Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Здесь нам нужно показать что убеждение ложное, если мы хотим его изменить. Или, наоборот, истинное, если мы хотим создать новое убеждение.

В этой области мы практически всегда меняем само убеждение, за исключением создания убеждения о том, что убеждение «(не)правильное» (мета, паттерн «мета-фрейм»), и паттерна «модель мира», где просто предлагаем новое, более качественное убеждение.

Для изменения убеждения

мы конструируем похожее убеждение, которое будет ложным в карте клиента.
С убеждениями довольно забавно — вы можете чуть-чуть его изменить, и эта новая фраза для человека уже будет ложной. Например, с фразой «Я иногда ошибаюсь» человек согласен, а с «я изредка ошибаюсь» - уже нет.

Для создания убеждения

мы конструируем похожее убеждение, которое будет истинным в карте клиента.

Немного о кванторах

Для начала немного о важных речевых единицах — кванторах. Которые часто как присутствуют в самих убеждениях, так и используются в фокусах языка.

Когда мы говорим о множестве — люди, женщины, собаки, идеи, - требуется квантор, который нам сообщит, относится утверждение ко всему множеству (квантор всеобщности — все, всегда, никто), или только к его части (квантор существования — некоторые, кое-где, случается). Если квантора нет, то мы можем либо его уточнить, либо предложить неподходящий квантор, спровоцировав клиента на уточнение утверждения.

Так как убеждения обычно делают большие обобщения и говорят о больших группах - людях, женщинах, машинах, домах, - а так же о довольно общих процессах - думать, понимать, делать, - в этих убеждениях должны присутствовать кванторы. Хотя они часто опущены во фразе, так что можно при конструировании фокусов языка играть на этом.

Ввод квантора всеобщности: «собаки» - «все собаки», - а так же усиление квантора всеобщности: «все собаки» - «абсолютно все собаки», - можно отнести к укрупнению.

К укрупнению можно отнести:

  • ввод квантора всеобщности: «собаки» - «все собаки»;
  • усиление квантора всеобщности: «все собаки» - «абсолютно все собаки»;
  • замена квантора существования квантором всеобщности: «некоторые собаки» - «все собаки».

К разукрупнению можно отнести:

  • ввод квантора существования: «женщины» - «некоторые женщины»;
  • замена квантора всеобщности квантором существования: «всегда опаздывает» - «иногда опаздывает»;
  • отрицание квантора всеобщности: «не всегда»;
  • удаление квантора всеобщности: «все женщины» - «женщины».
При работе с кванторами всеобщности можно использовать соответствующую реакцию на нарушение метамодели.

К аналогии можно отнести:

  • замена одного квантора всеобщности на другой: «всегда» - «вечно»;
  • замена одного квантора существования на другой: «иногда» - «изредка»;
  • замена отрицания квантора всеобщности на квантор существования (и наоборот): «не все» - «некоторые».

Схема

 

 

Общая схем построения

Для тех, кто не боится логических символов.

 

Видео

Разукрупнение

При разукрупнении убеждения мы уточняем, конкретизируем, разбиваем на части и переходим к менее важной ценности.

Если составить список того, что мы можем делать с убеждение, даже не полный он будет довольно большим.

  • переход к менее общей категории;
  • переход меньшему количеству/размеру;
  • переход к менее важной ценности;
  • понижение логического уровня;
  • уточнение критерия;
  • разбиение цели на подцели;
  • уточнение шагов процесса;
  • ввод квантора существования: «возмущается» - «иногда возмущается»;
  • замена квантора всеобщности квантором существования: «всегда злится» - «иногда злится»;
  • отрицание квантора всеобщности: «не все», «не всегда», «не везде»;
  • удаление квантора всеобщности: «все собаки» - «собаки»;
  • переход от модальности долженствования к модальности возможности: «должен» - «можешь»;
  • восстановление убеждения до полной формы.

Список можно продолжить, но я верю в ваши творческие способности.

 

 

Несколько примеров.

Здесь примеры будут на изменение убеждений, а на создание в блоке примеров, где убеждению будут применяться фокусы языка всех типов.

- Я не способен выучить английский язык.

- На самом деле это не так сложно. Учишь несколько неправильных глаголов, таблицу времён, запоминаешь наиболее употребимые слова - там всего около восьмисот.

[разбиваем большую цель «выучить английский язык» на подцели]

Здесь мы сталкиваемся с такой важной характеристикой критериев, как дискретность. У человека есть набор критериев проверки того, знает ли он английский язык. Например: могу написать деловое письмо на английском языке; понимаю, что говорят в фильме; могу общаться с англоговорящим человеком на повседневные темы. Он занимается три месяца - критерии не удовлетворены, пол-года - критерии не удовлетворены, год - критерии не удовлетворены (хотя бы один, а должны быть удовлетворены все). И у него формируется убеждение о том, что он не способен выучить язык. Если же вы разбиваете процесс на подцели, то достижение каждой из них скорее будет укреплять веру в то, что он язык выучить способен.

 

- Ждать целый месяц - очень долго.

- Месяц состоит из четырёх с мелочью недель. А неделя - это не так много.

[делим процесс на этапы]

 

- Для того, чтобы стать свободным, нужны деньги.

- Сколько именно денег нужно для того, чтобы стать свободным.

[уточняем размер численного критерия «деньги»].

Часто «размер» критерия в убеждении у человека не определён, и его конкретизация позволяет понять, что «всё не так страшно». А неопределённость часто пугает намного сильнее, чем конкретные представления.

 

- Женщины долго одеваются.

- Некоторые женщины иногда действительно одеваются долго, но не все и не всегда.

[вводим кванторы существования по людям (некоторые) и времени (иногда), и усиливаем утверждение, отрицая кванторы всеобщности по людям (не все) и времени (не всегда)]

 

- Коллеги меня не любят.

- Иванов может немного недолюбливает, и Петров на тебя обижен. А остальные скорее относятся либо нейтрально, либо хорошо.

[сужаем категорию «коллеги» до конкретных людей]

 

- Я — неудачник.

- Ты просто не справился с некоторыми ситуациями.

[понижаем логический уровень с идентичности (неудачник), до поведения (не справился)]

 

- Я должен много работать.

- Что произойдёт, если ты изредка будешь работать чуть меньше?

[предлагаем восстановить «утерянную» часть убеждения (это убеждение о причине-следствии)]

Другой вариант, оператор может самостоятельно восстановить потерянную часть.

- Если ты будешь работать чуть меньше — то компания развалится?

Стандартный приём — вы либо можете предложить что-то сами, либо выяснить это у клиента.

- Не то, что бы ты был должен, скорее ты имеешь право.

[переходим от модальности долженствования к модальности возможности: «должен» - «имеешь право»]

Укрупнение

При укрупнении мы увеличиваем, расширяем, объединяем, удлиняем, делаем более важным и переходим на более высокий логический уровень.

Например, мы можем использовать:

  • переход к более общей категории;
  • переход большему количеству;
  • переход к более важной ценности;
  • повышение логического уровня;
  • ввод квантора всеобщности: «собаки» - «все собаки»;
  • усиление квантора всеобщности: «все собаки» - «абсолютно все собаки»;
  • замена квантора существования квантором всеобщности: «некоторые собаки» - «все собаки»;
  • переход от модальности возможности к модальности долженствования: «имеешь право» - «обязан»;
  • усиление модальности долженствования: «должен» - «обязан».

И так далее.

 

 

- Люди завистливы.

- Все завидуют всем, всегда и по любому поводу?

[расширение по людям (все), времени (всегда) и ценностям (любому поводу)]

 

- Только человек с машиной вызывает уважение.

- Ты считаешь, что люди преклоняются перед собственностью?

[переход к более важной ценности: «вызывает уважение» - «преклоняются», - и переход к более общей категории: «машина» - «собственность»]

- А человек с двумя машинами должен вызывать в два раза больше уважения?

[увеличиваем количество: «(одна) машина» - «две машины»]

 

- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.

- Все толстые люди слабохарактерные?

[расширение по людям: «я» - «все толстые люди»]

- То, что ты не смог похудеть, говорит о том, что ты безвольный?

[переход к более важной ценности: «слабохарактерный» - «безвольный»]

 

- Продукты с ГМО вызывают рак.

- Ты ещё скажи, что все болезни от ГМО.

[переход к более общей категории: «рак» - «все болезни»]

 

- Все мужчины одинаковы.

- Абсолютно все?

[усиление квантора всеобщности: «все» - «абсолютно все»]

 

- Женщины долго одеваются.

- Все женщины долго одеваются?

[распространяем правило на всё множество: «женщины» - «все женщины»]

 

- Дети обманывают родителей.

- Люди вообще обманывают друг друга.

[переход к более общей категории: «дети» - «люди»]

 

- Меня раздражает мой начальник.

- И за что ты его ненавидишь?

[переходим к более интенсивной эмоции: «раздражает» - «ненавидишь»]

Аналогия

При аналогии мы что-то сдвигаем, заменяем на похожее, переходим в аналогичную категорию и ищем метафоры.

 

 

При этом мы можем искать аналогию как к частям убеждения (паттерн «Переопределение»), так и ко всему убеждению (паттерн «Аналогия»).

- Семья основана на зависимости.

- То есть в семье люди привязаны друг к другу?

[замена (рефрейминг): «зависимость» - «привязанность»]

- Это всё-равно, что сказать, что дружба основана на договоре.

[аналогичное утверждение: «семья основана на зависимости» - «дружба основана на договоре».

 

- Меня никто не любит.

- Как ты такое можешь говорить про всех!

[меняем квантор всеобщности: «никто» - «все»]

 

- Люди завистливы.

- Ну это всё равно что сказать, что люди дышат.

[аналогичное утверждение: «люди завистливы» - «люди дышат», - при этом подразумевается, что это совершенно естественное явление]

 

- Только человек с машиной вызывает уважение.

- Хозяева яхт – жалкие неудачники.

[переходим к аналогичной категории: «хозяева машин» - «хозяева яхт», - но делаем противоположный вывод]

 

- Женщина должна всегда хорошо выглядеть.

- Не должна, скорее вынуждена.

[переходим к аналогичной модальности долженствования: «должна» - «вынуждена»]

С модальностями долженствования и возможностей тоже довольно субъективно - что отнести к аналогии, а что укрупнению/разукрупнению.

 

- Продукты с ГМО вызывают рак.

- А онанизм приводит к слабоумию – такая же страшилка.

[ищем похожее утверждение: «ГМО вызывает рак» - «онанизм приводит к слабоумию», - и сообщаем параметр сходства: «такая же страшилка»]

 

Ещё один способ в этой категории – использование пословиц и поговорок, опровергающих или подвергающих сомнению утверждение (для изменения убеждения), или подтверждающих - если создаём убеждение. Учитывая обилие пословиц на любую тему с совершенно противоположным смыслом - дело довольно простое. Только эти пословицы и поговорки должны быть известными.

- Только человек с машиной вызывает уважение.

- А вот говорят, что уважают не чин, а человека.

[пословица]

Мета

Здесь мы можем создать «убеждение об убеждении», проанализировать структуру убеждения или исследовать его внутреннее представление.
При этом можно использовать паттерны «причина - следствие» и «комплексный эквивалент» из мета-модели. Для соответствующих типов убеждений.

 

 

- Только человек с машиной вызывает уважение.

- Как именно наличие у человека машины вызывает уважение?

[исследуем структуру убеждения]

 

- Продукты с ГМО вызывают рак.

- Весьма необоснованное утверждение.

[убеждение относительно убеждения]

 

- Для того, чтобы стать счастливым, нужно много денег.

- Как количество денег вообще связано со счастьем?

[исследуем структуру убеждения]

 

- Я не нравлюсь мужчинам.

- Когда ты об этом думаешь, ты как всё это внутри себя представляешь: как кучу мужских лиц, которые смотрят на тебя с гримасой отвращения?

[сенсорное представление убеждения]

 

- Я буду счастлива только с ним!

- Как ты ощущаешь счастье?

 

- Тепло в области груди.

- То есть ты хочешь быть с ним ради тепла в груди?

[выясняем сенсорное представление ценности «счастье», а потом заменяем ценность на её сенсорное представление]

 

Довольно интересный приём - сначала выясняем структуру убеждения, а потом применяем эти правила к самому убеждению (паттерн «применение к себе»).

- Я должен много работать, чтобы обеспечивать семью.

- Как должен всё время следовать этому убеждению?

[применяем модальность «должен» из убеждения к самому убеждению]

 

- Я не могу сам справиться со своими проблемами.

- Точно так же, как не можешь изменить это убеждение.

[применяем модальность «не могу» из убеждения к самому убеждению]

 

- Все люди лгут.

- Ну так и это убеждение насквозь лживо.

[применяем антиценность «ложь» к самому убеждению]

 

- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.

- Какую нужно иметь силу воли, чтобы следовать этому убеждению!

[«переворачиваем» правило и применяем к самому убеждению]

Паттерны

Рассмотрим паттерны фокусов языка, соответствующие изменению области «убеждения».

  • «разделение» - частный случай разукрупнения;
  • «объединение» - частный случай укрупнения;
  • «аналогия» - поиск аналогии ко всему убеждению;
  • «переопределение» - поиск аналогии к части убеждения;
  • «стратегия реальности» - мета (используем то, что убеждение обобщение, а не «реальное» событие);
  • «мета-фрейм» - мета (создаём убеждение об убеждении);
  • «мета-фрейм» - мета (применяем правило из убеждения к самому убеждению);
  • «модель мира» - просто предлагаем более «правильное» убеждение.

Разделение

Дробим элементы убеждения на части.

- У меня никогда не получится уйти с этой работы.

- Что именно у тебя не получается: написать заявление об уходе, доделать текущий проект, поговорить с директором?

[дробим достижение цели на конкретные шаги]

 

- Людям нельзя доверять.

- Какое количество доверия для тебя будет приемлемым?

[уточняем критерий]

 

Объединение

Обобщение части убеждения.

- У меня никогда не получится уйти с этой работы.

- Ты что, никогда ничего не мог изменить?

[укрупняем: «уйти с работы» - «ничего не мог изменить»]

 

Переопределение

Делаем рефрейминг смысла одного из слов.
Хочу обратить ваше внимание на то, что меняется только одно слово или смысловая конструкция. Практически, это то, что Ричард Бендлер называл «однословным рефреймингом»: ищется слово или фраза, описывающая приблизительно то же качество или действие, но с другой оценкой. Например: вороватость – домовитость, лгун – дипломатичный, наглость – настойчивость, доносчик – социально активный, раздражительность – эмоциональность.

- Жена должна быть послушной.

- Вам нравятся безвольные женщины?

[негативный рефрейминг: «послушная» - «безвольная»]

 

- Я поступаю совершенно непоследовательно.

- Хорошо, когда ты способна вести себя как настоящая женщина?

[позитивный рефрейминг: «поступать совершенно непоследовательно» - «способность вести себя как настоящая женщина»]

 

Аналогия

Поиск аналогии, которая придаст убеждению другой смысл.
Здесь может использоваться прямая аналогия, притча, анекдот и т.п. Короче, любая метафора или ассоциация.

- Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.

- Это всё равно, что сказать, что все художники - лжецы, потому что их картины не похожи на действительность.

[предлагаем похожее, но ложное утверждение]

 

Стратегия реальности

У человека есть определённые стратегии проверки «реальности» - чтобы разделять «фантазии» от «действительности». Убеждения не являются "реальными" событиями, а только обобщениями, фантазией. И этот фокус языка как раз использует это различие. Но у каждого конкретного человека может быть свой способ проверки "реального" и "воображаемого":
• на субмодальном различии "реальности" и "фантазии";
• на непрерывности воспоминаний;
• на соответствии (конгруэнтности) этого представления другим;
• на воспоминании о том, как он это убеждение создал;
• и ещё на множества других способов.

Соответственно, мы можем предложить человеку это различие осознать, что даст ему возможность убеждение переоценить или укрепить:

- Замуж можно выходить только один раз и по любви.

- Как именно ты узнаёшь, что это действительно так?

[получаем доступ к стратегии реальности]

 

Метафрейм

Создаём убеждения относительно убеждения.

Если мы хотим изменить убеждение, убеждение об этом убеждении должно сообщать о ложности или неправильности последнего. А если хотим создать - о полезности и верности исходного убеждения.

- Она должна заботиться обо мне.

- Именно такие убеждения порождают слюнтяев и нытиков.

 

- Люди всегда обманывают.

- Крайне ограничивающее убеждение.

 

Применение к себе

«Все критяне – лжецы», - заявляет критянин.
Апория, приписываемая Евбулиду.

Проверяем, соответствует ли само убеждение, его автор или близкие ему люди правилам или критериям этого убеждения.

То есть мы сначала определяем структурные принципы убеждения, а потом ищем контекст, в котором они будут ложными.

Можно применить критерии убеждения к самому убеждению.

- Мысль изреченная есть ложь.

- Тогда это утверждение - ложь.

 

Модель мира

Предлагаем «правильное» убеждение на замену, ссылаясь на референтную группу.
Приводится пример других вариантов убеждения, ссылаясь на других, авторитетных для Клиента людей. Обычно в предложении будет присутствовать: «а вот я считаю», «древние верили», «учёные установили», «немцы считают, что», «мой сосед утверждает», «народная мудрость говорит». По-видимому, эффективность фокуса языка в большой степени зависит от авторитетности для Клиента той группы людей, на которую ссылается Оператор.

- Самое важное в жизни – это не зависеть ни от кого!

- А многие люди считают, что самое важное – это любовь.

[ссылка на мнение «многих людей»]

 

- Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.

- Но психологи утверждают, что ошибки помогают нам развиваться.

[ссылка на мнение специалистов: «психологи утверждают»]

 

Схема

 

Презентация

Видео

Кратко

  • Для изменения убеждения мы конструируем похожее убеждение, которое будет ложным в карте клиента.
  • Для создания убеждения мы конструируем похожее убеждение, которое будет истинным в карте клиента.
  • При разукрупнении убеждения мы уточняем, конкретизируем, разбиваем на части и переходим к менее важной ценности.
  • При укрупнении мы увеличиваем, расширяем, объединяем, удлиняем, делаем более важным и переходим на более высокий логический уровень.
  • При аналогии мы что-то сдвигаем, заменяем на похожее, переходим в аналогичную категорию и ищем метафоры. При этом мы можем искать аналогию как ко всему убеждению, так и только к его части.
  • При мета-оценке мы можем создать «убеждение об убеждении», проанализировать структуру убеждения или исследовать его внутреннее представление.
  • Соответствие паттернам:
    • «разделение» - частный случай разукрупнения;
    • «объединение» - частный случай укрупнения;
    • «аналогия» - поиск аналогии ко всему убеждению;
    • «переопределение» - поиск аналогии к части убеждения;
    • «стратегия реальности» - мета (исследуем внутреннее представление убеждения);
    • «мета-фрейм» - мета (создаём убеждение об убеждении);
    • «модель мира» - просто предлагаем более «правильное» убеждение.

Примеры с разбором

Здесь я постараюсь показать, что в одном фокусе языка можно использовать одновременно несколько способов воздействия.

Меняем убеждение «В трудные времена, чтобы выжить, нужно себе во всём отказывать».

Это убеждение о причине, полная форма: «во всём себе отказывать => выжить (в трудные времена)».

- Что произойдёт, если ты изредка будешь принимать пищу?

С одной стороны разукрупнение: добавляем квантор существования «изредка», - с другой стороны исследуем, к каким выводам человек придёт, если нарушит правило (мета): перестанет «во всём себе отказывать» и будет «принимать пищу».

 

- Что с тобой произойдёт, если ты будешь отказывать себе абсолютно во всём?

Похоже на предыдущий пример, но здесь мы усиливаем квантор «во всём» до «абсолютно во всём» (укрупнение).

 

- Насколько должны времена быть трудными, чтобы начинать от всего отказываться?

Предлагаем точно определить критерий «трудных времён» - буквально переводим «трудные времена» из абстрактного понятия к измеримой величине (разукрупнение).

 

- Как связано выживание и отказ себе во всём?

Ставим под сомнение правильность убеждения (мета), то есть что «отказ себе во всём» приводит к «выживанию».

 

- Это как сказать, что как только появятся сложности в отношениях, сразу надо отказаться от секса.

Ищем похожее утверждение, которое для человека будет ложным или абсурдным (аналогия).

 

- Это убеждение скорее усложнить тебе жизнь, чем поможет тебе выжить.

Создаём убеждение об убеждении, которое сообщает о «ложности» исходного убеждения (мета).

 

- Как только сложности, ты тут же считаешь, что не справляешься с ситуацией?

Заменяем «тяжёлые времена» на «сложности» и «выжить» на «не справляешься с ситуацией» (разукрупнение/аналогия). Буквально, ставим под сомнение вывод, что в случае «тяжелых времён» нужно начать «выживать».

Такую замену можно отнести и к аналогии - так как делаем рефрейминг, даже два, - и к разукрупнению, так как заменяем на менее важные понятия. Но, думаю, что тут важнее общее понимание процесса, чем точная классификация.

 

Меняем убеждение «Ты нравишься женщинам, когда у тебя есть деньги и статус».

Это убеждение о критериях, возможно полная форма.

- То есть женщины обращают внимание только на богатых?

С одной стороны аналогия: «нравиться» - «обращать внимание», - с другой укрупнение, переход на более высокий логический уровень: «есть деньги» - «богатый». При этом один из критериев («статус») опускаем.

 

- С какой именно суммы ты начинаешь привлекать женщин?

Переводим абстрактное понятие в измеримое (разукрупнение): «есть деньги» - «какая именно сумма», - и делаем рефрейминг (аналогия): заменяем «нравиться» на более многозначное «привлекать».

 

- Ты считаешь, что все женщины думают только о деньгах?

Укрупнение: добавляем кванторы всеобщности «все» и «только», и делаем рефрейминг (аналогия): «нравиться» - «думают».

 

- Некоторым женщинам действительно нравится статус, но не всем и не всегда.

Разукрупнение: добавляем квантор существования «некоторым» и отрицание кванторов всеобщности: «не всем», «не всегда».

 

- Женщины, которые ценят в мужчине только деньги, ведут себя как проститутки. Ты хочешь нравиться проституткам?

Укрупнение: добавляем квантор всеобщности «только», - и аналогия: заменяем «нравится» на «ценят» и находим похожее поведение - «ведут себя как». Потом предлагаем оценить вывод: «хочешь нравиться проституткам?»

 

- Ты нравишься женщинам, только когда у тебя есть деньги и статус?

Просто добавляем квантор всеобщности (укрупнение): «только».

 

- А многие женщины говорят, что ценят в мужчинах ум.

Предлагаем новое, «правильное» убеждение (паттерн «модель мира»), с референтной группой «женщины».

 

- Да, все женщины ведутся на мелочь.

С одной стороны укрупнение: «все женщины», - с другой стороны разукрупнение: «деньги» - «мелочь».

 

- То есть, если какая-то девушка на тебя обратила внимание - значит ты богат и известен?

Переворачиваем убеждение - удовлетворение критериев обозначает удовлетворение ценности (напоминаю, что это убеждение о критериях, которое является комплексным эквивалентом, то есть одна часть убеждения как бы приравнивается ко второй). При этом есть аналогия: «нравится» - «обратить внимание», «женщина» - «девушка», - и укрупнение (переходим на более высокий логический уровень): «есть деньги» - «богат», «есть статус» - «известен».

 

- Это как сказать, что мужчинам нравится в женщинах только размер груди и умение готовить.

Аналогия всего утверждения.

 

- Это убеждение подменяет человеческие чувства рыночными отношениями.

Мета: убеждение об неправильности этого убеждения.

 

Создаём убеждение «Я способен делать дела вовремя».

- Крайне полезное убеждение.

Создаём убеждение о полезности этого убеждения (мета).

 

- Ты же способен проснутся по звонку будильника.

Переход к менее общему процессу (разукрупнение): «делать дела вовремя» - «проснуться по звонку».

 

- Не только способен, но и имеешь полное право.

Переход к подобной модальности возможности (аналогия): «способен» - «имеешь право».

 

- Большинство людей способно контролировать свою жизнь.

Укрупнение: «я» - «большинство людей», «делать дела вовремя» - «контролировать свою жизнь».

 

- Можно сказать, что время, твой хороший друг, с которым вы неразлучны.

Аналогия всего убеждения (паттерн «аналогия»).

 

- Как говорится: «Делу время, потехе час».

Пословица, подтверждающее убеждение (аналогия).

 

Проверь себя

Квантор или кванторы какого типа присутствуют в фразах:

  1. Все мужчины одинаковы.
  2. Ты всегда опаздываешь.
  3. Некоторые смартфоны быстро разряжаются.
  4. Это лето началось поздно.
  5. Неудачи случаются.
  6. Никто не должен быть несчастлив.
  7. Все люди изредка ошибаются.
  8. Если кое-кто кое-где что-то сделает.
  9. Ты постоянно опаздываешь.
  10. Ничто не проходит бесследно.

Ответ

  1. квантор всеобщности: «все»;
  2. квантор всеобщности: «всегда»;
  3. квантор существования: «некоторые»;
  4. кванторов нет;
  5. квантор существования: «случаются»;
  6. квантор всеобщности: «никто»;
  7. квантор всеобщности: «все», квантор существования: «изредка»;
  8. кванторы существования: «кое-кто», «кое-где», «что-то»;
  9. квантор всеобщности: «постоянно»;
  10. квантор всеобщности: «ничто».

Определите типы воздействия, использованные в фокусах языка для изменения убеждения: «Я не способен сбросить вес, так как у меня слабая сила воли».

  1. Тогда ты вообще не способен ничего сделать из-за своей слабой силы воли.
  2. Как внутри себя ты представляешь связь между весом и силой воли?
  3. А в каких именно местах слабнет твоя сила воли: в столовой, на кухне, в ресторане?
  4. Это всё равно, что сказать, что я тащу мешок камней, потому что мне не хватает сил его бросить.
  5. Безвольные люди вообще ни на что не способны.
  6. Насколько нужно увеличить твою силу воли, чтобы ты хоть немного похудел?
  7. Ты не способен даже не доесть тарелку супа?
  8. У тебя нет даже капельки упорства?
  9. Как именно ты себе представляешь слабую силу воли - как сдувшийся воздушный шарик?
  10. Ты не способен похудеть, потому что у тебя не хватает настойчивости?

Ответ

  1. укрупнение: кванторы всеобщности «вообще», «ничего»; переход в более общую категорию: «сбросить вес» - «что-то сделать;
  2. мета: внутреннее представление;
  3. разукрупнение: уточнение «в каких именно местах»;
  4. аналогия: похожее утверждение;
  5. укрупнение: более общая группа «у меня слабая сила воли» - «безвольные люди»; квантор всеобщности «вообще»; более общий процесс «сбросить вес» - «быть способным на что-то».
  6. разукрупнение: уточняем размер «силы воли»; переходим к более конкретному процессу: «сбросить вес»- «хоть немного похудеть»;
  7. разукрупнение: менее общее действие «сила воли» - «не доесть тарелку супа»;
  8. разукрупнение: «сила воли» - «капелька упорства»;
  9. мета: внутреннее представление;
  10. аналогия: «сбросить вес» - «похудеть», «сила воли» - «настойчивость», «слабая» - «не хватает».

Задание

Для изменения убеждения «Я недостоин любви» сконструируйте фокусы языка для области «убеждения»:

  • укрупнение с переходом к более важной ценности;
  • укрупнение с вводом квантора всеобщности;
  • разукрупнение с восстановлением полной версии убеждения;
  • разукрупнение с отрицанием квантора всеобщности;
  • укрупнение и разукрупнение в одном фокусе языка;
  • аналогию для одного из слов утверждения;
  • аналогию для всего утверждения;
  • аналогию и укрупнение в одном фокусе языка;
  • убеждение об убеждении (мета);
  • исследование внутреннего представления убеждения.

Для изменения убеждения «Начинать своё дело очень сложно» сконструируйте фокусы языка по паттернам:

  • «разделение»;
  • «объединение»;
  • «аналогия»;
  • «переопределение»;
  • «стратегия реальности»;
  • «мета-фрейм»;
  • «модель мира».

Для создания убеждения «У каждого человека может быть свой собственный взгляд на мир» сконструируйте фокусы языка для области «убеждения»:

  • укрупнение с переходом на более высокий логический уровень;
  • укрупнение с добавлением квантора всеобщности;
  • разукрупнение с заменой квантора всеобщности на квантор существования;
  • разукрупнение с разбиением на подцели;
  • аналогию с заменой квантора всеобщности на отрицание квантора существования;
  • аналогию с рефреймингом одного из слов;
  • аналогию и разукрупнение в одном фокусе языка;
  • аналогию для всего утверждения;
  • убеждение по поводу убеждения (мета);
  • исследование структуры убеждения (мета).