Фокусы языка - это вербальные рефрейминги, направленные на изменение убеждений. Проще говоря, это типовые стратегии создания таких рефреймингов. Описаний этих стратегий несколько. Наиболее известные - это 14 паттернов Роберта Дилтса. Но есть ещё 26 паттернов Майкла Холла, они у него называются «линии разума». О них рассказ дальше.
Самое забавное, но книгу с описанием паттернов «разговорного рефрейминга, направленного на изменение убеждений» первым выпустил Майкл Холл - «Дух НЛП», 1996 год. Фокусы языка» Роберта Дилтса вышли в 1999. При этом и «фокусы языка», и «линии разума» разработаны на основе моделирования «параноидальной игры Ричарда Бендлера».
Некоторые «линии разума» совпадают с паттернами Дилтса, часть скорее является разукрупнением их, часть оригинальные. При этом Холл многие паттерны описывает по-своему и вкладывает другой смысл, несмотря на схожесть названий. Например «Модель мира» у Дилтса - это предложение более «правильного» убеждения со ссылкой на других людей, а у Холла больше похоже на «Стратегию реальности».
На мой взгляд почитать про модель «линий разума» весьма полезно - и на тему, что можно смоделировать из одного и того же поведения. И для того, чтобы взглянуть на другие стратегии конструирования вербальных рефреймингов, направленных на изменение убеждений.
1. Конкретизация или разукрупнение
Выяснение специфических компонентов, составляющих поведение или состояние.
– Из каких составных частей состоит это представление? – Откуда вы знаете, что это следует называть или обозначать данным Х? – Что позволяет вам думать об этом, зрительно представлять или слышать об этом таким образом? – Что вы имеете в виду под Х?
2. Выявление стратегии
Определение конкретного порядка и последовательности, который принимают репрезентации, создавая опыт. Спрашивайте о том, что идет вначале, что на втором месте, на третьем и так далее.
– В каком порядке и последовательности выступают эти составные части? – Что идёт сначала, что на втором месте и т.д.?
– Откуда вы знаете, что сначала нужно видеть это, потом слышать и т.д.? – Когда и где вы делаете это?
3. Рефрейминг поведения
Предложение иного смысла или названия для внешнего поведения: «Если вы действительно хотите увидеть, как выглядит данная форма внешнего поведения, посмотрите на…»
– Что в действительности представляет собой данное поведение, так это... – Приведите пример данного поведения. – Если вы хотите увидеть, как оно в действительности выглядит, посмотрите на...
4. Рефрейминг состояния
Утверждение о том, что поведение в действительности соответствует не данному состояние, а другому: «Это не состояние А, это состояние Б.»
– Какое другое состояние мы могли бы с равным основанием предположить за данным поведением? – Если вы хотите увидеть, как в действительности проявляется данное состояние, посмотрите на...!
5. Рефлексивное применение к себе
Применение поведения к самому себе.
– Какой прекрасный пример высказывания Х!
6. Рефлексивное применение к слушателю
Применение состояния к человеку или говорящему.
– Итак, вы сейчас используете Y по отношению ко мне?
7. Противоположный пример
Поиск исключений и противоположных примеров.
– Был ли в вашей жизни случай, когда вы не испытывали этого? – Когда эта формула по поводу вас или этой жизни не работает? – И что, вы никогда не испытывали ничего противоположного этому?
8. Предшествующее позитивное намерение
Заявление о том, что человек фактически имел позитивные намерения, вызвавшие данную форму поведения, и формулирование этих намерений. Шаг, направленный на подстройку.
– Вы, вероятно, сделали это в силу заявленного позитивного намерения. – А вы не пытались достичь позитивных целей за счёт …? – Как, по вашему, какой значимой для него цели пытается достичь этот человек?
9. Предшествующая позитивная причина
Заявление о том, что имела место позитивная причина, источник которой находился вне человека и которая вызвала данное поведение.
– Вы сделали это, потому что произошло Х или Y, не так ли?
10. Первый результат
Постановка под сомнение поведения или убеждения на основании его последствий. Конфронтационный шаг.
– Это представление приведет к тому, что вы столкнётесь с последствиями ... – Что случится, если вы и в дальнейшем сохраните это представление или форму поведения?
11. Результат результата
Усиление последствий со временем, показывающее, к какой катастрофе может привести данное поведение.
– Если вы получи этот результат, к чему это вас приведет? – Когда вы получите первичный результат, это повлечет за собой X; вы этого хотите?
12. Конечный результат
Прослеживание последствий до конца жизни человека и преувеличение их до распространяющихся на всю его оставшуюся жизнь. Провокационный психотерапевтический шаг.
– В конечном итоге это представление приведет к Х и У. Как вам это понравится? – Оглядываясь па свою жизнь, после того как вы испытаете все последействия этого, что вы будете думать или чувствовать по этому поводу?
13. Модель мира
Фрейм убеждения или поведения как карты, а следовательно – как того, что не является неизбежным.
– Кто научил вас думать или чувствовать таким образом? – Когда вы размышляете об этом как о ментальной карте, как это изменяет для вас вещи?
14. Фрейм критериев и ценностей
Фрейминг вещами, ценимыми более высоко, чем убеждение и поведение.
– Что вы находите более важным, чем это? – Какое влияние оказывает на это Х (некая другая ценность)? – Когда вы сравниваете это с Х (ценностью), что вы об этом думаете?
15. Фрейм всеобщности
Спрашивайте о том, насколько универсально данное убеждение.
– Всегда? По отношению ко всем? – Вы бы всем это рекомендовали? – Не было ли в вашей жизни эпизода, когда это было не так?
16. Фрейм необходимости
Спрашивайте о правилах или законах, которые делают данное убеждение «необходимым». Указание на его компульсивную природу.
– Что заставляет вас думать таким образом? – Что произойдёт, если вы этого не сделаете? – Вы действительно должны? – Что было бы, если бы вы не могли этого сделать? – Что удерживает вас от этой другой вещи?
17. Фрейм идентичности
Фрейм данного убеждения как идентификации, идентичности. Можно спросить, является ли оно таковым?
– Что это говорит о вас как о личности? – Когда вы думаете или делаете это, как это влияет на вашу идентичность? – Кем бы вы были, если бы не верили в это?
18. Фрейм всех-других-абстракций
Всеобъемлющая категория для любой другой концепции или фрейма референции, которую можно применить к убеждению. Линии разума с 21 по 26 также относятся к категории «других абстракций».
– Когда вы думаете об А, Б, С по этому поводу, какое влияние это оказывает на вещи?
19. Фрейм экологичности
Спрашивайте о том, насколько полезно в целом и насколько сбалансировано данное убеждение.
– Это служит вам добрую службу? – Это улучшает вашу жизнь? – Есть ли в вас что-то, что противится этому?
20. Фрейм метафорами или историями
Рассказ истории, которая может содержать одну или более из предшествующих линий разума, но в форме повествования.
– У меня есть друг, который месяц назад... • Перенос и приложение референта, о котором повествует история... к убеждению.
21. И/И-фрейминг
Спрашивайте о том, является ли данное убеждение ситуацией «или/или» либо оно может содержать градации серого между полюсами или промежуточные степени.
– Это действительно ситуация «или/или»? Либо черное, либо белое? – Нет никаких оттенков? Промежуточных степеней? Градаций или промежуточных масштабов? – Может ли это быть и первое и второе одновременно, но с различных точек зрения?
22. Фрейм псевдослов
Спрашивайте о том, являются ли слова, составляющие убеждение, реальными символами, действительно замещающими нечто существующее.
– Действительно ли за этим словом стоит некий реальный объект или валидная концепция? – Может ли это быть псевдословом? Просто шумом или опечаткой?
23. Фрейм отрицания
Фрейм, побуждающий к конструированию отрицания, перечеркивающего данное убеждение.
– А что, если бы это не было реальным или этого вообще не было? – Как вы почувствовали бы себя, если бы это исчезло из вашего ментального фильма? Как это повлияло бы на вещи?
24. Возможность и фрейминг «как если бы»
Использование гипотетического фрейма или фрейма возможности, позволяющего вообразить невообразимое и испытать новое убеждение или концепцию.
– Что, если бы у вас была возможность сделать это? – Предположим на минутку, просто ради эксперимента, что у вас были бы эти ресурсы для... Вам бы это понравилось?
25. Системный и вероятностный фрейминг
Фрейм в категориях вероятности или других системных факторов, которые могут способствовать и оказывать влияние и по своей природе являются нелинейными и циклическими.
– Какова вероятность того, что это произойдёт? Или что этого не произойдет? – Какие другие системные факторы или влияния воздействуют на это? – Это действительно носит линейный характер или в этом есть что-то циклическое или системное?
26. Фрейм решений
Фрейм в категориях выбора и волевого решения, а не в категориях мыслей, желаний, эмоций.
– Итак, вы решили, что дела обстоят таким образом? Это то, чего вы хотите? – Вы сделаете это? Вы выберете эту линию поведения, которая ни к чему не приводит?
По теме
Майкл Холл, Боб Боденхамер «Полный курс НЛП»
Майкл Холл, Боб Боденхамер «Высшая магия НЛП»
Роберт Дилтс «Фокусы языка»