Фокусы языка - это вербальные рефрейминги, направленные на изменение убеждений. Проще говоря, это типовые стратегии создания таких рефреймингов. Описаний этих стратегий несколько. Наиболее известные - это 14 паттернов Роберта Дилтса. Но есть ещё 26 паттернов Майкла Холла, они у него называются «линии разума». О них рассказ дальше.

Самое забавное, но книгу с описанием паттернов «разговорного рефрейминга, направленного на изменение убеждений» первым выпустил Майкл Холл - «Дух НЛП», 1996 год. Фокусы языка» Роберта Дилтса вышли в 1999. При этом и «фокусы языка», и «линии разума» разработаны на основе моделирования «параноидальной игры Ричарда Бендлера».

Некоторые «линии разума» совпадают с паттернами Дилтса, часть скорее является разукрупнением их, часть оригинальные. При этом Холл многие паттерны описывает по-своему и вкладывает другой смысл, несмотря на схожесть названий. Например «Модель мира» у Дилтса - это предложение более «правильного» убеждения со ссылкой на других людей, а у Холла больше похоже на «Стратегию реальности».

На мой взгляд почитать про модель «линий разума» весьма полезно - и на тему, что можно смоделировать из одного и того же поведения. И для того, чтобы взглянуть на другие стратегии конструирования вербальных рефреймингов, направленных на изменение убеждений.

Линии разума Майкла Холла

1. Конкретизация или разукрупнение

Выяснение специфических компонентов, составляющих поведение или состояние.

– Из каких составных частей состоит это представление? – Откуда вы знаете, что это следует называть или обозначать данным Х? – Что позволяет вам думать об этом, зрительно представлять или слышать об этом таким образом? – Что вы имеете в виду под Х?

2. Выявление стратегии

Определение конкретного порядка и последовательности, который принимают репрезентации, создавая опыт. Спрашивайте о том, что идет вначале, что на втором месте, на третьем и так далее.

– В каком порядке и последовательности выступают эти составные части? – Что идёт сначала, что на втором месте и т.д.?
– Откуда вы знаете, что сначала нужно видеть это, потом слышать и т.д.? – Когда и где вы делаете это?

3. Рефрейминг поведения

Предложение иного смысла или названия для внешнего поведения: «Если вы действительно хотите увидеть, как выглядит данная форма внешнего поведения, посмотрите на…»

– Что в действительности представляет собой данное поведение, так это... – Приведите пример данного поведения. – Если вы хотите увидеть, как оно в действительности выглядит, посмотрите на...

4. Рефрейминг состояния

Утверждение о том, что поведение в действительности соответствует не данному состояние, а другому: «Это не состояние А, это состояние Б.»

– Какое другое состояние мы могли бы с равным основанием предположить за данным поведением? – Если вы хотите увидеть, как в действительности проявляется данное состояние, посмотрите на...!

5. Рефлексивное применение к себе

Применение поведения к самому себе.

– Какой прекрасный пример высказывания Х!

6. Рефлексивное применение к слушателю

Применение состояния к человеку или говорящему.

– Итак, вы сейчас используете Y по отношению ко мне?

7. Противоположный пример

Поиск исключений и противоположных примеров.

– Был ли в вашей жизни случай, когда вы не испытывали этого? – Когда эта формула по поводу вас или этой жизни не работает? – И что, вы никогда не испытывали ничего противоположного этому?

8. Предшествующее позитивное намерение

Заявление о том, что человек фактически имел позитивные намерения, вызвавшие данную форму поведения, и формулирование этих намерений. Шаг, направленный на подстройку.

– Вы, вероятно, сделали это в силу заявленного позитивного намерения. – А вы не пытались достичь позитивных целей за счёт …? – Как, по вашему, какой значимой для него цели пытается достичь этот человек?

9. Предшествующая позитивная причина

Заявление о том, что имела место позитивная причина, источник которой находился вне человека и которая вызвала данное поведение.

– Вы сделали это, потому что произошло Х или Y, не так ли?

10. Первый результат

Постановка под сомнение поведения или убеждения на основании его последствий. Конфронтационный шаг.

– Это представление приведет к тому, что вы столкнётесь с последствиями ... – Что случится, если вы и в дальнейшем сохраните это представление или форму поведения?

11. Результат результата

Усиление последствий со временем, показывающее, к какой катастрофе может привести данное поведение.

– Если вы получи этот результат, к чему это вас приведет? – Когда вы получите первичный результат, это повлечет за собой X; вы этого хотите?

12. Конечный результат

Прослеживание последствий до конца жизни человека и преувеличение их до распространяющихся на всю его оставшуюся жизнь. Провокационный психотерапевтический шаг.

– В конечном итоге это представление приведет к Х и У. Как вам это понравится? – Оглядываясь па свою жизнь, после того как вы испытаете все последействия этого, что вы будете думать или чувствовать по этому поводу?

13. Модель мира

Фрейм убеждения или поведения как карты, а следовательно – как того, что не является неизбежным.

– Кто научил вас думать или чувствовать таким образом? – Когда вы размышляете об этом как о ментальной карте, как это изменяет для вас вещи?

14. Фрейм критериев и ценностей

Фрейминг вещами, ценимыми более высоко, чем убеждение и поведение.

– Что вы находите более важным, чем это? – Какое влияние оказывает на это Х (некая другая ценность)? – Когда вы сравниваете это с Х (ценностью), что вы об этом думаете?

15. Фрейм всеобщности

Спрашивайте о том, насколько универсально данное убеждение.

– Всегда? По отношению ко всем? – Вы бы всем это рекомендовали? – Не было ли в вашей жизни эпизода, когда это было не так?

16. Фрейм необходимости

Спрашивайте о правилах или законах, которые делают данное убеждение «необходимым». Указание на его компульсивную природу.

– Что заставляет вас думать таким образом? – Что произойдёт, если вы этого не сделаете? – Вы действительно должны? – Что было бы, если бы вы не могли этого сделать? – Что удерживает вас от этой другой вещи?

17. Фрейм идентичности

Фрейм данного убеждения как идентификации, идентичности. Можно спросить, является ли оно таковым?

– Что это говорит о вас как о личности? – Когда вы думаете или делаете это, как это влияет на вашу идентичность? – Кем бы вы были, если бы не верили в это?

18. Фрейм всех-других-абстракций

Всеобъемлющая категория для любой другой концепции или фрейма референции, которую можно применить к убеждению. Линии разума с 21 по 26 также относятся к категории «других абстракций».

– Когда вы думаете об А, Б, С по этому поводу, какое влияние это оказывает на вещи?

19. Фрейм экологичности

Спрашивайте о том, насколько полезно в целом и насколько сбалансировано данное убеждение.

– Это служит вам добрую службу? – Это улучшает вашу жизнь? – Есть ли в вас что-то, что противится этому?

20. Фрейм метафорами или историями

Рассказ истории, которая может содержать одну или более из предшествующих линий разума, но в форме повествования.

– У меня есть друг, который месяц назад... • Перенос и приложение референта, о котором повествует история... к убеждению.

21. И/И-фрейминг

Спрашивайте о том, является ли данное убеждение ситуацией «или/или» либо оно может содержать градации серого между полюсами или промежуточные степени.

– Это действительно ситуация «или/или»? Либо черное, либо белое? – Нет никаких оттенков? Промежуточных степеней? Градаций или промежуточных масштабов? – Может ли это быть и первое и второе одновременно, но с различных точек зрения?

22. Фрейм псевдослов

Спрашивайте о том, являются ли слова, составляющие убеждение, реальными символами, действительно замещающими нечто существующее.

– Действительно ли за этим словом стоит некий реальный объект или валидная концепция? – Может ли это быть псевдословом? Просто шумом или опечаткой?

23. Фрейм отрицания

Фрейм, побуждающий к конструированию отрицания, перечеркивающего данное убеждение.

– А что, если бы это не было реальным или этого вообще не было? – Как вы почувствовали бы себя, если бы это исчезло из вашего ментального фильма? Как это повлияло бы на вещи?

24. Возможность и фрейминг «как если бы»

Использование гипотетического фрейма или фрейма возможности, позволяющего вообразить невообразимое и испытать новое убеждение или концепцию.

– Что, если бы у вас была возможность сделать это? – Предположим на минутку, просто ради эксперимента, что у вас были бы эти ресурсы для... Вам бы это понравилось?

25. Системный и вероятностный фрейминг

Фрейм в категориях вероятности или других системных факторов, которые могут способствовать и оказывать влияние и по своей природе являются нелинейными и циклическими.

– Какова вероятность того, что это произойдёт? Или что этого не произойдет? – Какие другие системные факторы или влияния воздействуют на это? – Это действительно носит линейный характер или в этом есть что-то циклическое или системное?

26. Фрейм решений

Фрейм в категориях выбора и волевого решения, а не в категориях мыслей, желаний, эмоций.

– Итак, вы решили, что дела обстоят таким образом? Это то, чего вы хотите? – Вы сделаете это? Вы выберете эту линию поведения, которая ни к чему не приводит?

По теме

Майкл Холл, Боб Боденхамер  «Полный курс НЛП»

Майкл Холл, Боб Боденхамер «Высшая магия НЛП»

Роберт Дилтс «Фокусы языка»

Модель НЛП:: Фокусы языка