Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Метафорой может быть:
1. Прямая аналогия.
2. История.
3. Личный опыт.
4. Притча.
5. Анекдот.
6. Пословица, поговорка.
7. Легенда.
8. Тост
9. Сказка.
10. ...

В принципе, чаще всего типы метафор отличаются только способом рассказа и окружающим антуражем. Притчи рассказываются нараспев и с метасообщением, что это очень важно. Анекдоты быстро и весело. Легенды требуют сообщения о древности и длинного и пространного изложения.
При некотором терпении и сноровки один вид метафоры легко перевести в другой. Если я хочу рассказать притчу, я рассказываю нараспев и главное действующее лицо Ходжа Насреддин или Буддийский Мастер, если я хочу рассказать анекдот, то это будет быстрая история про Петьку с Василием Ивановичем, или Штирлица, или Нового Русского. Легенда будет повествовать о героях и мудрецах прошлого. Пословица обычно просто напоминает о каком-то опыте. И т.д.
Помните старую историю о черепахах?

История

В начале века жил в Америке один ученый, назовем его Джеймс. И он ездил по стране и читал научно-популярные лекции про достижения науки. Однажды он приехал в маленький городок, где большинство населения было фермерами. И вот Джеймс вышел на сцену и начал свою лекцию. Он опасался, что его лекцию могут не понять, но зал слушал достаточно спокойно. Только в первом ряду сидела маленькая сухонькая старушка, которая постоянно хихикала. Джеймс в ответ усиливал свое красноречие, но она продолжала хихикать...
Но вот лекция закончилась, все пошли к выходу, а старушка из первого ряда подошла к Джеймсу и ехидно спросила:
- Мистер Джеймс, так на чем же, по вашему, держится Земля?
Ошарашенный Джеймс сразу начал вспоминать закон Кеплера, но так как он был мудрым человеком, то просто спросил:
- А как вы сами думаете, мэм?
- Земля держится на большой черепахе!
- А черепаха-то на чем держится????!!!
- Вы меня не запутаете! Там черепахи до самого низа!

Анекдот

Напились как-то Петька с Василием Ивановичем. Хочется с кем-нибудь поговорить. Пошли искать Фурманова. Подходят. Петька спрашивает:
- Скажи, Фурманов, а на чем земля держится?
- Да как тебе сказать Петька. Вобщем, ни на чем. Сама летает.
- Не,- говорит Василий Иванович,- она лежит на черепахе.
- А черепаха на чем: - изумляется Фурманов.
- А они там до самого низу.

Пословица

Черепахи, на которых держится земля, до самого низу.

Притча. 

Задумался как-то один Крестьянин о том, на чем держится Земля. Размышлял он над этим день и ночь и отправился к Ходже Насреддину. Пришел он к нему и сказал:
- О, Ходжа. Ты прочитал множество книг, твоя голова седа и о твоей мудрости ходят легенды. Ответь мне на вопрос: на чем держится Земля, почему она не падает в бездну?
Ходжа задумался, и чтобы выиграть время, сам задал вопрос старику:
- А как ты сам думаешь, на чем держится Земля?
- По моему разумению, на гигантской черепахе.
- А черепаха то на чем, - изумился Ходжа.
- Я так думаю господин, они там до самого низу.

Легенда

Это было так давно, что даже память о тех странах стерлась из людской памяти, кости тех героев истлели а города превратились в развалины, которые занесло песком. Но сохранилась легенда, которая передавалась из уст в уста, и хотя прошло множество лет, правда содержащаяся в ней не стерлась о время.
Жил в одной древней стране юноша, сын богатого купца. И пока остальные дети развлекались, бегали и крали яблоки в соседних садах, он изучал мудрые книги, пытаясь постичь окружающий мир. И вот однажды его стал мучить один вопрос:
- На чем держится земля? Яблоко держится за дерево, дерево растет из земли, а на чем держится сама земля?
И он спрашивал об этом Учителей и Мудрецов, Священников и Старцев, читал мудрые книги написанные так давно, что мы даже не можем себе представить, но нигде не мог найти ответа. Он истратил кучу денег, перестал пить и есть, и его мать плакала по ночам, а отец поседел раньше времени. И вот однажды, когда в их город пришел странствующий дервиш, юноша обратился со своим вопросом к нему.
- Я сам не могу ответить на твой вопрос. Но на востоке лежит страна, в которой живет мудрец. Он так мудр, что даже звери приходят спросить у него совета, и он отвечает им на их языке.
Загорелся юноша, взял у отца последние деньги и снарядил караван. Долго шли они через пустыни, пересекали бурные реки, отбивались от разбойников и воров. И вот наконец они пришли к горе, на которой в хижине жил Мудрец. Юноша пришел к нему с горой самых замечательных шелков, золотых блюд украшенных драгоценными камнями, мешками монет и положив все это перед ним, спросил:
- О, мудрейший. Я шел сюда сотни дней и претерпел множество опасностей и трудностей. Я принес тебе богатые дары. Ты - моя последняя надежда. Я знаю, что твоя мудрость так велика, что ты знаешь все на свете. Ответь мне: на чем держится земля.
Мудрец прервал молитву, открыл глаза и, посмотрев на юношу, сказал:
- Она стоит на громадной черепахе.
- А на что опирается та черепаха? - с почтительностью спросил юноша.
- Они там до самого низу, - с улыбкой ответил Мудрец.

Здесь задача метафоры обыграть фразу "черепахи до самого низу" так, чтобы она запомнилась и к ней можно было обращаться. Это гораздо быстрее и симпатичнее, чем подробно рассказывать о различных уровнях обобщения, о структуре представления информации и т.п. Метафора позволяет обратиться к опыту человека и строить новое понимание на его основе, предоставляя только форму, которую каждый человек сможет заполнить собственным содержанием. Метафора более обращена к правому полушарию и позволяет создать красочную яркую картинку, которая скорее всего запомнится гораздо лучше, чем просто сухое объяснение. И будет доступна бессознательному.

И объясняющие метафоры можно использовать и как главный инструмент обучения, так и как мощную вспомогательную систему.

Самый простой вариант - это прямая аналогия.

Трактор - это просто очень мощный автомобиль.
Жираф - это лошадь во-о-о-от с такой шеей. И еще с рогами.

Многозначность.

У Метафор есть одно замечательное свойство: они многозначны. В зависимости от контекста они будут вызывать самые разные переживания и ассоциации, наполняться отдельным смыслом.

Анекдот по случаю.

 

Позвал как-то отец-грузин сына-грузина. А сын такой 2-х метровый кахетинец, амбал. Вот, говорит отец:
- Гоги, я сейчас научу тебя мудрости. Возьми одну хворостину и сломай ее.
Тот взял, сломал.
- А теперь, - говорит отец, - возьми десять хворостин.
Сын взял, сломал.
- Вот, - говорит отец, - а теперь сломай вязанку хвороста!
Гоги раз об колено и сломал.
- Вах, Гоги, - говорит отец, - дураком ты родился, дураком и помрешь!

Я очень люблю эту метафору в контексте демонстрации какой-то техники или упражнения. Вы должны ее сделать так (или предложить такое упражнение) чтобы с очень высокой вероятностью получить желаемое, иначе результат может получиться совершенно противоположный.

Если кто-то не торопится присоединится к какой-нибудь совместной работе, то его можно поторопить таким анекдотом:

Жена - мужу: - Дорогой, давай займемся сексом...
Муж:- Иди начинай, я сейчас подойду.

А это об относительности высказываний.

Встречаются два приятеля:
- Я слышал, ты развелся?
- Да...
- А в чем дело, ты ж говорил, что она красавица, ноги от ушей растут?
- Да, а ты видел, где у нее уши???

В свои 20 лет он знал 9 операционных систем. И ни одной женщины...

 ...Я стал вегетарианцем не потому, что люблю животных. Я ненавижу растения...

Одна жена советует другой:
- Не переживай, что твой муж волочится за каждой юбкой.
Мой пес гоняется за каждой автомашиной, но если он ее
догоняет, то все равно не знает, что с ней делать!

 Старая дева, причем сексуально озабоченная, каждый вечер, отходя ко сну, смотрела себе под кровать - не забрался ли туда какой-нибудь мужик... Прошло десять лет... и она купила себе еще одну кровать... чтобы ее шансы возросли в два раза.

Если кто-то очень хочет, чтобы за него решили его проблемы, или хочет, чтобы психолог объяснил, отчего у него "чешется правая пятка" можно рассказать этот анекдот.
Так же, на мой взгляд, он хорошо подходит к случаю, когда кто-то пытается навесить на вас свои проблемы. Можно использовать в контексте "у каждого своя карта".
Так же еще одна область - намерение и контекст "все, что с вами происходит зачем-то вам нужно".

Молодая женщина спит и видит сон:
Она идет ночью по темному переулку и вдруг слышит за собой шаги. Оборачивается и обнаруживает что за ней идет громадный негр. Она ускоряет шаг. Он тоже. Она еще быстрее. И он не отстает. Она бежит! И сзади шаги побежали... Она забегает в тупик. Негр ее хватает, разворачивает... Женщина кричит:
- Что вы будете делать?
- Не знаю, мадам, ведь это ваш сон...

Этот анекдот может подойти в контексте стереотипности поведения людей, стабильности жизни:

В жизни каждой женщины бывают три периода: в первом она действует на нервы отцу, во втором - мужу, а в третьем - зятю.

Ответственность за поступки, оценка последствий, экология.

Теща (зятю):
- Вы говорите, я вам в тягость... Да кто же меня тещей сделал, как не вы?!

О том, что нужно сделать хоть какие-то конкретные шаги к намеченной цели:

Пожилой еврей всю жизнь молился Богу, вымаливая себе выигрыш в лотерею. Каждый день он исправно возносил молитву с этой просьбой, пока, наконец однажды небеса не разверзлись и раздался голос:
- Купи ты хотя бы один лотерейный билет!

О личном опыте и доверии

На одном из перекрестков Одессы скопилось много народу.
- Почему собралось столько людей? - спрашивает прохожий, - что случилось?
- Ничего, но каждый хочет убедиться в этом лично.

А это об отсутствии личного опыта...

Встречаются два еврея.
- Слышал "Битлз", не понравилось. Картавят, фальшивят, что только в них находят?
- А где ты их слушал?
- Мне Мойша напел.

Техасец рассказывает о размерах своего ранчо:
- У меня уходит два дня, чтобы проехать из конца в конец на
машине.
- Раньше у меня тоже была дрянная машина, - сочувственно говорит
ему собеседник.

Мнительность и самовнушение:

Встречаются два соседа.
- Весь день, - говорит один, - моря жена жалуется на неврастению,
невралгию, неврит...
- Как вы это объясняете?
- Очень просто. Ей на рынке завернули кусок сала в лист
медицинской энциклопедии на букву Н.

О Рефрейминге контекста

- Папочка, кто такой массажист?
- Массажист. Это человек, который получает от женщин деньги за
то, за что другие мужчины получают по физиономии.

Ну и анекдоты просто так...

- Почему ты так горько плачешь? - спрашивает женщина мальчика.
Между всхлипами мальчик говорит:
- Потому что я иначе не могу.

Кюре спрашивает у шестилетнего мальчика.
- Кто все видит, кто все слышит кто все знает?
- Соседка, - отвечает мальчик.

Мать с дочерью стоят перед статуей Венеры Милосской:
- Вот видишь, - говорит мама, - так бывает с каждой девочкой,
которая грызет ногти.