Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Субмодальности представляют собой качественные характеристики описания содержания. Например, визуальные субмодальности: яркость, расстояние, положение в пространстве, пропорции, наличие движения. Аудиальные субмодальности: громкость, высота, скорость, направление звука. При помощи субмодальностей мозг кодирует отношение: важно, плохо, неприятно, восхитительно, верю,  интересно и так далее.

Общее представление

Один из вопросов, с которых начиналось НЛП: "Как я знаю, что я знаю?"

Действительно, как мы знаём, что эта вещь наша, а вот этот человек в зеркале - "я, а не сосед"? Как мы узнаём во что верим, а в чём сомневаемся? Должен же быть какой-то механизм. Конечно, можно всегда сказать "я внутри себя определяю", но вопрос в том, каким образом? Маленький эксперимент. Мысленно представьте себе толпу незнакомых людей. Посреди этой толпы поставьте себя. А теперь: - У кого образ себя ярче, чем остальные? - У кого он цветной, а остальные серые? - У кого он более резкий, чем остальные? - У кого образ себя объемный, а остальные люди плоские? - Какие ещё есть различия?

- У меня образ себя яркий, цветной и объёмный. А остальные серые, блёклые. Скорее даже просто серые контуры.
- У меня практически единственное отличие – "я" нахожусь в фокусе.

Замечательно. Следующий эксперимент. Как вы узнаёте, например, ваша ли куртка на вешалке?

- Я просто вспоминаю, куда я её повесил.

Это понятно, что когда вы не уверены, вы проверяете: место, цвет, фасон. Но ведь вы это не делаете при "каждом подходе". Как вы воспринимаете её, после того, как признали её своей? Представьте, что она весит среди кучи очень похожих курток. Только одна ваша.

- Похоже, как в предыдущем случае. Она ярче.
- А у меня она как бы подсвечена, как будто лампой освещена. У меня она как бы выходит вперёд.
- Когда я на неё смотрю, она увеличивается в размерах и приближается.

У каждого из нас есть свой способ кодировать важно – или нет, своё – чужое, правильно – неправильно, хорошо – плохо, верю – не верю.

Для кодировки отношения мозг использует субмодальности.

Когда вы смотрите телевизор, вы можете сделать изображение ярче или темнее, добавить цветов, отсесть подальше. А также вы можете поиграть со звуком. При этом содержание не меняется – как шла программа "Время", так и продолжает идти. Меняется только то, как вы это воспринимаете. Вот яркость, размер, положение, цвета, фокус изображения – это субмодальности визуального канала. Точно так же существуют субмодальности аудиального канала: громкость, тембр, стерео – моно. Есть свои субмодальности и у кинестетического канала. Ощущения имеют размер, интенсивность, качество (вибрация, сжатие, холод), местоположение.

Субмодальности касаются только способа представления информации, но не содержания.

У нас в голове тоже есть набор "регуляторов". Только эти настройки служат немного для другого – при помощи этих настроек мозг кодирует отношение: хорошо – плохо, нравится – не нравится, свой – чужой, важно – не важно. Наше понимание (или замешательство), вера, любимый человек и цель жизни – всё это кодируется при помощи субмодальностей. Нам же нужно быстро узнать, как мы относимся вот к этому конкретному человеку. Мы же не вычисляем каждый раз:"Ага. Три дня назад он мне улыбнулся. Вчера молча прошел мимо. А сегодня пожал руку. Так. Значит, он мне симпатичен." - Мы видим человека и уже знаем, что это тот, кого мы любим. КАК мы узнаём? Хотите разобраться? Маленький эксперимент. Представьте себе толпу незнакомых людей. А теперь среди этой толпы разместите знакомого вам человека. У кого он ярче? Контрастней? Он цветной, а все остальные серые? Он объемный, а все остальные плоские? Он в фокусе? Более резкий? Вот все эти настройки: яркость, резкость, контраст, цветной/черно-белый и есть субмодальности визуального канала. И мозг их использует для того, чтобы можно было различать в том числе знакомый – не знакомый. Чтобы сразу посмотрев на толпу вы могли понять – этих я не знаю, а этот…

Как мы можем использовать субмодальности

Первое. Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. То есть: изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать или создавать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей. Второе. Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его "командный язык". Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь. Третье. Наше восприятие тоже управляется субмодальностями. И меняя способ восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя. И, наконец, четвёртое. Субмодальности – это "командный язык" для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или считать чужое. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток. Вам уже хочется начать заниматься этим?

Дискретные и аналоговые субмодальности

Все субмодальности можно разделить на два типа: одни можно менять плавно (яркость, местоположение, громкость), а другие бывают только в двух принципиально разных состояниях (объёмное – плоское, есть движение – нет движения, стерео – моно). И при тренировке первых (аналоговых) ваша задача научиться менять их плавно и в максимально возможных пределах, то для вторых (дискретных) важно научиться быстро переключаться.

Схема

Схема "Субмодальности"

 

Вопросы для определения субмодальности

Визуальные

Положение

Где находится картинка?
Где этот образ расположен в пространстве?
Покажите местоположение образа руками.
Картинка слева или справа от центра?
Эта картинка наклонна?

Расстояние

Как близко (далеко) от вас находится образ?
Попробуйте показать рукой расстояние до образа.

Цветной – ч/б

Это цветное или черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?

Цвета.

Какие цвета в этом образе?
Цвета живые, яркие или блеклые?

Яркость

Эта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?

Фокус

Этот образ резкий или он размыт?
Картинка в фокусе или размыта?

Детальность

Насколько детализирован этот образ?
Деталей много или мало?
Вы видите только общие контуры или можете различать детали?

Фон

Есть ли фон?

Форма

Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?

Ассоциация – диссоциация

Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?
Если диссоциация:
Вы видите себя справа, слева или сверху?
Вы видите свое лицо или спину?

Панорамность

Вы находитесь внутри образа?
Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?

Граница

Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?

Движение

Это кино или слайд (фотография)?
Есть ли в этом образе движение или он статичен?
Насколько быстро это движение?

Пропорции

Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?

Размерность

Это плоское или объемное?

Кинестетические

Качество

Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение...

Интенсивность

Насколько сильно это ощущение?

Положение

Где находится это ощущение?
Покажите рукой местоположение этого.

Движение

Это ощущение двигается или статично?
Это движение непрерывно или оно происходит волнами?

Направление

Откуда это движение стартует?
Каково направление его движения?
Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?

Скорость

Ощущение перемещается быстро или медленно?
Есть ли рывки или это плавное движение?

Размер

Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?

Аудиальные

Положение

Вы слышите это изнутри или снаружи?
Источник звука расположен внутри вас?
Откуда этот звук исходит?

Высота

Какова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?

Громкость

Какова громкость этого?
Звук громкий или тихий?

Моно/стерео

Звук объемный?
Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?

Монотонность

Это монотонный звук или скорее мелодия?

Темп

Это быстро или медленно?

Ритм

Есть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать движением ладони.

Длительность

Это непрерывное или прерывистое?

 

Общая схема смены субмодальностей

Смена субмодальностей