Небольшая техника по конструированию состояний. Да, именно конструированию - то есть созданию состояний под задачу.

Естественно, конструирование имеет смысл только если вы такого состояния не испытывали и у вас нет ничего подходящего в опыте. Если что-то есть проще использовать шкалирование, якоря и прочие привычные инструменты НЛП.

Итак, вы хотите сконструировать новое полезное состояние. Например, вам нужно состояние для работы. Мы можем сконструировать его, но для начала нам нужно определить «техническое задание».

1. Определяем задачу

Оператор: - Что это за состояние и для чего оно тебе нужно?

Клиент: - Я бы назвал его «рабочее состояние». А нужно оно для работы.

О: - Отлично. А чем это состояние характерно, что в нём важного?

К: - В нём я могу быть одновременно сосредоточенным, творческим и не отвлекаться. И в нём есть такой драйв.

О: - Сосредоточенность, творчество, драйв, не отвлекаешься. Оно скорее позитивное или нейтральное?

К: - Да, позитивное. Но это входит для меня в драйв.

О: - Отлично.

2. Ищем характерные признаки элементов

О: - Сосредоточенность - что это такое для тебя и чем оно характерно?

К: - Я нацелен на что-то и оно постоянно находится в фокусе моего внимания. Наверно это его главная черта - нацеленность на что-то.

О: - А попробуй описать это более сенсорно: например, узкий фокус внимания, высокий адреналин, образы резкие, контрастные...

К: - Да, узкий фокус внимания. Направленный на цель.

О: - Хорошо, а как именно он направлен на цель?

К: - Если я рисую - картина в фокусе, всё остальное размытое и серое.

О: - Ты можешь вспомнить состояние, когда ты был максимально сосредоточен?

К: - Да, когда играю в компьютерную игру.

О: - Возьми вот это состояние, когда цель в фокусе, а всё остальное размытое и серое. И запомни его.

К: - Да, запомнил.

О: - Хорошо. Теперь творчество. То же самое: что это такое для тебя и чем оно характерно?

К: - Это когда я могу придумывать что-то новое и оно само приходит в голову.

О: - А когда ты рисуешь у тебя этого нет?

К: - Вот именно, что нет. Мне скорее идеи приходится вымучивать.

О: - Хорошо. Чем характерно это «творчество» - постарайся найти максимально сенсорный признак.

К: - Такое ощущение потока и полёта.

О: - Что более выражено: ощущение полёта или ощущение потока?

К: - Наверное поток.

О: - Это в первую очередь какое-то ощущение, картинка, звук?

К: - Да, ощущение. Лёгкости и движения.

О: - И где оно находится у тебя в теле?

К: - В груди. Эта лёгкость и она движется снизу вверх.

О: - Как и с сосредоточенностью: найди ситуацию, когда это у тебя было наиболее сильно и запомни эти ощущения.

К: - Да, когда я что-то рассказываю друзьям, им интересно и они меня внимательно слушают.

О: - И последнее состояние: драйв.

К: - О! Это когда такая вибрация по всему телу. Адреналин.

О: - Это основной признак? Вибрация в теле?

К: - Да,

О: - Она во всём теле или только в животе или руках?

К: - В верхней части тела: плечи, руки, голова.

О: - Вспомни ситуацию...

К: - Я вспомнил ситуацию, описывать не буду. Но там был дра-а-айв.

О: - Отлично, запомни это.

3. Сборка

О: - Теперь возьми сосредоточенность: цель в фокусе, остальное размытое и серое...

К: - Да.

О: - Теперь добавь к этому ощущение потока: лёгкость, которая движется по телу снизу вверх и добавь к сосредоточенности...

К: - Да...

О: - И после этого добавь состояние драйва: вибрация в верхней части тела...

К: - Ой, такого у меня не было. Странное ощущение.

О: - Оно тебе нравится?

К: - Да, но оно непривычное.

4. Подгонка

О: - Ты что-нибудь хочешь добавить, изменить, подрегулировать?

К: - Как-то драйва много - колбасить начинает.

О: - Так уменьши его.

К: - Я уменьшил вибрацию, стало лучше.

О: - И что в результате у тебя получилось?

К: - Это такое «полётное» состояние, в котором я сосредоточен на задаче и мне приходят в голову идеи. То есть с одной стороны цель в фокусе, с другой - в голове появляются образы идей.

О: - Это то, что ты хотел получить в начале?

К: - Да, вполне.

5. Шкалирование

О: - Следующий шаг - давай прошкалируем это состояние. Какая шкала тебе удобнее: от нуля до десяти, двадцати, ста?

К: - Странно, но до двенадцати.

О: - Хорошо, пусть будет двенадцать. Сейчас у тебя сколько?

К: - Восемь.

О: - Сделай девять ... десять ... одиннадцать … двенадцать … опять десять … восемь … шесть … три … два … ноль. Теперь выбери метафору управлению: это может быть крутящаяся ручка или рычаг, как в самолёте.

К: - Рычаг как в самолёте мне нравится.

О: - Тогда возьми и привяжи шкалу к движению рычага. Пройдись по шкале от 0 до 12 туда и обратно, пропорционально меняя положение рычага.

...

К: - Да, сделал.

О: - Проверь, теперь ты можешь управлять этим состоянием просто мысленно передвигая рычаг.

К: - Да, получается.

6. Внесение в ситуации

О: - Выбери три-четыре ситуации, где это состояние будет полезным и при этом экологичным для тебя.

К: - Да, выбрал.

О: - С чего начнём.

К: - Ну первая как раз - рисование картин.

О: - Какой уровень «рабочего состояния» тебе там будет наиболее оптимален?

К: - Семь, ну восемь.

О: - Хорошо, внеси «рабочее состояние» в рисование картин с уровнем семь. Но помни, что при необходимости ты его можешь всегда сделать больше, меньше и даже выключить.

К: - Да, сделал.

О: - И как ты теперь будешь рисовать картины?

К: - О! Это будет классно - они у меня станут более интересными и я буду получать от их рисования кучу удовольствия. И это будет без каких-то мучений - взял и нарисовал. При этом относительно быстро.

О: - Отлично. Проделай то же самое для ещё трёх ситуаций: определи подходящий уровень «рабочего состояния» - внеси в ситуацию - посмотри, как изменится твоё поведение. И помни об экологии.

...

К: - Сделал.

7. Привязка к будущему

О: - Посмотри в своё будущее - что в нём изменится теперь.

К: - Во многих ситуациях я буду действовать намного быстрее, творчески и с бо-о-ольшим удовольствием.

О: - Тебе понравилось, что получилось?

К: - Да, очень. Но оно ещё до конца не собралось - как-то там внутри складывается ещё.

О: - Спасибо.

По шагам

1. Желаемое состояние

Определите желаемое состояние для конструирования и его основные характеристики.

2. Основные признаки

Для каждой характеристики найдите «основной признак»: наиболее характерную субмодальность (в любом канале».

Обратите внимание - это не обязательно будет критическая субмодальность, достаточно того, что Клиент её воспринимает как «характерную».

Предложите Клиенту вспомнить ситуации, где эти «основные признаки» проявлялись максимально и запомнить каждое из этих состояний.

3. Сборка

Последовательно добавляйте характерные субмодальности в одно состояние.

Если какие-то субмодальности «конфликтуют» - вернитесь и поищите какие-то другие, характерные для признака, можно даже в другой модальности.

4. Подгонка

Отрегулируйте получившееся состояние: измените интенсивность субмодальностей, добавьте или уберите какие-то «характерные элементы» при необходимость ( тогда надо будет вернуться на второй шаг).

5. Шкалирование

Прошкалируйте получившееся состояние.

6. Внесение в ситуации

Внесите это новое состояние в контексты, где оно будет полезным и экологичным. Можно заранее определить начальный оптимальный уровень.

7. Привязка к будущему

Желательно это новое состояние поначалу сознательно потренировать - пока не дойдёт до уровня бессознательной компетентности.

 

Где проходим

Тренинг «Погружение»