Важные ценности

Фарелли при работе обычно ищет ценности и антиценности, на которые наиболее сильно реагирует клиент. Процитирую Юлию Синарёву:

«Темы, которые он прощупывает: секс, смерть, статус, власть и другие высокие ценности. Таким образом, от любой минимальной проблемы он выходит на глобальные контексты – самореализация, деньги, семья, самосохранение и т.д. Защититься, оставить какую-то тему закрытой практически невозможно – чем больше клиент показывает, что он не хочет об этом говорить, тем настойчивее Фарелли туда идет. Задача – помочь человеку прорваться через свой страх: либо увидеть, что там либо нет ничего такого страшного, либо обнаружить арсенал ресурсов, либо вскрыть действительно важную болячку, которая является причиной заявленного симптома.»

Вспоминаю Вирджинию Сатир: «Go to juice».

Условно можно выделить пять основных «областей».

Это именно «области» - конкретные названия ценностей (и антиценностей) либо берутся из речи клиента, но могут и вообще не называться — просто описываться.

Статус

Всё, что связано с социальным положением: место на карьерной лестнице, власть, известность, популярность, роль в группе.

Секс

В широком смысле этого слова: отношения с противоположным полом, роль в семье, секс, ориентация, отношения с партнёром.

Счастье

Чего человек хочет достичь, что ему важно в жизни. Его глобальные цели, их достижение и понимание.

Смерть

Отношение к смерти, к концу жизни, к тому, что «останется после тебя».

Страх

Чего человек больше всего боится, чего избегает в жизни и почему.


Эти ценности и антиценности Фарелли использует и как фокусы внимания, и как «рычаги воздействия».

Клиентка: - Ну, я думаю, было бы лучше [бросить курить] - жизнь улучшилась бы.

Фрэнк: - Ой, все так говорят, но это совершенно не обязательно так. А кроме того - разве ты не выглядишь более взрослой с сигареткой в руке? Скажи «Да». Потому что ты выглядишь как тинейджер.

Фрэнк: - Ты когда-нибудь чувствовала: «Ещё один день, ещё одна неделя, Боже мой». Нет? Ты никогда так не думаешь, что «хватит, и там я уже была, и это уже делала, и купила эту маечку»?


Фрэнк: - Сколько сигарет в день ты выкуриваешь?

Клиентка: - Две пачки - ну, сорок.

Фрэнк: - Две пачки - я курил две с половиной. Много десятилетий курил так. Две пачки - ну и что. Мне шестьдесят. Как ты думаешь - сколько ты проживёшь, прежде чем ты отправишься за своей вечной наградой? [Берёт Оксану за руку] О, миленькая моя ручка, холодненькая. 


Фрэнк: - Нет, через три года, возможно, у тебя случится приступ - бам. Это возможно. Знаешь, некоторые люди говорят: «Я могу получить рак лёгких». Ой, это то, что говорят врачи. А я говорю: «Да не обязательно - ты можешь сердечный приступ получить.[Изображает паралитика]Гу-у-у. И тебя разобьёт паралич и ты не сможешь говорить». Да, да. Я вижу как тебя разбивает паралич.

Клиентка: - Я, думаю, умру раньше, чем меня разобьёт паралич.

Фрэнк: - Ой, многие люди так думали - но у них не получилось. Знаешь, столько овощей, в которых мы поддерживаем жизнь. Потом, они теряют контроль над... ну ты понимаешь, о чём я. Просто наклонись, наклонись. [Смотрит Оксане за спину]. «Ой, несчастный случай», - так говорят. «Ой-ой-ой, подгузнички надо поменять. Да, мы сейчас сделаем так, что ты будешь хорошо пахнуть». Да, они поднимут тебе рубашку, снимут штанишки, заменят подгузники: «Теперь тебе лучше». 

Ощутимость ценностей

Ценности сами по себе довольно абстрактны - они даже выражаются номинализациями вроде «справедливость», «статус», «смерть», «здоровье». Так что некоторые ценности для человека могут быть и важны, но при этом «далеки и непонятны». То есть слово то вроде важное, но вот что за ним стоит... Знаете, как для большинства подростков «здоровье» - довольно абстрактное понятие. То есть слово важное - вряд ли кто из них скажет, что «здоровье» не важно, - но особо не связано с их жизнью. Или «смерть» - то есть понятно, что эта штука существует, но не для меня. У подростков и детей вообще часто есть убеждение, что «я буду жить вечно» - по крайней мере они себя часто так ведут.

Так что часто надо дать «прочувствовать» ценность. В славном городе Екатеринбурге есть куча подростков. И многим из них нравится тюремная романтика - блатные песни, прикиды, анекдоты. Местные миллиционеры сделали простую вещь - вывезли их на несколько дней пожить в реальной зоне. И романтика сразу куда-то подевалась.

То, что иногда делает Фарелли - заставляет человека ощутить и поверить в реальность важных для него вещей: смерти, беспомощности, здоровья.

Фрэнк: - Думала: «Когда я умру?». И сколько лет тебе осталось. И тогда возникает вопрос: «Когда ты будешь вынуждена умереть?», и есть ещё другой вопрос: «Сколько ты хочешь жить на земном уровне?»


Фрэнк: - ... Однажды на демонстрацию вышел врач и сказал, что у него есть проблема. Он сказал, что он хочет бросить курить. Я сказал ему: «Зачем. В конечном итоге ты бросишь курить. Я абсолютно тебе это гарантирую. Ну может быть это будет, когда у тебя будет всего-навсего половина лёгкого, а второе лёгкое и половину этого вырежут, потому что там рак. А потом ларинготомия у тебя будет, потому что всё горло будет охвачено. Ты при этом всё-равно можешь курить.» У-у-у-у. Да?