Просмотров: 2642

Кавычки кавычками, а что там ещё такого особенного в провокативном подходе? Есть наверняка страшные знания, передаваемые от провокатора к провокатору, таинственные письмена и зашифрованные карты? Разочарую вас, ничего страшно таинственного нет - как и большинство вариантов хорошего мастерства, известные вещи, но в специальных пропорциях. Хороший повар использует все те же самые продукты, но он умеет их подобрать так, чтобы получилось новое блюдо. Вот провокативка - новое блюдо из старых ингредиентов. Надо только их правильно подобрать и научиться готовить.

Так из чего же она состоит.

Мотивация

Блюдо, приготовляемое при помощи провокативного воздействия, называется мотивация. Да, да, та самая мотивация, которой не хватает, чтобы бросить курить, делать зарядку по утрам или написать отчёт. И, само собой, эта самая мотивация нужна, чтобы начать меняться или достигать цель.

А вообще, почему мы не меняемся - ведь вроде понятно, что там лучше, светлее, комфортнее и велосипед? Ну, во-первых, трудности пути - надо вставать с дивана, прикладывать силу воли и всё такое. Во-вторых, у нынешнего состояния (красиво это называется Актуальное Состояние, что мы хотим изменить, а куда хотим попасть - Желаемое Состояние) есть определённые, хотя и иногда скрытые плюсы, которые не менее красиво называются Вторичные Выгоды. В-третьих, у Желаемого Состояние тоже есть минусы, которые красиво никак не называются. И сомнения, что предполагаемые плюсы будут. В-четвёртых, есть последствия. Да-да господа и дамы, есть последствия достижения собственной мечты. И последствия могут быть весьма неприятные.

Или, наоборот, приятные, или одни приятные, а другие нет, или особо никаких последствий не будет - всякие случаи бывают.

 

Если кратко: плюсы текущего состояния, трудности изменения, сомнения в полезности цели и последствия её достижения. И всё это надо преодолеть. И для этого как раз нужна мотивация.

 

 

Ну, мотивация вообще с последствиями связана: «Если не будешь хорошо кушать, вырастешь хилым, и тебя будут все обижать» - мотивация ОТ. «Если будешь хорошо кушать, вырастешь большим и сильным, и всем обидчикам злобно отомстишь» - мотивация К. Чем сильнее желание отомстить за обиды (или не быть обиженным) - тем сильнее мотивация. Да, ещё можно уменьшать «барьер» - вот это самое нежелание что-либо делать: «Кашка вкусненькая, бабушка все комки выбрала, всего несколько ложечек осталось». В этом случае уровень самой мотивации может быть и поменьше - препятствие то маленькое.

Вот при помощи провокативки мы как раз и либо усиливаем нежелание оставаться в жопе Актуальном Состоянии, либо понижаем барьер - показываем что всё не так страшно.

Мотивация К в провокативке используется редко, на других людей она рассчитана.

При этом практически вся мотивация основывается на

сопротивлении.

Мы делаем так, чтобы собеседник начал сопротивляться своему текущему состоянию – все этим предложенным описаниям, рефреймингам и метафорам. При этом сопротивление может быть как пассивным: человек отстраняется, поджимает губы и скрещивает руки на груду. Или сопротивление может быть активным: человек говорит, что всё не так; пытается увести разговор в сторону или наоборот – пытается (немного истерично) соглашаться с оператором.

Это замечательно – мы нашли его «кнопку», и теперь просто нужно направить это сопротивление в нужную сторону – на создание мотивации для решения проблемы.

Итак, что же нам нужно для приготовления такого блюда как мотивация.

Видео

 

Ингредиенты

 

Раппорт - совершенно необходимая вещь. Без него ничего не получится. Вообще работать не будет. Раппорт нам нужен, чтобы человек нас слушал. Но при этом не слишком сильный, чтобы не соглашался со всем. Средненький такой раппортик нужен.

Провокативка вообще «система на грани»: чуть сильнее - отстроишься, обидишь человека и он уйдёт. Чуть слабее - и человек верит тому, что ему говорят, не сопротивляется и ему хужеет на глазах.

Кавычки - про них мы уже говорили. Важный инструмент, позволяющий разделять информацию для сознательного и бессознательного. И вызывать сопротивление.

С чем работаем - точки приложения силы. Ну надо же её куда-то прикладывать, чтобы эту самую мотивацию вызвать.

Инструменты - чем мы работаем. Ножи, вилки, кастрюльки. Пардон, рефрейминг, гротеск, метафоры…

Ценности - наша опора. Во что мы упираем рычаг. За что надо зацепить, чтобы человек захотел сопротивляться. Обычно это наиболее важные ценности: свобода, здоровье, уверенность в себе, статус, признание. Или антиценности: смерть, страх, потеря, беспомощность, поражение и т.д.

Ответственность - очень важный ингредиент. Люди ноют, плачутся и рассказывают, почему они не меняются от большого желания перевалить на кого-нибудь ответственность. Ну чтобы не отвечать. А чтобы всё получилось, нужно ответственность человеку вернуть.

Замешательство - весьма полезное трансовое состояние. В котором люди способны расширять свою карту и находить новые возможности. Необходимый ингредиент при провокативном коучинге или терапии. Вы вводите человека в транс, пинаете мотивируете его - и он сам находит решение.

Иногда даже полезно разрушить его текущее представление о цели - чтобы он мог поставить себе цель более подходящую, новую, мощную, с новыми функциями и дизайном. Но об этом позже.

Ну что же. Разберём каждый ингредиент этого блюда по отдельности.


Где проходим:

Тренинг «Провокативное воздействие»

По теме:

Мои книги:: Провокативный подход