Самый простой контекст применения проективных метафор - это работа с «одномерной» характеристикой: весом, зарплатой, силой эмоции, артериальным давлением или временем подъёма.

Техника «Размер переживания» в предыдущей главе как раз пример управления размером.

Здесь можно использовать проективные метафоры как для определения текущего «размера», так и для изменения этого самого «размера».

Например, определение «размера»:

  • постановка цели, связанной с изменением размера: «больше уверенности», «меньше злости», «выше зарплата»;

  • оценка числового критерия, например: «приемлемая зарплата», «длительность отношений для...», «время до работы»;

  • определение внутренних ограничений: «минимальное время для изменения», «максимальный заработок».

Но «размер» можно и менять (и обычно его вначале измеряют):

  • сила эмоции или переживания: злости, радости, обиды, страха;

  • «размер» качества: усидчивости, внимательности, контроля, мотивированности;

  • характерный уровень: стресса, эмоции, давления, времени сна, собственного веса;

  • настройка упомянутого выше числового критерия: «приемлемой зарплаты», «длительности отношений для...», «времени до работы»;

  • и, естественно, изменение внутренних ограничений: «минимального времени для изменения», «максимального заработка».

Определение размера

Постановка цели

Во многих случаях цель состоит в изменении «размера», вроде: увеличить уровень уверенности, уменьшить тревожность, повысить усидчивость или усилить мотивацию. Можно предложить просто оценит в баллах: сейчас уверенность на 3, а хочу 9; сейчас тревожность на 8, а хочу на 2 балла; мотивация сейчас 30%, а хочу 120%.

Использование проективной метафоры поможет определить это изменение точнее и экологичнее - за счёт калибровки и контакта с бессознательным.

Например, вы можете предложить клиенту представить диапазон изменений в виде шкалы на столе и при помощи какого-то небольшого предмета - ластика, монеты, флешки, ручки, - предложить ему сначала показать текущий уровень, потом желательный.

При этом и текущий, и желательный уровни стоит определять «интуитивно» - по калибровке сигналов бессознательного. Полезно так же вначале сделать растяжку - сдвинуться как в начало, так и в конец шкалы так, чтобы клиент испытал эти состояния и описал их.

Клиент: - Я слишком тревожный.

Оператор: - Ты хочешь избавиться от тревожности?

К: - Нет, тогда я стану безразличным. Я хочу её просто уменьшить.

О: - Когда ты говоришь о тревожности - это ведь не то, что ты делаешь всё время, все двадцать четыре часа в сутки?

К: - Когда я сплю я не тревожусь. Но вот в бодром состоянии я постоянно слегка на взводе, в тревоге.

О: - Хорошо, представь на столе шкалу среднего уровня тревожности. Где у тебя будет максимум - справа или слева?

К: - Справа.

О: - А максимум в единицах - это сто, десять, двадцать, тысяча?

К: - Пусть будет сто - сто процентов.

О: - Возьми монету - она будет маркером уровня твоей тревожности - и положи её в начало шкалы, когда у тебя уровень тревожности ноль. Прочувствуй это состояние и опиши его - как оно переживается, его плюсы и минусы.

К: - Очень спокойное и расслабленное состояние. Но в нём я практически не думаю о делах, о том, что надо что-то делать. Просто пребываю в этом спокойствии. Плюс - спокойно, минус - полностью отсутствует мотивация.

О: - Хорошо, помести монету в максимум, где у тебя сто процентов тревожности.

К: - Очень неприятное состояние - я весь взбудоражен, при чём как-то бестолково взбудоражен. В голове какой-то кавардак, куча разных мыслей. Конечно высокая мотивация, но она ни на что не направлена - просто выматывает.

О: - Хорошо, сдвинь монету на место, которое обозначает текущий уровень тревожности. Ориентируйся и на свои ощущения - где должна сейчас лежать монета. Помни, что её положение обозначает именно средний уровень тревожности.

К: - Вот где-то здесь, в районе семидесяти процентов.

О: - Как ты это определил?

К: - Когда она лежит в этом месте, я чувствую соответствие.

О: - Хорошо, сейчас начинай двигать монету в то место, где ей стоило бы лежать. Помня о том, что её положение обозначает подходящий уровень тревожности.

К: - Думаю вот здесь, в районе двадцати пяти процентов.

О: - Почему ты так решил?

К: - Я чувствую спокойствие и уверенность, когда она лежит на этом месте.

О: - Хорошо, давай проверим, действительно ли это оптимальное положение. Сдвинь монету чуть вправо, что ты чувствуешь?

К: - Появляется такое неприятное тянущее чувство в животе.

О: - Теперь наоборот, сдвинь монету левее выбранного положения.

К: - Тоже неприятно, но по-другому - сжимает горло.

О: - Хорошо, верни монету в выбранное положение. Расскажи про этот средний уровень тревожности, про его плюсы и минусы.

К: - Он воспринимается намного легче моего предыдущего - я более спокоен и мысли не скачут, а текут плавно, я могу в них разобраться. И здесь я достаточно мотивирован, чтобы заниматься нужными вещами, и при этом это не лихорадочное состояние. Я бы назвал его действительно оптимальным.

О: - Хорошо, то есть именно такой средний уровень тревожности ты хотел бы получить?

К: - Да. [конгруэнтно]

Оценка численного критерия

 

Численный критерий можно измерить: в градусах, метрах, рублях, часах. Можно создать метафору шкалы - отмаркировать рукой, расстоянием между пальцами, громкостью голоса или направлением взгляда, крайние точки (минимум и максимум), сделать растяжку между этими точками и откалибровать реакцию.

- Мы вам можем предложить ноутбуки от 15000 [маркируется рукой] до 35000 [маркируется рукой] рублей. Понятно, что есть варианты [несколько промежуточных маркеров] между этими цифрами. Подумайте, какая цена для вас будет оптимальной [проводится рукой от значения 15000 до значения 35000 и калибруется реакция].

В этом случае обычно не удаётся получить абсолютно точное значение, зато такой приём позволяет хорошо вписаться в контекст и не бомбардировать человека цифрами.

Изменение размера

Время изменений

Часто встречающееся ограничение при работе с клиентом - его представление о «времени изменений». «Я не могу измениться так скоро», «должно пройти время», «такие перемены слишком быстрые для меня». Пример, как можно использовать проективные метафоры для изменения этого ограничения.

Понятно, что у этих ограничений есть позитивное намерение, за ними может стоять какое-то убеждений - но проективные метафоры тем и хороши, что можно довольно быстро что-то менять не тратя времени на сознательный сбор информации и анализ.

К: - Я не думаю, что у меня получится измениться так быстро - должно пройти время.

О: - А сколько именно должно пройти времени?

К: - Я не могу так сказать...

О: - Хорошо, представь время, необходимое тебе для изменений, как пространство между руками. Каким оно должно быть?

К: - [разводит руки приблизительно на метр] Где-то вот столько.

О: - И вот это расстояние - сколько времени: неделя, две, месяц, год?

К: - Где-то две недели.

О: - Хорошо, что ты почувствуешь, если уменьшить это время [сдвигает руки клиента до полуметра] до недели?
К: - О-й! Это вызывает сильное напряжение.

О: - Хорошо, верни всё в исходное состояние. [разводит руки клиента обратно до метра]

К: - Да, так лучше.

О: - Сдвинь руки настолько, чтобы это было приемлемо для тебя и не вызывало напряжения.

К: - [сдвигает руки чуть-чуть] Вот так нормально.

О: - Сколько это по времени получается.

К: - Чуть меньше двух недель - дней тринадцать.

О: - И для тебя это нормальный срок?

К: - Да, вполне.

О: - И ты не чувствуешь какого-то напряжения, если всё произойдёт [показывает на руки] за это время?

К: - Нет, всё нормально.

О: - Хорошо, но если ты смог легко уменьшить это время, можешь уменьшить ещё чуть-чуть. Попробуй.

К: - [ещё сдвигает руки] Да, вот настолько ещё могу.

О: - Всё нормально получилось?

К: - Да легко.

О: - Отлично, и ты наверно сможешь ещё немного сдвинуть руки так, чтобы тебе было комфортно?

К: - [ещё сдвигает руки] Да, могу.

О: - Замечательно. Попробуй сейчас сделать следующее - сдвинь руки на небольшое, комфортное для тебя расстояние, прочувствуй, действительно ли тебе комфортно, и если да - сдвинь ещё. Сделай так несколько раз, пока тебе это вполне комфортно.

К: - [за несколько приёмов сдвинув руки до пятнадцати сантиметров] До такого расстояния вполне комфортно.

О: - А если ты ещё сдвинешь чуть-чуть?

К: - [сдвигает и раздвигает руки обратно] Неприятно, нарастает напряжение.

О: - Хорошо. То есть для тебя это вполне комфортный размер?

К: - Думаю, что да.

О: - А сколько это получается в днях?

К: - Где-то дня три.

О: - То есть тебе будет достаточно трёх дней, чтобы принять это изменение?

К: - Да. [конгруэнтно]

О: - И это тебе ни как не повредит?

К: - Нет, не думаю.

О: - Хорошо, тогда мысленно втолкни образ этого нового размера времени в себя, проинтегрируйся с ним.

К: - Да, сделал.

Привычный вес

У каждого человека есть «привычный вес» на данный момент - это тот вес, к которому стремиться тело. Вы можете сидеть на жёсткой диете, но достаточно расслабиться - и всё возвращается обратно. Не у всех, но бывает. Но этот самый «привычный вес» штука психологическая и настраиваемая.

Не обязательно, чтобы это было правдой - достаточно, чтобы клиент в это верил.

О: - Вот моток верёвки, выбери из него такое количество, которое обозначает твой привычный вес.

К: - [кусок верёвки около полутора метров длиной] Вот так.

О: - И сколько это?

К: - Девяносто килограмм.

О: - Отрежь этот кусок.

К: - [отрезает кусок от верёвки]

О: - Хорошо. А теперь просто неторопливо начинай искать тот размер верёвки, который обозначал бы для тебя новый, более правильный привычный вес. Ориентируйся на внутренние ощущения - новый вес должен быть достаточно комфортен для тебя.

...

К: - [несколько раз чуть уменьшает и увеличивает размер верёвки, в результате получилается около метра] Вот такой размер мне комфортен.

О: - Как ты об этом узнала?

К: - Когда я уменьшила верёвку до такого размера я почувствовала тепло в груди. И уверенность. Сейчас у меня такое понимание, что это то, что надо.

О: - Хорошо, а если чуть меньше?

К: - [немного уменьшая размер верёвки] Нет, так неприятно - напряжение в животе.

О: - Хорошо, верни обратно и немного увеличь относительно него.

К: - [немного увеличивает размер верёвки] Так можно, но это не столь комфортно. В том варианте, что я вначале выбрала, было лучше.

О: - Хорошо, вернись к оптимальному размеру.

К: - [немного уменьшая размер верёвки]

О: - И сколько это получается в килограммах?

К: - Семьдесят четыре - семьдесят пять килограмм.

О: - Отлично. И если у тебя будет такой привычный вес тебе это никак не повредит?

К: - Думаю нет, не повредит.

О: - Хорошо, тогда мысленно прими этот новый привычный вес, проинтегрируйся с ним.

К: - Сделала.

О: - Замечательно. Посмотри в своё будущее - что там изменилось?

К: - В ближайшем будущем я просто ем чуть меньше и больше гуляю. Когда смотрю дальше - не знаю, сколько это, - я вижу себя более стройной. И это получается скорее само собой, я себя не насилую - просто ем меньше, хожу в спорт зал, в бассейн.

О: - И то, что ты видишь, тебя вполне устраивает?

К: - Да. Вполне.

О: - Тогда отрежь лишний кусок от этой верёвки и выкинь его.

К: - [отрезает «лишний» кусок от верёвки и выкидывает в мусорное ведро]

О: - Мне бы хотелось, чтобы ты сохранила этот кусок верёвки, который обозначает твой новый характерный вес и сделала так, чтобы он тебе регулярно попадался на глаза. Можешь положить его на рабочий стол или сделать из него фенечку на руку.

К: - Да, так я и сделаю.

О: - Спасибо.

Упражнения

Что может быть метафорой?

Для различных задач с определением и изменением размера придумайте 10 вещей, которые можно использовать как проективные метафоры.

Определение цели

Для задачи, в которой целью является изменение размера, сделайте уточнение этой цели при помощи проективной метафоры. Например, при помощи положения предмета на воображаемой шкале на столе.

Напоминаю, что на этом этапе только определяется цель работы - после этого могут использоваться дополнительные техники и приёмы.

1. Представьте шкалу, определите её размерность.

2. Поместите предмет, играющий роль маркера, в начало и конец шкалы, прочувствуйте и оцените плюсы и минусы этого положения.

3. Передвиньте маркер по шкале в место, которое обозначает текущее состояние.

4. В лёгком трансе, ориентируясь на сигналы бессознательного, передвиньте его в новое оптимальное место на шкале.

5. Проверьте, действительно ли оно оптимально - сдвиньте чуть назад и чуть вперёд. Если сдвиги вызывают неприятные ощущения - всё хорошо. Если нет - ищите новое оптимальное положение маркера.

6. Сделайте сознательную экологическую проверку.

Изменение размера

Решите задачу изменения размера - уменьшения раздражительности, увеличения мотивации, - при помощи проективной метафоры.

Сначала делаются шаги 1-6 из предыдущего упражнения.

7. Соединитесь с метафорой нового оптимального размера состояния.

8*. Выкиньте остатки материалов (если были использованы материалы), обозначающих излишний размер - куски верёвки, бумаги, нитки, пластилина и т.д.

9. Привязка к будущему: для трёх ситуаций в будущем - завтра, через неделю, через месяц, - посмотрите, как изменится ваше поведение.

НЛП-практик:: Критерии

Курс:: Проективные метафоры: Правила

Курс:: Проективные метафоры: Типы проблем