Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Фокусы языка - это вербальные рефрейминги, которые воздействуют на убеждения и ментальные карты на основе которых сформированы убеждения.

Модель фокусов языка описана Робертом Дилтсом, как результат моделирования Ричарда Бендлера.

Описание паттернов

1. Намерение

– Вы не можете жениться на своей возлюбленной, по крайней мере, пока жива ваша жена.
– Вы мне предлагаете её убить?
Фраза из кинофильма «Этот самый Мюнхгаузен»
Ищем намерение убеждения.
Буквально: Клиент сообщает об убеждении, а Оператор делаете предположение о его намерении:

Клиент: – Я не могу позволить себе бросить работу.
Оператор: – Я  понимаю, что стабильность крайне важна для вас.

Естественно, точно знать намерение мы не можем, но можем предположить. И обратить внимание Клиента на цель его поведения.

2. Переопределение

- Я не был пьян, - оправдывается шофер перед судом. – Я только выпил.
- Это совсем другое дело, - говорит судья. - Вот почему я приговариваю вас не к 7 дням тюрьмы, а только на неделю.

Делаем рефрейминг смысла одного из слов.
Хочу обратить ваше внимание на то, что меняется только одно слово или смысловая конструкция. Практически, это то, что Ричард Бендлер называл «однословным рефреймингом»: ищется слово или фраза, описывающая приблизительно то же качество или действие, но с другой оценкой. Например: вороватость – домовитость, лгун – дипломатичный, наглость – настойчивость, доносчик – социально активный, раздражительность – эмоциональность.

Клиент: - Жена должна быть послушной.
Оператор: - Вам нравятся безвольные женщины?

Клиент: - Я поступаю совершенно непоследовательно.
Оператор: - Хорошо, когда ты способна вести себя как настоящая женщина.

В первом варианте был сделан негативный рефрейминг: послушная => безвольная. Во втором – позитивный: поступать совершенно непоследовательно => способность вести себя как настоящая женщина.

3. Последствия

Рассматривается последствия использования данного убеждения.
Понятно, что пользование убеждением приводит к последствиям. Или может привести.

Клиент: - Я совершенно не способен бросить курить.
Оператор: - Это хороший способ оправдать свою раннюю смерть.

Иногда последствия описываются в гротескном виде.

Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Я уже представляю себе, как она повязывает тебе салфеточку на шею и кормит с ложечки манной кашкой: «За маму, за папу, за хороший секс». Она может подтирать тебе попку и мыть твою пипиську по вечерам. Это так эротично. Правда, это максимум сексуального опыта, который ты получишь в этой ситуации.

4. Разделение

Дробим элементы убеждения на части.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Что именно у тебя не получается: написать заявление об уходе, доделать текущий проект, поговорить с директором?

5. Объединение

Обобщение части убеждения.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Ты что, никогда ничего не мог изменить?

Играя с размерами рамок, можно довести утверждение до абсурда:

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - А так же никогда не уйти в отпуск, не выехать из города и остаться навсегда в этом кабинете.

6. Аналогия

Поиск аналогии, которая придаст убеждению другой смысл.
Здесь может использоваться прямая аналогия, притча, анекдот и т.п. Короче, любая метафора или ассоциация.

Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Это всё равно, что сказать, что все художники - лжецы, потому что их картины не похожи на действительность.

7. Изменение размера фрейма

Меняем рассматриваемую продолжительность времени, количество людей, размер территории и т.д. таким образом, чтобы убеждение сменило смысл или стало абсурдным.
Практически, это рефрейминг контекста. Но контекст позволяется менять только в размерах. Например, расширив временную рамку, можно предложить Клиенту взглянуть на ситуацию из будущего.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - На пенсии вы будете с удовольствием рассказывать внукам о сегодняшних деньках.

Точно так же можно взглянуть на ситуацию из прошлого.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Наверно в школе вам тоже казалось, что это никогда не закончится?

Можно уменьшить временную рамку.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - То есть сегодня ты домой не вернёшься?

Или увеличить количество людей.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Сколько народу думало так же. Но действительность оказалась намного интересней.

8. Другой результат

Смещение фокуса внимания на другой результат
Клиенту сообщается, что кроме намерения убеждения есть и ещё другой результат. О котором тоже стоит подумать.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Так же можно подумать о том, как вам стать действительно самостоятельным.

Другой вариант – смещение фокуса внимания на другие результаты действия.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - А вы не думали о том, что когда она заботится о вас, она не заботится о себе?

9. Модель мира

Предлагаем «правильное» убеждение на замену, ссылаясь на авторитеты.
Приводится пример других вариантов убеждения, ссылаясь на других людей. Обычно в предложении будет присутствовать: "а вот я считаю", "древние верили", "учёные установили", "немцы считают, что", "мой сосед утверждает", "народная мудрость говорит". По-видимому, эффективность фокуса языка в большой степени зависит от авторитетности для Клиента той группы людей, на которую ссылается Оператор.

Клиент: - Самое важное в жизни – это не зависеть ни от кого!
Оператор: - А многие люди считают, что самое важное – это любовь.

Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Но психологи утверждают, что ошибки помогают нам развиваться.

10. Стратегия реальности

У человека есть определённые стратегии проверки «реальности» - чтобы разделять «фантазии» от «действительности».

Убеждения не являются "реальными" событиями, а только обобщениями, фантазией. И этот фокус языка как раз использует это различие. Но у каждого конкретного человека может быть свой способ проверки "реального" и "воображаемого":
• на субмодальном различии "реальности" и "фантазии";
• на непрерывности воспоминаний;
• на соответствии (конгруэнтности) этого представления другим;
• на воспоминании о том, как он это убеждение создал;
• и ещё на множества других способов.
Соответственно, мы можем предложить человеку это различие осознать, что даст ему возможность убеждение переоценить или укрепить:

Клиент: - Замуж можно выходить только один раз и по любви.
Оператор: - Как именно ты узнаёшь, что это действительно так?

11. Противоположный пример

Ищем исключение из правил.
Оператор может как сам предложить исключение из правил:

Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Если Билл Гейтс не там запятую поставит – он что, неудачник теперь?

Но так же можно попросить найти исключения и самого Клиента.

Клиент: - Мужчины всегда лгут!
Оператор: - Вспомни, наверняка же был хоть один случай, когда мужчина сказал правду.

12. Иерархия критериев

Предлагаем более важную цель.

К: - Я поступаю совершенно непоследовательно.
О: - Что для тебя важнее: делать по правилам или достигать нужного результата?

13. Применение к себе

Критянин говорит, что все критяне лжецы.
Апория Евбулида «Лжец».
Правило, применяемое по отношению к другим людям, должно работать и по отношению к автору убеждения. А так же и к самому убеждению.
Если человек сообщает о правиле для других людей, то очень хочется применить это правило и к нему тоже.

Клиент: - Люди постоянно обманывают.
Оператор: - Зачем вы сейчас пытаетесь обмануть меня?

Клиент: - Муж должен быть откровенным со мной.
Оператор: - Тогда вам просто необходимо рассказать ему о вашем любовнике.

В первом случае сделано обобщение относительно людей, которое просто «возвращается» Клиенту. Во втором случае сообщается о требовании «быть откровенным» к конкретному человеку, и это требование тут же применяется к Клиенту.

14. Метафрейм

Создаём убеждения относительно убеждения.

Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Именно такие убеждения порождают слюнтяев и нытиков.

Клиент: - Люди всегда обманывают.
Оператор: - Пока вы в это верите, вряд ли вы сможете устанавливать доверительные отношения.

Схема

Схема Фокусов Языка (раскруток)

 

Как работают паттерны фокусов языка

 

Провокативные формат

Есть довольно интересный формат раскручивания убеждений – провокативный. В нём фокусы языка подаются в рамке «я поддерживаю твою позицию». И, точно так же, задача провокативных фокусов языка - смотивировать на изменение убеждения. То есть мы придумываем «прямой» фокус языка, а потом подаём его в формально «поддерживающей упаковке». Для этого мы используем невербальные «кавычки». Кавычки позволяют перевернуть смысл слова: «он такой «умный» будет восприниматься как «он такое глупый». В разговоре для создания кавычек чаще всего используется сарказм и ирония. 

Подробнее о провокативном методе в моей книжке «Провокативный подход»

Провокативные формат часто оказывается более эффективным за счёт того, что мы на одном уровне поддерживаем позицию клиента, а на другом – демонстрируем неэффективность (ложность, неэкологичность) его нынешнего убеждения. То есть разделяем информацию для сознательного и бессознательного. Что уже вызывает необходимый для изменения транс.

При этом провокативные фокусы языка удобнее применять для работы с общими утверждениями, вроде «никто не может», «вообще сложно», «я не способен», «я не достоин».

Либо предполагать, что у фразы именно общий смысл. Например «Я не способен принять решение» можно воспринимать и как «Я не способен принять конкретное решение» и как «Я не способен принимать решения вообще». И если в прямом подходе сначала бы выяснялось, какой именно смысл человек вкладывает во фразу, при провокативном удобнее выбрать именно общий вариант. Понятно, что в большинстве случаев мотивация прекратить «не принимать решения вообще» скорее всего будет  намного сильнее, чем мотивация перестать откладывать принятие отдельного решения.

Например, подобранный «противоположный пример» подаётся как «поддерживающий».

Клиентка: - Я не могу сама принимать решения.
Оператор: - Ну, для женщины это нормально. За неё должен решать мужчина: отец, муж, сын, внук. Они же всегда готовы это сделать за тебя. «Дорогой, что мне надеть сегодня?» «Надень ту кофточку, что моя мама подарила на Новый год. Что-то ты её совсем не носишь.»

Неприемлемые последствия преподносятся как замечательные.

Фрэнк Фарелли: - Твой муж может с нетерпением ждать длинного длинного брака. Ну, если ты выживешь. Но если у тебя всего три года осталось. Когда у тебя будет церебральная аневризма или дисфункция сердечная - это другие слова для паралича. Ты можешь сказать, что для него уже не слишком рано искать тебе замену.
Клиентка: - Я думаю, что он умрёт раньше.
Фрэнк Фарелли: - Может уже пора начать планировать похороны? Не надо никаких дорогих гробов - только кремация. Знаешь, это было бы здорово - чтобы двух курильщиков кремировали. Гори, дитя, гори. И тебя тогда можно будет схоронить в коробочке из под сигарет. «Она хотела, чтобы её пепел поместили в коробочку из под сигарет». Да, это очень очаровательно. 

В «стратегии реальности» мы можем предположить, что убеждение подсказал «наиболее сведущий в этом и авторитетный человек».

Клиентка: - Я не могу найти себе подходящего мужчину.
Оператор: - Наверняка, это тебе мама сказала. Мамы - они всегда готовы поддержать. Сказать то, что никто другой тебе точно не скажет, открыть глаза: «Он тебя не достоин». И так про каждого твоего мужчину. При этом только искренняя поддержка. Мамы всегда хотят для дочерей самого-самого лучшего.

Используя паттерн «разделение» можно описать, как именно «должен» срабатывать критерий. Желательно, чтобы это всё выглядело гротескно и смешно.

Клиент: - Нельзя честно заработать много [денег].
Оператор: - Да, действительно. Если у кого есть деньги - сразу видно, бесчестный человек. Причём это наступает точно после определённой суммы. Зарабатывает сорок девять тысяч - честнейший душевный человек. А как только пятьдесят - сразу меняется. Сволочью становится, обманет за грош ради своей выгоды.

Для «Модели мира» выбираем наиболее неподходящую референтную группу.

Правда с «моделью мира» отдельная история: это единственный паттерн фокусов языка, который предлагает «правильное» убеждение - все остальные стараются разрушить старое.

Клиент: - Сейчас очень тяжело начать своё дело.
Оператор: - Да, сейчас все так говорят. Не то что тяжело, практически невозможно. Вот моя соседка пенсионерка именно это и утверждает. Так и говорит: «Довели страну, сволочи». 

Примеры «прямых» и «провокативных» фокусов языка

- Настоящий мужчина должен быть ответственным.

- То есть недостаточно ответственный мужчина тут же становится фальшивым? [переопределение]

- Да, я с тобой полностью согласен. Если хочешь быть настоящим - ты должен отвечать за что-нибудь. Начать лучше с чего-то маленького - я рекомендую для начала завести хомячка. Но здесь нужно быть очень внимательным - если хомячок сдохнет, то ты сразу становишься фальшивым.

 

- Я не могу похудеть, потому что я слабохарактерный.

- Все толстые люди слабохарактерные? [объединение]

- Мужчины вообще слабые существа. Нежные. Ранимые. Не способные контролировать свою жизнь. Тобой, наверно, до сих управляет бабуля и заставляет съедать всё, что она сготовила. Вот, это она сделала тебя таким - ты совершенно ни в чём не виноват.

 

- Нужно есть только натуральные продукты.

- Следуя этой мысли, мы должны отказаться от всех «искусственных» вещей, вроде стирального порошка или очков. [аналогия]

- Именно поэтому нормальный человек должен отказаться от всего ненатурального - отопления, очков, автомобилей и компьютеров. Поэтому начинать надо прямо сейчас - никаких стиральных машин и отбеливателей, только натуральное мыло и стирка в натуральном деревянном корыте. А воду надо греть обязательно на дровах.

 

- Только человек с машиной вызывает уважение.

- Как именно наличие у человека машины вызывает уважение? [стратегия реальности]

- И чем машина больше - тем больше уважение. Поэтому самые уважаемые люди - это водители «Белазов».

 

- Я должен много работать.

- Что произойдёт, если ты будешь работать чуть меньше? [последствия]

- Да, ты должен работать много. Очень много. Ведь если ты только на чуть-чуть расслабишься и станешь работать не много, а, скажем, нормально, случиться катастрофа - небеса падут на землю, придут глад, мор и смерть.

 

- Люди завистливы.

- Может лучше сфокусироваться на положительных сторонах человеческой натуры? [иерархия критериев]

- Несомненно. Да просто посмотри на людей вокруг - они все, все тебе завидуют! Только единственная мысль у них, когда они видят тебя: «Мы хотим быть на его месте!» Даже меня практически сжирает самая чёрная зависть, когда я смотрю на тебя.

 

- После пятидесяти нельзя найти работу.

- Ты никогда не встречал человека, который нашёл работу после пятидесяти? [противоположный пример]

- Ты прав - люди старше пятидесяти никому не нужны. В результате им приходится основывать свой бизнес. Вон, основатель Макдональдса был настолько никому не нужен, что открыл бизнес в 52. А его конкурент, Сандерс, который полковник, своё КаЭфСи вообще в 65.

 

- Все бабы шлюхи.

- Твоя мать шлюха? [применение к себе]

- Это вообще характерно для них. Кто когда встречал верную, даже не подругу, жену? Только и думают о том, с кем бы изменить. Все до одной. Прямо бросаются на чужих мужиков. Наверняка и твоя мать такой была.

 

- Жена должна быть послушной.

- Вам нравятся безвольные женщины? [переопределение]

- Именно поэтому во всём мире очень ценятся жёны-зомби. Абсолютная послушность.

 

- Замуж можно только один раз и по любви.

- У тебя там внутри есть место только для одного образа любимого мужчины? [стратегия реальности]

- Учёные исследовали этот вопрос. У каждого человека внутри только одно место для любимого - как только оно будет занято, то всё. Именно поэтому люди, как только влюбляются, сразу женятся и хранят верность до конца. Начинается это, как ты знаешь, ещё в детском саду.

 

- У меня никогда не получится уйти с этой работы.

- То есть сегодня ты домой не вернёшься? [изменение размера фрейма]

- У меня есть знакомый, он в какой-то спецслужбе работает. Вот с этой работы уйти нельзя, живым, по крайней мере. Ну он так говорит. Ты, наверное, тоже в какой-то спецслужбе работаешь - шпион или контрразведчик?

 

- Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.

- Но психологи утверждают, что ошибки помогают нам развиваться. [модель мира]

- Да. Вот дети - они же сразу рождаются умеющими говорить, ходить и делать прочие вещи. Это нормальные дети. А вот дети-неудачники, из которых потом и вырастают неудачники-взрослые, ничего такого не умеют - так что им приходится учиться ходить, ошибаться, падать, вставать… Неудачники!

«Линии разума» Майкла Холла

Описание типовых стратегий создания рефреймингов, направленных на изменение убеждений в НЛП несколько. Кроме 14 паттернов Роберта Дилтса есть ещё 26 паттернов Майкла Холла, они у него называются «линии разума».

Самое забавное, но книгу с описанием паттернов «разговорного рефрейминга, направленного на изменение убеждений» первым выпустил Майкл Холл - «Дух НЛП», 1996 год. Фокусы языка» Роберта Дилтса вышли в 1999. При этом и «фокусы языка», и «линии разума» разработаны на основе моделирования «параноидальной игры Ричарда Бендлера».

Некоторые «линии разума» совпадают с паттернами Дилтса, часть скорее является разукрупнением их, часть оригинальные. При этом Холл многие паттерны описывает по-своему и вкладывает другой смысл, несмотря на схожесть названий. Например «Модель мира» у Дилтса - это предложение более «правильного» убеждения со ссылкой на других людей, а у Холла больше похоже на «Стратегию реальности».

На мой взгляд почитать про модель «линий разума» весьма полезно - и на тему, что можно смоделировать из одного и того же поведения. И для того, чтобы взглянуть на другие стратегии конструирования вербальных рефреймингов, направленных на изменение убеждений.

Линии разума Майкла Холла

1. Конкретизация или разукрупнение

Выяснение специфических компонентов, составляющих поведение или состояние.

– Из каких составных частей состоит это представление?
– Откуда вы знаете, что это следует называть или обозначать данным Х?
– Что позволяет вам думать об этом, зрительно представлять или слышать об этом таким образом?
– Что вы имеете в виду под Х?

2. Выявление стратегии

Определение конкретного порядка и последовательности, который принимают репрезентации, создавая опыт. Спрашивайте о том, что идет вначале, что на втором месте, на третьем и так далее.

– В каком порядке и последовательности выступают эти составные части?
– Что идёт сначала, что на втором месте и т.д.?
– Откуда вы знаете, что сначала нужно видеть это, потом слышать и т.д.?
– Когда и где вы делаете это?

3. Рефрейминг поведения

Предложение иного смысла или названия для внешнего поведения: «Если вы действительно хотите увидеть, как выглядит данная форма внешнего поведения, посмотрите на…»

– Что в действительности представляет собой данное поведение, так это...
– Приведите пример данного поведения.
– Если вы хотите увидеть, как оно в действительности выглядит, посмотрите на...

4. Рефрейминг состояния

Утверждение о том, что поведение в действительности соответствует не данному состояние, а другому: «Это не состояние А, это состояние Б.»

– Какое другое состояние мы могли бы с равным основанием предположить за данным поведением?
– Если вы хотите увидеть, как в действительности проявляется данное состояние, посмотрите на...!

5. Рефлексивное применение к себе

Применение поведения к самому себе.

– Какой прекрасный пример высказывания Х!

6. Рефлексивное применение к слушателю

Применение состояния к человеку или говорящему.

– Итак, вы сейчас используете Y по отношению ко мне?

7. Противоположный пример

Поиск исключений и противоположных примеров.

– Был ли в вашей жизни случай, когда вы не испытывали этого?
– Когда эта формула по поводу вас или этой жизни не работает?
– И что, вы никогда не испытывали ничего противоположного этому?

8. Предшествующее позитивное намерение

Заявление о том, что человек фактически имел позитивные намерения, вызвавшие данную форму поведения, и формулирование этих намерений. Шаг, направленный на подстройку.

– Вы, вероятно, сделали это в силу заявленного позитивного намерения.
– А вы не пытались достичь позитивных целей за счёт …?
– Как, по вашему, какой значимой для него цели пытается достичь этот человек?

9. Предшествующая позитивная причина

Заявление о том, что имела место позитивная причина, источник которой находился вне человека и которая вызвала данное поведение.

– Вы сделали это, потому что произошло Х или Y, не так ли?

10. Первый результат

Постановка под сомнение поведения или убеждения на основании его последствий. Конфронтационный шаг.

– Это представление приведет к тому, что вы столкнётесь с последствиями ...
– Что случится, если вы и в дальнейшем сохраните это представление или форму поведения?

11. Результат результата

Усиление последствий со временем, показывающее, к какой катастрофе может привести данное поведение.

– Если вы получи этот результат, к чему это вас приведет?
– Когда вы получите первичный результат, это повлечет за собой X; вы этого хотите?

12. Конечный результат

Прослеживание последствий до конца жизни человека и преувеличение их до распространяющихся на всю его оставшуюся жизнь. Провокационный психотерапевтический шаг.

– В конечном итоге это представление приведет к Х и У. Как вам это понравится?
– Оглядываясь па свою жизнь, после того как вы испытаете все последействия этого, что вы будете думать или чувствовать по этому поводу?

13. Модель мира

Фрейм убеждения или поведения как карты, а следовательно – как того, что не является неизбежным.

– Кто научил вас думать или чувствовать таким образом?
– Когда вы размышляете об этом как о ментальной карте, как это изменяет для вас вещи?

14. Фрейм критериев и ценностей

Фрейминг вещами, ценимыми более высоко, чем убеждение и поведение.

– Что вы находите более важным, чем это?
– Какое влияние оказывает на это Х (некая другая ценность)?
– Когда вы сравниваете это с Х (ценностью), что вы об этом думаете?

15. Фрейм всеобщности

Спрашивайте о том, насколько универсально данное убеждение.

– Всегда? По отношению ко всем?
– Вы бы всем это рекомендовали?
– Не было ли в вашей жизни эпизода, когда это было не так?

16. Фрейм необходимости

Спрашивайте о правилах или законах, которые делают данное убеждение «необходимым». Указание на его компульсивную природу.

– Что заставляет вас думать таким образом?
– Что произойдёт, если вы этого не сделаете?
– Вы действительно должны?
– Что было бы, если бы вы не могли этого сделать?
– Что удерживает вас от этой другой вещи?

17. Фрейм идентичности

Фрейм данного убеждения как идентификации, идентичности. Можно спросить, является ли оно таковым?

– Что это говорит о вас как о личности?
– Когда вы думаете или делаете это, как это влияет на вашу идентичность?
– Кем бы вы были, если бы не верили в это?

18. Фрейм всех-других-абстракций

Всеобъемлющая категория для любой другой концепции или фрейма референции, которую можно применить к убеждению. Линии разума с 21 по 26 также относятся к категории «других абстракций».

– Когда вы думаете об А, Б, С по этому поводу, какое влияние это оказывает на вещи?

19. Фрейм экологичности

Спрашивайте о том, насколько полезно в целом и насколько сбалансировано данное убеждение.

– Это служит вам добрую службу?
– Это улучшает вашу жизнь?
– Есть ли в вас что-то, что противится этому?

20. Фрейм метафорами или историями

Рассказ истории, которая может содержать одну или более из предшествующих линий разума, но в форме повествования.

– У меня есть друг, который месяц назад...
• Перенос и приложение референта, о котором повествует история... к убеждению.

21. И/И-фрейминг

Спрашивайте о том, является ли данное убеждение ситуацией «или/или» либо оно может содержать градации серого между полюсами или промежуточные степени.

– Это действительно ситуация «или/или»? Либо черное, либо белое?
– Нет никаких оттенков? Промежуточных степеней? Градаций или промежуточных масштабов?
– Может ли это быть и первое и второе одновременно, но с различных точек зрения?

22. Фрейм псевдослов

Спрашивайте о том, являются ли слова, составляющие убеждение, реальными символами, действительно замещающими нечто существующее.

– Действительно ли за этим словом стоит некий реальный объект или валидная концепция?
– Может ли это быть псевдословом? Просто шумом или опечаткой?

23. Фрейм отрицания

Фрейм, побуждающий к конструированию отрицания, перечеркивающего данное убеждение.

– А что, если бы это не было реальным или этого вообще не было?
– Как вы почувствовали бы себя, если бы это исчезло из вашего ментального фильма? Как это повлияло бы на вещи?

24. Возможность и фрейминг «как если бы»

Использование гипотетического фрейма или фрейма возможности, позволяющего вообразить невообразимое и испытать новое убеждение или концепцию.

– Что, если бы у вас была возможность сделать это?
– Предположим на минутку, просто ради эксперимента, что у вас были бы эти ресурсы для... Вам бы это понравилось?

25. Системный и вероятностный фрейминг

Фрейм в категориях вероятности или других системных факторов, которые могут способствовать и оказывать влияние и по своей природе являются нелинейными и циклическими.

– Какова вероятность того, что это произойдёт? Или что этого не произойдет?
– Какие другие системные факторы или влияния воздействуют на это?
– Это действительно носит линейный характер или в этом есть что-то циклическое или системное?

26. Фрейм решений

Фрейм в категориях выбора и волевого решения, а не в категориях мыслей, желаний, эмоций.

– Итак, вы решили, что дела обстоят таким образом? Это то, чего вы хотите?
– Вы сделаете это? Вы выберете эту линию поведения, которая ни к чему не приводит?

Структура фокусов языка

Фокусы языка можно описать и в виде структуры.

Более подробно об описании фокусов языка в виде структуры в курсе «Фокусы языка".

Критерии «правильного» убеждения

Но почему человек меняет убеждение? Да, мы меняем взгляд на ситуацию – но в одном случае это приводит к изменению убеждения, в других – нет. Так как именно сконструировать работающий фокус языка?
Убеждение, как «правило жизни», должно соответствовать нескольким критериям:

  • истинность;
  • полезность;
  • экологичность.

Соответственно, если мы покажем, что оно эти критерии нарушает или есть убеждения, которые лучше под эти правила подходят – то у человека появится сильная мотивация это убеждение изменить.

Истинность

Истинность предполагает, что убеждение правильно описывает реальность - не противоречит другим убеждениям, подтверждается «фактами». В карте этого человека.

Правда, тут есть одна хитрая штука - убеждения обладают сволочным свойством работать как фильтры восприятия. То есть человек начинает замечать и интерпретировать события в соответствии со своими убеждениями. А если не получается – начинает сам организовывать события так, чтобы они убеждениям соответствовали. Например, если мужчина верит, что все женщины стервы - то он будет себе подбирать именно стерв (чтобы это для него не обозначало). А если они ведут себя недостаточно стервозно – провоцировать их на более стервозное поведение. А если не ведутся – он найдёт способ оценить их поведение как «стервозное».

Наиболее простым, но при этом зачастую одним из наиболее эффективных способов, можно считать поиск исключений из общего правила, описываемого убеждением («Контекст применения»). Например, можно даже не стараться самому, а предложить Клиенту самому найти эти исключение:
- Много денег честно заработать невозможно.
- Знаете ли Вы людей, которые всё-таки честно заработали много денег?
Можно не прямо просить Клиента найти исключение, а спровоцировать его на это.
- Я никому не нужна.
- Зачем тебе меняться – прими себя такой, какая ты есть на самом деле.
Естественно, вариант исключения может предложить и Оператор. Он может прямо обратить внимание на несоответствие убеждения реальности:
- Меня никто не любит.
- Ну почему же – психологи любят таких клиентов.
Сослаться на авторитетное мнение:
- Блондинки – ду-у-уры.
- А по проведённым исследованиям в  блондинки оказались даже умнее курящих шатенок, которые вроде как считаются самыми умными.
Так же он может сообщить о своём опыте, опыте знакомых, научно подтверждённых данных или о том, что "известно, что…". Понятно, что предлагаемый вариант должен попадать в карту Клиента. При чём исключение может касаться только одного из возможных прочтений его убеждения или представлений. Например, для предложенных ниже вариантов раскручивания убеждения "много денег честно заработать невозможно" строятся на неопределённости местоимения "много", а так же неопределённость по людям, месту, времени и т.д.
- Много денег честно заработать невозможно.
- А как же известные артисты или художники – вы считаете что они эти деньги своровали?
Естественно, можно не разукрупнять, а наоборот, укрупнять контекст:
- Много денег честно заработать невозможно.
- Ни в одной стране за все времена ни один человек не заработал денег честно?
Контекст можно сделать откровенно гротескным:
- Я не могу заставить мужчину быть откровенным со мной.
- О, это очень просто! Для этого достаточно его привязать к батарее и первая же иголка, загнанная под его ногти, сделает его максимально откровенным. Так же неплохо работает утюг, поставленный на какое-нибудь нежное место. Поверь, практически сразу  после включения утюга в сеть, мужчина расскажет тебе всё, что ты хотела бы от него услышать. И даже больше.
В этом примере использовано множественность смысла глагола "мочь". Клиент, вероятнее всего, имеет в виду моральную возможность или наличие эффективных поведенческих паттернов, Оператор – физическую возможность. К тому же здесь обыгрываются различные смыслы глагола «заставить».
Можно начать сомневаться в авторе или источнике этого убеждения: «Учёные установили? Какие, британские?» Так же можно оспорить факты, на основе которых сделан вывод: «Ты считаешь, что два примера достаточно?» Или показать, что на основе этих фактов можно сделать другое вывод: «А я бы предположил, что ты просто ещё не встретил подходящую тебе женщину».

Это всё различные варианты «Причины»

Так же можно показать противоречивость убеждения, применив правило к нему самому.
- Все люди лгут.
- Вы нелогичны, так как получается, что вы сейчас солгали.
Ещё один вариант – применить убеждение к самому человеку или близким ему людям.
- Все бабы шлюхи.
- Да как ты смеешь называть свою мать шлюхой!

А это варианты «Применения к себе».

Полезность

Ещё один важный критерий работающего убеждения – полезность. То есть мы предполагаем, что убеждение «не просто так», а выполняет некую полезную функцию, для чего-то служит. И, следовательно, должно быть эффективным для реализации этой функции.
- Я неспособен быть счастливым.
- Если вы действительно хотите быть счастливым, то вам стоит думать о счастье по-другому.
- У меня не получается создать долгосрочные отношения ни с одной женщиной.
- Ну если ты действительно хочешь долгосрочных отношений, наверно стоит как раз думать, что ты на это способен – так получится с большей вероятностью.

На полезность как раз ориентированы фокусы языка, работающие с целью – «Намерение», «Иерархия критериев» и «Другой результат». То есть мы либо показываем не полезность данного убеждения, либо предлагаем более полезное (эффективное, работоспособное).

Можно намекнуть, что использование данного убеждения имеет под собой «аморальное» основание – делается намёк, что человек на самом деле преследует совершенно другие, при этом весьма «нехорошие», цели.
- Семья – это рабство.
- Чтобы так думать, нужно иметь очень извращённое представление о людях.
- Состоявшемуся мужчине должно быть больше сорока лет.
- Ты об этом думаешь при беседе с любым мужчиной, или только если оцениваешь, подходит он тебе в содержатели или нет?
- Замуж можно только один раз и по любви.
- Признайтесь – вы просто боитесь серьёзных отношений и придумываете способ их избежать.
- Без денег невозможно быть счастливым
- Видимо для вас победа - это проигрыш вашего оппонента.
Можно предложить более важную цель (ценность, критерий) Здесь предполагается, что стремление к более важной цели или ценности будет более эффективно (полезно, важно и т.д.).
- Семья – это рабство.
- Может вам лучше подумать о том, как построить близкие отношения, которые давали бы вам свободу?

Экологичность

Это довольно просто – приемлемость последствий использования убеждения. Соответственно, если убеждение неэкологично, или можно предложить более экологичное убеждение.
- Семья – это рабство.
- Пока вы так думаете, никаких других отношений вы построить и не сможете.
- Меня никто не любит.
- Это хорошее убеждения для избегания отношений.
- Трудно найти хорошую работу.
- Думая так, ты действительно никогда не сможешь найти достойную работу.
Но можно фокусироваться и на хороших последствиях или на отсутствии плохих. Это хорошо подходит к убеждениям с «должен», «обязан», «вынужден» и «не могу»:

Практически, это паттерн метамодели «причина-следствие».

- Я должен много работать?
- Что произойдёт, если ты будешь работать чуть меньше?
Ещё мы можем показать Клиенту, что данное утверждение конфликтует с другими ценностями, убеждениями или моральными принципами.
- У меня не хватает времени на семью.
- Ну тут что-либо одно – либо карьера, либо семья.

Способы воздействия

С тем, что нужно получить в результате раскручивания убеждения, вроде как разобрались. А что именно делать? Есть основные способы обработки информации: укрупнение, разукрупнение, аналогия и оценка из метапозиции.

Укрупнение

Укрупнение, как понятно из названия, предполагает увеличение. При этом укрупнять можно двумя способами: перейти к более общей категории или расширить диапазон. Переход от «мальчика» к «людям» – это как раз переход от меньшей категории к большей (объединение, индукция): трамвай – транспорт, стул – мебель, собаки - животные. А вот если мы что-то делаем больше, шире, выше, большего количества, массивнее и протяжённее – это увеличение диапазона (расширение): два человека – много человек, один метр провода – километр провода, пять килограмм – тонна.
Если мы меняем убеждение, то нам нужно либо увеличить контекст – по времени, людям, размеру, - или увеличить какую-то часть убеждения.
- Только тяжелый труд может привести к успеху.
- То есть абсолютно все успешные люди тяжело трудились?
- Жена должна слушаться мужа.
- Тебя возбуждают безвольные женщины?
Или перейти к ценности более высокого уровня:
- Любовь делает людей зависимыми.
- Может лучше подумать о том, как не остаться в одиночестве?
Можно перейти на более высокий нейро-логический уровень - например от уровня способности на уровень личностного своеобразия, от уровня личностного своеобразия – на уровень миссии и т.д.
- Я не умею говорить красиво.
- То есть вы - человек, который не умеет разговаривать?
- Я – неудачник.
- Твоя цель в жизни – потерпеть неудачу где только можно?

Разукрупнение

При разукрупнении мы поступаем наоборот – сужаем, укорачиваем, уточняем и уменьшаем количество, - при работе с диапазоном (сужение). И переходим к включённой категории при работе с категориями (разделение, дедукция)
- Успех – это удача.
- Да, если ты можешь сделать хоть что-то – это большая удача!
Логический уровень можно не только повышать, но и понижать:
- Успех – это удача.
- Да. Если способен сделать хоть что-то – это большая удача!

Аналогия

Аналогия – сдвиг "по горизонтали", искажение. Например, можно переместить всё в другое время или место, применить убеждение к другим людям (абдукция).
- Не на что надеяться.
- Если бы так думал Робинзон Крузо, он бы не дождался спасения.
Сюда так же относятся ассоциации и метафоры и т.д.
- В трудные времена нужно себе во всём отказывать.
- Это всё равно что во время шторма предложить матросам расслабиться и не обращать внимание на ситуацию.
Точно так же, можно поискать аналогичную категорию в другой иерархии (традукция):
- Семья – это рабство!
- Когда люди объединяются ради достижения общей цели, они подчиняются определённым правилам. Но вы же не скажете, что альпинисты в связке, идущие к вершине – это рабы?

Мета

Выход на новый уровень или выход за пределы. Например, убеждение об убеждении:
- Семья – это рабство.
- Шикарное ограничивающее убеждение!
Или выяснение внутреннего представления:
- Как именно ты внутри себя представляешь это утверждение?
Анализ структуры убеждения:
- Её непоследовательность раздражает меня
- Каким образом её поведение влияет на ваши чувства?

Фокусы языка и SCORE

Посмотрев внимательно, можно заметить, что все фокусы языка можно вполне удачно описать как применение способов действия к точкам SCORE.

Причины

История образования убеждения. Исследуем факты, правила вывода на основе этих фактов, автора вывода (если это сделал не сам Клиент) и источник, из которого была почёрпнута сия мудрость.

Убеждение

Само убеждение, как целиком, так и по частям.

Контекст

Контекст применения убеждения.

Цель

Для какой цели это убеждение используется и что получается в результате использования.

Эффекты

Последствия использования убеждения.

При этом четыре фокуса  языка – «объединение», «разделение», «аналогия», «метафрейм», - как раз описывают как делать. Остальные, по-видимому, должны больше фокусироваться на том, к чему эти применить или что нужно получить в результате воздействия.
«Переопределение» - это аналогия, применённая к одному из слов в убеждении.
«Модель мира» - предлагается более «правильное» убеждение, со ссылкой на весомое мнение: «А вот психологи считают, что...». То есть это аналогия, применённая ко всему убеждению.
«Применение к себе» - применяем структуру убеждения к самому себе. То есть это метапозиция по отношению к убеждению.
«Другой результат» - аналогия, применённая к цели.
«Последствия» - любой способ действия, применённый к эффектам.
И так далее.
Получается вот такая схема.

Соответствие паттернам

Понятно, что соответствие приблизительное, так как способы конструирования отличаются.

 

Структура

В результате мы получаем схему, в которой все паттерны фокусов языка получаются воздействием укрупнения, разукрупнения, аналогии и метапозиции на элементы опыта: причины, убеждение, контекст, цель и эффекты. И хотя формально их получается теперь 20, запомнить намного проще: четыре действия и пять точек «приложения силы». Плюс ещё три цели воздействия, но они связаны с точками SCORE: при воздействии на причины, убеждение и контекст нам нужно показать, что убеждение не истинно или предложить более правильное убеждение, при воздействии на цель показать, что убеждение не эффективно или предложит более эффективное убеждение, а при работе с эффектами постращать плохими последствиями (или наоборот хорошими – для ограничивающих убеждений) или предложить более экологичное убеждение.

В таблице пример конструирования фокусов языка для раскручивания убеждения "Любые отношения заканчиваются враждой".

Аналоговое маркирование фокусов языка

В данном случае аналоговое маркирование служит для иллюстрации процесса, что облегчает человеку понять, что ему нужно сделать. 

Области воздействия

Области воздействия – это точки на линии времени. Соответственно, в зависимости от того, с чем мы работаем – прошлым, настоящим или будущим – мы это и маркируем. В идеале лучше заранее откалибровать, как именно идёт линия времени у человека и использовать соответствующую маркировку. Но можно просто использовать наиболее распространённые варианты – большинство их вполне успешно понимает. Либо просто заранее "промаркировать" пространство - вот здесь прошлое, здесь настоящее, здесь будущее - люди существа гибкие и неплох обучаются.

Всё описанное ниже для областей воздействия вполне годится для аналогового маркирования при работе со SCORE.

Прошлое

Прошлое у большинства людей слева сзади. Соответственно при использовании фокуса языка нацеленного на прошлое, мы можем указать большим пальцем левой руки назад. Либо всей рукой. Можно даже с поворотом корпуса. Короче – маркируем образ за спиной слева.

Настоящее

Настоящее практически у всех прямо перед ними, так что туда и маркируем. Единственно для усиления, когда работаем с убеждением можно просто прямо указывать пальцем, а когда работаем с контекстом делать круговые движения. Но это уже изыски.

Будущее

Будущее у большинства справа вверху. Но цель можно показать как ближнюю точку, а при маркировании последствия сделать «перепрыгивающее» движение.

При этом желательно цель отмаркировать.

Способы воздействия

Здесь тоже всё довольно просто.

Укрупнение

При укрупнении мы расширяем и увеличиваем. Это можно изобразить плавным разведением ладоней в стороны или расширяющим движением пальцами. Головой или пальцем отмаркировать точку сверху. Можно сделать поднимающее движение ладонью.

Голос при этом стоит сделать более напряжённым.

Для особо изысканных: если увеличиваем диапазон – то делаем расширяющие движения в горизонтальной плоскости, если демонстрируем повышение важности – то в вертикальной.

Разукрупнение

Обратный процесс – сжимаем ладони или пальцы. Если демонстрируем понижение важности – можно сделать опускающее движение ладонью вниз.

Голос, если уменьшаем важность, делаем более спокойным.

Аналогия

Горизонтальный перенос – можно одной ладонью, можно сразу двумя руками.

Голос не меняем.

Мета

Немного отстраняемся телом от «настоящего» и делаем «накрывающее» движение расслабленной ладонью. Можно с вытянутым указательным пальцем.

Голос спокойный, неэмоциональный.

Использование

Выбрать что-то одно, что вам кажется более важным подчеркнуть – точку на линии времени или способ воздействия.

Совместить: отмаркировать будущее с одновременным расширением ладоней или отмаркировать прошлое, одновременно сжимая пальцы. Можно показать разными способами: время - рукой, изменение размера - напряжением голоса.

Сделать последовательно: сначала отмаркировать область воздействия, а потом способ. Или наоборот.

- Я не могу похудеть, потому что я слабохарактерный.
- Тебе наверно все [укрупнение] бабушки с дедушками с детства [прошлое] говорили, что ты слабохарактерный. Чтобы ты оставался таким милым поросёночком. 

- Люди завистливы.
- Намного интереснее [будущее + повышение] стать человеком, которому действительно завидуют, чем просто [настоящее + понижение]  тихо ненавидеть окружающих.

- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Как именно [мета на настоящее] наличие у человека машины вызывает уважение?

 

По теме

Курсы: Фокусы языка

Мои книги:: Структура фокусов языка

Схема:: Соответствие паттернов и структурного описания фокусов языка

Схема:: Фокусы языка и метапрограммы

Вебинар:: Фокусы языка: новый взгляд

Статья:: Фокусы языка: новый взгляд

Статья:: Фокусы языка: как быстро изменить убеждение

Роберт Дилтс «Фокусы языка»

Майкл Холл, Боб Боденхамер  «Полный курс НЛП»

Майкл Холл, Боб Боденхамер «Высшая магия НЛП»