Инструменты изменения - это при помощи чего мы делаем изменение, в первую очередь как мы вносим ресурсы.

Инструменты касаются именно того, как мы вносим ресурс. Например, якоря в НЛП постоянно используются при консультировании: обычно якорятся как минимум актуальное, желаемое и нейтральное состояния, но при этом внесение ресурса в контекст может быть сделано при помощи субмодальностей или инструкций бессознательному.

Я выделил девять наиболее часто используемых инструментов:

  • якоря;
  • субмодальности;
  • мета-состояния;
  • разделение на части;
  • рефрейминг;
  • сознательный контроль;
  • инструкции бессознательному;
  • экстериоризация;
  • интериоризация.
Естественно, это не все возможные инструменты - есть и ещё. Например, подкрепление (оперантное обучение), столь любимое бихевиористами. Но в НЛП используется мало, так что здесь я его упоминать не стал.

Якоря

При помощи якорей можно вызывать нужное состояние и легко переносить его в нужный контекст. Образцовый инструмент.

Субмодальности

Субмодальности кодируют оценку. Меняем кодировку - меняем оценку. Обычно субмодальные техники требуют довольно индивидуального подхода и создаются, фактически, под каждую конкретную задачу: у одного человека критическая субмодальность неуверенности место, у кого-то цветность, у кого-то форма. И в зависимости от этого меняется конечная техника.

Но есть некоторое количество техник, в которых используются наиболее «популярные» субмодальности. Например, удаление картинки для большинства будет приводить к уменьшению интенсивности связанных с ней переживаний («Регулировка интенсивности переживания»). Во «Взмахе» при «махании» картинок мы используем субмодальности размера, яркости и ассоциации-диссоциации и для большинства это работает. Но для кого-то более эффективными могут оказаться расстояние, контраст или фокус.

Ричард Бендлер в «Используйте свой мозг для изменения» как раз предлагает исследовать, что будет во «Взмахе» работать для вас лучше.

Мета-состояния

Мета-состояния позволяют как изменить отношение к ситуации, так и «разрушить» или «закрепить» нужные паттерны. У Майкла Холла практически к любому паттерну – от «Взмаха» до «Смены убеждений» - есть вариант, основанный на мета-состояниях.

Разделение на части или принципы

В некоторых случаях удобно представить, что человек состоит или в нём присутствуют части личности, уровни восприятия и т.д. В результате мы можем сказать, что за поведение отвечает какая-то часть личности человека, побеседовать с ней и убедить вести себя более правильно. Или представить, что субъективный мир человека состоит из состояний, целей, оценок и действий. И т.д.

Используется: «Интеграция конфликтующих частей», «Шестишаговый рефрейминг», «Сущностная трансформация», «Выравнивание логических уровней».

Рефрейминг

Рефрейминг здесь используется в общем смысле – новый взгляд на ситуацию. Так что сюда подходят не только «официальные» рефрейминги – разговорный и фокусы языка, - но и любые другие способы. То же трёхпозиционное описание, взгляд из другой «роли», с другого нейро-логического уровня или другого метапрограммного набора.

Сознательный контроль

Типичный пример сознательного контроля - когда человека просят вспомнить какое-то состояние, а потом усилить его. Или удерживать состояние спокойствия в заданной ситуации. На самом деле этот подход намного шире - это и удержание нужной мысли или эмоции, и шкалирование состояния, и сознательное расслабление мышц, и управление громкостью голоса.

Инструкции бессознательному

Как-то Ричард Бендлер говорил, что бессознательно сделает всё, что вы захотите, если его правильно проинструктировать. Инструктировать можно по-разному, давая команды (пресуппозиции, вложенные сообщения), проводя по шагам техники (Шестишаговый рефрейминг), вставляя инструкции (при чём не обязательно речевые) в метафоры.

Например, есть большая тема, как можно встроить технику в метафору. И вообще сделать технику неявно.

Интериоризация

Реально выполняемые элементы действия заменяются на воображаемые. Регулярно используемый приём в НЛП, например, при проверке результата интервенции: «Представь себя в ситуации и определи, как ты теперь себя ведёшь?»

Так же используется при обучении новым навыкам – предлагается мысленно выполнить действия.

Экстериоризация

Элементы действия, выполняемые обычно в уме, либо «озвучиваются», либо материализуются в действиях с реальными предметами. Сюда будет относиться, как словесное описание внутреннего процесса, так и предметов – надписи на бумажках и манипуляции с ними, рисование внутренних образов, соотнесение людей с предметами или куклами и т. д.

Так что когда Клиент описывает, что именно он делает внутри себя, когда он обижается - это как раз экстериоризация.

Гибридизация

Использования разных инструментов в одной технике. Например, в «Шестишаговом рефрейминге» одновременно используются разделение на части и инструкция бессознательному, а в «Интеграции конфликтующих частей» разделение на части и якоря.

Подробнее