Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Более подробно о методе Фрэнка Фарелли с точки зрения НЛП в моей книжке "Провокативный подход" (можно свободно скачать с сайта).

Фрэнк Фарелли один из самых интересных и эффективных терапевтов современности. У него есть созданная им самим "Провокативная терапия", которую он вполне успешно демонстрирует на семинарах. При первом же взгляде видно, что он использует во время сессии большое количество рефреймингов и фокусов языка, при чём крайне эффективно. А большинство НЛПеров пока умеют создавать только какие-то рефрейминги и фокусы языка (но не те, что работают) - потому как в НЛП довольно подробно прописаны паттерны конструирования рефреймингов и фокусов языка, но практически нет структурированной иноформации о том, как их сделать работающими для клиента. У Фрэнка же работают - так что смоделировать стратегию Фарелли вожделенное желание многих НЛПеров, и моё в том числе. К нему вообще на тренинги ходит куча НЛПеров, над которыми он регулярно потешается. При чём в НЛПерских штучках он разбирается неплохо.

- Фрэнк, как вы выбираете, что сделать с клиентом.
- Я вижу 28 экранов с вариантами действий и выбираю первый попавшийся.

- Чем ты занимаешься?
- НЛПеров тренирую.
- А с чем пришёл?
- У меня проблема.
- В НЛП нет проблем - там есть паттерны. Надо прервать паттерн!


Стратегия Фрэнка Фарелли действительно является крайне интересной - вы много знаете людей способных за пол-часа решить проблему человека? При чём в эти пол-часа входит как и сбор информации, так и сама интервенция? И решить проблему явно на более глубоком уровне, чем человек заявляет? Лично я не знаю таких людей. Кроме Фрэнка. Так что очень хочется смоделировать, чтобы и самому мочь так же, а может даже и лучше (шучу). Собственно, здесь не стратегия, а некоторые из подмеченных мной паттернов. В статье будут приведены некоторые речевые примеры, но Фарелли нужно смотреть - у него очень много идёт через невербалику, что текстом не передашь.

Провокативная терапия

На одном из тренингов Фарелли сказал что-то вроде: "Проблема - это когда человек застрял в проблемном состоянии. Чтобы его оттуда вывести нужно вызвать у него любую другую реакцию - злость, восторг, гнев, обиду." "И задача - спровоцировать его на это" - продолжу я эту мысль. Вообще, всё это хорошо описывает одна история Милтона Эриксона:

Милтон Эриксон был сыном фермера и в детстве жил на ферме. Однажды юный Милтон заметил картину: отец пытается затащить быка в загон. Тот упирается и остаётся на месте. Милтон подошёл и предложил загнать быка. Отец взглянул на пацана, посмеялся и предоставил возможность. Тот же подошёл к быку сзади и дёрнул за хвост - и бык влетел в загон.
Как я понимаю, терапия Френка Фарелли сводится к мотивации человека на изменение. Но сам процесс мотивирования при этом выглядит весьма не стандартно.

Понижение важности проблемы

Клиенты обычно воспринимают собственные неудачи и промахи как нечто крайне важное - что, собственно, большей частью и превращает их в проблемы. И проблема заслоняет всё остальное, так что приходится организовывать жизнь вокруг неё. Понятно, что с такой важной штукой расставаться очень жалко. С другой стороны - мешает. 
Одна из стратегий Фрэнка - показать, что такое излишне важное отношение к собственным проблемам глупо и смешно. Сюда же относится и излишне важное отношение к себе. Если оценка события или себя перестали быть такими важными - это уже не проблема, а так, ситуация. И обычно человек может сам сделать переоценку.
При этом нужно понимать, что это именно общая стратегия - одна из базовых рамок воздействия и она отрабатывается в процессе всей сессии. Кстати, со стороны это многими воспринимается как издевательство над клиентом: "Как можно смеяться над проблемой! Его (её) нужно жалеть (помочь, спасти)!". Как раз такая позиция окружающих зачастую и поддерживает проблемное состояние. 

Клиент: - У меня есть проблема.
Фрэнк: - Это хорошо. Каждый мужчина должен иметь хотя бы одну проблему, чтобы сфокусировать свою энергию на ней. Чтобы у него, может быть, была цель.

Фрэнк: - Если мужчина не является беззаботным по отношению к женщине в своей жизни, он лишает её данного ей богом права. Ты знаешь какое это право?
Клиент: - Нет.
Фрэнк: - Я только взглянул тебе в глаза и тут же понял, что у тебя ни малейшего представления об этом нет. Каждая женщина имеет право посмотреть на мужчину, присутствующего в её жизни, сделать глубокий вдох, закатить глаза к небу и сказать: [с отвращением] "Мужчины".

Разделение ответственности

Один из важных паттернов - разделение ответственности. Клиенты регулярно пытаются возложить на Фрэнка всю ответственность за их изменение и он, столь же регулярно, в этом им отказывает. Это понятно - если взять на себя ответственность за результат, у клиента не будет мотивации что-либо делать. Зато появится возможность поиграть в игру "Посмотрим, настолько ли ты крут, что сможешь справиться со мной".
Несколько примеров:

Клиентка: - Да, я хочу с вами поговорить о своей проблеме. Потому что другие мне помочь не смогли. Я думаю ваш способ самый лучший. [Перед этим девушка сообщила, что гадает на Таро].
Фрэнк: - Может быть. А может быть и нет. Знаешь, звёзды ведь на самом деле ничего не предопределяют.

Клиент: - У меня есть проблема.
Фрэнк: - Это хорошо. Каждый мужчина должен иметь хотя бы одну проблему, чтобы сфокусировать свою энергию на ней. Чтобы у него, может быть, была цель.
Клиент: - Да, я потратил два года уже.
Фрэнк: - Да года! Избегая этой проблемы? Или ты сражался с ней, но пока счёт у проблемы девяносто восемь.
Клиент: - Нет, я думаю, я побеждаю.
Фрэнк: - Ты побеждаешь?
Клиент: - Да, осталось чуть чуть спровоцировать.
Фрэнк: - Кто должен спровоцировать?
Клиент: - Вы.
Фрэнк: - Я!? Ты мне даёшь супервизию, как работать с мужчиной, который не смог решить проблему за два года!? Знаешь, это просто смешно. Ты бы стал слушать человека, который ничего не смог сделать в течении двух лет, решить проблему?

Провокативные фокусы языка

Один из довольно необычных паттернов - конструирование фокусов языка и рефреймингов, оправдывающих проблемное поведение или состояние. Конструируются они по всем правилам фокусов языка, но тут есть одно НО - они опираются на ценности, которые клиенту не важны. В таком варианте они заставляют клиента самому искать аргументы за изменение - то есть Фрэнк провоцирует клиента самому мотивировать себя, а не мотивирует напрямую. 

Провокативные фокусы языка: фокусы языка и рефрейминги, ориентированные на поддержание или оправдание проблемного поведения и опирающиеся на неважные для клиента ценности. Задача провокативных фокусов языка смотивировать человека на изменение.
Клиентка: - Я зависима от курения тринадцать лет.
Фрэнк: - Тебе нужно это.

Фрэнк: - "Тридцать" ты сказала тебе? Хорошо - ты понимаешь, что многие женщины умирают не дожив до возраста тридцать лет? Ты уже миллионы пережила - деток, девочек и молодых женщин.

Клиентка: - Но они [лёгкие] достаточно больные.
Фрэнк: - Ну тем более - что тут беспокоиться и бросать курить. Зачем - да они уже больные.

Клиентка: - Я, думаю, умру раньше, чем меня разобьёт паралич.
Фрэнк: - Ой, многие люди так думали - но у них не получилось. Знаешь, столько овощей, в которых мы поддерживаем жизнь. 

Фрэнк: - Нет, через три года, возможно, у тебя случится приступ - бам. Это возможно. Знаешь, некоторые люди говорят: "Я могу получить рак лёгких". Ой, это то, что говорят врачи. А я говорю: "Да не обязательно - ты можешь сердечный приступ получить. И тебя разобьёт паралич и ты не сможешь говорить". Да, да. Я вижу как тебя разбивает паралич. 
Клиент: - Такова судьба.
Фрэнк: - Абсолютно! Ничего нельзя сделать. Зачем бороться против собственной судьбы.

Фрэнк: - Если тебя разобьёт паралич - тогда тебе не дадут курить. Видишь, как просто! В конце концов, наконец она не курит - конец куплета. Да, и тогда ты будешь лежать беспомощная и говорить даже не сможешь.

Клиентка: - Я с самого начала сказал, что мне повезло очень.
Фрэнк: - Тебе очень повезло - тогда почему бы не продолжить курить и не отпраздновать это? Да-да. Кроме того, табачным компаниям необходима помощь. Ты слышала, что они в США делают с бедными табачными компаниями? Триста миллиарда долларов хотят отсудить. Кому-то надо курить, для того, чтобы всё это оплачивать. Каждый раз, когда ты делаешь "у-у-у-у" говори себе: "я помогаю бедным табачным компаниям, чтобы они оплачивали свои счета".

Фрэнк: [Кашляет, как курильщик] - Ха! У тебя утренний кашель есть?
Клиентка: - Угу.
Фрэнк: - А днём кашляешь?
Клиентка: - Нет.
Фрэнк: - Ну видишь, тебе есть чего ожидать. У-у-у-у. Да, это часть удовольствия. Хотя это и заставляет тебя кашлять, ты мужественно продолжаешь курить. Да. Ну а кроме того, у тебя ещё какая-то емкость в лёгких, которую можно использовать. Может быть тебе нужно курить по три пачки в день? 

Рефрейминги и фокусы языка



Как я уже писал - на рефреймингах и фокусах языка по большей части и строится интервенция. Но при этом зачастую рефрейминги и фокусы языка достаточно гротескны (для понижение значимости проблемы). Просто примеры.

Оксана: - Нет, мою проблему зовут "зависимость"?
Фрэнк: - Зависимость? Что, другие люди зависят от тебя?

Фрэнк: - Тридцать!? Но ты выглядишь крошечной и юной. Но если тебе сигаретку в руку - люди, наверно, подумают: "Что там курит эта девочка?". Ха. ... 
Однажды на демонстрацию вышел врач и сказал, что у него есть проблема. Он сказал, что он хочет бросить курить. Я сказал ему: "Зачем. В конечном итоге ты бросишь курить. Я абсолютно тебе это гарантирую. Ну может быть это будет, когда у тебя будет всего-навсего половина лёгкого, а второе лёгкое и половину этого вырежут, потому что там рак. А потом ларинготомия у тебя будет, потому что всё горло будет охвачено. Ты при этом всё-равно можешь курить. У-у-у-у. Да?

Фрэнк: - Твой муж может с нетерпением ждать длинного-длинного брака. Ну, если ты выживешь. Но если у тебя всего три года осталось. Когда у тебя будет церебральная аневризма или дисфункция сердечная - это другие слова для паралича. Ты можешь сказать, что для него уже не слишком рано искать тебе замену. У-у-у-у. Ха-ха. 

Клиентка: - Я думаю, что он умрёт раньше.
Фрэнк: - Может уже пора начать планировать похороны? Не надо никаких дорогих гробов - только кремация. Знаешь, это было бы здорово - чтобы двух курильщиков кремировали. У-у-у-у. Гори, дитя, гори. И тебя тогда можно будет схоронить в коробочке из под сигарет. "Она хотела, чтобы её пепел поместили в коробочку из под сигарет". Да, это очень очаровательно. 

Фрэнк: - Кто из вас мужик в семье - ты или Татьяна?
Клиент: - А. Ну...
Фарелли: - Да, да, ты уже на этот вопрос ответил. Если мужчина колеблется - ответ ясен.

Фрэнк: - А в чём проблема?
Клиент: - Я застрял и не способен принять решение... Между двух утверждений. Я хочу, чтобы у меня была гармоничная семья, но мне кажется, что я недостаточно сильно люблю свою супругу.
Фрэнк: - Если бы ты по-настоящему любил её, гармония всегда превалировала бы.

Важные ценности

Просто процитирую Юлию Синарёву:
"Темы, которые он прощупывает: секс, смерть, статус, власть и другие высокие ценности. Таким образом, от любой минимальной проблемы он выходит на глобальные контексты – самореализация, деньги, семья, самосохранение и так далее. Защититься, оставить какую-то тему закрытой практически невозможно – чем больше клиент показывает, что он не хочет об этом говорить, тем настойчивее Фарелли туда идет. Задача – помочь человеку прорваться через свой страх: либо увидеть, что там либо нет ничего такого страшного, либо обнаружить арсенал ресурсов, либо вскрыть действительно важную болячку, которая является причиной заявленного симптома."

Клиентка: - Ну, я думаю, было бы лучше [бросить курить] - жизнь улучшилась бы.
Фрэнк: - Ой, все так говорят, но это совершенно не обязательно так. А кроме того - разве ты не выглядишь более взрослой с сигареткой в руке? Скажи "Да". Потому что ты выглядишь как тинейджер.

Фрэнк: - Ты когда-нибудь чувствовала: "Ещё один день, ещё одна неделя, Боже мой". Нет? Ты никогда так не думаешь, что "хватит, и там я уже была, и это уже делала, и купила эту маечку"?

Фрэнк: - Сколько сигарет в день ты выкуриваешь?
Клиентка: - Две пачки - ну, сорок.
Фрэнк: - Две пачки - я курил две с половиной. Много десятилетий курил так. Две пачки - ну и что. Мне шестьдесят. Как ты думаешь - сколько ты проживёшь, прежде чем ты отправишься за своей вечной наградой? [Берёт Оксану за руку] О, миленькая моя ручка, холодненькая. 

Фрэнк: - Нет, через три года, возможно, у тебя случится приступ - бам. Это возможно. Знаешь, некоторые люди говорят: "Я могу получить рак лёгких". Ой, это то, что говорят врачи. А я говорю: "Да не обязательно - ты можешь сердечный приступ получить.[Изображает паралитика]Гу-у-у. И тебя разобьёт паралич и ты не сможешь говорить". Да, да. Я вижу как тебя разбивает паралич.
Клиентка: - Я, думаю, умру раньше, чем меня разобьёт паралич.
Фрэнк: - Ой, многие люди так думали - но у них не получилось. Знаешь, столько овощей, в которых мы поддерживаем жизнь. Потом, они теряют контроль над... ну ты понимаешь, о чём я. Просто наклонись, наклонись. [Смотрит Оксане за спину]. "Ой, несчастный случай", - так говорят. "Ой-ой-ой, подгузнички надо поменять. Да, мы сейчас сделаем так, что ты будешь хорошо пахнуть". Да, они поднимут тебе рубашку, снимут штанишки, заменят подгузники: "Теперь тебе лучше". 

Ощутимость ценностей

Ценности сами по себе довольно абстрактны - они даже выражаются номинализациями вроде "справедливость", "статус", "смерть", "здоровье". Так что некоторые ценности для человека могут быть и важны, но при этом "далеки и непонятны". То есть слово то вроде важное, но вот что за ним стоит... Знаете, как для большинства подростков "здоровье" - довольно абстрактное понятие. То есть слово важное - вряд ли кто из них скажет, что "здоровье" не важно, - но особо не связано с их жизнью. Или "смерть" - то есть понятно, что эта штука существует, но не для меня. У подростков и детей вообще часто есть убеждение, что "я буду жить вечно" - по крайней мере они себя часто так ведут.
Так что часто надо дать "прочувствовать" ценность. В славном городе Екатеринбурге есть куча подростков. И многим из них нравится тюремная романтика - блатные песни, прикиды, анекдоты. Местные миллиционеры сделали простую вещь - вывезли их на несколько дней пожить в реальной зоне. И романтика сразу куда-то подевалась.
То, что иногда делает Фарелли - заставляет человека ощутить и поверить в реальность важных для него вещей: смерти, беспомощности, здоровья.

Фрэнк: - Думала: "Когда я умру?". И сколько лет тебе осталось. И тогда возникает вопрос: "Когда ты будешь вынуждена умереть?", и есть ещё другой вопрос: "Сколько ты хочешь жить на земном уровне?"

Фрэнк: - ... Однажды на демонстрацию вышел врач и сказал, что у него есть проблема. Он сказал, что он хочет бросить курить. Я сказал ему: "Зачем. В конечном итоге ты бросишь курить. Я абсолютно тебе это гарантирую. Ну может быть это будет, когда у тебя будет всего-навсего половина лёгкого, а второе лёгкое и половину этого вырежут, потому что там рак. А потом ларинготомия у тебя будет, потому что всё горло будет охвачено. Ты при этом всё-равно можешь курить." У-у-у-у. Да?

Фрэнк: - Как ты думаешь - сколько ты проживёшь, прежде чем ты отправишься за своей вечной наградой? [Берёт Оксану за руку] О, миленькая моя ручка, холодненькая. Да, да, такое случится. 

Клиентка: - Я, думаю, умру раньше, чем меня разобьёт паралич.
Фрэнк: - Ой, многие люди так думали - но у них не получилось. Знаешь, столько овощей, в которых мы поддерживаем жизнь. Потом, они теряют контроль над... ну ты понимаешь, о чём я. Просто наклонись, наклонись. [Смотрит Оксане за спину]. "Ой, несчастный случай", - так говорят. "Ой-ой-ой, подгузнички надо поменять. Да, мы сейчас сделаем так, что ты будешь хорошо пахнуть". Да, они поднимут тебе рубашку, снимут штанишки, заменят подгузники: "Теперь тебе лучше". 

Запись сессии: Как бросить курить.



Фрэнк: - Оксана, чем ты зарабатываешь на жизнь?
Оксана: (Молчит, смущённо улыбается).
Фрэнк: - Ты работаешь?
Оксана: - Да.
Фрэнк: - Хорошо. Я не работаю. Я просто играю. Мне повезло.
Оксана: - Мне тоже.
Фрэнк: - Тебе тоже повезло? Я только хотел сказать: "Бедненькая, тебе не повезло". ... Тебе тоже повезло. В каком смысле?
Оксана: - Мне нравится, чем я занимаюсь.
Фрэнк: - Что ты делаешь?
Оксана: - Я гадаю на картах Таро и занимаюсь психологией.
Фрэнк: - Правда? Ты серьёзно это говоришь?
Оксана: - Я действительно этим увлекаюсь.
Фрэнк: - Ты Таро используешь? И психологию тоже используешь? У тебя есть какая-нибудь степень по психологии?
Оксана: - Нет.
Фрэнк: - Ты интуитивно это делаешь.
Оксана: - Ну как бы курсы какие-то есть.
Фрэнк: - Ну этого достаточно. Одного курса хватит. Иногда одного курса слишком много. Если ты понимаешь, о чём я. ... Что? Оксана, есть какая-нибудь проблема, о которой ты хочешь поговорить или ты вышла сюда просто испытать - что это такое Фрэнк Фарелли?
Оксана: - Да, я хочу с вами поговорить о своей проблеме. Потому что другие мне помочь не смогли. Я думаю ваш способ самый лучший.
Фрэнк: - Может быть. А может быть и нет. Знаешь, звёзды ведь на самом деле ничего не предопределяют.
Оксана: - Интуиция подсказывает.
Фрэнк: - А твоя интуиция может мне подсказать, в чём твоя проблема?
Оксана: - Я думаю, вам достаточно своей интуиции.
Фрэнк: - Да, люди так говорят.
Оксана: - Вы так выглядите.
Фрэнк: - Да, но у меня вот это переключение скоростей умственных немножечко соскальзывает.
Оксана: - Ну, я могу сказать, в чём моя проблема.
Фрэнк: - Хорошо,  в каком месяце ты скажешь мне об этом?
Оксана: - В этом.
Фрэнк: - В этом месяце? На этой неделе? Сегодня? Ну, мы никуда не спешим. Когда ты думаешь о времени с астрологической точки зрения, об этом великом круге, об этом повторяющемся круге времени. И о многих-многих реинкарнациях. Куда спешить. Что?
Оксана: - Моё время здесь ограничено - двадцать пять минут, насколько я поняла.
Фрэнк: - Ну подумай об этом так - это только секунда в огромной вечности существования.
Оксана: - Но иногда вечность можно сжать в одну секунду.
Фрэнк: - Ты знаешь, я сейчас подумал - в моей жизни были минуты, который дали мне вкус вечности. Но, с другой стороны, если подумать об этом в широком смысле того, как обстоят вещи - какими мелкими, просто крошечные наши проблемы повседневные.
Оксана: - ... Моя проблема доставляет мне массу неприятностей.
Фрэнк: - Да, неприятности? Как твою проблем зовут: Иван, Евгений, Юрий?
Оксана: - Нет, мою проблему зовут "зависимость"?
Фрэнк: - Зависимость? Что другие люди зависят от тебя?
Оксана: - Я зависима от курения тринадцать лет.
Фрэнк: - Тебе нужно это.
Оксана: - Да, но я беспокоюсь. А я хотела бы спокойно всё это переживать.
Фрэнк: - Это невозможно - ты и так уже достаточно лжёшь себе. ... Ну, я начал курить в четырнадцать лет, не помню когда это было. Бросил курить в восемьдесят четвёртом. Как труба курил. Две с половиной пачки сигарет в день. И трубки. А то сигары. С табаком я был просто всепоглащающим. А потом я курил сигаретки с трубочным табаком.
Оксана: - Я понимаю, о чём вы говорите.
Фрэнк: - Ты тоже? Ну, может быть, тебе нужно торопиться. Знаешь, есть такая лихорадка никотиновая. Если бы у тебя не было этого - может ты не смогла и дня протянуть.
Оксана: - Ну, я думаю, было бы лучше - жизнь улучшилась бы.
Фрэнк: - Ой, все так говорят, но это совершенно не обязательно так. А кроме того - разве ты не выглядишь более взрослой с сигареткой в руке? Скажи "Да". Потому что ты выглядишь как тинейджер. Сколько тебе лет?
Оксана: - Тридцать. Я уже не беспокоюсь о том, чтобы выглядеть старше.
Фрэнк: - Тридцать!? Но ты выглядишь крошечной и юной. Но если тебе сигаретку в руку - люди, наверно, подумают: "Что там курит эта девочка?". Ха. ... Однажды на демонстрацию вышел врач и сказал, что у него есть проблема. Он сказал, что он хочет бросить курить. Я сказал ему: "Зачем. В конечном итоге ты бросишь курить. Я абсолютно тебе это гарантирую. Ну может быть это будет, когда у тебя будет всего-навсего половина лёгкого, а второе лёгкое и половину этого вырежут, потому что там рак. А потом ларинготомия у тебя будет, потому что всё горло будет охвачено. Ты при этом всё-равно можешь курить." У-у-у-у. Да?
Оксана: - Я так и делаю.
Фрэнк: - Да! Что значит "так и делаю"?
Оксана: - Лёгкие больные, сердце больное, но продолжаю курить. Поэтому я беспокоюсь.
Фрэнк: - На мой взгляд у тебя с лёгкими всё в порядке. Извини, они сзади должны быть [показывает на Оксане]. Может у тебя просто не очень большие, потому что ты такая крошечная.
Оксана: - Но они достаточно больные.
Фрэнк: - Ну тем более - что тут беспокоиться и бросать курить. Зачем - да они уже больные. У-у-у-у.
Оксана: - Так и есть.
Фрэнк: - Да, так обстоят дела для многих. У меня есть племянник - он лётчик на Северо-Западных Авиалиниях. Он мне говорит: "Дядя Фрэнни, когда-нибудь все умирают от чего-то." Да, меня зовут Фрэнни в семье. Ты замечала, что люди умирают? Сколько тебе лет было, говоришь?
Оксана: - Когда я умерла?
Фрэнк: - Какая умница - лёгкие на сквозь больные, а всё-равно милая. "Тридцать" ты сказала тебе? Хоршо - ты понимаешь, что многие женщины умирают не дожив до возраста тридцать лет? Ты уже миллионы пережила - деток, девочек и молодых женщин.
Оксана: - Я с самого начала сказал, что мне повезло очень.
Фрэнк: - Тебе очень повезло - тогда почему бы не продолжить курить и не отпраздновать это? Да-да. Кроме того, табачным компаниям необходима помощь. Ты слышала, что они в США делают с бедными табачными компаниями? Триста миллиарда долларов хотят отсудить. Кому-то надо курить, для того, чтобы всё это оплачивать. Каждый раз, когда ты делаешь "у-у-у-у" говори себе: "я помогаю бедным табачным компаниям, чтобы они оплачивали свои счета".
Сколько сигарет в день ты выкуриваешь?
Оксана: - Две пачки - ну, сорок.
Фрэнк: - Две пачки - я курил две с половиной. Много десятилетий курил так. Две пачки - ну и что. Мне шестьдесят. Как ты думаешь - сколько ты проживёшь, прежде чем ты отправишься за своей вечной наградой? [Берёт Оксану за руку] О, миленькая моя ручка, холодненькая.
Да, да, такое случится. Как ты думаешь, сколько лет ты проживёшь?
Оксана: - Недолго.
Фрэнк: - До тридцати семи?
Оксана: - Наверное, доживу. Ну может ещё года три.
Фрэнк: - Знаешь, тридцать три... Христос умер в тридцать три, но его убили. Это хороший возраст, чтобы умереть. Много людей умирает в тридцать три года. Да, да, это так прекрасно.
Я как-то папу спросил: "Как дела". И он сказал: "Я молюсь, чтобы умереть быстро и счастливо". Мы шли по улице, он быстро шёл. Он такой живенький. Я говорю: "Ой". Да, он и вправду молился. "Хорошенького помаленьку" - говорит. Он хотел сделать этот переход и присоединиться к маме. А когда ты хочешь умереть?
Оксана: - Я об этом ещё не думала. Я позже об этом подумаю.
Фрэнк: - Может быть ты мечтала об этом.
Оксана: - Может.
Фрэнк: - Думала: "Когда я умру?". И сколько лет тебе осталось. И тогда возникает вопрос: "Когда ты будешь вынуждена умереть?", и есть ещё другой вопрос: "Сколько ты хочешь жить на земном уровне?"
Ты когда-нибудь чувствовала: "Ещё один день, ещё одна неделя, Боже мой". Нет? Ты никогда так не думаешь, что "хватит, и там я уже была, и это уже делала, и купила эту маечку"?
Оксана: - Нет, нет, я думаю всегда хорошо: "Ещё один день..."
Фрэнк: [Кашляет, как курильщик] - Ха! У тебя утренний кашель есть?
Оксана: - Угу.
Фрэнк: - А днём кашляешь?
Оксана: - Нет.
Фрэнк: - Ну видишь, тебе есть чего ожидать. У-у-у-у. Да, это часть удовольствия. Хотя это и заставляет тебя кашлять, ты мужественно продолжаешь курить. Да. Ну а кроме того, у тебя ещё какая-то емкость в лёгких, которую можно использовать. Может быть тебе нужно курить по три пачки в день? Когда нибудь по три пачки выкуривал?
Оксана: - Нет.
Фрэнк: - Ни одного единственного раза!?
Оксана: - Нет, я попробую.
Фрэнк: - Да, пожалуйста, пожалуйста. А ты куришь сигареты с фильтром?
Оксана: - Да.
Фрэнк: - Да, да, это шутка. Ха! Ха! "До тех пор, пока есть фильтр - я в безопасности". Ты в это веришь?
Оксана: - Нет.
Фрэнк: - Значит, ты всего-лишь кашляешь утром и когда куришь? Ты целый день не кашляешь, вне зависимости от того - куришь ты или нет? И всю ночь ты не кашляешь и не просыпаешься от кашля? Значит у тебя есть ещё фазы и ступени, через которые тебе необходимо пройти. Что?
Оксана: - Ну, возможно, есть.
Фрэнк: - Нет, через три года, возможно, у тебя случится приступ - бам. Это возможно. Знаешь, некоторые люди говорят: "Я могу получить рак лёгких". Ой, это то, что говорят врачи. А я говорю: "Да не обязательно - ты можешь сердечный приступ получить.[Изображает паралитика]Гу-у-у. И тебя разобьёт паралич и ты не сможешь говорить". Да, да. Я вижу как тебя разбивает паралич. 
Оксана: - Такова судьба.
Фрэнк: - Абсолютно! Ничего нельзя сделать. Зачем бороться против собственной судьбы.
Если тебя разобьёт паралич - тогда тебе не дадут курить. Видишь, как просто! В конце концов, наконец она не курит - конец куплета. Да, и тогда ты будешь лежать беспомощная и говорить даже не сможешь.
Оксана: - Я, думаю, умру раньше, чем меня разобьёт паралич.
Фрэнк: - Ой, многие люди так думали - но у них не получилось. Гу-у-у. Знаешь, столько овощей, в которых мы поддерживаем жизнь. Потом, они теряют контроль над... ну ты понимаешь, о чём я. Просто наклонись, наклонись. [Смотрит Оксане за спину]. "Ой, несчастный случай", - так говорят. "Ой-ой-ой, подгузнички надо поменять. Да, мы сейчас сделаем так, что ты будешь хорошо пахнуть". Да, они поднимут тебе рубашку, снимут штанишки, заменят подгузники: "Теперь тебе лучше". У-у-у-у.
Да, сначала ты платишь деньги табачным компаниям, а потом ты будешь давать деньги компаниям, чтобы у них были места для медсестёр. Ну, знаешь, когда присматривают за тобой. Ты замужем?
Оксана: - Да.
Фрэнк: - Твой муж может с нетерпением ждать длинного-длинного брака. Ну, если ты выживешь. Но если у тебя всего три года осталось. Когда у тебя будет церебральная аневризма или дисфункция сердечная - это другие слова для паралича. Ты можешь сказать, что для него уже не слишком рано искать тебе замену. У-у-у-у. Ха-ха. Он курит?
Оксана: - Да.
Фрэнк: - О, здорово! Он столько же, сколько и ты курит?
Оксана: - Я думаю, что он умрёт раньше.
Фрэнк: - Может уже пора начать планировать похороны? Не надо никаких дорогих гробов - только кремация. Знаешь, это было бы здорово - чтобы двух курильщиков кремировали. У-у-у-у. Гори, дитя, гори. И тебя тогда можно будет схоронить в коробочке из под сигарет. "Она хотела, чтобы её пепел поместили в коробочку из под сигарет". Да, это очень очаровательно. Что?
Оксана: - Ну у нас места на кладбище много. У нас нет проблем с землёй.
Фрэнк: - Да знаю я, но говорю сейчас о поэтической метафоре для подлинного курильщика. Будь умницей. Я уверен, что табачные компании были бы счастливы, если бы тебя похоронили в коробочке из под Винстона. Или Кемела.
Оксана: - Я не курю ни то, ни другое, поэтому лучше в другой какой-нибудь пачке.
Фрэнк: - Ну и фиг с ним. А что ты куришь?
Оксана: - Вог.
Фрэнк: - Это русские сигареты?
Оксана: - Да, делают здесь, наверное.
Фрэнк: - О, им это понравится. Ты и твой муж - вы будете просто моделями на плакатах. "Они курили наши сигареты и их даже схоронили в наших коробочках".
Оксана: [Смеётся]
Фрэнк: - Что, Оксана? У-у-у-у. Были какие-нибудь реакции на меня в ходе работы?
Оксана: [Вздыхает]
Фрэнк: - Это глубокий вздох. Даже не закашлялась.
Оксана: - Периодически возникало чувство, что я курю - и меня начинало тошнить. И отвращение к сигаретам.
Фрэнк: - Тебе нужно сигаретку.
Оксана: - Сложилось впечатление - я не знаю совершенно английского, но до того, как звучал перевод, внутри происходила какая-то реакция.
Фрэнк: - Видишь, у тебя такой быстрый разум.
Оксана: - Потому что я много курю.
Фрэнк: - Может быть. А может ты просто телепатка.
Знаешь, когда я в прошлый раз приехал в Россию я работал с мужчиной у которого очень быстрые мозги. Всякий раз когда у него появлялась проблема у него тут же было решение. И я сказал что он обладатель когнитивного эквивалента преждевременной эякуляции. Но я не мог этого сказать тебе. У тебя просто быстрые мозги. Может телепатическое мышление.

Запись сессии: Как позорить женщину прилюдно

 
Фрэнк: - Итак, начинаем. Владимир, в чём проблема?
Владимир: - У меня есть проблема…
Фрэнк: - Это хорошо. Каждый мужчина должен иметь хотя бы одну, чтобы сфокусировать свою энергию на ней. Чтобы у него, может быть, была цель.
Владимир: - Да, я потратил два года уже.
Фрэнк: - Два года! Избегая этой проблемы? Или, может быть, ты с ней сражался, но пока счет в пользу проблемы 98?
Владимир: - Нет, я думаю, я побеждаю.
Фрэнк: - Ты побеждаешь?
Владимир: - Да, осталось чуть-чуть просто спровоцировать.
Фрэнк: - Кто должен спровоцировать?
Владимир: - Вы.
Фрэнк: - Я!? А-а-а, ты мне даёшь супервизию, как работать с мужчиной, который не смог решить проблему за два года. Знаешь, это просто смешно. Ты бы стал слушать человека, который ничего не смог сделать в течении двух лет? Решить проблему. Сколько тебе лет?
Владимир: - Двадцать пять.
Фрэнк: - Двадцать пять. О, я уже не помню, когда я был в таком возрасте. Но я помню кое-что из того, когда мне было двадцать пять - Мэри, не помню, как её звали, Сюзанна, да.
Владимир: - Я женат.
Фрэнк: - А, ты женат. Тогда про этих можешь забыть. А сколько ты уже женат?
Владимир: - Три года.
Фрэнк: - Три года! А с проблемой ты борешься два года. И как называется эта проблема – Светлана, Людмила…
Владимир: - Татьяна.
Фрэнк: - Татьяна. Это жена твоя?
Владимир: - Ну да.
Фрэнк: - Кто из вас мужик в семье – ты или Татьяна?
Владимир: - А-а.
Фрэнк: - Да, да, уже ты на этот вопрос ответил. Если мужчина колеблется – ответ ясен. А в чём проблема?
Владимир: - Я застрял и не могу принять решение … между двух утверждений. Я хочу, чтобы у меня была гармоничная семья, но мне кажется, что я не слишком сильно люблю свою супругу. И я …
Фрэнк: - Если бы ты по-настоящему любил бы её, гармония всегда превалировала бы. … Если вы мне не верите, у Татьяны спросите. Все женщины говорят мужчинам в своей жизни, после того, как сделают глубокий вдох и закатят глаза: «Если бы ты по-настоящему любил бы меня, то … вот подпиши, а детали я позже внесу. Да, подпиши этот пустой чек.» Да.
Четыре тысячи лет назад, когда я был в твоём возрасте, Джун говорила мне такие вещи. Она говорила: «Если бы ты по-настоящему любишь меня …». Она просит подписать меня пустой чек. У вас есть такое выражение? Подписать пустой бланк? Ты понимаешь, о чём я?
Владимир: - Да.
Фрэнк: - Я ей говорил: «Если бы ты любила меня, то не подсовывала мне пустые бланки для подписи». Она говорила: «Если бы ты любил меня, то не протестовал против того, о чём я тебя прошу». Ну и так далее.
Ты можешь сказать Татьяне: «Я хочу быть гармоничным, но просто мне на тебя наплевать. Я просто недостаточно люблю тебя, чтобы заплатить эту цену». Что? Может быть гармонии это не создаст, но внимание точно привлечёт.
Есть такие способы, которыми можно просто захватить внимание женщины. И когда ты ведёшь себя, как хороший мальчик, часто, – это не тот способ, каким можно это сделать. Женщины думают, что им нравятся хорошие мальчики, и я многих мужчин тренировал в том, как быть хорошим, ну хотя бы периодически – по отношению к женщинам в своей жизни. Но не постоянно, регулярно, неизменно – это скучно. Знаешь ли, постоянная гармония может привести к полной скучище. Знаешь, всегда хорошо держать женщину вне баланса – чтобы она всегда немножечко была не уверена, чего ожидать от своего Влидимира. Что?
Владимир: - Так и есть.
Фрэнк: - Вот как ты естественным образом ведёшь себя. Ты что, очень милый с ней?
Владимир: - Да.
Фрэнк: - Ты бываешь непоследовательным с ней?
Владимир: - Нет.
Фрэнк: - Знаешь, если бы я тренировал тебя, то я бы научил тебя, как быть с ней невнимательным, беззаботным. Если мужчина не является беззаботным по отношению к женщине в своей жизни, он лишает её данного ей богом права. … Ты знаешь какое это право?
Владимир: - Нет.
Фрэнк: - Я только взглянул тебе в глаза и понял – у тебя ни малейшего представления об этом нет. Каждая женщина имеет право, посмотреть на мужчину в своей жизни, сделать глубокий вдох, закатить глаза к небу и сказать: «Мужчины». Да, они обожают это. Они не знают, что они это любят, они могут возражать против того, что они это любят, но на самом деле они это любят. И это им даёт остроту понимания, что такое их личность, и они понимают, что они отличаются, и во всяком случае они точно знают, что они в тысячу раз лучше, чем эта свинья. Да, да.
Владимир: - Значит, чтобы мне разрушить эти весы, мне нужно стать непоследовательным, обращать меньше внимания?
Фрэнк: - Да, да. Ты когда ни будь вызывал у неё чувство стыда прилюдно? Мужчине очень важно знать, как позорить женщину при людях. Да. Ты ковыряешь в носу?
Владимир: - Да.
Фрэнк: - Да! Ты можешь сказать [засовывает палец в нос]: «Ты хочешь в этот ресторан пойти или в этот»? Она скажет тебе: «Как отвратительно». А ты пукаешь? Скажи «Да».
Владимир: - Да.
Фрэнк: - Знаешь, я это изучал в деталях. И, знаешь, мои исследования показывают, что женщины тоже пукают. Они делают это либо очень тихо, или они подгадывают это под такой шум, когда не слышно. Татьяна музыку любит? Да?
Владимир: - Да.
Фрэнк: - Иногда женщина делает так: «Хочу послушать это произведение. … Извините».
Знаешь, они включают либо проигрыватель, либо приёмник: «Ой, извини, я не хотела так громко».
Знаешь, а в дни, когда очень ветрено, люди говорят: «Ой, очень ветер сильный». Но когда я провёл исследования, я сказал: «Да. Это прекрасный день, чтобы пукать». Потому что под свист ветра женщина может идти по улице и пукать, сколько хочет. Они обожают ходить по магазинам в ветреную погоду.
Ты время от времени в ресторан её водишь?
Владимир: - Да.
Фрэнк: - Она наверно любит тихую музыку и свечи на столе?
Владимир: - Да.
Фрэнк: - Знаешь, что показало моё исследование? Знаешь, почему женщины любят ужин при свечах? Потому что это сжигает запах, когда они пукают. Да, это правда. Да, так что теперь ты знаешь. Ты думаешь это романтика – нет, это сжигается этот вонючий газ. Да.
Они могут вести себя очень постыдно, но они всегда могут это скрыть. И то, почему мужчины вызывают чувство стыда у женщин – просто потому, что они не пытаются это скрыть. Я обучал мужчин, как позорить женщин прилюдно, чтобы у неё был этот пиковый опыт женский. Когда она возводит очи к небесам и говорит: «Мама дорогая!» И эта нота отвращения в её голосе. Знаешь, это такой пиковый опыт для женщины. Я слишком быстро говорю?
Один мужчина с женой пришли проконсультироваться. У неё вот так были стиснуты челюсти. А из ушей просто валил дым и огонь. Ух, она была совершенно остервеневшей. Я начал говорить о разных вещах и разных ролях, которые существуют в семье. Обычно мужчина должен обеспечивать семью, чинить всё в доме, быть отцом детям, компаньоном для детей и сексуальным партнёром. Пять вещей. А женщина должна быть сексуальным партнёром, сексуальным партнёром, сексуальным партнёром … А, нет. Сексуальным партнёром, кухаркой, должна содержать дом, быть матерью детям и компаньоном своему мужу. Называется это совместимые роли. И люди судят о том, насколько мужчина хорош как муж и насколько хороша женщина как жена, по этим вещам. Но оставляют одно незамеченным. Мужчине необходимо научиться, как позорить женщину прилюдно. И эта женщина была в таком бешенстве, потому что мужчина был совершенством во всех деталях. Эта женщина была в совершенном бешенстве. Вот что я сказал ему: «Знаешь, ты лишаешь её данного ей богом права». Ну, например, за столом – великолепные манеры. Я её спросил: «Он разбрасывает свою одежду, когда приходит из офиса, или вешает в шкаф?» Она сказала: «Он совершенно аккуратно вешает их в шкаф». Ну так далее и тому подобное. Ну, что тебе нужно сделать сегодня вечером – раскидывай одежду по всему дому. Не поднимай – пусть она поднимает. И я увидел, как она прикусила немножечко губу, чтобы не улыбнуться. Я сказал: «За столом, кто обычно подаёт еду, ты или она?» Он говорит: «Ну, она». Я сказал: «Хорошо. Сиди молись, и пусть наказание будет грешникам, но тот мужчина, который поработал, должен пообедать. Так что мне, пожалуйста, давай первому». Ну, на самом деле, во многих культурах так и происходит. Большую свинью кормить в первую очередь. Они говорят: «Ну что, хорошо». И больше не надо никаких: «Извини, пожалуйста, не могла бы ты случайно передать мне немножечко маслица? Не могла бы ты подать мне соли?» Да просто дотянись и схвати.
Да. Рукавом нос вытирай. Тебе твоя мама когда-нибудь говорила тебе, что не надо вытирать рукавом куртки нос? Да, у тебя сейчас есть великолепная возможность. [Изображает чихание и вытирает нос рукавами пиджака.] И жена скажет: «О боже, теперь мне это стирать надо». А если хочешь пукнуть, просто сделай это. Потяни, потяни мой палец. Как ребёночку говорят.
Владимир: [Тянет за палец]
Фрэнк: - [Изображает пердёж] Игра такая – потяни меня за палец. Знаешь, как я тянул дядюшку за палец, а он пердел. Знаешь, мужицкий такой юмор. Знаешь, жена говорит: «Боже мой, не надо это делать». Веди себя как мужик. Знаешь, быть мужиком – это быть отвратительным для женщин. Ну, не всегда. Не надо быть всегда совершенно отвратительным. Тебе нужно принимать душ или ванну – это хорошая новость. Все правильные места помыть, да. Хорошо. Это важный вопрос – чтобы яйца и член не заросли плесенью. Это важно. Это хорошие новости. Но, в любом случае, этот парень отправился домой – разбрасывать одежду и пукать, когда захочет, хватать со стола, рыгать, когда захочется. Ты пытаешься скрыть, когда рыгаешь? Просто отпусти. Что ты делаешь? Если ты рыгнёшь, ты скажешь: «Ох, извините»? Да, ты так делаешь? Ты когда-нибудь рыгаешь?
Владимир: - Естественно.
Фрэнк: - Ты говоришь: «Извините»?
Владимир: - Да.
Фрэнк: - Это ошибка. Лучше, когда мужчина вот так рыгает [рыгает]. И тогда его жена или его подружка говорят: «Хм, извини, дорогой». Он говорит: «Что, ты пёрнула?» А-ха-ха. Знаешь, это правда смешно. Но женщины часто не улавливают юмора ситуации. Именно поэтому многие мужчины говорят, что у женщин вообще нет чувства юмора. Гармония – да пусть женщины занимаются этой самой гармонией. А мужчина занимается тем, чтобы рыгать, ковырять в носу – вот такими вещами. Как быть отвратительными и постыдным прилюдно. Это называется «празднование собственной мужественности». Да, вот такой вот мужественности. Да, они скажут эту фразу в каком-нибудь другом месте.
А в чём проблема?
Владимир: - Принятие решения.
Фрэнк: - Ну, во всяком случае, ты не импульсивен.
Владимир: - О, да.
Фрэнк: - Татьяна не говорит тебе, что ты не решителен, всё время проволочничаешь?
Владимир: - Говорила.
Фрэнк: - Да, а потом она сдалась. Но многие люди сказали бы о парне, таком как ты: «Ну, он не принимает решения». И я тут же встал бы на твою защиту. Я бы сказал: «Владимир принимает множество решений. Каждую минуту приблизительно тридцать. Да – нет – да – нет – да – нет.» Ну, для внешнего наблюдателя кажется, что он просто дёргается на стуле – это не есть принятие решения. Но такой мужчина либо решает, не принимать решения, либо принимает столько противоречащих друг другу решений, что он чувствует себя уже совершенно истощённым. Ты слишком много решений принимаешь. Скажи Татьяне, что я так сказал. Да.
Хорошо. Время.
 

Терапевтическая стратегия Френка Фарелли с точки зрения НЛП

Юлия Синарёва

П. 1-8 – Калибровка!!!

9. Смеется над проблемой, а не над человеком

10. Одна из основных целей – вызвать состояние замешательства (не вполне приличными или уместными шуточками, встроенными метафорами, переходом с темы на тему, авторитарным ведением, гиперобобщениями, коллапсом состояний и т.д.)

11. Работа с линией времени: в основном, работа с будущим, с эффектами, которые произойдут, если актуальное состояние не изменять, а оставить, как есть. Очень сенсорно описывает клиенту крайне негативные последствия (калибрует значимые контексты и самые главные страшки), ассоциирует его туда, говорит в повелительном наклонении (это точно произойдет!). Таким образом, он создает настолько мощную негативную мотивацию, что подводит клиента к состоянию порога, когда он просто уже не может ничего не делать с актуальным состоянием – он так боится этих последствий, что уже готов меняться.

12. Работа с вторичной выгодой: пытается определить (опять же, с помощью калибровки – особенно активно-негативной), каким образом заявленный симптом может быть выгоден клиенту и его ближайшему окружению – в прошлом, настоящем и будущем. Общий девиз – «ни в коем случае не меняйся!» (специально для полярных ответчиков). При этом он пользуется очень сильным увеличением рамки. Яркий пример – «если ты бросишь курить, то разоряться все табачные кампании».

13. Работа с ответственностью: любыми средствами (метафорами, негативными обобщениями, выразительной невербальной коммуникацией) приводит клиента к мысли, что от него зависело не только то, что он имеет теперь этот симптом, но и то, как долго он хочет с ним оставаться + провокативные (нелепые) предложения на тему, что можно сделать для того, чтобы симптом убрать (как это зависит от клиента!).

14. Использование якорей (прикосновения, покачивание головой или ногой, взгляд в определенное место и др.) – для закрепления состояния замешательства, для возвращения человека из внутреннего транса обратно к разговору, для поддержания ресурса и т.д.

15. Темы, которые он прощупывает: секс, смерть, статус, власть и другие высокие ценности. Таким образом, от любой минимальной проблемы он выходит на глобальные контексты – самореализация, деньги, семья, самосохранение и т.д. Защититься, оставить какую-то тему закрытой практически невозможно – чем больше клиент показывает, что он не хочет об этом говорить, тем настойчивее Фарелли туда идет. Задача – помочь человеку прорваться через свой страх: либо увидеть, что там либо нет ничего такого страшного, либо обнаружить арсенал ресурсов, либо вскрыть действительно важную болячку, которая является причиной заявленного симптома.