В американских фильмах одно время были популярны герои, которые по пути на работу слушали аудиозаписи, где приятный голос (обычно мужской) вещал:
- Я уверен в себе. Я справлюсь. Я могу контролировать свою жизнь.
А этот самый герой вслед за голосом повторял:
- Я уверен в себе. Я справлюсь. Я могу контролировать свою жизнь.
Человек на экране занимался самовнушением. То есть внушал что-то самому себе.
Внушение довольно интересная штука: его используют во множестве направлений, от аутотренинга до экриксоновского гипноза и НЛП, оно эффективно работает, и при этом объясняют принцип его работы очень большим количеством способов. Я дам один из вариантов.
Если человек верит в то, что он уверен в себе - он ведёт себя в соответствии с этим представлением. Если же он верит, что он неудачник - аналогично.
Вот при помощи внушений мы эту реальность и создаём.
Соответственно, есть определённые правила, которые помогают создать для человека полезную реальность, в которую он поверит.
Во-первых, можно внушения разделить на «внушения себе» - самовнушения, - и «внушения другим». Правила для них приблизительно одни и те же, так что особо заостряться на различиях я не буду.
Во-вторых, есть прямые и косвенные внушения. При прямом внушении человеку обычно прямо и говорят:
- Ты уверен в себе.
Или:
- Ты легко добьёшься цели.
Но в нормальном состоянии большинство людей довольно скептически относятся к таким утверждениям. Так что прямые внушения более-менее работают, только когда человек в трансе.
Поэтому в повседневной коммуникации используются замаскированные, косвенные внушения. В них для маскировки используются разные механизмы, но общий подход - отвлечь как-то сознание, чтобы команда дошла до бессознательного.
Внушения, как уже было сказано, создают определённую реальность.
Так что при их помощи можно создать реальность в которой человек:
более успешен;
быстрее запоминает иностранные слова;
легко встаёт по утрам;
уверен в себе;
здоров;
сам справляется с проблемами;
достигает поставленных целей;
получает удовольствие от жизни.
Например, мне, как тренеру, при обучении группы удобно создавать реальность, в которой занимающиеся:
быстрее обучаются;
им интересно;
достигают успеха;
легко запоминают материал.
Точно так же вы можете создать себе реальность в которой вы:
дисциплинированы;
усидчивы;
уверены в себе;
контролируете свои эмоции;
любите заниматься спортом;
вовремя ложитесь спать;
счастливы.
И так далее, списки можно продолжить по желанию.
Косвенных внушений довольно много видов, при чём в разных направлениях их группируют и даже называют по-разному.
В последующих главах мы разберём шесть наиболее часть встречающихся вариантов.
Такое построение фразы, в которой команда представляется как нечто не подлежащее сомнению.
- Когда вы мне позвоните?
В этом вопросе нет сомнения на счёт того, позвонит человек или нет.
- Какое упражнение ты будешь делать первым?
Здесь нет сомнения, что человек будет делать упражнения, вопрос только в последовательности.
- Напишите нам, за что вы любите «Галина Бланка».
Вы любите «Галина Бланка», осталось только выяснить, за что.
Бессознательное, которое более склонно к синтетическому целостному мышлению, с трудом относится к отрицаниям: не беги, не смотри, не ходи, - поэтому оно их просто откидывает. И получается: беги, смотри, ходи.
Так что во фразе: «Не подписываете договор, ещё раз внимательно его не прочитав», - содержится команда «подписать договор».
Трюизм - это фраза, полностью соответствующая действительности.
- Париж - столица Франции.
- Люди бывают успешны.
- Ты способен расслабиться.
Трюизмы задают рамку восприятия реальности и работаю, как внушения.
- Вы можете войте в транс медленно, вы можете вообще не входить в транс, но я думаю, что вы войдете в него быстро.
Можно предложить человеку выборы, но более «правильные» невербально выделить. И он, совершенно бессознательно, склонится именно к ним.
Если вы часть слов с речи или тексте выделите невербально, они начинают восприниматься бессознательным как команды.
- Вы сейчас читаете эту книгу, и некоторым из вас трудно удерживать внимание. Но легко отвлечься. Это нормально.
Команда: «Удерживать внимание легко».
Часто встречающийся в повседневной жизни приём: вы делаете несколько утверждений, с которыми человек искренне соглашается, а потом вставляете команду.
- Мы уже занимаемся несколько часов, некоторые из вас устали и хотят отдохнуть, но именно сейчас вам будет всё легко запомнить.
Сначала три фразы, с которыми люди соглашаются (если действительно занимались несколько часов, устали и хотят отдохнуть) и команда: «сейчас вам будет всё легко запомнить». Эти три первоначальные утверждения нужны для создания впечатления истинности последней фразы.
Мало суметь вставить команды в речь - нужно ещё обеспечить условия взаимодействия, в которых команды станут внушениями.
Внушения работают, только если есть раппорт.
Лучше, если собеседник будет в трансе. Не обязательно глубокий, достаточно лёгкого. Не обязательно, но полезно.
Внушения должны поддерживать намерения клиента.
Если внушения не встроить в карту клиента, то они либо вообще им не будут восприняты, либо перестанут работать через какое-то время.
Сейчас мы поговорим о том, как правильно конструировать команды. Есть несколько основных правил.
Желательно, чтобы фраза была простая - без всяких сложноподчинённых предложений: сделай, сходи, ты уверен в себе, чувствуешь себя хорошо.
Что человеку стоит сделать, а не то, что он должен прекратить делать.
Команды касаются либо конкретных действий:
вынеси мусор;
сделай уроки;
почувствуй себя уверенно;
расслабься;
позвони завтра.
Либо изменения оценки:
ты успешный;
тебе нравится заниматься;
ты усидчивый;
я люблю бегать по утрам (для самовнушения);
это сделать легко.
Желательно, чтобы фраза имела только один смысл.
Так же используйте только фразы с прямым значением, а не идеоматические выражения, вроде «зарыть талант в землю», «играть первую скрипку», «отделить зёрна от плевел».
Примеры удачных команд:
Я уверен в себе.
Я легко запоминаю новые иностранные слова.
Позвони мне завтра.
Подпиши договор.
Тебе нравится бегать по утрам.
Ты расслабляешься.
Тебе легко сосредотачиваться.
Ты быстро выздоравливаешь.
Боль уходит.
Придумайте по 3-4 команды для каждой из заявленных проблем/задач:
Регулярно собираюсь лечь пораньше, но засиживаюсь за компьютером допоздна.
Подросток боится сдачи экзаменов.
Муж забывает вынести мусор.
Не могу заставить себя бегать по утрам.
Трудно запоминать иностранные слова.
Учтите, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Во-первых, желательно узнать, что именно мешает человеку сделать желаемое. Например «трудно запоминать иностранные слова» может быть потому, что:
Человеку не хватает мотивации их повторять.
Он всё время откладывает занятия.
Он плохо запоминает.
Он невнимателен во время занятия, всё время отвлекается.
Ему не нравится учить этот язык.
И так далее.
Соответственно, команды будут разные.
Во-вторых, можно давать команды как на действие, так и на смену оценки.
- Ты способен быстро выучить новые французские слова.
- Тебе нравится учить новые французские слова.
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов