Во время семинара Бэндлер, мастерски владеющий языком, представил нам нелепую, но паранойяльно твердую систему убеждений и предложил попытаться заставить его изменить эти убеждения. Несмотря на все усилия, членам группы не удалось достичь никакого результата: система Бэндлера оказалась неприступной, поскольку была построена на том, что я позднее определил как «мысли-вирусы».
Я слушал всевозможные вербальные «фреймы», спонтанно создаваемые Бэндлером, и вдруг обнаружил, что некоторые из этих структур мне знакомы. Несмотря на то что Бэндлер для большей убедительности применял эти паттерны в «негативном» аспекте, я осознал, что именно такие структуры использовали Линкольн, Ганди, Иисус и др., чтобы способствовать позитивным и радикальным социальным изменениям.
Роберт Дилтс «Фокусы языка»
Паттерны фокусов языка, описанные Робертом Дилтсом, прекрасный пример моделирования - он увидел структуру и отлично её описал. В результате фокусы языка - один из самых используемых и полезных инструментов в НЛП, применяемый в самых разных контекстах, от консультирования до продаж.
Но этих паттернов довольно много - аж 14 штук, и для их запоминания требуются довольно большие усилия. К тому же мне всегда хотелось разобраться в том, как именно они работают - почему в ответ на какую-то фразу человек вдруг меняет убеждения. И я начал искать «структуру структуры» - способ простого описания правил конструирования фокусов языка.
Мне хотелось, чтобы новая модель фокусов языка:
- была достаточно простой;
- использовала уже знакомые модели;
- давала понимание механизма работы.
И у меня получилось!
Простота
Всю структуру фокусов языка можно описать при помощи мнемонической формулы 3-4-5:
- 3 результата воздействия – что мы должны получить, цель воздействия.
- 4 способа воздействия – как именно мы это делаем.
- 5 областей воздействия – с чем делаем.
Знакомые модели
Здесь используются уже знакомые модели:
Модель SCORE
На её основе которой мы определяем области воздействия:
Причины: история создания убеждения – как, по какому поводу появилось.
Симптомы – внешние признаки текущего состояния – удобно разделить на само убеждение и на контекст его применения.
Результат переименуем в цель, просто для сохранения терминологии.
Эффекты так и останутся эффектами.
Ресурсы у нас уже заданы – это способы воздействия. В их роли выступают
Способы мышления
Укрупнение, разукрупнение, аналогия, к которым мы добавим «взгляд» из мета-позиции - это наши способы изменения информации, способы воздействия.
Понимание
И в этой модели понятны механизмы работы - цели воздействия, почему такая фраза мотивирует человека изменить или создать убеждение, и, естественно, как именно конструировать фокусы языка.
Полагаем, что убеждение должно соответствовать трем критериям:
- правильности - убеждение истинно;
- эффективности - убеждение успешно помогает достигать цели;
- приемлемости - последствия использования убеждения приемлемы.
Соответственно, если мы хотим изменить убеждение, нам достаточно показать, что оно
- ложно
- неэффективно
- имеет неприемлемые последствия.
А для создания убеждения мы демонстрируем, что новое убеждение
истинно
эффективно
имеет приемлемые последствия.
Собственно, это и есть цели воздействия.
Например, чтобы смотивировать человека изменить убеждение мы можем:
предложить похожее, но ложное убеждение
- Я не нравлюсь женщинам, потому что они все меня бросали.
- Ты хочешь сказать, что абсолютно все женщины тебя бросали?
здесь мы укрупняем «все» до «абсолютно все», что скорее всего не соответствует действительности [укрупнение убеждения, паттерн - "объединение"]
найти контекст, в котором убеждение ложно
- Я не нравлюсь женщинам, потому что они все меня бросали.
- Даже мать тебя бросила?
ищем ситуацию, противоречащую убеждению [конкретизация контекста, паттерн "противоположный пример"]
исследовать, правильно ли создавалось убеждение
- Я не нравлюсь женщинам, потому что они все меня бросали.
- Я думаю, что двух ситуаций недостаточно, чтобы сделать такой глобальный вывод.
обращаем внимание на неправомерность вывода [мета-оценка причины, аналогичного паттерна нет]
предложить более эффективное убеждение
- Я не нравлюсь женщинам, потому что они все меня бросали.
- Может подумать о том, как выстраивать долгосрочные отношения, а не фокусироваться на неудачах.
предлагаем более удачную цель [аналогия цели, паттерн "другой результат"]
обратить внимание на последствия этого убеждения
- Я не нравлюсь женщинам, потому что они все меня бросали.
- Будешь так думать, всю жизнь проведёшь в одиночестве.
рассказываем о больших неприятностях от использования этого убеждения [укрупнение эффектов, паттерн "последствия"]
Объединяем и получаем модель структуры:
Бонус
Паттерны фокусов языка при этом просто описывают наиболее типичные стратегии работы с содержанием, контекстом, целью и так далее. Но в дополнение,
на основе структурного описания можно создать намного больше конструкций фокусов языка.
Это как с техниками НЛП - если вы знаете принципы конструирования, вы можете придумывать их десятками.
При этом, как мне кажется, паттерны и структурное описание фокусов языка, не столько конфликтуют, сколько дополняют друг друга.
Паттерны дают конкретные стратегии, на которых удобно учиться.
Структура даёт более общий взгляд, понимание и позволяет расширить набор конструкций.
Схемы принципов работы фокусов языка.
Паттерны
Структура
На следующих занятиях будем разбираться со всем этим более подробно.