Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Иногда в жизни бывает так: переживание вроде подходит к ситуации, но его слишком много. Например, в споре было слишком много агрессии. То есть, она там была на месте, но её было больше, чем нужно. Или: «Я о нём грущу слишком сильно» - грусть тут на месте, но её опять слишком много.

Для описания таких случаев люди используют фразы «слишком много», «больше, чем нужно», «слишком сильно».

Вот эта техника помогает управлять уровнем интенсивности переживаний - убрать все эти «слишком» и «больше чем».

Соответственно, она не очень хороша для того, чтобы изменить оценку - со злости на уважение или с неприятного на приятное. Для этого есть другие техники.

Некоторые думают: «А почему бы просто не убрать ситуацию, которая мне не нравится». Но всё, что с нами произошло – это наш опыт. То, что мы пережили и на чём научились. Этот опыт может быть неприятным – но он наш. Если мы «уничтожаем» ситуацию, мы лишаемся этого опыта, теряем к нему доступ. И можем опять вляпаться в аналогичную ситуацию. Гораздо более экологично просто сделать переживания подходящей интенсивности.

Как это работает. Слышали фразу: «Ситуация отдалилась». Самое забавное, что говоря так, люди обычно рассказывают, как это у них там устроено. Действительно, для большинства людей удаление образа ситуации уменьшает силу переживаний.

Расстояние, размер и яркость образа обычно влияют на интенсивность переживаний, а место и цвета - на знак. В аудиальном канале это за интенсивность обычно отвечают громкость и расстояние до источника звука. Более подробно про это можно прочесть в статье «Субмодальности».

Демонстрация

Оператор: Андрей, мне бы хотелось, чтобы ты выбрал какую-то ситуацию из прошлого, уровень переживаний по отношению к которой ты хотел бы уменьшить. То есть само переживание подходит к ситуации, но его интенсивность тебя не устраивает.

Клиент: Да, я выбрал.

Оператор: Что это, если не секрет?

Клиент: Недавно я забыл сотовый телефон в кафе, до сих пор жалею. При чём купил всего месяц назад.

Оператор: Стоп, стоп. Достаточно. Я вижу, что это неприятное для тебя переживание. Хорошо. Когда ты думаешь об этом забытом телефоне, это больше то, что ты видишь или то, что слышишь?

Клиент: В основном, вижу.

Оператор: Отлично, а покажи где находится экран, на котором тебе показывают это кино? Или это слайд?

Клиент: Кино. Как я кладу телефон на стол, потом ухожу, а он остаётся.

Оператор: А экран где?

Клиент: Вот здесь, прямо перед глазами.

Оператор: Попробуй этот экран приблизить. Что происходит?

Клиент: Становится ещё более обидно.

Оператор: Верни картинку на место. А теперь отодвинь её. Что меняется?

Клиент: Всё становится более далёким. Чем дальше - тем менее обидно.

Оператор: Хорошо. А теперь отодвигай её до тех пор, пока не найдёшь приемлемый уровень переживаний для себя. Но при этом не слишком слабый, чтобы быть достаточно бдительным и не забывать нужные вещи в разных местах.

Клиент: Да, где-то метрах в пяти. Вот здесь, в углу комнаты.

Оператор: Подумай, если ты будешь так к этой ситуации относиться, это никак не повредить тебе в жизни?

Клиент: Думаю, что нет. Когда картинка в углу, небольшой уровень обиды есть. Даже не обиды, а раздражения. И он как раз будет напоминать, что телефон не стоит бросать где попало.

Оператор: Тогда нам нужно закрепить полученный результат. Сделай так: ты сначала представляешь картинку так, как ты о ней думаешь сейчас. А потом резко передвигаешь на то место, которое ты ей только что подобрал. Потом все образы внутри стираешь - для этого можно просто посмотреть вокруг. И опять повторяешь весь процесс сначала: картинка на старом месте - отбрасываешь её на новое место - стираешь. Так нужно сделать пять – семь раз. Старайся двигать ею как можно быстрее. Готов? Начали.

Клиент: Я сделал это.

Оператор: Подумай об этой ситуации с телефоном.

Клиент: Отпустило. Ситуация стала намного более спокойной, нет уже этой зацикленности.

Оператор: То есть, когда ты теперь о ней вспоминаешь, где ты её видишь?

Клиент: Вон там, в пяти метрах.

Оператор: Ну что, тогда всё. Спасибо.

По шагам

1. Выбор ситуации

Выберите ситуацию, интенсивность переживаний по отношению к которой вы хотите изменить. Определите где находится образ этой ситуации.

2. Оптимальное расстояние

Отодвиньте образ и посмотрите, как меняется ваше переживание по её поводу. Приблизьте - как изменилось переживание.

Если при отдаление картинки переживание меняется не очень сильно, можно попробовать её уменьшать или делать более тёмной - эти характеристики обычно тоже отвечают именно за интенсивность переживания.

Теперь найдите оптимальное расстояние до образа: чтобы переживание, с одной стороны, было достаточно слабым, но при этом напоминало об некотором уровне осторожности в аналогичных ситуациях.

Учтите, что одним людям, чтобы изменить переживание, нужно отодвигать картинку чуть-чуть, а другим требуется отодвинуть на несколько метров.

3. Закрепление изменения

Для закрепления новой оценки сделайте следующее: верните образ в исходное положение, потом быстро «отбросьте» его в новую позицию и отвлекитесь - посмотрите по сторонам. Так надо сделать четыре-пять раз. Учтите, что отодвигать образ надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот отодвигать надо максимально быстро.

4. Проверка работоспособности

Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если все работает, то картинка сама отодвинется. Если нет – попробуйте проделать пункт «3» еще раз, но отодвигать ещё более быстро.

Иногда в ситуации более важно не образ, а звук. Обычно это связано с разговорами: «Она сказала...» Тогда вам нужно будет менять громкость, а не отодвигать картинку. Всё остальное аналогично: находите оптимальную громкость, потом четыре-пять раз сначала слышите разговор в исходной варианте - резко уменьшаете громкость - отвлекаетесь.

Обучение подсознания

Сейчас мы работали с отдельной ситуацией. Но, наверно, хотелось бы иметь внутри автомат, который сам бы регулировал интенсивность переживаний. Это не означает, что вы больше не сможете вспоминать неприятные ситуации, но ваше бессознательное теперь само сможет выбирать наиболее подходящую интенсивность для них. Для этого нужно просто повторить весь процесс с ещё тремя - четырьмя ситуациями.

5. Обучение подсознания

Выберите ещё три-четыре ситуации, в которых ваши переживания «слишком сильные», и найдите для них оптимальный уровень переживаний.

То есть выполните для этих ситуаций пункты 1-4.

6. Проверка работоспособности

Вспомните несколько неприятных ситуаций, аналогичных тем, которые вы выбрали в предыдущем пункте. Как меняется ваше восприятие? Обычно люди говорят что-то вроде:

- У меня действительно, как только неприятную ситуацию вспоминаю, она становится несколько дальше.

- Для меня это вызвало внутри какой-то процесс. Такое впечатление, что там идёт глобальная переоценка.

- Я в конце концов просто представил себе регулятор интенсивности и выставлял его как мне нравится. Где побольше, где поменьше.

Видео