"Диссоциированное" состояние обычно определяется как состояние "отделенности от "или" неассоциированности" в конкретный опыт. В НЛП "ассоциированное" состояние относится к испытыванию ситуации или события так, как будто вы проживаете то, что происходит, так, что вы видите все своими глазами, чувствуя свое тело и эмоции, слыша своими ушами, ощущая запахи и вкус, которые были в то время. "Диссоциированный" опыт включает наблюдение за собой с точки зрения стороннего наблюдателя, как будто вы наблюдаете за своим поведением, сидя перед экраном кино или видео.
Роберт Дилтс. Джудит Делозье. «Эволюция позиций восприятия»

 

Ассоциация и диссоциация

Наше восприятие мира – довольно сложный процесс. Например, вы смотрите на стул и «знаете» что у него четыре ножки, хотя видите только две. Мозг, опираясь на сенсорную информацию, достраивает на основе предыдущего опыта наше представление о предмете. На 99% наше восприятие – работа мозга.

Но фокус со знанием о невидимых ножках стула – это не самое интересное. Например, мы можем воспринимать ситуацию являясь участником, «своими глазами», а можем наблюдать за ней «со стороны». Первый вариант восприятия называется ассоциированным, второй – диссоциированным. И во многих случаях такие различия в восприятии могут быть весьма существенными.

Ассоциация: вижу ситуацию своими глазами.


Диссоциация: вижу себя со стороны


Диссоциированно видеть себя можно совершенно по-разному: из-за уха, сверху, сзади, справа, слева…

При ассоциированном восприятии мы участвуем в ситуации, переживаем её изнутри. При диссоциированном восприятии – оцениваем происходящее в ситуации как посторонний наблюдатель. Различия: играть в футбол, чувствовать волнение, напряжение в мышцах, ветер на лице или смотреть кино про то, как играл в футбол, оценивать игру как зритель. В первом случае (ассоциация) мы в том числе получаем доступ к внутренним (напряжение мышц, напряжение в груди), тактильным (ветер на лице) и метаощущениям (восторг, злость, раздражение, счастье). Во втором случае (диссоциация) – только к метаощущениям, при чём эти ощущения сообщают об оценке «моего поведения в ситуации»: нравится – не нравится, хорошо – плохо, раздражает, восторгает и т.д.

Диссоциация позволяет «отключиться» от ситуации, оценить её относительно спокойно. Ассоциация же позволяет «быть в ситуации».

Например, в большинстве случаев, диссоциация от неприятных ситуаций позволяет резко снизить интенсивность переживаний. Но диссоциация от приятных ситуаций – это эффективный способ сделать свою жизнь «серой».

У меня была одна клиентка, которая была диссоциирована во время секса. Описывала она это приблизительно так: - Я вижу двух людей занимающихся сексом. Ну а я тут при чём?

- Когда может быть полезна диссоциация, а когда ассоциация?

Диссоциация даёт вам возможность более отстранённого восприятия ситуации, что может быть полезным при восприятии неприятных ситуаций или если вам нужно более взвешенно воспринимать ситуацию с большой эмоциональной вовлечённостью. Например: воспоминания о сложном разговоре с начальником, падение с велосипеда. К тому же диссоциация может быть полезна, когда нам нужно оценить своё поведение или внешность. Например, при выборе одежды. Или в бальных танцах.

Ассоциация же позволяет получить доступ к эмоциям внутри ситуации. Это может быть полезным при воспоминании о приятных ситуациях или для большей эмоциональной вовлечённость в текущую ситуацию. Например: вкусный обед, приятный разговор с друзьями, секс…

- В диссоциированном состоянии чувства всегда слабее, чем в ассоциированном?

Когда как. Иногда переживания в диссоциации могут быть даже сильнее, чем в ассоциированном состоянии. Они просто несколько другие. Например, человек видит «со стороны» как спокойно и уверенно выступает на конферениции и чувствует восторг от этого. И этот восторг «здесь» может быть намного сильнее спокойствия «там».

Иногда бывает что в диссоциированном состоянии человек испытывает намного более сильные отрицательные эмоции, чем в ассоциированном: «Как представлю себе, как я по-дурацки выглядел с этой улыбкой…»

- Диссоциация – это всегда визуализация?

В большинстве случаев. Просто диссоциация – это всегда конструирование. Визуально это сделать намного проще. Вы себе придумываете, как выглядите «со стороны».

Можно диссоциироваться аудиально: представьте, что слышите свой голос «со стороны». Например, записанный на диктофон. Но это несколько сложнее, по крайней мере для людей нашей культуры.

В принципе, если воспринимать диссоциацию именно как эмоциональное отсоединение от ситуации, то уход в дигитальный канал – это тоже вид диссоциации. «Я думаю, о том, что произошло». Ещё один из достаточно простых способов диссоциироваться от ситуации – описать процесс при помощи номинализаций:
- Я сегодня разговаривал с Аней.
- У меня сегодня был разговор с Аней.

- У меня диссоциированный образ очень смутный. Это плохо?

Это то, как удобно для вас. Диссоциация – это конструирование. А, вообще говоря, сконструированные образы весьма полезно как-то отличать от не сконструированных. Один из способов – сделать их более размытыми. Но могут быть и другие субмодальные сдвиги. Здесь скорее вопрос экологичности, удобства и эффективности. Если сконструированные вами образы окажутся слишком «реальными», могут возникнуть проблемы. Представьте себе человека, который не может различить ситуации, которые были в его прошлом и те, которые он только сконструировал. Окружающие могут его не понять.

- Существует связь между типами людей и ассоциацией-диссоциацией?

Если вы имеете в виду типы людей по предпочтительному каналу восприятия – то есть. Визуалы более склонны к диссоциации, кинестетики – к ассоциации. Но это именно склонность.

- Если я вижу картинку в которой меня нет – это диссоциация?

Нет. Под диссоциацией понимают «вид себя со стороны». Если вас в картинке ситуации нет – то речи о диссоциации не идёт.Упражнение "Взгляд со стороны".

В парах: Оператор – Клиент. Оператор называет "точку зрения" (как ассоциированную, так и диссоциированную): взгляд на себя с потолка, из-за уха, своими глазами, сзади. Клиент описывает ситуацию (текущую) с этой точки зрения.

Оператор так же калибрует различия между состояниями.

10 мин.

Техника "Изменение прошлого"

Никогда не поздно иметь счастливое детство.

Фраза.

Ещё один способ использования ассоциации – диссоциации, это изменение способа восприятия прошлого. Есть хороший способ испортить себе жизнь – все ситуации, связанные с неприятными переживаниями вспоминать ассоциированно, а с приятными – наоборот. Я вам даю гарантию – жизнь станет вполне несносной.

Хотя может при этом она будет и достаточно насыщенной эмоционально. С адреналинчиком, так сказать.

Кстати, есть люди которые именно так и поступают. Они берут кусок прошлого, живенько диссоциируются от всех приятных переживаний, но зато в страдания погружаются с полной самоотдачей. После этого процесса любые текущие неприятности покажутся сущей ерундой – когда сзади подпирает такая куча всякой мерзости. В этом есть определённый смысл. Ну, особенно если задача максимально испортить себе жизнь и помочь в этом другим.

- Не будет ли так, что если диссоциироваться от неприятных переживаний, то опыт теряется. И человек снова и снова наступает на одни и те же грабли?

Опыт то не теряется – вот он. Наблюдай сколько хочешь. Диссоциация как раз и позволяет организовать наш опыт так, чтобы им можно было пользоваться. При взгляде со стороны мы можем более взвешенно оценить собственное и чужое поведение, сделать выводы и так далее. А неприятных переживаний обычно хватает прямо на месте – не вижу смысла влезать в них каждый раз, как нужно что-то вспомнить. Это как если бы для того, чтобы взять нужный справочник сначала нужно было бы пройтись по горящим углям. Это конечно поможет проявиться характеру и подтвердит важность информации… Если кто решится. Скорее всего просто отобьётся всякое желание вообще туда лазить.

Но мне что-то не хочется иметь дома такую библиотеку.

Вопрос в обучении. Выводы сделал, научился – работа окончена. Естественно, если человек туп настолько, что не учится, то жизнь ему будет подкидывать задачки. Пока не научится: сюда нельзя. Но из плохих переживаний, находясь внутри, научиться обычно крайне сложно. Внутри плохо, а когда вышел – думать об этом уже не хочется. Пока опять не вляпаешься в ту же мерзость. От неприятных переживаний хочется уйти. А как обдумать событие, если оно связано с дискомфортным переживанием? Каждый раз проходить через это не очень хочется. Поэтому стараются просто не думать. Но проблема при этом никуда не денется – если ничего не поменять, в такой же ситуации будет то же самое.

К одесситу подходит приезжий с чемоданом:
- Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный вокзал?
- Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете!

Обычно, когда говорят об опыте, то подразумевается, что на событиях человек чему-то научился. Что-то изменил в себе, в своём поведении.

Опыт – это то, что мы получаем,
когда не получаем того, что хотим.

Диссоциация как раз и помогает создавать опыт, воспринимать проблемные ситуации более взвешенно и менее эмоционально.

Демонстрация

Тренер: -Маленькое упражнение. У кого было трудное детство… или юность, или взрослый возраст? Ира.

У тебя было «плохое» детство, а может жизнь у тебя «подпорчена» в другой период?

Клиент: -Это скорее подростковый возраст.

Т: -Хорошо. Но прежде чем мы начнём менять твоё отношение к подростковому возрасту, давай сделаем следующее. Вспомни несколько самых приятных твоих состояний. И по очереди: берёшь приятное состояние – доводишь его до максимума – сжимаешь правую руку в кулак – разжимаешь – выходишь из состояния. И так со всеми состояниями. Желательно чтобы их было не менее 5.

К: -Я взяла «спокойствие», «счастье», «приятную расслабленность», «уважение» и «юмор».

Т: -Отлично. Сейчас сделай следующее – представь на полу кусочек линии времени, который соответствует твоему «подростковому возрасту». Возьми небольшие листики бумаги. Вспоминай более-менее значимые события этого периода, пиши название ситуации на листике и клади его на линию времени.

К:- Листики должны на линии лежать по порядку?

Даже более того – желательно чтобы расстояние между ними было пропорционально временному промежутку между ними.

К: -Сделала.

Т: -Хорошо. Теперь сделай следующее – пройдись по линии времени и рассортируй эти ситуации: те, которые ты считаешь «приятными» оставь на линии времени, а те, которые считаешь «неприятными» сдвинь в сторону.

К: -Сдвигать вправо или влево?

Т: -Как тебе захочется. При чём одни можно сдвинуть вправо, другие влево.

К: -Да, я сделала это.

Т: -Теперь сделай следующее – мысленно сойди с линии времени вправо и пройди через все эти приятные ситуации. Это может быть достаточно быстро, просто проживи все эти приятные события, испытывая опять те же эмоции и чувства. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.

К: -Да!

Т: -Замечательно. А теперь ты можешь пройтись еще раз по линии времени, но ты будешь находиться на ней, а те ситуации, которые ты поместила сбоку будут для тебя в виде фильмов об Ире в этих ситуациях. Ты можешь приближать или удалять экраны, на которых тебе показывают это кино, делать их более или менее смутными, превращать в фотографии или наоборот в кино. Если ты отодвигаешь или придвигаешь экран, желательно отодвигать или придвигать на аналогичное расстояние бумажки с названиями этих ситуаций. Но помни, что ты находишься на линии времени, а события тебе только показывают. Если тебе будет всё-таки слишком неприятно смотреть на эти ситуации даже со стороны – задействуй твой положительный якорь – сожми правую руку в кулак. Точно так же, возьми на это столько времени, сколько тебе для этого нужно.

К: -Да, я и это сделала.

Т: -Замечательно. Теперь ещё несколько раз пройдись по линии времени, перепроживая изнутри «приятные» ситуации и наблюдая со стороны «неприятные». Точно так же ты можешь «приятные» сделать ещё более приятными, «неприятные» передвинуть дальше или ближе. Короче, ты можешь поиграться с всеми этими ситуациями, как «приятными», так и «неприятными», делая их более ярче или темнее, более или менее смутными и так далее.

К тому же ты можешь выходить из «приятных» ситуаций и смотреть на них со стороны, и входить в «неприятные» ситуации и проживать их изнутри. Сейчас мы строим в первую очередь «типичное» представление о ситуациях этого периода.

К: -А зачем мне обратно заходить в «неприятные» ситуации?

Т: -Это твоя возможность. Вдруг тебе захочется почувствовать эту ситуацию изнутри. Мы сейчас не столько задаём новое «правильное» восприятие ситуаций, сколько создаём возможности воспринимать как отдельные ситуации, так и целые участки прошлого так, как ты сочтёшь нужным. Добавляем выборов.

К: -О-о-о!

Т: -Что получилось?

К: -Сначала мне казалось, что у меня в этом возрасте просто не было ничего хорошего. А сейчас мне кажется, что приятных событий было даже больше. А многие ситуации, которые мне казались раньше неприятными – я на них посмотрела – они вроде даже как приятными стали. Я их на линию времени поместила. И многое просто ещё вспоминается. Оказывается хорошее было время.

Т: -Ира, подумай. А не может ли вот такое новое восприятие этой части твоего прошлого как-то повредить тебе?

К: -Я думаю, нет.

Т: -И последнее. Ира, посмотри в своё будущее. Что там измениться в связи с этой работой?

К: - Мне кажется, я буду более жизнерадостной. И более уверенной в себе.

Т: -Замечательно. Тебе понравилось то, что получилось?

К: -Да, спасибо!

Т: -Что мы сейчас сделали? Мы просто сменили точку зрения на опыт. Ира проассоциировалась с приятными переживаниями и диссоциировалась от неприятных. Не бывает так, чтобы было совершенно всё плохо. Или всё хорошо. Вопрос только в том, как мы это воспринимаем. Здесь мы обучили Иру воспринимать приятные события ассоциированно, а неприятные – диссоциированно. Правда только на одном кусочке её жизни. Но то же самое можно сделать и для других кусков, а можно и для всей жизни… Просто времени это займёт несколько больше.

Вопросы

- Обязательно эту технику делать с бумажками?

Не обязательно. В принципе, вы всё можете сделать в собственной голове. Но с бумажками и пространственными якорями обычно получается лучше. Когда мы ходим по линии времени, пишем и двигаем бумажки, мы задействуем тело в намного большей степени, чем если просто всё это делаем в голове.

Как вариант: вы можете сделать эту технику (но с разными жизненными участками) с бумажками на полу и только в голове – и сравнить результаты.

- Насколько необходим ресурсный якорь?

Весьма желателен. В некоторых случаях одной диссоциации может не хватить – вот тогда и задействуйте ресурсные якоря.

- А если этого ресурсного якоря не хватит?

Прервитесь, разбейте состояние и найдите ещё ресурсов.

- Нужно ли чтобы первая и последняя ситуация были приятными?

В принципе можно так сделать, но, на мой взгляд, это не жутко принципиально. Такой вариант полезен, например, когда у человека в конце периода лежат только «неприятные» ситуации. Разбавьте их приятными.

- А откуда взять приятные ситуации?

Пусть поищет. Это же может быть что-то не слишком важное, но действительно приятное: вкусно поел, выспался, постоял под горячим душем, купил забавную безделушку…

По шагам

1. Период.

Определите период времени, который вы воспринимаете как "проблемный", "трудный" или "неприятный". Это может быть связано только с каким-то человеком, местом и т.д. Например "работа в такой-то фирме", "взаимоотношения с Алексеем" и т.д.

2. Ресурсный якорь.

Сделайте себе достаточно мощный положительный кинестетический ресурсный якорь.

3. Линия времени.

IzmenenieProshlogo1.png

 

Представьте себе выбранный временной участок жизни в виде линии на полу. Напишите на бумажках название значимых ситуаций этого периода и разложите на линии времени в хронологическом порядке.

4. Сортировка.

IzmenenieProshlogo2.png

 

Пройдитесь по линии времени, отмечая какие из ситуаций вы оцениваете как "приятные", а какие как "неприятные". При этом бумажки с названиями «приятных» ситуаций оставьте лежать на своих местах, а бумажки с названиями «неприятных» ситуаций отодвиньте вбок.

IzmenenieProshlogo3.png

Теперь пройдитесь по линии времени ещё раз, ассоциировано перепроживая «приятные» ситуации, а «неприятные» помещая рядом с линией времени в виде экранов с диссоциированной (то есть вы видите себя со стороны) картинкой происходившего. Вы так же можете отодвигать эти экраны на то расстояние, которое считаете наиболее оптимальным для восприятия ситуации. При этом бумажки с названиями этих ситуаций так же желательно отодвигать на аналогичное расстояние.

При работе с «отрицательными» ситуациями можно задействовать ресурсный якорь из п.2.

Весьма возможно, что после некоторых изменений некоторые ситуации перестанут быть «неприятными» и даже станут «приятными». В таком случае бумажки с из названиями можно будет вернуть обратно на линию времени.

5. Перепроживание.

Физически пройдись по линии времени, перепроживая приятные ситуации и рассматривая экраны с "неприятными" ситуациями. Измените то, что считаете нужным изменить.

6. Экологическая проверка.

Подумайте, не навредит ли вам такое восприятие вашего прошлого. Если может навредить – вернитесь на шаг 4.

7. Привязка к будущему.

Что вы получили в результате этой техники? Посмотрите в своё будущее – что там изменилось?

Упражнение "Изменение прошлого"

В парах: Клиент, Оператор.

Оператор помогает Клиенту пройти через процедуру "Изменение прошлого".

30 мин.

Ассоциация в другого

Ассоциироваться можно и в другого человека. При ассоциации в другого мы как видим его глазами и слышим его ушами. И используем его ценности.

  • В модели трёхпозиционного описания ассоциация в другого называется «второй позицией». Соответственно, ассоциация в себя – «первой позицией»

Ассоциация в другого – весьма эффективный способ смоделировать чужое поведение и ценности. Это может быть полезно, если вы хотите понять его точку зрения «изнутри». Например, «ассоциация в другого» в различных вариантах – это базовый навык во многих актёрских школах. Актёр «вживается в образ» и начинает вести себя как совершенно другой человек.

Но так же «ассоциация в другого» это и полезный коммуникативный навык. При чём достаточно распространённый в нашей культуре. Слышали фразы:

- Встань на моё место.

- Посмотри на ситуацию моими глазами.

- Посмотри на всё это с моей точки зрения.

- Встань на его точку зрения.

Это практически описание стратегий вживания. Просто некоторые более кинестетические: «встань на место», некоторые более визуальные: «посмотри его глазами». Но смысл остаётся тем же – смоделировать другого человека.

  • Подходов в моделировании человека несколько. Один из них аналитический, левополушарный: разобрать чужое поведение на кусочки и выявить закономерности. Второй синтетический, правополушарный: создать общий образ этого человека. А «ассоциация в другого» это просто способ получить доступ к этой модели.

Так же «ассоциацию в другого» можно использовать и для подстройки.

Бессознательная подстройка

Способ подстройки, которому в первую очередь обычно обучают в НЛП вполне аналитический: вы разбираете поведение человека на элементы: поза, голос, дыхание, движения, ритм, канал восприятия, тип мотивации - и заимствуете их в своё поведение. После определённой тренировки навык становится бессознательным. Вот только обычно подстройку под каждый паттерн нужно тренировать отдельно. И достаточно долго тренировать.

Есть другой способ подстройки - синтетический. Он очень простой и, в то же время, очень сложный. Простой потому, что здесь от вас не требуется сознательный контроль за процессом: вы просто даете себе задание и разрешаете себе его выполнить. А сложный потому, что некоторым это очень трудно сделать – отпустить себя. Наше сознание очень властно и достаточно часто боится потерять контроль.

Способ подачи команды вполне классический, описанный в народном фольклоре и различных актерских тренировках: «ассоциация в другого». Мы будем использовать более визуальный вариант: вхождение в образ. То есть вам нужно создать образ человека, под которого вы хотите подстроиться, а потом в него «войти» или «надеть на себя».

  • Мы уже об этом говорили – люди часто в речи описывают свои внутренние процессы и стратегии. Все эти "встань на моё место", "посмотри на мир моими глазами" – чаще всего не более чем вербализация того, как конкретно это человек делает, его внутренней стратегии. Чаще всего он и сам не осознает что он делает в данном конкретном случае, что происходит внутри него. Но язык хитрая штука…

Образ желательно создать максимально четким и резким из того, что вы можете создать.

  • Это не означает что он должен быть четким и резким. У некоторых людей внутренние образы практически всегда размыты, но даже размытый образ можно сделать более четким и резким.

А потом вы в него «входите». А после этого «отпускаете» себя. Внимательно прислушиваетесь к собственному телу. Как оно хочет двигаться, как оно хочет говорить, какие слова. Разрешите ему это сделать. Ваша задача образ удерживать, а тело само решить как лучше достигнуть состояния раппорта. Желательно при этом походить, подвигаться, поговорить.

Этот шаг обычно требуется только на этапе тренировки навыка. Потом это все станет вполне автоматическим: решил внутри что пора подстроиться - и поза изменилась, и голос.

  • Второй вариант – вы никуда не двигаетесь, но образ «надеваете на себя», как костюм. Но в варианте с вхождением, на первых порах, работает лучше. Поэтому я обычно рекомендую сначала «вхождение», а потом только тренировать «надевание».

Забавно при этом то, что подстройка происходит не столь «демонстративно». Немножко изменилась поза, немножко голос, немножко дыхание. Но вот он - раппорт!

- Но если это так просто, зачем вообще нужна сознательная подстройка?

На это есть несколько причин.

Во-первых, вхождение в образ – это всё-таки метафора. Команда бессознательному. А если навыка нет, оно может собственно и не совсем понимать, что собственно от него требуется. А в таком варианте просто всё то, что раньше тренировалось, запускается.

Во-вторых осознание даёт управление. И понимание. И возможность что-то подправить. Вы можете работать с обратной связью, следить и менять своё поведение. В бессознательном варианте такого нет – дал команду и наблюдаешь, как она выполняется. Если плохо выполняется – не совсем понятно, что тогда собственно с этим делать. Если же вы умеете работать сознательно - вы просто переходите в режим сознательного управления и подправляете.

А в-третьих есть еще, как я его называю, правило "жены и тёщи". Оно состоит в том, что в нагрузку к жене вы получаете тёщу (а к мужу – свекровь). Смысл – бессознательное берёт и считывает состояние человека целиком, не фильтруя. Со всеми восторгами, охами, проблемами, зажимами и болячками. И чем лучше вы входите в его состояние, тем больше вы от человека берете. В сознательном варианте вы всё-таки можете фильтровать и в определённой степени контролируете процесс. А в бессознательном варианте он течёт спонтанно. И если у образца насморк… А если чего похуже?

  • Хотя, конечно, это не совсем правда. При определённом опыте и в «бессознательной подстройке» можно контролировать степень вживания в образ другого и отфильтровывать неэкологичные паттерны поведения. Например – изменяя образ, который вы «надеваете на себя».

Так что бессознательная подстройка идет хорошо только как добавочный навык к уже имеющимся сознательным навыкам. Иначе бы вы просто получили ещё один весьма эффективный, опасный и неконтролируемый навык. Я бы не считал это достаточно экологичным подарком.

По шагам.

1. Образ.

Сначала вы создаете визуальный образ того человека, под которого хотите подстроиться. Старайтесь сделать его максимально четким и резким.

  • Это не означает, что он обязательно будет четким и резким, просто вы делаете это максимально возможно для себя.

Можно даже сделать так: закройте глаза, создайте образ, а потом сравните с оригиналом. Подправьте, а потом опят сравните. Так можно сделать несколько раз, пока не будет достаточно похоже.

2. Войди в образ.

А теперь вам нужно просто войти в этот образ. Шагнуть в него. Совершенно физически. И отпустить себя. Разрешить своему телу делать то, что оно сочтет нужным. Но исходя из образа. Можно даже немного походить и поговорить, чтобы убедиться, что вы уже немного другой.

3. Ведение.

Попробуйте повести за собой партнера – смените дыхание, позу, двиньте рукой... Как вы помните – единственная четкая проверка подстроенности – возможность ведения.

Вы обратили внимание, что не надо контролировать позу, голос и дыхание. Все происходит совершенно автоматически – человек просто подстроился и все.

Упражнение "Тренировка бессознательной подстройки".

В тройках: Клиент, Оператор, Режиссёр.

Клиент демонстрирует состояние.

Оператор тренируется "входить в образ".

Режиссёр контролирует процесс и следит за временем.

~ 20 минут.

 

Многократная диссоциация

Диссоциация может быть многократной: ведь можно "наблюдать за наблюдающим". Каждый последующий уровень диссоциации всё больше "отсоединяет" человека от ситуации. Если в одинарной диссоциации человек испытывает чувства по поводу ситуации, то в двойной (двукратной) – уже оценивает чувства в диссоциированном состоянии. И так далее.

Многократная диссоциация – хороший способ "отстранить" человека от ситуации, в которой он испытывает сильные переживания. Этот паттерн, например, используется в технике "Быстрое лечение фобий".


Одинарная (однократная) диссоциация
: вижу себя со стороны


Двойная (двухкратная) диссоциация
: вижу себя, наблюдающего за собой.


Тройная (трёхкратная) диссоциация
: вижу себя, наблюдающего за собой, наблюдающего за собой.

Упражнение "Многократная диссоциация".

В группах по 4-5 человек. По кругу:

Первый описывает ситуацию ассоциировано;

Второй – дисооциированно однократно;

Третий – диссоциированно двукратно

и т.д.

~ 10 мин.