Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Мягкова Ирина
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Визуальная метафора в работе с детьми.
Визуальная метафора в работе с собой.

Визуальная метафора, как экономичный способ работы с клиентом.

Когда-то, в пещере на р.Белая, в Башкирии я видела наскальные рисунки. Это интересный рассказ о жизни человека в глубоком прошлом... Есть там рисунки диких животных, людей с оружием, изображенных древним художником. Вероятно, рисуя, он размышлял о месте человека в окружающем его мире. Но возможно, одна из функций этих рисунков, или подобных - особая. Я представила себе такую картинку. Очаг , племя людей, одетых в шкуры и греющихся от голода и холода у костра, мужчин, готовящих оружие к завтрашней охоте. Неизвестность, непредсказуемость будущего можно было компенсировать хорошей технической подготовкой, как сказали бы мы сегодня. И еще созданием необходимого психологического состояния. Издревле были люди, знающие в этом толк - сохранение в человеческой культуре и по сей день шаманизма и колдовства может это объяснить. В ритуальном танце под ритмичные удары барабана (когда задействованы все три системы восприятия) это состояние и создавалось.А метафорическое поражение изображения животного завершало создание событий, которые еще только должны были произойти в будущем. Человек побеждал свой страх, побеждал в схватке с животным, наслаждался ожидаемой победой - создавал эффекты. Охотник проживал свое успешное будущее и в этом ему помогали изображения.

Под визуальной метафорой обычно понимают графическое изображение некоего объема информации по принципу аналогии, сходства, сравнения. Визуальная метафора может иметь вид конкретных предметов живой и неживой природы; это могут быть схемы-рисунки, как в мind-map (ментальных картах) Тони Бузана; это могут быть сюрреалистичные картинки без конкретного содержания - лишь линии, цвета, штриховка и т.д. С помощью визуальной метафоры мы можем обозначать события, состояния, чувства, работать в разных точках временной линии, планируя будущее, анализируя и перепросматривая (если это необходимо) прошлое, осознавая настоящее.

Вообще говоря, идея использования визуальной метафоры не нова. Без нее невозможно представить себе арт-терапию, работу с рисунком в приемах гештальттерапии (по осознаванию чувств, состояний через рисунок - например, упражнение «стань персонажем рисунка и поговори от его имени»). Но, если идти дальше, с помощью рисунка мы можем не только осознавать, определять в себе или клиенте нечто - чувства, состояния, отношение к чему-либо - но и вносить изменения в соответствующий контекст. Происходит следующее: изменяем что-то в рисунке - меняется что-то в нас. Интересных эффектов с помощью визуальной метафоры можно достигать, применяя приемы и техники НЛП, в которых уже «отшлифованы» успешные модели получения изменений (скажем, техника «изменения личностной истории», «изменение субмодальностей»). Используя рисунок как заякоренное пространство информации, с визуальной метафорой можно работать и в разных техниках и на разных логических уровнях: миссии, на уровне личностного своеобразия - создавать желаемый образ себя, избавляться от ограничивающих убеждений и создавать новые, работать со способностями, ценностями. Все это открывает новые возможности для терапии, дает новые инструменты для психотерапевтической работы, особенно в тех случаях, где осложнено «словесное» общение, а именно в работе с детьми , в работе с собой, в работе с информацией клиента, о которой ему трудно говорить.

Визуальная метафора в работе с детьми.

Можете ли вы представить себе ребенка 6 лет (и даже старше) , который вам точно расскажет о том, с чего начался его невроз - тик, заикание или почему ему трудно общаться со сверстниками. Как правило и фильтр родительского внимания редко совпадает с тем, что на самом деле происходит в психической жизни ребенка, как он воспринимает события , происходящие вокруг него, в семье. Для того, чтобы терапия была эффективной, необходима хорошая диагностика, качественный сбор информации. Сделать это, напрямую задавая вопросы метамодели, трудно или практически невозможно до тех пор, пока ребенок не научился устанавливать причинно-следственные отношения, анализировать. С помощью визуальной метафоры и фантазии-сюжета можно получить эту информацию в виде проекции психической жизни ребенка на плоскость рисунка, обозначить ее и уже используя рисунок, задавая вопросы, можно понять, как он воспринимает те или иные события. Используя рисунок и изображенных персонажей , мы переходим на метафорический язык и уже говорим не о ребенке и его проблемах, , а о жизни нарисованных персонажей. На стадии диагностики рисунок помогает увидеть - с чем , собственно, работаем. Можно дополнить эту информацию тем, что по этому поводу скажут нам взрослые, родители. Находим позитивные намерения и вторичные выгоды невроза или проблемного поведения . И переходим от диагностики к терапии, коррекции. И здесь можно использовать психодраму, игру в сказку, какие-то другие приемы. При точном попадании в карту ребенка-клиента, он отождествляется с героем, проживает какие-то события в его «шкуре», научается полезным навыкам и приобретает необходимые знания и умения.

Приведу случай из практики, когда я работала с семьей и поводом для обращения был лицевой тик у 6-летней девочки Кати. Тик начинался, когда девочке одевали шапку, чтобы вести ее в детский сад.. Я спросила какая у нее любимая сказка. Оказалось - «Волшебник Изумрудного города». Мы придумали с ней «волшебную» шапку (используя настоящую), одевая которую она могла превращаться в разных героев этой сказки - Элли, Тотошку, Дровосека, Льва, Страшилу..., и мы разыгрывали с ней сцены из этой сказки. Собрав ресурсы героев, переякорив, наконец, эту шапку, мы избавились от тика. ... Но, через 10 дней мама и дочка пришли снова - у тика, как оказалось, была масса вторичных выгод. И нам предстояло собрать информацию об оставшихся. Мама и дочь по-разному воспринимали ситуацию, складывающуюся в семье, мама не могла найти других причин невроза. И тогда на помощь пришел рисунок. Я попросила девочку, на минуту закрыв глаза, представить себя цветком - розовым кустом . Потом спросила: « Какой ты - розовый куст, ты растешь в поле, огороде, в саду, на окне? Ты большой или маленький , розовый куст? Кто или что тебя окружает, кто ухаживает за тобой? С кем ты дружишь, розовый куст?» И она нарисовала розовым фломастером цветок, а рядом с ним - огромную зеленую елку, ветви которой тянулись к розе. А еще она нарисовала своего маленького друга в виде фиолетового цветка. «А что будет, если розовый цветок вырастет в большой, мощный розовый куст?», - спрашивала я . Девочка рисовала новый рисунок, но елка снова хищно тянула свои лапы на втором и третьем рисунке, а у девочки опять появлялся тик. Я спросила у мамы о том, кого напоминает ей эта елка. Мама , подумав, сказала - «Это похоже на мою сестру, которая все время «задирает» дочку, мы живем с ней вместе...». Необходимая информация была получена. Мы продолжили работу. С девочкой , с мамой, их взаимоотношениями с сестрой. (Мама смогла найти взаимопонимание с сестрой по этому поводу). А девочка нарисовала большой фиоолетовый цветок рядом с собой. И елка больше не была ей страшна. И так мы разбирались со всеми вторичными выгодами этого тика, которых было немало в этой непростой семье, состоящей, практически из трех семей, тесно живущих под одной крышей. Тик привлекал внимание к девочке и к ее стремлению «навести мосты между родственниками». По мере нашей работы его становилось все меньше. Окончательно он пропал, когда мама вместе с девочкой смогли жить отдельно от родственников и у девочки появились свои интересные занятия, новые друзья, школа.

 

Возможность использовать рисунок как язык общения с миром ребенка подсказал и еще один случай. Личная история Даши - девочки из семейного детского дома - к 12 годам была полна жизненных драм. В момент нашей встречи, когда девочка попала в хорошую приемную семью , ее жизнь постепенно начала налаживаться и все же прошлое давало о себе знать негативными эмоциями, ночными страхами . Я проводила коррекционные занятия вместе с другими детьми, мы, прорабатывая разные чувства, рисовали на темы наведенных (подсказанных) фантазий. Я попросила детей представить себя маленькой лодочкой, которая выходит в открытое море. «Она плывет себе по морю, море спокойно. Но вдруг начинает дуть ветер, он дует все сильнее, поднимаются волны, они становятся все больше, захлестывая и раскачивая лодочку, свистит ветер, грохочут молнии... Продолжи историю маленькой лодочки, нарисуй ее на листе бумаги...» Ассоциировавшись с попавшей в беду лодочкой, девочка нарисовала метафоричную историю своей жизни. На первом рисунке мы видим изображение лодки, причем как бы нарисованное рукой 4-5 летнего ребенка (возрастная регрессия?). Далее - сам шторм. Во время работы с рисунком я разговариваю с ребенком, задаю вопросы, а Даша рассказывает: «Маленькой лодочке было страшно и холодно, но в море появились добрые рыбы, которые стали толкать лодочку к берегу, тут и шторм начал затихать». Она смотрела на свою картинку (добрыми рыбами, вероятно были ее приемные родители - действительно удивительные люди - в ее настоящем). Но она продолжила и нарисовала еще одну картинку, радующую своими красками - большой корабль, на котором люди танцуют ламбаду. Это было ее желаемое будущее. Интуитивно ребенок искал логического окончания своих драм и начала новой счастливой жизни. И это стало для меня подсказкой к использованию рисунков в терапии. Ведь обозначив, осознав свой драматический путь, прожив его маленькой лодочкой еще раз, и создав позитивную картинку настоящего и будущего, ребенок фактически изменил субмодальности своего опыта -в настоящем и будущем.

Я привожу здесь фрагменты работы с визуальной метафорой. Безусловно, такая работа дает хорошие результаты, но важно помнить, что это лишь один из инструментов для получения изменений. Для того, чтобы жизнь Даши по-настоящему наладилась в ее новой семье, чтобы ребенок смог преодолеть травмирующие воспоминания прошлого, необходима большая системная работа, воспитание, любовь, поддержка взрослых - ее новых родителей и воспитателей.

Говоря о работе с детьми, хотелось бы отметить, что работа с рисунком - это хороший способ для групповой коррекционной работы. Приведу еще один пример. Предстояло работать с детьми, пришедшими во второй класс к новому учителю. И так сложилось - по вине или беде учителя - что у детей этого класса было в целом негативное отношение к школе, недоверие, страхи, пробелы в знаниях. Новый учитель обратился ко мне с просьбой помочь что-то сделать с этими как - будто «замороженными» детьми. И плюс к колоссальной работе учителя по возвращению доверия детей к школе, мы вместе с ними учились выражать свои чувства, писали «незаконченные предложения» (с набором «ресурсов») : «Мой самый лучший день в школе...», «Больше всего на свете я люблю...» и т.д. А также рисовали. Вот одно из занятий. В начале урока мы поговорили о том, что запомнилось им в первом классе - что понравилось и что не понравилось . Потом попросила нарисовать картинки. Очень диагностичными были эти рисунки - кто-то из ребят нарисовал класс, в котором были одни парты, без людей, кто-то - огромного учителя, повернутого спиной, и очень маленького - себя, как-то было дискомфортно от многих из них. Далее я попросила детей нарисовать то, что хотелось бы изменить им в своем отношении к школе. «Как бы хотелось тебе чувствовать себя в школе?» - такова была тема второго рисунка . Дети сосредоточенно работали. В конце урока, мы собрали «негативные» картинке в общую кучу и просто убрали их подальше. А из «позитивных» сделали выставку в классе. С помощью этого приема, мы отрефлексировали чувства, обозначили их. И нарисовали себе «счастливое школьное будущее», как в стишке: «Что нам стоит дом построить - нарисуем , будем жить!»

Визуальная метафора в работе с собой.

Пожалуй, психотерапевтическая работа с собой - одна из самых трудных. Но необходимость в такой работе периодически возникает - мы анализируем происходящие с нами события, планируем, размышляем, ставим проблемы, решаем задачи. Не всегда «под рукой» хороший психотерапевт или не всегда мы к нему обращаемся. Используя визуальную метафору, можно решать такие задачи самому, обращаясь к своему подсознательному опыту.

Допустим, у вас завтра - ответственная встреча, и необходимо
настроиться на нее, создать версию желаемого для вас будущего (которое во многом зависит от вашего состояния), иметь это состояние , провести важные переговоры, решить много важных дел. Накануне, когда никто и ничто не мешает, можно включить медитативную музыку - она необходима для создания особого раппорта со своей глубинной частью, и для отключения Критика, внутреннего диалога, внутренней «говорилки». Здесь, пожалуй, полезно «включать» собственного Мечтателя и отправляться в доверительное путешествие навстречу своему бессознательному. Можно взять цветные карандаши, фломастеры или цветные гелиевые ручки и начать рисовать. Процесс похож на медитацию. Вы выбираете цвета, рисуете какие-то абстрактные линии, которые как- будто сама выводит рука, они соединяются в замысловатый рисунок, что-то заштриховываете. Есть какая-то логика в нарисованном, во время работы могут приходить какие-то мысли , им место на бумаге - добавляете цвет или линии в рисунок - мысль превращается в знак. Потом смотрите на все это со стороны. И если вам нравится ваш рисунок (Саша Любимов называет его «сюром» - наверное, от «сюрреализма»), нравится метафора вашего желаемого состояния - и, соответственно желаемого развития событий, то можете «соединиться» с ним , буквально интериоризировать, взять его вовнутрь. Если не нравится (проверка на экологию) - можно отставить в сторону, перерисовать. Такая работа позволяет создавать реальность будущего, обозначать его, а, находясь в настоящем, «двигаться уже по знакомой территории», глубже проживая реальность. Рисунок становится еще и визуальным якорем.

Если не хватает собственных сил или ресурсов , их можно нарисовать, а , следовательно, иметь к ним доступ - так появится картинка «поток любви, счастья», «ресурсы Вселенной», «здоровье» или что-то, что хотелось бы добавить в собственную жизнь.

Полезность работы с визуальной метафорой заключается и в том, что она предоставляет возможность для выражения негативных чувств в социально приемлемой манере и освобождения от них (это упражнения типа «Нарисуй свой страх, гнев », «Нарисуй свои отрицательные эмоции»). Это способ безопасной разрядки. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем, вербально, т.к. нет сознательной цензуры.

Визуальная метафора в случае, если человекне хочет о чем-либо говорить или не может нечто выразить словами. В этих случаях легче нарисовать, а потом обсуждать нарисованное. Всегда ли человек, запрашивающий психотерапевтическую помощь, готов до конца откровенно рассказывать вам о своих «скелетах в шкафу»? Или он не может точно описать, что с ним происходит. В этих случаях можно работать без содержания. Просим человека нарисовать проблему , а потом уже ее описать.

Скажем, если у клиента проблемное отношение к кому-либо или чему-либо, можно попросить его нарисовать это «отношение»(с помощью абстрактных линий, штрихов) - как это сейчас, в настоящем. Затем рисуем «желаемое отношение». Далее, если желаемая картинка нравится, не вызывает внутреннего напряжения (проверка на экологию), то мы просим клиента «заякорить» ее, буквально поместить в тело этот ресурс. О том, что делать с «проблемной» картинкой лучше спросить у клиента - в нее вложена часть «территории»его карты и его выбор - что с ней делать -убрать в дальний ящик стола, порвать на кусочки, сжечь... Желаемую картинку лучше иметь в зоне видимости (повесить на стенку, положить в записную книжку). Эти действия также носят метафорический характер и должны приниматься внутренней экологией.

Визуальная метафора, как экономичный (с точки зрения затрат времени и сил) способ работы с клиентом, добавляющий разнообразие в инструменты психотерапевтической работы.

Подобно тому, как в математике, мы целое математическое выражение, состоящее из большого количества знаков, можем принять за некий Х, также большой объем информации, который мы имеем, работая с собой или с клиентом, мы можем обозначить метафорой рисунка. Количество единиц информации, которое можно одновременно воспринять, составляет 7 +_2 . Решая задачи с помощью визуальной метафоры, мы можем большой информативный объем «укладывать» в 7 +_2. Мы выигрываем силы и время за счет приема аналогий , плюс использование самой быстрой репрезентативной системы - визуальной, c помощью которой (субмодальности ) мы кодируем информацию. И далее происходит следующее: человек рисует, потом что-то меняет в рисунке, потом меняется сам.

Работая с одной клиенткой в течение какого-то времени по поводу ее проблемных отношений в семье и убеждений о невозможности что-либо изменить , в один из сеансов, я попросила ее «нарисовать жизнь семьи в виде предметов или животных или растений, назвать их ». - «Но я не умею рисовать.»- « Попробуй представить себя художником - примитивистом или абстракционистом...» Во время ее работы можно было наблюдать, как много она вкладывает в этот рисунок, как сосредоточенно вырисовывает животных, выражая эмоции и отношение к персонажам - в рисунок . Затем я предложила ей нарисовать картинку на тему « Какой бы я хотела видеть свою жизнь, семью ?» Она снова задумалась и сказала: «Я хочу , чтобы все было по-другому...» и начала рисовать другую картинку «семейки животных». После окончания работы я спросила: «Ты уверена, тебе все здесь нравится, оптимально ли это для тебя и твоего окружения?» - «Да, я уверена, теперь я знаю как мне надо жить и действовать» Второй рисунок символизировал ее новую, самостоятельную жизнь - желание, осуществление которого она не могла себе позволить до нашей совместной работы. И работа с рисунками стала «последней соломинкой, переломившей спину верблюда», по-настоящему изменившей ее убеждения по поводу взаимоотношений с близкими.

В работе многих тренеров можно видеть работу с визуальной метафорой. В семинаре Роберта Дилтса по системному мышлению, проходившему в Московском Центре НЛП, было одно замечательное упражнение. В «пятерках» человек рассказывал о своем проблемном пространстве, и каждый участник группы должен был изобразить метафорически ( т.е. с использованием изображений предметов, явлений природы, животных и т.д.) свое понимание проблемы. В результате человек получал несколько карт - визуальных метафор своего проблемного пространства, что помогало ему более многомерно его осознать (и завершить ТОТЕ осознания самой проблемы - очертить ее границы, сформулировать, увидеть целиком). И используя эти же карты по аналогии, выбрать оптимальное решение метафорически, а затем и в переводе на собственную реальность.

***

Мой интерес к визуальной метафоре был почерпнут из различных семинаров , в основном - в Московском Центре НЛП, группе Интегральной графики Саши Любимова, в совместной работе с гештальттерапевтом Маргарет О`Брайен (Англия) в Китежском семейном детском доме, книги Вайолетт Оклендер («Окна в мир ребенка», из собственной «правополушарности», из собственного психотерапевтического опыта, и из любви к искусству. Я работала с детьми, проводила проективную рисуночную диагностику в школе («Рисунок семьи», «Несуществующее животное»и т.д.), многократно наблюдала поразительную связь между рисунком и реальной жизнью ребенка. Дети хорошо владеют языком рисунка, метафоры, для них рисовать - естественно, редко кто из них скажет, что не умеет рисовать, нет внутренней цензуры - пожалуй, тем и удивителен мир детского рисунка, что, присмотревшись повнимательнее, мы сможем прочесть по нему чувства и состояние ребенка, его радости, интересы, трудности. Например, «рисунок семьи» дает настолько точную информации о структуре семьи и эмоциональной жизни ребенка, что в процессе сбора информации остается лишь уточнять увиденное. Он выделяет значимых членов семьи, старательно прорисовывая детали или выделяя их размером, у тех, к кому испытывает неприязнь, будет лишь символический контур и т.д. Дружную семью дети рисуют , построив всех в ряд или круг, и взявшись за руки , а семью, где каждый сам по себе - в комнате с перегородками. Почти всех мам- у кухонной плиты... Как правило у каждого «художника» свой стиль - с повторяющимися закономерностями - из рисунка в рисунок. Присмотревшись к рисункам и немного понаблюдав за ребенком в процессе работы, можно достаточно точно определить его метапрограммный профиль (ценности, фокус сравнений, ассоциация-диссоциация, размер разбивки, позиции восприятия, мотивация, референция, время). Это также можно использовать в работе, -  например, в более точной подстройке и ведении.

Подводя некоторые итоги по затронутой теме (она всего лишь затронута, на самом деле - «черепах в ней - до самого верха и до самого низа...»), можно сказать, что проблема (пока она не переведена в стадию задачи) всегда находится в том месте, где есть незавершенность каких-то процессов; нет целостного восприятия, не завершен гештальт - как скажут гештальт- психологи . Или в переводе на язык НЛП - не завершен ТОТЕ процесса. Как правило, именно в этот период к консультантам и обращаются люди. Им необходимо что-то завершить, до- понять, до- думать, осознать. И изменения во внутренней психической жизни человека происходят, а ,соответственно, и меняется что-то в его реальной жизни тогда, когда завершены «открытые ТОТЕ» . Касается ли это планирования его будущего, осмысления настоящего или завершения процессов в прошлом. Работа с визуальной метафорой позволяет обозначать незавершенные внутренние процессы, буквально видеть их, осознавать и доводить до логического завершения. Что, безусловно, ценно для психотерапии. И , помимо этого, использование визуальной метафоры способствует возникновению чувства внутреннего порядка вследствие необходимой организации формы и цвета. Усиливается ощущение собственной личностной ценности. А в качестве дополнительного положительного эффекта - получение удовольствия от созданного произведения.