Просмотров: 19917

Майкл Холл

Альфред Корзибский сказал, что наша человеческая абстрагирующая (или моделирующая) сила бесконечна (1941). Мы можем всегда сказать что-нибудь по поводу того, что мы только что сказали или абстрагировали по поводу нашего предыдущего состояния или абстракции. Таким образом, мы можем всегда думать-чувствовать (опыт состояния сознания) о других состояниях. Вышесказанное представляет собой основу метасостояний (состояний-по-поводу-состояний).

Начиная с этой точки, в НЛП есть много чего, что можно сказать по поводу состояний в терминах "запуска собственного мозга" и управления своими собственными состояниями. У нас есть технологии для прерывания состояний, изменения состояний, запуска состояний, достижения ресурсных состояний, осуществления контрастного анализа между состояниями, взлета в более усиленные состояния и т. д.

Сейчас, с помощью новой модели метасостояний можно применять все перечисленное и многое другое. Метасостояния добавляют больше сложностей, как это получается и при введении логических уровней и саморефлексивного сознания. Соответственно, смесь метасостояний может генерировать какие угодно дикие и иногда странные результаты. И каждый из этих результатов обеспечивает дополнительную обратную связь, которую мы можем получить от наших клиентов и покупателей. Это расширяет наши возможности и гибкость.

Состояния по поводу состояний

Манипулируя процессом трансформинга (как он называл) "эффектов первого порядка" в "эффекты второго порядка", Корзибский писал:

"...мы тогда имеем любопытство по поводу любопытства, внимание к вниманию, анализ анализа, рассуждение по поводу рассуждения (что представляет собой науку, психо-логику, эпистемологию и т.д.); выбор выбора (что представляет собой свободу, отсутствие психологических блокировок и показывает также семантический механизм элиминации этих блокировок); уважение по поводу уважения является важным культурным достижением; знание знания включает абстрагирование и структуру, становится "сознанием", по крайней мере, в некоторых отношениях — например, как сознательные абстрагирования; оценка оценки становится теорией здравомыслия" [Science & Sanity].

Но не все метасостояния порождают замечательные эффекты. Корзибский предостерегал о пути, с помощью которого некоторые состояния взаимодействуют и "репрезентируют морбидные семантические реакции".

"Таким образом, беспокойство, нервозность, страх, сожаление и другие состояния первого порядка могут быть совершенно разумными и сравнительно безвредными. Но если это состояния более высокого порядка, и они идентифицируются с состояниями первого порядка таким образом, что имеет место беспокойство по поводу беспокойства, страх страха, они становятся морбидными".

Тогда мы имеем дело с негативными и обессиливающими метасостояниями!

Корзбский продолжает:

"Сожаление сожаления находится в опасной близости к самосожалению. Такой эффект второго порядка, как убеждение в убеждении, приводит к фанатизму. Знать то, что мы знаем, осуждать осуждение, находиться в невежестве по поводу невежества и т. д. — показывает механизм догматизма; в то время как такие эффекты, как свободная воля свободной воли, или мотив мотива часто становятся заблуждениями и иллюзиями".

Таким образом, мы видим, как метасостояние усиливает первичное состояние, пока оно не становится большим искажением — "драконовским состоянием". Возможно, это объясняет, почему чистая технология первичных состояний обычно не затрагивает такие комплексные состояния, которые включают множественные уровни сознания в сознании.

Этот путь мышления про "состояния по поводу состояний" является индикатором сложности, которая может возникнуть в человеческом опыте, природе или сознании, когда одно или более состояний начинают взаимодействовать с другим состоянием. Результатом этого взаимодействия не является просто суммирование этих состояний. Мы не должны просто двигаться горизонтально (как когда мы имеем дело с работой со стратегиями в НЛП). Мы должны двигаться вертикально на более высокие логические уровни, более высокие рамки отношений, которые играют в странную "математику" с более низкими уровнями.

Например, иногда происходит противоположное. Корзибский пишет:

"Третья группа представлена такими эффектами первого порядка, как подавление, ненависть, сомнение, презрение, отвращение, гнев и похожие семантические состояния; эффекты второго порядка реверсируют и аннулируют эффекты первого порядка.

Таким образом, подавление подавления становится позитивным возбуждением или освобождением; ненависть ненависти почти близка к любви; сомнение сомнения становится научным критицизмом и передает научную тенденцию; другие очевидно реверсируют или аннулируют нежелательные семантические реакции первого порядка".

NLP: Now Lets Play. Игра с Метасостояниями

Джудит Делозье сказала, что, если бы она давала имя NLP, она бы расшифровала его как-нибудь иначе, например, "Now Lets Play". В этом духе игривости позвольте себе представить все дикие и сверхъестественные, полезные и вредные, придающие силы и обессиливающие метасостояния, которые мы можем генерировать так же, как и наблюдать взаимодействие состояний на логических уровнях.

Чтобы облегчить это, обратите внимание на следующие таблицы. В таблице 1 помещен набор состояний-по-поводу-состояний, которые мы нашли в работе Корзибского. Таблица 2 содержит некоторые добавочные примеры. Таблица 3 дает вам возможность придумать свой собственный напиток из колонок, которые я составил из случайных состояний. Например, если вы будете следовать верхней линии, вы можете начать с состояния стресса и хорошенько представить себе его. Затем достигнуть состояния собственной устойчивости по поводу вашего стресса, а затем — состояния веселья вашей устойчивости по поводу вашего стресса.

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Работая методически с состояниями-по-поводу-состояний

В "Шагах в направлении экологии разума" Грегори Бэйтсон писал: "Метасообщения всегда модифицируют сообщения более низких уровней" (1972). Метасообщение всегда функционирует как рамка отношений или контекста более высокого уровня для сообщений или состояний, которые находятся ниже. И из-за его более значительного контекста метасообщение определяет, или предписывает, или управляет значением/значениями (семантикой) на более низких уровнях. Что нам дает это? Много всего. Это может иметь множество различных эффектов, как уже было отчасти показано.

1) Редукция. Некоторые метасостояния могут редуцировать первичные состояния. Это случается, когда имеет место невозмутимость по поводу гнева, сомнение по поводу сомнения, размышления по поводу импульсивности, спокойная расслабленность по поводу чувства страха.

2) Интенсификация. Некоторые метасостояния могут усиливать и повышать первичное состояние. Вы можете заметить такой эффект в мучении по поводу мучения, беспокойстве по поводу беспокойства (гипер-беспокойство), в спокойствии по поводу спокойствия, радости по поводу обучения, жестокости по поводу решительности.

3) Преувеличение и искажение. Интенсифицирующий фактор может привести некоторые первичные состояния к такому преувеличению, что его можно назвать демоном. Это действительно так в полном смысле этого слова с гневом по поводу гнева (гипер-гнев), страхом по поводу страха (паранойя) и печалью по поводу печали (клиническая депрессия). Нерешительность по поводу нерешительности (разговаривать с запинкой) приводит к заиканию в соответствии с утверждением доктора Вендела Джонсона(2). В этих метасостояниях мы даем возможность нашим эмоциям "иметь" нас вместо того, чтобы нам "иметь" их как часть нашей эмоциональной силы.

4) Отрицание. Некоторые метасостояния фактически отрицают содержание эмоций и мыслей на более низком уровне. В сомнении по поводу моего сомнения я обычно чувствую себя более уверенно. В промедлении промедления я начинаю действие и откладываю откладывание.

5) Парадокс. Другие метасостояния могут привести к парадоксу, если они переносят опыт на более высокий уровень. Это дает множество возможностей для трансформации. С этим возможно анализировать такие мощные техники, как интервенцию, "парадоксальное намерение" в Логотерапии. Парадокс "Будь спонтанным сейчас!" существует потому, что мы обычно пытаемся действовать и понять коммуникацию на одном и том же логическом уровне. Сходная ситуация: "Никогда не говори “никогда”", "Никогда и всегда — это два слова, которые нужно всегда помнить, чтобы никогда не использовать", "Я абсолютно уверен, что ни в чем нельзя быть абсолютно уверенным" — имеют смысл только тогда, когда мы распознаем утверждение как существующее на более высоком логическом уровне, чем его части. Это напоминает мне парадоксальное утверждение: "Все утверждения на этой странице являются ложью".

6) Прерывание. Иногда состояние (мысли-чувства-нейрология), которым мы влияем на другое состояние, так дисгармонирует с ним и так его изменяет, что фактически происходит прерывание первоначального состояния. Это случается, когда мы с юмором относимся к своему состоянию серьезности, волнуемся по поводу спокойствия, чувствуем успокоение по поводу тревоги, бываем похотливы, чувствуя очень сильное благоговение.

7) Юмор. Такие состояния-по-поводу-состояний, как те, которые прерывают состояния, часто приводят к тому, что возникает юмор — когнитивная дисгармония чего-то, что мы благополучно наблюдаем как неконгруэнтное "вне-здесь-и-сейчас".

8) Замешательство. Иногда некоторые "состояния-по-поводу-состояний", которые порождают прерывание, могут также генерировать замешательство. Здесь состояние, которым мы влияем на другое состояние, вмещает в себя различные мысли/чувства, которые сталкиваются и "сплавляются" друг с другом и оставляют нас в запутанном состоянии.

9) Диссоциация. Иногда метасостояние приводит человека к тому, что он диссоциируется от первичного состояния. Задавая вопрос об экологии (действительно ли это состояние служит мне хорошо, выявляет лучшее, на что я способен, делает возможным для меня функционирование в наиболее ресурсном состоянии?), часто приходится диссоциироваться от первичного состояния, как это происходит в состоянии-по-поводу-состояния.

Вывод

Итак, какой эффект вы хотите получить? С моделью метасостояний вы можете методически работать с сознанием не только последовательно и горизонтально (как с помощью стратегий) или целостно и системно (как с помощью состояний), но также на уровне абстракции и в согласии с саморефлексивным сознанием.

по материалам "Центра НЛП в Образовании под руководством А. Плигина"