Объединим в одну схему модели и инструменты изменения. Получим таблицу. Уже знакомые техники НЛП в ней распределятся так:
• «EMDR» - подходящее состояние - сознательный контроль
• «SCORE на линии времени» - перенос ресурса - якоря
• «Адреналиновый барометр» - перенос ресурса - сознательный контроль
• «Алфавит» - подходящее состояние - сознательный контроль
• «Быстрое лечение фобий» - разрушение паттерна - субмодальности
• «Взмах» - увеличение выборов - субмодальности
• «Взрыв навязчивости» - разрушение паттерна - субмодальности
• «Выравнивание критериев» - нахождение баланса - экстериоризация
• «Выравнивание логических уровней» - нахождение баланса/перенос ресурса - разделение на части
• «Генератор нового поведения» - увеличение выборов - интериоризация
• «Избавление от взаимозависимости» - изменение метафоры - экстериоризация
• «Изменение личностной истории» - перенос ресурса - якоря
• «Интеграция конфликтующих частей» - нахождение баланса - якоря/разделение на части
• «Коллапс якорей» - разрушение паттерна - якоря
• «Круг совершенства» - увеличение выборов - якоря
• «Лечение приобретённых аллергий» - разрушение паттерна - якоря
• «Мета «Да» - перенос ресурса - мета-состояния
• «Походка могущества» - нахождение баланса - сознательный контроль
• «Размер переживания» - изменение метафоры - экстериоризация
• «Смена субмодальностей» - перенос ресурса - субмодальности
• «Стратегия Уолта Диснея» - нахождение баланса - разделение на части/рефрейминг
• «Шестишаговый рефрейминг» - нахождение баланса/увеличение выборов - разделение на части/инструкции бессознательному
• «Шоколад леди Годивы» - перенос ресурса - субмодальности
Но более интересно используя эту таблицу придумывать новые техники.
Порядок создания
Если описать создание техники по шагам:
- Область применения – для решения каких задач эта техника служит, границы применения.
- Модель изменения.
- Инструменты.
- Дополнительные ограничения: кто определяет, какие элементы обязательно должны быть использованы и так далее.
- Шаги техники.
- Мысленное проигрывание процесса использования техники и внесение изменений.
- Испытания в реальности.
- Использование на практике.
Примеры техник
Сначала максимально простые - когда заданы только модель и инструмент изменения.
Перенос ресурса - рефрейминг
- Определите контекст (общение с женой), АС (раздражение).
- Опишите фразой «требование» к жене в этой ситуации: «Жена должна ко мне хорошо относиться»
- Попробуйте разные модальности по отношению к вашему ожиданию, например: хотелось бы, вынуждена, хорошо бы, может, вероятно, не должна... Отмечайте, как меняется представление ситуации.
- Выберите наиболее подходящий вариант отношения: «Хотелось бы, чтобы жена ко мне хорошо относилась».
- Экологическая проверка
- Привязка к будущему.
Нахождение баланса - сознательный контроль
- Определите контекст (общение с женой) и АС (раздражение).
- Вспомните состояние гармонии и прошкалируйте его.
- Представьте себе варианты поведения в этой ситуации для разных уровней гармонии, например для значений 10-30-50-70-90 процентов.
- Определите, какой «уровень гармонии» вы бы хотели как базовый в отношениях с женой. Мысленно несколько раз проиграйте эту ситуацию с данным «уровнем гармонии» подбирая немного разные варианты поведения.
- Экологическая проверка
- Привязка к будущему.
Увеличение выборов - экстериоризация
- Определите контекст (общение с мужем) и АС (раздражение).
- Нарисуйте символ ситуации.
- Придумайте 3 новых успешных варианта поведения в этой ситуации и нарисуйте символы этих новых вариантов поведения.
- Перерисуйте символ ситуации так, чтобы там присутствовали элементы всех символов новых вариантов поведения.
- Если символ нравится – проинтегрируйтесь с ним.
- Как изменилось ваше поведение в ситуации? Если что-то не устраивает – вернитесь на 4-й шаг и измените символ ситуации.
- Экологическая проверка
- Привязка к будущему.
Изменение метафоры - субмодальности
- Определите контекст (общение с мужем), АС (раздражение) и ЖС (спокойствие).
- Придумайте метафоры для раздражения (бенгальский огонь) и спокойствия (свеча).
- Найдите субмодальные различия между образами «бенгальского огня» и «свечи».
- Замените субмодальности «свечи» на субмодальности «бенгальского огня».
- Как изменилось ваше отношение к ситуации?
- Экологическая проверка
- Привязка к будущему.
Но можно добавить условий. Например:
Актуальное состояние: не могу быстро установить раппорт
Модель изменения: перенос ресурса
Инструмент изменения: интериоризация
Определение ресурса: Оператор
- Контекст - общение, АС - проблема с быстрым установлением раппорта, ЖС - умение быстро устанавливать раппорт.
- Оператор предлагает Клиенту игру, в которой тот сможет научиться что-то делать легко и быстро. Вроде, синхронного вращения руками в разных направлениях или отбивание определённого ритма.
- Клиент запоминает состояние, когда у него что-то получается легко и быстро.
- Представляет себе ситуацию коммуникации, мысленно добавляет туда это ресурсное состояние и проигрывает в голове до тех пор, пока раппорт в этой мысленной ситуации не будет достигаться легко и быстро.
- Делает этот процесс ещё 3-5 ситуациями.
- Эффективность поведения проверяется разыгрыванием коммуникативной сценки с Оператором.
- Экологическая проверка
- Привязка к будущему.
Актуальное состояние: трудно сосредоточиться
Модель изменения: увеличение выборов
Инструмент изменения: разделение на части
Обязательно использовать: пространственные якоря
- Контекст - работа, АС - трудно сосредоточиться, ЖС - умение сосредотачиваться.
- Определяем роли - у одной трудности (1) со сосредоточением, другая это умеет (2) в разных ситуациях.
- Делаем пространственные якоря для каждой из ролей.
- В состоянии роли 1 выбираем трудную ситуацию, переходим в роль 2 и ищем подходящие варианты решения - не менее трёх. Потом опять в роль 1 и ещё одна трудная ситуация. Всего 5-7 ситуаций.
- Мысленно проверяем, как это теперь работает.
- Экологическая проверка
- Привязка к будущему.
Генератор заданий на конструирование техник