сам, один раз расходились полюбовно, и только в двух случаях его бросали. Здесь сначала опущение, потом обобщение. Вывод при этом может быть точно таким же: «Женщины всегда бросают».
И вопросы на исправление нарушения как раз будут относится к двум типам: «Все женщины всегда всех бросают?» - выход за границы, - «Были ли в твоей жизни женщины, которые тебя не бросали?» - восстановление опущения.

Статья "Метамодель и фокусы языка в виде кругов Эйлера"


Иногда какая-то часть жизни воспринимается как «плохая», «тяжёлая» или «испорченная». Но в любом периоде жизни бывают как приятные, так и неприятные моменты. Для «порчи» обычно надо просто максимально сфокусироваться на негативе, не обращая внимания на позитив. Или даже переоценить приятные события в неприятные: «На самом деле она мной просто пользовалась!»
Техника "Переоценка прошлого"