Здесь нам нужно показать что убеждение ложное, если мы хотим его изменить. Или, наоборот, истинное, если мы хотим создать новое убеждение.
В этой области мы практически всегда меняем само убеждение, за исключением создания убеждения о том, что убеждение «(не)правильное» (мета, паттерн «мета-фрейм»), и паттерна «модель мира», где просто предлагаем новое, более качественное убеждение.
Для изменения убеждения
мы конструируем похожее убеждение, которое будет ложным в карте клиента.
С убеждениями довольно забавно — вы можете чуть-чуть его изменить, и эта новая фраза для человека уже будет ложной. Например, с фразой «Я иногда ошибаюсь» человек согласен, а с «я изредка ошибаюсь» - уже нет.
Для создания убеждения
мы конструируем похожее убеждение, которое будет истинным в карте клиента.
Немного о кванторах
Для начала немного о важных речевых единицах — кванторах. Которые часто как присутствуют в самих убеждениях, так и используются в фокусах языка.
Когда мы говорим о множестве — люди, женщины, собаки, идеи, - требуется квантор, который нам сообщит, относится утверждение ко всему множеству (квантор всеобщности — все, всегда, никто), или только к его части (квантор существования — некоторые, кое-где, случается). Если квантора нет, то мы можем либо его уточнить, либо предложить неподходящий квантор, спровоцировав клиента на уточнение утверждения.
Так как убеждения обычно делают большие обобщения и говорят о больших группах - людях, женщинах, машинах, домах, - а так же о довольно общих процессах - думать, понимать, делать, - в этих убеждениях должны присутствовать кванторы. Хотя они часто опущены во фразе, так что можно при конструировании фокусов языка играть на этом.
Ввод квантора всеобщности: «собаки» - «все собаки», - а так же усиление квантора всеобщности: «все собаки» - «абсолютно все собаки», - можно отнести к укрупнению.
К укрупнению можно отнести:
- ввод квантора всеобщности: «собаки» - «все собаки»;
- усиление квантора всеобщности: «все собаки» - «абсолютно все собаки»;
- замена квантора существования квантором всеобщности: «некоторые собаки» - «все собаки».
К разукрупнению можно отнести:
- ввод квантора существования: «женщины» - «некоторые женщины»;
- замена квантора всеобщности квантором существования: «всегда опаздывает» - «иногда опаздывает»;
- отрицание квантора всеобщности: «не всегда»;
- удаление квантора всеобщности: «все женщины» - «женщины».
При работе с кванторами всеобщности можно использовать соответствующую реакцию на нарушение метамодели.
К аналогии можно отнести:
- замена одного квантора всеобщности на другой: «всегда» - «вечно»;
- замена одного квантора существования на другой: «иногда» - «изредка»;
- замена отрицания квантора всеобщности на квантор существования (и наоборот): «не все» - «некоторые».
Схема
Общая схем построения
Для тех, кто не боится логических символов.
Видео
Разукрупнение
При разукрупнении убеждения мы уточняем, конкретизируем, разбиваем на части и переходим к менее важной ценности.
Если составить список того, что мы можем делать с убеждение, даже не полный он будет довольно большим.
- переход к менее общей категории;
- переход меньшему количеству/размеру;
- переход к менее важной ценности;
- понижение логического уровня;
- уточнение критерия;
- разбиение цели на подцели;
- уточнение шагов процесса;
- ввод квантора существования: «возмущается» - «иногда возмущается»;
- замена квантора всеобщности квантором существования: «всегда злится» - «иногда злится»;
- отрицание квантора всеобщности: «не все», «не всегда», «не везде»;
- удаление квантора всеобщности: «все собаки» - «собаки»;
- переход от модальности долженствования к модальности возможности: «должен» - «можешь»;
- восстановление убеждения до полной формы.
Список можно продолжить, но я верю в ваши творческие способности.
Несколько примеров.
Здесь примеры будут на изменение убеждений, а на создание в блоке примеров, где убеждению будут применяться фокусы языка всех типов.
- Я не способен выучить английский язык.
- На самом деле это не так сложно. Учишь несколько неправильных глаголов, таблицу времён, запоминаешь наиболее употребимые слова - там всего около восьмисот.
[разбиваем большую цель «выучить английский язык» на подцели]
Здесь мы сталкиваемся с такой важной характеристикой критериев, как дискретность. У человека есть набор критериев проверки того, знает ли он английский язык. Например: могу написать деловое письмо на английском языке; понимаю, что говорят в фильме; могу общаться с англоговорящим человеком на повседневные темы. Он занимается три месяца - критерии не удовлетворены, пол-года - критерии не удовлетворены, год - критерии не удовлетворены (хотя бы один, а должны быть удовлетворены все). И у него формируется убеждение о том, что он не способен выучить язык. Если же вы разбиваете процесс на подцели, то достижение каждой из них скорее будет укреплять веру в то, что он язык выучить способен.
- Ждать целый месяц - очень долго.
- Месяц состоит из четырёх с мелочью недель. А неделя - это не так много.
[делим процесс на этапы]
- Для того, чтобы стать свободным, нужны деньги.
- Сколько именно денег нужно для того, чтобы стать свободным.
[уточняем размер численного критерия «деньги»].
Часто «размер» критерия в убеждении у человека не определён, и его конкретизация позволяет понять, что «всё не так страшно». А неопределённость часто пугает намного сильнее, чем конкретные представления.
- Женщины долго одеваются.
- Некоторые женщины иногда действительно одеваются долго, но не все и не всегда.
[вводим кванторы существования по людям (некоторые) и времени (иногда), и усиливаем утверждение, отрицая кванторы всеобщности по людям (не все) и времени (не всегда)]
- Коллеги меня не любят.
- Иванов может немного недолюбливает, и Петров на тебя обижен. А остальные скорее относятся либо нейтрально, либо хорошо.
[сужаем категорию «коллеги» до конкретных людей]
- Я — неудачник.
- Ты просто не справился с некоторыми ситуациями.
[понижаем логический уровень с идентичности (неудачник), до поведения (не справился)]
- Я должен много работать.
- Что произойдёт, если ты изредка будешь работать чуть меньше?
[предлагаем восстановить «утерянную» часть убеждения (это убеждение о причине-следствии)]
Другой вариант, оператор может самостоятельно восстановить потерянную часть.
- Если ты будешь работать чуть меньше — то компания развалится?
Стандартный приём — вы либо можете предложить что-то сами, либо выяснить это у клиента.
- Не то, что бы ты был должен, скорее ты имеешь право.
[переходим от модальности долженствования к модальности возможности: «должен» - «имеешь право»]
Укрупнение
При укрупнении мы увеличиваем, расширяем, объединяем, удлиняем, делаем более важным и переходим на более высокий логический уровень.
Например, мы можем использовать:
- переход к более общей категории;
- переход большему количеству;
- переход к более важной ценности;
- повышение логического уровня;
- ввод квантора всеобщности: «собаки» - «все собаки»;
- усиление квантора всеобщности: «все собаки» - «абсолютно все собаки»;
- замена квантора существования квантором всеобщности: «некоторые собаки» - «все собаки»;
- переход от модальности возможности к модальности долженствования: «имеешь право» - «обязан»;
- усиление модальности долженствования: «должен» - «обязан».
И так далее.
- Люди завистливы.
- Все завидуют всем, всегда и по любому поводу?
[расширение по людям (все), времени (всегда) и ценностям (любому поводу)]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Ты считаешь, что люди преклоняются перед собственностью?
[переход к более важной ценности: «вызывает уважение» - «преклоняются», - и переход к более общей категории: «машина» - «собственность»]
- А человек с двумя машинами должен вызывать в два раза больше уважения?
[увеличиваем количество: «(одна) машина» - «две машины»]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Все толстые люди слабохарактерные?
[расширение по людям: «я» - «все толстые люди»]
- То, что ты не смог похудеть, говорит о том, что ты безвольный?
[переход к более важной ценности: «слабохарактерный» - «безвольный»]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Ты ещё скажи, что все болезни от ГМО.
[переход к более общей категории: «рак» - «все болезни»]
- Все мужчины одинаковы.
- Абсолютно все?
[усиление квантора всеобщности: «все» - «абсолютно все»]
- Женщины долго одеваются.
- Все женщины долго одеваются?
[распространяем правило на всё множество: «женщины» - «все женщины»]
- Дети обманывают родителей.
- Люди вообще обманывают друг друга.
[переход к более общей категории: «дети» - «люди»]
- Меня раздражает мой начальник.
- И за что ты его ненавидишь?
[переходим к более интенсивной эмоции: «раздражает» - «ненавидишь»]
Аналогия
При аналогии мы что-то сдвигаем, заменяем на похожее, переходим в аналогичную категорию и ищем метафоры.
При этом мы можем искать аналогию как к частям убеждения (паттерн «Переопределение»), так и ко всему убеждению (паттерн «Аналогия»).
- Семья основана на зависимости.
- То есть в семье люди привязаны друг к другу?
[замена (рефрейминг): «зависимость» - «привязанность»]
- Это всё-равно, что сказать, что дружба основана на договоре.
[аналогичное утверждение: «семья основана на зависимости» - «дружба основана на договоре».
- Меня никто не любит.
- Как ты такое можешь говорить про всех!
[меняем квантор всеобщности: «никто» - «все»]
- Люди завистливы.
- Ну это всё равно что сказать, что люди дышат.
[аналогичное утверждение: «люди завистливы» - «люди дышат», - при этом подразумевается, что это совершенно естественное явление]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Хозяева яхт – жалкие неудачники.
[переходим к аналогичной категории: «хозяева машин» - «хозяева яхт», - но делаем противоположный вывод]
- Женщина должна всегда хорошо выглядеть.
- Не должна, скорее вынуждена.
[переходим к аналогичной модальности долженствования: «должна» - «вынуждена»]
С модальностями долженствования и возможностей тоже довольно субъективно - что отнести к аналогии, а что укрупнению/разукрупнению.
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- А онанизм приводит к слабоумию – такая же страшилка.
[ищем похожее утверждение: «ГМО вызывает рак» - «онанизм приводит к слабоумию», - и сообщаем параметр сходства: «такая же страшилка»]
Ещё один способ в этой категории – использование пословиц и поговорок, опровергающих или подвергающих сомнению утверждение (для изменения убеждения), или подтверждающих - если создаём убеждение. Учитывая обилие пословиц на любую тему с совершенно противоположным смыслом - дело довольно простое. Только эти пословицы и поговорки должны быть известными.
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- А вот говорят, что уважают не чин, а человека.
[пословица]
Мета
Здесь мы можем создать «убеждение об убеждении», проанализировать структуру убеждения или исследовать его внутреннее представление.
При этом можно использовать паттерны «причина - следствие» и «комплексный эквивалент» из мета-модели. Для соответствующих типов убеждений.
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Как именно наличие у человека машины вызывает уважение?
[исследуем структуру убеждения]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Весьма необоснованное утверждение.
[убеждение относительно убеждения]
- Для того, чтобы стать счастливым, нужно много денег.
- Как количество денег вообще связано со счастьем?
[исследуем структуру убеждения]
- Я не нравлюсь мужчинам.
- Когда ты об этом думаешь, ты как всё это внутри себя представляешь: как кучу мужских лиц, которые смотрят на тебя с гримасой отвращения?
[сенсорное представление убеждения]
- Я буду счастлива только с ним!
- Как ты ощущаешь счастье?
- Тепло в области груди.
- То есть ты хочешь быть с ним ради тепла в груди?
[выясняем сенсорное представление ценности «счастье», а потом заменяем ценность на её сенсорное представление]
Довольно интересный приём - сначала выясняем структуру убеждения, а потом применяем эти правила к самому убеждению (паттерн «применение к себе»).
- Я должен много работать, чтобы обеспечивать семью.
- Как должен всё время следовать этому убеждению?
[применяем модальность «должен» из убеждения к самому убеждению]
- Я не могу сам справиться со своими проблемами.
- Точно так же, как не можешь изменить это убеждение.
[применяем модальность «не могу» из убеждения к самому убеждению]
- Все люди лгут.
- Ну так и это убеждение насквозь лживо.
[применяем антиценность «ложь» к самому убеждению]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Какую нужно иметь силу воли, чтобы следовать этому убеждению!
[«переворачиваем» правило и применяем к самому убеждению]
Паттерны
Рассмотрим паттерны фокусов языка, соответствующие изменению области «убеждения».
- «разделение» - частный случай разукрупнения;
- «объединение» - частный случай укрупнения;
- «аналогия» - поиск аналогии ко всему убеждению;
- «переопределение» - поиск аналогии к части убеждения;
- «стратегия реальности» - мета (используем то, что убеждение обобщение, а не «реальное» событие);
- «мета-фрейм» - мета (создаём убеждение об убеждении);
- «мета-фрейм» - мета (применяем правило из убеждения к самому убеждению);
- «модель мира» - просто предлагаем более «правильное» убеждение.
Разделение
Дробим элементы убеждения на части.
- У меня никогда не получится уйти с этой работы.
- Что именно у тебя не получается: написать заявление об уходе, доделать текущий проект, поговорить с директором?
[дробим достижение цели на конкретные шаги]
- Людям нельзя доверять.
- Какое количество доверия для тебя будет приемлемым?
[уточняем критерий]
Объединение
Обобщение части убеждения.
- У меня никогда не получится уйти с этой работы.
- Ты что, никогда ничего не мог изменить?
[укрупняем: «уйти с работы» - «ничего не мог изменить»]
Переопределение
Делаем рефрейминг смысла одного из слов.
Хочу обратить ваше внимание на то, что меняется только одно слово или смысловая конструкция. Практически, это то, что Ричард Бендлер называл «однословным рефреймингом»: ищется слово или фраза, описывающая приблизительно то же качество или действие, но с другой оценкой. Например: вороватость – домовитость, лгун – дипломатичный, наглость – настойчивость, доносчик – социально активный, раздражительность – эмоциональность.
- Жена должна быть послушной.
- Вам нравятся безвольные женщины?
[негативный рефрейминг: «послушная» - «безвольная»]
- Я поступаю совершенно непоследовательно.
- Хорошо, когда ты способна вести себя как настоящая женщина?
[позитивный рефрейминг: «поступать совершенно непоследовательно» - «способность вести себя как настоящая женщина»]
Аналогия
Поиск аналогии, которая придаст убеждению другой смысл.
Здесь может использоваться прямая аналогия, притча, анекдот и т.п. Короче, любая метафора или ассоциация.
- Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
- Это всё равно, что сказать, что все художники - лжецы, потому что их картины не похожи на действительность.
[предлагаем похожее, но ложное утверждение]
Стратегия реальности
У человека есть определённые стратегии проверки «реальности» - чтобы разделять «фантазии» от «действительности». Убеждения не являются "реальными" событиями, а только обобщениями, фантазией. И этот фокус языка как раз использует это различие. Но у каждого конкретного человека может быть свой способ проверки "реального" и "воображаемого":
• на субмодальном различии "реальности" и "фантазии";
• на непрерывности воспоминаний;
• на соответствии (конгруэнтности) этого представления другим;
• на воспоминании о том, как он это убеждение создал;
• и ещё на множества других способов.
Соответственно, мы можем предложить человеку это различие осознать, что даст ему возможность убеждение переоценить или укрепить:
- Замуж можно выходить только один раз и по любви.
- Как именно ты узнаёшь, что это действительно так?
[получаем доступ к стратегии реальности]
Метафрейм
Создаём убеждения относительно убеждения.
Если мы хотим изменить убеждение, убеждение об этом убеждении должно сообщать о ложности или неправильности последнего. А если хотим создать - о полезности и верности исходного убеждения.
- Она должна заботиться обо мне.
- Именно такие убеждения порождают слюнтяев и нытиков.
- Люди всегда обманывают.
- Крайне ограничивающее убеждение.
Применение к себе
«Все критяне – лжецы», - заявляет критянин.
Апория, приписываемая Евбулиду.
Проверяем, соответствует ли само убеждение, его автор или близкие ему люди правилам или критериям этого убеждения.
То есть мы сначала определяем структурные принципы убеждения, а потом ищем контекст, в котором они будут ложными.
Можно применить критерии убеждения к самому убеждению.
- Мысль изреченная есть ложь.
- Тогда это утверждение - ложь.
Модель мира
Предлагаем «правильное» убеждение на замену, ссылаясь на референтную группу.
Приводится пример других вариантов убеждения, ссылаясь на других, авторитетных для Клиента людей. Обычно в предложении будет присутствовать: «а вот я считаю», «древние верили», «учёные установили», «немцы считают, что», «мой сосед утверждает», «народная мудрость говорит». По-видимому, эффективность фокуса языка в большой степени зависит от авторитетности для Клиента той группы людей, на которую ссылается Оператор.
- Самое важное в жизни – это не зависеть ни от кого!
- А многие люди считают, что самое важное – это любовь.
[ссылка на мнение «многих людей»]
- Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
- Но психологи утверждают, что ошибки помогают нам развиваться.
[ссылка на мнение специалистов: «психологи утверждают»]
Схема
Презентация
Видео
Кратко
- Для изменения убеждения мы конструируем похожее убеждение, которое будет ложным в карте клиента.
- Для создания убеждения мы конструируем похожее убеждение, которое будет истинным в карте клиента.
- При разукрупнении убеждения мы уточняем, конкретизируем, разбиваем на части и переходим к менее важной ценности.
- При укрупнении мы увеличиваем, расширяем, объединяем, удлиняем, делаем более важным и переходим на более высокий логический уровень.
- При аналогии мы что-то сдвигаем, заменяем на похожее, переходим в аналогичную категорию и ищем метафоры. При этом мы можем искать аналогию как ко всему убеждению, так и только к его части.
- При мета-оценке мы можем создать «убеждение об убеждении», проанализировать структуру убеждения или исследовать его внутреннее представление.
- Соответствие паттернам:
- «разделение» - частный случай разукрупнения;
- «объединение» - частный случай укрупнения;
- «аналогия» - поиск аналогии ко всему убеждению;
- «переопределение» - поиск аналогии к части убеждения;
- «стратегия реальности» - мета (исследуем внутреннее представление убеждения);
- «мета-фрейм» - мета (создаём убеждение об убеждении);
- «модель мира» - просто предлагаем более «правильное» убеждение.
Примеры с разбором
Здесь я постараюсь показать, что в одном фокусе языка можно использовать одновременно несколько способов воздействия.
Меняем убеждение «В трудные времена, чтобы выжить, нужно себе во всём отказывать».
Это убеждение о причине, полная форма: «во всём себе отказывать => выжить (в трудные времена)».
- Что произойдёт, если ты изредка будешь принимать пищу?
С одной стороны разукрупнение: добавляем квантор существования «изредка», - с другой стороны исследуем, к каким выводам человек придёт, если нарушит правило (мета): перестанет «во всём себе отказывать» и будет «принимать пищу».
- Что с тобой произойдёт, если ты будешь отказывать себе абсолютно во всём?
Похоже на предыдущий пример, но здесь мы усиливаем квантор «во всём» до «абсолютно во всём» (укрупнение).
- Насколько должны времена быть трудными, чтобы начинать от всего отказываться?
Предлагаем точно определить критерий «трудных времён» - буквально переводим «трудные времена» из абстрактного понятия к измеримой величине (разукрупнение).
- Как связано выживание и отказ себе во всём?
Ставим под сомнение правильность убеждения (мета), то есть что «отказ себе во всём» приводит к «выживанию».
- Это как сказать, что как только появятся сложности в отношениях, сразу надо отказаться от секса.
Ищем похожее утверждение, которое для человека будет ложным или абсурдным (аналогия).
- Это убеждение скорее усложнить тебе жизнь, чем поможет тебе выжить.
Создаём убеждение об убеждении, которое сообщает о «ложности» исходного убеждения (мета).
- Как только сложности, ты тут же считаешь, что не справляешься с ситуацией?
Заменяем «тяжёлые времена» на «сложности» и «выжить» на «не справляешься с ситуацией» (разукрупнение/аналогия). Буквально, ставим под сомнение вывод, что в случае «тяжелых времён» нужно начать «выживать».
Такую замену можно отнести и к аналогии - так как делаем рефрейминг, даже два, - и к разукрупнению, так как заменяем на менее важные понятия. Но, думаю, что тут важнее общее понимание процесса, чем точная классификация.
Меняем убеждение «Ты нравишься женщинам, когда у тебя есть деньги и статус».
Это убеждение о критериях, возможно полная форма.
- То есть женщины обращают внимание только на богатых?
С одной стороны аналогия: «нравиться» - «обращать внимание», - с другой укрупнение, переход на более высокий логический уровень: «есть деньги» - «богатый». При этом один из критериев («статус») опускаем.
- С какой именно суммы ты начинаешь привлекать женщин?
Переводим абстрактное понятие в измеримое (разукрупнение): «есть деньги» - «какая именно сумма», - и делаем рефрейминг (аналогия): заменяем «нравиться» на более многозначное «привлекать».
- Ты считаешь, что все женщины думают только о деньгах?
Укрупнение: добавляем кванторы всеобщности «все» и «только», и делаем рефрейминг (аналогия): «нравиться» - «думают».
- Некоторым женщинам действительно нравится статус, но не всем и не всегда.
Разукрупнение: добавляем квантор существования «некоторым» и отрицание кванторов всеобщности: «не всем», «не всегда».
- Женщины, которые ценят в мужчине только деньги, ведут себя как проститутки. Ты хочешь нравиться проституткам?
Укрупнение: добавляем квантор всеобщности «только», - и аналогия: заменяем «нравится» на «ценят» и находим похожее поведение - «ведут себя как». Потом предлагаем оценить вывод: «хочешь нравиться проституткам?»
- Ты нравишься женщинам, только когда у тебя есть деньги и статус?
Просто добавляем квантор всеобщности (укрупнение): «только».
- А многие женщины говорят, что ценят в мужчинах ум.
Предлагаем новое, «правильное» убеждение (паттерн «модель мира»), с референтной группой «женщины».
- Да, все женщины ведутся на мелочь.
С одной стороны укрупнение: «все женщины», - с другой стороны разукрупнение: «деньги» - «мелочь».
- То есть, если какая-то девушка на тебя обратила внимание - значит ты богат и известен?
Переворачиваем убеждение - удовлетворение критериев обозначает удовлетворение ценности (напоминаю, что это убеждение о критериях, которое является комплексным эквивалентом, то есть одна часть убеждения как бы приравнивается ко второй). При этом есть аналогия: «нравится» - «обратить внимание», «женщина» - «девушка», - и укрупнение (переходим на более высокий логический уровень): «есть деньги» - «богат», «есть статус» - «известен».
- Это как сказать, что мужчинам нравится в женщинах только размер груди и умение готовить.
Аналогия всего утверждения.
- Это убеждение подменяет человеческие чувства рыночными отношениями.
Мета: убеждение об неправильности этого убеждения.
Создаём убеждение «Я способен делать дела вовремя».
- Крайне полезное убеждение.
Создаём убеждение о полезности этого убеждения (мета).
- Ты же способен проснутся по звонку будильника.
Переход к менее общему процессу (разукрупнение): «делать дела вовремя» - «проснуться по звонку».
- Не только способен, но и имеешь полное право.
Переход к подобной модальности возможности (аналогия): «способен» - «имеешь право».
- Большинство людей способно контролировать свою жизнь.
Укрупнение: «я» - «большинство людей», «делать дела вовремя» - «контролировать свою жизнь».
- Можно сказать, что время, твой хороший друг, с которым вы неразлучны.
Аналогия всего убеждения (паттерн «аналогия»).
- Как говорится: «Делу время, потехе час».
Пословица, подтверждающее убеждение (аналогия).
Проверь себя
Квантор или кванторы какого типа присутствуют в фразах:
- Все мужчины одинаковы.
- Ты всегда опаздываешь.
- Некоторые смартфоны быстро разряжаются.
- Это лето началось поздно.
- Неудачи случаются.
- Никто не должен быть несчастлив.
- Все люди изредка ошибаются.
- Если кое-кто кое-где что-то сделает.
- Ты постоянно опаздываешь.
- Ничто не проходит бесследно.
- квантор всеобщности: «все»;
- квантор всеобщности: «всегда»;
- квантор существования: «некоторые»;
- кванторов нет;
- квантор существования: «случаются»;
- квантор всеобщности: «никто»;
- квантор всеобщности: «все», квантор существования: «изредка»;
- кванторы существования: «кое-кто», «кое-где», «что-то»;
- квантор всеобщности: «постоянно»;
- квантор всеобщности: «ничто».
Определите типы воздействия, использованные в фокусах языка для изменения убеждения: «Я не способен сбросить вес, так как у меня слабая сила воли».
- Тогда ты вообще не способен ничего сделать из-за своей слабой силы воли.
- Как внутри себя ты представляешь связь между весом и силой воли?
- А в каких именно местах слабнет твоя сила воли: в столовой, на кухне, в ресторане?
- Это всё равно, что сказать, что я тащу мешок камней, потому что мне не хватает сил его бросить.
- Безвольные люди вообще ни на что не способны.
- Насколько нужно увеличить твою силу воли, чтобы ты хоть немного похудел?
- Ты не способен даже не доесть тарелку супа?
- У тебя нет даже капельки упорства?
- Как именно ты себе представляешь слабую силу воли - как сдувшийся воздушный шарик?
- Ты не способен похудеть, потому что у тебя не хватает настойчивости?
- укрупнение: кванторы всеобщности «вообще», «ничего»; переход в более общую категорию: «сбросить вес» - «что-то сделать;
- мета: внутреннее представление;
- разукрупнение: уточнение «в каких именно местах»;
- аналогия: похожее утверждение;
- укрупнение: более общая группа «у меня слабая сила воли» - «безвольные люди»; квантор всеобщности «вообще»; более общий процесс «сбросить вес» - «быть способным на что-то».
- разукрупнение: уточняем размер «силы воли»; переходим к более конкретному процессу: «сбросить вес»- «хоть немного похудеть»;
- разукрупнение: менее общее действие «сила воли» - «не доесть тарелку супа»;
- разукрупнение: «сила воли» - «капелька упорства»;
- мета: внутреннее представление;
- аналогия: «сбросить вес» - «похудеть», «сила воли» - «настойчивость», «слабая» - «не хватает».
Задание
Для изменения убеждения «Я недостоин любви» сконструируйте фокусы языка для области «убеждения»:
- укрупнение с переходом к более важной ценности;
- укрупнение с вводом квантора всеобщности;
- разукрупнение с восстановлением полной версии убеждения;
- разукрупнение с отрицанием квантора всеобщности;
- укрупнение и разукрупнение в одном фокусе языка;
- аналогию для одного из слов утверждения;
- аналогию для всего утверждения;
- аналогию и укрупнение в одном фокусе языка;
- убеждение об убеждении (мета);
- исследование внутреннего представления убеждения.
Для изменения убеждения «Начинать своё дело очень сложно» сконструируйте фокусы языка по паттернам:
- «разделение»;
- «объединение»;
- «аналогия»;
- «переопределение»;
- «стратегия реальности»;
- «мета-фрейм»;
- «модель мира».
Для создания убеждения «У каждого человека может быть свой собственный взгляд на мир» сконструируйте фокусы языка для области «убеждения»:
- укрупнение с переходом на более высокий логический уровень;
- укрупнение с добавлением квантора всеобщности;
- разукрупнение с заменой квантора всеобщности на квантор существования;
- разукрупнение с разбиением на подцели;
- аналогию с заменой квантора всеобщности на отрицание квантора существования;
- аналогию с рефреймингом одного из слов;
- аналогию и разукрупнение в одном фокусе языка;
- аналогию для всего утверждения;
- убеждение по поводу убеждения (мета);
- исследование структуры убеждения (мета).