Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Фокусы языка – это набор речевых стратегий для быстрого изменения убеждений. При их помощи можно менять или создавать убеждения прямо во время разговора. А описана модель Робертом Дилтсом, как результат моделирования Ричарда Бендлера.

Во время семинара Бэндлер, мастерски владеющий языком, представил нам нелепую, но паранойяльно твердую систему убеждений и предложил попытаться заставить его изменить эти убеждения. Несмотря на все усилия, членам группы не удалось достичь никакого результата: система Бэндлера оказалась неприступной, поскольку была построена на том, что я позднее определил как «мысли-вирусы».

Я слушал всевозможные вербальные «фреймы», спонтанно создаваемые Бэндлером, и вдруг обнаружил, что некоторые из этих структур мне знакомы. Несмотря на то что Бэндлер для большей убедительности применял эти паттерны в «негативном» аспекте, я осознал, что именно такие структуры использовали Линкольн, Ганди, Иисус и др., чтобы способствовать позитивным и радикальным социальным изменениям.

Роберт Дилтс «Фокусы языка»

 


Паттерны фокусов языка, описанные Робертом Дилтсом, прекрасный пример моделирования - он увидел структуру и отлично её описал. В результате фокусы языка - один из самых используемых и полезных инструментов в НЛП, применяемый в самых разных контекстах, от консультирования до продаж.


Но этих паттернов довольно много - аж 14 штук, и для их запоминания требуются довольно большие усилия. К тому же мне всегда хотелось разобраться в том, как именно они работают - почему в ответ на какую-то фразу человек вдруг меняет убеждения. И я начал искать «структуру структуры» - способ простого описания правил конструирования фокусов языка.

Мне хотелось, чтобы новая модель фокусов языка:

  • была достаточно простой;
  • использовала уже знакомые модели;
  • давала понимание механизма работы.

И у меня получилось!


Простота

Всю структуру фокусов языка можно описать при помощи мнемонической формулы 3-4-5:

  • 3 результата воздействиячто мы должны получить, цель воздействия.
  • 4 способа воздействиякак именно мы это делаем.
  • 5 областей воздействияс чем делаем.

 


Знакомые модели

Здесь используются уже знакомые модели:

Модель SCORE

Модель SCORE

На её основе которой мы определяем области воздействия:

Причины: история создания убеждения – как, по какому поводу появилось.

Симптомы – внешние признаки текущего состояния – удобно разделить на само убеждение и на контекст его применения.

Результат переименуем в цель, просто для сохранения терминологии.

Эффекты так и останутся эффектами.

 

 


Ресурсы у нас уже заданы – это способы воздействия. В их роли выступают

Способы мышления

Укрупнение, разукрупнение, аналогия, к которым мы добавим «взгляд» из мета-позиции - это наши способы изменения информации, способы воздействия.


Понимание

И в этой модели понятны механизмы работы - цели воздействия, почему такая фраза мотивирует человека изменить или создать убеждение, и, естественно, как именно конструировать фокусы языка.

Полагаем, что убеждение должно соответствовать трем критериям:

  • правильности - убеждение истинно;
  • эффективности - убеждение успешно помогает достигать цели;
  • приемлемости - последствия использования убеждения приемлемы.

Соответственно, если мы хотим изменить убеждение, нам достаточно показать, что оно

  • ложно
  • неэффективно
  • имеет неприемлемые последствия.
А для создания убеждения мы демонстрируем, что новое убеждение
истинно
эффективно
имеет приемлемые последствия.

Собственно, это и есть цели воздействия.


Например, чтобы смотивировать человека изменить убеждение мы можем:

предложить похожее, но ложное убеждение

- Я не нравлюсь женщинам, потому что они все меня бросали.

- Ты хочешь сказать, что абсолютно все женщины тебя бросали?

здесь мы укрупняем «все» до «абсолютно все», что скорее всего не соответствует действительности [укрупнение убеждения, паттерн - "объединение"]

 

найти контекст, в котором убеждение ложно

- Я не нравлюсь женщинам, потому что они все меня бросали.

- Даже мать тебя бросила?

ищем ситуацию, противоречащую убеждению [конкретизация контекста, паттерн "противоположный пример"]

 

исследовать, правильно ли создавалось убеждение

- Я не нравлюсь женщинам, потому что они все меня бросали.

- Я думаю, что двух ситуаций недостаточно, чтобы сделать такой глобальный вывод.

обращаем внимание на неправомерность вывода [мета-оценка причины, аналогичного паттерна нет]

 

предложить более эффективное убеждение

- Я не нравлюсь женщинам, потому что они все меня бросали.

- Может подумать о том, как выстраивать долгосрочные отношения, а не фокусироваться на неудачах.

предлагаем более удачную цель [аналогия цели, паттерн "другой результат"]

 

обратить внимание на последствия этого убеждения

- Я не нравлюсь женщинам, потому что они все меня бросали.

- Будешь так думать, всю жизнь проведёшь в одиночестве.

рассказываем о больших неприятностях от использования этого убеждения [укрупнение эффектов, паттерн "последствия"]

Объединяем и получаем модель структуры:


Бонус

Паттерны фокусов языка при этом просто описывают наиболее типичные стратегии работы с содержанием, контекстом, целью и так далее. Но в дополнение,

на основе структурного описания можно создать намного больше конструкций фокусов языка.
Это как с техниками НЛП - если вы знаете принципы конструирования, вы можете придумывать их десятками.

 

При этом, как мне кажется, паттерны и структурное описание фокусов языка, не столько конфликтуют, сколько дополняют друг друга.

Паттерны дают конкретные стратегии, на которых удобно учиться.

Структура даёт более общий взгляд, понимание и позволяет расширить набор конструкций.


Схемы принципов работы фокусов языка.

Паттерны


Структура


На следующих занятиях будем разбираться со всем этим более подробно.