Версия 0.1

Когда пытаются описать происходящее внутри нашей головы, то употребляют кучу терминов: субмодальности, части личности, убеждения, миссия, ценности, идентичность, я-концепция, стратегии, импринты, якоря и так далее. Таких терминов много и хотелось бы разложит их в несколько компактных кучек – для удобства. Ведь понятно же, что с вещами из одной категории можно работать похожими методами. Да и если всё упорядоченно, пользоваться этим и приятнее, и проще, и в голове лучше укладывается.
Обычно при описании этой самой «структуры субъективного мира человека»: пользуются схемой: убеждения/ценности/критерии – внешнее поведение – состояние – внутренние расчёты.

Это хорошо согласуется с условным разделением НЛП на «направления»:
НЛП поведения (человек – чёрный ящик, мы можем наблюдать только внешние изменения) – Джон Гриндер.
НЛП внутренних процессовРичард Бендлер.
НЛП состоянийЛесли Камерон (структура эмоций), Майкл Холл (метасостояния).
А вот убеждения/ценности/критерии в том или ином виде присутствуют в каждом «направлении». Думаю, что такая модель сложилась скорее исторически. И можно предложить более удобную в данном контексте модель структуры субъективного мира: состояния – цели – действия – оценки.
Состояния – набор «настроек» системы (человека), которые определяют как именно будут происходить остальные процессы. В каком-то смысле это «чемодан, в котором хранится всё остальное». Физиологические состояния (сон, транс), характеристики внутреннего состояния (ритм, дыхание, тонус мышц, движения, голос), идентичности, части, роли, метапрограммы, характеристики фокуса внимания.
Состояние воспринимается нами как нечто мало меняющееся со временем, общий фон для наших действий и мышления. Это как настройка телевизора на определённый канал – по нему идут определённые передачи, музыка или фильмы, даются характерные для этого канала оценки ситуации и в фокус внимания попадают только определённые события. То ест если телевизионный канал фокусируется на криминальной хроники – на экране стрельба, кровь, и прочий ужас-ужас, если это музыкальный канал, то крутят сплошь клипы, а ди-джеи бодры и веселы, а по каналу «Культура» идёт рассказ об искусстве и показываются классические фильмы. Состояние обычно воспринимает как то, в чём можно быть, что-то чем мы уже обладаем и в чём можем находиться.
Цели – это представление о том, к чему мы идём, чего хотим достичь или что хотим реализовать. Ценности, сущностные состояния (как ценности), миссии, намерения, вторичные выгоды.
Цели обычно воспринимаются как нечто отдельное от нас, как что-то не принадлежащее нам, но что мы хотим иметь или достигнуть. Цели – это то, к чему мы двигаемся и ради чего мы двигаемся.
Действия – какими способами мы достигаем целей или правила, по которым мы эти способы определяем. Убеждения, внутренние стратегии, способности, внешнее поведение.
Что мы делаем, внутри и снаружи, для достижения целей. Наши мыслительные процессы, внешнее поведение, планирование этих самых действий и правила, по которым мы всё это организуем. Действия позволяют что-то менять – переходит в другое состояние, двигаться к цели, менять оценку.
Оценки – оценка правильности движения, цели или состояния. Критерии, метасостояния, оценочные состояния (эмоции, чувства, настроения), субмодальности.
Оценки находятся на метауровне по отношению к остальным трём типам, они позволяют контролировать и управлять ими. Если человек хочет «любви» [цель], но считает себя не достойным её [оценка], то скорее всего он будет запрещать себе любые действия по достижению этой цели. Оценки порождают мотивацию к действию, они необходимы для того, чтобы сделать выбор, задать цель или выбрать действие.

Убеждения – это обобщения о мире и себе, соответственно они могут касаться самых разных частей нашего опыта. Убеждения о причине задают правила достижения цели: «Для успеха нужно много работать», но убеждения о критериях скорее связаны с оценкой: «Ты успешен, если у тебя много поклонников», а убеждения об отношении могут определять цели: «Успех – это важно», а убеждения об идентичности задают состояние: «Я – успешный человек». И не смотря на то, что здесь я убеждения отнёс к действиям, иногда их удобнее разнести по разным типам.

Такая схема довольно хорошо ложится на модель ТОТЕ:

  • Т1/ Т2 – цели;
  • О – способы действия;
  • Е – оценки.

А состояние, как уже выше сказано, определяет настройки системы, при которых это всё работает.
Так же нужно понимать, что внутри логического типа есть разные уровни обобщения, например убеждения описывают общие правила, а микро-стратегии – конкретные действия.
В таблице очень условно дано разделение внутри типов по уровням обобщения.

состояние

цель

действие

оценка

идентичность

миссия,
сущностные состояния
ценности

убеждения
метастратегии

критерии

части личности
метапрограммы

среднесрочные цели

способности
макро-стратегии

метасостояния

ритм, дыхание, тонус мышц, движения, голос,
субмодальности восприятия

краткосрочные цели

микро-стратегии,
внешнее поведение

субмодальности оценки,
эмоции

Соответственно, при сборе информации и конструировании техник нам нужно, в первую очередь, определить на что воздействует данный процесс – на состояние, цели, действия или оценки и с каким уровнем обобщения стоит работать. Например, если мы определяем что проблема с среднесрочной целью – то мы конструируем технику, помогающую определить цель или, если нужно, разрушить текущую. Если проблема в текущем состоянии – мы ищем более подходящее состояние и описываем, как его определить и «зафиксировать». И так далее.
В таблице ниже приведены подходы и техники, фокусом которых является определённый тип субъективного мира. Это довольно условное разделение, так как многие техники могут работать сразу с несколькими типами (Стратегия Уолта Диснея определяет и цель, и способ действия), и, к тому же, внутри человека всё завязано и изменение в одном типе приводит к изменениям в другом. Например, если у человека не получается [действие] определить миссию [цель], он становится недоволен собой [оценка] и может начать определять себя как «никчёмного» [состояние], но определение миссии позволяет ему переоценить себя, переопределить идентичность и найти эффективные стратегии движения к миссии. То есть эти типы не стоит воспринимать отдельно друг от друга, а как взаимодействующие элементы. Нам только нужно определить наиболее удобную точку приложения усилий.

состояние

Шкалирование состояния
Игры Нового Кода НЛП
EMDR
«Взмах»

цель

Способы постановки целей
Хорошо сформулированный результат
Стратегия Уолта Диснея
Интеграция Логических Уровней

способ действия

Фокусы языка
Шестишаговый рефрейминг
Генератор Нового Поведения
Интеграция конфликтующих частей
Обучение эффектвной стратегии

оценка

Разговорный Рефрейминг
Трёх-позиционное описание
Субмодальный сдвиг
метасостояния

Так техники работающие с состоянием обычно ориентированы на подбор подходящего состояния, я-концепции и т.д., в которых уже находятся подходящие ресурсы. Как например в Новом Коде вся работа основана на доступе к высокопродуктивному состоянию, в котором человек сам способен найти решение проблемы.
Техники работающие с целью фокусируются на определении целей, их правильном описании и организации их более эффективной иерархии.
При работе со способом действия мы ищем более эффективные варианты поведения или разрушаем не эффективные. Так использование фокусов языка (раскруток) позволяет изменить ограничивающее убеждение, а Генератор Нового Поведения позволяет найти новые, более эффективные и экологичные варианты поведения.
Ну и изменение оценки позволяет нам изменить отношение к опыту, перевести его в другую категорию и вообще начать относиться нормально к этому человеку. Так использование разговорного рефрейминга даёт возможность переоценить ситуацию, а меняя субмодальности мы даже можем напрямую кодировать новое отношение.
Понятно, что предлагаемая структура только ещё один способ описания этого таинственного внутреннего мира человека - ведь если мы «заглянем» внутрь мозга (например, при помощи томографии), то увидим там только кучу нейронов. Мы можем понаблюдать как они включаются/выключаются, определить какие доли мозга более активны. Но мы там не увидим ни субмодальностей, ни убеждений, ни частей, ни метапрограмм. В повседневной жизни о том, что происходит внутри человека мы можем судить по его (внешнему) поведению – изменению мимики, движениям, голосу, по его словам, а результаты этой калибровки уже интерпретируем в фобии, метапрограммы, части и убеждения, то есть создаём некие модели описания субъективного мира человека и пытаемся что-то с этими моделями сделать. Ну и как любые модели они могут быть полезны и помогать нам что-то изменить в себе и стать более счастливыми и успешными, а могут заставить нас страдать и делать свою жизнь хуже. Например, мы можем считать что бессознательное – это страшный монстр, в котором находится всё самое плохое и омерзительное, а можем думать о бессознательном как об источнике ресурсов.
Предлагаемая модель структуры внутреннего мира человека – состояние, цель, действие, оценка - в первую очередь ориентирована на облегчение сбора информации и понимание того, что именно нужно поменять. Надеюсь она будет полезна.