Интересные задачки на разные темы НЛП.


Многие убеждения образованы при помощи неполной индукции: общий вывод делается на основе только части событий. Для того, чтобы опровергнуть такой вывод, достаточно найти хотя бы один неподходящий случай.

Для опровержения убеждения «все кошки имеют шерсть» достаточно найти всего одну кошку без шерсти.

Как вы думаете, какие паттерны фокусов языка используют «опровержение» неполной индукции?

  • мета-фрейм;
  • размер фрейма;
  • разделение;
  • другой результат;
  • противоположный пример;
  • переопределение.

Ответ

В данном случае мы не меняем само убеждение, но меняем контекст его использования. К такому типу можно отнести «противоположный пример» и «размер фрейма».

В «противоположном примере» мы прямо ищем исключение из правила, а в «размер фрейма» меняем контекст так, чтобы в нём как раз оказались варианты исключений.

Ключи глазного доступа показывают, в какой модальности в данный момент идёт репрезентация у человека. Определите КГД людей на фотографиях.

Считаем, что все люди на фотографиях правши с "правильной" схемой КГД.

Ответ

1. В - визуальное вспоминание.

2. Ключей глазного доступа нет - девушка смотрит на собеседника.

3. АД - внутренний диалог.

4. К - кинестетика.

5. В - визуальное вспоминание.

6. ВК - визуальное конструирование.

Субмодальности - один из основных инструментов в НЛП. Но кто их открыл первым?

В классическом описании метамодели есть характерные вопросы на типовые нарушения:

«утерянный перформатив» - «кто это определил?»

«сравнение с умолчанием» - «по сравнению с кем/ с чем?»

«неконкретные глаголы» - «как именно?»

А для какого паттерна метамодели характерен вопрос «почему ты Х?»

  • сравнение с умолчанием
  • причина и следствие
  • чтение мыслей
  • утерянный перформатив

Ответ

В метамодели вообще нет паттерна, для которого характерен вопрос «почему ты Х?». Это скорее пресуппозиция типа «вопросы»:

- Когда ты мне позвонишь?

- Где мы с вами завтра встретимся?

- Почему вы так хорошо выглядите?

В технике «Шестишаговый рефрейминг» какая часть выбирает более эффективные варианты поведения?

  • творческая
  • часть, отвечающая за нежелательное поведение
  • части, намерения которых реализуются при помощи новых вариантов поведения
  • это делает Клиент сознательно

Ответ

В технике «Шестишаговый рефрейминг» на четвёртом шаге творческая часть придумывает новые варианты поведения, а часть, ответственная за нежелательное поведение, выбирает из них более эффективные, чем «поведение Х».

Достижение сущностных состояний - наивысшие наши ценности. При этом для того, чтобы войти в сущностное состояние, не обязательно реализовывать нижестоящие ценности или делать что-то для их достижения - в них можно просто находиться. А входить в сущностное состояние и быть в нём довольно просто научиться.

Мотивация можно рассматривать как потребность удовлетворить ценность. Если мы легко сможем реализовывать наивысшую ценность - достижение одного из сущностных состояний - что произойдёт с мотивацией?

Имеется в виду не мотивация в конкретной ситуации, а общий паттерн.

1. Мотивация пропадёт.

2. Мотивация не изменится.

3. Изменится качество мотивации.

Ответ

Хотя логически вроде получается, что если мы легко можем входить в сущностные состояние, то мотивация должна пропасть, на практике это совсем не так. Мотивация не пропадает, но скорее немного меняется её качество - она становится более уравновешенной, гармоничной.

Альфред Коржибский.

Базовая пресуппозиция НЛП «Карта не территория» идёт от идей Альфреда Коржибского. Но какова исходная цитата?

1. Карта не есть территория.

2. Наше представление о мире не является миром.

3. Карта - это не территория, модель мира - не сам мир, но хорошая карта структурно подобна территории, и в этом ее польза.

4. Карта, какой бы ни была её структура, не подобна территории.

Ответ

Самая знаменитая и известная цитата Коржибского: «Карта - это не территория». Но эта цитата неполна, полный вариант звучит так:

«Карта - это не территория, модель мира - не сам мир, но хорошая карта структурно подобна территории, и в этом ее польза».

Представьте, вы заякорили две противоположные по знаку и силе эмоции, не связанные с конкретными ситуациями. Например, радость и грусть. А потом проинтегрировали эти якоря. Что произойдёт с эмоциями?

1. С самими эмоциями ничего не произойдёт.

2. Вместо них будет новая третья эмоция.

3. Эмоции сотрутся.

Ответ

Якорь - это связь состояния, в данном случае эмоции, с каким-то стимулом: тоном голоса, прикосновением, жестом. Когда мы коллапсируем якоря, стирается именно связь стимула с состоянием, но не само состояние. То есть эмоции никуда не денутся, и вы сможете и дальше испытывать грусть или радость.

«Хорошо сформулированный результат» - это наиболее используемая в НЛП модель целепостановки. А что лежит в её основе?

1. Это результат моделирования людей, успешно ставивших цели

2. Интерпретация модели SMART.

3. Критерии представления цели, основанные на модели TOTE.

4. Интерпретация идей Милтона Эриксона.

Ответ

«Хорошо сформулированный результат» создавался исходя из модели ТОТЕ - как думать о цели, чтобы её можно было наиболее эффективно достичь.

Автором техники «Хорошо сформулированный результат» является Лесли Камерон.

Иван Петрович Павлов - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг. Открыл условные рефлексы.

А теперь вопрос. Является ли якорением, с точки зрения НЛП, то, каким образом Павлов создавал условный рефлекс в своём классическом эксперименте?


В своем ставшем классическим эксперименте Павлов вживил в слюнную железу собаки фистулу, чтобы измерять количество выделенной слюны. Затем перед собакой ставили миску, в которую автоматически подавалась еда. Экспериментатор сначала включал свет в окошку перед собакой, а затем, через несколько секунд, в миску подавалось немного пищи, а свет выключался. Собака была голодна, поэтому отмечалось обильное слюноотделение.

Ответ

При установке якоря стимул запускается на пике состояния - то есть всё происходит одновременно. У Павлова же сначала был свет (стимул), потом в миску подавалась еда, вызывающее слюноотделение (реакция) - то есть это последовательность. Так что то, каким образом создавался условный рефлекс в классическом эксперименте Павлова, вряд ли можно назвать якорем. Хотя в обоих случаях и получается условный рефлекс.

Чтобы было якорение, эксперимент должен был бы выглядеть так: в миску голодной собаки подаётся еда, и на пике слюноотделения включается свет.