Просмотров: 14376

При моделировании мы собираем очень большое количество информации - как задавая вопросы, так и наблюдая и ассоциируясь с носителем мастерства. И нужна какая-то модель, которая поможет структурировать эту информацию. Вот довольно удобная схема моделирования, которая не только позволяет разбить получаемую информацию на группы, но и содержит вопросы, на которые нужно ответить.

В НЛП используют разные модели субъективного мира человека. Здесь я рекомендую использовать модель: Цели - Состояния - Правила - Действия - Оценки.
Цели: - К чему я стремлюсь? Зачем?
Состояния: - Каково моё состояние?
Правила: - Каковы мои правила?
Действия: - Каким способом достигать цели? Как? 
Оценки: - Как я отношусь к …?  

Схема

 

Схема моделирования

 

 

Описание

Цели – представлении о том, к чему мы идём, чего хотим достичь или что хотим реализовать. Ценности, сущностные состояния (как ценности), миссии, намерения, вторичные выгоды.

Цели обычно воспринимаются как нечто отдельное от нас, как что-то не принадлежащее нам, но что мы хотим иметь или достигнуть. Цели – это то, к чему мы двигаемся и ради чего мы двигаемся.

Состояния – набор «настроек» системы (человека), которые определяют как именно будут происходить остальные процессы. В каком-то смысле это «чемодан, в котором хранится всё остальное». Сюда будут относиться и вариации на тему «Я-образа», вроде идентичностей или ролей. Физиологические состояния (сон, транс), характеристики внутреннего состояния (ритм, дыхание, тонус мышц, движения, голос), идентичности, части, роли, характеристики фокуса внимания, поддерживающие эмоции.

Состояние воспринимается нами как нечто мало меняющееся со временем, общий фон для наших действий и мышления. Это как настройка телевизора на определённый канал – по нему идут определённые передачи, музыка или фильмы, даются оценки, которые, в определённом смысле, этим каналом задаются. Состояние – это то, в чём можно быть, что-то достаточно сенсорно переживаемое.

Правила – какими правилами мы пользуемся при достижении цели. Убеждения, принципы, мета-программы.

Как мы устанавливаем границы для действия, общие принципы, на основе которых мы выбираем способы достижения цели.

Убеждения – это обобщения о мире и себе, соответственно они могут касаться самых разных частей нашего опыта. Убеждения о причине задают правила достижения цели: «Для успеха нужно много работать», но убеждения о критериях скорее связаны с оценкой: «Ты успешен, если у тебя много поклонников», а убеждения об отношении могут определять цели: «Успех – это важно», а убеждения об идентичности задают состояние: «Я – успешный человек». Так что при желании их можно разнести и по разным типам.

Действия – какими способами мы достигаем целей. Внутренние стратегии, способности, внешнее поведение.

Что мы делаем, внутри и снаружи, для достижения целей. Наши мыслительные процессы, внешнее поведение, планирование этих самых действий. Действия позволяют нам воздействовать на себя и окружающий мир – общаться, читать, чинить мотоцикл, покупать еду, менять поведение.

Оценки – оценка правильности движения, цели или состояния. Критерии, мета-состояния, оценочные состояния (эмоции, чувства, настроения), субмодальности.

Оценки находятся на мета-уровне по отношению к остальным четырём типам, они позволяют контролировать и управлять ими. Если человек хочет «любви» [цель], но считает себя не достойным её [оценка], то скорее всего он будет запрещать себе любые действия по достижению этой цели. Оценки порождают мотивацию к действию, необходимы для того, чтобы сделать выбор, задать цель или выбрать действие.

Вопросы

Соответственно, при моделировании нужно ответить на пять групп вопросов. Или разбить полученную информацию по этим пяти группам.

Здесь вопросы даны в варианте для явного моделирования, для неявного нужно заменить «ты/вы» на «он», при самомоделировании «ты» на «я».

Цель

Здесь мы выясняем, что человек хочет получить в результате процесса.

- Чего ты хочешь достигнуть?

- К чему ты стремишься?

- Какова цель действия? [для микростратегий]

- Каков глобальный смысл этого поведения? [для макростратегий]

Состояние

В каком состоянии нужно находиться для достижения цели.

- В каком состоянии ты находишься?

- Что ты чувствуешь?

- Какие эмоции испытываешь?

- Какую роль играешь? [для макростратегий]

- Какова твоя идентичность? [для макростратегий]

Правила

Каковы правила при достижении цели.

- Во что ты веришь?

- Какие основные правила?

- Какие основные принципы?

- Какие мета-программы?

- Что ты будешь и что не будешь делать для достижения цели? [для макростратегий]

Действия

Что именно человек делает.

- Что именно ты делаешь?

- Какие шаги этого действия?

- Какова твоя стратегия?

Оценка

Как происходит оценка успешности и что делать, если что-то не получается.

- Как ты оцениваешь успешность действия?

- Какие критерии оценки?

- Какие эмоции испытываешь в случае успеха?

- Какие эмоции испытываешь в случае неуспеха?

- Что ты делаешь, если получается?

- Что ты делаешь, если не получается?