Бросить курить легко. Я сам бросал раз сто.

Марк Твен

Что такое навязчивость

Н. Гончарова. Курильщик. Фрагмент

Навязчивость получается, когда человек что-то настолько сильно хочет, что контролирует себя с трудом или вообще практически не контролирует. А проявляется навязчивость в том, что «это поведение» хочется и хочется повторять, и справиться с этим желанием крайне сложно. Заядлый курильщик выбегает курить каждые полтора-два часа, а если курить не получается, чувствует себя крайне некомфортно. Или навязчивое желание постоянно проверять соцсети каждые десять минут - что там нового написали, сколько лайков набрала моя фоточка. Как описывал один компьютерный игрок: «Навязчивость - это когда ночью встал попить воды, а в восемь утра обнаружил себя у компа, играющим в «Сall of duty»

При этом нужно понимать, что курить или играть в компьютерные игры можно и без навязчивости, вопрос только в отношении к процессу – если человек действительно контролирует себя и может легко перестать это делать, то о навязчивости речи не идёт. А вот если, даже не смотря на уверения, что он легко может бросить курить/пить/играть, бросить не получается – это, скорее всего, навязчивость.

В определённом смысле навязчивость – «фобия наоборот». То есть «это» человек хочет в любом контексте и справиться с этим желанием ему крайне трудно, а порой и невозможно.

Обычно появление навязчивости связано с тем, что действие либо является единственным способом удовлетворения важного намерения, либо весьма эффективным способом удовлетворения большого различных намерений.

Навязчивым может стать практически любое действие, но наиболее часто встречающиеся связаны с:

  • курением;

  • перееданием;

  • азартными играми;

  • компьютерными играми;

  • социальными сетями;

  • алкоголем.

Обычно людей волнует, как навязчивости убирать. Потому что многие навязчивости хотя и связаны с получением удовольствия, но имеют неприятные последствия. Например, неудержимое поедание сладостей, может привести к нарушению обмена веществ, увеличению веса и кариесу. Или курение – крайне эффективный и надёжный способ отвлечься и получить удовольствие. Но вот последствия: проблемы со здоровьем, жёлтые зубы, неприятие определённой частью общества, страдания от невозможности покурить, например, в самолёте. Ну и так далее, дополните сами.

Плюс потеря контроля над собственной жизнью. Вроде бы твердо решил каждый вечер бегать трусцой, и вдруг обнаружил, что уже полночь, а ты все ещё в Интернете.

- Так как мне бросить курить? – спросит муж.
- А мне переедать? – добавит ваша жена.
- А мне, наконец, прекратить играть в Майнкрафт? – скажет их сын.
Хочу порадовать - это может быть довольно просто! Если вы, конечно, действительно этого хотите. Про это будет дальше, где про «Взрыв Навязчивости» и технику «Взмах».

В то же время навязчивость может быть крайне полезным и эффективным способом поведения. Например, у детей, особенно у самых маленьких, есть очень сильная навязчивость к обучению: сначала они учатся держать голову, потом переворачиваться, затем ползать. Вы видели когда-нибудь, как вскакивает малыш, научившийся вставать в кроватке? Его будто пружина какая-то выталкивает вверх, и он стоит, пока хватает сил, падает, и тут же вскакивает снова. Посмотрите на ребёнка, который изо дня в день, не смотря на то, что он регулярно падает и отбивает себе всякие места, пытается встать и идти.

Хотели бы вы чего-то достигать с таким же упорством? Чтобы ни смотря на трудности и препятствия, всё так же стремиться к своей цели?

Навязчивости часто возникают в творчестве: художник навязчиво хочет закончить картину, писатель - дописать рассказ, а у поэта не выходит из головы стих. Навязчивости бывают полезны при обучении языку, математике, езде на велосипеде или плаванию.

Навязчивость – это просто такой механизм. Если его использовать неправильно – он может очень сильно отравить жизнь. А если с толком – очень даже облегчить. Важно научиться им пользоваться.

Так что для начала мы научимся навязчивости создавать.

Создание полезной навязчивости

Как я уже писал, навязчивости могут быть весьма полезны. Они эффективно могут заменять мотивацию - не надо теперь всех этих мыслей об ужасных последствиях пропущенного занятия по фитнесу. Наоборот, теперь нужно себя скорее ограничивать в своём стремлении заниматься спортом.

Выбор при создании навязчивости ещё будет связан и с задачами - навязчивость нужна, пока пишу статью, рисую картину, учу язык, а потом она не слишком нужна. Так же важно подобрать подходящую интенсивность навязчивости - слишком сильная может «подчинить» вашу жизнь. Наверно не стоит её делать настолько сильной, что вы не спите и не едите, а только учитесь, учитесь, учитесь или пишите, пишите, пишите… Так что экология, экология и ещё раз экология.

Например, если вы готовитесь к экзаменам, весьма полезно в течение этого времени иметь навязчивое желание хорошо изучить предмет.

Если вы учите иностранный язык, навязчивость может быть весьма кстати - чтобы не заставлять себя что-то делать, а просто предвкушать следующее занятие.

Вы пишите книгу, статью, придумываете слоган - навязчивость поможет вам это сделать быстрее, эффективнее и не отвлекаться в процессе.

Вы можете сделать навязчивым не только поведение, но и саму цель. Это даст вам гибкость в поведении, но вас очень тянет и «конечный результат». Так обычно происходит у гениев: у них часто крайне навязчивые цели…

- Но ведь создавая навязчивость, мы уменьшаем количество выборов!? Разве это полезно?

Здесь у вас всегда есть выбор: вы можете иметь навязчивость или не иметь. Так что выбор остаётся.

Просто в некоторых случаях полезным оказывается как раз определённое ограничение выборов. Например, так часто работает внушение - количество выборов уменьшается и остаются только нужные. Раньше мог ложиться спать перед работой и в час, и в три ночи, а теперь «полезное ограничение» - ложусь спать не позже одиннадцати вечера.

Демонстрация

Оператор: - Кому срочно нужна «полезная» навязчивость?

Клиент: - Мне нужно писать диплом.

О: - И что мешает тебе заняться этим?

К: - Я не могу себя заставить. Понимаю, что нужно это сделать, но надолго меня не хватает.

О: - И тебе действительно важно написать диплом?

К: - Да, мне это действительно надо! [конгруэнтно].

О: - Теперь подумай: если у тебя будет навязчивость «написать диплом», что ты потеряешь?

К: - Да много чего. Свободное время.

О: - Что ещё?

К: - Расслабленность. Возможность заниматься ерундой.

О: - Ты согласен с этой потерей?

К: - Да это особо и не потеря. Понятно, что дипломом надо заниматься. Сделаю – тогда и будет и свободное время, и всё остальное.

О: - Так согласен или нет?

К: - Да, согласен. [конгруэнтно]

О: - Чего в жизни ты хотел очень, очень сильно. Ну вот просто ОЧЕНЬ!!!

К: - Свой собственный смартфон. Действительно очень хотел.

О: - Вернись в то время, когда ты хотел этот смартфон. Как ты о нём думал? Ты его представлял, что-то говорил себе?

К: - Я его вижу, как он у меня в руках.

О: - Это ассоциированная картинка?

К: - Да, я вижу своими глазами.

О: - А какие ещё субмодальности у этой картинки?

К: - Она яркая, смартфон немного размытый, фона нет. Звука нет.

О: - Хорошо, давай немного отвлечёмся от смартфона. Как ты себе представляешь написанный диплом?

К: - Ну, папочка такая на столе лежит.

О: - Если сравнить образ смартфона и образ диплома - какие отличия?

К: - Диплом дальше, я его не держу в руках, он такой серый и неприятный. Маленький какой-то - смартфон большой. И там фон есть - стол, какие-то бумажки ещё.

О: - Хорошо, сделай сейчас так. Мысленно «вырежи» смартфон из пространства между руками и «отложи» куда-то в сторону - останется такая рамка в пространстве. В эту рамку вставь диплом - при этом её можно растянуть так, чтобы размер диплома был пропорционально больше размера смартфона. При этом руки тоже стоит развести на подходящее расстояние.

К: - Ух ты! Диплом сразу стал ярче и каким-то привлекательным. Обложка цвет поменяла.

О: - И что ты сейчас думаешь о дипломе?

К: - Я хочу эту вещь! Не так сильно, как смартфон, но хочу.

О: - Такой уровень привлекательности диплома тебе подходит? Это тебе не навредит?

К: - Ну может чуть поменьше.

О: - Попробуй уменьшить привлекательность - попробуй отодвинуть или уменьшить картинку, уменьшить яркость. Поэкспериментируй.

К: - Яркость работает. Если чуть уменьшить - будет уровень привлекательности совсем правильный.

О: - И такой уровень привлекательности тебя устраивает полностью? Не навредит тебе, если будешь думать о дипломе таким способом?

К: - С такой интенсивностью не навредит.

О: - Отлично. Подумай сейчас о том, как ты будешь «писать диплом». Как ты сейчас это воспринимаешь?

К: - Всё равно писать его не хочется. Сам диплом хочется, а писать его нет. Когда думаю об этом - бр-р-р.

О:- Мне бы хотелось, чтобы теперь ты нашёл то, чем тебя очень сильно тянет заниматься. Это могут быть компьютерные игры, чтение книг, просмотр фильмов. В крайнем случае – курение или переедание.

К: - Я что-то не могу придумать.

О: - Это могло быть в прошлом. Например, купил новою книжку и тянет дочитать со страшной силой. Или новая компьютерная игра – тянет играть и играть дальше.

К: - Да, вспомнил. Года три назад, когда поставил себе на компьютер новую игру, сидел просто ночами.

О: - Вернись на три года назад, когда ты только поставил себе на компьютер эту игру. Тебя к ней сильно тянет. Как ты о ней думаешь?

К: - Она у меня постоянно крутится в голове. И хочется постоянно думать о ней.

О: - Как она там у тебя крутится? Ты её видишь?

К: - Да, есть картинка. Только экран монитора, больше ничего. По нему фигурки бегут. Всё такое яркое.

О: - А звук есть?

К: - Звука нет. Только экран и всё.

О: - Что ты чувствуешь, когда смотришь на эту картинку?

К: - Тянет. Хочется сесть за компьютер и играть дальше.

О: - А где находится это ощущение?

К: - В районе солнечного сплетения. Такое тянущее ощущение. Сильное.

О: - Хорошо. А теперь подумай о том, как ты пишешь диплом. Как ты это воспринимаешь внутри себя?

К: - Это такая большая смутная картинка, там какие-то образы, экран компьютера.

О: - Где расположена эта картинка?

К: - Вон там, вдалеке.

О: - Она яркая?

К: - Нет. Смутная, тёмная.

О: - А картинка игры где расположена?

К: - Вот здесь, прямо передо мной. Она достаточно большая и всё заслоняет.

О: - Она яркая?

К: - Да, яркая, правда тоже смутная.

О: - Фон есть?

К: - Нет, фона нет. Только экран монитора и больше ничего.

О: - А на образе «пишу диплом»?

К: - Ну, там есть и компьютер, и какие-то листы.

О: - Звук есть?

К: - Да, здесь я себе постоянно говорю, что надо писать и тому подобное.

О: - Подведём итог на данный момент. Навязчивая картинка: ярче, расположена близко, фона нет, звука нет, кино.

К: - Да, правильно.

О: - Давай попробуем изменить образ, как ты пишешь диплом. Сделай его таким же ярким, как и образ игры.

К: - Становится просто более неприятно. И голос, который говорит, что я должен это делать, тоже становится громче.

О: - Верни как было. Теперь приблизь и поставь картинку «пишу диплом» на то же самое место, чтобы она находилась перед тобой так же, как и картинка с игрой.

К: - Хочется отойти.

О: - Сделай как было. Для тебя написание диплома – это образ компьютера, бумаг, что это в первую очередь?

К: - Это и бумаги, и экран компьютера.

О: - Убери фон. Оставь только бумаги и экран компьютера.

К: - Можно бумаги переместить и поставить рядом с экраном?

О: - Да, можно.

К: - Та-а-ак. Да. Получилось. Картинка как-то сама приблизилась и стала более яркой. И этот дурацкий голос исчез.

О: - Как ты сейчас думаешь о «написании диплома»?

К: - Пора бы этим заняться!

О: - Что ты чувствуешь, когда сейчас думаешь об этом?

К: - Тянущее чувство. Похоже, как в случае с игрой, но не совсем такое. Но тоже тянет.

О: - Тебя устраивает такая интенсивность? Или хочется усилить или ослабить?

К: - Думаю, сейчас подходящая интенсивност - она меня вполне устраивает.

О: - То есть такой уровень навязчивость «написания диплома» тебе подходит? Тебе не навредит, если ты будешь думать о написании диплома таким образом?

К: - Вполне устраивает. И не навредит.

О: - Посмотри в своё будущее. Как то, что ты сделал сейчас, изменит его?

К: - Диплом пишу. Сижу и пишу целыми днями. Но без фанатизма.

О: - Это то, что ты хотел?

К: - Да.

О: - Спасибо. Успехов.

Комментарии

- Можно было бы работать в этом случае с кинестетикой?

С теми ощущениями, что мы проверяли? Не рекомендую - они нам нужны для проверки результата. Это мета-кинестетика, которая как раз и сообщает об оценке. Вы же для того, чтобы машина ехала быстрее, не станете просто подкручивать спидометр.

- Всегда ли стоит в этом случае делать навязчивой цель?

Это вам придётся определять для себя самим. В некоторых случаях стоит сделать навязчивыми только цель или только процесс. А у некоторых навязчивостей, вроде «заниматься бегом», просто нет какой-то явной конечной цели.

- Когда полезно иметь навязчивость к процессу, а когда к цели?

Навязчивость к процессу крайне полезна, когда вам нужно что-то долго делать: писать реферат, чинить машину, шить костюм. Если поведение навязчиво, вы можете им долго и с удовольствием заниматься. Навязчивость исключительно по отношению к цели полезно иметь, когда желательно иметь больший выбор в вариантах поведения, но точную конечную цель. Например, придумать новый рекламный слоган или бизнес-идею. Но чаще бывает полезно иметь навязчивость и к цели, и к процессу её достижения.

- Если мы создадим навязчивость по отношению к цели, не возникнет сама навязчивость по отношению к процессу?

Не обязательно, хотя возможно. Можно навязчиво думать о цели, но при этом ничего не делать без дополнительной мотивации для её достижения. Или вообще ничего не делать.

- А субмодальности навязчивости цели и процесса разве не одни и те же?

Не всегда. Что-то будет общее, но могут быть и различия. Что и было во время этой демонстрации.

- Навязчивое поведение приятно?

Навязчивость не обязательно делает действие приятным. Скорее то, что нам сильно нравится, может стать навязчивым. Правда и это не обязательно. Навязчивое поведение может быть и нейтральным, и неприятным. Многие курильщики говорят, что курить им не нравится и они не понимают, почему продолжают курить. Тут вопрос в реализации намерения и вторичных выгод - привлекательность способа не обязательна. Но если вы создаёте полезную навязчивость - лучше сделать её приятной.

По шагам

1. Важность цели

Определите (рабочую) цель, которую вы хотите получить. Достаточно ли вам важно достигнуть её?

2. Навязчивость цели

  • выберите что-то, что вы хотели очень сильно получить (эталонная цель);

  • найдите субмодальные различия между образами рабочей и эталонной целей;

  • определите критическую субмодальность навязчивости цели и смените эту субмодальность рабочей цели;

  • проверьте, подходит ли уровень привлекательности рабочей цели - при необходимости уменьшите или увеличьте;

  • сделайте экологическую проверку.

3. Навязчивость процесса

Проверьте, появилась ли навязчивость у процесса достижения рабочей цели.

Если нет, и вы считаете навязчивость процесса полезной, создайте эту навязчивость:

  • определите процесс, при помощи которого вы считаете наиболее эффективным достижение этой цели (рабочий процесс);

  • найдите действие, по отношению к которому у вас есть или была навязчивость (эталонный процесс);

  • найдите критическую субмодальность навязчивости и смените эту субмодальность рабочего процесса;

  • проверьте, устраивает ли вас уровень привлекательности рабочего процесса - если нет, то отрегулируйте;

  • сделайте экологическую проверку.

4. Проверка работоспособности

Проверьте, работает ли изменение. Как вы теперь относитесь к цели и процессу её достижения? Насколько сильно вам хочется заняться этим?

5. Экологическая проверка

Не повредит ли вам это изменение?

6. Привязка к будущему

Посмотрите в своё будущее. Что там изменилось?

«Взмах» или как контролировать курение

К «Взмаху» у меня достаточно трепетное отношение. В каком-то смысле с него у меня НЛП и началось. В начале девяностых я купил несколько книжек по НЛП - ну как книжек, напечатанные на машинке листы ксерокопированные в масштабе два к одному и сшитые вместе. Отдал треть зарплаты. И среди этих книжек была «Используйте свой мозг для изменения» Ричарда Бендлера, где как раз и был описан «Взмах». А у меня была навязчивость - грыз ногти. Я попробовал - и получилось! Я перестал грызть ногти сразу после выполнения техники - это весьма меня впечатлило. В остальных различных психологических и не очень практиках, через которые я тогда проходил, всё это либо сделать не получалось, либо обещалось, что получится через несколько месяцев занятий. А тут сразу и реальный результат.

Техника «Взмах» одна из самых мощных субмодальных техник. Её большой плюс - она позволяет убирать навязчивости. Но не только - она прекрасно работает с проблемами типа «делаю, что не хочу делать», навязчивости только один из вариантов. Итак, «Взмах» позволяет работать с ситуацией:

  • раздражаюсь, когда на меня повышают голос;

  • курю, хотя и не хочу;

  • долго лежу после звонка будильника;

  • не могу остановиться - доедаю весь арахис (конфеты, шоколадки, чипсы) до конца;

  • постоянно сижу в соцсетях;

  • обижаюсь, когда меня перебивают;

  • ору на опоздавших;

  • грызу ногти;

Наиболее интересно здесь именно навязчивое поведение, когда человек продолжает что-то делать, даже если считает, что делать это не стоит. Типичный пример навязчивого поведения - курение. Человек может считать, что это плохо, вредно, неправильно, сто раз дать себе обещание прекратить - но всё равно продолжать курить.

Ещё раз напомню, что не все курильщики не контролируют процесс - то есть не у всех есть навязчивость. Точно так же не для всех, кто играет в компьютерные игры или пользуется соцсетями, есть навязчивость.

Главное здесь

отсутствие контроля.

Человек хочет прекратить «делать это», но у него не получается.

Так вот.

«Взмах» возвращает контроль над поведением

а не просто прекращает его. То есть «на выходе» вы сможете играть в компьютерные игры, есть шоколад или арахис, сидеть в соцсетях и даже курить - если сочтёте это нужным. Или не станете этого всего делать, если не захотите.

У меня была клиентка, которая выкуривала две пачки сигарет в день. Мы с ней поработали, сделали «Взмах». Через полгода я её встречаю:
- Лена, как твои дела с курением?
- Ты знаешь, я курю - хочется раз в месяц посидеть с сигаретой и чашечкой кофе на балконе.
На мой взгляд это отличный результат.

- Но ведь курить плохо!

Вы уж сами решайте, что вам плохо, а что нет. Некоторые считают, что есть мясо плохо, а другие - что не есть. Моя задача здесь показать способ, при помощи которого вы сможете контролировать своё поведение и делать то, что считаете правильным - или не делать то, что считаете неправильным.

С чем работаем

Для начала, нам нужно определиться, с чем мы работает - с каким поведением. Напоминаю, что сюда подходит почти все варианты нежелательного поведения, которые можно описать как «делаю то, что не хочу делать» (нежелательное поведение именно в смысле отсутствия контроля над ним).

Кроме фобий и сильных страхов - для работы с ними «Взмах» не самый подходящий вариант. Есть специальная техника «Быстрое лечение фобий».

Ключ

Для того, чтобы сделать «Взмах», нужно найти «ключ» - это может быть

либо то, что запускает нежелательное поведение,

либо то, что обязательно предшествует нежелательном поведению.

Например, что может запускать нежелательное поведение:

  • голос, который говорит «пойдём покурим»;

  • характерные интонации в голосе собеседника;

  • крупный образ конфеты;

  • образ красного кружочка с цифрой, сообщающей о количестве непрочитанных новых сообщений в facebook;

  • картинка с большой тарелкой арахиса.

Обязательно предшествует нежелательному поведению - что точно присутствует в ситуации и максимально близко по времени к началу нежелательного поведения:

  • образ руки с сигаретой при курении;

  • образ руки с конфетой;

  • звук будильника;

  • образ руки с рюмкой;

  • образ ложки с едой;

  • образ смартфона в руке с открытым facebook.

Этот образ обязательно должен быть ассоциированным.

При этом «запускающий» ключ берём именно такой, какой присутствует в опыте - именно такой голос с фразой, точно такой же образ пирожного. А вот с ключом «присутствует в опыте» придётся поработать - сделать его достаточно общим и неопределённым: образ каких-то пальцев с какой-то сигаретой, образ вилки с какой-то едой.

«Взмах» часто просто блокирует нежелательное поведение - рука с сигаретой просто не поднимается или останавливает на пути, у человека появляется тошнота, когда он вставляет сигарету в рот. Но если ключ не доработан - то у Клиента появляется множество способов обойти прерывание стратегии. В моей практике были варианты, когда человек после «Взмаха» мог курить, но только левой рукой (в образе ключа была правая рука) или только сигареты с белым фильтром (в образе ключа была сигарета с жёлтым фильтром). Ричард Бендлер приводит вариант, когда человек мог курить чужие сигареты, так как в образе ключа он доставал сигарету из своей пачки.

Я-образ

Следующий шаг - создаём Я-образ себя, контролирующего это поведение. Наделяете его способностями:

  • удовлетворять все те потребности, которые раньше удовлетворялись при помощи проблемного поведения;

  • получать плюсы от контроля поведения;

  • способность быть гибким – придумывать новые варианты поведения.

Для этого нам нужно определить позитивное намерение и вторичные выгоды.

Для определения намерения задаём вопросы:
- Что [это] тебе даёт?
- Что ты от [этого] получаешь?
- Зачем ты [это] делаешь?
А для выяснения вторичных выгод:
- Что ещё [это] тебе даёт?
- Что ещё при помощи [этого] ты получаешь?

Преобразуем это всё в способности:

  • спокойствие - способность быть спокойным;

  • стабильность - способность поддерживать стабильность;

  • удовольствие - способность получать удовольствие.

Выясняем, что человек получит от того, что начнёт контролировать поведение: самоуважение, уверенность, гордость, здоровье, - и тоже преобразуем в способности.

Создаём «Я-образ» себя успешного (мудрого, смелого, клёвого и тому подобное) и передаём ему способности:

  • удовлетворять намерение и вторичные выгоды курения (переедания, раздражения);

  • получать выгоды от контроля курения;

  • быть креативным - придумывать новые варианты поведения.

А теперь нужно поиграться с «Я-образом» - сделать его максимально привлекательным, но реальным - таким, к которому стоит стремиться. Его можно приблизить, сделать более ярким или контрастным - поэкспериментируйте.

Есть множество привлекательных, но нереальных вещей - вроде принца на белом коне или умения летать как Супермен.

Замена

Следующий шаг - обучить наше бессознательное прерывать старый нежелательный паттерн и запускать доступ к «Я-образу». Для этого нам надо несколько раз заменить «ключ» на «Я-образ». Представляете «ключ» - заменяете его на «Я-образ» - отвлекаетесь. Как заменять:

  • представляете «ключ», а «Я-образ» падает сверху и заслоняет его;

  • «Я-образ» вырастает из точки в углу;

  • «ключ» и «Я-образ» находятся на гранях вращающегося куба;

  • в аудиальном варианте: начинаю слышать ключевую фразу - она прерывается и идёт фраза «Я-образа».

Ещё варианты вы можете подсмотреть или подслушать в телепередачах, презентациях или компьютерных играх - там есть множество примеров смены слайдов.

«Махать» стоит 5-6 раз. Если не получилось - ещё 5-6 раз, но с большей скоростью.

Проверка работоспособности

Сначала проверяете, что с «ключом». Если сработало, он становится «неустойчивым»: съёживается, тает, отдаляется, его очень трудно удержать во внимании, на его месте возникает «Я-образ».

Потом хорошо бы сделать поведенческую проверку: дать человеку в руку сигарету и попросить закурить (шоколадку и попросит откусить, смартфор и запустить facebook). Если сработало:

  • рука останавливается (обычно в той точке, где был образ «ключа» - если ключ внешний);

  • рука вообще не поднимается;

  • совершенно нейтральная реакция на сигарету, пряник, шоколад;

  • при попытке закурить возникает тошнота;

  • шоколад/конфета/печенье совершенно безвкусные.

И так далее в том же духе.

Замечания

  • «Взмах» не прекращает поведение, а возвращает контроль - то есть вы не бросите курить, но сможете контролировать курение.

  • «Взмах» не создаёт заранее новое поведение вместо старого - мы встраиваем «генератор нового поведения», который порождает новые способы реализации намерений прямо в ситуации.

  • По опыту после «Взмаха» человек либо полностью перестаёт курить (есть марципаны, играть в Angry Birds), либо делает это намного реже. За 15 минут работы - это весьма хороший результат.

  • Клиент должен быть достаточно мотивирован на изменение. Точно так же, как человек может убрать навязчивость, также он может её и восстановить. Один молодой человек после «Взмаха» просто не мог поднять руку с сигаретой. Как он описывал: «Как будто в руке пудовая гиря». Но через неделю опять начал курить (хотя и сильно меньше) - как он описывал, ему было интересно, сможет ли он справиться с этим «весом». Справился.

  • Если работаете с навязчивостью, лучше, чтобы клиент был достаточно «неудовлетворён» в этот момент - не курил несколько часов, не проверял соцсети. С «удовлетворённым» сложнее делать проверку работоспособности.

  • Лучше всего «махать» в визуальной или аудиальной модальности. В кинестетической получается очень редко - она слишком медленная.

  • «Махать» стоит не больше 5-6 раз. Если не получилось - попробуйте ещё раз, но с большей скоростью перехода (чаще всего не получается именно из-за этого). Если и это не получилось, стоит ещё раз проверить ключ - может стоит выбрать другой, - или «Я-образ» - достаточно ли он привлекателен, все ли намерения и вторичные выгоды учтены.

По шагам

Техника

1. Нежелательное поведение

Определите нежелательное поведение типа «я делаю то, что не хочу», которое хотите изменить.

2. Ключ

«Ключом» может быть триггер, запускающий поведение.

Для того, чтобы выяснить триггер, задаются вопросы:

- Как ты узнаёшь, что пора начать делать это?

- Что тебя заставляет делать это?

Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа, который обязательно присутствует в ситуации. Например:

  • курение – образ руки с сигаретой;

  • переедание – голос, который говорит «съешь ещё»;

  • раздражение – образ разъярённого лица начальника.

Такой образ важно сделать как можно более универсальным, чтобы он повторялся во всех ситуациях. В примере с курением: не конкретная пачка сигарет, а какие-то пальцы с какой-то сигаретой. И этот образ должен быть ассоциированным.

3. «Я - образ»

Вначале нам нужно найти намерение и вторичные выгоды проблемного поведения. Для выяснения намерения вы задаёте вопросы:

- Зачем ты это делаешь?

- Что тебе это даёт?

Понятно, что вместо слова «это» вы подставляете проблемное поведение: курение, переедание, грызение ногтей и т.д.

Для выяснения вторичных выгод вы задаёте вопросы:

- Что ещё ты от этого получаешь?

- Для чего ещё ты это используешь?

Потом вы выясняете, что получит человек от нового состояния.

- Зачем ты хочешь прекратить это?

- Что тебе даст твоё новое состояние?

Предварительно проверьте экологию:

- Это изменение может тебе как-то навредить в жизни?

- Согласен ли ты с этой потерей?

- Как ты можешь компенсировать или уменьшить эти потери?

После этого создайте «Я-образ». Внесите в него способности:

  • удовлетворять намерение и вторичные выгоды проблемного поведения;

  • получать выгоды от контроля этого поведения;

  • быть креативным - придумывать новые варианты поведения.

Его критерии:

  • отражает способности и качества человека, а не поведение;

  • обладает способностью создавать новые варианты поведения (гибкость);

  • диссоциирован от клиента;

  • имеет размытый фон;

  • нравится клиенту;

  • реален.

Сделайте этот образ максимально привлекательным и мотивирующим.

4. Замена

Представьте образ «ключа».

Очень быстро замените его на образ желательного состояния (метафоры: слайд-проектор с двумя слайдами, резкая смена кадра, маленькая картинка «Я-образа» в углу большой (ключа) вырастая заслоняет его, и так далее)

Отвлечение: погасите все образы, посмотрите вокруг.

Повторите процедуру 5-6 раз. Старайтесь с каждым шагом ускорять процесс замены образов. Вы достаточно долго можете смотреть на образ ключа, на «Я-образ», но замена должна происходить очень быстро. Для скорости можно помогать себе щелчком пальцев, взмахом руки.

5. Проверка работоспособности

Предложите клиенту вспомнить образ «ключа» и откалибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на первом шаге техники? Также узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ «ключа» - если всё сработало, он будет «неустойчив».

Поведенческая проверка: предложите клиенту начать делать то, что раньше предшествовало нежелательному поведению - попробовать закурить, съесть печенье, проверить новости в соцсетях. Может ли он контролировать это поведение?

Если эффект недостаточен - вернитесь на предыдущий шаг и повторите замену с большей скоростью.

6. Экологическая проверка и подстройка к будущему

Спросите Клиента, может ли новое поведение как-то помешать ему в жизни.

Если может - вернитесь на второй шаг (образ желаемого состояния) и внесите туда необходимые ресурсы.

Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение.

Демонстрация

Оператор: - Хорошо, Женя. Какое поведение тебя не устраивает?

Клиент: - Я курю.

О: - А чего хочешь?

К: - Ну как. Бросить курить.

О: - И как ты себя представляешь «бросившим курить».

К: - Я не курю.

О: - Ты и сейчас не куришь.

К: - Я не курю в тех ситуациях, где раньше курил.

О: - А что ты делаешь?

К: - Ну, не знаю. Что-то другое.

О: - Например?

К: - Вот тут ступор.

О: - Жень, я тебе хочу предложить немного другой способ думать об этом. Просто предложение - может быть тебе понравится. Готов?

К: - Ну, да.

О: - Как тебе такой вариант: ты можешь контролировать своё курение - хочешь куришь, хочешь нет.

К: - Но я хочу прекратить курить.

О: - Контроль - это если хочешь делаешь, а не хочешь - не делаешь.

К: - А если я захочу покурить?

О: - Если ты действительно захочешь и сочтёшь это приемлемым в этой ситуации - то да, сможешь курить. Тут нет задачи создать запрет, тут задача вернуть тебе контроль над поведением.

К: - Если так, то наверно такой вариант мне нравится больше.

О: - Теперь представь себя «контролирующего курение».

К: - Да, сейчас получается. Я либо продолжаю делать то, что делал до этого, либо делаю что-то другое, нужное в ситуации.

О: - Тебе нравится то, что ты видишь?

К: - Да, я этого хочу.

О: - И действительно сильно хочешь?

К: - Да! [Конгруэнтно]

О: - Замечательно. Жень, а как ты узнаёшь, что пора курить. Может ты чувствуешь ощущение жжения во рту или у тебя есть голос, который говорит: «Пора курить».

К: - Голоса нет точно. А ощущение. Да, есть ощущение. Тянущее такое ощущение в горле.

О: - И когда ты его чувствуешь, тебе хочется курить?

К: - Наверно.

О: - А ты можешь его сделать сильнее?

К: - Да, могу. Да, вот сейчас очень хочется курить.

О: - Сделай его менее интенсивным. … Хорошо. А теперь покажи как ты куришь.

К: - Вытаскиваю сигарету из пачки, зажимаю губами, щёлкаю зажигалкой…

О: - Ты всегда закуриваешь правой рукой?

К: - Сейчас… Нет, могу и левой.

О: - А держишь сигарету одинаково, двумя пальцами?

К: - Да, держу всегда одинаково.

О: - Тогда сделай такую картинку: сигарета, зажатая двумя пальцами. Но так, чтобы не было понятно, правая это рука или левая. Просто два пальца. И некая абстрактная сигарета.

К: - Да, сделал.

О: - Отлично. А теперь сделай так: ты видишь руку с сигаретой и тут же чувствуешь тянущее ощущение в горле.

К: - Сейчас. Да, сделал.

О: - Хорошо. Пока этот образ на время забываем. А что ты получишь, если бросишь курить?

К: - Здоровье. Ещё буду сам себя больше уважать. Большее уважение на работе.

О: - Это всё?

К: - В основном, да.

О: - А не в основном?

К: - Женщинам буду больше нравиться! [Интенсивная положительная невербальная реакция]

О: - Итак: здоровье, самоуважение, уважение на работе, привлекательность для женщин. Так?

К: - Так. Только я бы сказал, не самоуважение, а уважение себя. Самоуважение это несколько другое.

О: - Хорошо: здоровье, уважение себя, уважение на работе, привлекательность для женщин?

К: - Да!

О: - Отлично. А теперь немного о другом. Женя, зачем ты куришь. Что тебе это даёт?

К: - Да вроде ничего особо не даёт.

О: - Если бы совсем ничего не давало, ты бы наверно и не курил бы. Давай подумаем, если ты это делаешь, зачем то тебе это нужно.

К: - Привычка, я думаю.

О: - Но любая привычка что-то даёт. Например, люди грызут ногти чтобы успокоиться, а чистят зубы, чтобы чувствовать себя лучше и чтобы зубы были здоровыми. А ты для чего куришь?

К: - Ну, если подумать… это возможность расслабиться ... время разбить. Закончил дело, вышел, покурил и хорошо. Для чего ещё? Наверно раньше было самоутверждение, но сейчас это уже не важно. Вроде бы всё.

О: - Итак, ты куришь для того, чтобы расслабиться и время разбить?

К: - Да. [Неуверенно]

О: - Давай подумаем ещё. Что ещё тебе это даёт? Самоутверждение?

К: - Нет. [Когруэнтно]

О: - Может это возможность познакомиться: вышел в курилку и познакомился. Или способ отвлечься.

К: - А, да. Наверно это способ получить удовольствие. Иногда выйдешь на балкон, чашка кофе, сигарета…

О: - Итак, расслабиться, разбить время, удовольствие?

К: - Да! [Конгруэнтно]

О: - Хорошо. Давай подумаем, а как по другому ты можешь получать расслабление, удовольствие и разбивать время? Нам нужно для каждой потребности найти не менее трёх новых способов.

К: - Расслабляться. Так. Могу полежать, сходить в душ. Ещё можно почитать что-нибудь лёгкое, газету или детектив. В игрушку компьютерную простенькую сыграть. За окно посмотреть – у нас на роботе там улица. Довольно забавно на людей смотреть.

О: - Для того, чтобы расслабиться ты можешь: полежать, сходить в душ, сыграть в простенькую компьютерную игрушку, посмотреть за окно?

К: - Да. Так, удовольствие… Ну, тоже почитать, в душ сходить. Кино посмотреть. Поболтать с кем-нибудь. Порисовать – я рисовать люблю.

О: - Замечательно. Для того, чтобы расслабиться ты можешь: почитать, сходить в душ, поболтать, порисовать?

К: - Ещё можно прогуляться с женой, в кафе с ней зайти или в ресторан. А с чашкой кофе на балкон и без сигареты можно выйти.

О: - Хорошо. Теперь как ты можешь другим способом разбивать время?

К: - Если на работе – тоже сыграть в игрушку. За окно посмотреть. Ещё можно встать и сделать пару упражнений. Наклониться, присесть.

О: - Для того, чтобы разбить время: сыграть в игрушку, посмотреть за окно, сделать несколько упражнений.

К: - Да, наверно всё. [Конгруэнтно]

О: - Хорошо. Давай тогда договоримся. Я обязуюсь помочь убрать тебе тягу к курению, но за это нужно заплатить. Временем, усилиями. Ты готов?

К: - М-м-м. Да!

О: - Хорошо. Что ты больше всего не любишь делать?

К: - Скандалить.

О: - А из того, что ты контролируешь.

К: - Пылесосить не люблю. Возиться с этой штукой…

О: - Отлично. Давай договоримся так. Я помогаю тебе убрать тягу к курению, а ты обязуешься. Во-первых, использовать новые найденные варианты поведения для того, чтобы расслабляться, разбивать время и получать удовольствие. Во-вторых, ты в течении месяца обязуешься пылесосить свою квартиру в течении часа, за каждую закуренную сигарету. Договорились?

К: - Да! [Конгруэнтно]

О: - Тогда идём дальше. То, что ты перестанешь курить может тебе как-то навредить в жизни?

К: - Нет, что вы!

О: - Создадим следующий образ - образ Жени, который контролирует курение, он такой пышущий здоровьем, очень уважает себя, крайне уважаем на работе. И все женщины от него просто без ума. Это может быть достаточно размытый образ, но ты в него вкладываешь эти характеристики.

К: - Сейчас. Да… Сделал.

О: - Хорошо, а теперь добавь ему туда умения расслабляться, получать удовольствие и разбивать время. Просто как способность.

К: - Сейчас попробую. То есть он там не получает удовольствие, а я просто наделяю его этой способностью?

О: - Да.

К: - Так. Сделал.

О: - И ещё добавь туда способность быть гибким. То есть придумывать как что-то делать по-другому.

К: - И это сделал.

О: - Как мы его назовём? Успешный, счастливый, жизнерадостный?

К: - Пусть будет Успешный.

О: - Что ты ещё хочешь этому Успешному Жене добавить?

К: - Хотелось бы довить ему спокойствия, жизнерадостности и энергичности.

О: - Замечательно. Добавь.

К: - Да.

О: - Нравится тебе этот образ?

К: - Ну да…

О: - Сделай его тогда достаточно ярким и привлекательным для себя. И пусть он будет на пустом фоне. Только образ Успешного Жени и всё. Знаешь, так в рекламе или в клипах бывает: на экране только модель или певец, и больше ничего. Сплошной белый или серый фон.

К: - О-о-о. Да. Сделал.

О: - Теперь он тебе нравится?

К: - Вполне.

О: - И он достаточно для тебя реален? Это не вроде Супермена?

К: - Вполне реален.

О: - Отлично. А теперь когда ты на него смотришь, что ты чувствуешь?

К: - Такую бодрость в теле и распирание в груди.

О: - Отлично. Теперь дальше. Помнишь, раньше были такие диапроекторы, в которые можно было вставить два слайда. И перещёлкивать.

К: - Да, помню.

О: - Представь. У тебя такой диапроектор. Первый слайд – это сигарета в пальцах. Второй слайд – образ Успешного Жени. Когда ты смотришь на первый слайд, ты чувствуешь тянущее ощущение в горле. Но ты можешь щёлкнуть переключателем, и вместо слайда с рукой появляется образ Успешного Жени и ты будешь чувствовать бодрость во всём теле и распирание в груди.

К: - Да, чувствую.

О: - А теперь я сначала расскажу, а потом ты будешь делать. Ты включаешь первый слайд – чувствуешь тянущее ощущение в горле – щелчок – ты видишь слайд с Успешным Женей – чувствуешь бодрость и распирание в груди – отвлекаешься и смотришь по сторонам. Так надо сделать пять раз. Ты можешь относительно долго смотреть на образ руки с сигаретой, относительно долго смотреть на образ Успешного Жени, но щелчок должен быть максимально быстрым. Старайся сделать его с каждым разом всё более быстрым. Я буду помогать тебе щёлкая пальцами: рука с сигаретой - [щелчок пальцами] смена слайдов - отвлекись. [5 раз]

...

О: - Отлично. Представь себе образ с рукой.

К: - Трудно. Он куда-то уплывает и вместо него появляется вот этот второй образ. Успешный.

О: - Хорошо. Попробуй закурить.

К: - Чёрт, рука не идёт. Да и не хочется что-то. Я вот сейчас смотрю на сигарету, и совершенно курить не хочется.

О: - Замечательно. А теперь посмотри на Женю в различных ситуациях, где раньше он бы курил. Пусть это будут ситуации из разных контекстов: дома, на работе, на улице. И по времени тоже – завтра, через неделю, через месяц. Всего три-пять ситуаций. Устраивает ли тебя, что Женя там делает?

К: - Посмотрел. В общем, хорошо. Что не курит – точно.

О: - Это то, что ты хотел?

К: - Да, вполне!

О: - Спасибо!

Вопросы

- Зачем вы несколько раз переспрашивали про то, зачем он курит и что он получит от контроля курения?

Я проверял критерии - все ли мы выяснили.

- Обязательно ли договариваться, что если он начнёт курить - то будет делать что-то неприятное.

Не обязательно, но часто достаточно полезно. Это даёт мотивацию поддерживать новое поведение и ощущение контроля.

- Если человек просит сделать так, чтобы он вообще не мог курить? Для надёжности.

Если он так хочет, и это достаточно конгруэнтно и экологично, можно после «удаления навязчивости» поставить ему на ощущение сигареты во рту какой-нибудь сильно отрицательный якорь. Спросите, что ему очень сильно не нравится из еды. Или спросите, что бы он почувствовал, если бы внезапно съел червяка или гусеницу. Ну и так далее. А потом перенесите этот якорь на ощущение сигареты во рту.

- Что будет, если не убирать навязчивость, а просто наставить этих отрицательных якорей на сигарету?

Тогда он возможно будет мучатся, но курить. С рвотой, с омерзением и прочими забавными реакциями. Я не считаю, что это достаточно экологичный способ.

- Зачем нам сознательно искать способы удовлетворения потребностей, потом заключать договор, несмотря на то, что во «Взмах» встраивается генератор нового поведения?

Для мотивации поддерживать новое поведение. «Взмах» мощная техника, но при желании человек сможет вернуть старое поведение. Если он берёт обязательства - вероятность намного меньше.

Взрыв навязчивости

Ещё один способ избавиться от навязчивость - «взорвать» её. Как с воздушным шариком - если надуть слишком сильно, он лопнет. Здесь так же. Выясняете критическую субмодальность навязчивости - усиливаете-усиливаете-усиливаете её - бабах, навязчивости нет и вы можете контролировать своё поведение.

А дальше нюансы.

Критическая субмодальность навязчивости

Сначала надо выяснить критическую субмодальность навязчивости - то есть ту субмодальность, которая влияет сильнее всего. Вы её усиливаете - и желание «сделать это» пропорционально растёт, уменьшаете - пропорционально падает. И эта субмодальность влияет на изменение больше, чем остальные.

В некоторых случаях при изменении критической субмодальности автоматически будут меняться и остальные: например, меняете размер и одновременно меняется яркость и контрастность.

Наиболее типичный навязчивый образ (чаще навязчивость связана с визуальным каналом): яркий, большой, чёткий объект на размытом или отсутствующем фоне. Этот набор вы регулярно встречаете в рекламе, это же мечта маркетолога - создать непреодолимое желание купить «ЭТО».

При этом критическими субмодальностями чаще всего бывают:

  • размер объекта;

  • размер картинки;

  • яркость объекта;

  • размытость или отсутствие фона;

  • соотношение яркости фона и объекта;

  • «выпрыгивание» объекта - резкое приближение при фокусировке на объекте.

Как «взрывать»

Вам повезло и у вас критическая аналоговая субмодальность - вроде размера объекта. Вы её быстро увеличиваете, соответствующее ощущение нарастает, нарастает, нарастает - переходит порог - и «БУМ!!!» - исчезает. И мозг перестаёт распознавать печенье/сигарету/пиво как навязчивый объект.

 

Взрыв навязчивости

«Взрыв навязчивости» относится к техникам порога в которых вы берете сильную реакцию, но не уменьшаете её, а наоборот усиливаете, пока она не перейдёт «порог».

Здесь две важные характеристики - скорость и степень усиления. Усиливать субмодальность надо максимально быстро. А усиливать может прийтись довольно сильно: Стив Андреас описывает случай, когда сигарету пришлось увеличить «до размеров Вселенной». Не обязательно так критично - иногда хватает усиления/увеличения на 100-300 процентов.

Вам повезло меньше и у вас критическая дискретная субмодальность - например, отсутствие фона. Или вы довели субмодальность до максимума - например, увеличили яркость до предела, а «взрыва» нет. Тогда можно использовать способ «накачки»: многократное повторение первого способа. Представили печеньку - увеличили яркость до предела - опять представили печеньку в исходном виде - увеличили яркость до предела… И так до тех пор, пока не «бумкнет».

Кинестетика более медленная система, чем визуальная, и она не успевает полностью «сброситься» при смене картинок. Так что вы именно её «накачиваете», поэтому усиление субмодальности и переход к исходной картинке должны быть максимально быстрыми.

В результате

Вы возвращаете контроль над поведением. Печенье можете есть, сигареты курить, пиво пить - но без навязчивости. Но лучше в конце сделать «Взмах» - в первую очередь для того, чтобы добавить способность находить новые варианты поведения для удовлетворения намерения и вторичных выгод.

По шагам

1. Выявите навязчивое поведение, которое хотите изменить

Обязательно сделайте предварительную экологическую проверку - не повредит ли вам

2. Определите критические cубмодальности навязчивости

3. «Взорвите» навязчивоcть

Если у вас аналоговая критическая субмодальность - просто быстро её усиливаете до тех пор, пока метакинестетика навязчивости не исчезнет.

Если у вас дискретная критическая субмодальности или простое увеличение аналоговой субмодальности не дало результата - используйте метод «накачки». Он является многократным быстрым последовательным повторением первого метода: вы берёте критическую субмодальности и многократно быстро её усиливаете до тех пор, пока метакинестека навязчивости не исчезнет.

4. Проверьте результат

Подождите пару минут и проверьте результат. Представьте, что раньше вызывало навязчивость и откалибруйте реакцию. Потом, если есть возможность, возьмите предмет навязчивости в руки - сигарету, смартфон с открытым фейсбуком, пряник - и посмотрите на реакцию.

Исследуйте, во всех ли контекстах поведение изменилось.

5. Сделайте технику «Взмах»

Если поведение изменилось не во всех контекстах и контекстов, где навязчивость проявлялась, много (вроде курения) - дополнительно сделайте технику «Взмах».

Где проходим

Успешное Мышление 2

По теме

Презентация:: Техника: Взмах

Техника:: Взрыв навязчивости 

Статья:: Бросаем курить: использование техники "Взмах" при работе с навязчивостями

Техника:: Взмах

79. Взрыв навязчивости

78. «Взмах» или как контролировать курение

77. Создание полезной навязчивости