Упражнения по НЛП НЛП в картинках

На очередном тренинге «Работа с аудиторией», после упражнения по постановке жестов, меня спросили, есть ли список, какие жесты что обозначают. Я подумал и сказал, что напишу по этому поводу статью. Правда, что конкретно какой жест обозначает, я писать не стал. Во-первых, это просто невозможно, так как смысл жеста, вернее даже невербального сообщения, будет зависеть от кучи вещей – контекста, слов, мимики, голоса, позы т.д. и т.п. Во-вторых, чуть меняется напряжение мышц, скорость движения, направление – и значение самого жеста становится другим. Так что здесь я буду писать скорее о принципах и правилах «конструирования» смысла жеста.

Как понять смысл жеста

Так как жесты являются языком общения – мы их вполне понимаем. Только интуитивно. Так что самый простой способ понять значение жеста – это вывести его на осознание. Только не надо логических выкладок – руки за спиной, значит что-то скрывает, открытые ладони обозначают честность, и прочую чушь, - ориентируйтесь на внутреннее понимание. Вот такое вот сложное задание. Первая и самая простая тренировка – наблюдать за другими людьми и стараться понять, что это жест обозначает для вас.

Зачем нужны жесты во время выступления

Действительно, а зачем все эти сложности с жестами, голосом и мимикой, если можно просто рассказать. Словами. Без этих ваших штук.
Можно. Рассказать. Только вряд ли это будет услышано. Ну то есть кто-то что-то услышит. Если не заснёт. Людям как-то нравится невербалика, особенно во время выступления. Без неё им становится скучно, непонятно и вообще не завлекает. Ну а так как жесты одно из основных «выразительных средств», то про них разговор в первую очередь.
Итак, что дают жесты во время выступления.
Первое – они позволяют сделать выступление более эмоционально окрашенным, задать оценки словам. А то ведь слушателю не понятно, что более важно, что менее, а вот это вообще юмор.
Второе – жесты позволяют лучше понять содержимое. Знаете, как картинки в книжке. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это пословица, кто не помнит.
Третье – при помощи жестов можно «адресовать» информацию, сообщить к кому конкретно она относится. Вот это для поваров, а это для сталеваров.
Четвёртое – жесты помогают структурировать информацию. Разложить по полочкам.
Как это конкретно сделать – дальше. Но в начале немного теории.
 
Последние два пункта относятся к маркированию, эту часть статьи я допишу попозже.

Немного теории

Жесты – слова

Я тут выше писал, что жесты нельзя воспринимать, как слова. Слишком обобщил, каюсь. Такие жесты есть.
 
Они такие, «договорные» - договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» - молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.
А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.
 

Оксана Фёдорова: - Это вот так меня достало.

Кинестетические и визуальные жесты

Условно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические. Визуальные жесты указующие – говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Или показывает на реального человека или предмет: - Эта машина выглядит отлично.
 

Плакаты с кинестетическим и визуальным жестом.
 
Кинестетические жесты передают состояние, напряжение, показывают конкретное действие.
Так как визуальные жесты задают направление, при их помощи, в основном, обозначается положение образа. А вот передаваемое состояние – интересно, приятно, грустно, восхитительно, – передаётся другими невербальными средствами – напряжением мышц, голосом, мимикой.
Есть всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи «чисто» визуальных жестов, например важность. Обычно чем выше образ – тем он важнее. А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность скорее передаётся уровнем тонуса мышц – ладони, руки.
 

Фидель Кастро и Саакашвили – оба говорят о важном, но у первого жест более визуальный, важное где-то вверху, а второй важность передаёт только напряжением мышц и мимикой.
 
При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится – если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше – для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.
 

Ленин и Сталин. Оба говорят о большой и важной цели, но за счёт разного мышечного тонуса восприятие этого «важного» довольно сильно отличается.
 
Так что наверно более правильно стоит говорить о «визуальной» и «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» - о кинестетических. Это просто удобство описания.

Я, ты, информация

Жестами можно показать не только оценку – важно, интересно, плохо, - но и к кому эта оценка относится. Удобно эти сообщения поделить на три группы – о себе, слушателях и информации. Вот это тот самый пример, когда при помощи жестов мы указываем, к кому относится информация.
- Я важен.
- Вы важны.
- Это (информация) важно.
Так как мы указываем, жесты получаются визуальные.
 
 

Я, ты, информация.

Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличные – оценку показал, а к чему кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.

Иллюстраторы и манипуляторы

Пол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений – иллюстраторы и манипуляторы. Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить – шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле – кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.
 
 
Манипуляторы совсем не обязательно сообщают о лжи – они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение – неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение – это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору нельзя.
 

Анжелина Джоли: - Ты меня заводишь, но я пытаюсь себя контролировать.
 

Мила Йовович: - Я волнуюсь.
 
Другое дело, что когда во время выступления оратор начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце, залом это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Так что настоятельная рекомендация следить за своими руками.
Но при этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства – например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.
 

Семён Фарада: - Надо подумать.
 

Леонид Парфёнов: - Ну и вопрос!

Жесты для понимания

Жестами можно не давать новой информации, но «проиллюстрировать» то, что вы говорите. Это усиливает впечатление и помогает лучше понять говорящего. А то может у слушателя со слухом плохо, или привык к телевиденью – без картинок текст воспринимается плохо.
- Я думаю, - и показать на место, которым думаете.
- Он был вот такого роста, - и показать рукой, какого он был роста.
- Когда вы слышите, - и жест на ухо.
 
Никита Михалков: - Я думаю…
 
Уго Чавес: - Я наблюдаю за тобой…
 
Михаил Задорнов: - Вот такого вот роста…
 
Размышление – покачивание расслабленной ладонью в области виска.
Александр Филиппенко: - Думая об этом…
 
Последовательность – вращательные движения кистями.
 

Ксения Собчак: - Я делала несколько важных дел…

Оценка

Тут достаточно однозначно описать не получится – значение жеста будет зависеть от выражения лица, голоса, наклона туловища, направления взгляда и т.д. Так что все варианты ниже нужно читать как: возможно, скорее всего.
Как я и обещал, я буду описывать основные принципы. В этой группе находятся оценочные жесты. А у оценки будет несколько основных параметров, которые и передаются разными элементами жестов (а так же мимики, голоса и поз). Основные характеристики оценки:
  • Уровень важности. Невербально передаётся уровнем эмоционального возбуждения (уровнем адреналина).
  • Знак. Его довольно сложно передать жестами, так что обычно передаётся мимикой и голосом.
  • Уверенность - сомнение. Степень уверенности в том, о чём говоришь.

Уровень важности

Визуально – чем важнее, тем выше и шире. Кинестетически передаётся степенью напряжением мышц, скоростью и резкостью движений.
 
Визуальные варианты.
 
Кинестетические.
 
Визуально-кинестетические.
 
Интенсивность переживания так же можно показать через метафору его «размера» - как если бы оценка была предметом.
 
Никита Михалков: - Совсем слабо.
 
Марк Захаров: - Немного.
 
Стив Баллмер: - Это сильное чувство!
 
Кинестетически важность показывается через «весомость» – чем тяжелее предмет, тем более сильное чувство. Часто рукой даже покачивают, как будто взвешивают чувство.
 
Рената Литвинова: - Это довольно весомо.

Уверенность – сомнение

Еще одна важная характеристики оценки – уровень уверенности, или сомнения, как кому больше нравится.
Визуально сильное сомнение передаётся пожиманием плеч, покачивающими движениями кистей рук. Уверенность – четкими направленными движениями.
 
Фидель Кастро: - Мы однозначно не согласны.
 
Михаил Жванецкий: - Непонятная штука.

Искренность

К уверенности близка демонстрация искренности: - Я верю в то, что говорю. Само-собой, при этом должна быть соответствующая мимика и «искренний» голос, а то может получиться что-то совершенно другое.
 
Можно – ладонью или ладонями в области сердца.
 
Либо наоборот, движения расслабленных ладоней от себя: - От души говорю.
 
Ещё один вариант – расслабленные раскрытые ладони в сторону слушателя или расслабленные кисти в свою сторону. Только плечи поднимать не надо, а то получится: «Я не виноват. Честно – честно».
 
Алина Кабаева: - Я? Да никогда!

Согласие – не согласие
Согласие передаётся обычно согласным киванием головы, а так же мимикой и голосом. Для отрицания есть специальные жесты. Например, отодвигающий жест ладонь. Ещё головой можно отрицательно помотать.
 
Плакат: - Скажи «нет» алкоголю.
 
Юлия Тимошенко: - Нет, стойте!