Сначала согласуем карты.

Репрезентация - текущее внутреннее стабильное представление опыта.

Проекция - временное представление опыта «под задачу», изоморфная метафора.

Когда вы определяете, как внутри выглядит ситуация и какие у неё субмодальности - это репрезентация. А вот если вы рисуете эту же ситуацию на листе - проекция.

В НЛП используются оба варианта. Например.

  • Субъективная линия времени - репрезентация; линия времени в «Изменении личностной истории» - проекция.

  • Фраза, звучащая в голове - репрезентация; она же, написанная на листе - проекция.

  • Внутреннее представление набора ценностей с определением их места в «ментальном пространстве» - репрезентация; нарисованная на листе «карта ценностей» - проекция.

  • Внутреннее представление мест в ментальном пространстве - «убеждён», «сомневаюсь», «готов поверить», «верю», «не верю», - репрезентации; а помеченные на полу бумажками соответствующие области в технике «Музей старых убеждений» - проекции.

  • «Социальная панорама» работает с репрезентациями; «Семейные расстановки» по Хеллингеру - с проекциями (хотя расстановки к НЛП и не относятся).

  • Изменение кинестетичекой субмодальности уровня эмоционального возбуждения - репрезентация; представление изменения этого уровня в виде шкалы на полу в технике «Адреналиновый барометр» - проекция.

Ещё репрезентации: внутреннее представление убеждения с базой; внутреннее представление Я-концепции с базой, ощущение эмоций, вспоминание любимой мелодии...

Ещё проекции: образ взаимозависимости в виде верёвки в технике «Избавление от взаимозависимости», представление целей или ценностей в виде шаров в окружающем пространстве, рисунок человека, обозначение нейрологических уровней в виде бумажек на полу в технике «Выравнивание логических уровней».

У каждого из способов есть свои плюсы и минусы

Репрезентация позволяет работать с текущим представлением опыта «напрямую». Но выявление репрезентации требует времени и не всегда возможно.

Проекция обычно используется для перевода в более контролируемую модальность - бумажки с надписями, люди в пространстве, рисунки, просто случайные предметы, которые чем-то назначаются, представление ощущения в виде шара... Либо для сокращения сбора информации - например, когда цели, ценности, люди представляются в виде шаров/надписей во внутреннем пространстве, а не в виде образов со своими субмодальностями.
И вы можете тогда менять метафору - и будет меняться репрезентация (в идеале).

Но при этом

проекция будет работать только если она изоморфна репрезентации.

То есть если вы создали даже отличную проективную метафору сложной ситуации, совершенно не очевидно, что изменение этой метафоры приведёт к изменению представления о ситуации. Всё зависит от того, насколько метафора изоморфна репрезентации. К тому же изоморфность может быть на этапе построение метафоры, но теряться при попытках её как-то перестроить.

Подытожу

Плюсы репрезентации:

  • осознание текущего представления опыта;

  • возможность воздействовать на текущее представление «напрямую»;

  • сразу видно, какие изменения произошли;

  • из-за всего вышесказанного - больший контроль.

Минусы репрезентации:

  • возможная сложность с осознаванием;

  • большое время на сбор информации;

  • сомнение в точности представления;

  • невозможность продемонстрировать другим;

  • сложности изменения в слабо контролируемой модальности.

Плюсы проекции:

  • перевод в более контролируемую модальность - бумажки можно легко двигать, людей передвигать по пространству, «цвет» ощущения в виде образа можно легко менять;

  • возможность показать, хотя бы частично, внутреннюю структуру другим людям, в том числе консультанту;

  • уменьшение времени на сбор информации;

  • однозначность и часто «физичность» представления.

Минусы проекции:

  • главный минус: проекции хорошо работают только если проекция изоморфна репрезентации, что бывает далеко не всегда;

  • результат процесса часто не осознаётся клиентом;

  • неопределённость с определением достижения результата.