Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Как способы воздействия здесь будут основные способы обработки информации: укрупнение, разукрупнение, аналогия и оценка из мета-позиции.

Укрупнение

Укрупнение, как понятно из названия, предполагает увеличение. При этом укрупнять можно двумя способами: перейти к более общей категории или расширить диапазон. Переход от «мальчика» к «людям» – это как раз переход от меньшей категории к большей: трамвай – транспорт, стул – мебель, собаки - животные. А вот если мы что-то делаем больше, шире, выше, большего количества, массивнее и протяжённее – это увеличение диапазона: два человека – много человек, один метр провода – километр провода, пять килограмм – тонна. Так же мы можем перейти к более важной ценности или более высокому логическому уровню: спокойствие - безопасность, ошибается - идиот.

- Женщины - глупые существа.

- Люди в принципе довольно глупы.

[расширяем правило на более общую категорию: «женщины» - «люди»]

 

- Я могу сам справится с этой проблемой.

- Ты можешь справиться с большинством своих проблем.

[расширяем правило с «одной проблемы» на «большинство проблем» ]

 

- Только тяжелый труд может привести к успеху.

- То есть абсолютно все успешные люди тяжело трудились?

[предполагаем, что в убеждении нет исключений, расширяя его на «абсолютно всех» людей]

 

- Любовь делает людей зависимыми.

- Может важнее подумать о том, как не остаться в одиночестве?

[ищем более важную цель]

 

Разукрупнение

При разукрупнении мы поступаем наоборот: сужаем, укорачиваем, уточняем и уменьшаем количество - при работе с диапазоном. И переходим к включённой категории при работе с категориями. Или переходим к менее важной ценности или более низкому логическому уровню.

 

- Женщины - глупые существа.

- Ты считаешь Софью Ковалевскую глупой?

[сужаем до одного конкретного члена группы: «женщины» - «Софья Ковалевская»]

 

- Я могу сам справится с этой проблемой.

- С такой проблемкой ты справишься без проблем.

[понижаем важность: «проблема» - «проблемка»]

 

- Только тяжелый труд может привести к успеху.

- Какое именно количество труда ты считаешь тяжёлым?

[уточняем значение критерия «тяжёлый труд»]

 

- Любовь делает людей зависимыми.

- Вы думаете так, чтобы избежать разочарований?

[выясняем намерение убеждения]

 

- Мужчины склонны к насилию.

- Да, конечно, некоторые мужчины склонны к насилию. Но так нельзя сказать про всех.

[сообщаем об исключениях: «мужчины» - «некоторые мужчины»]

Аналогия

Аналогия – сдвиг "по горизонтали", искажение. Например, можно переместить всё в другое время или место, применить убеждение к другим людям.

 

- Мне не на что надеяться.

- Если бы так думал Робинзон Крузо, он бы не дождался спасения.

[сдвиг: «я» - «Робинзон Крузо»]

 

Точно так же, можно поискать аналогичную категорию в другой иерархии (традукция):

- Мужчины склонны к насилию.

- Это всё равно, что сказать: «Женщины склонны истерикам». Встречаются такие случаи.

[смещение на аналогичную категорию: «мужчины» - «женщины»]

 

Сюда так же относятся ассоциации и метафоры и т.д.

- В трудные времена нужно себе во всём отказывать.

- Это всё равно что во время шторма предложить матросам расслабиться и не обращать внимание на ситуацию.

[заменяем всё убеждение на похожее]

 

Мета

Выход на новый уровень или выход за пределы.

Например, убеждение об убеждении:

- Семья – это рабство.

- Шикарное ограничивающее убеждение!

 

Или выяснение внутреннего представления:

- Как именно ты внутри себя представляешь это утверждение?

 

Анализ структуры убеждения:

- Её непоследовательность раздражает меня.

- Каким образом её поведение влияет на ваши чувства?

Последние вариант есть уже в мета модели, это «причина - следствие».

Характеристики изменения

И небольшая шпаргалка, по каким характеристикам можно производить изменение. Для этого удобно использовать вполне известную модель: Врата Сортировки.

Люди. Кто?

Например, можно изменить количество людей: один – пять, большинство – все, мало – много.

Привести в пример конкретного человека: Аристотель, Лев Толстой, Стив Джобс, Чингисхан и т.д.

Сдвинуть фокус внимания с одной группы людей на другую: женщины – мужчины, дети – подростки, блондинки – шатенки.

Перейти от частной категории к более общей (и наоборот): люди – мужчины, блондинки – женщины, алкоголики – зависимые.

Вещи/действия. Что?

Количество: одна – пять, мало – много, сто килограмм – пять килограмм.

Единицы измерения: грамм – килограмм, контейнер – чемодан.

Меняем тип: рояль – гитара, мебель – транспорт, разговор – танцы.

Переходим от частной категории к более общей (и наоборот): разговор – общение, гитара – музыкальные инструменты, транспорт – трамвай.

Процесс. Как?

Меняем скорость: быстро – медленно, мгновенно – быстро, неспешно – медленно.

Продолжительность: день – неделя, долго – скоро.

Тип: ходить – бежать, говорить – кричать, сидеть – лежать.

Переходим от частной категории к более общей (и наоборот): развлекаться - играть, читать – получать информацию

Время. Когда?

Изменяем количество: десять часов – один час, пять минут – сто минут.

Переходим к другой единице измерения: часы – месяцы, секунды – минуты, года – дни.

Меняем период: сейчас – до нашей эры, сегодня – завтра, неделя в 2014 году – неделя в 1814 году.

Место

Изменяем количество или размер: одна улица – десять улиц, сто стран – три страны, одни гектар – сто гектар.

Другая единица измерения: квадратный метр – гектар, миллиметр – километр, Лос-Анджелес – Калифорния – США.

Переходим от частной категории к более общей (и наоборот): населённый пункт – деревня.

Смена места: Москва – Париж, Германия – Венесуэла, дом 5 – дом 7.

Ценности

С ценностями нужно помнить, что уровень важности ценностей для конкретного человека – штука сильно субъективная.

Усиливаем (ослабляем) ценность/критерий: больше свободы – меньше свободы, слабее сопротивление – сильнее сопротивление.

Переходим к ценности того же уровня: спокойствие – уверенность, развитие – гармония.

Ценности более/менее высокого уровня: экономия времени – безопасность, сытость - развитие.

Примеры

Вызываем сомнение в убеждении:

- Я не могу сбросить вес, так как у меня слабая сила воли.

- У всех толстяков слабая сила воли?»

[укрупнение по людям: «я» - «все толстяки»]

 

- В конце концов тебе понадобиться большая сила воли - жидкая пища, очереди к врачам, операции, таблетки по расписанию.

[разукрупнение по вещам: уточняем последствия]

 

- То есть ты даже в сортире облегчиться не можешь, чтобы вес не потерять?»

[аналогия по процессу: «сбросить вес» - «облегчиться»]

 

- Ты не можешь похудеть, потому что ты недостаточно настойчив?»

[разукрупнение по ценностям: «слабая сила воли» - «недостаточно настойчив»]

 

- Всю жизнь ты только увеличивал свой вес?»

[укрупнение по времени: увеличиваем период до «всей жизни»]

 

- Есть много мест - тюрьма, армия, безлюдный остров, - где сбрасывают вес люди с любой силой воли».

[укрупнение по месту]

Общая схема воздействия

Если объединить цели, способы и области воздействия, то получим схему:

 

Или в виде таблицы:

 

 

Кратко

  • Как способы воздействия используем способы мышления: укрупнение, разукрупнение, аналогия, взгляд из мета-позиции.
  • Способы укрупнения: расширение группы, переход к более общей категории, переход к более важной ценности, повышение логического уровня, отсутствие исключений (кванторы всеобщности).
  • Способы разукрупнения: сужение группы, переход к менее общей категории, переход к менее важной ценности, понижение логического уровня, создание исключений (кванторы существования).
  • Способы создания аналогии: смещение на аналогичную категорию, переход на другой элемент группы, ассоциации и метафоры.
  • Мета: создание убеждения об убеждении, анализ структуры, исследование внутреннего представления.
  • В виде параметра, по которому происходит изменение, удобно использовать врата сортировки: люди, вещи, ценности, процесс, время, место.

Схема способов воздействия

Презентация

Видео

Посмотреть на YouTube >>

Проверь себя

Определите конкретный тип воздействия - укрупнение: переход к более общей категории, мета: анализ структуры, и так далее, - в фокусах языка для изменения убеждения «Любые отношения заканчиваются враждой».

  1. Что именно произошло, что ты поверил в это?
  2. Ты же понимаешь, что твой личный опыт не стоит распространять на всех?
  3. Познакомился с человеком в самолёте, вышли - и теперь враги?
  4. Ты веришь, что всё заканчивается плохо?
  5. Это всё равно, что сказать «любая поездка заканчивается аварией».
  6. Твоя привязанность к этому убеждению тоже когда-то закончится враждой.
  7. Были ли у тебя какие-то отношения, которые закончились нормально?
  8. Любое взаимодействие заканчивается плохо?
  9. Думаю, важнее найти женщину, с которой ты бы хотел прожить жизнь.
  10. Что случится, если вдруг какие-то отношения закончатся хорошо?

Ответ

  1. Разукрупнение: уточнение «что именно произошло».
  2. Мета: убеждение создано «неправильно» - «личный опыт не стоит распространять на всех», убеждение об убеждении.
  3. Разукрупнение: конкретный пример, противоречащий убеждению, переход к менее общей категории.
  4. Укрупнение: «любые отношения» - «всё», отсутствие исключений.
  5. Аналогия: похожее, но ложное утверждение, ассоциация.
  6. Мета: убеждение об убеждении.
  7. Разукрупнение: предлагаем Клиенту самому найти противоположный пример, уточнение.
  8. Аналогия: заменяем «отношения» на «взаимодействие» и «вражду» на «плохо», аналогичная категория.
  9. Укрупнение: предлагаем более важную цель - «найти женщину, с которой ты бы хотел прожить жизнь».
  10. Разукрупнение: предлагаем Клиенту определить, какой вывод он сделает из противоположной ситуации, уточнение.

 

Определите тип воздействия в фокусах языка для создания убеждения «Я самостоятельный человек, так как могу сам заработать себе на жизнь».

  1. Сколько времени ты зарабатываешь себе на жизнь?
  2. Важнее стать не только самостоятельным, но самодостаточным человеком.
  3. То есть ты сам обеспечиваешь себя?
  4. В какой момент ты понял, что стал самостоятельным?
  5. Да, люди становятся самостоятельными, когда начинают зарабатывать.
  6. Ты - самостоятельный человек, так что можешь сам выбирать, во что верить.
  7. Как ты внутри представляешь, что ты «самостоятельный»?
  8. Хорошо, когда человек может позаботиться о себе.
  9. С таким убеждением ты сможешь в жизни достигнуть всего, что хочешь.
  10. Что тебе даёт понимание, что ты «самостоятельный человек»?

Ответ

  1. Разукрупнение: уточняем количество времени.
  2. Укрупнение: предлагаем более важную цель (включающую в себя текущую).
  3. Аналогия: «зарабатываешь себе на жизнь» - «обеспечиваешь себя».
  4. Разукрупнение:«в какой момент», уточнение.
  5. Укрупнение: «я» - «люди», расширение группы.
  6. Мета: «можешь сам выбирать, во что верить», убеждение об убеждении.
  7. Мета: внутреннее представление.
  8. Аналогия: «зарабатывать на жизнь» - «позаботиться о себе».
  9. Укрупнение: «достигнуть всего, что хочешь», отсутствие исключений.
  10. Разукрупнение: выясняем намерение убеждения.

 

Определите тип воздействия и параметр изменения в фокусах языка для изменения убеждения «Невозможно стать действительно счастливым».

  1. Это такая отговорка, чтобы не напрягаться?
  2. Как ты пришёл к этой мысли?
  3. В разные времена многие люди делали то, что считали нужным, и были при этом действительно счастливы.
  4. Есть много стран, где большая часть населения вполне счастливы.
  5. Как именно ты будешь измерять «действительность» счастья?
  6. Абсолютно ни для кого?
  7. «Действительное счастье» - это как «настоящее искусство», что-то очень субъективное.
  8. Совершенно абсолютно невозможно стать?

Ответ

  1. Разукрупнение по ценностям: выясняем намерение убеждения.
  2. Разукрупнение по процессу: «как ты пришёл».
  3. Аналогия по времени: «в разные времена», - и укрупнение по людям: «многие люди».
  4. Укрупнение по месту и людям: «много стран», «большая часть населения».
  5. Разукрупнение по процессу: «как ты будешь измерять».
  6. Укрупнение по людям: «абсолютно ни для кого».
  7. Аналогия по вещам: «действительное счастье» - «настоящее искусство».
  8. Укрупнение по процессу: «совершенно абсолютно невозможно».

Задание

Для изменения убеждения «Если долго работать на одном месте, перестаешь учиться чему-то новому», придумайте фокусы языка:

  • укрупнение: переход к более общей категории;
  • укрупнение: отсутствие исключений;
  • разукрупнение: уточнение;
  • разукрупнение: переход к менее важной ценности;
  • аналогия ко всему убеждению;
  • аналогия: переход в аналогичную категорию;
  • мета: анализ структуры;
  • мета: убеждение об убеждении.

Для создания убеждения «Я способен меняться легко и быстро», придумайте фокусы языка:

  • укрупнение: расширение группы;
  • укрупнение: переход к более важной ценности;
  • разукрупнение: допущение исключений;
  • разукрупнение: переход к менее общей категории;
  • аналогия: рефрейминг смысла одного слова;
  • мета: внутреннее представление;
  • мета: убеждение об убеждении.

Для изменения убеждения «Настоящий друг – это человек, который тебе ни в чем не отказывает», придумайте фокусы языка:

  • укрупнение по людям;
  • разукрупнение по процессу;
  • аналогия по времени;
  • укрупнение по ценностям;
  • разукрупнение по месту;
  • аналогия по вещам.