Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Вопрос ответственности - один из главных в психотерапии. Большинство клиентов, с одной стороны, хотят вернуть контроль над собственной жизнью, с другой стороны, как-то не очень хотят брать ответственность за процесс изменения и за результат. А мысль о том, что контроль подразумевает и ответственность, им достаточно неприятна и они стараются её из головы выкинуть.

В этом смысле, задача провокативной терапии (и, отчасти, мотивации)

вернуть ответственность за ситуацию клиенту.

Жалобщики как раз и любят жаловаться для того, чтобы разделить с окружающими ответственность за собственные неудачи и лень. А как только вы им начинаете сочувствовать, вы эту часть ответственности берёте. Что и позволяет этой скотине несчастному оставаться в прежнем состоянии. И пока он может перекладывать бремя ответственности на окружающих, достаточной мотивации для изменения у него не предвидится. Так что надо эту ответственность ему вернуть.

При «прямом» подходе клиента и мотивируют, и помогают поставить задачу, и ведут за ручку к результату, и в результате берут большой кусок ответственности за всё это - по крайней мере с точки зрения клиента. Тем более, что при «прямом» воздействии идёт большая подстройка под ту часть человека, которая хочет измениться. При провокативном же подходе, мы больше подстраиваемся под часть, которая изменяться не хочет, но начинаем разрушать все её аргументы и отговорки по поводу изменения. Попутно провокативно мотивируя к движению.

А так как провокативка работает по принципу «погрузить человека в транс и дать ему возможность самому найти решение», клиент это самое решение и находит сам. В чём, с одной стороны нет глобальной заслуги оператора (ах, слава, слава), с другой - ответственность возвращается обратно к клиенту. Сколько бы он от этого не отпихивался.

Ещё одна ловушка - клиент считает, что если он нанял специалиста, тот и должен всё сделать сам. Бухгалтер же делает, строитель, сантехник, компьютерщик… Чем психотерапевт (коучер, консультант) принципиально отличается от этого обслуживающего персонала. Я тебе деньги (внимание, уважение и ваще) - а ты мне решение моих проблем. Ну и что, что голова не унитаз… Так что попытка возложить всю ответственность на оператора встречается регулярно. Все эти сообщения, что:

- Вы самый лучший.

- У вас самый рабочий метод.

- Я уверена, что только вы мне поможете.

- Вы моя последняя надежда.

Эти звонкие медные трубы.

И если только оператор соглашается, клиент может расслабиться, закинуть ноги на стол и жизнерадостно наблюдать за тем, как его пытаются лечить: «Давай парень, давай, покажи на что ты способен. Посмотрим, настолько ли ты крут, что сможешь справиться со мной.» Так что подрезать таких нужно прямо на взлёте.

 

Клиентка: - Да, я хочу с вами поговорить о своей проблеме. Потому что другие мне помочь не смогли. Я думаю ваш способ самый лучший.

Фрэнк: - Может быть. А может быть и нет. Знаешь, звёзды ведь на самом деле ничего не предопределяют. [Перед этим девушка сообщила, что гадает на Таро].

 

Клиент: - Да, я потратил два года уже.

Фрэнк: - Да года! Избегая этой проблемы? Или ты сражался с ней, но пока счёт у проблемы девяносто восемь.

Клиент: - Нет, я думаю, я побеждаю.

Фрэнк: - Ты побеждаешь?

Клиент: - Да, осталось чуть-чуть спровоцировать.

Фрэнк: - Кто должен спровоцировать?

Клиент: - Вы.

Фрэнк: - Я!? Ты мне даёшь супервизию, как работать с мужчиной, который не смог решить проблему за два года!? Знаешь, это просто смешно. Ты бы стал слушать человека, который ничего не смог сделать в течении двух лет, решить проблему?

 

Довольно неплохим способом утилизации таких попыток переложения ответственности может послужить самоирония.

 

- Вы самый лучший специалист.

- Не то слово. Все остальные недостойны даже наблюдать мой сияющий лик. Так в чём, недостойный, твоя проблема?

 

- Только вы можете мне помочь!

- Да! Я такой исключительный! Меня даже из школы хотели исключить. Правда, там ещё вместе со мной была пара двоечников…