69. Внушения

В американских фильмах одно время были популярны герои, которые по пути на работу слушали аудиозаписи, где приятный голос (обычно мужской) вещал:

- Я уверен в себе. Я справлюсь. Я могу контролировать свою жизнь.

А этот самый герой вслед за голосом повторял:

- Я уверен в себе. Я справлюсь. Я могу контролировать свою жизнь.

Человек на экране занимался самовнушением. То есть внушал что-то самому себе.

Внушение довольно интересная штука: его используют во множестве направлений, от аутотренинга до экриксоновского гипноза и НЛП, оно эффективно работает, и при этом объясняют принцип его работы очень большим количеством способов. Я дам один из вариантов.

Когда мы говорим, мы создаём определённую реальность. Если человек верит в эту реальность, он начинает вести себя в соответствии с ней.

Если человек верит в то, что он уверен в себе - он ведёт себя в соответствии с этим представлением. Если же он верит, что он неудачник - аналогично.

Поэтому лучше верить в то, что вы справитесь с задачей или успешно достигните цели.

Вот при помощи внушений мы эту реальность и создаём.

Соответственно, есть определённые правила, которые помогают создать для человека полезную реальность, в которую он поверит.

При этом мы регулярно делаем внушения себе и окружающим, но не все эти внушения бывают полезны. При чём когда люди делают эти внушения, в большинстве случаев, они совершенно не хотят навредить. Просто язык работает таким образом.
Человек ходит и пытается мотивировать себя: «Ну как можно так ошибиться? Почему я такой тупой?» - и даёт себе команду «быть тупым». Не думаю, что он хотел сделать себе такое внушение.
Например, крик матери: «Не беги, упадёшь», - типичное внушение «отрицание в команде» и может восприниматься ребёнком как команда побежать и упасть. И послушный ребёнок бежит и падает. Мать как раз не хочет, чтобы ребёнок падал, но…
- Ты такая умная, добрая, красивая - что же у тебя так плохо с мужиками? - подбадривает подруга. Используя в речи «последовательность принятия» и внушая «плохо с мужиками».
Так что давайте тренироваться делать хорошие и полезные внушения.

Виды внушений

Во-первых, можно внушения разделить на «внушения себе» - самовнушения, - и «внушения другим». Правила для них приблизительно одни и те же, так что особо заостряться на различиях я не буду.

Во-вторых, есть прямые и косвенные внушения. При прямом внушении человеку обычно прямо и говорят:

- Ты уверен в себе.

Или:

- Ты легко добьёшься цели.

Но в нормальном состоянии большинство людей довольно скептически относятся к таким утверждениям. Так что прямые внушения более-менее работают, только когда человек в трансе.

В аутотренинге человек сам себя вводит в транс (то есть аутотренинг - это вид самогипноза) и сам себе делает внушение, в гипнозе оператор вводит человека в транс и внушает ему что-то.

Поэтому в повседневной коммуникации используются замаскированные, косвенные внушения. В них для маскировки используются разные механизмы, но общий подход - отвлечь как-то сознание, чтобы команда дошла до бессознательного.

Использование

Внушения, как уже было сказано, создают определённую реальность.

Например, если вы хотите, чтобы вам человек действительно позвонил, создайте реальность, в которой он обязательно это сделает. Например, вопрос: «Когда вы мне позвоните?» - создаёт реальности, в которой человек обязательно звонит. В отличии от фразы: «Вы мне перезвоните?» - в которой существует выбор, что человек этого не сделает.

Так что при их помощи можно создать реальность в которой человек:

  • более успешен;

  • быстрее запоминает иностранные слова;

  • легко встаёт по утрам;

  • уверен в себе;

  • здоров;

  • сам справляется с проблемами;

  • достигает поставленных целей;

  • получает удовольствие от жизни.

Например, мне, как тренеру, при обучении группы удобно создавать реальность, в которой занимающиеся:

  • быстрее обучаются;

  • им интересно;

  • достигают успеха;

  • легко запоминают материал.

Точно так же вы можете создать себе реальность в которой вы:

  • дисциплинированы;

  • усидчивы;

  • уверены в себе;

  • контролируете свои эмоции;

  • любите заниматься спортом;

  • вовремя ложитесь спать;

  • счастливы.

И так далее, списки можно продолжить по желанию.

Косвенные внушения

Косвенных внушений довольно много видов, при чём в разных направлениях их группируют и даже называют по-разному.

Например, то, что в НЛП называют пресуппозициями, в Эриксоновском гипнозе называют импликациями.

В последующих главах мы разберём шесть наиболее часть встречающихся вариантов.

Пресуппозиции

Такое построение фразы, в которой команда представляется как нечто не подлежащее сомнению.

- Когда вы мне позвоните?

В этом вопросе нет сомнения на счёт того, позвонит человек или нет.

- Какое упражнение ты будешь делать первым?

Здесь нет сомнения, что человек будет делать упражнения, вопрос только в последовательности.

- Напишите нам, за что вы любите «Галина Бланка».

Вы любите «Галина Бланка», осталось только выяснить, за что.

Отрицания в команде

Бессознательное, которое более склонно к синтетическому целостному мышлению, с трудом относится к отрицаниям: не беги, не смотри, не ходи, - поэтому оно их просто откидывает. И получается: беги, смотри, ходи.

Просто для отрицания нужно сначала представить объект, а потом его отрицать. С чем легко справляется логическое последовательно мышление, свойственное сознанию.

Так что во фразе: «Не подписываете договор, ещё раз внимательно его не прочитав», - содержится команда «подписать договор».

Трюизмы

Трюизм - это фраза, полностью соответствующая действительности.

- Париж - столица Франции.

- Люди бывают успешны.

- Ты способен расслабиться.

Трюизмы задают рамку восприятия реальности и работаю, как внушения.

Невербальные выделения

- Вы можете войте в транс медленно, вы можете вообще не входить в транс, но я думаю, что вы войдете в него быстро.

Можно предложить человеку выборы, но более «правильные» невербально выделить. И он, совершенно бессознательно, склонится именно к ним.

Вложенные сообщения

В Эриксоновском гипнозе используется термин «контекстуальное внушение».

Если вы часть слов с речи или тексте выделите невербально, они начинают восприниматься бессознательным как команды.

- Вы сейчас читаете эту книгу, и некоторым из вас трудно удерживать внимание. Но легко отвлечься. Это нормально.

Команда: «Удерживать внимание легко».

Последовательность принятия

Часто встречающийся в повседневной жизни приём: вы делаете несколько утверждений, с которыми человек искренне соглашается, а потом вставляете команду.

- Мы уже занимаемся несколько часов, некоторые из вас устали и хотят отдохнуть, но именно сейчас вам будет всё легко запомнить.

Сначала три фразы, с которыми люди соглашаются (если действительно занимались несколько часов, устали и хотят отдохнуть) и команда: «сейчас вам будет всё легко запомнить». Эти три первоначальные утверждения нужны для создания впечатления истинности последней фразы.

Условия внушения

Мало суметь вставить команды в речь - нужно ещё обеспечить условия взаимодействия, в которых команды станут внушениями.

Раппорт

Внушения работают, только если есть раппорт.

Ну так вышло. Я не виноват. Без раппорта все эти штуки бесполезны.

Транс

Лучше, если собеседник будет в трансе. Не обязательно глубокий, достаточно лёгкого. Не обязательно, но полезно.

Намерение

Внушения должны поддерживать намерения клиента.

Хотя бы некоторые.

Если внушения не встроить в карту клиента, то они либо вообще им не будут восприняты, либо перестанут работать через какое-то время.

То есть если человек не собирается в принципе ничего покупать, вряд ли вам удастся внушить ему эту мысль. Но вот если он собирается купить, но всё никак не примет решение - внушение может помочь ему сделать это быстрее.

Конструирование команд

Сейчас мы поговорим о том, как правильно конструировать команды. Есть несколько основных правил.

Простая фраза

Желательно, чтобы фраза была простая - без всяких сложноподчинённых предложений: сделай, сходи, ты уверен в себе, чувствуешь себя хорошо.

Положительная формулировка

Что человеку стоит сделать, а не то, что он должен прекратить делать.

Действие или оценка

Команды касаются либо конкретных действий:

  • вынеси мусор;

  • сделай уроки;

  • почувствуй себя уверенно;

  • расслабься;

  • позвони завтра.

Либо изменения оценки:

  • ты успешный;

  • тебе нравится заниматься;

  • ты усидчивый;

  • я люблю бегать по утрам (для самовнушения);

  • это сделать легко.

Однозначная трактовка

Желательно, чтобы фраза имела только один смысл.

Например, фраза «запустить проект» имеет как минимум два смысла: начать проект и забросить проект.

Так же используйте только фразы с прямым значением, а не идеоматические выражения, вроде «зарыть талант в землю», «играть первую скрипку», «отделить зёрна от плевел».

Примеры удачных команд:

  • Я уверен в себе.

  • Я легко запоминаю новые иностранные слова.

  • Позвони мне завтра.

  • Подпиши договор.

  • Тебе нравится бегать по утрам.

  • Ты расслабляешься.

  • Тебе легко сосредотачиваться.

  • Ты быстро выздоравливаешь.

  • Боль уходит.

Упражнение «Конструирование команд»

Придумайте по 3-4 команды для каждой из заявленных проблем/задач:

  • Регулярно собираюсь лечь пораньше, но засиживаюсь за компьютером допоздна.

  • Подросток боится сдачи экзаменов.

  • Муж забывает вынести мусор.

  • Не могу заставить себя бегать по утрам.

  • Трудно запоминать иностранные слова.

Учтите, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Во-первых, желательно узнать, что именно мешает человеку сделать желаемое. Например «трудно запоминать иностранные слова» может быть потому, что:

  • Человеку не хватает мотивации их повторять.

  • Он всё время откладывает занятия.

  • Он плохо запоминает.

  • Он невнимателен во время занятия, всё время отвлекается.

  • Ему не нравится учить этот язык.

  • И так далее.

Соответственно, команды будут разные.

Во-вторых, можно давать команды как на действие, так и на смену оценки.

- Ты способен быстро выучить новые французские слова.

- Тебе нравится учить новые французские слова.

Где проходим

Тренинг "Повседневный Гипноз"

По теме

65. Способы воздействия НЛП 


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top