с 12 июля
онлайн-марафон

🤯 Стресс-контроль

учимся управлять уровнем стресса
20 заданий в telegram на 10-20 минут в день
до 3 июля 3000 2000

О марафоне

Я не буду здесь особо описывать, что такое стресс. Но несколько важных вещей про него скажу. Стресс вполне нормальная (даже необходимая) реакция на неблагоприятные условия. Проблемы возникают, когда стресса много. Либо по интенсивности, либо по длительности, либо и то и другое одновременно. В дикой природе стресс связан с физической угрозой: гепард гонится за антилопой и у обоих стресс - если гепард не догонит антилопу, он останется голодным, если догонит - антилопе конец. В нашей текущей реальности физических угроз стало намного меньше, зато люди научились создавать себе стресс психологически. Когда стресс в нужный момент и нужной интенсивности (эустресс) - это полезно, он подбадривает и мотивирует. А вот когда не там и не сколько нужно (дистресс) может довольно сильно вредить. На этом марафоне мы будем тренироваться контролировать стресс - чтобы его было сколько нужно и когда нужно. А когда не нужно - не было. Для этого будем учиться его замечать (самыми разными способами - от приборных до самооценки), управлять своим состоянием, менять оценку текущих ситуаций и прорабатывать ситуации будущие и прошлые.

 

Темы

  • что такое стресс
  • стресс полезный и не очень
  • калибровка уровня стресса
  • оптимальный уровень стресса
  • способы управления состоянием
  • техники быстрой переоценки текущей ситуации
  • техники работы с хроническим стрессом

Примеры заданий

Субъективные признаки стресса

Стресс можно отслеживать разными способами, в том числе и оценивая собственное состояние. Здесь нам нужно будет сравнить 3 состояния:
🔸состояние, когда стресса нет - я буду называть его нейтральным;
🔸состояние с полезным стрессом - эустресс;
🔸состояние с вредным стрессом - дистресс.

1️⃣ Выберите 3-4 ситуации, когда вы точно в негативном стрессе (дистрессе), 3-4 ситуации когда вы в эустрессе и 3-4 ситуации, когда вы в нейтральном состоянии. Например:
• нейтральные - утренняя пробежка, чтение книги, вождение машины;
• эустресс - компьютерная игра, мозговой штурм, написание статьи;
• дистресс - чтение и просмотр новостей, скандал с женой, выволочка у начальника.

2️⃣ Найдите, что общего в каждой группе ситуаций - в первую очередь в субъективных переживаниях. Постарайтесь найти не менее 5 признаков для каждой группы.
• нейтральные - внутреннее равновесие, ровное дыхание, ощущение спокойствия, расслабленность, вовлечённость в ситуацию, контроль;
• эустресс - сосредоточенность, вовлечённость в ситуацию, бодрость, мотивированность, контроль, равновесие, ровное дыхание, симметричные жесты и поза;
• дистресс - отсутствие контроля, подавленность, дыхание зажатое, вовлечённость в ситуацию, потеря симметрии.

3️⃣ Найдите различия между этими группами, особенно обратите внимание на отличия дистресса.
• дистресс отличается от эустресса и нейтрального состояния потерей контроля, подавленностью, потерей симметрии и  зажатостью дыхания;
• эустресс отличается от нейтрального состояния бодростью, сосредоточенностью и высокой мотивированностью; от дистресса наличием контроля, ровным дыханием и симметричной позой.

4️⃣ Выберите критерии, по которым вам легче всего определять в каком состоянии вы находитесь. 
Например: контроль, дыхание, бодрость.
• в нейтральном состоянии есть контроль, ровное дыхание, но я расслаблен;
• в эустрессе есть контроль, ровное дыхание и бодрость;
• в дистрессе потеря контроля, зажатое дыхание и подавленность.

5️⃣ Чётко для себя определите сенсорные признаки этих критериев.
• контроль: если есть внутреннее кино развития ситуации и моих возможных действий - контроль есть, если же картинка серая или просто мельтешение кадров - отсутствие контроля;
• дыхание:  если дыхание плавное, я больше дышу животом, то дыхание ровное, если же есть задержки, дыхание верхнее, ощущение зажатости в груди, то дыхание зажатое;
• состояние: мышцы и губы расслаблены, ощущение тепла и расслабления в плечах - расслабление; мышцы оптимально напряжены, лёгкая улыбка, ощущение вибрации в груди - бодрость, мышцы напряжены и зажаты, ощущение давления на плечи, сжатые губы - подавленность.

6️⃣ Регулярно в течение дня калибруйте в каком состоянии вы сейчас находитесь: в нейтральном, эустрессе и дистрессе. Полезно это записывать для себя.
• 7:37, завтрак - нейтральное;
• 8:20, пробежка - нейтральное;
• 8: 35, смотрю новости - дистресс;
• 9:15, еду на работу - нейтральное;
• 12:35, пишу статью - эустресс;
• 14:55, совещание - дистресс;
• 17:20, обсуждение - эустресс;
• 19:50, играю - эустресс;
• 22:15, читаю новости - дистресс.

Техника «Отказ»

Достаточно простая и быстрая техника, которую можно использовать для избавления от уже ненужных❗️ обид, эмоций, требований и тому подобное. – Они должны быть внимательны ко мне. – Я до сих пор на него обижена. – Если кто–то опаздывает на встречу я страшно волнуюсь.

Для работы вам потребуется пара листов бумаги и чем рисовать: фломастеры, карандаши, ручки, восковые мелки.

1️⃣ Экологическая проверка
Что вы потеряете, если откажетесь от этого? Приемлема ли для вас эта потеря? Если да – идем дальше. Если нет – то значит вам нужен другой способ изменения.

2️⃣ Рисуем
Ну, если готовы – то вперёд, бумага в вашем полном распоряжении. Сосредоточьтесь на претензии, состоянии, эмоции – и нарисуйте её. Как бы перенесите на бумагу. Желательно, чтобы рисунок был абстрактный - это даже не совсем рисунок, а просто набор линий. При этом старайтесь прочувствовать эмоцию достаточно полно, если карандаш скрипит и почти рвет бумагу – это хороший признак!

Называть умными словами то, что вы рисуете, совершенно не обязательно. Достаточно прочувствовать и представить. Вообще, когда рисуете, чем меньше внутренних слов – тем лучше. Просто рисуйте.

3️⃣ Отказ
Когда эмоция вся перешла на бумагу - если одного листа мало, то можно взять и ещё – самая сладкая и приятная часть данной техники. Надо всё это изничтожить. Со страшным треском порвать на мелкие кусочки. И выкинуть в помойное ведро. Короче, символически уничтожить.

4️⃣ Проверка результата
Вспомните человека, ситуацию с которыми вы работали и определите, что изменилось. Обычно отношение становится более нейтральным, спокойным.