122 Рамки

Рамка (фрейм) - это

способ думать и действовать в ситуации.

То есть

фрейм определяет что мы делаем и как воспринимаем то, что происходит.

С рамками мы уже встречались. Много подходов и техник используют смену рамки:
разговорный рефрейминг - при помощи речи меняем смысл ситуации;
исследование цели с точки зрения разных «Врат сортировки»;
включены вы ситуацию (ассоциация) или наблюдаете за ней со стороны (диссоциация);
трёхпозиционное описание;
• взгляд на ситуацию с точки зрения разных частей личности;
• техники, принцип действия которых основан на смене рамки: «Интеграция конфликтующих частей», «Договор частей»;
убеждения обычно тоже работают как рамки восприятия - люди любят интерпретировать информацию так, чтобы она их убеждения подтверждала и дискредитировать ту, что убеждениям не соответствует;
экологическая проверка - это тоже рамка, исследование приемлемости последствий изменения;
• и даже техника «Стратегия Уолта Диснея» по структуре - последовательное рассмотрение ситуации с разных точек зрения (фреймов).

Ещё несколько полезных рамок.

Рамок в НЛП много, я описываю самые интересные.

Рамка «Как если бы»

В этой рамке мы предполагаем, что что-то как бы произошло. Вариантов для неё множество. Например:
• вы представляете что уже достигли цели и из этой позиции исследуете шаги, которые вы сделали для достижения результата;
• у вас проблемная ситуация - представьте, что вы перенеслись в будущее на 5, 10, 20 лет и вспоминаете об этой ситуации как о чём-то достаточно давнем: всё уже давно закончилось и вы можете ностальгически вспомнит, что ведь было же!
• у вас сложный жизненный вопрос - попробуйте на него ответить, как если бы вы знали ответ;
• у вас совещание, но важный человек не пришёл - представьте, что он бы сказал, если бы был на совещании.

Такой очень интересный и эффективный способ использовать творчество и возможности бессознательного.

Рамка результата

Оцениваете события с точки зрения получения нужного результата. Если я вот это сделаю - приблизит ли меня это к нужной цели?
Выяснение намерения как раз из этой рамки следует.

Проблемы или задачи

О том, что нам нужно сделать, можно думать как о проблеме и как о задаче. Обычно это несколько разные способы восприятия, каждый со своими плюсами и минусами. При чём представление о том, что такое «проблемы», а что такое «задачи» могут довольно сильно отличаться для разных людей. Так что определите, что такое для вас «проблемы», что такое «задачи». И для каких ситуаций каждый способ восприятия подходит. Например, когда вы думаете о чём-то, как о «проблеме» - это вызов и хорошо подходит для дел, которые нужно сделать срочно. А «задачи» более удобны для длительного последовательного достижения. Или «проблемы» - это что-то неприятное, с чем трудно справляться, но необходимо, «задача» же - это то, что сделать просто, приятно и легко.
После этого полезно подумать, о каких вещах удобнее думать как о «проблемах», а о каких как о «задачах».

Критические различия

Эта рамка поиска критических различий - то есть таких, которые меняют всё. Как критические субмодальности. По большому счёту это основа моделирования - найти эти самые критические различия между:
• эффективным и неэффективным поведением;
• успешной и неуспешной стратегиями обучения;
• ресурсным и нересурсным состояниями;
• и так далее.
Самое забавное, что в большинстве случаев таких критических различий не очень много: другой фокус внимания, более симметричная поза, низкий голос, вера в результат или диссоциация от ситуации.

Перепросмотр или обратный ход

Вспоминание процесса - как вы это сделали. Например, можно вспомнить (и рассказать) как вы делали технику, выступали перед залом или принимали решения. И оценить, что вы сделали хорошо, а что стоит добавить.

И ещё пример, как можно использовать различные рамки.

Переоценка ситуации

Если вы застряли в какой-то оценке ситуации, один из способов переоценить её - рассмотреть с разных точек зрения. А чтобы точки зрения были новые и непривычные, я сделал набор «ролевых» карточек.

122

В наборе нет какого-то глобального смысла - просто восемь вариантов, которые мне быстро пришли в голову. Можно придумать свои и добавить к этим ещё три - пять - двадцать штук, на ваш выбор.

Игра очень простая. Если вы хотите переоценить ситуацию, отношения, план - по очереди вытягиваете 3-5 карточек и описываете с точки зрения ролей.

Можно играть в группе - тогда Водящий задаёт ситуацию, а остальные описывают её в зависимости от случайно вытянутой карточки.

Например. Парень не поздравил девушку с праздником и она обиделась. Как можно помочь ей изменить оценку ситуации, взглянув на неё с разных точек зрения.
Философ: «Поздравления с праздниками древняя традиция. Но это именно традиция, нечто не имеющее рационального объяснения. Кто-то в определённый день должен сказать другому человеку определённые слова и подарить трупики цветов. Тебе не кажется это просто смешным?»
Писатель: «Я, думаю, из этого может получиться небольшой рассказ. Про то, как у девушка познакомилась с интересным парнем, общение, кафе, цветы. Скоро 14 февраля, она себе представляет, что он ей подарит, куда они пойдут, как отметят. Это всё подробно описывается. Начиная с утра она ждёт, он не звонит. Сначала она ещё мечтает, потом злится, потом думает, что с ним что-то случилось, потом, что он её бросил. И так по кругу. Хочет сама позвонить ему, но не делает этого, злится на себя за то, что не сделала. Постепенно фокус её внимания смещается с парня на неё, на самооценку, она начинает заниматься самокопанием, переоценивать свою жизнь. Понимает, насколько она зависима от чужих оценок. Успокаивается, решает, что теперь она будет самостоятельной и независимой и спокойно относится к мужикам. Представляет себе всё это. Но тут звонит телефон и она бегом бросается к нему».
Романтик: «Ну это же так мило - ты волнуешься, переживаешь. Он забыл - и ты понимаешь, насколько он для тебя важен, что это настоящее чувство. А потом скандал, выяснение отношений, перемирие, ужин при свечах и красивый секс в конце!»


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top