Метапрограммы можно достаточно успешно использовать для моделирования собственного эффективного поведения. Берёте какой-то контекст: принятие решений, мотивация, обучение, написание статей, выступление на публике, - и выбираете три ситуации, когда вы были достаточно успешны (на ваш субъективный взгляд) и три ситуации, когда вы были неуспешны. 

 

 

После этого находите:

  • какие метапрограммы были во всех неуспешных ситуациях [сходство];

  • какие метапрограммы были во всех успешных ситуациях [сходство];

  • различия в наборах метапрограмм успешных и неуспешных ситуаций.

Различия могут касаться не только того, что в одном случае «мотивация ОТ, в другом К», но и того, что в одном контексте метапрограмма гибкая - человек легко переключается между внутренней и внешней референцией и т.п., - или использует разные метапрограммные наборы на разных этапах.
Учтите, что гибкость в переключении метапрограмм не всегда создаёт эффективное поведение - иногда как раз наоборот. Например, в ситуации, когда надо настоять на своём мнении, гибкость в референиции «внутренняя - внешняя» скорее будет мешать, чем помогать.

После того, как найдёте различия исследуйте, какие из них являются критическими - то есть которых хватает для получения эффективного поведения. Обычно это касается 2-3 метапрограмм, а не 5-8.

И внедрите новый навык в жизнь: сначала несколько раз проиграйте три-пять ситуаций из рабочего контекста в голове с «эффективными» метапрограммами, потом тренируйте в жизни, отслеживая использование правильных метапрограмм.