Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Соответствие критериям

Убеждение, как «правило жизни», должно соответствовать нескольким критериям:

  • истинность;
  • эффективность;
  • приемлемость последствий.

Соответственно, если мы покажем, что

текущее убеждение этим критериям не соответствует

или есть убеждения, которые лучше под эти правила подходят – то у человека появится сильная мотивация это убеждение изменить.

 

 

А если мы хотим усилить какое-то убеждение - то нам как раз надо показать, что оно этим критериям соответствует.

Истинность

Истинность предполагает, что убеждение «правильно» описывает реальность: соответствует «фактам» из жизни и не противоречит другим убеждениям. В карте этого человека.

То есть для того, чтобы человек захотел сменить убеждение, нам нужно показать, что убеждение неправильное,

правило не работает.
Для усиления убеждения мы поступаем наоборот - показываем, что правило работает.

Сделать это можно несколькими способами:

  • меняя убеждение на похожее, то есть меняя содержание;
  • меняя контекст применения убеждения;
  • исследуя историю создания убеждения.
Это прямая аналогия с видами разговорного рефрейминга: смысла (содержания) и контекста. Но, вообще говоря, фокусы языка - это виды рефрейминга.

Смена содержания

Когда мы меняем убеждение на похожее, работает мышление по аналогии: если убеждение А похоже на убеждение Б, то если убеждение Б ложно, то и убеждение А тоже ложно. Или если убеждение Б истинно, то и А истинно.

Понятно, что «ложное» или «истинное» в карте клиента.
Мышление по аналогии - это если мы считаем, что если у объекта Б есть часть признаков А, то и все остальные тоже есть. Это может давать забавные результаты: если Антон высокий, блондин, носит костюм и зарабатывает много денег, то если Борис высокий, блондин и носит костюм, то тоже зарабатывает много денег. Тут можно порассуждать о правильности выбранных критериев, но вот их люди часто выбирают довольно случайно.

Соответственно,

чтобы усомниться в убеждении, ищем похожее, но ложное убеждение.

Или просто предложив более «истинное» убеждение.

- Много денег честно заработать невозможно.

- Я бы не сказал, что это невозможно - скорее трудно.

[заменено слово «невозможно» на слово «трудно»]

 

А если хотим поверить - ищем похожее, но истинное убеждение.

- Я имею право быть счастливым.

- Все люди имеют право быть счастливыми - ты не какой-то особенный.

[расширяем убеждение на «всех людей» и обосновываем «обычностью» человека]

 

Смена контекста

Можно поступить иначе,

чтобы усомниться в убеждении надо найти контекст, в котором оно не работает.
А здесь мы уже используем индуктивное мышление, при помощи которого обычно и создаются убеждения - на основе некоторого количества фактов строится общее утверждение: «Меня обманули три раза - все люди лгут». Но более-менее надёжный вывод получается в результате полной индукции - когда проверяются все факты: «В этой комнате все стулья чёрные». А в случае неполной индукции - когда проверяются не все случаи, - достаточно найти всего одно несоответствие и

- Много денег честно заработать невозможно.

- Знаете ли вы людей, которые всё-таки честно заработали много денег?

[клиенту самому предлагается найти исключения из правил]

 

Для того,

чтобы поверить в убеждение, ищем контекст, в котором оно работает.

- Я могу сам выбрать, что мне нужно.

- Наверняка. Ты же сам выбираешь, сколько кусочков сахара положить в чай или какой длины кусок туалетной бумаги оторвать.

[находим контексты, в которых клиент уже действует в соответствии с убеждением]

 

Основное отличие изменение содержания от изменения контекста:

при изменении содержания мы создаём новое правило;
при изменении контекста мы ищем ситуацию, где убеждение не работает.

- Людям доверять нельзя.

- Есть старая народная мудрость: «Доверяй - но проверяй».

[меняем содержание - предлагаем новое убеждение]

 

- Ты в жизни абсолютно никому не доверял?

[меняем контекст - ищем ситуацию, где правило не работает]

 

Исследуем историю

Убеждения у нас не появились из ниоткуда - они были кем-то (возможно Клиентом) созданы. И этот процесс создания убеждения можно исследовать.

Для мотивации на изменение убеждения можно показать человеку, что оно «неправильно» создано.

Недостаточное количество фактов.

Факты неправильно интерпретированы.

Неправильный процесс создания убеждения.

Некомпетентный автор.

Источник, из которого получена эта информация - ненадёжный.

И так далее.

При работе с историей нужно собрать информацию о том, как убеждение было создано.

- Меня никто не берёт замуж!

- Ты опросила всех мужчин?

[предполагаем, что фактов для вывода мало]

 

- Аристотель говорил…

- Ты хочешь следовать идеям человека, который жил две с половиной тысячи лет назад?

[предполагаем, что автор некомпетентен (в данном вопросе)]

 

- LG выпускает плохие смартфоны.

- Ты смартфон LG держал в руках пять минут - считаешь, что этого достаточно, чтобы сделать такой глобальный вывод?

[необоснованный вывод]

 

- В «Космополитен» было написано…

- Ты хочешь построить жизнь на мыслях из журнала для девочек-подростков?

[неавторитетный источник]

 

Для создания обосновываем убеждение.

Фокусируемся на подтверждающих фактах.

На мнении из авторитетных источников.

На компетентных авторах.

- Я способен легко выучить английский язык.

- Наверняка, ты уже что-то в своей жизни смог легко выучить.

[ищем подтверждение убеждению]

 

- Была одна статья - по исследованиям Корнелльского университета большинство людей довольно легко могут выучить второй язык. [ссылаемся на авторитетный источник]

- Один из самых известных полиглотов - Вячеслав Иванов, он знал сто языков, - писал, что выучить язык легко и просто.

[ссылаемся на компетентного автора]

 

Эффективность

Ещё один важный критерий работающего убеждения – эффективность. То есть мы предполагаем, что убеждение «не просто так», а выполняет некую полезную функцию, для чего-то служит. И, следовательно, должно быть эффективным для реализации этой функции. А так как эффективность - это достижение цели с наименьшими затратами, то здесь как раз большой фокус на цели, намерения, критерии, ценности.

Самое забавное, что сама идея о полезности убеждения может быть шокирующим фактором и поводом пересмотреть убеждение – многие об этом просто не задумываются.
Для сомнения в убеждении надо показать, что оно недостаточно эффективно работает.

- Семья – это рабство.

- Может вам лучше подумать о том, как построить близкие отношения, которые давали бы вам свободу?

[предлагаем более полезную цель]

 

- Замуж можно только один раз и по любви.

- Признайтесь – вы просто боитесь серьёзных отношений и придумываете способ их избежать.

[предполагаем неприемлемое намерение убеждения]

 

Соответственно, для того,

чтобы поверить в убеждение, показываем, что оно работает эффективно

или эффективнее, чем старое.

- Я способен следовать собственным планам.

- Следовать собственным планам намного более полезно, чем создавать в своей жизни хаос.

[подтверждаем полезность цели «следовать собственным планам» по сравнению с «создавать в своей жизни хаос»]

 

Приемлемость последствий

И использования убеждения есть последствия, и они могут быть более или менее приемлемы.

Для сомнения в убеждении мы показываем, что убеждение неэкологично

или предложить более экологичное убеждение.

- Трудно найти хорошую работу.

- Думая так, ты действительно никогда не сможешь найти достойную работу.

[фокусируемся на негативных последствиях убеждения]

 

Для того,

чтобы поверить - фокусируемся на полезных последствиях убеждения.

- Я способен легко выучить английский язык.

- И можешь смотреть американские и британские фильмы в оригинале - намного интереснее. А то с переводом часто многое теряется.

[фокусируемся на полезных последствиях нового убеждения]

 

Области воздействия

Всё это хорошо ложится на модель SCORE, что вполне логично - модель SCORE описывает процесс изменения.

Как я уже писал, один из важных поводов использовать структуру фокусов языка вместо паттернов – лёгкость обучения. Для чего полезно использовать уже известные модели: например SCORE и способы мышления (укрупнение, разукрупнение, аналогия).

 

Модель SCORE

 

Немного подгоним «схему под задачу».

Причины: история создания убеждения – как, по какому поводу появилось.

Симптомы – внешние признаки текущего состояния – удобно разделить на само убеждение и на контекст его применения.

Результат переименуем в цель, просто для сохранения терминологии.

Эффекты так и останутся эффектами.

Ресурсы у нас уже заданы – это способы воздействия.

А вот с целями воздействия довольно забавно получается: демонстрация того, что убеждение ложно, подходит для работы с причинами, убеждением и контекстом его применения, проверка эффективности – это как раз область целей, ну а последствия – это область эффектов.

 

 

 

Кратко

  • Убеждения должны быть «истинны», «эффективны» и иметь «приемлемые последствия».
  • Для мотивации сменить убеждение нам нужно показать, что убеждение не соответствует хотя бы одному из этих критериев.
  • Для мотивации создать убеждение нам нужно сфокусироваться на подтверждении этих критериев.
  • Проверить критерий истинности можно либо меняя убеждение на похожее, либо меняя контекст применения убеждения, либо исследуя историю его создания..
  • Меняя содержание мы создаём новое правило - ложное, если хотим изменить убеждение, и истинное, если хотим создать новое убеждение.
  • При смене контекста ищем ситуацию, где убеждение будет ложным (изменение убеждения) или истинным (создание убеждения).
  • Исследуя историю создания убеждения мы либо фокусируемся на нарушении правил создания убеждения - если мы хотим его изменить, - либо ищем подтверждения новому убеждению - если хотим его создать.
  • При исследовании эффективности, мы можем либо исследовать эффективность убеждения, либо цели.
  • Для изменения убеждения мы можем обратить внимание на неэффективность убеждения, либо на то, что оно преследует «плохую» цель, либо предложить более удачную цель.
  • Для создания убеждения обращаем внимание на эффективность нового убеждения и «правильность» цели.
  • Исследуя эффекты обращаем внимание на неприемлемые последствия - если хотим изменить убеждение, - или, наоборот, на позитивные последствия, - если хотим создать убеждение.
  • Области воздействия хорошо выводятся из модели SCORE: причины, убеждение, контекст, цели и эффекты.
  • Для причин, убеждений и контекста наша цель проверить истинность убеждения, для целей - эффективность, для эффектов - приемлемость последствий.

Презентация

Видео

Проверь себя

Какой из фокусов языка направлен на создание сомнения в убеждении «Никто не может быть по настоящему счастлив», изменяя содержание?

1. Если ты так думаешь, то никогда счастливым не станешь.

2. А я встречал множество действительно счастливых людей.

3. Какое количество счастья должно быть у человека, чтобы ты решил, что оно настоящее?

4. Так ты оправдываешь свою лень делать что-либо для своего счастья?

Ответ
Правильный ответ: 3. Предложено чётко определить критерий «настоящее».

1 - последствия.

2 - контекст. Оператор приводит примеры из собственного опыта, опровергающие убеждение клиента.

4 - цель. Предполагается, что за этим убеждением стоит «плохое» намерение - оправдание собственной лени клиента.

Какой из фокусов языка направлен на создание веры в убеждение «Я способен высыпаться за пять часов» изменяя контекст?

1. Наверняка в твоей жизни были случаи, когда ты высыпался даже не за пять, а за четыре часа.

2. Для тебя так важно работать ещё больше?

3. Большинство людей способны высыпаться за пять часов, но не все знают это.

4. Ты наверняка способен лучше контролировать собственную жизнь.

Ответ
Правильный ответ: 1. Клиенту предлагается найти примеры, что он способен высыпаться даже за более короткий промежуток времени.

2 - Работа с целью, но ориентировано на изменение убеждения. Предполагается, что клиент хочет больше спать чтобы больше работать.

3 - Меняем содержание. Заменяем «я» на «большинство людей».

4 - Меняем содержание. Заменяем «высыпаться за пять часов» на «контролировать собственную жизнь».

Какой из фокусов языка направлен на создание сомнения в убеждении «Настоящая женщина должна всегда хорошо выглядеть», меняя цели?

1. Что произойдёт, если женщина изредка будет выглядеть не совершенно хорошо?

2. Абсолютно все настоящие женщины всегда выглядят идеально?

3. Многие женщины считают, что интереснее иметь хороший секс, а не идеальную причёску.

4. Женщина, излишне озабоченная внешностью, часто воспринимается поверхностной и глупой.

Ответ
Правильный ответ - 3. Предлагается более важная цель - «иметь хороший секс» (так же есть замена «хорошо выглядеть» на «идеальная причёска»).

1 - последствия. Клиенту предлагается исследовать последствия нарушения критерия «всегда хорошо выглядеть».

2 - содержание. Заменено «настоящая женщина» на «абсолютно все настоящие женщины» и «хорошо выглядеть» на «выглядеть идеально».

4 - содержание. Заменено «хорошо выглядеть» на «излишне озабоченная внешностью».

Для каждого фокуса языка определите группу: содержание, контекст, история, цель, последствия.

Создаём сомнение в убеждении «Я недостаточно красив, чтобы нравиться женщинам».

1. Есть такая пословица: «Если мужчина чуть красивее обезьяны, то он уже красавец».

2. Для тебя наверно действительно важно наконец сбросить вес.

3. Женщины ценят не красоту, а ум и обаяние.

4. Тебе отказала пара девушек и ты решил, что не нравишься вообще всем?

5. Ты всем это рассказываешь, чтобы оправдать нежелание следить за собой?

6. Именно в это верят толстые вонючие задроты, не готовые оторвать задницу от дивана перед телевизором.

7. Продолжай в это верить и ты проведёшь свою жизнь в одиночестве.

8. Насколько именно нужно быть красивым, чтобы начать нравиться женщинам?

9. Возможно лучше прекратить ныть и заняться собой?

10. А как ты об этом узнал? Ты спрашивал женщин или это твои личные фантазии?

Ответ

1 - содержание.

2 - цели.

3 - содержание.

4 - история.

5 - цели.

6 - контекст.

7 - последствия.

8 - содержание.

9 - цели.

10 - контекст.

Для каждого фокуса языка определите группу: содержание, контекст, история, цель, последствия.

Создаём веру в убеждение «Я способен сам справиться с большинством своих проблем».

1. Ты уже сам перерешал множество проблем, иначе бы просто не дожил до этого дня.

2. Видимо верить в себя для тебя действительно важно.

3. Если ты будешь воспринимать эти ситуации как задачи, у тебя всё получится намного проще.

4. С таким убеждением ты сможешь много достичь.

5. В конечном счёте люди справляются со всем сами.

6. Если ты справился с собой, то и со всем остальным тоже легко разберёшься.

7. Весьма полезное убеждение!

8. Наверняка ты эту идею взял у Виктора Франкла - очень крутой психолог!

9. Может лучше подумать не о том, как справляться с проблемами, а как не заводить их больше?

10. Те, кто сами справляются с проблемами, успешны в жизни.

Ответ

1 - контекст.

2 - цели.

3 - содержание.

4 - последствия.

5 - содержание.

6 - контекст.

7 - контекст.

8 - история.

9 - цели.

10 - последствия.

Задание

1. Придумайте по 10 фокусов языка всех типов для создания сомнения в убеждении «Людям нельзя верить».

2. Придумайте по 10 фокусов языка разных типов для создания веры в убеждение «Я имею право сам определять свою жизнь».