Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Милтон-модель, как и метамодель языка, одна из базовых лингвистических моделей НЛП.

Базовые паттерны Милтон-модели

Неконкретные существительные.

  • люди, женщины, дела, вещь, штука.

Неконкретные местоимения.

  • это, эти, они, мы, все.

Неконкретные глаголы

  • думать, знать, рассуждать, понимать, осознавать.

Номинализации

  • любовь, уважение, спокойствие, счастье, дружба, восторг, разговор, обстоятельства.

Существительные, образованные из глаголов – «овеществлённый» процесс.

Модальные операторы возможности

  • возможно, можете, умеете.

Сообщение о возможности или праве совершения действия.

- Вы можете пойти погулять.

Модальные операторы необходимости

  • должен, обязан, вынужден, надо.

Сообщение о необходимости совершения действия.

- Вы должны пойти погулять.

Кванторы общности

  • всё, никогда, каждый, всегда, никто, всякий;

Сообщение о том, что правило относится ко всему множеству без исключений.

- Все психологи согласны с этим.

Утраченный перформатив

  • это важно… ; решено, что … ; известно, что … .

Сообщение о мнении, без информации о том, чьё это мнение.

- Известно, что брюнетки умнее блондинок.

Сравнение с умолчанием

  • это лучше; они качественней; это правильнее.

Использование качественных прилагательных в сравнительной степени, с опущением того, с чем сравнивают.

- Иванов играет лучше.

Чтение мыслей.

Претензия на понимание мыслей или чувств другого человека без уточнения того процесса, который позволил получить эти сведения.

- Я знаю, что вам понравился этот спектакль.

Причинно-следственная связь (А=>Б).

  • как только; после того, как; сразу, как; если… то; когда; прежде, чем;

Предположение о том, что событие А является причиной (следствием) события Б.

- Если вы внимательно рассмотрите это кольцо, оно обязательно вам понравится.

Комплексный эквивалент (А=Б).

  • значит; то же самое, что;

Предположение о том, что А и Б – это одно и то же.

- Ревнует – значит любит.

Функции паттернов Милтон-модели

Для начала нам бы хотелось рассмотреть паттерны Милтон-модели с точки зрения целей их применения в речи.

Во-первых, некоторые паттерны употребляются для достижения и поддержания рапорта, помогая создавать неконкретность речи.

Во-вторых, другая часть паттернов используется для создания такой реальности для собеседника, в которой он сделает нужное действие. Собственно, это создание ограничений в карте человека.

В-третьих часть паттернов служит для "внедрения" утверждения.

Неконкретность речи

Эта группа паттернов служит для увеличения неконкретности в речи, и может быть использована как подстройки, так и для расширения контекста применения ограничения.

Неконкретные существительные.

Данные паттерны позволяют неопределённо сообщить о том, кто выполняет действие, так и о том, над кем/чем это действие выполняется.

Существительные (кроме собственных) описывают классы предметов. Слово «стул» обозначает «род мебели для сиденья, снабженной спинкой (для одного человека)»,

Понятно, что размер множества, обозначаемого словом, может быть больше или меньше, и мы можем тогда говорить о более или менее конкретной речи. Например слово "мальчик" более определённое, чем "ребёнок", а "ребёнок" более определённое, чем "человек", "человек" в свою очередь более конкретно, чем "существо".

- Учёные много работают.

- Дети обращают внимание на яркие вещи.

Неконкретные местоимения.

Местоимения контекстозависимые слова – если ситуация не определена, значения местоимения практически определить невозможно.

- Петров и Сидоров договорились. Они придут завтра.

- Они договорились

Если в первом случае кто такие «они» следует из первого предложения, то во втором это определить можно было бы только предварительно определив контекст.

  • При этом люди часто внутри себя контекст меняют, забыв об этом сообщить собеседнику. На самом деле в фразе: - Петров и Сидоров договорились, они придут завтра, - под «они» могут подразумеваться совершенно другие люди. Внутри себя собеседник мог сменить контекст, при этом забыв об этом сообщить остальным: - Петров и Сидоров договорились, кто и что будет делать и позвонили монтажникам. И они (монтажники) придут завтра.

В Милтон-модели обычно используется именно это свойство местоимений – собеседник сам задаёт актуальный контекст, из которого следует значение местоимения. Характерный пример: к Фрэнк Фарелли на сессию выходит вполне симпатичная женщина. Фрэнк сразу, до того как она успела хоть что-нибудь сказать:

- Ни о чём не говори. Во всём виноват он.

Неконкретные глаголы

Этот паттерн, в свою очередь, позволяет говорить неопределённо о процессе.

Все глаголы в определённой степени неконкретны. Но одни неконкретны более, чем другие. "Прийти" более конкретно, чем "добраться", а "добраться" более конкретно, чем "оказаться".

- Иванов предупредил, что опоздает.

«Предупредил» достаточно неконкретный глагол – Иванов мог заранее позвонить, послать сообщение по почте, за месяц сказать сослуживцу и т.д.

Номинализации

Номинализация позволяет сказать о процессе не только более неопределённо, но и переместить его на место того, кто выполняет действие (субъекта) или над кем выполняется действие (объекта). Это приводит, например, к тому, что объект становится референтным индексом номинализации и понижается в значимости. В результате мы можем вообще утратить исходную информацию о субъекте/объекте, участвующем в процессе, и тем самым расширить контекст и увеличить уровень обобщения.

- Засорение приводит к тому, что деревья гибнут.

- Твоя любовь меня беспокоит.

- У нас завтра будет разговор.

Если с глаголом опущение информации более заметно, то с номинализацией то же опущение воспринимается более естественно. Сравните:

- Строят дом.

- Стройка дома.

Если в первом примере отсутствие субъекта более заметно, то во втором его отсутствие кажется вполне приемлемым.

К тому же номинализация диссоциирует человека от процесса. Диссоциировавшись, человек теряет возможность управлять им, но при этом он может снизить интенсивность переживаний и более взвешенно оценить происходящее.

Модальные операторы возможности

Этот паттерн позволяет говорить не о самом действии, а о возможности (разрешении, праве) действия, что позволяет намного расширить контекст. Сравните:

- Вы сегодня утром вышли в 8.15 утра.

- Вы могли сегодня утром выйти в 8.15 утра.

Создание ограничений

К этой группе относятся такие паттерны, которые создают ограничения в реальности собеседника, что позволяет "направить" его движение в нужную сторону.

Кванторы общности

Кванторы общности помогают создать "правило без исключений".

- Каждый может достичь желаемого.

- Все люди могут изменить свою жизнь.

- Все приходят завтра в 9.15.

Модальные операторы необходимости

Модальные операторы необходимости создают отсутствие выборов относительно действия.

- Надо прийти вовремя.

- Вы должны изменить свою жизнь.

Сравнение с умолчанием

Сравнение с умолчанием создаёт "абсолютное качество" предмета или события.

- Этот телевизор лучше.

­- Лучше, если вы придёте завтра к 9.15

Причина – следствие

Этот паттерн позволяет создать иллюзию, что два события связаны между собой и что за одним событием "автоматически" следует другое.

- После того как внимательно прочтёте контракт, поставьте подпись на последней странице.

Комплексные эквиваленты.

Аналогично, комплексные эквиваленты создают иллюзию, что два события – это одно и то же.

- Если вы киваете - значит вы со мной согласны.

Встраивание утверждений

Эти паттерны повышают авторитетность мнения.

Утраченный перформатив

Утраченный перформатив создаёт впечатление, что идея "витает в воздухе", что это общее правило. Так же использование утраченного перформатива в речи позволяет избежать сообщения о том, откуда взята информация.

- Считается, что нужно делать так.

- Общепринято, что в гости ходят с подарком.

- Решено, что все должны прийти завтра в 9.30

- Известно, что Иванов любит приврать.

Чтение мыслей

Если в "утраченном перформативе" автор мнения просто удалён, в этом паттерне опираются на чьё-то конкретное мнение. Правда, он применяется обычно для сообщения о чьих-то переживаниях или суждениях.

- Я знаю, что это его не волнует.