Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Версия 2.0

Любимая забава в НЛП взять какую-нибудь человеческую характеристику – состояние, убеждение, поведение и т.д. – и разобрать на винтики, чтобы понять, как она работает. И на основе этого придумать, как ею управлять. Не обошло это веяние и эмоции. Одной из первых книг по НЛП была замечательная книга «Заложник эмоций» Лесли Камерон и Майкла Лебо. Где эмоции тщательно разбирались на винтики и гаечки. Но так на винтики и гаечки в НЛП можно разобрать разными способами, я хочу предложить немного другой вариант. Возможно он окажется более простым и удобным.
Подход здесь несколько более хитрый – разбирать не столько саму эмоцию, сколько причину её возникновения. А понимание причины поможет не только контролировать само переживание, но и изменить его. Изменив оценку причины.

Об эмоциях

Эмоции наполняют нашу жизнь и делают её захватывающей и интересной.
Или.
Эмоции отравляют нашу жизнь и превращают её в сплошной кошмар.
Или.
Эмоции – это то, что позволяет нам воспринимать мир.
Или.
Эмоции манипулируют нашей жизнью.
В принципе, можно продолжать список таких высказываний. Но при этом важно то, что эмоции являются неотъемлемой и крайне важной частью человеческой жизни. А так же то, что управлять ими считается делом довольно сложным. Но крайне полезным.
Я не буду здесь давать абсолютно строгое определение того, что такое эмоция. Если хотите – его можно найти в энциклопедии. Для нас будет важно, что

эмоция – это оценочное переживание

 и то, что оно сильно задействует тело.

При этом не всякое состояние эмоция. Например: удовольствие, страх, радость, восторг, разочарование, интерес, счастье – это эмоции, а сон, сытость, жажда, опьянение, боль – нет.

Здесь я вступаю на довольно опасную стезю аналитического описания чувств. Мой опыт говорит, что карта здесь  совсем не территория, и люди понимают эмоции очень сильно индивидуально. Тем более интерпретируют их, придают смысл. Так что воспринимайте написанное ниже именно как возможную карту, в которую стоит внести личные правки.

Функция эмоций

Эмоции выполняют сразу несколько функций.
Во-первых, они нас мотивируют. Положительные эмоции (радость, удовольствие, счастье) привлекают и поощряют нас на «правильное» действие, а отрицательные (страх, раздражение, горе) – наказывают за «неправильное» и отталкивают от него. В этом смысле эмоции нам дают необходимое топливо.
Во-вторых, эмоции дают нам доступ к определённым стратегиям поведения. Человек в злости будет действовать совсем не так, как в радости.
В-третьих, они сообщают определённую информацию. Например страх нам сообщает о том, что есть опасность и с ней можно справиться, счастье – что наши ценности удовлетворены, предвкушение ­– что желаемое событие точно произойдёт, раздражение сообщает о том, что ситуация развивается не так, как ожидалось, при чём в худшую сторону.
И в-четвёртых, эмоции крайне важны в коммуникации. Демонстрация эмоции сообщает окружающим об оценке ситуации, а это во многих случаях, намного важнее содержания.

Эмоции-реакции и эмоции-иллюстрации

Соответственно, мы получаем два основных направления использования эмоций. Эмоции внутрь (эмоции реакции) сообщают нам об оценке ситуации, мотивируют и предоставляют ресурсы. Эмоции наружу (эмоции-иллюстрации) – сообщают о моём состоянии окружающим. При чём одна из основ воспитания ребёнка как раз состоит в контроле эмоций – «нормальный» человек должен уметь демонстрировать окружающим «правильные» эмоции, а «неправильные» не показывать. А ещё лучше не испытывать.

Эмоции есть у всех высокоразвитых животных: собак, дельфинов, медведей, слонов, воронов, попугаев, обезьян… При этом наглядная демонстрация эмоций характерна для стайных видов. А вот медведи обычно ведут одиночных образ жизни и эмоции им демонстрировать незачем.

Эмоции-реакции и эмоции-иллюстрации


Эмоции-реакции (ему сказали – он огорчился) более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. Эмоции-иллюстрации предназначены для демонстрации состояния, и они боле нарочиты и гротескны, зато  более понятны. «Неправильная» их демонстрация - это как говорить очень  невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким  человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать  непонятно.
И если эмоции-реакции как раз полезнее калибровать - они сообщают об «искренней» оценке ситуации, - то эмоции-иллюстрации стоит научиться  «правильно» показывать (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать. Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых.  Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции  годятся мало.   
При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то  «плохим» - мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» - они  помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и  т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов  оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы  рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую  невербальную информацию. И когда слушаем - показывать, что мы слышим и  сочувствуем. И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают  проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Общая схема

Схема "Структура эмоций"

Информация

Все эмоции выполняют информационную функцию – то есть сообщают о смысле события. При чем

для каждой эмоции смысл будет свой.

Например:

  • радость сообщает нам о том, что произошло или произойдёт желаемое событие;
  • счастье – удовлетворены важные ценности;
  • эйфория – удовлетворены важные ценности даже больше, чем ожидалось;
  • ностальгия – было приятное событие в прошлом и оно не повторится;
  • раздражение – ситуация развивается не в соответствии с ожиданиями (со знаком минус);
  • восхищение – ситуация развивается не в соответствии с ожиданиями (со знаком плюс);
  • предвкушение – уверенность в том, что произойдёт приятное событие;
  • страх – опасность в будущем;
  • сомнение – неуверенность в достижении цели;
  • азарт - есть возможность выигрыша (в широком смысле этого слова).

При этом часть эмоций вполне социальны:

  • вина – я нарушил важные ценности;
  • стыд – другие узнали, что я нарушил важные ценности;
  • презрение – ты нарушил важные ценности;
  • обида - ты нарушил мои ценности;
  • превосходство – я лучше тебя;
  • зависть – у тебя есть что-то важное, чего нет у меня;
  • уважение – сообщение о признании статуса.

Эмоции-реакции

Эмоцию-реакцию удобно характеризовать через оценку ситуации, которая эту эмоцию вызывает. Потому что эмоции-реакции не существуют сами по себе –

это всегда оценочное переживание по отношению к какой-то ситуации.

Здесь предложен набор характеристик именно оценки ситуации, которых более-менее достаточно для описания большинства эмоций. Они будут проявляться в эмоции определённым образом. Например, такой параметр оценки как «важность», в эмоции будет характеризовать «уровень эмоционального возбуждения», иногда называемый «уровень адреналина».
Итак, основные характеристики.

Знак

Распределение эмоций по шкале оценки
Оценка ситуации может быть положительной (хорошо, нравится), нейтральной или отрицательной (плохо, не нравится). Соответственно и все эмоции можно разделить на

  • приятные (радость, счастье, восторг),
  • нейтральные (спокойствие)
  • неприятные (грусть, раздражение, страх).

Если у эмоции знак положительный, она нас мотивирует приближением (как будет хорошо, если это сделать), если отрицательный – мотивирует уклонением (как будет плохо, если этого не сделать).

Важность

Насколько важно то, что произошло. В эмоции будет проявляться как уровень эмоционального возбуждения (адреналина). Для примера, можно построить цепочки изменения эмоции в зависимости от уровня важности ситуации

  • огорчение – раздражение – досада – злость – гнев – ярость;
  • тревога – страх – ужас;
  • одобрение – восхищение – восторг;
  • радость – счастье – эйфория.

Изменение эмоции в зависимости от важности ситуации

Время события

Ситуация может располагаться в прошлом, происходить сейчас или только предполагаться в будущем.

При этом сама эмоция всегда происходит прямо сейчас!

В соответствии с этим будут группироваться и эмоции: ностальгия, сожаление, горе, печаль – это чувства по поводу ситуации, которая была в прошлом; страх, надежда, опасение, предвкушение, вожделение, ожидание – по поводу ситуации в будущем, а испуг, раздражение, блаженство, удивление, разочарование, недоумение – по поводу того, что происходит прямо сейчас или только что произошло.
При этом часть эмоций «вневременные» - они могут быть связаны с ситуациями как в прошлом, так и в настоящем или будущем. Например: радость, счастье, сочувствие, жалость.

 

Распределение эмоций по шкале прошлое - настоящее - будещее

Уверенность

Следующая характеристика описывает, насколько достоверна информация. Или насколько я уверен в том, что было или произойдёт. Или с какой вероятностью произойдёт. С ситуациями в настоящем обычно всё проще – они сенсорно наблюдаемы и потому уверенность в них всегда высокая.

Характеристика уверенность - неуверенность относится к ожиданию ситуаций в будущем

Как это использовать

Нужно помнить, что эмоция не существует «сама по себе» - она результат оценки определённой ситуации. И, в первую очередь, желательно осознать, к какой именно ситуации эмоция относится. И определение ситуации уже даёт прекрасную возможность контроля – мы понимаем, как её оцениваем. И, если оценка нас не устраивает, может переоценить ситуацию. А

характеристики эмоции помогут нам определить, что именно стоит изменить в восприятии ситуации.

Для чего можно использовать любые инструменты НЛП:

  • добавить ресурсов в ситуацию при помощи якорей;
  • сделать субмодальный сдвиг;
  • диссоциироваться от ситуации;
  • перенести ситуацию из настоящего в прошлое;
  • сделать рефрейминг;
  • сделать переоценку критериев ситуации;
  • прошкалировать основные характеристики: знак, важность, при чем это можно сделать как для оценки, так и для эмоции;
  • использовать любые другие техники НЛП.

Эмоции-иллюстрации

Эмоции-иллюстрации – это то, что мы показываем другим людям. Для достижения своих целей. Соответственно, здесь уже рассказ,

как «правильно» показать эмоции.

Для описания удобно использовать основные невербальные сообщения  – нюансов они не передадут, но общий смысл передать смогут вполне. Что удобно как для расшифровки эмоций других людей, так и для определения, какую мне эмоцию нужно показать.

Итак, какие у нас будут характеристики. «Скорость» и «согласие – не согласие» для описания эмоций не очень полезны, так что их исключаем. Строить схему будем из фрейма: «Какое сообщение я посылаю другим людям, демонстрируя эту эмоцию».
Это не мета-сообщения, так как они включают в себя ещё и контекст и выражаются прямой речью. Но эта схема может быть полезна при калибровке и демонстрации мета-сообщений.

Знак

У всех эмоций есть знак, мы их делим на «положительные» и «отрицательные». Положительные: симметричная улыбка. Отрицательные: поджатые губы, сморщенный нос, ассиметричная улыбка.

Важность

Важность сообщения проявляется в виде уровне эмоционального возбуждения – уровня «адреналина». Чем важнее – тем уровень выше. Демонстрируется как увеличение мышечного тонуса и интонационности (напряжённости) голоса.

Пассивность - активность

Собственно, это переход к готовности к действию. Демонстрируется наклоном туловища вперёд (иногда назад, например при отвращении или испуге). И повышением тонуса мышц. Например, главное отличие внимания от интереса то, что интерес эмоция активная, в ней есть готовность к действию. А внимание - пассивная.

Эти три характеристики будут у всех эмоций. А вот остальные могут быть, могут не быть.

Подчинение – превосходство

Такие «социальные» эмоции – сигналы о статусе. Превосходство демонстрируется задиранием подбородка, подчинение – опусканием головы. Гордость, надменность и презрение сообщают о превосходстве, а вина, стыд и униженность – о подчинении.

Уверенность – сомнение

Уверен я в чём-то или нет. Уверенность: монотонный голос с понижением интонации в конце, симметричная поза, законченные жесты. Сомнение: голос изменчивый, покачивания и изменение позы, незаконченные жесты, почёсывания и поглаживания разных мест.

Направление

Эмоции, связанные с социальным контекстом, обычно различаются в зависимости от того, кто именно что-то сделал: сам человек или другие. Например, нарушение социальных договорённостей мной вызывает вину, а другими - отвращение. Моя большая потеря - это горе, потеря у другого человека - сочувствие (или злорадство).
При этом

саму эмоцию при общении мы, естественно, демонстрируем другим. 

Пример разложения эмоций по основным невербальным сообщениям

 

Пример разложения эмоций по основным невербальным сообщениям